?

Log in

No account? Create an account
 
 
10 February 2014 @ 05:39 am
Конференция Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве - ч.4  
Международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве». Конспект 9 февраля
Секция [памяти профессора Е. И. Пронина] «Профессиональная идентичность журналистов и национальная идентичность аудитории»
Руководитель Елена Пронина, Московский институт открытого образования.
Елена Пронина сказала что слово медиапсихология предложил Евгений Иванович. Он видел далеко вперед. Я рассчитываю на коллегиальность мы вместе поднимем. Тема медиапсихологии только поднимается. Термин национальная идентичность аудитории тоже предложил Евгений Иванович. Последняя тема Евгения Ивановича по гранту РГНФ идентичность коммуникатора в современной коммуникации. Те кто был на конференции в прошлом году видел выступление замминистра Алексея Волина. Получился естественный эксперимент, запись собрала сразу сто тыс откликов. Вчера попала на выступление Пургина Алта-пресс и по-моему совпало с тем что говорил Волин год назад. Он построил свою формулу идентичности. В откликах писали что так и есть, но не должно быть. Пропаганду можно просто сжечь. Аудитория все хорошо понимает. 80% возмущенных, 10% скептически-сокрушающихся и 2% против (?). Борьба за Интернет разворачивается. Выступление Пургина позавчера что журналистика должна претерпеть институциональную реформу. Журналисты должны стать полезны пользователям социальных сетей. Превратиться из инфотейнмента в то что интересно читать людям. То что говорил Евгений Иванович реальность антиномична. 75% пресс-релизы т.е. подготовленный PR

Л.М.: 75% пресс-релизы это Вартанова говорила год назад, а Вакурова пять лет назад. Я очень широко использую пресс-релизы в своей самопальной журналистике, иногда достаточно нахлобучить хлесткий заголовок.
По моей аналитике это действительно был эксперимент. Но он гораздо шире и результат глубже. Вы помните кто задавал вопросы? Почему Московкина вырезали?

Наталья Федотова (Белорусский университет) по образованию журналист и работала в журналистике до 2011 года пока не защитила диссертацию и прошла переподготовку. Мотивация обучения и специфика формирования профессиональной идентичности. Студенческая работа. Интересно посмотреть как в условиях прессинга журналисты работают и почему идут в журналистику? У нас на факультет журналистики набор примерно такой же. Что привлекает абитуриентов к профессии журналиста: улучшить жизнь общества 58%, экстремальная профессия 39%, стремление к власти и влиянию на людей 26,7%, столько же собственные версии возможность общения, творчества, общения. Представления о журналистике достаточно примитивные, о сути работы мало. Цели и достижения признание людей 20%, возможность помогать обществу 17,5%, 10% перспектива трудоустройства, 15% хотели бы видеть себя главным редактором, 12,5% создать свое издание, 5% поступить в университет. Мотивация обучения в вузе методика Ильиной: приобретение знаний на первом месте, овладение профессией отодвинулось, получение диплома на втором месте. Большинство опрошенных стремится к тому чтобы называться журналистом, чем журналистом быть. Получили более двухсот тестов: формула темперамента, диагностика способности к эмпатии, тест агрессивности опросник Почебут, опросник на выгорание MBI адаптированный Водопьяновой. Исследование будет продолжаться, в поле мы пойдем потому что ситуация в профессии Белоруссии плачевная. Аналог ЕГЭ в Белоруссии есть централизованное тестирование. На мой взгляд представления о профессии у поступающих на факультет журналистки нет, это скорее видеоряд. Некие романтизированные и мифологизированные преставления. К концу обучения разочаровываются. То что приходится делать в редакции, зависимость. Журналистика это испытание, унижение начальством. Это очень большое испытание непростой путь. И конечно это профессия немассовая. Должен быть высочайший конкурс. Плюс это не должны быть дети после школы. Люди должны понять что они хотят. Самоагрессия и цинизм до суицида.
Пронина сослалась на отклики к Волину, что некий романтизм нужен.

Две выпускницы Журфака от Пронина Мария Цыпенкова и Анна Дерябина проводили такое исследование. Как вы определили идентичность? У нас выявилось семь типов идентичности. Человек может видеть себя экстремалом, общественником. У Федотовой нет ответа на этот вопрос. те кого опрашивали в 2012 году приходят к финалу через два года и можно продолжить. Я хочу выявить деструкции, опасность профессии чтобы подтвердить свои наблюдения.

Л.М.: В России пять-семь лет назад влиятельность журналистов резко возросла во время кризиса и журналисты буквально под облака взвились, оторвавшись от реальности. Готовы все терпеть от своего начальства и от редакции, лишь бы сидеть на этом облаке. В Белоруссии как оказалось тоже.

Давид Петросян (Ереванский университет) Журналист и национальная аудитория на примере армянского народа. Сопровождается манипуляциями, нарушением этических норм. Газеты избегают развернутых материалов. На первом плане проправительственные материалы. Оппозиционные вступают в полемику. Доходит до оскорблений. Флоренский: художник должен приставлять не только с т.зр. взгляда но и восприятия. Аудитория сама диктует направленность предпочтений журналиста. под подобную диктовку рождались журналы для молодежи женщин. Аудитория интеллектуальная сам журналист. Оппозиционная аудитория в стране формируется активная прослойка с гражданской позицией, которая имеет потребность в профессиональных журналистах, способных бороться вместе с ней. Парадигмы те же, но русскоязычная пресса не изучалась. Молодежь сама требует, если бы не писали серьезные статьи, журналы бы не продавались. У нас ведется информационная война с Турцией, Азербайджаном. Сегмент сети на армянском активно развивается.

Вероника Сорокина (Московский городской психолого-педагогический университет) Формирование нового психотипа личности под влиянием информационно-коммуникативных технологий. Психолог работаю в гимназии для одаренных детей. Беда современных детей очень поздно начинают говорить. В советское время в год ребенок должен был знать восемь слов. Сейчас их вытягивают к трем годам. Объяснений много. Раньше детей туго пеленали. Сейчас свобода, иначе кричит. Есть версия что тугое пеленание заставляло ребенка сосредоточиться на своих внутренних ощущениях. К восьми месяцам над коляской прикрепляются гаджеты. Начиная с года ребенок хочет есть только под мультфильм. В школу приходят с неразвитой речью. Ко второму классу у всех мобильные телефоны обмениваются SMS. Играть сами дети не умеют. Игра из подручных объектов это только специально организованный кружок. Отсутствует работа с книгой. Много проблем коммуникативных. Инфантильность детей, увлеченность виртуальным миром. У меня ребенок высокомерный с двух лет. Я немного утрирую, указывая самые болевые точки. Кем хочешь быть: девочка спецназ, мальчик военный. Самая популярная профессия дизайнер одежды. Куклы Братз как новый стиль жизни. Эмоциональный опыт жизни мало востребован. Если есть рядом гаджет, все отодвигается. Читать любят единицы из класса.

Завершая, Пронина выразила надежду на продолжение.

Л.М.: На вопрос Федотовой у меня есть совершенно внятный ответ, я эволюционный генетик просто знаю что с человеком происходит. Говорить не буду, потому что много пишу. Сейчас общая проблема в пандемическом росте тревожности и именно в коммуникативных проблемах, пандемии болезней сна и общения, резко отодвигается социализация. Люди переживают климакс как усиление перманентной пубертации. У журналистов заметно больше. Волна привела к росту неуверенности людей во власти и свою очередь чувству зависимости от СМИ и конкретных журналистов. А у журналистов те же проблемы о чем сказала Федотова. В 90-х одна командная модель сменилась на другую, в 2008 действующая модель испытала идеологический дефолт. Лазутина пыталась пробить тезисы и не смогла. В прошлом году случился перелом, навязанная повестка отторгалась и оказалось что заменить ее нечем, журналисты не могут без наркотика зависимости. Отсюда обезьянничанье все гоняются за эксклюзивами и пишут одно и тоже, новость попадает на полосу либо санкционированная провокация либо старость кто-то уже опубликовал. В итоге мы видим ретроградов-неудачников, продолжающие цепляться за внешний диктат. И серьезно рванули СМИ которые СМИ не являются строго говоря Парламентская газета учрежденная ФС и Парламентский час где работают госслужащие в штате Думы. Но все говорят о проблемах. Найти работника труднее чем найти работу. Чтоб коллектив работал, без репрессий невозможно. И есть два типа главного редактор: Павловский профессионалов держит не более полугода, а в АиФ всех стравливали друг с другом.

Секция «Российская наука в повестке дня региональных СМИ»
Руководитель Юрий Батурин не смог приехать, сообщила Мария Аникина. у секции многолетняя история. У нас есть университетская лаборатория присутствие науки.

Ольга Шувалова (Левада-центр, до этого ВША) Образ науки в России.
Социологи всех стран всегда что-то хотят улучшить, но летит сопоставимость. 2/3 респондентов уверены в высоком уровне российской науки. В США 80% хотели бы видеть своих детей учеными-естественниками. Ученые среди уважаемых профессий в России на 8-м месте, причем рейтинг возрос с 5% до 17%. В США ученые на втором месте. Половина осуждает ученых за отъезд, половина одобряют. Поступают как неблагодарные люди, образование получили здесь, а работают там. Раньше результаты более жесткими. Неудовлетворенность финансированием максимальна была в 2003 году. Научные знания нужны в жизни на первом месте США, Россия далеко. В России только 20% считают что астрология не наука, в Финляндии 73%, США 67%. В России не столько знания, сколько заблуждений. Не отвечают «не знаю», а дают неверные ответы. Например что обычные растения не содержат генов, они есть в ГМО. В странах где высоко понимание науки, меньше боязни инноваций. Очень тяжело разговаривать с журналистом ученым: а вы нам заплатите?
Все данные можно найти на сайте ВШЭ в разделе мониторинга www.hse.ru/monitoring/innpeople

Виктор Хорольский были случаи смерти после прививок, люди боятся.
Даниил Ильченко закончил Физфак, работал в отделе науки Русского репортера, потом в Популярной механики. У меня никаких проблем в общении с учеными
Марина Загидуллина фундаментальная наука была всегда эзотерична, закрыта для общества.
Светлана Орехова-Тиббитс Мой опыт активной жизни в США там зеленый свет сразу. В штате Техас работает триста тыс наших ученых там и НАСА там и нефть. Обрубленные суждения, надо более гибко. Американское тело не разлагается 10 лет, пропитано химией. Мы не знаем что мы едим.

Вера Ткаченко (Московский университет) Университеты как субъекты коммуникационного процесса. Особенности стартовой позиции: высокая конкуренция, рост насыщенности массовых коммуникаций, повышение специализации СМИ, сложно управляемые внутренние ресурсы, темы public affairs вне фокуса журналистики. Не у всех есть сорок чел. PR-служба и на обслуживании двух PR-агентств. Мне бы не хотелось чтобы журнал Наука и жизнь превратился в GEO выпускаемый в России по лицензии, хотя там есть хорошие статьи. Трансформация коммуникационной среды: деинституализация PR, эволюция PR как общественной практики, социальная ответственность PR. Мы уже вынуждены вести свои контакты со студентами в фейсбуке. Банальные публикации в общественно политических СМИ тоже входит в показатель успешности вуза. Необходимые процессы: пересмотр инструментов и алгоритмы коммуникационных действий уже недостаточно выпустить пресс-релиз, изменение коммуникационной роли университетов, формирование эффективной собственной информационной службы, развитие собственных медиа, баланс институализованных и неформальных PR-коммуникаций, работа с новостями и форматами, разделение коммуникационных направлений. Гарвард выпускает фильмы о себе. У Гарварда настолько богатый контент. Пример нестандартного позиционирования вуза через нестандартный контент. Возможные направления информационной работы: работа со СМИ, фандрайзинг. Задачи информирования: быть интересным для журналиста, быть интересным для каждой группы целевой аудитории, сохранять разумный подход к коммуникациям. Новосибирский университет оказался в топе.

Ольга Журавель: В Новосибирском университете газета сокращается. В МГУ газета центр коммуникации. Оказалось что надо создавать пресс-службу. Нужны грамотные специалисты чтоб писать.
Марина Загидуллина Я заставляю вместо рефератов писать статьи в Wikipedia их сразу выметают за то что скопипастили что-то. Бот вычищает через час.

Роман Баканов (Казанский (Приволжский) федеральный университет) Популяризация науки в печати Республики Татарстан. Распространение научного знания с т.зр. журналиста. Мы журналисты сами утрачиваем интерес к человеку как таковому. Отдельные авторы не утратили интерес к человеку, к его труду. Николай Дроздов дождался возвращения интереса к нему как к эксперту. Газета публикует о событии только потому что ректор пришел открывать. Казань вузовский город, более тридцати вузов и филиалов действует. Искусство популяризации. Есть Ломоносов Королев потому что они все из Wikipedia. Анекдоты не придумываются, они берутся из жизни: кого знаете из популяризаторов науки? – Столетова потому что прожил сто лет. Доцента кафедры астрономии и космической геодезии Казанского университета назвали доцентом кафедры астрологии. Подогревается провокативными заголовками: открытия науки это хорошо но что оно даст жизни.
Марина Загидуллина: Вся фундаментальная наука то что называется Science уходит от человека. Компетенции напихали 50 но на самом деле должна она должна быть одна готовность к медиатизации собственной жизни. Если ты пишешь о науке, ты должен быть круче ученого.

Аникеева сказала что магистратура по научной журналистике второй год. Сводка о научно-популярных журналах называлась «Рынок которого нету».

Сергей Корконосенко сказал что студенты конечно балбесы, но жаловаться на студентов бессмысленно.

Даниил Ильченко не захотел говорить о пучковом оружии, считая вопрос частным. Про революцию в науке не сказал. Проблем с учеными у него не было, однако Константин Северинов которого он назвал, один из немногих вменяемых в генетике.

Л.М.: В чем причина такого агрессивного отторжения Wikipedia?
У нас очень боятся вопроса о пучковом оружии. Мне не позволили задать Рогозину, когда он в СФ был. Почему и что это такое?
Вы пишете или знаете чтобы кто-то писал о революции в науке?
У меня такое впечатление что научных журналистов вообще нет даже Марина Аствацатурян выпускница кафедры генетики. Однако российские научно-популярные журналы продолжают оставаться в советском прогрессивном формате и выгодно отличаются.
В связи со сменой политики мирового монополиста Monsanto в России заметили изменения отношения к ГМО?