leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Единороссы отклонили законопроект о сокращении оснований для отказа в регистрации списка кандидатов

Единороссы отклонили законопроект ЛДПР о сокращении оснований для отказа в регистрации списка кандидатов на выборах
7. 271193-7 Госдума в итоге обсуждения отклонила в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» (о сокращении перечня оснований для отказа в регистрации (аннулировании регистрации) списка кандидатов на выборах).
Документ внесли 25.09.17 Депутаты ГД И.В.Лебедев, В.Е.Деньгин, Я.Е.Нилов, А.Н.Диденко, М.В.Дегтярев, Е.В.Строкова, А.Б.Курдюмов (ЛДПР).
Представил депутат Алексей Диденко.
Член комитета по контролю и Регламенту Виктор Карамышев.
Законопроектом предлагается сократить перечень оснований для отказа в регистрации (аннулировании регистрации) списка кандидатов на выборах, исключив из данного перечня такое основание, как превышение установленного числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, по решению избирательного объединения (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии, принятому в связи с наличием предусмотренных в избирательном законодательстве оснований для такого исключения.
Первое чтение 95 0 0 13:26

Стенограмма обсуждения
Пункт 7. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Алексей Николаевич Диденко, пожалуйста.
Д идеи ко А. Н., председатель Комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, фракция ЛДПР.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги! Я попробую довольно лаконично доложить эту инициативу.
Подготовлена она в соответствии с поручением руководителя фракции ЛДПР Владимира Жириновского. Насколько вы помните, полтора года назад в этом зале шла такая оживлённая дискуссия по поводу муниципальных выборов в подмосковном городе Руза. Тогда с выборов был снят список, выдвинутый партией ЛДПР, по основанию выбытия из него десяти человек. Список сам был составлен из пятнадцати человек, то есть количество выбывших было более половины из списка.
Напомню, что оппозиционные фракции, которые участвуют в муниципальных выборах, выдвигают кандидатов как по одномандатным округам, так и по партийным спискам. Продолжают политические партии в российской политической системе играть определяющую роль. В первую очередь, конечно, это парламентские партии, представленные в парламенте России, и партии, которые имеют депутатов региональных парламентов, и непарламентские партии, и малые партии. То есть здесь лиги разные и, разумеется, возможности разные: и количество членов, и материально-техническая часть.
Нам, представителям ЛДПР, очень непонятно, когда в экспертном сообществе начинают возникать идеи или логика того, почему столько прав у партий, почему они участвуют в выборах. Я всегда им отвечаю, что выборы -это только видимая часть, вершина айсберга. Когда идёт агитационный период или какие-то знаковые оживлённые заседания в парламентах, тогда себя активно проявляют и освещают в СМИ представители политических партий. Но почему-то и государственные СМИ, и коммерческие СМИ очень мало рассказывают о том, как нужно создавать местные или региональные отделения за Полярным кругом, как нужно подбирать, находить и убеждать людей идти в муниципальные депутаты, которые сдают абсолютно бессмысленные в селе декларации и заявляют две телеги, а потом их через год лишают полномочий, за то что он не указал счет, на котором осталось 4 копейки, под видом борьбы с коррупцией.
Как формировать участковые избирательные комиссии, а политические партии - это основной поставщик кадров для формирования участковых избирательных комиссий, их 100 тысяч по стране, в том числе и в Краснодарском крае, и где-нибудь на Ямале или на Чукотке. То есть это тяжелейшая работа и тяжелейший труд - нести функцию политической партии, тем более парламентской партии, а вдвойне это сложнее, если такая партия оппозиционная. Поэтому так называемым экспертам нужно анализировать все стороны деятельности политических структур. И это не всегда связано только с депутатскими иммунитетами и привилегиями. Это тяжелейшая работа, особенно, как я и сказал, для оппозиции.
Так вот, выдвигая списки кандидатов в муниципальные органы, законодатель, то есть мы с вами, а, точнее, фракция большинства установила такую норму, что список кандидатов аннулируется, если на федеральном уровне выбывает 25 процентов кандидатов, и на региональном, то есть в органы государственной власти и федеральные органы госвласти субъектов. А в муниципальные органы, и это не поддается никакой логике и объяснению, которые меньше по численности, в которые сложнее подбирать кандидатов, которые дальше находятся от административных центров, находятся на периферии, повторюсь, в районах Крайнего Севера, в труднодоступных местностях, там список политической партии аннулируется, если выбывает 50 процентов кандидатов.
Не нужно быть кандидатом или доктором математических наук, чтобы понять, что оппозиция, которая идет, выдвигает список кандидатов в орган, в котором распределяется 10 мандатов, получая 15-20 процентов, может получить максимум двух депутатов, а чаще это один депутат.
Поэтому оппозиция в муниципалитетах борется за единственный мандат, потому что количество незначительное, несущественное количество этого органа процент всегда получает на 1-2 мандата. Потому что наша оппозиция, к счастью, этот процент растет, она набирает и 30, и 35 процентов, и ЛДПР, и другие оппозиционные партии, и в каких-то муниципалитетах уже получают большинство, но тем не менее если мы говорим о районных думах, если мы говорим о небольших городских округах и тем более поселениях, то борьба идет за один мандат.
И очевидно, что мотивация кандидатов в списке кандидатов, который по закону должен в два раза почему-то превышать количество мандатов, которые распределяются, то есть на 10 мандатов партия должна выдвигать 20 кандидатов, а пройдет один, то очевидно, что мотивация 20-го не будет равна мотивации первого кандидата. И очень часто возникают случаи, когда или самостоятельно демотивированный кандидат выбывает из списка, а очень часто и не самостоятельно, а под давлением работодателя, каких-то иных структур у него вдруг пропадает желание выдвигаться в списке кандидатов от оппозиционной политической партии, он не сделает документы или пишет заявление о выходе, и весь список снимается с выборов.
Во-первых, нарушаются права тех кандидатов, которые стоят в верхушке этого списка и наиболее вероятно получат поддержку избирателей, потому что за ними стоит политическая ячейка политической партии и получит мандат. Кроме этих кандидатов, которые стоят выше там третьего, четвертого места, нарушается право политической партии, а это, повторюсь, опять же основной субъект участия в выборах и субъект политической системы в Российской Федерации. То есть она не будет представлена все пять лет или четыре года в этом муниципальном представительном органе и не сможет получить ни единого мандата, озвучить свою позицию. Хотя на других выборах или в этот же единый день голосования, выдвигая кандидатов по областному списку, например, где партии участвуют в выборах, в этой же самой территории она получает 15-20 процентов, но в муниципалитете не будет никак представлена.
На наш взгляд, это, очевидно, норма чрезмерная, диспропорциональная тем последствиям, которые грозят за это несущественное нарушение. Мы считаем, что список должен доходить до выборов даже в составе одного кандидата. То есть то ограничение, которое сегодня установлено, в 25, барьер в 25 для федеральных и региональных списков и в 50 для муниципальных выборов, завышено, существенно ограничивает права кандидатов, имеющих шанс на прохождение и политических партий на право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В этой связи фракция ЛДПР просит еще раз вернуться к анализу текста, фракцию большинства, а оппозиционные фракции, которые также часто с этой проблемой сталкиваются, просьба проект поддержать. Спасибо.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Председательствующий. Спасибо, Алексей Николаевич. С содокладом выступает Виктор Николаевич Карамышев. Карамышев В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Законопроектом предлагается исключить из действующего законодательства основание, позволяющее избирательной комиссии отказывать в регистрации или аннулировать регистрацию заверенного списка кандидатов на выборы в федеральные органы государственной власти, если из списков кандидатов выбыли более 25 процентов кандидатов, из заверенного списка кандидатов на выборы в органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, если из списка кандидатов выбыли более 50 процентов кандидатов.
По мнению Комитета по контролю и Регламенту исключение данного права ограничения, во-первых, снижает ответственность избирательных объединений при формировании списка кандидатов на выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.
И, во-вторых, может привести к тому, что количество мандатов, зарегистрированных в составе списка кандидатов, окажется меньше количества мандатов, полученных соответствующей партией.
Вопрос о применении указанных мер юридического воздействия в избирательном процессе ранее являлся предметом рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации, который в своем определении от 21 сентября 2017 года признал, что процент выбытия кандидатов из списка по неуважительным причинам 25 процентов для федерального уровня и 50 процентов для регионального уровня и органов местного самоуправления является значительным и служит критерием свидетельствующем о неспособности избирательного объединения или политической партии обеспечить, как свое участие в выборах различного уровня, так и участие граждан, путем выражения воли в реализации пассивного избирательного права.
Большинство субъектов Российской Федерации данный законопроект не поддерживает, также получены отрицательные отзывы от Правительства Российской Федерации и Правового управления Государственной Думы.
На основании изложенного, Комитет по контролю и Регламенту не поддерживает представленный проект федерального закона и рекомендует Государственной Думе его отклонить.
Председательствующий. Спасибо, Виктор Николаевич.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Лебедев Игорь Владимирович.
Лебедев И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.
Спасибо большое.
Председательствующий. Микрофон Лебедеву включите. Лебедев И. В. Слышно?
Спасибо большое. У меня вопрос к представителю комитета.
Уважаемый Виктор Николаевич, главное действующее лицо любого избирательного процесса - это избиратель. Партии борются за то, чтобы представлять интересы именно избирателей в том или ином органе власти.
И лишь избиратель вправе дать эти полномочия или не дать, поддержать или не поддержать ту или иную партию, отдать или не отдать свой голос тому или иному кандидату. Лишь избиратель вправе решать, кто может в этом органе власти представлять его интересы.
Мы же с вами, законодатели, наделили избирательные комиссии таким широким кругом полномочий, что подчас создаётся впечатление, что не избиратель решает судьбу политической партии и избирательного процесса, а комиссия, допуская или не допуская того или иного кандидата, снимая с выборов и предпринимая различные другие шаги.
Как вы считаете, может быть, всё-таки нам пора сузить немножко полномочия комиссий, и всё-таки дать право избирателю решать, кто может представлять его интересы?
Карамышев В. Н. Спасибо за вопрос.
Но в данном случае не комиссия решает, в данном случае комиссия свои действия согласовывает с федеральным законодательством, которое мы с вами принимаем.
И наверняка учитывает комиссия решение Конституционного Суда, который в своём постановлении от 25 апреля 2000 года признал допустимыми ограничения федеральным законом избирательных прав граждан при условии, что такие ограничения обоснованы, преследуют конституционно значимые цели и соответствуют им.
Председательствующий. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В. Да, спасибо.
У меня в продолжение вопрос к Виктору Николаевичу.
Виктор Николаевич, а какие конституционно значимые цели преследует вот именно та практика или, скажем, то законодательство, которое сейчас сделано? Вот "снижает ответственность" как-то очень размыто. Что значит снижает ответственность? Сама партия пострадает, если её члены слетят, по большому счету.
И я думаю, если прописать во втором чтении механизм, по которому, если партия получает больше мандатов, чем выставлено кандидатов в списке, и эти мандаты будут уходить другой партии, которая надлежащим образом оформила документы, это будет нормальным таким механизмом, который заставит должным образом их оформлять, потому что сегодня норма, ну, какая-то такая, полуживая. Да, она не противоречит Конституции, как указывает Конституционный Суд, но она нелогична.
Карамышев В. Н. Я повторю, что сказано в постановлении Конституционного Суда. Вначале, прежде чем говорится о конституционно значимых целях, вначале сказано, что они обоснованы. И Конституционный Суд четко сказал, что, прежде всего, возникает такая ситуация, когда большинство... то есть мандатов будет выдано больше, чем зарегистрировано кандидатов.
Вы предлагаете передать другой партии. Вопрос: а какой другой партии, если их участвует несколько? Это мы с вами так зайдем неизвестно куда. Не проще ли обратить свое внимание на работу с избирателями, на подбор кандидатов?
Председательствующий. Спасибо.
Шерин Александр Николаевич.
Шерин А. Н. Виктор Николаевич, но у меня вопрос из двух частей состоит.
Не кажется ли вам, что это напоминает Вооружённые Силы - наказание через коллектив, то есть если кто-то из списка вышел, то тогда все не участвуют?
И второй вопрос. Если одна политическая партия не может 100 процентов иметь мандатов в органе, и понятно, что все люди, которые в списке были, они не могут попасть депутатами, это в априори по закону, этого не может быть, они не могут получить эти мандаты, тогда вообще какая целесообразность держаться за тех людей, которые приняли решение выйти из списка, если, даже если они там будут находиться, и в связи с этим выборы состоятся, и этот список будет допущен к выборам, они не могут по нашему законодательству, все, кто находится в списке, получить мандаты, потому что наше сегодняшнее законодательство этого не позволяет?
Не кажется ли вам, что это полная нелепость, отклонять совершенно разумную инициативу партии ЛДПР? И не кажется ли вам, что это ущемление прав политических партий и тех граждан, которые приняли решение баллотироваться от политической партии, и они оказываются заложникам тех, кто из этого списка по... (Микрофон отключён.)
Карамышев В. Н. Отвечу так же, и в двух частях.
Первое, насчёт того, что это напоминает воинские объединения. Политическая партия - это собрание... сообщество единомышленников, которое преследует политические цели, и некоторые политические партии, в том числе старейшие, отличаются достаточно жёсткой дисциплиной, близкой к военной. А на второй отвечу... ваш вопрос отвечу проще, просто: не кажется. Председательствующий. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступление. Спасибо, Виктор Николаевич. Покажите список.
Емельянов Михаил Васильевич. С места включите микрофон. Емельянов М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект. Мы считаем, что не дело законодателя вмешиваться в этот такой процесс, это исключительно должно быть дело своих политических партий, кого они включают в списки, сколько из них выбывает. Потому что собственно если выбывает много людей, то эта партия наказывает сама себя, она несёт репутационные издержки, соответствующим образом за неё меньше проголосуют.
Ежели останется людей в списке меньше, чем количество мандатов, полученных при распределении, опять же партия накажет сама себя. В своё время, напомню, подобная норма была, когда соответствующие мандаты перераспределялись в пользу другой партии, и сейчас аналогичная норма существует. Никто из правящей партии не оспаривает принцип империале, когда мандаты тех партий, которые не прошли пятипроцентный барьер, распределяются в пользу, прежде всего, партии большинства.
Поэтому мы считаем, что в современных условиях, для того чтобы повысить авторитет избирательной системы, повысить её легитимность, уважение к ней, необходимо сужать сферу действия административного ресурса. Именно на это и направлен данный законопроект. Если он будет принят, то один из механизмов снятия с выборов списков неугодных партий будет ликвидирован. Поэтому партия... фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать заданный законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Альшевских Андрей Геннадьевич. С места.
Альшевских А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Можно с места?
Председательствующий. Да, пожалуйста. Альшевских А. Г. Спасибо.
Уважаемые коллеги, фракция "ЕдаНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. Постараюсь коротко, буквально тезисно пояснить нашу позицию.
Первое. Мы всё-таки за комплексный подход внесения изменений в законодательство, который в первую очередь влияет на принципы формирования органов власти. Вносить точечные поправки, на мой взгляд, это не совсем правильно, и здесь мы в этом зале неоднократно и с трибуны, и с мест и руководители фракций об этом говорили, что если есть какие-то вопросы по внесению изменения в избирательное законодательство, давайте будем подходить более ответственно и будем более комплексно подходить и рассматривать данные инициативы. И я думаю, здесь все с этим согласятся.
Второй момент. Данная норма, в которую нам предлагают внести поправки, на наш взгляд, она себя зарекомендовала неплохо, потому что она, во-первых, дисциплинирует избирательное объединение и она подымает ответственность политических партий в процессе формирования списков кандидатов и тех кандидатов, которые попадают в избирательные списки, на предмет до конца пройти всё-таки избирательную кампанию и в случае прохождения в парламент отстаивать интересы своих избирателей.
Ну и третий момент, на наш взгляд, достаточно важно, когда мы открывали весеннюю сессию и с трибуны Государственной Думы Председатель Государственной Думы нам обратил внимание, при принятии законов мы должны больше опираться и слышать мнения регионов и опираться на мнения регионов. Я хотел бы повторить здесь представителя комитета, который сказал, что данная законодательная инициатива не поддерживается регионами Российской Федерации. На основании вышеперечисленного, ещё раз повторю, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Иванов Сергей Владимирович. От фракции.
Иванов С. В. Уважаемые коллеги, всё-таки хорошо, когда не так много людей в зале, хотя и сидящие здесь не демонстрируют живую заинтересованность, но тем не менее не так шумно.
В 1906 году, когда была избрана первая российская Государственная Дума, ну, люди стали называться депутатами, и это слово не наше вошло в русский язык. И я, будучи историком, копаясь в старых газетах, прочитал очень интересный анекдот, 1906 года, между прочим.
Когда у молодого человека спрашивают: "Скажите, а где вы работаете?" - Он говорит: "Я депутат Государственной Думы". - Ему говорят: "Ну стыдитесь: молодой, здоровый, шли бы делом заниматься, работать".
Вот, коллеги, вы знаете, удивительно было бы, если бы кто-то сейчас из "ЕДИНОЙ РОССИИ" сказал: нет, мы поддерживаем. Правда, было бы удивительно.
Регионы говорят: мы не поддерживаем. Товарищи, вот администрации и прочие, которые подписывают всё это дело, они что, думаете, регионы, что ли, представляют? Это ваши коллеги, которым вам эта удавка нужна для того, чтобы не пустить людей, которые вам не выгодны, в органы власти, вот и всё.
Мы сегодня ругали тут, на чём свет стоит, одну уважаемую, так скажем, еврейскую, тьфу, еврейскую, европейскую организацию... (Смех в зале.) Может быть, и оговорка по Фрейду, да. Так вы меня извините, а чем мы то тут отличаемся, по большому счёту?
Вот нам уважаемый Виктор Николаевич, который был председателем Курской областной Думы, рассказывает, что, представляете, оказывается вдруг ЛДПР, например, или любая другая партия получит больше голосов, чем у неё кандидатов в списках, что будет? Небо упадёт на землю, да?
Коллеги, а эта норма, между прочим, сегодня урегулирована в действующем законодательстве. Очень часто бывает, когда партия получает энное количество мест, а потом люди наслушавшись вот того, что про депутатов говорят, говорят: да не хочу я быть депутатом, просто-напросто не хочу.
И эти незамещённые мандаты, в соответствии с нашим же избирательным законодательством, передаются в другую партию или остаются вакантными и ничего страшного не происходит.
Дорогие мои коллеги, которые здесь находятся в зале и которые сейчас смотрят, когда в Ростовской области проходили выборы в Законодательное Собрание, Ростовское региональное отделение ЛДПР собрало и отнесло в избирательную комиссию 2 тысячи 700 листов формата А4, 2 тысячи 700 на каждого кандидата, в общем, на всех кандидатов, вы подумайте: на себя, на жену, на детей собрать счета, декларации и всё про всё, пятое, десятое, с ума сойдёшь, просто с ума сойдёшь.
А тут приходит такой красивый глава администрации и говорит: ты чего в депутаты собрался, что ли? Значит так: забирай документы или у тебя не будет там ни работы, ни газа, ничего, ни пятого, десятого. Всё, улетела политическая партия. Почему? А, потому что вы эти места, ну не вы конкретно, коллеги, не вы конкретно, но кто-то уж продал все эти места, расписал.
У нас, кстати, был случай, не помню, в каком регионе, вернее, помню, но называть не хочу, когда были проданы все места вообще в парламенте, догадываетесь, какой партии? Ведь почему-то нашлись очень умные и грамотные, которые все документы сдали, которые не почитали закон, не знали, что не может партия одна занимать все места в парламенте. А был такой случай.
И вы нам сейчас рассказываете о какой-то политической целесообразности, о конституционных нормах. Товарищи, Конституционный Суд — это вещь такая, знаете, очень интересная. Мы, конечно, обязаны уважать решение суда, но как можно уважать решение, которое тебе доказывает, что в целях конституционных четыре с половиной равно пяти, если это один раз и требуется для защиты Конституции? А таких навалом случаев. Это вот по поводу сокращения полномочий депутатов.
Конституционный Суд так и сказал: в целях защиты Конституции один раз можно посчитать, что четыре с половиной равно пяти. Он точно так же сказал: коллеги, зачем вам выбирать градоначальников? Люди, которые голосуют, они подразумевают, что один из них может чисто теоретически стать этим человеком. И поэтому всё нормально, всё правильно. И мы на этом основании лишаем граждан права выбирать руководителя того или иного муниципалитета. Это Конституционный Суд.
Но, коллеги, Конституционный Суд, слава богу, ещё пока не рассматривает те вещи, по которым к ним не обращаются. Он не будет рассматривать то, что нам всем не нравится, но запрос не поступил. Так вот, этот закон приняли мы. И сначала такого не было, такой нормы сначала не было. Когда я начинал участвовать в выборах, государство платило кандидатам, давало деньги из бюджета, чтобы мы на равных основаниях ходили и доказывали, чья партия или чья программа лучше. И вот это были единственные и, к сожалению, последние правильные и честные выборы. Такого больше нет.
Я понимаю ваше нежелание голосовать за данный законопроект. Вы хотите сохранить свою власть. Но вот то всё, что происходит, то, что вы сейчас заставляете якобы ради борьбы с коррупцией снимать мандаты, отнимать полномочия у депутатов сельского уровня за то, что они забыли указать счёт в банке, на котором осталось 4 копейки... Это вы так с коррупцией боретесь, от правителя Совета Федерации, который в наглую заявляет, что у меня часов не на 270 миллионов рублей, а ещё больше. Вы не все посчитали.
Вы его не трогайте, он у вас почётный человек, он председатель комитета. Это борьба ваша с коррупцией.
Так вот, после вот этого вы придёте к тому, что никто не захочет больше быть депутатом местного самоуправления. Потом станут плевать на депутатство в областных и краевых законодательных собраниях. А потом, уважаемые коллеги, поскольку вы вычеркнете из жизни представителей между властью, верховной и исполнительной, и народом, которые как-то объясняют то, что здесь творится, как-то гасят народные протесты, потом мы придём к российскому бунту, бессмысленному и беспощадному. Вот вы вот этого хотите добиться, сохраняя свою власть, сидя здесь и занимаясь тем, чем вам интересно, но никак не законодательством.
Вот ЛДПР этого не хочет. Мы не за то, чтобы наши становились поголовно депутатами, но мы за то, чтобы народное представительство было, и чтобы оно стояло во главе угла. Потому что сначала мы принимаем законы, потому что мы представители народа, а потом мы формируем исполнительную власть и судебную. Вот такая должна быть в стране структура. А у нас всё наоборот: у нас исполнительная власть использует все свои рычаги и формирует законодательную, а потом назначает судебную. А потом мы начинаем удивляться, почему такие судебные решения принимаются у нас и почему такие депутаты бесхребетные, которые ни сказать, ни молвить не могут. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо. Сергей Владимирович, депутаты Государственной Думы занимаются законодательством. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста.
Шерин А. Н. Уважаемые коллеги, у нас с вами есть уникальная возможность послушать мудрого, опытного политика, который никогда ещё в своих прогнозах не ошибался.
Вот несколько дней назад Владимир Вольфович, открывая весеннюю сессию, сказал вам о том, что надо спускаться вниз, надо делать выводы из тех протестов, которые происходят в Париже, из того, что произошло в Армении. Спускайтесь вниз, общайтесь там с людьми на муниципальном уровне, чтобы там можно было, на самом первом уровне, у людей спустить пар и их услышать.
Почему вы не хотите принимать законопроект, который предлагает фракция ЛДПР, чтобы количество людей, которые вышли из списка, не влияло на то, чтобы список снимался? Потому что вам нужно, чтобы у ваших коллег на регионально-муниципальном уровне была дубинка, для того чтобы можно было разгонять неугодную партию, неугодный список.
Если у вас такая мощная поддержка избирателей, если вы так здорово работаете на местах, в регионах, на федеральном уровне, так какая вам разница, чего вам бояться?
Побеждайте партию, у которой хоть 25 процентов из списка вышло, хоть 50.
На федеральном уровне, на каналах говорят о двойных стандартах. Сейчас я вам приведу двойные стандарты. Вам же не нравится, когда каких-то наших спортсменов обвиняют якобы в употреблении допинга, якобы, и за это снимают всю сборную Российской Федерации с Олимпийских игр. Но вы то же самое предлагаете делать. Если часть кандидатов вышли из списка, вы предлагаете дисквалифицировать всю команду.
Теперь ещё один пример ваших двойных стандартов. Я вносил законодательную инициативу о том, чтобы политические партии, которые не имеют в регионе региональных отделений, не имели права принимать участие в выборах на региональном уровне. Вы, конечно же, эту инициативу не поддержали, говоря о том, что вы за то, чтобы большое количество партий имело возможность принимать участие в выборах. И когда в избирательную комиссию один чудак приносит списки на 11 политических партий, 1 человек является официально доверенным лицом от 11 партий, эти списки регистрируют. И, конечно, из этих списков люди никуда никогда не выйдут. Вот когда речь идет о том, чтобы политическая партия, парламентская, старейшая партия могла участвовать в выборах вне зависимости от того, что на какую-то часть ее кандидатов надавили и заставили выйти из списков, здесь у вас почему-то другая позиция.
Коллеги, ну давайте мы будем откровенны, когда вы говорите о дисциплине в партиях и ответственности, давайте тогда так. Если какого-то губернатора президент отправляет в отставку, отправляем в отставку и всех депутатов муниципального уровня, которые подали за него свои подписи на муниципальном фильтре. Вы же тут выступаете за партийную дисциплину. Вы же выступаете за то, чтобы партия подбирала своих кандидатов. Так давайте, пусть все депутаты несут ответственность за этого губернатора, которые за него сдали подписи на муниципальном фильтре.
Поэтому я вас прошу инициативу поддержать, для того чтобы действительно сохранить свое какое-то одно лицо и содержать одну позицию конкретную во всех вопросах.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Куринный Алексей Владимирович. С места. Включите микрофон. Куринный А. В. Спасибо, Иван Иванович. Коротко буквально.
Уважаемые коллеги, мы можем, конечно, ссылаться на решение Конституционного Суда, который почему-то не увидел нарушения конституционных принципов в этом законопроекте, точнее, законе действующем, который фактически ввел такую общую ответственность или коллективную ответственность за решения отдельных граждан.
Но за что снимают? Я думаю, многие из вас прошли фильтр соответствующих выборов региональных, муниципальных, и знаете, что снять можно за то, что в заявлении, когда человек баллотируется, написано, например, Ульяновский государственный университет, а тот документ, который был приложен, где будет написано государственный Ульяновский университет, не соответствует одно другому и соответственно человек исключается из списка.
Я уже не говорю про то, что могут быть вот такие засланные казачки, которые либо специально входят в список, а потом выходят, либо на них давит местная администрация в условиях, к сожалению, в муниципальных это очень вероятно, потому что там все друг от друга зависят и летит весь список партии.
В части того, что способность или неспособность сдать список документов соответствующих и подобрать количество кандидатов это вот некий такой критерий оценки качества партии, её организационной способности, ну здесь тоже куча примеров. У нас есть такие две так называемые партии "Коммунисты России", аферисты России и КПСС. Чем они занимаются? Они занимаются тем, что их вояджеры, представители, разъезжают по регионам, возят один и тот же заранее готовый список кандидатов для всех регионов, москвичей, как правило, да, регистрируют их во всех регионах без проблем, потому что там все документы подобраны один к одному, одних и тех же людей во всех регионах. Цель тоже понятна – отобрать какое-то количество голосов за счет того, что невнимательный избиратель перепутает благодаря схожести названия или эмблемы одну партию с другой.
И поэтому исключительно вот то, что сегодня в законодательстве есть в части вот этого снятия коллективного это инструмент и об этом мы сегодня все говорим, инструмент давления на оппозицию, инструмент дополнительного влияния, который вы не хотите отдавать, но его отдать все равно придется.
Партия КПРФ поддержит данный законопроект и предлагает это сделать всем остальным.
Председательствующий. Спасибо.
Алексей Николаевич, заключительно слово. Пожалуйста, депутату Диденко включите микрофон.
Диденко А. Н. Спасибо, Иван Иванович.
Я благодарю всех участников дискуссии, тех, кто заинтересовался этой темой, попытался в ней разобраться. Действительно, есть постановление Конституционного Суда, оно у меня лично как у юриста и у практика вызывает очень много вопросов. Это очень уважаемый, авторитетный орган, там люди с безупречной репутацией, обладающие очень высокой квалификацией в области права, но, к сожалению, иногда (это мое наблюдение) очень мало опыта работы в политических партиях лишь по той причине, что они не могли в ней состоять, занимаясь профессионально иной деятельностью. И здесь, конечно, при рассмотрении подобных дел, а это дело было по оспариванию решения о конкретном деле по снятию списка кандидатов в регионе, не были привлечены, и это, наверное, ошибка, неправильно, чтобы Конституционный Суд не привлекал основных участников политического процесса, то есть представители политических партий, как большинства, так и оппозиционных партий с тем, чтобы они свою позицию в зале суда, заседаний суда как-то аргументировали, привлекая их в качестве заинтересованных лиц.
Это было бы всесторонне и более объективно, поскольку каким бы ты ни был квалифицированным судьей, но если ты ни дня не проработал в политической партии, если тебя не шантажировали, не угрожали потерей работы или там проблемами у твоих близких, если ты будешь продолжать оставаться в этом списке кандидатов в том или ином районе и муниципалитете, то, наверное, сложно сформировать личную позицию, пусть и основанную на праве и на своем жизненном опыте по этому вопросу.
Поэтому решение такое, к сожалению, не единичное, есть и другие решения, которые касаются политической системы, но в любом случае в силах законодателей этот закон, который прокомментировал Конституционный Суд, все-таки изменить и скорректировать. Вы слышали оценки оппозиционных политических фракций наиболее крупных, они представлены в парламенте и практически во всех субъектах Федерации.
Поверьте, эта проблема не надуманная, действительно мы, таким образом, подрываем устойчивость самой системы, потому что протест, он никуда не денется, если вы зачистите политическое поле, он все равно уйдет в иное, менее конструктивное русло. Поэтому политические системы очень устойчивые, в том числе и в западных зарубежных странах лишь потому, что они направлены на синергию, на создание государственной экологической системы, чтобы в представительных органах с участием и администрации, и проадминистративной партии, и оппозиции вырабатывались действительно правильные решения и эффективные решения, но которые пользуются поддержкой населения или, по крайней мере, которые эффективно и оперативно доводятся до сведения населения, а не так, что у нас люди узнают о принятии тех или иных законов, когда им приходит очередная жировка, очередной налог, квитанция или их заставляют в селе, где они в жизни никогда никаких контейнеров не держали, платить по 200 рублей за вывоз мусора. Именно поэтому нужна политическая система и оппозиции необходимо быть представленной в муниципальных представительных органах. Этот законопроект, на наш взгляд, такие права и такие полномочия политическим партиям дает и защищает их от произвола.
К сожалению, такие ситуации в некоторых регионах и в некоторых муниципалитетах бывают.
Огромная просьба, инициативу поддержать и продолжить работу по совершенствованию нашего избирательного законодательства, которое тоже имеет своей целью сохранение устойчивости и стабильности нашей политической системы и государственности. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/5866821.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments