leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Минфин снижает санкции за отсутствие отчетности по валюте за рубежом, Дума против

Стенограмма: 8. 653839-6 Госдума в итоге обсуждения одобрила законопроект первого чтения о дифференциации санкций, налагаемых за несоблюдение порядка оформления и представления документов и информации.
Документ «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях» внесен 17.11.14 правительством, сегодня его представил замминистра финансов Сергей Шаталов:
Статья 15.25 посвящена ответственности за нарушение валютного законодательства. И, в частности, она предусматривает ответственность за несоблюдение или нарушение порядка представления форм учета и ответственности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, кроме того, нарушение правил оформления паспортов сделок, нарушение сроков хранения учётных документов и другие подобные правонарушения.
При этом если такое правонарушение совершается впервые, ответственность предусматривается: для должностных лиц в размере 4-5 тысяч рублей, для юридических лиц - 40-50 тысяч рублей. При повторном правонарушении в течение года эта ответственность сегодня увеличивается до 400-600 тысяч рублей для юридических лиц и до 30-40 тысяч рублей для физических лиц. Учёт правоприменительной практики позволил правительству сделать вывод, и этот вывод разделяется тоже и бизнес-сообществом, о том, что размерность за повторное правонарушение здесь является чрезмерной и законопроект предлагает снизить эту ответственность, сохранив её для физических лиц на уровне 12-15 тысяч рублей, а для юридических лиц 120-150 тысяч рублей. Это предложение реализуется в рамках реализации правительственной "дорожной карты" по поддержке доступа на рынки зарубежных стран и поддержке экспорта. Хочу особо обратить внимание, что по самым серьёзным правонарушениям, предусмотренным статьёй 15.25, а именно непредставление информации ПО счетам, находящимся в зарубежных банках, сохраняется старый размер ответственности, потому что это как раз является тем элементом, который используется, в частности, для -злоупотреблений и вывода средств за пределы Российской Федерации. С учётом всех этих обстоятельств правительство просит поддержать ?законопроект в первом чтении.
Зампред комитета по госстроительству Дмитрий Вяткин поддержал: Комитет рассмотрел указанную законодательную инициативу. Мы отмечаем, что согласно правовым позициям Конституционного Суда, которые неоднократно высказывались, привлечение к административной ответственности лиц должно осуществляться по принципу, в том числе, и дифференциации в зависимости от серьёзности совершённого административного проступка. Мы полагаем, что данный законопроект в полной мере соответствует принципам назначения административной ответственности, в том числе, принципу дифференциации, и полагаем, что он может быть принят в первом чтении.
Сергей Решульский: Я так и не понял концепцию данного законопроекта. Вы сослались на правоприменительную практику. Но вот предпоследний абзац пояснительной записки. "Предлагаемые законопроектом изменения позволяют смягчить применение административной ответственности к резидентам за несоблюдение порядка оформления и представления подтверждающих документов и так далее, что будет способствовать сокращению административных барьеров. Я так понимаю, что нарушения так же и остаются, но теперь по этим нарушениям штраф административный будет не 40 там тысяч рублей для физического лица или 600 тысяч для юридического лица, а сокращено в два, в четыре раза. Какие административные барьеры, если человек нарушает или юридическое лицо нарушает... Я бы полагал, что если вы приведёте примеры, какие это административные барьеры... Если я нарушаю закон и положения, которые вы утвердили, то у меня никаких административных барьеров нет. Я просто должен честно по закону выполнять всё, что положено. А если я занимаюсь махинациями какими-то, я бы наоборот эти штрафы увеличил, вместо того чтобы их снижать в четыре, а то и больше раз. Поясните, что за административные барьеры вы, как правительство, видите в наказании виновных в нарушении действующего положения.
Шаталов Я в своём выступлении постарался отметить, что вот тот состав правонарушений в отношении валютного законодательства законопроект предлагает разделить на две части. Те, которые представляют наибольшую опасность. Это, например, непредставление информации о движении средств по счетам в зарубежных банках. И там очень жёсткая мера ответственности сохраняется. Второй момент связан с техническими в основном проблемами. Это заполнение форм, в соответствии с которыми резиденты, осуществляя операции, представляют сведения об этих информациях. Для этого существуют специальные формы. Плюс это нарушение правил заполнения паспортов сделок. Это нарушение в правилах хранения документов. И в этом случае, я ещё раз подчеркну, при первом нарушении очень незначительные штрафы. При повторном нарушении в течение года, сегодня эти штрафы увеличиваются примерно в десять раз. Вот именно этот размер -увеличение в десять раз, и выглядит чрезмерным. Предлагается эти штрафы увеличить по сравнению с первоначальным нарушением, но сделать их всё-таки более разумными. Это не такие серьёзные, не такие глобальные правонарушения. Вот, собственно, о чём идёт речь.
Николай Коломейцев: Уважаемый Сергей Дмитриевич, но вы, наверное, самый опытный в Минфине человек и лучше всех знающий, наверное. Налоговый кодекс и всё, что рядом с ним. Скажите, пожалуйста, вот Центробанк сообщил, что у нас 151,5 миллиарда долларов "убежали" за прошлый год, причём половина вот за последние два месяца. Скажите, пожалуйста, каким образом вот этот закон уменьшит этот поток оттока?
Шаталов: Николай Васильевич, спасибо за вопрос. К этой проблеме закон не имеет ровным счётом никакого отношения.
Иван Абрамов: Но у меня, собственно, похожий был вопрос, то есть мы не становимся ли пособниками и не разрешаем ли вот этим резидентам, нерезидентам нарушать систематически наше законодательство, не предоставлять необходимые документы своевременно, и вот по вот этим липовым паспортам-договорам выводить тем самым средства за рубеж.
Шаталов: Я, наверное, приведу статистику, да, поскольку, действительно, такие правонарушения совершаются. Вот за 2014 год у нас было, примерно, шесть с небольшим тысяч постановлений Росфиннадзора по 15.25, касающихся этих вопросов. То, что относится к повторным нарушениям, которые рассматриваются предметом сегодняшнего законопроекта, это 126 постановлений на общую сумму 42,5 миллиона рублей, примерно. Но здесь, я ещё раз хочу подчеркнуть, это может быть даже не такие большие суммы, но в этом случае это чрезмерное наказание за, по существу, технические ошибки. Вот, что хочется исправить в этом законопроекте.

Выступления

Николай Коломейцев: Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вот в ответе на мой вопрос Сергей Дмитриевич правильно улыбнулся. Почему? Ну если вот корабль терпит бедствие, капитан остаётся на мостике, а вся команда спасается. В данной ситуации у нас предлагают вместо того, чтобы прекратить отток капитала, мёртвому припарки. Уменьшить даже те мизерные поступления, которые были от этих нарушений притом, что у нас как раз люди, которые совершают эти нарушения, у них зарплата значительно превышает размер даже удесятерённого штрафа. Поэтому, Сергей Дмитриевич, наверное, надо предложить вопрос об ужесточении валютного регулирования вот Минфину для того, чтобы валюта оставалась здесь для того, чтобы мы могли её направить на более полезные вещи: развитие инфраструктуры, строительство новых заводов, но не обманывать себя, что мы приняли очередной закон, который ничего не решает. Спасибо.
Сергей: Решульский: Я и к Сергею Дмитриевичу обращаюсь как к представителю правительства, и больше, наверное, к комитету, который возглавляет Владимир Николаевич Плигин. Несомненно, мы поддержим идею дифференциации этих наказаний. Действительно, это нужно сделать, потому что по заслугам, как говорится, каждый должен нести ответственность. Но что настораживает? Вместо того чтобы мы ужесточили требования к тем, кто, давайте уж прямо говорить, через пояснительную записку и сам текст законопроекта видно, что это вроде бы попытка в первую очередь каким-то образом поставить барьеры по вывозу капитала из России. Вместо того чтобы ужесточать эти требования, мы их оставляем для этой категории, скажем, участвующих в этом процессе, а по всем остальным мы просто смягчаем меру наказания. Почему я обратился к комитету? Я полагаю, ко второму чтению мы бы, наоборот, не снижали с 400-600 там тысяч рублей штраф до 120-150 тысяч, а, наоборот, его увеличить надо. А оставить ту норму для всех остальных, дифференцируя это по категориям, как говорится. Наверное, такой бы подход был правым. Вы мне скажете: ну вот. Я же не зря спрашивал, что это за административные барьеры? Никто так мне не ответил, ни Сергей Дмитриевич уважаемый. Я не вижу тут административных барьеров. Вы знаете, есть такой фильм один, довольно вы все его, наверное, видели, где беседуют там два человека, и один говорит: ну тебя посадят, а ты не воруй. Гак закон есть, положение есть, соблюдай это всё, и больше ты не будешь наказан ни административным штрафом, ни чем-то другим. Вы можете сказать, вот Сергей Дмитриевич ответил, что там какие-то технические ошибки при заполнении форм. Но мы в прошлую сессию приняли, уже действующая сегодня уже норма, что если своевременно ты выявил эти ошибки при заполнении этих форм, то никаких административных штрафов на тебя не налагается. Если ты честно работаешь и честно обнаружил, и пришёл, и сказал: ох, извините, друзья, я вот здесь чего-то не так оформил или не так сделал, то даётся время, согласно тому закону, и ты исправляешь это всё, и всё рассматривается. Так ведь, на самом деле? Зачем снижать эти нормы? Какие это административные барьеры? Мы только тем самым, на мой взгляд, повышаем вероятность того, что можно нарушать, а штрафы будешь платить меньше. Мы как идею дифференциации этих мер административного наказания поддержим, но надеемся, что и Владимир Николаевич Плигин, и члены комитета всё-таки ко второму чтению сделают не в плане снижения это, а в плане действительно дифференциации повышенного наказания к тем... (Микрофон отключён.)

Шаталов и Вяткин от заключительного слова отказались.

Законопроект предусматривает индивидуализацию административного наказания с учетом отягчающих обстоятельств (неоднократность его совершения) путем снижения размера санкций, налагаемых на резидентов за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП (несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок).
Предлагаемое снижение санкций не будет распространяться на случаи повторного административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами.
Первое чтение 386 0 1 17:09
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment