leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Стенограмма заседания ГД 30.01.15 правительственный час Шувалов Набиуллина – часть четвертая

Председательствующий. Спасибо. (Аплодисменты.) Михаил Васильевич Емельянов.
Емельянов М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемый Игорь Иванович, уважаемые коллеги! "СПР ABE ДЛИВ АЯ РОССИЯ" негативно оценивает тот план, который сегодня представлен правительством. Это даже не план, это некий набор пожеланий, некий набор намерений, мер, которые плохо согласованы между собой, разрознены и неэффективны.
Самое главное, в этом плане нет и намёка на изменение экономической политики, а именно ошибочная экономическая политика, политика, которую проводил Центральный банк и правительство, и является подлинной причиной того кризиса, который разразился в нашей стране.
Поэтому мы считаем: для того чтобы лечить не симптомы кризиса, а его причины, надо радикально изменить социально-экономический курс, надо сформировать новую социальную и экономическую политику.
Правительство называет свой план планом стабилизации. Да, это стабилизация России, но стабилизация на более низком уровне, на более низком технологическом уровне, более низком уровне бюджетных доходов и доходов населения. И это полностью соответствует идеологии и психологии членов кабинета.
Либеральные министры соревнуются с либеральными экономистами, кто предскажет более мрачное будущее для России, кто предскажет более глубокое падение ВВП и более глубокое падение уровня жизни.
"СГ1ТАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" категорически не согласна ни с такими оценками, ни с такими подходами.
Да, девальвация - это тяжелое испытание и для экономики, и для населения нашей страны, но это одновременно и шанс, потому что импортные товары уходят с наших рынков, наши товары становятся конкурентоспособными по цене.
Наш производитель в состоянии заполнить те ниши внутреннего рынка, которые открываются после ухода импорта, но для этого ему надо создать адекватные условия. И главное условие - насытить экономику деньгами. Пора
уже отказаться от монетаристских иллюзий, эти иллюзии слишком дорого обходятся нашей стране.
В биологии есть понятие ограничивающего фактора. Если растение имеет достаточно света, влаги, тепла, но не хватает хотя бы одного элемента, скажем, фосфора, это растение развиваться не будет, оно погибнет. То же самое и в экономике: один ограничивающий фактор сводит на нет все преимущества, которые имеет экономика. В нашем случае таким ограничивающим фактором является сжатие денежной массы вследствие политики ЦБ и неактивная бюджетная политика, которую проводит Минфин.
В прошлом году денежная масса уменьшилась более чем на 700 миллиардов рублей, и это притом что монетизация нашей экономики и так чрезвычайно низка - 47 процентов, это ниже чем в Папуа - Новой Гвинеи, у них 50. Вы скажите: наша экономика сравнима с экономикой Папуа - Новой Гвинеи? Почему же проводится такая политика, ограничивающая экономический рост? В нормальных экономиках мира уровень монетизации более 100 процентов.
Для того чтобы воспользоваться выгодами девальвации, необходимо чтобы наши предприниматели имели оборотные средства, имели средства для расширения производства и его модернизации. Но для этого надо снижать ключевую ставку.
Ключевая ставка 17 процентов убийственна для экономики, она и является тем ограничивающим фактором, который не даёт расти нашей экономике, является фактором спада. Ведь рентабельность промышленности всего 8-9 процентов, а кредиты даются предприятиям реального сектора уже более чем под 25 процентов.
Нам говорят: если снизить ключевую ставку, деньги уйдут на валютный рынок. Но есть средства против этого - валютный контроль, валютное регулирование. Центробанк не хочет вводить валютное регулирование, ссылаясь на то, что его сложно администрировать, и он не будет, и валютное регулирование не будет иметь эффект. Мы им возражаем, был опыт 1998 года, когда было валютное регулирование введено, довольно эффективно администрировалось, и мы вышли из кризиса за полгода.
Сдаётся, что дело не в сложности администрирования, а в некой идеологии, которую исповедуют правительство и Центробанк, в неких либеральных догмах. Но, коллеги, опять кто-то не хочет поступаться принципами в нашей стране. Догматизм людей, принимающих решения, слишком дорого обходился нашей стране, давайте от догматизма уходить.
Не очень верим мы и в те специальные меры по льготному кредитованию, по проектному финансированию, которые заявлены правительством и
Центральным банком. Объём средств, предусматриваемых на эти меры, слишком мал, а механизм их реализации слишком забюрократизирован. К сожалению, в том же русле, что и Центральный банк, действует наше правительство. В условиях, когда Центробанк перешёл к плавающему курсу, единственным источником или главным источником пополнения денежной массы должны быть государственные расходы.
Министр финансов, вместо того чтобы думать об увеличении государственных расходов, как это делается во всех странах, переживающих кризис, предлагает другое. Он предлагает ужесточить бюджетное правило. Но, коллеги, и в тучные годы мы скептически относились к бюджетному правилу. А сейчас, когда у нас дефицит бюджета, когда мы хотим на 10 процентов сокращать фактически все статьи расходов, какое ужесточение бюджетного правила, о чём вы?
Аргументы по инфляции. Мы неоднократно последнее время встречались с Эльвирой Сахипзадовной Набиуллиной, эти встречи были очень полезны, они, по крайней мере, помогли понять логику действий Центрального банка, и в одном пункте, по-моему, мы нашли общий язык. Эльвира Сахипзадовна признала, что в осеннем всплеске инфляции всё-таки главную роль сыграли немонетарные факторы: это очевидно девальвация, это регулируемые тарифы, в том числе тарифы естественных монополий. Но тогда возникает вопрос, а почему мы с немонетарной инфляцией боремся монетарными методами? Ведь на самом деле мы боремся не с инфляцией такими методами, мы боремся с экономическим ростом.
Есть популярный тезис о таргетировании инфляции. На него опирается Центробанк, на него ориентируется правительство. Но, коллеги, это путь спада, это путь развала экономики, это путь деиндустриализации страны. Таргетировать надо не инфляцию, надо таргетировать экономический рост. А инфляция должна быть такая, чтобы не подавлять этот экономический рост. Только через экономический рост мы сможем справиться с социальными и экономическими проблемами, которые есть в нашей стране, и, в том числе, с проблемой инфляции. Потому что, опять же Эльвира Сахипзадовна признала, что главным средством борьбы с инфляцией должно быть импортозамещение. А какое же импортозамещение при отсутствии денег? Если мы будем просто подавлять инфляцию через подавление экономического роста, то она приобретает латентный характер. Рано или поздно она вырывается наружу, ну и мы имеем ту ситуацию, которую имеем сейчас.
Следствием изменения экономической политики должны быть реальные меры, направленные на социальную поддержку населения. К сожалению, в правительственном плане их очень мало. Мы считаем, что необходимо проиндексировать трудовые пенсии, причём в соответствии с реальным ростом уровня цен, социальные - в соответствии с реальным удорожанием потребительской корзины.
И надо не бояться увеличения денег у людей. Потребительский спрос
является существенным фактором поддержки производства, а не фактором роста инфляции. Мы предлагаем заморозить рост цен на обучение, оплату студенческих общежитий, содержание детей в детских садах, прекратить бездумные сокращения педагогов и медицинских работников.
Надо оказать действенную поддержку валютным ипотечникам, потому что люди не по своей вине оказались в этой ситуации. В этом вина той политики, которую проводил ЦБ и правительство. Но средства от реализации этих мер появятся только тогда, когда изменится экономическая политика.
Наши недоброжелатели на Западе, если почитать их аналитику, в качестве главной цели считают не допустить экономический рост в России после девальвации.
Они очень хорошо помнят 1998 год, когда после глубокой девальвации наша экономика резко рванула вверх.
Мы считаем, что опыт 1998 года можно и нужно использовать. Заявления о том, что сейчас мы слишком зависимы от импортных комплектующих, слишком преувеличены, а заявления об отсутствии свободных мощностей в экономике, это просто незнание реалий экономической ситуации. Свободных мощностей очень много. Вы посмотрите цифры спада в нашей экономике за первое полугодие 2014 года. По большинству отраслей спад произошёл от 20 до 40 процентов, эти мощности никуда не делись, на них ещё не успели, вместо них, построить торгово-развлекательные и логистические центры, там работают люди, и эти мощности могут дать экономический рост и ускорение нашего развития.
Игорь Евгеньевич Шувалов на Давосском форуме призывал учиться жить в изоляции, используя опыт пиночетовской Чили и Южной Африки времён апартеида. Игорь Иванович, не надо смотреть так далеко в пространстве и времени, посмотрите на наш собственный опыт 1998 года. Именно тогда за полгода правительство Примакова-Маслюкова и руководителя ЦБ Геращенко вывело нашу страну на устойчивую траекторию экономического роста. Давайте попробуем использовать этот опыт.
Мы считаем, что во главу угла должен быть поставлен экономический рост, решение проблем реального сектора экономики. Но нынешний состав финансово-экономического блока правительства, который несёт ответственность за текущий кризис, не в состоянии предложить реальную альтернативу. Эти люди не способны сформировать политику по оздоровлению нашей экономики, поэтому мы считаем, что настало время для смены министров, прежде всего, финансово-экономического блока.
Спасибо.
(Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо.
Переходим к выступлениям руководителей и представителей трёх профильных комитетов. Первым выступает Игорь Николаевич Руденский. Пять минут у вас, Игорь Николаевич.
Руденский И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет внимательно рассмотрел антикризисный план правительства и считает, что, конечно, в него будут внесены со временем дополнения и, конечно, у нас есть конкретные предложения, для того чтобы они могли быть включены в этот план.
Ну, во-первых, правительство сегодня собирается сократить соответственно федеральный бюджет на 10 процентов. На наш взгляд, в первую
очередь, нужно определиться с приоритетами, что мы будем сокращать, а что необходимо, наверное, сегодня наращивать.
И, в первую очередь, здесь хотелось бы сказать про импортозамещение, всё, что касается самих расходов, но не предполагается сокращения расходов на оборону и агропромышленный сектор. Но в то же время хочется действительно увидеть достаточно ощутимую поддержку агропромышленного сектора именно в части программы импортозамещения. Профамма есть, хотелось бы услышать эти цифры.
Точно такая же программа есть у Министерства промышленности, и мы все понимаем, что необходимо поддерживать сегодня и импортозамещение в плане производства лекарств, и импортозамещение в плане производства комплектующих.
Также хотелось бы сказать, что необходимо поддержать и лёгкую промышленность в бюджете 2015 года, так как на неё, к сожалению, не запланированы субсидии.
Уважаемые коллеги, очевидно, что следует также не приступать к строительству дорогостоящих объектов, которые, в общем-то, без которых мы, в принципе, можем обойтись.
Пристального внимания, как нам кажется, заслуживают те направления, которые, как здесь было сказано, имеют мультипликативный эффект. Это, в первую очередь, конечно, строительство жилья, но строительство жилья на 70 процентов, как мы знаем, зависит от ипотеки. И если мы введём дешёвую ипотеку для наших граждан, то получим очень сильный кумулятивный эффект в плане поддержки и самой строительной отрасли, и промышленности, и, конечно, поддержки наших граждан.
К этой отрасли мультипликативного эффекта относится также строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали - это "Москва-Казань", но и другие проекты, которые сегодня у нас с вами имеются.
Следующий момент. Хотелось бы сказать несколько слов про поддержку малого и среднего бизнеса. Но в кризис, как мы все прекрасно знаем, возрастает уровень безработицы, поэтому для обеспечения, в первую очередь, занятости населения необходима существенная поддержка малого бизнеса.
Президент в последнем недавнем Послании сказал, что необходимо дать большую свободу малому бизнесу и, соответственно, ввести мораторий на проверки.
Мы все сегодня прекрасно знаем, что у нас огромное количество проверяющих органов, их уже порядка 50.
И, соответственно, мы все прекрасно знаем, что на Западе таких органов примерно два-три.
Вот наше предложение касается того, чтобы сократить это количество проверяющих инстанций точно так же до двух органов. Первый орган будет, соответственно, проводить проверки на потребительском рынке, это Роспотребнадзор, и второй орган будет осуществлять контроль в сфере производства и эксплуатации. И уже в структуру этих двух органов должны войти все существующие контрольные органы. Тогда исчезнет проблема и дублирования полномочий, и, соответственно, избыточного контроля. Мы также считаем, что в период кризиса нельзя ни в коем случае допускать повышения каких бы то ни было налогов и, соответственно, сборов. В период кризиса целесообразно было бы сегодня снизить страховые взносы до 14 процентов. Вы помните, что мы их подняли в 2011 году с 14-ти до 30 процентов и, соответственно, получили обратный эффект. То есть, по мнению всех контролирующих и контрольных органов, это повышение в принципе ничего не дало внебюджетным фондам, а только заставило многих предпринимателей или уйти в тень, или, соответственно, закрыть свой бизнес.
Ещё одно направление - это, соответственно, поддержка экспорта. Ситуация сегодня имеет и свои преимущества, в первую очередь для экспортеров несырьевого экспорта. Многие российские предприятия сегодня способны конкурировать с иностранными производителями и поставлять
продукцию на внешние рынки. А главное сегодня не вводить дополнительных экспортных пошлин, когда идёт речь об экспорте высокотехнологичной продукции. Федеральной антимонопольной службе сегодня необходимо пересмотреть применение методики контроля за ценообразованием, принятой в 2014 году в отношении высокотехнологичной продукции. Сегодня эта методика фактически препятствует несырьевому экспорту, вводя огромные оборотные штрафы за поставку продукции за рубеж.
И в заключение хотелось бы отметить, уважаемые коллеги, что развитие малого бизнеса, промышленности, сельского хозяйства невозможно... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте полминуты.
Пожалуйста.

Руденский И. Н. Спасибо.
И в заключение хотелось бы отметить, что развитие малого бизнеса, промышленности и сельского хозяйства невозможно при такой ключевой ставке в 17 процентов. Поэтому в ближайшее время необходимо её снизить до запланированного уровня инфляции в 2015 году в 8 процентов.
Ну и, соответственно, здесь уже было сказано, что сегодняшняя ситуация в экономике требует, прежде всего, от всех нас, от Государственной Думы, правительства, бизнес-сообщества, Центрального банка скоординированных действий. И мы, конечно, со своей стороны к работе готовы. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Николаевич. Михаил Васильевич Тарасенко, первый заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. Тарасенко М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги! Социальные обязательства в непростой период кризиса 2008-2009 годов государством не только неукоснительно исполнялись, но на начальном этапе были даже расширены. Значительно увеличился размер трудовых пенсий, с эфемерного до более приемлемого был увеличен размер пособия по безработице. Оказалось, что эти меры действительно способствовали поддержанию спроса на потребительском рынке и, таким образом, работали на преодоление кризиса не только в социальном, но и в экономическом плане.
Сегодня забывшие об этом сторонники заклинания: рынок всё рассудит, рынок всё расставит, пропагандируют идею всеобщего затягивания поясов, говорят и пишут они о посильном налоговом бремени, о социальных путах, которые могут отправить Россию, экономику России на дно. Всё это.
безусловно, не случайно. Это обработка общественного мнения на резкое ухудшение жизненного уровня. Но не за счёт далеко небогатой части населения необходимо решать проблемы развития экономики. Тем более показательно, что на этапе формирования федерального бюджета и в антикризисном плане первоочередных мер государство не только декларирует, но и направляет конкретные и реальные средства на исполнение публичных социальных обязательств.
Но реализация социальных обязательств обеспечивается работой реальной экономики, тем более что сырьевой фактор сегодня у нас шрает меньшую роль. И мы должны сделать всё для того, чтобы отечественная, высокотехнологичная, современная продукция с большой долей добавленной стоимости стала доминировать в российской экономике.
Для того чтобы это произошло, необходимо выполнение очень многих условий. Коснусь одного, но очень важного - это кадры.
Я во фракции "ЕДИтТАЯ РОССИЯ" представляю профсоюзное движение, и поэтому я достаточно уверенно говорю: нашей бедой остаётся дешёвая
рабочая сила. Чудовищные перекосы в соотношениях заработных плат между различными категориями населения, являются тормозом развития нашей экономики. Дешёвая сила, действительно, дешева во всех отношениях. Только люди с высоким профессионализмом способны решать серьёзнейшие задачи по импортозамещению, по созданию национального продукта, не уступающего по качеству, а даже превосходящего лучшие образцы зарубежных аналогов.
Поэтому образование, особенно среднее профессиональное, это тот приоритет, который, наряду со здравоохранением и поддержкой слабых, не должен ни в коем случае подвергаться секвестированию.
Игорь Иванович, мы в нашем комитете с большим удовлетворением восприняли ту часть антикризисного плана, в которой подчёркивается, что с 1 февраля будут проиндексированы страховые пенсии на уровень реальной инфляции 2014 года. Но проблема заключается, и об этом сегодня уже говорилось, что рост потребительских цен на... рост цен на потребительском рынке во многом перечёркивает усилия правительства на сохранение уровня поддержки населения. Причём ещё понятно, когда действуют объективные причины к этому у производителей, но нередки случаи, когда производитель цену не меняет, а на приливке она нередко становится в два-три раза дороже.
И вот здесь говорится про опасность вымывания социально значимых товаров при принятии ограничительных мер. Но почему-то в таких развитых демократиях как США, Канада, Япония, Австрия, Норвегия есть ограничения по торговым наценкам, есть механизмы государственного влияния на ценовую политику для группы социально значимых товаров, и почему-то эти товары не вымываются и не исчезают. Поэтому представляется, что свободный рынок -это, в общем-то, иллюзия. Через антисанкции... через антироссийские санкции мы увидели, что такое свободный рынок, поэтому свободный рынок без социальной "уздечки" слеп и безответственен, и поэтому нужно принимать реальные меры к тому, чтобы ограничить цены на социально значимые товары.
В антикризисной программе много уделяется внимания содействию изменения структуры занятости, но представляется, что меняющийся... не меняющийся с 2008 года размер пособия по безработице будет усугублять ситуацию на рынке труда, фактически поощряя теневую занятость.
Комитет считает необходимым, как минимум, проиндексировать пособие по безработице на реальный уровень инфляции. Это потребует от 10 до 15 миллиардов рублей в годовом исчислении. Но это будет справедливо, и это будет облегчать работу субъектам Федерации по структурированию занятости.
Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов считает, что в условиях кризиса действительно необходима консолидация всех ветвей власти, и готов работать над реализацией антикризисного плана и его корректировкой. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment