leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Очередной законопроект против серых SIM-карт Людмилы Боковой принят в первом чтении

Очередной законопроект против серых SIM-карт Людмилы Боковой принят в первом чтении – Сергей Иванов Есть и феня и шифрование Огород городить совершенно необязательно Те же сотовые компании передают карты
12. 430721-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 44 Федерального закона «О связи» (в части уточнения процедуры заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи)
Документ внесли 02.04.18 Член СФ Л.Н.Бокова; Депутаты ГД Н.В.Панков, М.С.Шеремет, А.А.Гетта, А.Г.Кобилев, К.Г.Слыщенко, И.М.Гусева (ЕР).
Представила член СФ Людмила Бокова.
Член комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Максим Кудрявцев.
Законопроектом предлагается исключить указание на запрет заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи в нестационарных торговых объектах, предусмотрев запрет на заключение таких договоров в объектах и (или) местах, не указанных базовом ФЗ (помещения, части помещений, находящиеся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, а также оборудованные торговые места в стационарных торговых объектах и в зонах, предназначенных для осуществления торговой деятельности и расположенных в других стационарных объектах, или торговые объекты, имеющие торговые залы, рассчитанные на одно или несколько рабочих мест).
Первое чтение 374 0 0 12:45

Стенограмма обсуждения
Переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении. Пункт 12. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "О связи".
Доклад члена Совета Федерации Людмилы Николаевны Боковой.
Пожалуйста.
Бокова Л. Н., член Совета Федерации.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Этот закон является логичным продолжением в той серии законов, которые вы поддержали, касается распространения так называемых "серых" SIM-карт.
Норма Федерального закона "О связи", содержащая требования к объектам и местам, которые могут быть использованы для заключения договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи действительно направлены, прежде всего, на то, чтобы предотвращать неконтролируемое распространение идентификационных модулей, при этом законодательные требования об идентификации абонентов в полной мере могут выполнить и при использовании для заключения договора в нестационарных торговых объектах, в связи с чем риски неконтролируемого распространения идентификационных модулей не увеличивается.
Здесь мы как раз имеем в виду такие объекты, как выставки, павильоны. При этом специально, естественно, оборудованное рабочее место, и пролицензированное рабочее место.
Законопроект направлен на обеспечение соблюдения баланса интересов государства, пользователей и, соответственно, операторов связи с учетом недостаточно развитой сети стационарных торговых объектов, что позволило бы обеспечить максимальную доступность граждан к объектам, в которых можно заключать договор и получить другое необходимое обслуживание.
Правительством Российской Федерации подготовлен отзыв на данный законопроект. Он положительный. Но в целом по концепции есть так же ряд замечаний. Аналогичные замечания были выказаны комитетом Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям, Комитетом по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству. Для учета этих замечаний в рамках комитетов было озвучено следующее. Действительно необходимо в законе установить однозначный перечень объектов и мест, которые могут быть использованы оператором связи и уполномоченными ими представителями для заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. В том числе стационарные объекты, нестационарные торговые объекты, имеющие торговый зал и оборудованные рабочие места, а также специально оборудованные транспортные средства с учетом терминологии, которая установлена в законе об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. Тем самым мы приводим терминологию закона о связи и закона о торговле в соответствие. Это позволит нам более четко закрепить за операторами и уполномоченными ими лицами права на использование нестационарных торговых объектов, и тем самым исключить ту нехорошую порочную практику, которую мы пока ещё видим на наших улицах, торговлю на местах с раскладушек и с рук.
Также имеются замечания Правового управления Государственной Думы о необходимости учесть развитие информационных технологий и их применение в гражданском обороте, что позволит расширить способы идентификации личности и решить проблему распространения идентификационных модулей.
Для учета указанных замечаний, мы также обсудили на комитетах, предлагается в пункте статьи 44 установить в виде разрешительной нормы, а не в виде исключения, как это есть на сегодняшний день, возможность заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи посредством информационной, телекоммуникационной сети Интернет, поскольку с учетом развития информационных технологий такой способ заключения договора также позволяет провести идентификацию потенциального абонента.
Таким образом, законопроект устраняет, во-первых, то неоднозначное толкование норм в отношении нестационарных торговых объектов, которые есть на сегодняшний день в законе "О связи", и, соответственно, позволит терминологию о связи привести в соответствие с торговой деятельностью, а также предусмотреть использование современных технологий для заключения договоров об услугах подвижной радиотелефонной связи. При этом, конечно же, в полной мере этим законом исключается торговля так называемыми "серыми" картами, которая происходит в нестационарных местах. Таким образом, мы устанавливаем четкий порядок, четкий перечень объектов, где производится в данном случае торговля с использованием, соответственно, информационных технологий и только в установленных средствах.
Таким образом, прошу поддержать этот законопроект, так как он, во-первых, носит технический характер, а, во-вторых, логично дополнят ту серию законов, которая до этого у нас успешно была принята и, соответственно, на сегодняшний день имеет свои результаты правоприменения. Спасибо.
Председательствующий. Содоклад члена комитета по информационной политике Максима Георгиевича Кудрявцева. Пожалуйста.
Кудрявцев М. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "О связи". Данный законопроект был внесен сенатором Боковой Людмилой Николаевной и группой депутатов Государственной Думы.
В целом законопроект направлен на устранение правовой неопределенности, сложившейся между абзацами пункта 1 статьи 44 Федерального закона "О связи". Основной докладчик Бокова Людмила Николаевна достаточно подробно рассказала о сути сложившейся неопределенности. От комитета дополню, что Федеральным законом "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" дается определение понятиям: "торговый объект", "стационарный торговый объект" и "нестационарный торговый объект", которые отличаются от аналогичных понятий, применяемых в статье 44 Федерального закона "О связи".
Кроме того, понятие "помещение", используемое в данной статье в федеральных законах "О связи" и "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", не раскрывается. Поскольку законопроект направлен на устранение правовой коллизии и привидение в соответствие абзацев 2, 3 и 4 пункта 1 и абзаца 5 пункта 1 статьи 44 Федерального закона "О связи", полагаем целесообразным привести к единообразию терминологию, предусмотренную федеральными законами "О связи" и "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в целях исключения правовой неопределенности и двоечтения, а также возможных трудностей в правоприменении.
Правительство Российской Федерации концепцию данного законопроекта поддерживает.
С учетом вышеизложенного Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи Государственной Думы также поддерживает концепцию данного законопроекта и рекомендует депутатам Государственной Думы принять его в первом чтении.
Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Включите запись на вопросы. Покажите список.
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.
Коломейцев Н. В., фракция КПРФ. Спасибо.
Уважаемая Людмила Николаевна, вы ведь понимаете, что те, кто торгуют там незаконно, они и будут продолжать. Почему вы не предлагаете повысить ответственность тех, кто в принципе является владельцем этих карт? Мне кажется, что правильнее бы было к ним, потому что симку покупают по паспорту, понимаете. Откуда серая зона, почему серая зона? Может, все-таки ближе к корням надо бить. Спасибо.
Бокова Л. Н. Спасибо.
Николай Васильевич, я вам хочу напомнить, что как раз закон об идентификации абонента по паспорту был одобрен депутатами, мы его рассмотрели в прошлом году и сегодня все абоненты операторов проходят подтверждение своих паспортных данных через систему СМЭВ. До этого момента у операторов сотовой связи не было такой правовой основы, так как не были внесены соответствующие изменения в закон "О связи".
То, что касается об ответственности. Совершенно тоже с вами здесь согласна. В целом в продолжение данного законопроекта уже внесен проект о так называемом запрете распространения SIM-карт, то есть не о торговой деятельности, а именно распространение и, соответственно, также внесён уже в Государственную Думу на рассмотрение в комитет по конституционному законодательству - изменения в КоАП, которые предусматривают ответственность за подобного рода распространение SIM-карт, там действительно предусмотрена ответственность и для операторов сотовой связи, и для тех уличных псевдоторговцев, которые на сегодняшний день есть.
Поэтому мы действительно рассматриваем ситуацию в целом. И по возможности регуляторику предложили в той конструкции, которая есть сегодня, на сегодняшний день и в законе "О связи", и в КоАП.
Председательствующий. Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В. Большое спасибо.
Уважаемый Максим Георгиевич, я всё-таки ещё раз хочу заметить, что у нас нет сенатора Боковой, у нас есть либо представитель Саратовской области в Совете Федерации Людмила Николаевна Бокова, либо член Совета Федерации Людмила Николаевна Бокова.
Это первое.
Второе. Скажите, пожалуйста, а вот неужели нельзя, допустим, на этом стационарном объекте оформить SIM-карту по паспорту не того человека, который пришёл за этой SIM-картой, а который он с собой просто принёс, грубо говоря, по другому паспорту? Это отличается чем-то: стационарный или нестационарный объект, если я даю другой паспорт, а в него вкладываю сотню рублей, чтобы мне оформили на этот паспорт?
Кудрявцев М. Г. Согласно закону "О связи" заключение договора производится либо с физическим лицом, которое пришло с паспортом, либо по доверенности.
Председательствующий. Торощин Игорь Андреевич.
Торощин И. А., фракция ЛДПР.
У меня вопрос к Людмиле Николаевне.
Скажите, пожалуйста, вот в данном предлагаемом законопроекте изменения представляют собой не только уточняющие терминологические изменения, но и ведут к более серьёзным изменениям, а это — к расширению перечня недопустимого заключения договоров об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи объектов. В связи с этим вопрос. Чем обосновывается расширение данного перечня? Потому что, для справки, вот в пояснительной записке, в заключении ответственного комитета не сказано ничего о расширении данного перечня, а прописывается только то, что законопроект носит уточняющий характер.
Спасибо.
Бокова Л. Н. Спасибо за вопрос.
Но так и есть. Здесь уточняющий характер. То есть мы прописываем... мы оставляем понятие, что заключить договор об услугах радиоподвижной телефонной связи можно и в стационарных объектах, и в нестационарных объектах, то есть здесь в данном случае расширения нет.
Но при этом в законе о торговой деятельности нестационарные объекты имеют свое определение, четкое определение, то есть наличие рабочего места, оборудовано специальным образом, а в Законе "О связи" как раз идёт... нет этого уточнения, поэтому мы приводим в соответствие Закон "О связи" и, соответственно, закон о торговой деятельности, то есть здесь нет никаких расширительных толкований.
Более того, это позволит нам как раз таки исключить возможность продажи SIM-карт вне этих объектов, потому что этот перечень четко закрепляется и в Законе "О связи" теперь уже, и в законе о торговой деятельности. Поэтому здесь нет расширения, здесь просто приведение в соответствие с законом о торговой деятельности.
Председательствующий. Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Благодарю. У меня вопрос к докладчику.
Уважаемая Людмила Николаевна, очевидно, что противоречие в законе, как вы правильно отмечали в своем докладе, а также в пояснительной записке к данному проекту федерального закона, в части возможного использования операторами связи объектов неторгового назначения и нестационарных торговых объектов приводит к неопределенности в правоприменительной практике.
Тем не менее скажите, пожалуйста, хотя частично вы ответили на этот вопрос, какие именно проблемы возникли в правоприменительной практике, которые бы влекли негативные последствия для наших граждан, для нашего общества в связи с этим? И приведите конкретный пример, и как они сегодня решаются, для более полного понимания. Спасибо.
Бокова Л. Н. Спасибо, Анатолий Борисович, за вопрос.
Действительно, мы исходили из практики применения, то есть учитывая, что вот эти противоречия, коллизии есть в двух законах, то попадали под запрет такие торговые места, как в павильонах, например, в выставочных комплексах.
И если мы обратим внимание, например, в залах торговых центров присутствуют павильоны оператора сотовой связи, и сегодня они ввиду того, что попадают вот эту коллизию, к ним неоднозначное толкование: то ли они должны находиться на этой территории, то ли они не должны находиться. То есть применение здесь либо должно идти, было быть по торговой деятельности, но в то же время у нас существует, что это необходимо и может быть, находиться в торговом зале в Законе "О связи".
Поэтому чтобы вот такого толкования не было, и в то же время доступность фаждан для заключения договора о предоставлении услуг связи не уменьшалась, а, наоборот, распространялась и была, соответственно мы и более чётко прописываем, что да, нестационарные места, они могут быть, но они должны соответствовать требованиям закона "О торговой деятельности", то есть находиться, например, в зале... в павильоне, например, быть оборудованным... иметь оборудованное рабочее место, а не так, как это на сегодняшний день, когда сюда же относились те же самые, например, раскладушки там у метро или в пешеходных переходах.
Поэтому как раз вот такая коллизия в правоприменении для МВД того же создавала как раз неоднозначное толкование. В итоге у нас вымывались нормальные, хорошие торговые точки, которые специально оборудованы в торговых центрах или там, например, на территории крупных вокзалов, и в то же время сохранялись и оставались вот эти уличные торговые точки, которые не имели специального оборудования. Этим законом мы как раз это устраняем и более чёткое понимание этого процесса применения отстраиваем.
Председательствующий. Есть ли желающие выступить?
Включите запись на выступление.
Покажите список.
Боярский Сергей Михайлович, пожалуйста. Боярский С. М., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие законопроекта. У нас с вами, как у законодателей, привычная и достаточно сложная задача. С одной стороны, обеспечить доступность легальной услуги, да, сотовой связи в данном случае.
С другой стороны, мы должны поставить барьеры для мошенников, для тех, кто злоупотребляет и... злоупотребляет доверием людей, злоупотребляет возможностями и законодательными пробелами, с тем чтобы использовать вот эти SIM-карты, это маленькое устройство, которое позволяет и в Интернет выйти, и заниматься телефонным мошенничеством, и анонимные угрозы совершать, в том числе там угрозы террористической деятельности анонимные, вы знаете, целая волна сейчас по России, по нашим крупным городам прокатилась.
Поэтому, с одной стороны вопрос, технический, да, два закона увязать с точки зрения терминологии, но, с другой стороны, это один из законопроектов, в череде которых мы должны вот навести порядок именно в сфере распространения SIM-карт на территории Российской Федерации. Спасибо.
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект.
Председательствующий. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.
Иванов С. В. Уважаемые коллеги, очень благодарен предыдущему выступающему за то, что он немножко вас ввёл в курс дела. То есть мы должны поставить заслон на пути мошенников, террористов, там, не знаю, нечестных этих самых... как они, риелторов, там или кто ещё там, коллекторов и так далее. То есть вот смотрите, если объект стационарный, приходит туда мошенник, террорист, этот чёрный риелтор и говорит: так, мне, пожалуйста, номер, SIM-карту продайте и запишите в графе, кем я работаю - террористом, мошенником и т.д. и т.п. И в стационарном объекте, всё это записывают. А если он у метро покупает эту каточку, то у этого, ну, там узбека, таджика или кто торгует этими карточками, нет такой возможности, столика нет и записать, что он мошенник и жулик, он не может, понимаете, уважаемые коллеги.
Вот вся эта борьба так называемая, вся эта борьба с терроризмом и т.д. и т.п. никакого отношения к борьбе с терроризмом, уважаемые коллеги, не имеет.
Ну, не будет нормальный террорист, вы уж меня извините, брать, записывать всё это дело, а потом, значит, открыто звонить, потому что его все данные есть.
Сами понимаете, что есть и феня, и различная шифровка, и всё, что угодно. Да извините меня, любой мобильный телефон просто-напросто у вас можно забрать, вы можете его потерять, у вас могут его украсть и так далее. И с использованием этого телефона, проданного легально, проданного в стационарном объекте, где есть табуретка, компьютер и прочее, прочее, совершить вот такие действия, всё это может быть сделано. И для этого этот огород городить, коллеги, абсолютно необязательно. Всё, что делается, говорю, вы почитайте закон, в который вносятся эти изменения. Да, с формальной точки зрения они правы, там одна норма на другую наслаивается, но вы поглядите, какие там у них требования: объект должен быть стационарным, он должен находиться в вашей собственности, там должна стоять табуретка, там, не знаю... Они только не прописали, что там какая должна быть температура, в этом объекте, и по каким дням можно там торговать: в пятницу 13-го, после двенадцати и так далее.
Вот это всё, извините, уважаемые коллеги, к безопасности никакого отношения не имеет, всё это ставит просто-напросто препоны на пути развития той же самой сотовой связи.
Правильно Коломейцев задал вопрос: кто эти вообще SIM-карты выпускает, откуда они берутся у этих товарищей, которые их продают возле метро? Да те же самые сотовые компании дают эти SIM-карты, чтобы их вот просто-напросто спокойно распространяли. Либо если они такие честные, то они должны тут же в МВД подавать заявление о том, что у меня группа, там партия SIM-карт была украдена. Они же этого не делают.
Поэтому, уважаемые коллеги, с формальной точки зрения, этот закон можно принять, с точки зрения логической, это просто-напросто издевательство над обычными гражданами, которые от этого получают своеобразный геморрой, а к безопасности, к борьбе с терроризмом и мошенничеством никакого отношения не имеет. Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента, правительства? Докладчик? Нет. Содокладчик? Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 44 Федерального закона "О связи".
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 45 мин. 17 сек.)
Проголосовало за
374 чел.
83,1 %
Проголосовало против
0 чел.
0,0%
Воздержалось
0 чел.
0,0%
Голосовало
374 чел.
Не голосовало
76 чел.
16,9 %
Результат: принято Принимается.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments