leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Стенограмма заседания ГД 23.03.16 правительственный час Игорь Баринов Татьяна Блинова - начало

Стенограмма заседания ГД 23.03.16 правительственный час Игорь Баринов Татьяна Блинова - начало доклады Баринова и Блиновой
Уважаемые коллеги, несколько месяцев назад в структуре федеральных органов исполнительной власти создано новое Федеральное агентство по делам национальностей. Его возглавил Игорь Вячеславович Баринов, который сегодня приглашён в рамках "правительственного часа" к нам в Государственную Думу. И я Игоря Вячеславовича приглашаю к микрофону. Пожалуйста.
Здравствуйте, Игорь Вячеславович. У вас 20 минут. За временем можно следить вот па экране слева от трибуны.
Баринов И. В., руководитель Федерального агентства по делам национальностей.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Рад вас всех приветствовать уже в новом качестве.
Тема, которой занимаюсь я, занимается наше агентство, она, конечно же, может быть, одна из ключевых сейчас. И непонимание важности конфессиональных вопросов, неправильное их интерпретирование может приводить к тем событиям, о которых вы говорили сегодня утром на разминке, которые произошли сегодня в Европе, в Брюсселе.
Разговор наш тем более актуален, что почти год назад, 31 марта 2015 года, об этом сказал Сергей Евгеньевич, Президент России Владимир Владимирович Путин издал указ о создании Федерального агентства по делам национальностей. И нам необходимо подвести первые итоги, обсудить имеющиеся проблемы и наметить наиболее важные направления нашей совместной работы.
Как вы знаете, деятельность агентства затрагивает темы, которые выходят далеко за рамки работы одного ведомства. Проанализировав предыдущий опыт в реализации национальной политики, мы пришли к выводу, Таким образом, по мнению специалистов федерального агентства, будет сформирован эффективный механизм по недопущению эскалации межнациональных или межконфессиональных конфликтов, способствующих формированию негативного фона в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, и нагнетанию негативной обстановки в обществе в целом.
Успешное противодействие экстремистской идеологии возможно только при обязательном участии и поддержке авторитетных религиозных деятелей, богословов, рядовых священнослужителей. Особое внимание необходимо уделить работе на местах в ряде субъектов РФ, где эта проблема наиболее актуальна. Понятно, что это в первую очередь, конечно же, субъекты Северо-Кавказского федерального округа и Поволжья, откуда зафиксировано наибольшее количество уходов молодых людей в ИГИЛ.
События последних месяцев наглядно выявили основные проблемы и недостатки деятельности по противодействию распространению радикального экстремизма. Важным инструментом нейтрализации влияния экстремистских идей является исламское образование. У нас в стране действует план мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама в 2014-2016 годах, разработанный Минобрпауки. Мы готовим свои предложения по его совершенствованию.
Итогом реализации плана, помимо снижения уровня религиозного экстремизма, должно стать формирование отечественной исламской богословской школы, повышение конкурентоспособности российских исламских учебных заведений, выпускники которых должны быть в состоянии дать отпор радикальным идеологам в борьбе за умы молодых людей, которые наиболее подвержены влиянию экстремистов.
Для эффективной работы в сфере реализации госнацполитики мы должны понимать не только сиюминутные потребности, но и глубинную мотивацию людей. Для этого агентство регулярно проводит социологические исследования как в целом по стране, так и точечные в тех регионах, которые вызывают наибольшее беспокойство с точки зрения развития межнациональных и межконфессиональных отношений.
В целом ситуация вроде бы стабильная, около 80 процентов населения положительно оценивают состояние межэтнических отношений в своём населённом пункте. 90 процентов россиян никогда не подвергались дискриминации по национальному признаку. Тем не менее мы понимаем, что существует прямая зависимость между нерешёнными социально-экономическими проблемами, неэффективностью власти, конфликтами на национальной почве... и конфликтами на национальной почве.
По оценкам Федерального агентства по делам национальностей, проблематика межнациональных и межконфессиональных отношений, миграционный кризис наряду с экономическим кризисом могут использоваться в ходе выборной кампании 2016-2017 годов.
что вопрос гармонизации межнациональных отношений настолько объёмный, сложный и многогранный, что охватывает все сферы общества, начиная со строительства школ и дорог, издания учебников, вопросов призыва в армию, заканчивая миграционной политикой, профилактикой экстремизма, культурными мероприятиями и туристическими маршрутами.
Очевидно, что решить весь комплекс задач, поставленных перед нами президентом, возможно только в тесном взаимодействии со всеми органами власти, институтами гражданского общества, экспертным сообществом, политическими партиями и субъектами РФ. Работа по выстраиванию единой системы взаимодействия - одна из основных управленческих задач. Сейчас перед агентством стоит задача по выстраиванию вертикали власти на местах.
Мы выступили с инициативой об унификации деятельности региональных органов власти, ответственных за реализацию государственной национальной политики. Мы считаем, что все вопросы, связанные с межнациональными отношениями, развитием казачества, коренных малочисленных народов, взаимодействием с религиозными общественными объединениями должны находиться в одном блоке и замыкаться на заместителя главы субъекта по внутренней политике.
Рекомендации регионам мы уже направили. Прошу вас также поддержать данную инициативу и проработать вопрос на уровне субъекта, который вы представляете в Государственной Думе.
Дальше, думаю, аналогичную схему необходимо вводить на уровне муниципалитетов и, что очень важно, выстраивать систему подготовки и переподготовки кадров, отвечающих за реализацию госнацполитики на местах.
К сожалению, большие претензии к тем людям, которые этим занимаются на местах, есть. Сейчас мы пилотный проект совместно с МГУ по переподготовке кадров запустили, два выпуска уже произошли.
Наша тема не прощает промахов и ошибок, поэтому ею должны заниматься профессиональные люди, способные решать специфические этноконфессиональные вопросы, и эту работу мы будем продолжать.
Кроме того, мы активно взаимодействуем с регионами по вопросу внедрения системы мониторинга состояния межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтной ситуации. В настоящий момент доступ к системе мониторинга в пилотном режиме предоставлен 53-м субъектам. Ожидается, что до конца года система заработает в полном объёме.
И хочу отметить, что работы по созданию инновационной технологии, системы мониторинга мы ведём совместно с 15 различными федеральными органами исполнительной власти. И в ходе работы системы ежедневно выявляется до 30 проблемных ситуаций, по которым не просто готовятся информационно-аналитические справки, но и принимаются различные меры реагирования: направляются запросы в Генпрокуратуру, Роскомнадзор, даются методические рекомендации регионам о мерах по локализации потенциальных копфликтогенных ситуаций.
Некоторые темы становятся предметом постоянного наблюдения, а по самым острым темам разрабатываются "дорожные карты" выхода из кризисных ситуаций совместно с региональными и муниципальными органами власти, совместно с правоохранительными органами и спецслужбами.
Система мониторинга не является, конечно, панацеей от всех проблем. Это лишь инструмент, который позволяет нам в режиме онлайн видеть назревающие конфликтные ситуации и принимать оперативные меры по их локализации.
Кроме того, мониторинг позволяет выявлять материалы экстремистского характера и принимать меры по блокировке подобных ресурсов, что в условиях агрессивного распространения радикальных идей через сеть Интернет является необходимым способом профилактики экстремизма и ксенофобии.
Я уже не раз говорил и повторю ещё раз, что успешная реализация госнацполитики невозможна без взаимодействия с институтами гражданского общества. И отрадно осознавать, что различные общественные организации, федеральные, национальные и культурные автономии являются нашими партнёрами и единомышленниками.
Представители всех ФНК входят в консультативный совет федерального агентства. Надеюсь, в скором времени они также войдут в состав общественного совета, который мы сейчас формируем.
Мы вместе проводим различные мероприятия, работаем над стратегическими документами и законопроектами, которые касаются самых разных направлений нашей деятельности.
Одним из приоритетов государственной национальной политики РФ является обеспечение прав коренных малочисленных народов.
Всего на территории 34 субъектов РФ проживает 47 коренных малочисленных народов, 40 из этих 47 составляют особую группу, проживающую в экстремальных условиях полярной зоны, в Сибири и на Дальнем Востоке и находятся под попечительством государства. Они компактно расселены или ведут кочевой образ жизни на территории 28 регионов РФ.
Основы правового статуса коренных малочисленных народов отражены в трёх специальных федеральных законах, также в отдельных нормах Налогового, Земельного, Лесного, Водного кодексов РФ и создают определённые условия для защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни и культуры коренных малочисленных народов.
В целях нормативно-правового обеспечения реализации госнацполитики устойчивого развития коренных малочисленных народов в современных экономических условиях развития законодательства в области признания и расширения прав коренных малочисленных народов агентством проводится работа по следующим направлениям.
Во-первых, совершенствование базового отраслевого законодательства о гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ, касающегося подтверждения правового статуса представителями этих народов с целью возможности использования законодательных норм, а также защиты исконной среды обитания.
То, что граждане могут свободно определять и указывать свою национальную принадлежность, не позволяет им в полной мере реализовывать право коренных малочисленных народов и получение льгот, предусмотренных федеральным и региональным законодательством.
Интенсивное промышленное освоение природных ресурсов северных территорий РФ существенно сократило возможности ведения традиционных видов хозяйственной деятельности коренных народов.
Отсутствие на федеральном уровне правовых актов, обязывающих хозяйствующие субъекты проводить оценку последствий на традиционный образ жизни и традиционное природопользование, а также эффективной системы расчета убытков и механизмов компенсации выплат, способствует вытеснению малочисленных народов со своих исконных земель, утрате привычного образа жизни.
В целях решения данной проблемы мы подготовили проект изменений в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ", предусматривающих создание реестра лиц, относящихся к коренным малочисленным народам РФ и ведущим традиционный образ жизни и осуществляющим традиционную хозяйственную деятельность.
В данный момент проект изменений уже прошел согласование в большинстве органов исполнительной власти, будет внесен в Государственную Думу. Прошу вас поддержать.
Для решения данных проблем, проблемных вопросов необходимо внести изменения в законодательные акты РФ в части наделения Правительства РФ полномочиями по утверждению методики возмещения убытков, причиненных в результате нанесенного ущерба исконной среде обитания, и регулирования порядка выплат компенсации за ограничение осуществления традиционного природопользования малочисленных народов.
Во-вторых, внесение изменений в Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов...".
И, в-третьих, внесение изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" в части организации общин коренных малочисленных народов.
В целях принятия соответствующих мер по предотвращению злоупотреблений действующего законодательства агентством разработаны изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока", который в настоящее время прошел процедуру общественного обсуждения и проходит согласование с заинтересованными федеральными ведомствами.
Финансовая поддержка социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера предоставляется в виде ещё и иных межбюджетных трансфертов субъектам РФ, на территории которых исторически проживают данные народы.
Основными направлениями поддержки являются создание условий для устойчивого развития экономики, традиционных отраслей хозяйствования, развития сферы образования, культуры и медицинского обслуживания, развития и модернизации инфраструктуры и информационных коммуникационных ресурсов.
Также агентством подготовлены предложения в проект государственной программы "Социально-экономическое развитие Арктики и Арктической зоны на период до 2025 года", который, в том числе, предусматривает создание мирового центра культурного наследия коренных народов Арктики.
Продуктивная работа также налажена с представителями казачьих сообществ. В структуре агентства создан отдел, который в ежедневном режиме работает по всем направлениям, связанным с реализацией стратегии развития российского казачества.
Одной из приоритетных задач в этой сфере мы видим создание Всероссийского казачьего общества, которое бы объединило всех казаков -реестровых и нереестровых. Это позволило бы решить накопившиеся проблемы, в частности, повысить эффективность привлечения членов казачьих обществ к несению государственной и иной службы. Здесь нашими партнёрами выступают Совет при Президенте по делам казачества и различные ведомства -МВД, МЧС, Министерство обороны, ФСКН и другие.
Уважаемые коллеги!
Одним из важных направлений деятельности ФАДН России является профилактика любых форм дискриминации по признакам расовой, национальной, религиозной принадлежности, противодействие распространению радикальных идей.
Здесь особое место мы уделяем работе в информационном пространстве. Есть данные, что до 80 процентов людей, молодых людей, российских граждан, которые уехали в Сирию, в ИГИЛ, в Сирию и Ирак в ряды международной террористической организации ИГИЛ, сделали свой выбор под воздействием пропаганды из Интернета. Поэтому, как я уже говорил, важным инструментом по выявлению экстремистских материалов является мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений.
Кроме того, мы вышли с инициативой по внесению изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". По нашему мнению, существующий порядок ограничений и сроки, в которые она осуществляется, в настоящий момент не позволяют своевременно ограничить распространение в сети Интернет информации, формально не подпадающей под определение призыва к массовым беспорядкам, но способствующей эскалации межнациональных и межконфессиональных конфликтов.
Федеральное агентство выступило с инициативой о том, чтобы временное ограничение доступа - до трех суток - к такой информации осуществлялось также на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по реализации госнацполитики, и его заместителей.
Таким образом, по мнению специалистов федерального агентства, будет сформирован эффективный механизм по недопущению эскалации межнациональных или межконфессиональных конфликтов, способствующих формированию негативного фона в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, и нагнетанию негативной обстановки в обществе в целом.
Успешное противодействие экстремистской идеологии возможно только при обязательном участии и поддержке авторитетных религиозных деятелей, богословов, рядовых священнослужителей. Особое внимание необходимо уделить работе на местах в ряде субъектов РФ, где эта проблема наиболее актуальна. Понятно, что это в первую очередь, конечно же, субъекты Северо-Кавказского федерального округа и Поволжья, откуда зафиксировано наибольшее количество уходов молодых людей в ИГИЛ.
События последних месяцев наглядно выявили основные проблемы и недостатки деятельности по противодействию распространению радикального экстремизма. Важным инструментом нейтрализации влияния экстремистских идей является исламское образование. У нас в стране действует план мероприятий по обеспечению подготовки специалистов с углублённым знанием истории и культуры ислама в 2014-2016 годах, разработанный Минобрнауки. Мы готовим свои предложения по его совершенствованию.
Итогом реализации плана, помимо снижения уровня религиозного экстремизма, должно стать формирование отечественной исламской богословской школы, повышение конкурентоспособности российских исламских учебных заведений, выпускники которых должны быть в состоянии дать отпор радикальным идеологам в борьбе за умы молодых людей, которые наиболее подвержены влиянию экстремистов.
Для эффективной работы в сфере реализации госнацполитики мы должны понимать не только сиюминутные потребности, но и глубинную мотивацию людей. Для этого агентство регулярно проводит социологические исследования как в целом по стране, так и точечные в тех регионах, которые вызывают наибольшее беспокойство с точки зрения развития межнациональных и межконфессиональных отношений.
В целом ситуация вроде бы стабильная, около 80 процентов населения положительно оценивают состояние межэтнических отношений в своём населённом пункте. 90 процентов россиян никогда не подвергались дискриминации по национальному признаку. Тем не менее мы понимаем, что существует прямая зависимость между нерешёнными социально-экономическими проблемами, неэффективностью власти, конфликтами на национальной почве... и конфликтами на национальной почве.
По оценкам Федерального агентства по делам национальностей, проблематика межнациональных и межконфессиональных отношений, мифационный кризис наряду с экономическим кризисом могут использоваться в ходе выборной кампании 2016-2017 годов.
В настоящее время в отдельных регионах мы наблюдаем сращивание радикализированных религиозных структур с несистемной оппозицией в вопросе критики власти.
Пока эта критика в основном связана с социальными темами, экономикой, вопросами ЖКХ или экологии, но ближе к выборам она без труда приобретёт политическую, национальную и религиозную окраску.
С учётом этого, уполномоченным органом в сфере госнацполитики, в регионах необходимо быть готовыми к соответствующему реагированию. Поэтому, мы считаем целесообразным, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общественными объединениями, научными, образовательными и экспертными организациями разработать и направить в органы госвласти и в органы местного самоуправления субъектов РФ соответствующие методические рекомендации для сотрудников, которые заняты работой в нашей отрасли.
Уважаемые коллеги, несомненно, особое влияние на состояние межнациональных отношений играют средства массовой информации. Своей практикой мы уже неоднократно наблюдали, как бытовой конфликт на страницах некоторых изданий приобретает национальный оттенок.
Недавний пример - ситуация в посёлке Плеханове Тульской области, когда заголовки пестрели сообщениями о цыганском бунте и в сети Интернет распространялась информация непроверенная о якобы нахождении в посёлке 300 или даже 500 бойцов внутренних войск ОМОНа, СОБРа, сотрудников НПС и даже кинологов.
На самом деле в тот день, когда это всё распространялось в сети, ситуация уже была взята под контроль местными властями и там находилось, там находились только наряды полиции, которые следили за тем, за ходом ремонтных работ на газопроводе.
В результате публикаций этих недостоверных и устаревших данных, обстановка снова обострилась. Данная ситуация высветила проблемы социализации цыган, характерные не только в Тульской области.
В конце прошлого года совместно с ВЦИОМ, агентство провело комплексное социологическое исследование "Социально-экономические, этнокультурные и правовые проблемы цыган в России".
Итак, исследование показало, что абсолютное большинство цыганских семей, оказывается, проживают в частных домах - 85 процентов, в большей части расположенных за пределами крупных населённых пунктов, при этом значительная часть из них возведена незаконно.
До 10 процентов цыганских семей не имеют никаких законных прав на проживание в них, только 7 процентов опрошенных цыган имеют трудовые договора с работодателями, 11 процентов занимаются предпринимательством, имеют собственный бизнес.
Объективным препятствием для трудоустройства и социализации цыган выступает, конечно же, низкий уровень образования, только 4 процента цыган имеют высшее образование.
Но при всей вот этой сложной и такой ситуации, и это удивительно, 81 процент цыган отметили, что вполне довольны своей жизнью и могут считать себя счастливыми людьми.
Эксперты отмечают, что данный факт обусловлен особой смысловой нагрузкой, которой наделяется цыганское понятие "цыганское счастье". Оно включает в себя, в первую очередь, благополучие в семье, возможность воспитывать детей, быть рядом со своими близкими и своей семьёй. Наличие стабильного дохода находится лишь только на третьем месте в этой рейтинге и является значимым лишь для 27 процентов цыган.
По итогам этого исследования мы получили уникальную информацию о современном положении цыганского населения в России, что позволит разработать меры по их социализации.
Такую же объёмную картину о современном положении крымских татар дало нам проведённое первое исследование общественного мнения крымских татар и ситуация в республике, политике государства и проблемах народа.
Мы хотели получить объективную картину проблем, которая бы позволила нам оценить правильность выбранной нами политики и стратегии в отношении этого народа и при необходимости её скорректировать.
Наряду с общеизвестными нерешёнными социально-экономическими проблемами, копившимися десятилетиями, мы увидели ряд позитивных изменений, которые связаны с реализацией указа Президента РФ о реабилитации репрессированных народов Крыма.
Жители полуострова позитивно воспринимают социально-экономические изменения, строительство новых объектов, особенно обустройство мест компактного проживания репрессированных народов, социальную поддержку льгот для репрессированных народов, а также изменения, связанные с поддержкой культуры и традиций крымско-татарского народа.
И, в частности, опрошенные в положительном ключе отметили, что крымско-татарский язык признан одним из трёх государственных языков республики. Создаются возможности для его изучения. Мусульманские праздники стали на полуострове официальными выходными днями. Строятся мечети, развивается сеть национальных школ, вносятся изменения в названия городских объектов, которые связаны с историей героев крымско-татарского населения.
В целом 51 процент опрошенных уверены, что федеральная власть заинтересована в решении крымско-татарского вопроса и отсюда высокий рейтинг доверия президенту. Почти 60 процентов крымских татар признали, положительно оценили его работу.
Мы будем продолжать изучать общественное мнение и в этом году, чтобы чувствовать настроение в обществе и адекватно реагировать на изменения. Сегодня, как вы знаете, фактически, к сожалению, единственным инструментом реализации государственной национальной политики у нас является федерально-целевая программа укрепления единства российской нации - это "Культурное развитие народов России на 2014-2010 годы".
Ежегодный объём финансирования данной программы явно недостаточен для реализации тех задач, которые ставит перед нами Президент РФ и современная геополитическая ситуация, это порядка всего 1,3 миллиарда рублей ежегодно.
Данные средства распределяются следующим образом: 862,2 миллиона на субсидии некоммерческим организациям, 338,4 миллиона рублей на субсидии субъектам РФ на софинансирование их региональных программ, в 2015 году такие субсидии получили 43 субъекта и около 92 миллионов рублей без учета секвестирования идут по статье "Прочие мероприятия", а по сути, это наши основные мероприятия, которые мы должны проводить в рамках реализации госнацполитики.
Понятно, что при таких объёмах достаточно сложно говорить о реализации каких-то крупных проектов и программ, направленных на реализацию двуединой задачи укрепления единства российской нации и этнокультурное развитие народов России.
При этом мы видим возможности более эффективного использования этих средств, для чего планируем внести соответствующие коррективы. И, кроме того, многие задачи госнацполитики вообще никак финансово не обеспечены и в нашу ФЦП не попали.
Именно поэтому мы вышли с инициативой разработки новой государственной программы, в которую бы все темы, которые (к сожалению, не успеваю я).
Председательствует первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И.Мельников Председательствующий. Продолжайте.
Баринов И.В. Многие задачи госнацполитики не обеспечены финансово и совсем не отражены в ФЦП. Приведу один красноречивый пример.
Федеральное агентство по делам национальностей ответственно за реализацию стратегии развития российского казачества. Но В ФЦП нет ни одного мероприятия, направленного на эти цели. Нет ни одного мероприятия по ... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. 2 минуты добавьте.
Баринов И.В. По социализации мигрантов, по профилактике экстремизму и так далее.
Например, недавно принятая Государственная программа по патриотическому воспитанию, там есть мероприятия и для казачества, и так далее. Но ни в одном из этих мероприятий агентство не состоит в качестве соисполнителя, это, конечно же, нонсенс. А потому что, когда эта формировалась госпрограмма, они исходили, у кого есть на эти средства деньги и соответственно у нас этих денег не было, мы туда не попали. Сейчас эту ситуации, конечно же, надо исправлять и именно поэтому мы считаем, что госпрограмма, в которую вошли бы согласованные по времени, ресурсам мероприятия, позволит нам проводить взвешенную национальную государственную политику.
Государственная программа как инструмент реализации стратегии государственной национальной политики до 2025 года позволит перейти от ситуативной поддержки отдельных мероприятий в субъектах РФ, как это сейчас происходит, к проектно-целевому финансированию проектов и комплексов мероприятий в сфере госнацполитики. Такой подход, на наш взгляд, направлен на обеспечение и достижение поставленных целей посредством разработки и реализации взаимосвязанных программных мер в области реализации национальной политики.
Программно-целевое планирование позволит четко сформулировать и систематизировать цели и задачи, что особенно актуально в случаях, когда речь идет о реализации мер на региональном уровне, систематизировать предпринимаемые меры и управленческие решения обеспечивать системный подход к управлению программой и контроль за реализацией программных мер со стороны федерального агентства.
Для достижения целей и решения поставленных задач в рамках государственной программы восемь подпрограмм, я тогда не буду на этом останавливаться.
И, завершая выступление, хочу вас поблагодарить за совместную работу, за внимание и поддержку. И для России с её многообразием языков, традиций, этносов и культур, конечно же, эта тема этно-конфессиональная, она является ключевой. И гражданский мир и межнациональное согласие - это кропотливая работа государства, общества, требующая очень тонких решений и взвешенной и мудрой политики, способной обеспечить единство многообразий.
Уверен, для нас с вами это является главным приоритетом, потому что главный приоритет - это наша Родина, Россия, на благо которой мы все с вами трудимся.
Спасибо.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Председательствующий. Спасибо, Игорь Вячеславович. Присаживайтесь. Вы сможете дополнить своё выступление в ответах на вопросы.
Выступает аудитор Счётной палаты Татьяна Викторовна Блинова. Блинова Т. В., аудитор Счётной палаты РФ. Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Сохранение и укрепление единства российской нации в условиях сложной внешнеполитической и экономической ситуации, безусловно, имеет первостепенное значение. В связи с этим рассмотрение вопроса, который по времени совпадает с первой годовщиной образования Федерального агентства по делам национальностей, которое было создано практически год тому назад, точно также является достаточно актуальным.
В этой части хотелось бы обратить внимание на то, что фактическое финансирование Федерального агентства по делам национальностей было открыто 10 июля 2015 года.
То есть в 2015 году пришёлся приблизительно полугодовой период на осуществление той деятельности и исполнение тех функций и полномочий, которые были возложены на ФАДН.
Для осуществления деятельности ФАДН и возложенных на него полномочий ежегодно в федеральном бюджете предусматривается порядка 1,6 миллиарда рублей. При этом соответственно обращаю внимание на то, что объём средств, который предусмотрен в бюджете 2016 года, на 16,4 миллиона превышает тот объём средств, который был предусмотрен в 2015 году. Кассовое исполнение составило в 2015 году 1 миллиард 563,9 миллиона рублей или 95,9 от объёма предусмотренных сводной бюджетной росписью средств.
Исходя из структуры расходов, 65,8 процента исполнено по разделу "Общегосударственные вопросы", подразделу 13 "Другие общегосударственные вопросы", 32,5 процента исполнено по разделу "Межбюджетные трансферты общего характера" бюджетом бюджетной системы РФ. И анализ кассового исполнения свидетельствует о недостаточном уровне освоения бюджетных назначений, прежде всего, по иным межбюджетным трансфертам, которые предоставлялись на поддержку экономического и социального развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Причём хотелось бы обратить внимание на то, что из 47 субъектов РФ, на территории которых проживают коренные малочисленные народы, соответствующие программы региональные были подготовлены только 23 субъектами, которым и была предоставлена соответствующая поддержка.
Таким образом, у нас с вами менее 50 процентов вовлечения в именно меры поддержки соответствующих субъектов, на территории которых проживают коренные малочисленные народы.
Также очень низкий уровень освоения характеризуется и предоставлением субсидий субъектам РФ на софинансирование региональных программ, направленных на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений. Такая субсидия предоставлялась 43 субъектам РФ.
Общий объём неисполненных назначений по итогам года составил свыше 66,7 миллиона рублей, что составляет порядка 4,1 процента от утверждённой сводной бюджетной росписи.
Причины неосвоения бюджетных средств, по сути говоря, являются типовыми. Это незаключение в установленный срок контрактов на выполнение работ, наличие неисполненных бюджетных обязательств в связи с завершением финансового года.
Особое внимание хотелось бы обратить на общий объём дебиторской задолженности, который образовался по состоянию на 1 января 2016 года. Он составляет порядка 366,6 миллиона рублей или 23,4 процента от кассового исполнения. Большая часть дебиторской заложенности приходится на задолженность некоммерческих организаций, получивших субсидии на создание духовно-просветительских центров.
При этом хотелось бы обратить особое внимание на то, что 44 процента от исполненных ФАДН расходов по указанным субсидиям оказались безрезультативпыми. Приведённые данные свидетельствуют о недостаточном качестве планирования и уровня контроля за расходованием бюджетных средств. С учётом достаточно небольшого срока деятельности полагаем, что это должно быть первостепенной задачей для руководства с тем, чтобы повысить и уровень финансовой дисциплины, и в том числе не допускать образования дебиторской задолженности.
В общем объёме расходов, которые осуществляет ФАДН, 80 процентов в 2015 году и 77 процентов в 2016 году приходилось на реализацию мероприятий ФЦП "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России" в рамках государственной программы "Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы".
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год" расходы на ФЦП были утверждены в составе государственной программы. Главным администратором указанных расходов является Министерство культуры РФ. Вместе с тем, несмотря на создание ФАДН, в паспорте указанной государственной программы агентство и соответствующая ФЦП отсутствуют. Государственная программа не приведена в соответствие с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год" и Указом Президента "Об образовании ФАДН".
В итоге фактически финансирование расходов ФАДН осуществлялось в отсутствии механизма реализации, который должен быть установлен государственной программой.
Такое положение дел сохраняется и в текущем году.
Отмечу также несовершенство тех целевых показателей, которые предусмотрены ФЦП.
Прежде всего, это касается тех показателей, которые должны были бы устанавливать взаимосвязь между предоставлением средств субсидий, предусмотренных законом о бюджете и теми результатами, которые и должны были быть получены в ходе реализации соответствующих мероприятий.
В настоящее время ФАДН разрабатывает проект государственной программы реализации государственной национальной политики. Полагаем, что эти замечания могли бы быть учтены в ходе разработки соответствующей программы.
В заключение хотелось бы обратить внимание ещё на ряд существенных моментов.
У нас с вами завершатся первый квартал 2016 года, однако, в настоящее время до сих пор не приняты те нормативно-правовые акты, в соответствии с которыми предусматривается распределение субсидий и межбюджетных трансфертов, как некоммерческим организациям, так и бюджетам субъектов РФ.
Полагаем, что отдалённые сроки принятия соответствующих нормативных актов формируют и увеличивают риски недостижения тех целей, которые запланированы в ФЦП и формируют, в том числе риски для образования дебиторской задолженности.
Ещё один аспект, на котором хотелось бы обратить внимание - это те усилия, которые необходимо предпринять ФАДН для того, чтобы осуществить перевод на казначейское обслуживание некоммерческих организаций, являющихся получателем соответствующих субсидий.
В настоящее время на счетах этих организаций находится свыше 685,6 миллиона рублей и, безусловно, эти счета находятся именно в коммерческих банках. О том, что эти средства лежат без реализации и причём это средства, которые были перечислены соответствующим организациям в 2014 и 2015 году.
Полагаем, что ФАДН должно предпринять определённые усилия к тому, чтобы эти средства начали работать в экономике.
И в заключение хотелось бы отметить, что ресурсное обеспечение ФАДН, меры, направленные на совершенствование регуляторной среды в установленной сфере деятельности и повышения эффективности бюджетных расходов, безусловно, будут способствовать развитию межнациональных отношений и укреплению общества. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Татьяна Викторовна, присаживайтесь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments