leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Комитет Левина готовит к первому чтению закон о кибербезопасности Рунета, однако в России больше ...

Комитет Левина готовит к первому чтению закон о кибербезопасности Рунета, однако в России больше защитников кибербезопасности США
Председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин провел в к. 830 расширенное заседание комитета о проекте федерального закона 608767-7 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».

Конспект
Леонид Левин. Ключевые сети инфраструктуры находятся за пределами страны. Государство обязано ответить на возможные угрозы. Уже сегодня могут быть значительная независимость у сети есть. Устойчивые гарантии. Следует предусмотреть и негативный сценарий Российский IT-бизнез тоже попал под санации. РФ предпринимает шаги не для саморегуляции. Вмешательство в систему не должно привести к ухудшению доступа Интернета.
Андрей Луговой. Идеологически концептуальный аспект этого законопроекта предусматривает создание инфраструктуры. Национальная система. Мы не делает свой Интернет, а центр создаётся. Координировать операторов при любых чрезвычайных ситуациях. Про деньги, установка и эксплуатацию не будет проходить за счёт операторов. Средства заложены в программе цифровой экономики. Угрозы технологические, невозможно блокировать запрещённых ресурсы. Национальная система доменах имён. Если закроют доступ к коренным серверам, пользователи не смогут. Создание центров только в случае реализации угрозы. Центр. Автономные сети. Владелец автономных систем.
Замминистра цифрового развития Олег Иванов законопроект поддерживает. Интернет настолько сильно влияет на потенциал общества, не можем позволить, чтобы Интернет оставались без должного контроля. По поступившим замечаниям. Таких критических замечаний, которые не позволили бы принять законопроект в первом чтении, нет. Препятствий , чтобы не принять, нет. Дополнительные представят. От Минфина не поступило. Вопрос назрел, меры и так прорабатывались правительством. Наибольшая часть уже заложена.
Александр Панков, замруководителя Роскомнадзора. Застрахован от техногенных и рукотворных любые действия направленные на обеспечение устойчивости таких важных элементов. Минкомсвязи три вопроса. Начиная с принятия закона о связи порядок управления связями общего пользования должен быть сохранен. Второй момент обязательные нормативные требования должны быть перенесены на уровень Министерства связи. Информация о сетях связи операторов. На сегодняшний сегмент общей картины нет действительно. Данные такие собираются. Порядка 7000 тысяч операторов. Установлен порядок, был сохранены и продолжал работать.
Виталий Пугачев, замначальника Управления ФСО. В соответствии с указом президента определён единый порядок сети Интернет. На пустой карте Российского Интернета есть много белых пятен. Закон должен их раскрасить, чтобы они были попятными. Правила должно быть едины для бизнеса и государства. С определёнными техническими корректировки.
Аркадий Кремер, Ассоциация документальной электросвязи. Благодарность авторам законопроекта. По направлениям доводить доработку. Отказ от общественной модели и передача регулятору.
? Безопасность Интернета регулируется не законами, а правилами. Законопроект предполагает установку оборудования которое не контролируется сетями связи. Многое не отрегулировано. Не установлено требование к сетям связи порядок пропуска трафика. Через зарубежные сети 3,5%, петлевой трафик 2,37%. Если кто-то говорит 70%, нельзя решать несуществующие проблемы или опровергнуть опубликованные данные. Национальная доменная сеть выгодно отличается от ICANN. Отказ от отечественной государственной модели
Руслан Ибрагимов, вице-президент МТС. Первая цель обеспечение безопасности Рунета в случае отключения от серверов. Но прослеживается и другая цель контроль за контентом распространяемой информации. По первой цели возможно Создание национальной системы доменных имен. Точек контроля трафика. Вторая часть неясно, ведется дискуссия и много вопросов вохзникает. Записано оборудование будет передаваться безвозмездно. Все остальное ляжет на наши плечи. Возникает ответственность третьих лиц. Может привести сеть к деградации, мощность ограничена оборудованием. Вопрос ответственности за убытки пользователям сети. Записано что операторы не несут ответственности за лицензирование. Миллион потребителей и кто за это будет отвечать непонятно. Общее понимание есть особенно по первой задаче. Предложение ограничиться первой задачей. Это позволить быстро принять закон и сосредоточиться на первой задаче. Ограничиться маршрутизации трафика для объектов критической инфраструктуры включая ТЭК здравоохранения.
Алексей Рогдев, гендиректор ООО Технический центраИнтернет. Фактически сегодня не хочется ситуации управление доменным пространством отойдёт к государственной власти. Под определение законопроекта подпадают все домены РФ. Система доменных имен достаточно стабильна. В целям согласны с концепцией законопроекта, но надо доработать
Алексей Соколов, директор по развитию сетевой инфраструктуры ООО Яндекс. Недоработка связана с отсутствием реестра угроз. Проблема не в том чтобы создать национальный центр сертификации, а чтобы сертификаты принимались браузерами. Создать корневой сервер нет проблем, сейчас на территории России 4-5 корневых серверов уже стоят. Непонятно как черные ящики у операторов будут решать какие-то проблемы. Подпадает каждая мелкая организация которая хочет обеспечить себе резервирование. Нарушение связности сети.
Алексей Мальянов, директор по GR ПАО Вымпелком. Я не отношусь к тем кто поддержали, они поддержали то что нужно регулировать. Авторам не удалось решить проблему. Угрозы технологические и контентные. Федеральное агентство связи имеет полную информацию. Раз в год все операторы связи раз в год передают информацию в Роскомнадзор. Зачем на уровне закона то что уже работает на уровне подзаконного акта. Подготовлен закон о ГИС Интернет. Модели в терминах права описаны не были. Что это за средства управления средствами DPI защиты контента. Что будет в подзаконных актах, мы не знаем. А их около тридцати. Закон Яровой показал может быть что угодно. Потребуется установка четыреста серверов только на сетях Вымпелкома. Законопроектом все передано Роскомнадзора который наделяется несвойственными функциями. Передает функции Минкомсвяхзи Роскомнадзору. Законопроект не соответствует поставленной цели.
Алексей Васильев, замгендиректора ПАО Гипросвязь. Работа по угрозам началась с того что ресурсы относятся иностранным государствам, право можно отобрать. В России зарегистрированы шесть тыс сетей из них 4,5 активны. Все обладают правом влияния на процесс.
Андрей Воробьев, директор АНО Координационный центр национального домена сети Интернет. Вчера пришлось объясняться с ICANN речь идет не о национализации доменов. После событий 14 года у нас были ограничены российские регистраторы и новая регистрация. В России 9, законопроект ограничил ру рф. Президент ICANN говорил недостаточно диалога с российским правительством.
? АНО Цифровая экономика Дмитрий Степанов. Как можно было бы решать проблемы альтернативными методами. Провести обсуждение на площадке. АНО Цифровая экономика Дмитрий
Сергей Гребенников, директор РОЦИТ. Говорить надо было в начале 2000-х, как будто угрозы появились сейчас. Стоимость Интернета для пользователей вырастет в разы. Вопрос доменов можно было бы вынести.
Сергей Плуготаренко, директор РАЭК. После 14 года ситуация изменилась. Цель законопроекта должна быть сужена. Исклюбчить или минимизировать систему управления доменных имен. Поскольку потребует расходов потребуется заключение правительства. НИР и всесторонние испытания. Ни в кем случае не идет речь национализации управления доменной системы.
Алексей Ганин, директор по GR ПАО Мегафон. Текст законопроекта вызывает у нас озабоченности. Законопроект имеет большую важность и ожжет влияние на телекоммуникацию. Поскольку установленное оборудование не контролируется операторами, невозможно установить причину сбоя сети. Владелец Роскомнадзор, но мы не можем к нему придти: Нам кажется. Управление средствами фильтрации будет осуществляться Роскомнадзором. При этом мощность фильтрации может ограничить пропускную способность. Мы контролируем абонентов с помощью СМЭВ, но возможности на порядок меньше заявленной. Операторы несут затраты по хранению, критической инфраструктуре, СОРМ. Предстоит развитие цифровой экономики. Новые затраты существенно сузят наши возможности.
Илья Массух, президент Фонда информационной демократии. Мое мнение нельзя откладывать закон. У нас дорожная сеть есть а светофоры управляются издалека. Зарубежные управлятели волнуются: как же так будут сами управлять. DNS устанавливаются. Уровень регулирования поднять с Роскомнадзора на Минкомсвязь. Сбои были и раньше.
Владимир Габриэлян, вице-президент Mail.ru Group. Законопроект должен быть поддержан.
Юлия Гошко, директор по GR Tele2. Самая чувствительная часть установка оборудования. Затраты на установку и обслуживание оборудование мы подсчитали это миллиарды. Wi-Path чтобы не отключить абоненты надолго.
Игорь Ашманов, управляющий партнер Ашманов и партнеры. Вместо независимости извне превратилось проклятый режим хочет отключить изнутри. Сделать автономным – не пишите этого. У нас автономных систем 6,5 тыс. Давайте честно скажем угроз возникла вчера в ноябре Трамп подписал Стратегию национальной кибербезопасности. Они пишут документы для себя. Американцы должны доминировать во всем мире в том числе в киберпространстве. Противником названа Россия. Враги бросают нам вызов. Надо наказывать за непослушание. Если кто-то прикрываясь ложным суверенитетом и безопасностью будет ограничивать доступ к Интернету своих граждан будем наказывать за вред компаниям США, параллельная стратегия Пентагона наше изобретение военные цели. Нельзя откладывать и еще полгода обсуждать. Угроза контента. Я занимаюсь поиском плохого контента. С ним что-то надо делать. Блокировать по IP-адресам не удалось Telegram как работал так и работает. По сигнатуре контента. Конечно это дико дорого построить несколько Яндексов. На цифровую экономику выделено 30 млрд В магазин на это не сходишь
Сергей Хуторцев, советник президента ПАО Ростелеком. Интернет это кровеносная система. Каким образом Роскомнадзор производит установку замену оборудования. Еще не видели а заявления уже делаются.
Петров Сергей Викторович, Директор Института развития Интернета. Очень важно поддержать эту инициативу. Отсутствие эпидемий не свидетельствует об устойчивости к ин
Быков Антон Аркадьевич, вице-президент по правовым вопросам ТрансТелеКом. Не урегулирован вопрос трансграничных. В России 104 перехода. 20 контролирует плюс серые. В Китае всего пять.
Комлев Николай Васильевич, исполнительный директор АП КИТ. Ассоциация IT у нас нет операторов связи мы как раз пользователи. Интернет не работает бизнес встал. Как это сделано мы не поддерживаем редакцию законопроекта. Даже сторонники законопроекта говорят что все равно потребует затраты. Часть информации будет уходить в серые каналы, это не в интересах государства. Почему надо по любому поводу новый закон вводить, очень много могла бы Минцифры сделать..
Роман Венедиктов, исполнительный директор Global Net/
Владимир Докучаев, гендиректор Ассоциации производителей оборудования связи АПОС. Нет четкого критерия что относить к отечественному. Прописать кто является производителем оборудования разработчиком. Стоимость подлежит обсуждению.
Лашин Ренат Леонидович, исполнительный директор АРПП Отечественный софт. Объединяем более 160 компаний. Обеспечение функционирования Интернета в любых условиях в том числе внешнего отключения. DDOS-атак. Поэтапную замену программных средств на отечественные.
Евгений Лифшиц, руководитель агентства Кибербезопасность. Нет тех угроз которые упоминали. Как говорить о безопасности если плохо описаны угрозы. Даже если удалят корневую зону нет проблем с дублированием. Интернет станет дороже, скорость упадет.
Давыдов Денис Николаевич, исполнительный директор Лиги безопасного Интенета. В 2015 году первые суициды связанные с Интернетом. Полевое управление. Подросток проводит пять часов в Интернете. Пять млн подростков вовлечены в группы сторонники Трампа будут препятствовать России в укреплении ее суверенитета.
Хилов Павел Евгеньевич, руководитель Экспертного центра электронного государства. В стратегии США прямо записано. Мы извлекли непростой урок любое пространство где недостаточно контроль США заполняется нехорошими силами. Военный контроль США выгодно всем.
Член экспертного совета Николай Мурашов, Институт по компьютерным инцидентам. Не два процента а семьдесят в том числе речевой трафик. Критические объекты инфраструктуры и Интернета это разные вещи.
Член комитета Максим Кудрявцев. Все программы шифрование должны подчиняться российским законам.
Олег Анатольевич Иванов, замминистра связи. По учебнику объявить то чего в законе нет и начать критиковать. Вряд ли здесь враги России, надо формулировки отшлифовать. Министерство чем может
Автор законопроекта Андрей Луговой. Мы все-таки коснулись очень тонкой темы. Законопроект надо принимать и чем быстрее тем лучше. Угрозы со стороны Запада и тем ближе чем больше мы шумим. Они не пользуются советами профессора Преображенского и читают газеты. Налог на Google принес за 17 год 9 млрд, в 18 м.б. 20. Пока гром не грянет мужик не перекрестится диагноз становится уже прогнозом. Предлагаем работать на опережение.
Леонид Левин. Технологии движутся вперед и чем дольше мы будем откладывать обеспечение безопасности будет еще дороже и тяжелее. Согласен перегружать закон не нужно технологии развиваются.
17:33
Вопросы Л.М. Что такое ГИС Интернет?
Почему нельзя ставить задачу национализации Рунета?
Леонид Левин. Отзыв правительства не требуется, но мы считаем по таким инфраструктурным законопроектам необходимо. Национализировать Интернет нет необходимости, остается публичным пространством. Законопроект о ГИС Интернет не внесен он очень похож на этот и возможно правительство откажется от него.
PS. Григорий Белонучкин советует искать информацию об организации Интернета на сайте habr.com

пресс-релиз
Леонид Левин провел Круглый стол по российскому сегменту Интернета https://leo-mosk.livejournal.com/5867269.html
17 января председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин провел расширенное заседание Комитета. Темой обсуждения стал законопроект, которым предполагается создание системы национального управления маршрутизацией трафика российского сегмента сети Интернет.
Открывая заседание, председатель Комитета подчеркнул, что от устойчивого, быстрого и безопасного функционирования сети Интернет сегодня зависит стабильность жизни российского общества, где существенная часть процессов информационного обмена и управления построены на основе сервисов глобальной сети. Вместе с тем, добавил он, ключевые элементы инфраструктуры, а именно – корневые сервера DNS, которые обеспечивают связность всего интернета, находятся за пределами РФ, что является потенциальной угрозой для суверенитета нашей страны.
Леонид Левин обратил внимание, что в условиях нестабильности межгосударственных отношений в отношении нашей страны действует ряд санкций, в частности, жители Крыма не могут пользоваться всей полнотой цифровых технологий. Он выразил мнение, что высказываемые западными политиками мнения о возможности усиления давления на нашу страну делает реальной угрозу отключения России от глобальной Сети, что требует от государства решительных и эффективных мер противодействия этой угрозе.
Депутат напомнил, что проводимые в РФ учения, имевшие целью определить, будет ли функционировать Рунет в случае отключения от глобальной сети, показали, что, несмотря на наличие определённой степени устойчивости нашей сети, в ней имеются уязвимости, и целесообразно развивать систему дополнительных технологических гарантий устойчивой работы российской зоны Интернета. Вместе с тем, добавил он, необходимо четко представлять себе пути возможного решения этой задачи.
«Необходимо понимать, располагает ли бизнес, который заинтересован в дополнительных гарантиях безопасности, и Правительство необходимыми ресурсами, чтобы реализовать весь комплекс мероприятий, предлагаемых в рамках этого законопроекта. Для того чтобы закон стал исполняемым, необходимо не только политическое одобрение и поддержка, но и понимание ресурсно-обеспеченного плана действий», – заключил Леонид Левин.
Канал в TamTam
https://tt.me/infokomitet_gd

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» подготовлен с учетом агрессивного характера принятой в сентябре 2018 года Стратегии национальной кибербезопасности США.
В подписанном Президентом США документе декларируется принцип «сохранения мира силой». Россия же впрямую и бездоказательно обвиняется в совершении хакерских атак, откровенно говорится о наказании: «Россия, Иран, Северная Корея провели ряд безответственных кибератак, которые нанесли ущерб американским и международным компаниям, нашим союзникам и партнёрам и не понесли соответствующего наказания, что могло бы сдерживать кибератаки в будущем».
В этих условиях необходимы защитные меры для обеспечения долгосрочной и устойчивой работы сети Интернет в России, повышения надёжности работы российских интернет-ресурсов.
Законопроектом предусмотрены следующие положения.
Определяются необходимые правила маршрутизации трафика, организуется контроль их соблюдения. Создаётся возможность для минимизации передачи за рубеж данных, которыми обмениваются между собой российские пользователи.
Определяются трансграничные линии связи и точки обмена трафиком.
Их владельцы, операторы связи обязываются при возникновении угрозы обеспечить возможность централизованного управления трафиком.
Предусматривается возможность установки на сетях связи технических средств, определяющих источник передаваемого трафика. Технические средства должны будут обладать возможностью ограничить доступ к ресурсам с запрещенной информацией не только по сетевым адресам, но и путем запрета пропуска проходящего трафика.
Создается инфраструктура, позволяющая обеспечить работоспособность российских интернет-ресурсов в случае невозможности подключения российских операторов связи к зарубежным корневым серверам сети Интернет.
Вводится необходимость проведения регулярных учений органов власти, операторов связи и владельцев технологических сетей по выявлению угроз и отработке мер по восстановлению работоспособности российского сегмента сети Интернет.
Порядок централизованного реагирования на угрозы работоспособности сети Интернет и сети связи общего пользования Центром мониторинга и управления определяет Правительство РФ. Меры реагирования определяются, в том числе, в ходе мониторинга функционирования технических элементов сети связи общего пользования

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» Принятие и реализация Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» не потребует расходов из федерального бюджета
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments