leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Порядок контроля за осужденными наркоманами определят Минюстом с Минздравом – первое чтение

Порядок контроля за осужденными наркоманами определят Минюстом с Минздравом – первое чтение
11. 575764-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в статью 721 Уголовного кодекса РФ» (об определении порядка осуществления контроля за исполнением осужденными обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию)
Документ внесен правительством 30.10.18.
Представил замминистра юстиции Вадим Федоров.
Член комитета по государственному строительству и законодательству Николай Брыкин.
Законопроектом предлагается установить, что порядок осуществления контроля за исполнением осужденными обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию будет определяться Минюстом России совместно с Минздравом России.
Первое чтение 393 0 0 12:26

Стенограмма обсуждения
Спасибо. 11-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 72' Уголовного кодекса Российской Федерации".
Докладывает официальный представитель правительства заместитель Министра юстиции Российской Федерации Вадим Витальевич Фёдоров.
Федоров В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 72.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" разработан Министерством юстиции Российской Федерации в целях урегулирования вопросов, возникающих в реализации положений, закреплённых указанной статьёй.
Так, при назначении лицу, признанному больным наркоманией, основного наказания как штраф, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, обязательные работы, исправительные или ограничение свободы, суд может возложить на осуждённого обязанность пройти лечение от наркомании, а также медицинскую и социальную реабилитацию. При этом контроль за исполнением осуждёнными обязанности пройти лечение возложен на уголовно-исполнительные инспекции.
Согласно данным ФСИН России в 2016 году на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях состояло 1413 осуждённых, обязанных пройти указанное лечение в соответствии со статьёй 72 прим. УК РФ, в 2017 году уже 2028, и в прошлом году 2657 человек. Однако в связи с тем, что на законодательном уровне не решён вопрос об определении порядка осуществления контроля за исполнением осуждёнными обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую реабилитацию, уголовно-исполнительная инспекция сталкивается с проблемами при реализации контрольных функций, в том числе в связи с выносимыми органами прокуратуры актами прокурорского реагирования по данному вопросу.
Законопроектом предлагается внести изменения в часть вторую статьи 72.1 УК и установить, что порядок осуществления контроля за исполнением осужденным обязанности пройти лечение и социальную реабилитацию будет определяться федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Соответственно, уже указанный проект приказа Минюстом разработан и сейчас проходит соответствующую процедуру согласования с Министерством здравоохранения.
Принятие законопроекта не потребует увеличения расходов из федерального бюджета, а также предельной штатной численности учреждений и органов УИС. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Вадим Витальевич, присаживайтесь.
С содокладом от Комитета по государственному строительству и законодательству выступает Николай Гаврилович Брыкин. Брыкин Н. Г., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Вадим Витальевич уже достаточно подробно изложил концепцию. Комитет поддерживает данную законодательную инициативу.
Вместе с тем хотелось бы отметить, обратить ваше внимание на следующее. Вот контроль за исполнением этой вот обязанности осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией, но в настоящий момент отсутствует необходимая нормативно-правовая база для осуществления инспекцией контрольной функции.
В этой связи, значит, данный законопроект и предлагается вашему вниманию. Будет установлен порядок осуществления контроля, который будет определяться совместно Минюстом и Минздравом, которые должны будут принять соответствующий нормативно-правовой акт о том... об этом вот докладчик в своем докладе сказал.
Хочу ещё вот обратить ваше внимание, что аналогичным образом урегулирован вопрос по контролю за условно осужденными, признанными в установленном порядке больными наркоманией. Деятельность в данном направлении инспекции регламентируется порядком, который утвержден приказом Минюста и Минздравом.
Прошу проголосовать за принятие данного проекта федерального закона в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Николай Гаврилович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б. У меня вопросы к докладчику.
Уважаемый Вадим Витальевич, в своём докладе вы обратили наше внимание на то, что по данному вопросу уголовно-исполнительные инспекции при реализации контрольных функций сталкиваются с проблемами из-за актов прокурорского реагирования.
Скажите, пожалуйста, по какому именно предмету правового регулирования и сколько органами прокуратуры в целом было внесено соответствующих актов на этот счёт, хотя бы по итогам прошлого года? И учтена ли правоприменительная практика в связи с этим в проектируемых новеллах данного проекта федерального закона?
Заранее благодарю.
Федоров В. В. Спасибо большое.
Значит, как мои коллеги из ФСИН подсказывают, у нас акт прокурорского реагирования был в 2016 году и как раз касался вопроса детализации, который сейчас, мы надеемся, будет отображён в приказе совместном Минюста и Минздрава, где будет определён порядок снятия, постановки на учёт. И, соответственно, одно из замечаний, вопросов, было связано с тем, что законодательно данный вопрос не урегулирован, соответственно, отсутствует подзаконный акт, то есть приказ. И в случае положительного решения и принятия указанного законопроекта, соответственно данный вопрос будет решён, будет издан, утверждён приказ, где чётко будут регламентированы действия уголовно-исполнительной инспекции. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Марченко Евгений Евгеньевич.
Марченко Е. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Вадим Витальевич, у меня к вам вопрос. У нас по действующему законодательству медицинскую помощь, лечение наркоманам могут только оказывать государственные медицинские учреждения, а реабилитацию могут оказывать, значит, частные клиники. Вот в данной ситуации возможно ли привлечение, как сказать, частных клиник для реабилитации бывших осуждённых?
Федоров В. В. Да, спасибо большое за вопрос.
Значит, в соответствии с действующим законодательством, осуждённый, которому в том числе назначено лечение от наркомании, имеет право самостоятельно выбрать, где ему проходить лечение, ну, соответственно, указанная организация должна быть аккредитована. А уже уголовно-исполнительная инспекция осуществляет именно сам механизм контроля, происходит такое лечение или нет?
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Боева Наталья Дмитриевна.
Боева Н. Д. Спасибо, Иван Иванович.
Вадим Витальевич, у меня такой вопрос. Это лечение очень дорогое, будут ли выделяться бюджетные деньги и сколько вообще вот понадобится таких денег?
Федоров В. В. Спасибо большое за вопрос.
Ну я хотел бы отметить, что осуждённые в том числе по указанной статье, они, так же как и все остальные граждане пользуются всем спектром, который представляется, в том числе в рамках Министерства здравоохранения.
То есть дополнительно Федеральная служба исполнения наказаний в данном конкретном случае не получает дополнительное финансирование, потому что, соответственно, осуждённые данной категории - это не связанные с лишением свободы и они пользуются так же, как и остальные граждане, больные наркоманией, всем тем спектром, который представляется Министерством здравоохранения.
Председательствующий. Спасибо.
Петров Александр Петрович.
Петров А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вадим Витальевич! Вопрос медицинской ремиссии, можно согласиться, что контроль осуществлять будет Министерство здравоохранения, а вопрос социальной реабилитации, насколько мы понимаем, всё-таки это полномочие другого министерства. Так всё-таки кто будет отвечать за контроль социальной именно реабилитации?
Это очень важный вопрос для такого рода осуждённых, он у нас не отрегулирован. Кто будет ответственен?
Федоров В. В. Как я сказал, та новелла законодательства, которая сейчас вносится в часть вторую, касается непосредственно уголовно-исполнительных инспекций в части контроля за осуществлением мероприятий, что осужденные настроены на то, чтобы пройти лечение, пройти реабилитацию. И в совместном приказе будут вопросы, детализированные именно пошагово в разрезе контрольных полномочий.
Я просто хотел сказать небольшую статистику, почему еще вопрос возник, что, если в 2017 году у нас было 2 тысячи 28 человек судами по данной статье осуждено, соответственно 343 уклонились из осужденных, в 2018 году из 2 тысяч 657, как показывает статистика ФСИН, 1 тысяча 70 человек осужденных уклонилось от прохождения лечения.
Соответственно вот тот подзаконный акт, который будет издан, он будет направлен на четкую регламентацию действия уголовно-исполнительной инспекции в части контроля, чтобы осужденные, которым назначено пройти лечение, реабилитацию, выполняли и инспекция будет соответственно контролировать, и в случае нарушений уже принимать дальнейшие действия.
Председательствующий. Спасибо.
Синяговский Владимир Ильич.
Синяговский В. И. Спасибо.
Вадим Витальевич, огромная цифра 2 тысячи 600 и, конечно, надо принудительно лечить, потому что они там находятся у вас и, если там они еще будут уклоняться, тогда, где мы их заставим лечить, но вопрос качества лечения. И вопрос же второй, после освобождения кто их будет контролировать, качество опять же, несет ответственность кто-нибудь или какая служба будет нести ответственность, чтобы они находились в нормальном состоянии?
Федоров В. В. Спасибо большое за вопрос.
Ну как я уже указывал, предметом данного законопроекта является контроль уголовно-исполнительными инспекциями Федеральной службы исполнения наказания, именно исполнение указанного вида наказания. Соответственно после того, как уже осужденные прошли лечение, соответственно, вопрос является более глобальным, который вы вот сейчас затронули, на стыке, насколько я понимаю, именно Министерства здравоохранения вопросы в определённой степени, связанные уже дальнейшего сопровождения, административного надзора. То есть, тут получается вопрос уже после того, как они выходят из-под контроля уголовно-исполнительных инспекций. Данный же закон именно направлен на чёткую регламентацию действий ФСИН России в рамках отбывания указанного наказания.
Председательствующий. Спасибо.
Онищенко Геннадий Григорьевич.
Он и .цен ко Г. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Иван Иванович.
Вадим Витальевич, спасибо за инициативу, давно надо было это делать.
У меня вопрос такой. Среди ваших контингентов особенно много миксов. То есть, речь идёт о двойной эпидемии: эпидемии наркомании и ВИЧ-инфекции.
Не рассматривали ли вы вопрос, чтобы связать эти два процесса, и там, где есть двойная, ещё ВИЧ-инфицированные ваши осужденные, чтобы его тоже обязывать лечить и обеспечивать это лечение, потому что процент лечимых у вас очень низкий. Спасибо.
Федоров В. В. Спасибо большое.
Но действующее законодательство, в частности, 72.1 статья Уголовного кодекса, предусматривает именно лечение только от наркомании.
Вопросы, связанные с лечением от ВИЧ, в настоящий момент, скажем так, в Уголовном кодексе не содержатся, поэтому в разрезе именно прохождения дополнительного лечения при назначении, как я сказал: штраф, обязательные работы исправительные, ограничение заниматься деятельностью. Поэтому сейчас наш законопроект именно чётко регламентирует действия, как я ещё раз скажу, инспекция, уголовно-исполнительная инспекция, в разрезе существующей статьи УК РФ.
В случае, скажем так, если рассматривать вопрос, что будут внесены изменения в уголовное законодательство, и появятся связанные вопросы с лечением ВИЧ, мы готовы в нашей части, касающейся Минюста, принять самое активное участие в работе над соответствующим законопроектом.
Председательствующий. Спасибо. Николай Гаврилович, спасибо. Присаживайтесь.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Тогда ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 26 мин. 34 сек.)
Проголосовало за 393 чел 87,3 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 393 чел.
Не голосовало 57 чел 12,7 %
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments