leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Законопроект первого чтения о реестровой модели лицензирования в электронной форме

Законопроект первого чтения о реестровой модели лицензирования в электронной форме
14. 612719-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности»
Документ внесло правительство 21.12.18.
Представил замминистра экономического развития Савва Шипов.
Председатель комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Законопроектом предлагается внедрить методику осуществления лицензирования по реестровой модели:
- уточнить понятие лицензии – специальное разрешение на право осуществления юр. лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляю щ их лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий, а не документами, выданными лицензирующим органом;
- в течение 3-х рабочих дней после дня внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий лицензирующий орган направляет уведомление о предоставлении лицензии лицензиату и выписку из реестра лицензий по выбору лицензиата в форме электронного документа либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
- доступ к общедоступной информации, содержащейся в реестрах лицензий, обеспечивается лицензирующим органом посредством ее размещения в сети «Интернет», в т.ч. в форме открытых данных;
- сведения о предоставленной лицензиату лицензии предоставляются в виде выписки из реестра лицензий по выбору заявителя на бумажном носителе или в форме электронного документа;
- за предоставление выписки из реестра лицензий в виде электронного документа государственная пошлина не взимается.
ФЗ вступает в силу с 1 января 2020 г. за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок вступления в силу. Лицензии, выданные до вступления ФЗ в силу, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на дату вступления ФЗ в силу.
Первое чтение 399 0 0 12:28

Стенограмма обсуждения
14-й пункт. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности".
Доклад официального представителя правительства заместителя Министра экономического развития Саввы Витальевича Шилова. Пожалуйста.
Шипов С. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.
Добрый день! Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты!
В своём ежегодном Послании президент указал на необходимость предоставления ключевых государственных услуг без дополнительных заявлений, лишних бумажек и походов по инстанциям в проактивном режиме. Одним из необходимых условий для перехода на такой проактивный режим предоставления государственных услуг является внедрение так называемой реестровой модели. Сегодня такая модель уже реализована в ряде сфер, это и аккредитация, и государственная регистрация недвижимости. Следующим шагом должно стать внедрение такой реестровой модели в сфере лицензирования, на что и направлен предлагаемый вашему вниманию законопроект.
На сегодняшний день 50 видов деятельности подлежит лицензированию. Па конец 2017 года государственными органами выдано более 600 тысяч действующих лицензий. Необходимость получения лицензий на бумажном носителе обременительна как для бизнеса, так и для лицензирующих органов.
Например: утеря оригинала лицензии на практике может привести к приостановлению деятельности организации, поскольку вы не сможете ни открыть филиал, ни дополнительный офис, ни внести изменения в перечень предоставляемых услуг. Крупные сетевые организации вынуждены по году, их филиалы вынуждены по году ждать очереди, когда до них дойдёт оригинал бумажной лицензии для того, чтобы обратиться за государственной услугой. К сожалению, таких примеров достаточно много.
Органы власти в свою очередь несут расходы, сопутствующие бумажному документообороту и необходимости закупки защищенной полиграфической продукции.
Мы предлагаем полностью отказаться от предоставления лицензий на бумажном носителе в пользу внесения записи о предоставлении лицензии в один из реестров лицензий. При этом реестры публикуются в сети "Интернет", являются открытыми и общедоступными. Наличие лицензии подтверждается путём обращения к реестру.
В случае отсутствия у граждан либо у других лиц подключения к сети "Интернет", у них остаётся возможность запросить выписку из реестра лицензий в бумажном или электронном виде. Это можно будет сделать как в лицензирующих органах, так и в многофункциональных центрах, которые охватывают всю территорию нашей большой страны.
Предлагаемые изменения снизят издержки бизнеса и органов власти, связанных как с получением услуг, так и с последующими контрольными процедурами.
Законопроект поддержан 16 ведомствами, которые осуществляют лицензирующую деятельность. Просим и вас поддержать этот законопроект. Спасибо.
Председательствующий. Содоклад председателя комитета по природным ресурсам Николая Петровича Николаева. Пожалуйста.
Николаев Н. П., председатель Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги, законопроект исключительно простой, по факту две только нормы.
Во-первых, все лицензии, они должны быть в электронном виде. А второе - это все лицензии должны быть сведены в единую базу.
В общем-то, наверное, всё было бы просто, особенно если вспомнить предыдущий законопроект: решатся вопросы, в том числе получения лицензий, проверка лицензий и филиалов, но на комитете у нас возникла очень такая острая дискуссия, связанная с тем, что всё-таки электронный вид, он предполагает повсеместное наличие Интернета.
И вот здесь у нас возник целый ряд вопросов, почему? Во-первых, как будет решаться вопрос подтверждения наличия лицензий в отдалённых посёлках? Мы прекрасно с вами понимаем, что это в том числе и магазины, которые должны предоставить лицензию на продажу, там, допустим, алкогольной продукции и многое другое.
Кто и какую ответственность будет нести перед предпринимателями в случае сбоя вот такой вот базы? Мы по опыту работы Единого государственного реестра недвижимости прекрасно знаем, какое количество иногда бывает и ошибок, и сбоев, и некорректной информации. Так вот если переносить это на ежедневные нужды предпринимателей, то мы понимаем, что эти вопросы могут быть исключительно острые и конфликтные, особенно если вспомнить о большом количестве проверяющих в регионах и на местах.
Ну и, наконец, третий вопрос, который мы очень серьёзно обсуждали - это успеет ли правительство создать и протестировать вот эту новую информационную базу в отведённый срок, а это очень мало - это меньше двух лет. Но мы пришли к выводу, конечно, что все эти вопросы можно будет учесть и доработать ко второму чтению. Но законопроект, конечно, необходимо принимать и без этого законопроекта невозможно будет решить задачу по переходу на электронные носители и на электронный документооборот.
Поэтому, комитет предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении и доработать его ко второму.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли вопросы.
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Выборный Анатолий Борисович. Пожалуйста. Выборный А. Б. Благодарю.
У меня вопрос к представителю правительства.
Уважаемый Савва Витальевич!
В своем докладе вы говорите об открытости процедуры лицензирования ввести реестр лицензий и также отказ от бумажного документооборота в сфере лицензирования.
Вопрос. Ожидается, просчитана ли экономия средств бюджета в рамках реализации данного проекта федерального закона и если да, то какая? Шипов С. В. Большое спасибо, Анатолий Борисович за вопрос.
Но вообще всю полностью экономику посчитать достаточно сложно, это связано с тем, что очень многие процессы, которые сейчас требуют трудозатрат, временных трудозатрат у предпринимателей, мы их до конца не видим, мы их просто не фиксируем. Ну вот я сказал о тех примерах, которые связаны с тем, что компании год надо ждать пока до нее, до ее филиала дойдет бумажный оригинал лицензии, чтобы обратиться. Вот это время она не работает по новому направлению, которое могла бы уже получить лицензию и работать. Понятно, что вот такие издержки их посчитать тяжело, но мы понимаем, что они достаточно существенны, эти издержки принимаемым, рассматриваемым законопроектом могут быть упразднены.
Понятно, что есть простая сторона вопроса это те издержки, которые связаны с бланками, распечаткой бланков, конечно, такие суммы мы считали, такие затраты государственного бюджета измеряются десятками миллионов рублей в год, но это достаточно такие тоже весомые суммы.
Если же говорить о вопросах, связанных с созданием информационных систем, то абсолютное большинство федеральных органов власти уже имеют такие информационные системы. Проблема в том, что эти информационные системы не имеют соответствующего статуса. То есть они уже созданы, информация есть, но эта информация не имеет приоритета, по сравнению с бумагой, приоритет имеет бумага.
Поэтому здесь, мы считаем, что издержки на введение в действие таких систем, они, в принципе, не потребуются. Спасибо.
Председательствующий. Катасонов Сергей Михайлович.
Катасонов С. М., фракция ЛДПР.
Уважаемый Савва Витальевич!
Мы понимаем, что данный законопроект, он появился во исполнение поручения президента от 28 июля 2016 года.
Вместе с тем, там, в этом поручении, касалось не только вот модели перехода на цифровые лицензии. Ещё два вопроса, которые меня волнуют. Скажите, как в этом направлении продвигается правительство?
Первое. Это вопрос снижения количества запрашиваемых документов от граждан при получении госуслуги. Это первое, что было в этом же поручении президента.
И второй вопрос. Это снижение срока ответа на запрос органами и организациями в этом поручении. Вот скажите, а здесь, как мы продвинулись по выполнению поручения президента?
Шипов С. В. Уважаемый Сергей Михайлович, большое спасибо, это очень важный вопрос. Но у нас уже на протяжении вот последних восьми лет ведётся работа, о которой вы говорите, она идёт по нескольким трекам.
Первый трек — это сокращение тех документов, которые мы требуем у гражданина, приносить лично при получении государственных услуг.
В 210-м федеральном законе была закреплена норма о том, что составляется перечень документов, которые гражданин должен принести лично. Все остальные документы органы власти обязаны запрашивать через систему межведомственного электронного взаимодействия. Так вот за последние годы этот список постепенно-постепенно сокращался.
Кроме того, были приняты поправки в 294-й федеральный закон о контрольно-надзорной деятельности, в котором также был применён принцип о том, что контрольные органы обязаны не требовать от проверяемого конкретные документы, а запрашивать их по каналам межведомственного взаимодействия.
Правда, был использован обратный принцип, что есть список документов, которые обязаны запрашивать по межведу, а все остальные могут спросить при проведении проверки. Так вот законопроект, который мы сейчас с вами обсуждаем, как раз расширяет количество документов, которые контролёры по 294-му обязаны будут запрашивать по межведу и не будут требовать у проверяемого.
Кроме того, вот вопрос о сокращении времени реагирования органов власти на такие запросы, он тоже во многом решается в сфере лицензирования законопроектом, который рассматривается. Объясню почему. Сейчас многие органы власти отвечают в течение пяти дней. Это максимальный срок по закону на межведомственный запрос. И часто, к сожалению, это выглядит таким образом, что они не имеют автоматических сервисов, вынуждены перепроверять информацию. А всё почему? Потому что система не имеет юридического статуса, и записи в ней не имеют юридического значения. Поэтому они вынуждены из системы доставать информацию, потом её каким-то образом подписывать от имени должностного лица и отправлять. На это уходит время. Вот принятие данного законопроекта позволит как раз в автоматическом режиме, в онлайн-режиме отправлять информации по запросу других органов власти. И именно поэтому реестровая модель должна, с нашей точки зрения быть распространена на абсолютно все государственные реестры.
Это позволит обеспечивать предоставление государственных услуг в режиме онлайн.
Спасибо.
Председательствующий. Андрейченко Андрей Валерьевич. Андрейченко А. В., фракция ЛДПР.
Уважаемый Савва Витальевич, вопрос про Дальний Восток, который я представляю. Как вы знаете, комитет отметил сроки, вот именно вопрос по срокам. Успеем ли мы сделать на Дальнем Востоке эту систему функционирующей, потому что, вы знаете, как там обстоит дело с Интернетом? В частности, даже система по алкоголю, когда приводится в соответствие региональными парламентами. Часто есть населённые пункты, в которых она просто-напросто не действует, ну, потому что введение её сейчас там невозможно. То есть поставлены такие сроки достаточно сжатые. Реализуем ли? Потому что, например, Сахалин - это почти сто островов, ну, и как вы понимаете, там покрытие, мягко говоря, несовершенно.
Спасибо.
Шипов С. В. Спасибо большое, Андрей Валерьевич. Этот вопрос обсуждался в том числе и на комитете при подготовке к рассмотрению законопроекта в первом чтении. Дело в том, что сейчас органы контроля и их территориальные подразделения имеют возможность подготовиться к проведению проверки. Они запрашивают необходимые для проверки документов заранее. Это подготовительная фаза, после чего уже выезжают на место.
Соответственно, проблем, связанных с тем, чтобы территориальные подразделения контрольно-надзорных органов не могли получить информацию через информационные системы к моменту вступления в силу законопроекта, на наш взгляд, остаться не должно, потому что это уже сейчас небольшое количество таких случаев. Но при этом проблема все равно остается, потому что мы считаем, что такая система, она будет и должна действовать для всех. Любой человек, который пришел, например, в магазин, должен убедиться, если он этого хочет, есть ли у этого магазина лицензия, например, на торговлю каким-то определенным товаром. Для этого он должен иметь зайти в Интернет возможность и проверить, есть ли лицензия на самом деле.
С этой точки зрения, есть отдельное направление в программе "Цифровая экономика". Это направление называется "инфраструктура", в котором достаточно жесткие сроки прописаны, связанные с обеспечением доступа к Интернету населенных пунктов. Я, к сожалению, не могу здесь, наверное, подробно рассказать, потому что это не предмет ответственности в Министерстве экономического развития, но мы со своей стороны состыковали сроки вступления законопроекта со сроками, которые у Министерства цифрового развития закреплены в программе "Цифровая экономика", для того чтобы эти два вопроса были решены синхронно. Спасибо.
Председательствующий. Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Спасибо. Уважаемый Савва Витальевич, скажите, пожалуйста, а вы размышляли над тем, что вот такая ситуация с очень слабой защитой информационной в нашей стране может привести к резкому усилению рейдерских захватов. У нас сегодня с наличием бумажных документов и то в суде слабо отстаивать мелким перед крупными. Не приведет? Вы не изучали?
У нас ведь, смотрите, ГУП ФСИН, 5 миллиардов украл и убежал. Росреестр у вас, помните, один из руководителей, Росграница. Вот как вы эту ситуацию можете прокомментировать? Спасибо.
...
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. Д. Жуков
Председательствующий. Коллеги, продолжаем работу.
Ответ на прозвучавший вопрос. Запомнили вопрос или повторить надо?
Пожалуйста, правительственную трибуну включите.
Шипов С. В. Еще раз большое спасибо за вопрос.
Проблема очень серьезная, она во всем мире серьезная и говорилось уже о том, что у нас зачастую преступники они опережают правоохранителей и опережают законодательство для того, чтобы искать новые способы злоупотребления вот этими информационными возможностями.
Должен сказать, что для защиты информационных систем у нас принят целый комплекс мер, он уже существует, это меры по присвоению информационным системам определенных степеней защиты. Есть приказ ФСТЭК, которые определяет степени защиты информационных систем в зависимости от важности данных, которые в них хранятся. Соответственно все информационные системы, каждая из информационных систем, которая будет хранить информацию о результатах лицензирования, она будет категорирована по этому приказу ФСТЭК для как раз защиты от взломов, всего остального.
Кроме того предусмотрена уголовная ответственность административная ответственность за попытку вытащить оттуда, украсть информацию, внести какие-либо изменения. Считаем, что эти меры они сейчас действуют абсолютно для всех государственных информационных систем и они обеспечат должный уровень безопасности.
Спасибо.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В. Спасибо.
У меня вопрос к Савве Витальевичу. Савва Витальевич, у нас, в общем-то, в законопроекте написано, что доступ к этому реестру лицензий будет открытым, но есть оговорка, что к ряду лицензий доступ может быть закрыт специальными решениями уполномоченных органов. Как быть вот с этой закрытой частью, это будет отдельный реестр с отдельным доступом для них?
Шипов С. В. Да, спасибо за вопрос.
Могут быть закрытые части в реестре. Они будут закрыты, в чём? Заключается в том, что эти данные не находятся в открытом доступе в Интернет, но при этом к ним имеют доступ все органы власти, которым требуется эта информация для проведения своей работы. То есть, есть специальный документ, ограничивающий общедоступность, но при этом регламентирующий доступность этих записей для органов государственной власти.
Как правило, такие лицензии, вы понимаете, связаны со специфическими сферами деятельности, и для гражданина нет необходимости обращаться в Интернет и узнавать, есть ли та или иная лицензия у данной конкретной организации. Эта необходимость возникает как раз у контрольных органов, для которых такая возможность будет обеспечена, но в непубличном режиме. Спасибо.
Председательствующий. Савельев Дмитрий Иванович. Савельев Д. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Савва Витальевич!
Вот коллега Коломейцев задал вопрос об информационной безопасности. Вы, собственно говоря, на него ответили, сказав, что есть некие системы, и они действительно есть. Ну вот тем не менее в России сейчас включают факты утечек персональных баз данных, и мы видим из года в год лавинообразный рост компьютерных киберпреступлений.
И в пояснительной записке написано, что дополнительных затрат введение закона не потребует. Так, может быть, как раз предусмотреть затраты на разработку дополнительных защитных мер, которые позволят сохранить соответственно в закон о неприкосновенности данные. Спасибо.
Шипов С. В. Спасибо большое.
Ну здесь, мне кажется, надо разделить вопрос на две части.
Первая часть. Это доступ, собственно, к данным. Как мы с вами только что обсуждали, большинство этих данных и так открыты, то есть, задача будет не попасть и эти данные скачать, а задача будет, попытаться внести в них какие-то изменения.
С этой точки зрения, ну это гораздо сложнее сделать, чем похитить данные. Но я с вами совершенно согласен в том, что необходимо постоянно заниматься вопросами информационной безопасности. Для того чтобы эти вопросы решались системно и мы не отставали вот в этом соревновании между преступниками и теми, кто защищает государственные интересы, в программе "Цифровая экономика" создано отдельное направление "Информационная безопасность", оно так и называется, там развиваются, как программные, так и непрограммные методы защиты информации, исследуются передовые технологии.
Поэтому эта задача, она, ну, что называется, в полный рост поставлена, и финансирование предусмотрено на протяжении срока реализации программы до 2024 года, там целый серьёзный набор мероприятий предусмотрен.
Спасибо.
Председательствующий. Есть ли желающие выступить? Включите запись на выступление.
Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
Гартунг В. К. Добрый день, уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич! Я буду краток.
Наша фракция поддерживает этот законопроект. Мы считаем, что это шаг в правильном направлении, как и предыдущий законопроект. Здесь та же самая история. Мир очень сильно меняется, быстро меняется. Информационные технологии с каждым днём всё больше и больше входят в нашу жизнь. И соответственно для бизнеса нужно упрощать процедуры, получение всевозможных разрешений и избавлять их от необходимости ходить за какими-то либо справками. Как мы знаем, это серьёзная проблема у нас есть.
Два замечания. Первое замечание. Это то, о чём сказал коллега Коломейцев, что нужно, безусловно, параллельно, с переходом в цифру и в Интернет нужно параллельно повышать защиту наших систем.
И второе. Очень важное замечание, чтобы проверяющие, когда будут приходить и требовать те или иные бумажки, чтобы до них эта норма закона была доведена, что всё, что есть в информационных системах государственных, не могут они требовать от проверяемых. Вот это прямой запрет должен быть. Это обязательно. Потому что, к сожалению, всё, скажем так, в поле, как говорится, не так происходит. Вы создаёте информационную систему, и мы принимаем законы, а потом приходят проверяющие и говорят, ты нам вот это, вот это, вот это предоставь. Когда ему говорят, ну это же незаконно... Ну, иди, ходи, судись. Понятно, да, чтобы вот этого не было. Спасибо.
Председательствующий. Бугера Михаил Евгеньевич. Бугера М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает принятие данного законопроекта. К сказанному коллегой Валерием Карловичем Гартунгом могу добавить, что это также сокращает расходы, что особенно чувствительно для представителей малого предпринимательства, конечно же, и со всех сторон данный законопроект, естественно, удовлетворяет всем вызовам времени в данной сфере.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает всем проголосовать за данный законопроект, доработав его в случае необходимости внесением поправок ко второму чтению. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента?
Докладчик? Нет желания выступить?
Содокладчик? Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности". Пункт 14-й.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 28 мин. 50 сек.)
Проголосовало за
399 чел.
88,7 %
Проголосовало против
0 чел.
0,0 %
Воздержалось
0 чел.
0,0 %
Голосовало
399 чел.
Не голосовало
51 чел.
11,3 %
Результат: принято Принимается.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments