leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Административный кодекс обновляется пока без наказаний – Плигин не успевает

Председатель комитета ГД по госстроительству Владимир Плигин собрал во вторник журналистов на брифинг, чтобы сообщить о поэтапной работе над новым Административным кодексом, как это делалось при разработке Гражданского кодекса.
Сегодня внесена общая часть без наказаний, следующая будет месяца через три.
Пояснительная записка к проекту Общей части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принятый в 2001 году, выполнил ряд важных задач, включая объединение в одном законодательном акте массива разнородных норм, устанавливающих административную ответственность и правила применения мер административного наказания, а также создание условий для формирования единообразной судебной и иной правоприменительной практики.
Вместе с тем, после даты введения Кодекса в действие было принято свыше 350 федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в Кодекс, этими федеральными законами внесено свыше 2500 изменений в текст Кодекса. Вследствие этого Кодекс в значительной мере утратил единство правового регулирования, многие нормы Кодекса стали трудными для восприятия.
В сложившихся условиях возникла необходимость в разработке и принятии нового Кодекса с учетом всех изменений, внесенных в действующий Кодекс, а также проведенных после принятия действующего Кодекса судебной реформы, реформы структуры и системы федеральных органов исполнительной власти, реформы законодательства об осуществлении государственного контроля (надзора), о государственной контрактной системе и о закупке товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
В проекте Общей части Кодекса сохранены и развиты полностью оправдавшие себя подходы к составу и структуре законодательства об административных правонарушениях, заложенные в основу действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе:
основанная на общем комплексном понимании правового института административной ответственности полная кодификация федерального законодательства об административных правонарушениях в Кодексе, при этом проект предусматривает также кодификацию законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях;
объединение в Кодексе норм, устанавливающих общие положения законодательства об административных правонарушениях, принципы административной ответственности, перечень видов административного наказания и правила назначения административного наказания, административную ответственность за нарушение федерального законодательства, подведомственность и подсудность дел об административных правонарушениях, правила производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях;
разграничение полномочий в области законодательства об административных правонарушениях между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Одной из основных задач проекта стало обеспечение единства, последовательности и внутренней непротиворечивости регулирования всего комплекса общественных отношений, составляющих правовой институт административной ответственности.
В частности, с этой целью сформулированы единые принципы административной ответственности, определяющие общие подходы к установлению административной ответственности, правил производства по делам об административных правонарушениях, к применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и мер административного наказания.
Уточнены подходы к определению содержания ряда ключевых для института административной ответственности понятий.
Так, в частности, в проекте закреплена такая сущностная характеристика административного правонарушения как причинение вреда охраняемым законом общественным интересам (общественная вредность).
При этом в зависимости от характера и степени такого вреда предлагается выделить категории грубых административных правонарушений, значительных административных правонарушений и менее значительных административных правонарушений.
Для каждой из названных категорий административных правонарушений установлены особые сроки давности привлечения к административной ответственности, особенности производства по делам об административных правонарушениях, максимальные административные наказания, которые могут быть установлены за административные правонарушения, отнесенные к каждой категории. Все это позволит обеспечить более полную индивидуализацию административного наказания, сделать административное наказание в большей степени соответствующим характеру содеянного.
При подготовке проекта Общей части Кодекса особое внимание было уделено реализации правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, высказанных в отношении целого ряда положений действующего Кодекса. В частности, в проекте закреплены требования, касающиеся точности, недвусмысленности и формальной определенности нормы, устанавливающей административную ответственность за совершение конкретного деяния, сформулированы требования справедливости и соразмерности административного наказания, предусмотрена возможность назначения административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией применяемой нормы.
Также при подготовке проекта учитывалась сложившаяся в период с 2002 года судебная практика, обобщенная в постановлениях Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, правоприменительная практика федеральных органов исполнительной власти.
В частности, с учетом судебной практики определено содержание вызвавших значительные затруднения на практике понятий «длящееся административное правонарушение», «неоднократное административное правонарушение», «повторное административное правонарушение».
Перечень видов административного наказания расширен за счет включения в него исправительных работ, отбываемых по месту основной работы лицом, привлеченным к административной ответственности с удержанием части заработка в доход государства, лишения специального разрешения (лицензии), административного запрета на посещение публичных и иных массовых мероприятий, определенных общественных мест, а также на пользование услугами авиаперевозчиков в качестве пассажиров, ликвидации юридического лица или прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Такое расширение перечня видов административного наказания позволит применять новые меры административного принуждения по единым процессуальным правилам, а также повысить точность и эффективность реагирования государства на конкретные противоправные деяния.
Важной новеллой проекта является норма, предусматривающая освобождение от административной ответственности в виде административного штрафа, если будет установлено, что исполнение такого административного наказания может повлечь за собой невозможность исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо привлекается к административной ответственности, если такое лицо возместило причиненный правонарушением имущественный ущерб, либо если вследствие исполнения административного наказания охраняемым законом общественным отношениям может быть причинен вред больший, чем вред, причиненный в результате совершения административного правонарушения.
В этом случае суд возлагает на привлекаемое к ответственности лицо обязанность исполнить соответствующую обязанность, а также определяет срок, в течение которого такая обязанность должна быть исполнена.
Таким образом, создается правовой механизм, позволяющий избежать ситуации, когда наложение административного штрафа приводит к прекращению деятельности социально значимых организаций.
В целом принятие Общей части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволит повысить уровень защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечить большую прозрачность при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и мер административного наказания.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments