leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Стенограмма заседания ГД 30.01.15 правительственный час Шувалов Набиуллина – часть пятая

Председательствующий. Спасибо, Михаил Васильевич. Андрей Михайлович Макаров.
Макаров А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!
Эмоциональность при рассмотрении сегодняшнего вот этого вопроса, она вполне понятна. Но если мы собрались здесь с вами не для того, чтобы просто поговорить, эту эмоциональность придётся отложить в сторону.
Правительство представило план, подчёркиваю, план первоочередных мер, определило те сектора экономики, сектора жизни нашей страны, которые нуждаются D сиюминутных, вот в немедленных первоначальных вот этих вот мерах поддержки. Это не просто право правительства, это обязанность правительства, его полномочия по Конституции, как высшего государственного органа исполнительной власти. И не случайно поэтому эти меры подписаны и введены в действие распоряжением председателя правительства. Правительство их предложило парламенту, и правительство несёт за них полную ответственность. Но это лишь первая часть той задачи, которую поставил президент перед правительством. А вторую часть, это встретиться с депутатами Государственной Думы и обсудить все параметры плана, мы выполняем сегодня.
И вот тут я хочу просто процитировать задачу, которая была поставлена президентом: добиться максимальной консолидации на уровне принятия решений исполнительной и законодательной власти.
Вот можем ли мы в этой ситуации занять позицию такой вот критики со стороны, стороннего наблюдателя? Вот можем ли мы в этой ситуации это сделать? На самом деле это тот главный вопрос, на который нам сегодня предстоит ответить.
Кстати, критиковать любую программу гораздо легче, чем её предложить. Самое сложное, даже со всеми ошибками, даже со всеми недостатками это реально что-то подготовить для обсуждения.
В этой ситуации мне представляется, нам сегодня предстоит решать три основных как бы направления задач. Первое, вот то, что произошло, это первоначальное обсуждение того плана, который представило правительство. И вот когда мы обсуждаем эти первоначальные меры, когда мы обсуждаем сектора, которые следует, нуждаются в поддержке, я думаю, что здесь, если убрать эмоции, все сказали, что, в общем-то, это следует поддержать. Это единая на самом деле была высказанная позиция, никаких замечаний за исключением того, что, конечно, надо обсуждать каждый пункт, как они будут реализовываться. Но вот эту часть работы, которая выполнена, безусловно, следует поддержать.
А вторая, и это очень важно, мне кажется, сегодня мы услышали новые нотки на самом деле. Правительство, выполняя решение президента, пришло к нам и протянуло руку, оно предлагает работать вместе. Значит, две задачи, которые возникают.
Первая. Это выработать алгоритм той работы, которую необходимо выполнить по доработке вот того плана, который представлен. А здесь очень сложные задачи, ведь меняется ситуация. У нас ещё нет прогноза социально-экономического развития.
А главное, на самом деле сложности, которые стоят перед всеми нами, это то, что очень серьёзна непредсказуемость развития ситуации, что придумают наши коллеги из-за рубежа, мы сегодня с вами не знаем. И, следовательно, завтра могут появиться новые вызовы, на которые надо будет немедленно реагировать. Значит, эта система, которую мы должны сейчас создать, она должна быть максимально гибкой, она должна быть способной оперативно реагировать на любые изменения ситуации. И вот правительство предлагает нам вместе подумать и создать такую систему.
И третья задача, о ней, кстати, говорили сегодня все фракции. Это определить порядок в совместной работе по подготовке уже полноценной антикризисной программы, которая должна включать в себя кроме первоначальных вот этих необходимых мер, меры по изменению, строго говоря, экономической модели, об этом мы много здесь говорили, по необходимым структурным реформам и, наконец, по улучшению качества управления. Давайте не будем скрывать, это тоже абсолютно необходимо. И хотя это вроде бы разные направления, только соединяясь вместе, соединяясь вместе, они дадут реальный результат.
Опять же хочу напомнить слова президента, что решая даже сиюминутные задачи, мы должны не разбрасывать деньги в различные отрасли, а структуру экономики менять.
Следовательно, мы не можем сказать, что вот то, что меры, которые сегодня принимаются, а потом мы уже предложим какие-то другие структурные меры, они должны быть согласованы друг с другом.
Отсюда, Александр Дмитриевич уже многое сказал из этого, инструменты парламента, что мы в этом плане можем говорить? Кстати, об этом говорил и Игорь Иванович, в первую очередь это инструменты бюджетной, налоговой политики, это инструменты таможенно-тарифного регулирования.
Напомню, Законом "О парламентском контроле", который мы с вами принимали, практически обязывается правительство представлять нам эти документы предварительно. Наверное, наше участие на этом этапе очень важным является. Вот здесь, простите, мы можем предлагать и законопроекты, мы можем предлагать механизмы их решения, мы можем предлагать конкретные меры.
Более того, я думаю, что у нас у всех комитетов есть свои предложения по законам, которые надо принять.
Почему я назвал вот эти три основные направления? На самом деле, ну, давайте возьмем там условно налоги. Вот в этом году, у нас с вами в
прошедшем году у нас с вами на 25 процентов сократилось потребление водки. Это что у нас пить меньше, что ли, стали? Нет, это результат нашей акцизной политики. Просто люди стали пить паленую водку. Разве мы это не обсуждали? Хочу предупредить правительство: у вас на следующий год будет то же самое по табаку. Вот те меры, которые надо сегодня обсуждать.
А те меры, которые требуют сиюминутного решения, вот мы сейчас столкнулись по одному из законов на самом деле по этому поводу. Необходимо было принимать налоговые решения по тем законам, которые мы принимали в декабре вместе с правительством, они не приняты. Почему? Потому что кто-то объясняет, а правительство внесет свои законопроекты.
Так вот, я вам могу сказать, непринятие этих законов в январе означает 1,5 миллиарда потерь АСВ вот уже сейчас, в январе месяце. И вопрос в том, кто вносит эти законопроекты? Неужели сегодня по-прежнему так важно перетягивание каната. А таких законопроектов очень много, я подчеркиваю.
Нам необходимо в этой связи, чтобы были пересмотрены подходы к налоговой ... политике, о которой мы говорим, как с точки зрения 2015 года, так и с точки зрения трехлетней перспективы. Только тогда задачи, которые стоят, будут совмещены между собой.

Коллеги, я не хотел бы сейчас говорить, оценивать какие-то отдельные

мероприятия плана.
Я думаю, что, действительно Игорь Иванович абсолютно прав, в течение недели мы могли бы дать свои предложения.
Потому что, конечно же, когда нам говорят, что, ну, скажем, теперь будет снижен верхний предел, устанавливаемый в Налоговый кодекс для малого бизнеса, до 500 тысяч рублей, я хотел бы напомнить правительству, что сегодня это право у регионов есть, снижать до нуля. Так, простите, мы сейчас увеличиваем их возможности или, наоборот, уменьшаем?
Коллеги, вот ещё раз говорю, я понимаю ситуацию, в которой готовилась программа. Более того, я думаю, что большинство предложений абсолютно правильно. Но вот все эти вопросы, относящиеся к налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политике, должны быть сверены, должны быть сверены с теми законами, которые нам предстоит принимать. Нам ошибаться больше нельзя.
Теперь несколько слов о бюджете. Это очень важно... я, простите, пропускаю очень многое и говорю только то, что относится к сфере действия нашего комитета. Вот сегодня были обозначены главные вопросы, но я хотел бы обратить внимание, президент говорит: необходимо в реальном выражении сокращение бюджета на 5 процентов. В реальном выражении. Кстати, по 2015 году это 855 миллиардов рублей. Но за счёт чего, говорит президент, их надо сократить? За счёт сокращения издержек и за счёт неэффективных расходов.
Я не уверен, что то решение о доведении лимитов на 10 процентов меньше всем, это правильное решение и находится в духе того, что сказал президент. На мой взгляд, к этому решению надо вернуться и пересмотреть его в рамках той работы, которую только предстоит сделать.
Другое дело, палить резервы сегодня, просто вбрасывать деньги куда-то, не понимая, какую отдачу они дадут - это путь в никуда. Стабильность, бюджетная стабильность - это важнейший фактор. Нельзя палить резервы, сегодня отношение к нам за рубежом соотносится в первую очередь с тем, что все понимают, наших резервов достаточно, чтобы пережить кризис. Если завтра мы растратим эти резервы, мы получим совершенно другое отношение к себе, с нами просто перестанут считаться.
Ну, и наконец, Игорь Иванович, когда спускают сокращение средств Счётной палаты, а президент даёт дополнительные полномочия, и мы слышим, какие решения надо принимать, какие исследования придётся проводить Счётной палате, так там не сокращать, там увеличивать штат и средства надо. То же самое касается Федеральной налоговой службы.
А Росреестр, который мы хотим сократить? Ведь мы же перешли на кадастровую оценку и знаем, что проблема-то не в налоговом законодательстве, а в качестве кадастра. Туда надо вбрасывать средства срочно, с тем чтобы в 2016 году мы не столкнулись, не мы с вами, а граждане не столкнулись, с гораздо более серьёзными

проблемами, чем сейчас есть.
Кстати замечу, когда Счётная палата говорит: 7,5 процента неэффективных расходов только в прошлом году, посчитайте, мы можем сокращать не 855 миллиардов, гораздо больше.
Напомню, на 1 января 2014 года у нас с вами дебиторская задолженность 2 триллиона 300 миллиардов. Слава богу, правительство начало эту работу и вы возглавляете комиссию по эффективности. Парламент дал вам полномочия создать по существу антикризисный фонд и целый ряд неэффективных расходов в этот фонд перешёл. Но дебиторская задолженность с начала 2015 года увеличилась почти на 2 триллиона. То есть, неэффективные расходы продолжают возрастать, и здесь нужны принципиальные решения, которые, действительно, позволят сокращать неэффективные расходы. Вот на самом деле люди будут судить об эффективности нашей деятельности по нашей готовности эти неэффективные расходы сокращать.
Я прошу минуту ещё, если можно.

Председательствующий. Добавьте минуту.

Макаров А. М. Вот, коллеги, итак парламентский контроль.
И хотел бы просто с несколькими предложениями. Вот есть одно предложение пункта плана, с которым я не могу согласиться - это пункт 13-й. И наш комитет будет ставить вопрос о его исключении, когда правительство
предлагает разрешить ему без внесения изменений в бюджет просто перераспределять бюджетной росписью. Мы считаем, что это абсолютно недопустимо. Но как я понимаю сегодняшнее ваше выступление, вы предлагаете вносить изменение в бюджет и необходимо дальше уже вносить изменения в госпрограммы. Мы дадим, безусловно, право правительству продлить сроки для решения этих вопросов госпрограммы, но мы не готовы дать право просто перераспределять это без парламента.
Ну и, наконец, буквально последние несколько слов. Вы извините, я понимаю прекрасно, что у нас две беды в России: инфраструктура и менеджмент. Я говорил о текущих задачах, а вот о том, что касается структурных реформ, к сожалению, времени не хватило. Вот, не дай бог, чтобы в нашей работе нам снова не хватило времени на именно на структурные работы, на... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте, добавьте.
Макаров А. М. ...на улучшение качества управления с тем, чтобы в текучке, вот в этой текучке, которая очень важна, мы вновь до следующего кризиса не отложили эти структурные реформы. В этом плане комитет по бюджету, я уверен, вся Дума готова работать вместе с правительством. И если такое поручение сегодня будет дано Государственной Думе, комитет по бюджету срочно соберётся сейчас, предложить проект постановления, в котором мы изложим, безусловно, все те вопросы, которые звучали в этом зале. И мы готовы немедленно приступить к его реализации. Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо. Игорь Иванович, пожалуйста, вам слово.
Шувалов И. И. Уважаемые депутаты Государственной Думы, Татьяна Алексеевна, мои коллеги по правительству! Поскольку в своём выступлении Андрей Михайлович коснулся некоторых эмоциональных аспектов, я бы с них начал, потом бы перешёл к делу.
На то, что я услышал от представителя Коммунистической партии, я хочу сказать, что не видел и не наблюдал ни разу, чтобы кого-то из России "мордой о лавку возили", что, кстати, очень уверенно продемонстрировал Геннадий Андреевич тогда, когда на него кучка бандитов перед штаб-квартирой ПАСЕ напала. Поэтому и ваш лидер, в том числе показывает, что никто нас "мордой о лавку" не возит и возить не будет.
Второе. Вы сказали, что наблюдается определённая растерянность у членов правительства или раньше наблюдалась. Я работаю в правительстве каждый день, без пропуска, никакой растерянности у членов правительства я не наблюдал. Больше того, в эти последние месяцы и недели члены правительства особо сконцентрировались на проблемах и даже те внутренние разногласия, которые были внутри финансово-экономического блока, социального и так далее, всё смогли ради дела вынести за скобки, и все обязаны вместе сейчас трудиться. Мы эту обязанность в правительстве соблюдаем.
Ну и также я не могу согласиться, чтобы людей Российской Федерации, наших с вами сограждан, сравнивали с какими-то растениями. Не растения мы вовсе и совершенно куда сложнее жизнь, чем просто рост кого-либо, кого бы посадили в почву или просто естественным образом растёт.
А теперь по делу. Спасибо большое за такое обсуждение, оно при всех вот этих эмоциях, которые здесь были и серьёзными, и искренними, является профессиональным, очень интересным. Я посмотрел сейчас некоторые бумаги, которые мне были переданы, я обещаю, хотя Владимир Вольфович сказал, что мы эти бумаги и в руки не возьмём.
Ну, во-первых, я никому их не передам, с собой прямо в Белый дом увезу, И Не ТОЛЬКО ПО ЭТИМ бумагам, НО И ПО Другим, будем отрабатывать. И, если есть какая-то проволочка с инициативами депутатов и куда-то это всё исчезает в бюрократических проволочках, я прошу за это правительство извинить, эту часть работы нужно исправить.
По тому, что я услышал и не сказал об этом, хотя это есть в плане своём выступления, сейчас остановлюсь особенно - это малый и средний бизнес.
Мы считаем, что в этот период особые усилия и Правительства Российской Федерации, и региональных правительств должны быть направлены на то, чтобы не просто поддерживать существующие малые компании, но и создать все условия для того, чтобы люди поверили в то, что они могут построить жизнь самостоятельно. И если их предприятия, на котором они работают, не дают им возможности получать достойную заработную плату или просто люди в себя верят, им нужна какая-то поддержка, нам вместе нужно эту поддержку обеспечить не только принятием законодательства, но и специальными материальными стимулами. И мы рассчитываем, что в ближайшие годы и вместо 25 процентов нашего трудоспособного населения, которые заняты в малом и среднем бизнесе, мы всё-таки можем дойти до планки или хотя бы к ней приблизиться, которую мы считаем справедливо для России - это 50 процентов или около 50 процентов трудоспособного населения
должны быть заняты в секторе малого и среднего предпринимательства. Для нас это приоритет.
Рынок жилья. Сложная ситуация. Как вы знаете, в мае 2012 года Владимир Владимирович Путин по поводу жилья подписал специальный указ, и мы в 2014 году уже даже вышли за те пределы, которые нам были обозначены в качестве ориентиров, и это хороший успех, это реальный успех.
Больше всех на рынке ипотеки и самым активным образом себя ведёт Сберегательный банк (Сбербанк России), но и другие банки, включая региональные, кстати, банки, показывают рост портфелей и то, что даже в нынешних условиях ипотечные заёмщики ведут себя крайне ответственно, и просрочка по таким портфелям, она незначительна.
И я поддерживаю, что нужно правительству вместе с АСВ серьёзно посмотреть на тот резерв, который остался - 200 миллиардов рублей нераспределённых средств. Я прошу увеличить ...
Председательствующий. Добавьте две минуты.
Шувалов И. И. Нам эти средства необходимо, возможно, направить на поддержку региональных банков с тем, чтобы они, в том числе, и кредитовали ипотеку.
Знаете, я бы просил убедительно вас вот о чём. Я понимаю, что в политическом процессе важно иногда назвать кого-то либералом, кого-то консерватором, кого-то ещё. Нет никаких либералов, консерваторов в правительстве. Я могу откровенно сказать, вот как бы меня ни называли и как бы ни интерпретировали мои выступления, я абсолютный прагматик. И мне всё равно, чьи идеи, либеральные, коммунистические, справедливороссы или "ЕДТтНАЯ РОССИЯ". Если это улучшает нашу с вами жизнь и делает структуру нашей экономики сильнее, я готов по-любому с этими идеями работать и претворять их в жизнь. Самое главное, чтобы это не получился несъедобный винегрет. И в этом как раз наша с вами должна быть профессиональная работа, чтобы обеспечить определённый профессионализм. Но ещё раз, поверьте мне, например, Владимир Вольфович сказал, что Аркадий... Никакой Аркадий Владимирович не мягкий. Я с ним взаимодействую, он мой соратник, мы с ним много лет вместе работаем. Иногда такой бывает... Просто манера такая, он вежливо и прилично общается с людьми, но по делу так врезать может, что будь здоров. И, знаете, конечно же, в рамках этой борьбы политической можно как-то что-то такое сказать, что не является правдой. Кстати, в некоторых выступлениях апеллировали к моим выступлениям в Давосе и так далее. Вот половину из того, что я за неделю прочитал о моём выступлении, я даже не говорил. Людям хочется, чтобы я это сказал. Нет, я этого не говорил и говорю я ровно то, что хочу произнести, во что верю.
Я благодарю вас за вот эту совместную работу. Я надеюсь на то, что мы, конечно же, будем вместе вносить законы, Андрей Михайлович и уважаемые депутаты. Единственная просьба, когда всё-таки инициативу по законопроекту проявляют депутаты, а это ответственность правительства, что всё-таки к правительству прислушивалось. А то часто бывает так, что это наша ответственность, а потом нам говорят - депутатский законопроект, мы сами примем соответствующее решение. Вот у нас сейчас нет такой возможности, мы должны с вами всё-таки находить консенсус.
Большое спасибо.
(Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Игорь Иванович. Уважаемый Игорь Иванович! Уважаемые коллеги!
Завершая нашу сегодняшнюю дискуссию, я хотел бы сказать следующее.
Первое. Я поручаю Комитету по бюджету и налогам, Андрей Михайлович, вашим коллегам подготовить проект постановления, который бы учитывал характер и результаты нашей сегодняшней дискуссии, и вынести этот проект на обсуждение палаты. Сегодня в 17 часов, конечно. Мы не будем откладывать.
Второе. Безусловно, результативность выполнения плана первоочередных мероприятий, который мы сегодня обсуждали, зависит от скоординированной работы и исполнительной, и законодательной власти, как в центре, так и в российских регионах. Но при этом прошу учесть, что распределение ответственности у каждой власти... ответственность у каждой власти своя, которая закреплена Конституцией.
План первоочередных мероприятий утверждён актом правительства, и ответственность за реализацию плана несёт правительство. У парламента ответственность за то, чтобы предложить правительству качественные дополнения или корректировки к этому плану. И, конечно же, самая главная ответственность парламента, законодательной власти - это ответственность за те законы, которые мы примем для реализации этого плана первоочередных мероприятий.
Я, прежде всего, имею в виду, конечно, закон, который скорректирует бюджет текущего года. И в соответствии с Конституцией это полномочие парламент, хотел бы он этого или нет, он никому передать не может. Принять, рассмотреть и принять закон, корректирующий бюджет текущего года, может только парламент. И, конечно, наша ответственность и за рассмотрение документов, которые обеспечивают бюджет. Я, прежде всего, здесь имею в виду основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, а также государственной программы. В этом тоже наша ответственность.
Ну, и ещё об одном хотел сказать. Все вот, наверное, последние два года мы очень последовательно работали над выстраиванием системы парламентского контроля, как укрепляя собственные контрольные полномочия парламента, так и наделяя Счётную палату, как органа парламентского контроля, необходимыми дополнительными инструментами контроля. И вот как раз жизнь показывает, что мы делали это вовремя, и эти механизмы сегодня должны работать на 100 процентов.
Кроме того, я прошу подготовить и законопроект, который бы регулировал и регламентировал ежеквартальную отчётность правительства, и соответствующая... подготовка соответствующих документов и Счётной палатой по ходу реализации плана первоочередных мероприятий, которые мы сегодня обсуждали.
И от вашего имени, коллеги, я хотел бы поблагодарить Игоря Ивановича, коллег из правительства за сегодняшнюю, по-моему, очень открытую и деловую дискуссию. Но и пожелать всем нам успешно работы. Спасибо. Да, пожалуйста, Андрей Михайлович.
Макаров А. М. Уважаемые коллеги - члены бюджетного комитета, в связи с поручением, которое сейчас дано, я просил бы членов бюджетного комитета собраться в 14 часов. Я думаю, к этому моменту мы подготовим проект постановления, чтобы мы могли его обсудить.
Игорь Иванович, и... Игорь Иванович, и просьба тогда: в 14 часов на заседании бюджетного комитета... Мы услышали ваши слова о том, что надо быть... совместно работать с правительством, мы просим, чтобы был представитель правительства. Спасибо огромное.
Председательствующий. Спасибо.
Игорь Иванович, не уходите, пожалуйста.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment