?

Log in

No account? Create an account
 
 
22 December 2015 @ 03:42 pm
Законопроект о создании попечительских советов медицинских организациях 1 чт.  
51. 925107-6 Госдума в итоге обсуждения одобрила законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части создания попечительских советов в медицинских организациях и осуществления гражданами добровольческой деятельности в медицинских организациях».
Александр Синенко. Просьба поставить на 14 час, докладывать будет замминистра Наталья Хорова.
Документ внесен 10.11.15 правительством. Представила замминистра здравоохранения Наталья Хорова.
Зампред комитета по охране здоровья Сергей Дорофеев.

Законопроектом предлагается установить, что для мед. организаций, участвующих в реализации программы гос. гарантий бесплатного оказания гражданам мед. помощи и оказывающих мед. помощь в стационарных условиях, является обязательным создание попечительского совета. Решения попечительского совета будут иметь рекомендательный характер. Примерное положение о попечительском совете утверждается Минздравом России, а порядок формирования и деятельности определятся учредительным документом мед. организации.
Предусматривается возможность осуществления участниками социально ориентированных НКО добровольческой деятельности в указанных мед. организациях на основании договора, заключенного между такой НКО и мед. организацией. Учет деятельности волонтера организует НКО. Волонтеру, общая продолжительность добровольческой деятельности которого в мед. организации в течении года составит не менее 105 часов, попечительским советом мед. организации по представлению НКО будет выдаваться рекомендация, позволяющая воспользоваться преимущественным правом зачисления в образовательные организации на обучение по программам бакалавриата и специалитета в области здравоохранения и медицинских наук при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Стенограмма обсуждения
Докладывает Наталья Александровна Хорова, заместитель Министра здравоохранения России. Пожалуйста.
Хорова Н. А., заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации.
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты!
Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания попечительских советов в медицинских организациях и осуществления гражданами добровольческой деятельности в медицинских организациях", разработанный во исполнение поручений Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева.
Законопроектом предлагается наделить медицинские организации правом создавать в своем составе попечительские советы с полномочиями совещательных органов. При этом для медицинских организаций, которые участвуют в реализации Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, их создание будет обязательным.
Попечительские советы будут создаваться в целях оказания содействия в реализации прав граждан в сфере охраны здоровья, для решения текущих и перспективных задач функционирования медицинской организации, для укрепления её материально-технической базы, привлечения дополнительных финансовых и материальных средств.
Примерное положение о попечительском совете будет утверждаться Министерством здравоохранения Российской Федерации, а порядок формирования и деятельности будет определяться учредительными документами самой медицинской организации.
Другой важнейшей новеллой законопроекта является закрепление правовых оснований для допуска добровольцев к деятельности медицинских организаций. При этом предусматривается возможность предоставления волонтёрам преимуществ при поступлении в медицинские вузы. Законопроект обеспечит возможность участникам благотворительной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций осуществлять добровольческую деятельность в медицинских организациях на основании заключённого договора.
При этом некоммерческие организации при взаимодействии с медицинскими организациями будут формировать программы деятельности добровольца в зависимости от его индивидуальных особенностей, вести учёт деятельности добровольца, возмещать определённые расходы участникам благотворительной деятельности.
Добровольцам, осуществляющим деятельность в медорганизациях, оказывающих медицинскую помощь именно в стационарных условиях и участвующих в оказании, в реализации государственной программы гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в течение года не менее 105 часов, выдаётся рекомендация, которая будет позволять воспользоваться преимуществом при поступлении в медицинские вузы при прочих равных условиях.
Требование к общей минимальной продолжительности деятельности добровольцев рассчитывалось исходя из осуществления добровольческой деятельности в течение 35 недель, то есть три часа в неделю, всего 105 часов. Это продолжительность учебного года в общеобразовательных организациях за вычетом каникулярного времени, с учётом того, что в число волонтёров преимущественно будут входить учащиеся общеобразовательных организаций.
Предоставление лицам, осуществляющим добровольческую деятельность в медицинских организациях, указанных особых прав будет способствовать отбору на обучение по специальностям и направлениям подготовки в области здравоохранения лиц, проявивших готовность к работе в медицинских организациях и имеющих определённый опыт такой работы.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых ресурсов из федерального бюджета. Просьба поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Наталья Александровна. Присаживайтесь, пожалуйста.
Сергей Борисович Дорофеев.
Дорофеев С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В своём докладе Наталья Александровна подробно изложила концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания попечительских советов в медицинских организациях и осуществления гражданами добровольческой деятельности в медицинских организациях".
Коротко остановлюсь на важных, с нашей точки зрения, моментах.
Комитет по охране здоровья отмечает важность стимулирования волонтёров к работе в медицинских организациях, в том числе, путём предоставления волонтёрам преимущественного права зачисления в медицинские вузы, если их общая продолжительность добровольческой деятельности в медицинских организациях в течение года составит не менее 105 часов. Ну, по нашим подсчётам это три часа в неделю.
В то же время для реализации положений законопроекта медицинским организациям потребуется внесение изменений в учредительные документы. При этом финансовые затраты на данные изменения для каждого учреждения составят, по мнению самих же авторов законопроекта, около 2 тысяч 300 рублей. Это размер госпошлины - 800 рублей, нотариальный тариф за свидетельствование подлинности подписи на заявление, подаваемое в Федеральную налоговую службу России - полторы тысячи рублей.
Учитывая, что по данным Росстата в Российской Федерации насчитывается 5 тысяч 900 ... медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, примерная стоимость внесения изменений в уставы медицинских организаций составит не менее 13 миллионов 600 тысяч рублей. Однако указанные затраты не предусмотрены в бюджетах медицинских организаций и их учредителей.
Также у комитета есть вопросы к некоторым предоставленным в законопроекте нормам. Например, к модели формирования попечительского совета, а также возможности дублирования функций попечительским и наблюдательным советами медицинских организаций, кто работает в статусе автономных медицинских организаций. Хотя мы понимаем, что функции их несколько разные, но структура формирования их предполагается, по сути, аналогичной и цели некоторые будут, собственно говоря, перекрещиваться.
В связи с тем, что согласно предлагаемой редакции части четвёртой статьи 79 решения попечительского совета будут носить рекомендательный характер, есть риски недостижения целей создания попечительского совета, а именно: реализации прав граждан в сфере охраны здоровья, решение текущих и перспективных задач функционирования медицинской организации, повышение эффективности и использование имеющихся ресурсов, как заявлено, собственно говоря, в законопроекте.
На законопроект получено заключение Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, Комитета Совета Федерации по социальной политике, Правового управления Аппарата Государственной Думы, Счётной палаты Российской Федерации. Содержание замечаний неконцептуального характера, которые могут быть, по нашему мнению, учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая вышеизложенное Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Прошу записаться.
Включите режим.
Покажите список.
Владимир Николаевич Федоткин.
Федоткин В. Н. У меня к Сергею Борисовичу, наверное. К Вячеславу Дмитриевичу первый вопрос.
Вы используете в документах неоднократно слово "волонтёр". Зачем? Мы же парламент-то российский, русский, нет такого слова в русском языке, есть слово "добровольцы". Давайте всё-таки по-русски говорить, у нас сегодня как раз был такой вопрос в повестке.
А теперь второй вопрос. Обязательным будет это создание попечительских советов. Ну вот скажите, мы по финансированию медицины находимся между Перу и Гондурасом. Вот скажут врачи: дорогие товарищи, у нас нет рентгеновского аппарата, у нас нет УЗИ, у нас нет того и другого. Что в этом плане может сделать Попечительский совет, коль мы сами своим федеральным законом за два года сократили в два раза финансирование здравоохранения в федеральном бюджете.
Председательствующий. Сергей Борисович Дорофеев.
Дорофеев С. Б. Уважаемый Владимир Николаевич, слово "волонтёры" не новое в нашем законодательстве, поэтому оно и используется.
Второе - по поводу того, что же может сделать попечительский совет и то, что он обязателен.
Ну, во-первых, он обязательный только будет в медицинских организациях стационарного типа. Там подразумевается, действительно, по мнению авторов законопроекта, обязательный характер, а в других же оно будет необязательный характер носить, это требование. В любом случае всё это будет прописываться в уставных документах.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Николаевич Решульский.
Решульский С. Н. Да. Спасибо большое.
У меня к Наталье Александровне вопрос. Вообще объясните нам понятным русским языком, для чего вообще эти попечительские советы? Сколько на сегодняшний день таких попечительских советов создано? Хотя бы один пример какой-то больницы или, я не знаю, амбулатории, или что-то там, медицинского учреждения. Какой результат?
Вот создали Попечительский совет. Меня очень заинтересовала пояснительная записка и ваше выступление, где вы одну из форм приводите, что создание этого совета позволит укрепить материальную базу и добиться привлечения финансовых средств. Если это такое благое дело, так, может, мы попечительские советы создадим при каждой государственной организации, чтобы привлечь финансовые средства, чтобы укрепить материальную базу? Можно даже начинать от Государственной Думы. Приведите хоть один пример, для чего волевым порядком... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Наталья Александровна, пожалуйста. Микрофон включайте.
Хорова Н. А. Уважаемый Сергей Николаевич, на самом деле такие примеры уже есть. Я могу говорить только о федеральном уровне, например наш Санкт-Петербургский северо-западный научно-практический центр имени Алмазова. Этот Попечительский совет там создан. И по оценке и самого руководителя, и коллектива он, действительно, зарекомендовал себя как эффективный орган. Там рассматриваются различные вопросы.
Что касается вопросов финансирования, то, конечно, они не смогут увеличить объём государственного задания из системы обязательного медицинского страхования, но там рассматриваются вопросы и привлечения внебюджетных средств, и использования механизмов государственного частного партнёрства, и другие вопросы.
Председательствующий. Наталья Александровна, а, не внося эту норму в закон, разве сейчас не могут учреждения создавать попечительские советы? Вопрос Сергея Николаевича, как я понимаю, был ещё и в этом.
Хорова Н. А. Ну на мой взгляд, конечно же могут, у нас было соответствующее поручение и мы рассматривали на различных площадках, в том числе на совещаниях у вице-премьера этот вопрос, но сочли целесообразным идти по этому пути.
Председательствующий. Спасибо.
Ян Викторович Зелинский.
Зелинский Я. В., фракция ЛДПР.
Вопрос к представителю Правительства Российской Федерации.
Сама концепция создания попечительских советов в принципе неплохая, но есть большое но. Давайте посмотрим, что случилось с попечительскими советами при образовании Российской Федерации.
То есть в каждых школах существуют, так называемые, попечительские советы. Чем они занимаются? Поборами с родителей, взимание денежных средств за книги, за ремонты школ, за ремонты классов, за уборку и так далее, то есть по большому счёту легализация тех денежных средств, которые должно выдавать государство.
Вот коллега Федоткин очень хороший вопрос задал, где будут брать средства на тот же рентгеновский аппарат. Да будут вводить платное медицинское обслуживание населения, брать деньги и потом покупать эти рентгеновские аппараты. Вот скажите, не случится то же самое и в сфере здравоохранения по аналогии с образованием в Российской Федерации?
Хорова Н. А. Основной задачей, которую мы ставим сейчас перед учреждениями и организациями - это повышение эффективности и оптимизации их деятельности. В том числе на заседаниях попечительских советов рассматриваются именно вопросы, каким образом повысить эффективность, это не значит увеличить объём платных услуг. Это значит сделать всё, чтобы, если мы говорим о стационарных учреждениях, чтобы койка работала эффективно. Это значит избавиться от тех расходов, которые не нужны учреждению и которые совершенно неэффективны.
Председательствующий. Спасибо.
Владимир Владимирович Сысоев.
Сысоев В. В., фракция ЛДПР.
Добрый день! Наталья Александровна, у меня вопрос будет к вам.
В пояснительной записке прописано, что законопроект разработан в целях урегулирования общественного контроля деятельности медицинских организаций путём создания в них попечительских советов. Но... попечительские советы, как вы уже сказали, могут сегодня работать и без этого закона.
Вопрос у меня в следующем. У нас с вами действует в Российской Федерации закон "Об общественном контроле в Российской Федерации", где вопросы общественного контроля уже многие урегулированы. Вот неужели этот закон не позволяет сегодня в полной мере общественности контролировать органы здравоохранения, как это прописано в законе "Об общественном контроле в Российской Федерации" и неужели от внедрения практики создания попечительских советов в Российской Федерации, вы реально верите в то, что у нас повысится качество российского здравоохранения?
Хорова Н. А. В состав попечительского совета будут входить представители учредителя, самого учреждения и, прежде всего, представители общественности. Представители от учредителя и организаций будут составлять всего одну треть. Поэтому две трети - это как раз представители общественности.
Председательствующий. Спасибо.
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.
Включите режим записи.
Покажите список.
Владимир Владимирович Сысоев.
Сысоев В. В. Спасибо.
Уважаемые коллеги, хочу ещё раз повториться, что общественный контроль является важнейшим инструментом гражданского общества. Ещё в 2000 году, 15 лет назад, президент страны говорил, выступая на гражданском форуме, что без сильных институтов гражданского общества не может быть сильного государства. На сегодняшний день в России сделаны серьёзные шаги в этом направлении. Как я уже сказал, принят и действует Федеральный закон "Об основах общественного контроля в Российской Федерации". Поскольку сфера здравоохранения касается абсолютно каждого гражданина нашей страны, то здесь роль общественного контроля наиболее высока.
Сегодня становится очевидным, что модель единоличного государственного управления в сфере здравоохранения не является эффективной. Такая система регуляции не может учитывать многих специфических аспектов в медицинской практике и идёт сбой в реализации государственных решений, которые принимаются на высшем уровне. О необходимости развивать государственно-общественную модель развития здравоохранения и управления с привлечением именно медицинских общественных организаций говорится сегодня на различных площадках и различных уровнях. И в целях реализации посыла президента практически во всех учреждениях, как вы знаете, созданы общественные советы.
Но, как мы видим, сегодня предлагается ввести ещё вопросы, связанные с введением попечительских советов. Но эти попечительские советы уже действуют во многих организациях, во многих регионах страны. Но вопрос в том, что реальной как таковой силой они не обладают. Их решения носят рекомендательный характер, и их воздействие на те многие принятия решений, которые позволили бы улучшить качество именно российского здравоохранения, к сожалению, сводится к нулю.
Поэтому в данном случае, принимая эти поправки, можем в очередной раз прийти к тому, что в очередной раз мы получим разветвлённую сеть различного рода бюрократов, чиновников, в том числе, и согласованных представителей общественности, но реального как такового продвижения в повышении качества российского здравоохранения, то, чего сегодня от нас с вами ждут жители России, мы реально не получим.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Николаевич Решульский.
Решульский С. Н. Спасибо.
Ну вот Владимир Владимирович Сысоев где-то часть моего вопроса, наверное, и затронул.
Меня всегда настораживает, уважаемые коллеги, когда мы волевым порядком создаём какие-то общественные организации или органы и так далее.
Правильный был вопрос, спасибо вам, Сергей Евгеньевич, вы его просто ещё в плоскость такую практическую перевели.
Что мешает сегодня нашим медицинским учреждениям создавать такие попечительские советы? Да ничего. Что, наше Министерство здравоохранения завалено заявками от всех больниц, поликлиник, медицинских учреждений с требованиями: разрешите нам создать попечительский совет? Да нет, они завалены другими заявлениями о том, что перегрузили весь наш медицинский персонал писаниной и ненужной бюрократией. У нас врач 30 процентов времени занимается лечением больного, а 70 процентов времени, чтобы вы знали, занимается только писаниной, заполнением различных, как их, деклараций или, как их там правильно называть, карт и всего остального.
Мы сейчас вот недавно сравнивали сегодня на этом заседании сегодняшнем, сколько врачей в одних странах на тысячу больных, сколько у других. Да, у нас врачей-то больше выходит по всем показателям. Но там врачи лечат. А у нас половину времени тратят на вот эту бумажную, никому не нужную писанину.
Ну нужны эти попечительские советы, наверное, сам главврач, сам коллектив примет решение, и давайте, пусть создают они. Только я никак не могу понять, как через попечительский совет будут привлекаться внебюджетные средства. Это значит, что главврач сейчас, высунув язык, будет бегать по всем или смотреть по всему своему городу, своей области, выискивать каких-то состоятельных людей, договариваться с кем-то: ты войди в попечительский совет и будешь общественником, а ты потом нам выделишь деньги. Так что ли? Ну когда деньги выделяют, значит, за это что-то хотят получить и так далее.
Ну не может Министерство здравоохранения без этих попечительских советов, давайте примем, я не возражаю.
Теперь второй вопрос о тех волонтёрах, которые, не нравится вот это слово моему товарищу Владимиру Николаевичу, ну вот добровольцах. Вот тут, я смотрю, создастся просто коррупционная составляющая. Кто будет давать оценку этим ребятам, которые будут или не будут ходить в эту больницу?
Ну вот, предположим, кто-то из вас главврач, вот я пришел к нему, говорю: "Слушай, у меня сын собирается поступать в медицинский институт. Давай мы его тебе запишем, будет он у тебя добровольцем, будет...".
(Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте ещё две минуты.
Решульский С. Н. Да. "Можно он у тебя будет тут числиться, и ты ему потом напишешь справку, что он приходил сюда в неделю один раз там 105 часов?". Вы разделите это время, вообще-то, на два, на три часа и так далее. А потом с этой справкой придёт он в этот вуз и скажет: "А вот у меня преимущество. Вот у вас одинаковое количество баллов, я должен...". Всё будет зависеть от тех людей.
Где тут контроль, как это всё делается, как это всё будет делаться? Может, это не нужно делать? Ну давайте создадим тогда юных помощников медицины, я не знаю, юных добровольцев или что-то ещё остальное.
На мой взгляд, давайте примем этот законопроект, ну что-то ж мы должны принять, по крайней мере. Но толку от него, кроме загруженности в нормативных каких-то документах, честное слово не будет, не верю я в это. Я со многими попечительскими советами встречался, со многими такими сомнительными добровольцами - дай только справку.
Есть там прекрасные люди, которые сердцем и душой там с самого рождения считают, что они должны быть медиками. Это призвание, это не направление, это душа должна быть медицинская. Понимаете? Он должен рождаться и вместе с этим человеком, которого он лечит. Если это не так, то это просто там бюрократ, который разрежет, зашьёт и скажет: "Ну всё по стандарту сделал".
Ну, принимать, давайте будем принимать. Только толку не будет. Председательствующий. Спасибо, Сергей Николаевич. Будет толк или нет, покажет правоприменительная практика.
Наталья Александровна, будете ещё раз выступать?
Хорова Н. А. Я только отвечу на маленький вопрос, который, я так поняла, не напрямую связан с законопроектом, относительно сокращения затрат рабочего времени врачей на писанину.
Мы в течение двух лет создаём единую информационную систему и как раз основная задача того, что мы сейчас делаем, направлена на то, чтобы в электронном виде заполнение всех вот этих документов и осуществлялось. Ну, это такое короткое отступление.
А что касается, кто будет оценивать: ходил ли молодой человек в лечебное учреждение и помогал ли там, то мы говорили о том, что заключается договор между некоммерческой организацией и медицинской организации.
И вот именно некоммерческая организация будет как раз за этими ребятами и наблюдать, и учитывать были ли они 100 с лишним часов в медицинской организации для того, чтобы этот документ, эту справку им выдать при поступлении в медицинское учреждение. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Борисович Дорофеев микрофон.
Сергею Владимировичу Иванову подготовиться.
Дорофеев С. Б. Мы считаем, что действительно Сергей Евгеньевич прав и правоприменительная практика нас рассудит, хотя глубоко убеждены в том, что вот это волонтёрское движение, если получится на самом деле правильно его настроить, это будет тот, наверное, этап профориентации, которого нам сильно сейчас не хватает в отрасли. Это, наверное, главная, вот по нашему мнению задача, которую решает этот законопроект, может быть, решит этот законопроект.
Попечительский совет, если он реализуется, там действительно коллеги говорили, всё зависит от тех людей, кто там будет. Мы тоже так считаем, что это вот больше зависит от персонального состава. Ну, тут уж, как говорится, все карты в руки для тех медицинских организаций, которые действительно заинтересованы в правильной и эффективной работе. Давайте поживём и увидим.
Председательствующий. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Председательствующий. Спасибо. Выносим на «час голосования».
Первое чтение 439 0 0 17:32