?

Log in

No account? Create an account
 
 
16 January 2012 @ 11:17 am
Жизнь как высшая форма резонанса  
Меня всегда удивляло: как могут страстные любители эволюционных теорий так отчаянно ссориться друг с другом, если эволюция жизни и конкретно человека вся на виду, а говорят они в общем одно и то же разными словами?
Исключение конечно составляют любители погреть собственное честолюбие на вистах против чужой игры и те же иконописцы национальных PR-проектов типа «Учение Дарвина вечно, потому что оно верно». Подобных проектов много. Клерикалы пытаются приватизировать палеонтолога Александра Маркова и эволюциониста Юрия Чайковского. Ранее американцы относительно успешно приватизировали Феодосия Добржанского, сбежавшего из ленинградской лаборатории Юрия Филипченко от чар Александры Алексеевны Прокофьевой-Бельговской.
Вторая линия обороны природы человека от разума – мода в науке – наконец кажется скинула синий чулок, задрала юбку и пустилась во все тяжкие. Разрешено болтать про горизонтальный перенос генов. Непостоянство генома стало законом им. Романа Бениаминовича Хесина-Лурье. Даже проклятье статистической недостоверности «хи-квадрат» рассыпалось под напором уникальных событий в основе ключевых эволюционных изменений, лишенных моментов распределения из-за расхождения частоты и вероятности. Даже палеонтологи стряхнули пыль столетий с заиндевевших извилин и пустились радостно признавать гибридизацию разных видов человека.
Итог: яснее не стало, просто одну моду сменила другая. Эволюцию «здесь и сейчас» видеть мы не желаем. Геном для нас все тот же «гаплоидный набор», стало быть современный ученый не находит в себе генетических отличий от шимпанзе. Стохастические колебания в структуре хаоса не связались с «волнами жизни» основателя теории эволюции Сергея Четверикова. Хуже политиков с их «системным кризисом», лучшие умы биологии нещадно эксплуатируют плеоназмы типа «биологическая эволюция».
Жаль, что приходится начинать с критики рецензию на в общем прорывную книгу: Борис Богатых. Фрактальная природа живого: Системное исследование биологической эволюции и природы сознания. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 256 с. (текст опубликован в авторской редакции).
Книга представляет собой серьезную сводку отечественных и мировых эволюционных воззрений. В их описание наряду с Сергеем Курдюмовым, Виталием Кордюмом, Леонидом Корочкиным, Владимиром Красиловым, Львом Бергом, Сергеем Мейеном, Владимиром Налимовым и многими другими органично вплетен Ламарк, фракталы и аттракторы.
Не забыты Сергей Четвериков, Тимофеев-Ресовский, Александр Любищев, Роман Хесин, Валентин Кирпичников.
Однако не находятся в книге ссылок на Эдварда Лоренца, Юрия Климонтовича, Льва Блюменфельда, Вадима Ратнера, Симона Шноля.
Дело не в именах, а в полноте картины. Той полноте, которой добился непризнанный генетик Вадим Попов со своей «Геномикой». Б.Богатых пытается совместить право на признание с взломом стереотипов. Будем надеяться, что если и не с первого раза, у него получится – нам это нужно. Интерес читателя к науке растет и современные ученые не могут дать читателю адекватное удовлетворение. После внедрения навязанной западной модели науки и образования усугубляется известная проблема расхождения возможностей познания с признанием заслуг в виде степеней и званий, утвержденных ВАКом.
Кстати, ВАК распускают для реорганизации. Но ненадолго, так что не радуйтесь
Книга Б.Богатых – не завершение картины, а приглашение к увлекательному разговору об эволюции. Начинается она с краткого отражения основного набора эволюционных идей: теория Ламарка и Дарвинизм по Копу, сальтационное видообразование и редукционистская позиция, номогенез и системный подход (видимо имеется в виду холизм по Александру Малиновскому и Василию Бабкову). Далее автор легко показывает, что сложнейшие для понимания стороны организации жизни вытекают из простых расчетов. Для понимания достаточно немного знать математический аппарат. В книге хорошо описаны фрактальность и самоафинность, турбулентность и странные аттракторы, моды и перколяции.
Это не фантастика. Чтобы увидеть лабиринты перколяций, достаточно внимательно рассмотреть узор на собственных пальцах. Не говоря уже об извилинах серого вещества, без которого не прочитать ничего из вышеперечисленного. И вообще ничего, если вспомнить антропный принцип.