leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Стенограмма заседания ГД 30.01.15 правительственный час Шувалов Набиуллина – часть третья

Леонид Анатольевич Огуль.
Огуль Л. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Игорь Иванович, вопрос о росте цен, то, что сейчас очень волнует наших граждан, особенно на продовольственные товары. Ну, понятно, когда на продовольственные товары импортного... на импортные товары цена повышается - понятно.
Когда цена повышается на отечественные товары и это повышение от 20 до 150 процентов, это непонятно. На это обратил внимание Президент Российской Федерации. И буквально вчера при встрече с главами субъектов было поручено, не поручено, а попросил взять это на контроль. Но, знаете, я считаю, что в данной ситуации правительство должно реагировать на это решительно и жёстко.
Скажите, пожалуйста, какие всё-таки будут меры предприняты правительством с этой повальной спекуляцией? Спасибо большое.
Шувалов И. И. Сергей Евгеньевич, я прошу, я коротко начну, а потом, наверное, Аркадий Владимирович продолжит, поскольку он занимается вопросами розничной торговли в том числе.
Председательствующий. Пожалуйста.
Шувалов И. И. По поводу таких высоких цен не только на продовольствие, но и на импортные лекарства.
Для нас это реальная забота. Если вы посмотрите на план работы, который сегодня вам представлен, там как раз есть некоторые ответы на вот эти позиции.
В первую очередь нам сейчас необходимо задействовать механизмы Федеральной антимонопольной службы, и работать с региональными комиссиями, которые должны в ежедневном режиме отслеживать повышение цен на продовольствие, особенно на российское, и мы должны найти вот это
звено (нам его часто указывают, как розничная торговля, это не совсем так, в том числе и оптовое звено), и участвовать в том, чтобы спекулятивно взвинчивать цены.
Нам надо только быть крайне аккуратными в том, чтобы вот эти инициативы, которые кажутся достаточно лёгкими по внедрению новых законодательных механизмов административного ограничения цены. Как бы нам с вами не свалиться тогда в то старое, от которого мы так сильно бежали, когда, вроде, цена регулируется, а на самом деле товара нет, существует дефицит, и потом будет порождено всё то, с чем мы с вами распрощались 20 с лишним лет назад.
Но проблема жёсткая, особенно она касается семей с низкими доходами и семей с несколькими детьми.
Ещё раз отвечаю, это антимонопольный механизм и это взаимодействие с региональными комиссиями, которые будут отвечать за рост цен.
Председательствующий. Аркадий Владимирович, пожалуйста.
Д верков и ч А. В. Уважаемые коллеги, в правительстве работает специальная комиссия по мониторингу ситуации на продовольственных рынках. Она собирается регулярно, заслушиваются регионы, заслушиваются представители отдельных отраслей, в настоящее время ситуация находится под особым контролем. Я не буду её анализировать, вы о ней хорошо знаете, хотя цифры и плавают, тем не менее острота ситуации всем понятна.
Что дополнительно делается и будет сделано в части цен на такие критически важные сырьевые товары и отдельные комплектующие материалы, как горюче-смазочные материалы, удобрения для сельского хозяйства, металлы? Дано указание Министерству энергетики и Министерству промышленности и торговли провести работу с основными поставщиками этих товаров и прийти к согласованным условиям поставок на ближайший период для недопущения избыточного роста цен. Да, конечно, сейчас многие хотят просто побыстрее заработать и на этой ситуации, что называется, выиграть максимальный объём ресурсов. Не получится. Мы будем очень жёстко действовать по отношению к таким компаниям. У нас есть для этого необходимые рычаги. Я основные позиции здесь назвал.
Вторая тема - работа всё-таки с сетевыми организациями в розничной торговле. Есть проблема полноценной реализации тех норм, которые уже заложены в закон. Я на встрече с депутатами уже говорил о том, что мы предлагаем в ближайшее время собраться и обсудить, как в полной мере обеспечить исполнение существующего закона ... (Микрофон отключён.) Председательствующий. Добавьте минуту.
Дворкович А. В. И, возможно, внести некоторые корректировки в Закон "О торговле", чтобы обеспечить максимальную прозрачность в розничном звене и не допустить избыточного роста цен.
И, наконец, третье. Конечно, сегодня многие просто закладывают повышенные кредитные ставки, процентные ставки в свои цены, ожидая, что эти процентные ставки сохранятся длительный период времени, и весь этот объём закладывают в предлагаемую цену. Чтобы нивелировать хотя бы частично этот процесс, мы включили в антикризисный план дополнительные расходы на субсидирование ставок. Это большие объёмы денег. Мы будем перераспределять средства с иных статей, но это позволит сократить давление на цены. Надеюсь, что за ближайшие 2-3 месяца стабилизировать ситуацию удастся.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Юрий Алексеевич Селиванов.
Селиванов Ю. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯРОССИЯ".
Уважаемый Игорь Иванович! Для активизации внутреннего рынка важно вовлечь сбережения граждан, особенно хранящиеся дома, в матрасах. Их триллионы, а рыночная потребность в жилье 1,5 миллиарда квадратных метров. Только системная разъяснительная работа государственных органов, о чём в своё время говорил Президент, а также государственная законодательная поддержка кооперирования средств граждан для совместного строительства жилья
способны включить эту массу денег в оборот, превратив страну в огромную строительную площадку, что решит и проблему занятости, активизации смежных отраслей, наполнения бюджета и решения социальных вопросов. Этот опыт используется мною семь лет на Белгородчине, позволив извлечь миллиарды рублей, вовлечь, хранящиеся дома.
Вопрос. Есть ли планы у правительства по активизации таких ресурсов? И прошу принять меня для подробной информации, как профессионала.
Шувалов И. И. Юрий Алексеевич, такие планы у нас есть. Я отвечаю за этот вопрос в Правительстве Российской Федерации. И мы, вообще, с фракцией "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" по некоторым жилищным аспектам работаем. У нас есть хороший опыт взаимодействия с депутатом Хованской и с дену гагами самых разных фракций, не только "ЕДИНОЙ РОССИИ". Я здесь готов и вас принять и других депутатов. Давайте мы этот вопрос обсудим.
Мы действительно верим в то, что в настоящий момент рынок жилья может внести существенный вклад не только в экономическое развитие, но и в решение накопившейся сложной проблемы. Эта проблема существовала и в советское время, и существует в настоящий момент. Мы, конечно, небывалым образом развернули ипотечное кредитование. Видим, как сейчас оно прямо на глазах из-за высокой процентной ставки сворачивается. В понедельник по этому поводу председатель правительства проводит совещание. Мы в тот момент, когда ключевая ставка такая высокая, должны всё же поддержать через
механизмы АИЖК и другие механизмы, которые придумаем, возможность граждан, граждан, которые обладают работой, всё же продолжать приобретать жильё по ипотечным кредитам. Это для правительства приоритет, это приоритет, который был обозначен Президентом Российской Федерации.
Мы будем с вами эту работу проводить. И я согласен, что в настоящий момент, если граждане поверят, что механизмы, которые предлагает правительство, не только федеральное, но и региональные, позволят задействовать накопленные средства и которые, может быть, даже в настоящий момент изъяты из банковского сектора и надёжно будут вложены в жильё, это поможет нам всем, и страна станет богаче. Потому что крыша над головой и то, с чего начинается строительство любой семьи, позволит просто более стабильно развиваться.
Это интересная программа, она нужна. И я как раз обращаюсь здесь к профессионалам и представителям всех фракций, давайте мы незамедлительно начнём общие консультации, будем работать для того, чтобы поддержать объём ипотечного рынка и способность граждан, которые не хотят брать ипотеку, создавать всё-таки для себя жильё. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Иванович.
Все вопросы заданы, переходим к выступлениям представителей фракций.
Владимир Иванович Кашин.

Кашин В. И., председатель Комитета Государственной Думы по

природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ.
Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые члены правительства! Уважаемые коллеги!
Сегодня мы обсуждаем очень серьёзный вопрос. Если говорить об оперативности, мы бы так не сказали. Лучше бы, если бы мы месяца три назад этот вопрос серьёзно бы рассмотрели. Убеждён, что было бы меньше проблем, чем сегодня.
Мы, безусловно, даём оценку, что за короткий период времени четвёртый кризис накрывает наше общество, Россию, народ, промышленность, сельское хозяйство. И, конечно, те потери, начиная от девяностых, включая 1998, 2008 и
2009-й, они огромны. Да и сегодняшний кризис, он тоже бьёт, буквально, по абсолютному большинству нашего населения.
Нсли говорить о ВВП, о чём Игорь Иванович гак уверенно сказал, и нам это нравится - уверенность сегодня членов правительства, месяц назад растерянность в глазах была, даже это, в общем-то, вызывало удивление, но ведь сегодня ВВП в мировом плане составляет всего около 3 процентов, в царской России было 3,6, в советской России - 18. Вы посмотрите соотношение соответствующее. Я уже не буду говорить, что даже за последний год мы снова почти на 2 с лишним триллиона закупили продовольствия, мы снова сократили на тысячу штук дошкольных учреждений, полторы тысячи школ, снова на 500 тысяч СПТУ, несмотря на то, что президент говорит сегодня о кадровом голоде и так далее, и так далее. И поэтому вот в этом плане потери у нас огромны.
Почему это сегодня так происходит? Почему мы не даём дышать нашему производству? Почему мы не хотим всерьез изменить ситуацию с точки зрения государственного подхода, государственного регулирования к нашим тем задачам, которые мы должны решать в экономике, во внутреннем системном жизнеобеспечении той политики, которую сегодня определяет президент, исходя из того, что интересы России сегодня глобальные, что она должна, в конце концов, встать с колен и занять своё место.
Разве можно денежно-кредитной системой, как кровеносной, как мы её называем, решить проблемы, если она создана по лекалам Международного валютного фонда, Международного банка развития? Разве можно было в феврале месяце, когда уже всё набухло и назрело, здесь, в "красном зале" Государственной Думы пришли, экономический блок, и стали нам доказывать, и некоторые академики, что надо пустить рубль в плавание свободное, надо уйти от государственного регулирования в промышленности и сельском хозяйстве?
С этим разбираться надо, обычному человеку, гражданину, но не обличённому в ранг членов правительства принимать было такие решения, и в этих условиях пустить вот в это безобразное свободное, базарное дело всё и вся.
Накопили 7 триллионов. За счёт чего? За счёт больших цен на нефть. За счёт заплат низких, пенсий низких! Ведь сегодня 52 процента у нас получают зарплату ниже 15 тысяч рублей и пенсии. Это больше чем полстраны нищих, по большому счёту.
И добились этого. 5 триллионов пустили, как считают наши эксперты, на спекулятивные всякие дела. И доигрались. Доигрались. Сегодня рубль, за который производится в мире больше всего энергия, киловатт часа, лесной продукции, зерна и так далее, низвели до непонятно какого состояния, и говорим, что это правильно.
Продолжение либеральной монетаристской политики - в этом всё дело. Она и порождает коррупцию.
Вчера президент и руководитель администрации президента об этом на совещании с губернаторами чётко сказали: это посыл в разрушение безопасности страны. Но мы сегодня явно видим здесь эту, как говорится, просматривающую систему.
И 2008 год, опять несколько триллионов бросили в этот пожар банковский, ничего снова всерьёз не получило ни сельское хозяйство, ни промышленность.
Сельское хозяйство, мы сколько раз говорим: 40 миллионов гектаров сегодня брошено и зарастает бурьяном, 40 миллионов гектаров. Сейчас Московская область вышла с инициативой удвоить молоко, производство, распахать в два раза больше, чем сегодня распахивается в Подмосковье земли, но нужны для этого деньги. Давайте поддержим эту инициативу. Но в стране 40 миллионов, это, по существу, инфраструктурный прекраснейший проект, за которым можно потащить 20 отраслей народного хозяйства, включая станкостроение, сельхозмашиностроение, химию, переработку и так далее, и так далее. Кто мешает создать эту государственную программу?
Вот здесь рабочие места. Мы говорим о 25 миллионах рабочих мест. Где они у нас?
Вывозим деньги. 150 миллиардов долларов в том году, в этом году опять планируем вывезти 100 миллиардов. Почему? Почему? Есть механизмы, давайте решать, в конце концов, этот вопрос. Чего мы представляем из себя какого-то демократического непонятного слона, который по существу финансировал и финансирует тех, кто сегодня однозначно говорит: у вас экономика разрушена, мы вас додавим. Вопреки никто не разрушит
российскую экономику и не придавит русский многонациональный уникальный народ нашей России. Вопреки, повторяю, этим всем подходам и заходам.
У нас много точек роста. Вот взять нашу Тюменскую область, заводы. Американцы сегодня финансируют, туда, в Европу выгнали, сами финансируют. Там и новые заводы прекрасные, экологически чистые, село развивается, хороший бюджет свой область, как говорится, вкладывает. Но нужна поддержка, давайте помогать этим точкам роста.
Нет, снова 2,7 триллиона, селу 50 миллиардов. Да что 50 миллиардов? Это, считай, 25 миллиардов. Что можно сделать в этих условиях, когда развал кругом и везде. Что можно сделать на эти деньги в градообразующих предприятиях, которым мы туда даём эти 300 миллиардов рублей? Много не сделаешь.
Но давайте, в конце концов, и эти деньги отдадим на реальные проекты. А мы же опять их через погашение этой процентной ставки опять отдадим в банки.
Уважаемые товарищи и коллеги, социальная сфера, она сегодня всех, в общем-то, достала. И цены, которые сегодня есть в магазинах, пугают наших граждан. Мы в Думу принесли соответствующий закон несколько лет назад, где выстроили системно, демократично, несколько академиков, работающих на селе экономистов, профессионалов, согласовали это с хозяйственниками, с переработчиками, всё выстроили, не хотим принять закон. Тогда не надо посылать прокуроров, их ведь не найдешь для каждого магазина.
Но мы выстроили всё так, как надо, и тогда бы действительно в розничной цене были 50 процентов - оплата труда товаропроизводителей, тогда бы не было этих перекупщиков.
Другие отрасли народного хозяйства. Сегодня слова не говорим ни об одной отрасли. Говорим опять, как вот эти деньги бросить на этот пожар организованно, рукотворно.
И, конечно, я понимаю санкции. Но лес - народное богатство. 18 рублей получаем в федеральный бюджет, в Финляндии - 2 тысячи. Но зато насоздали конторишек, которые взяли в аренду леса и продают фермеру или кому угодно по 400-500 рублей за гектар или там ... у нас средняя выработка. Слушай, да что за безобразие?
И по каждому вопросу, за что ни возьмись, везде издержки, которые, в общем-то, великую Россию грабят, создаем миллиардеров. Ведь после 2008 года в два раза больше их стало, тоже был кризис.
Поэтому, друзья, малый и средний бизнес, у нас налог одуренный. От Америки до Европы больше 40 нет общего налога, у нас 54. Сейчас, когда зарплата у любого из силовых структур, проверяющих, как говорится, из-за девальвации упала, они сейчас пошли на этот бизнес малый, они его просто задавили, слезами горькими обливаются эти люди.
Давайте всё сделаем для того, чтобы ещё и ещё раз понять нашу ответственность за нашу великую Россию. Давайте уйдём от этого курса. А правительство должно, вообще-то, отвечать. Наша фракция ставит за работу в этот период оценку неудовлетворительную.
И, исходя из этого, мы думаем, что президент должен сделать вывод, как и руководство правительства, те, кто не справляются со своими задачами в правительстве, должны уходить добровольно или, как говорится, получить соответствующий пинок и работать в другом месте.
Мы готовы всё делать для того, чтобы вместе делать то дело, которое поможет нашей любимой России. Спасибо.

Председательствующий. Спасибо.
Владимир Вольфович Жириновский.
Жириновский В. В. Я смотрю, депутаты, пользуясь случаем, бумаги впихивают министрам. Вы, наверное, не знаете, что такое бюрократизм? Все бумаги будут отложены в канцелярию и пойдут опять обычным путём, как вы по почте направите, должны пройти все виды регистрации. А вы принесли, думаете, сейчас министры приедут и будут заниматься. Они в руках не будут держать ваши бумаги.
Или под видом вопроса задаёте пять вопросов. Тогда остальные дурачки, задают вопрос один, а он три задаёт, четыре. Это к тому, что надо тоже соизмерять наши с вами действия. Ну вот чем должна Россия привлекать к себе? Конечно, образованием, культурой. А если мы издаём фильм "Левиафан", где мат-псрсмат и водка, то такая Россия никому не понравится. А что, случайно это Звягинцев сделал? Нет, специально. Чтобы даже у нас у самих бы начиналось бы отвращение к собственной стране. Деятели культуры, им нужно
мат обязательно легализовать. Как говорится, мало гадости на экранах и во всех, да ещё мат пускай идёт, перемат, чтобы ещё и дети бы все оглохли, и все бы выключили эту заразу на телевидении.

А почему всё это делается? Л, смотрите, спорт, "Россия-2", вырубили
наших спортсменов, Омельченко, единоборства, а американцам платят деньги, и их показывают день и ночь. Это что, вот я вас, министров, спрашиваю. Где ваш министр пропаганды, спорта и ваши каналы? Вы зачем это делаете?
Вы зачем наши деньги даёте на дурацкие фильмы и показываете нам чужих спортсменов, страна, которая нас мордой об лавку возит? Это что, непонятно министрам нашим и чиновникам? Я понимаю, проблемы там в экономике. Я понимаю производительность труда. Но вы в этой пропаганде порядок наведите. Это же элементарно, давайте, наших спортсменов показывайте и им деньги платите.
Кто этим каналом, "Россия-2", руководит? И кто давал деньги Звягинцеву на этот фильм? Вы что, не видели сценарий, как там они друг с другом объясняются? Это вот проблемы, проблемы.
А в экономике. Всем же понятно, что загнали нас в долларовую ловушку. Нам объясняют, что хранить выгоднее в долларах. Тогда зачем работать в России вообще и жить в России, если всё выгодно: туда гнать деньги, расчёты все там, выручка вся там, налоги там, живут там, рожают там, учатся там? А
нам говорят: ну, ребята, у вас немножко производительность труда слишком слабая. Так же будет всегда.
А кто установил такой курс? Доллар почти уже 70 рублей? Почему 70? А почему литовцы один к одному делают? Тунис - один к одному. Почему в Амане три... за один местный реал три доллара нужно заплатить. Это что, такая мощная экономика что ли? Что вы нам голову морочите? Установите доллар, как при советской власти. 65 копеек за доллар, давайте, платить. Всё. 65 копеек и будет всё нормально.
И запретите долларовые, валютные ипотеки. Ведь специально делают, втянуть граждан. Смотрите: копейки платить, а в рублях тебе много. А потом, когда курс рухнул: а теперь нужно больше платить. Так мы же банкиров не заставим переделывать работу. Это должны министры сделать. Никаких валютных операций внутри страны и ограничьте вывоз валюты за рубеж. Кто мешает? Давайте кредиты валютные на целевые вещи.
Что делает наш банк? Вот она уже, Набиуллина, сбежала. Ну, что она сбежала отсюда? Если они заняты, Сергей Евгеньевич, давайте, в шесть утра соберёмся здесь и заслушаем министров в шесть утра, и пусть с восьми работают там, где надо. Они же никогда здесь не сидели перед нами, всё они торопятся куда-то, торопятся. Им некогда, некогда, некогда. Значит, давайте, два-три раза в год в шесть утра собираться, 47 93 ДВЕСТИ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ ЗАСЕДА11ИЕ
чтобы в восемь страна знала, что мы сказали министрам, да ещё в прямом эфире давать. Сейчас идёт прямой эфир? Там проверьте. Или вырубили уже? Идёт. Слава богу, разрешают раз в год, так сказать, что-то сказать. Поэтому вы же понимаете, что это будет всегда - долларовая ловушка, это сделали американцы, поэтому они господствуют в мире, на эти доллары они покупают мозги. От нас все лучшие люди бегут уже 200 лет, начиная с Чернышевского, и сидят там в Америке. Ладно, бежали бы эти Звягинцевы, но инженеров выпихнули.
Вот в чём коммунистов беда? Ведь они думали, что они строили социализм, они думали, что советская власть, это они её создали. Это всё американцы придумали. За 40 лет до начала Первой мировой войны был разработан план трёх мировых войн по уничтожению России. И они сделали Первую мировую, разгромили все европейские империи, но удар по России нанести, самый большой удар - по России. И советскую власть не ваш Ленин ввёл и не вы про коммунизм... сделали, эту ловушку сделали для всего мира. Для чего? Создать атеистическое государство, разгромить мировые религии, свергать режимы, раз там нету коммунистов. Сделала советская власть всё, от Кубы до Северной Кореи. Теперь она не нужна, теперь нужны остатки России громить. А как? Оружие же есть атомное. Давай экономически. Демократия: давайте Болотная, давайте Майдан, давайте Навальный, Немцов, Рыжков и так
далее. То есть выполняется план ipex мировых войн по уничтожению нашего государства.
А наши ведутся. Зюганов здесь с пеной у рта доказывал: мы Бессонова защитим. Слушайте, Россию защищайте. Бессонов - это ловушка. У нас забрали этого Егизаряна, в Америке сидит. Ничего не случится с вашим Бессоновым, пускай в Сербию едет, там сидит. Митрофанова забрали у "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Чего вы ведётесь на эти вещи? Вам специально дают отвлекающий манёвр: защищайте там своих, чего там не так получилось. И надо не защищать одного человека, а Родину защищать и опубликовать планы американцев по уничтожению Россию. Потому что народ же не знает, народ думает: хорошо. Ведь Николай Второй повёлся на этот план. Как столкнуть? "Коля (ну, конечно, Николай Александрович), мы тебе проливы отдадим". И Николаша рад!
О, скоро русский флаг будет над проливами.
Стравили Британскую империю, Германскую, Австро-Венгрию, и вот русским дали проливы. Свергли царя, а потом ещё радикалов поставили, как сегодня на Майдане. Вот "майдан" был у нас в октябре 1917 года. И, вроде бы, поднялась страна. Правильно, разрешили, создавайте промышленность мощную, но отсталую. Заводов много, но они коптят небо.
И ГУЛАГи вам нужны были. ГУЛАГи - пожалуйста, чтобы уничтожали русские русских. Сперва уничтожали в лагерях Берии и Сталина, но уже устали все, уже чекисты восстали, уже чекисты вышли 19 августа 1991 года. Тогда давайте, вот подожжём Украину. Мозги там всем им вывернули, а мы за эти деньги, что мы делали? Мы подешевле газ, нефть. Просто не понимаем, что главное - это мозги сегодня, XXI век, мозги разворачивать надо.
И при Брежневе мы все довольные, и сегодня скажут, давай, Брежнев.
Застой. Что такое застой? Не развивалась страна, не развивалась. Ничего не надо. Потом, потом...
Брежневу докладывают там, воруют, воруют. Но где? Ну здесь остаётся. Ну, слава Богу, хоть за рубеж не увозят. То есть, они не боролись с коррупцией и с преступностью, а лишь бы здесь друг у друга вороват бы.
Для видимости процессы. Там, где-то узбекское, хлопок, там ещё что-то такое. То есть, это надо понимать, что мы должны были давно от доллара
отказаться постепенно, не сразу. И надо 1гугать, что мы против богатых. Управляют богатые. Бедные могут спорить, выходить на улицы, им разрешат.
В Греции вот бедные привели к власти левых радикалов. Что-нибудь они добьются, левые радикалы? Нет, придут греческие полковники.
Пошумели левые, потом ультраправые, левые - правые, и всё, и весь ваш социализм.
Поэтому третья мировая война идёт, об этом нужно понимать. И поэтому, если сегодня мы видим министров. Вот Дворкович, слишком мягкий такой стиль его. Непонятно. Отвечает за продовольствие.
Где импортозамещение за год? Ну корова не вырастет за год, всё остальное у нас есть. Что, у нас теплицы не можете построить, чтобы свои были овощи? Стиль такой не годится. Министр сельского хозяйства - не годится.
Поэтому, Игорь Иванович, у вас более жёсткий стиль, у вас есть поддержка большинства.
Мы надеемся, что вы сможете выполнить те задачи, которые вы поставили. Но хорошо бы эти 60 пунктов, обозначить сроки и ответственность и их периодически наказывать. Не справился. Куда направляете? На Дальний Восток. Вот ссылка на Дальний Восток. Все до Магадана, до Магадана, Чукотка, Камчатка, Сахалин. Потом поближе к Уралу можете их направлять. Давайте туда поедем работать, давайте там поработают наши все чиновники.
Поэтому вы должны знать. Опубликуйте все планы американцев. Представляете, за 40 лет до Первой мировой войны всё уже было известно и про коммунизм, про советскую власть, про всех остальных. А мы сегодня как дети всё. Бессонова будем защищать. Слушайте! Памятники Ленина не сносите. Вот чем занимаются. Мы дикари с вами. Они управляют нами. И долларом управляют, и мозгами управляют. И каждый день уходят деньги туда. Вы здесь сидите, а сотни миллиардов уходит ежегодно. Начали 1,5 миллиарда в год, сейчас 150 миллиардов. В 100 раз. Вот деятельность ельцинских правительств. В 100 раз уходит валюта за границу. Так не годится, мы это долго терпеть не будем!
(Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо. Александр Дмитриевич Жуков.
Игорь Иванович, Владимир Вольфович поднял вам настроение оценкой. Спасибо.
Жуков А. Д. Я думаю, он всем поднял настроение.
Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые коллеги! Уважаемые члены правительства!
Действительно ситуация, которая сложилась сегодня в российской экономике в результате очень серьёзного давления извне, как экономического, гак и политического давления, ситуация, которая усугубляется резким снижением цен на нефть и газ, основные наши товары, требует принятия достаточно оперативных и очень серьёзных мер. На что эти меры должны быть направлены? Очевидно, на поддержку системообразующих предприятий в России, очевидно, на поддержку нашей банковской системы. Совершенно очевидно, что нам нужно поддержать малый и средний бизнес сегодня. Конечно же, нужно быть готовым к ухудшению ситуации на рынке труда.
Об этом говорилось сегодня. Мы знаем по результатам прошлого кризиса, что эта ситуация может резко обостриться. Нам надо быть к этому готовыми. Правительство обязательно должно иметь программы занятости, переобучения и быть готовым развернуть их в самое кратчайшее время.
Те новые вызовы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, они не отменяют и наши социальные обязательства, которые мы все вместе брали на себя, принимая законы и принимая бюджет. И эти социальные обязательства перед гражданами мы должны выполнять по максимуму, даже, несмотря на ту сложную ситуацию, которая складывается. А сейчас очевидно, что высокая инфляция потребует и дополнительных компенсаций для наиболее уязвимых категорий наших граждан.
Вот все эти необходимые оперативные меры, в том числе те, которые предлагает правительство, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает. В то же время надо понимать, что вот этот комплекс мер или план первоочередных мер отнюдь не является исчерпывающим и будет требовать постоянной корректировки. Он и сейчас нас самом деле уже требует корректировки. Я думаю, что такие предложения будут внесены. Но ситуация может меняться, она меняется каждый день. И вы видите, что происходит в мире, и какое давление оказывается, даже на те страны, которые с нами сотрудничают до сегодняшнего дня.
Эти меры, они являются первоочередными, но к ним необходимо добавить меры структурного характера. Те, о которых давно мы говорим, но те, которые пока, к сожалению, реализуются не слишком эффективно. И этот кризис, он должен ускорить, безусловно, действия, направленные на диверсификацию экономики, на рост высокотехнологичного сектора, на импортозамещение, на рост нашего сельского хозяйства. 11отому что, очевидно, что в ближайшие годы то давление, которое сейчас оказывается на нас, оно, возможно, будет усиливаться, ну уж точно вряд ли ослабится.
Нам нужно иметь против этого очень серьёзное противоядие. Я думаю, что правительству и Центральному банку необходимо согласованно и чётко, наконец, расставить приоритеты между обеспечением роста экономики, поддержанием курса рубля и снижением инфляции. Вот в этом треугольнике всё должно быть ясно. Понятно, что Центральный банк независим от правительства, правительство независимо от Центрального банка, но если они будут принимать одновременно противонаправленные решения, то это, конечно, ни к каким хорошим результатам не приведёт.
Так вот, для того, чтобы нам добиться этих глобальных целей, потребуются серьёзные корректировки не только тех законов, которые предложены в этом плане, но и, безусловно, важнейших стратегических документов, прежде всего, речь идёт об основных направлениях деятельности правительства, налоговой, бюджетной и таможенной политики. К этим трём документам непосредственное отношение имеет парламент, и здесь, я думаю, нам в ближайшее время надо будет активно поработать. И хорошо, что Игорь Иванович сегодня неоднократно сказал о том, что правительство готово работать вместе с парламентом, то надо, чтобы не получалось так, что эти документы утверждаются правительством, а за день до этого вносятся в... парламент, по сути, не имеет возможно отреагировать на них своевременно.
Ясно, что реализация первоочередных мероприятий потребует выделения большего объёма финансовых ресурсов, частично за счёт тех резервов, которые
накоплены, частично за счёт выделения приоритетов по государственным программам. Здесь, конечно, нельзя идти по пути секвестра там, сокращения на 10 процентов всех программ, нужно сегодня воспользоваться этим моментом для того, чтобы всё-таки выделить эффективные и неэффективные расходы, и доработать государственные программы именно с учётом достижения необходимых целевых показателей и сконцентрировать ресурсы на тех направлениях, которые дают отдачу. Это нужно делать тоже с обязательным участием парламента. Я думаю, что весной надо практически все государственные программы посмотреть, обязательно учесть те материалы, которые Счётная палата давала по анализу этих программ.
Более того, поскольку всё-таки речь идёт о выделении большого объёма срсдст, необходим постоянный мониторинг со стороны Счётной палаты и ежеквартальная отчётность правительства и Центрального банка по выполнению ключевых направлений действия и по выполнению плана.
Я думаю, что такой порядок существовал в 2009 году, он себя оправдал. Мне кажется, что сейчас нужно пойти по тому же пути. Опыт показывает, что был принят тогда специальный закон, и в соответствии с этим законом правительство регулярно отчитывалось в Государственной Думе, и Счётная палата давала данный мониторинг. По крайней мере, мы будем знать: по правильному пути мы идём или не совсем.
Вы знаете, опыт показывает, опыт преодоления предыдущих кризисов показывает, что консолидация усилий и координация действий властей - это ключевое условие преодоления любых экономических трудностей. Мы можем это сделать. Но для этого нужно работать всем вместе.
Здесь было сказано о том, что все политические силы на самом деле могут принять участие в этой работе, вне зависимости от их взглядов. Все предложения, которые профессионально вносятся, все разумные предложения должны быть учтены и использованы при доработке этого плана и при разработке более стратегических документов, о которых я сказал.
В связи с этим я бы предложил следующие конкретные действия.
Во-первых, мне кажется, надо поручить Комитету по бюджету и налогам подготовить проект постановления Государственной Думы по итогам сегодняшнего нашего рассмотрения с участием правительства по представленному плану.
Собрать предложения по корректировке мероприятий плана. Я думаю, что такие предложения есть.
Подготовить проект закона, который бы определил порядок отчётности по рассмотрению, по реализации плана.
Профильным комитетам, я думаю, нужно в ближайшее время подготовить предложения о законодательном обеспечении плана.
План предусматривает достаточно большое количество законов, которые мы должны принять.
Опять же этот список явно не исчерпывающий, и здесь нужно профильным комитетам будет активно поработать.
Для оперативного взаимодействия с правительством, об этом тоже говорилось, мне кажется, профильные комитеты могли бы направить своих председателей или представителей в рабочие группы, которые в правительстве постоянно заседают и реализуют не только те пункты, которые в этом плане намечены, но также оперативно реагируют на обстановку, которая складывается в стране. Речь идёт и о Комитетах по промышленности, аграрном комитете, Комитете по энергетике, экономической политике, транспорту, социальной политике. Я думаю, что это было бы очень полезно, и все эти комитеты, безусловно, вне зависимости от фракционного представительства могли бы поучаствовать в этой работе.
Коллеги, мне кажется, что, и сегодня тоже об этом было сказано, очень важно, чтобы все важнейшие решения принимались открыто, в дискуссиях и были понятны людям, их нужно объяснять. Вот то, что мы делаем, нужно подробно объяснять людям. Мне кажется, что в этом залог успешной реализации любого антикризисного плана.
Поэтому я думаю, что хорошо, что сегодня такое обсуждение состоялось, и надеюсь, что в дальнейшем правительство во всех своих решениях, в том числе...
Председательствующий. Добавьте минуту.
Жуков А. Д. ...в ключевых решениях по поправкам в бюджет будет прислушиваться к мнению парламента. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment