leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма 455-е пленарное заседание СФ 27.03.19 правительственный час Владимир Якушев – часть 1

Стенограмма 455-е пленарное заседание СФ 27.03.19 правительственный час Владимир Якушев – часть первая
Коллеги, у нас министр Владимир Владимирович пришел на заседание. Давайте мы пораньше начнем тогда (да?), уважим, и, может быть, больше времени у нас будет. Не будем рассматривать другие вопросы, пойдем строго по повестке.
Коллеги, переходим к рассмотрению вопроса «правительственного часа» – «О мерах Правительства РФ по увеличению объема жилищного строительства в рамках реализации федерального проекта «Жилье».
По данному вопросу на заседании присутствуют: Стасишин Никита Евгеньевич, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ; Егоров Максим Борисович, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ; Юрий Витальевич Росляк, аудитор Счетной палаты; Александр Альбертович Плутник, генеральный директор акционерного общества «ДОМ.РФ».
Предлагается традиционный порядок: выступление докладчика – до 15 минут, аудитору Счетной палаты на выступление – до пяти минут, далее – вопросы, обмен мнениями, выступления.
Коллеги, нет возражений против такого порядка. Принимается.
Тогда слово предоставляется Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимиру Владимировичу Якушеву.
Владимир Владимирович, пожалуйста, Вам слово.
В.В. Якушев. Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Согласно майскому указу Президента РФ ежегодно не менее 5 миллионов семей должны улучшать свои жилищные условия. На достижение этой цели направлен национальный проект «Жилье и городская среда», который включает в себя четыре федеральных проекта. Первый – это «Ипотека». Администрированием этого проекта занимается Министерство финансов .
Второй – федеральный проект «Жилье». Именно достижение показателей этого проекта в центре нашего внимания сегодня в рамках «правительственного часа».
Третий – это федеральный проект «Формирование комфортной городской среды».
И четвертый проект – это «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».
Федеральный проект «Жилье» – наиболее сложный для администрирования проект, так как на достижение его показателей сильное влияние оказывают макроэкономическая ситуация и ее производные: баланс спроса и предложения на рынке жилья, ключевая ставка Банка России, ставка по ипотеке, стоимость проектного финансирования, а также рост реальных доходов граждан.
Именно в этом федеральном проекте содержатся мероприятия, направленные на увеличение объемов жилищного строительства. Напомню, речь идет о вводе в 2024 году 120 млн кв. метров жилья. Для выполнения этой задачи у строительного комплекса России есть все необходимое – достаточное количество застройщиков, производственные мощности и необходимые компетенции.
Сложность момента заключается в том, что с 2018 года мы планово меняем правила игры на рынке жилищного строительства. Эта реформа происходит не от хорошей жизни. Предыдущая система финансирования, когда денежные средства поступали застройщику напрямую от покупателей, не защищала людей в полной мере, и поэтому мы получили достаточно большое количество семей, не получивших свои квартиры. Поэтому и было принято решение о поэтапном переходе на проектное финансирование.
Как вы знаете, с 1 июля 2018 года вступили в силу поправки в федеральный закон № 214 и в ряд других федеральных законов. На первом этапе были ужесточены требования к застройщикам и их финансовому состоянию – они были переведены на банковское сопровождение, был произведен уход от котлового метода. Теперь застройщик под каждое разрешение на строительство открывает отдельный счет под каждый проект. А с 1 июля 2019 года мы переходим ко второму этапу реформирования – это переход всех, в том числе уже строящихся объектов, на договоры участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу. Таким образом, на рынке жилищного строительства появляется еще один профессиональный игрок – это банк. И если раньше застройщик брал денежные средства напрямую у покупателей своей продукции, то есть граждан, то теперь необходимо открыть кредитную линию, построить жилье и передать эти квартиры гражданам, и только после этого получить денежные средства граждан, которые все это время хранятся в банке на специальном счете. А чтобы получить кредитную линию, застройщик должен соответствовать ряду требований. И, как мы понимаем, не все строительные компании пройдут экспертизу в банковском учреждении на предмет получения финансирования.
Именно так мы планировали проводить реформу, рассчитывали на то, что эти правила будут распространяться только на проекты, начатые с нуля после 1 июля 2019 года. Но в конце 2018 года был принят закон, согласно которому объекты, начатые по старым правилам, с 1 июля 2019 года должны также достраиваться с применением проектного финансирования. Для того чтобы смягчить ситуацию в рамках постановления правительства, законодатель дал право определить те проекты, которые могут быть достроены по старым правилам, то есть с использованием денег граждан, оценив эти проекты по двум критериям: готовность объекта и количество заключенных договоров долевого участия.
На сегодняшний день правительство предлагает установить следующие критерии: степень готовности объекта должна быть не менее 30 процентов и количество заключенных договоров долевого участия – не менее 10 процентов.
В настоящий момент все строительные проекты, которые уже реализуют застройщики страны, мы делим на три большие группы.
Первая включает в себя проекты, которые смогут получить финансирование в банках и продолжат строить свои объекты по новому механизму.
Вторая группа – это проекты, которые получат возможность финансирования по старой схеме, то есть попадут под действие постановления правительства и продолжат строительство с привлечением денежных средств граждан.
И, наконец, третья группа, которая вызывает наибольшее беспокойство, – это застройщики, которые не смогут получить проектное финансирование и не попадут под регулирование постановления Правительства РФ.
Совместно с регионами мы проводим предварительную оценку всех проектов строительства, реализуемых с привлечением денежных средств граждан, на соответствие критериям и возможности получить проектное финансирование. Наша цель – помочь достроить все проекты, чтобы не получить новых обманутых дольщиков, и объекты, строительство которых остановлено.
Какие еще окна возможностей существуют для проектов, застройщики которых не смогут получить проектное финансирование и не попадут под действие постановления правительства? Дополнительно будет дофинансирован фонд защиты прав дольщиков. И застройщики, которые не смогли получить кредит, смогут воспользоваться гарантией, которая будет им предоставлена фондом для получения финансирования в Банке ДОМ.РФ.
Мы хорошо понимаем, что проводимая реформа в краткосрочной перспективе даст снижение объемов ввода, но позволит перейти на цивилизованные продажи. Мы вернем доверие людей к отрасли, они перестанут опасаться приобретать жилье на стадии строительства. Мы рассчитываем, что при системно работающем механизме отрасль перейдет к наращиванию объемов вводимого жилья.
Для решения задачи строительства 120 млн кв. метров жилья необходимо, чтобы работали также и инструменты спроса. Один из основных таких инструментов – это ипотека. В 2018 году ставка по ипотеке достигла своего исторического минимума – 9,56. Было выдано около 1,5 миллиона ипотечных кредитов на сумму более 3 трлн рублей. Однако в связи с ростом ключевой ставки в октябре 2018 года в январе 2019 года основные кредиторы вновь повысили ставки на 1,5–2,5 процента, что привело к росту средней ставки до 10,5–11 процентов. Но это явление должно носить временный характер. Оно вызвано ростом стоимости фондирования и увеличением инфляции. Поэтому правительство и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства должны предпринять все усилия совместно с Центральным банком, для того чтобы ставки по ипотеке вернуть в те параметры, которые были до октября 2018 года.
Очень важно повышать спрос на жилье через доступность ипотечного жилищного кредитования для населения. В случае если рост продолжится, для выполнения задачи по наращиванию объемов ввода жилья мы будем обращаться в правительство с предложением о запуске механизма субсидирования проектной ставки. И на сегодняшний день предварительно такие предложения нами даны и поддерживаются в правительстве.
Перемены всегда сложны. Переход от старой системы финансирования к проектному финансированию тоже не будет легким. Для того чтобы поддержать отрасль, на базе Банка ДОМ.РФ создается уполномоченный банк. В ведении этого финансового учреждения будут проекты с высокой кредитоспособностью. Соответственно, это потребует его докапитализации, и решение по этому вопросу также принято. Для проектов с низкой кредитоспособностью предложено запустить отдельную программу через фонд защиты прав дольщиков. Это тот механизм, о котором я сказал выше.
Конечно, в период решения настолько глобальных задач строительная отрасль нуждается в поддержке. Проектом «Жилье» предусмотрено выделение средств из федерального бюджета в 2019–2024 годах в размере 184 млрд рублей на программы развития жилищного строительства субъектов РФ. Средства пойдут на субсидирование строительства инженерной и социальной инфраструктуры. Аналогичная мера уже показала свою эффективность: выделяемые ежегодно с 2017 года 20 млрд рублей по этой программе позволили обеспечить дополнительный ввод порядка 8 млн кв. метров жилья ежегодно. Субсидии будут направлены на поддержку тех проектов жилищного строительства, которые дадут наибольший прирост дополнительного ввода жилья на 1 рубль бюджетной субсидии. В 2019 году 22,4 млрд рублей будет направлено на софинансирование 99 проектов жилищного строительства в 49 регионах РФ.
Уважаемые сенаторы! Организация эффективного взаимодействия между застройщиком и банком во многом зависит от активной позиции регионов. Эта работа должна быть проделана на местах, и именно в регионе должно быть понимание, что делать с каждым проектом.
Еще одно важное направление для формирования спроса – это обеспечение жильем отдельных категорий граждан. Минстрой также отрабатывает поручение президента, данное в послании 2019 года. Мы прорабатываем финансовый механизм получения ипотечного кредита на строительство собственного дома и выделения дополнительных средств под создание инженерной инфраструктуры на площадках, где возводятся индивидуальные жилищные дома.
В рамках реализации федерального проекта «Жилье» мы также работаем над вопросами совершенствования нормативно-технической документации, внедрения новых технологий в строительстве, вместе с Минпромторгом развиваем возможности деревянного домостроения, а также решаем вопросы по выделению федеральной земли под жилищное строительство в рамках федерального закона № 161.
Уважаемые коллеги, обращаюсь ко всем вам с просьбой. Пожалуйста, донесите в свои регионы всю остроту момента (я имею в виду 1 июля и переход на новое финансирование жилищного строительства). В этом отношении Минстрой также проводит большую работу. Нам необходимо четко понимать, в какую группу попадет каждый проект, который реализуется сегодня на территории того или иного субъекта РФ. Чем четче мы сработаем, тем четче мы будем понимать, как мы будем работать с каждым проектом, который попадает у нас в третью группу, если застройщик по этому проекту не сможет получить проектное финансирование и не попадает под критерии постановления правительства, что мы с этим проектом будем делать. Мы должны обязательно довести этот проект до логического завершения. Мы не должны получить новых обманутых дольщиков и, естественно, не должны допустить того, чтобы та реформа, которую мы с вами совместно проводим, сильно ударила по отрасли жилищного строительства.
Поэтому в рамках проведенных мероприятий, о которых я сказал в своем выступлении, я уверен в том, что, сработав совместно с регионами, с муниципалитетами, с банковским сообществом и с сообществом застройщиков, мы сможем выйти из этой ситуации и выполнить задачу, которая стоит перед нами в рамках указа президента № 204, – в 2024 году довести объемы ежегодного ввода жилья до 120 млн кв. метров. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Владимирович.
Я прежде всего хочу Вас поблагодарить за то, что министерство и Вы лично, как министр, очень серьезно подошли к подготовке «правительственного часа». В понедельник мы встречались с Владимиром Владимировичем, обсуждали эту тему серьезно. У меня сложилось впечатление, что есть абсолютное понимание ситуации и системные меры, которые принимаются министерством.
Очень содержательно (мне докладывал Мельниченко Олег Владимирович) прошло обсуждение в комитете. И сегодня в докладе четкая, ясная, понятная картина – проблемы и какие есть пути решения. 31 человек записался задать вопросы, может, даже у кого-то они отпадут, потому что Вы на многие из этих вопросов, которые волнуют регионы, в своем докладе дали ответ. Еще раз Вам спасибо большое.
Переходим к вопросам. Коллеги, 31 человек записался. Чем короче вы будете задавать вопросы, а Вы, Владимир Владимирович, короче отвечать, тем больше сенаторов смогут получить ответы.
Пожалуйста, Сергей Федорович Лисовский.
С.Ф. Лисовский, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Курганской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Владимир Владимирович! Вы в своем докладе показали, что Вы видите ситуацию, которая сложилась с введением нового закона о долевом строительстве. Но тем не менее делали Вы сейчас анализ, насколько увеличится стоимость долевого строительства? Имеются в виду проценты, которые сейчас запрашивают банки. Например, Сбербанк сейчас просит 12,5 процента, тот же ДОМ.РФ – тоже 12,5 процента. Там, правда, есть система снижения, но она очень такая, скажем так, пока неясная. Это первое.
И второе. Введены в 2018 году зоны с особыми условиями использования территории. В результате, если взять Московскую область, она у нас вся покрыта этими зонами. А если есть зоны на земельном участке, то может быть только государственная экспертиза. По сути, мы уничтожили негосударственную экспертизу и всех загоняем опять в эту ситуацию, которая была у нас до введения негосударственной экспертизы. Тем самым мы увеличиваем и стоимость этой экспертизы, ну и сроки ее проведения… (Микрофон отключен.) Анализировали Вы эту ситуацию? Спасибо.
Председательствующий. Включите микрофон.
Сергей Федорович, завершайте.
С.Ф. Лисовский. Вот на эти два вопроса, пожалуйста, ответьте.
В.В. Якушев. Начну со второго вопроса – того, что касается того законопроекта, на который Вы ссылаетесь, и исключения института негосударственной экспертизы. Действительно, после его принятия идет достаточно серьезная дискуссия. И на самом деле, как это всегда бывает (да?), это тот законопроект, который одна команда доделала, вторая команда его получила на переходе. Мы сейчас с сообществом, представляющим негосударственную экспертизу, в достаточно серьезной дискуссии находимся (в хорошем смысле этого слова), чтобы услышать их. Поэтому вполне возможно, что в ближайшее время мы согласимся на ряд поправок и кое-что в этом законопроекте поправим, дабы не создавать того напряжения, которое на сегодняшний день возникло. Это то, что касается второго вопроса.
И что касается первого вопроса… Я прошу прощения, что там?
С.Ф. Лисовский. Это насколько увеличится…
В.В. Якушев. Процент. Прошу прощения. Да, то, что касается процента. На сегодняшний день механизм счетов эскроу как раз и был задуман для того, чтобы, чем больше продаж происходит в процессе реализации проекта, чем больше счетов эскроу открывается под каждый конкретный проект, тем меньше становится ставка, которую уплачивает непосредственно застройщик. Да, он берет средства под 12 процентов, но затем эта ставка начинает снижаться, если у него активно идут продажи.
На сегодняшний день банковское сообщество заявляет о том, что эта процентная ставка в среднем должна быть по итогам – 5–6 процентов. Но мы с вами прекрасно понимаем, что критерий истины – это практика. Поэтому на практике мы посмотрим, как это все будет реализовываться. И, если это будет не так, как мы сегодня заявляем, наверное, и регулятору, Центральному банку, и правительству в эту ситуацию придется, наверное, каким-то образом вмешиваться, для того чтобы не допустить резкого удорожания на рынке жилищного строительства.
Ну и я не хочу лукавить с этой трибуны, но мы с вами прекрасно понимаем, что, даже если процентная ставка будет в объеме 5 процентов, которую заплатит застройщик, он, конечно, попытается переложить ее в стоимость квадратного метра. Дальше уже включаются другие механизмы, о которых я сказал, – это поддержка инфраструктуры и так далее, и так далее. Поэтому на месте, в субъектах РФ (и мы тоже тут не снимаем с себя ответственность), необходимо администрировать, для того чтобы с помощью государственной поддержки у нас не получилось так, чтобы стоимость квадратного метра росла. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Владимирович.
Ольга Федоровна Ковитиди.
О.Ф. Ковитиди, член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Крым.
Уважаемый Владимир Владимирович, Вы верно отметили, что реформа не должна ударить по отрасли. Что касается Крыма, для нас сегодня чрезвычайно сложно будет применять тот закон в связи с изменениями. По федеральному закону № 214 мы еще работаем, а вот изменения, которые внесены федеральным законом № 175, могут привести к тому, что отрасль может полностью остановиться. Вы знаете, что сегодня из 63 аккредитованных в РФ банков в Республике Крым работает всего лишь два банка. Поэтому сегодня получить финансирование чрезвычайно сложно.
У нас вопрос: каким образом мы будем в дальнейшем развивать отрасль? Вы сказали о том, что будут внесены изменения. Как вы видите развитие этой отрасли, строительной отрасли, в Крыму с учетом того, что сегодня практически все банки уже останавливают финансирование в республике?
В.В. Якушев. Что касается Крыма и Севастополя (подчеркну), это действительно находится в зоне нашего особого внимания. Там действительно работают два банка, которые будут заниматься проектным финансированием. Это банки РНКБ и «РОССИЯ». Что касается банка РНКБ, он уже был дофондирован в объеме 50 млрд рублей, в том числе и под задачу проектного финансирования.
Сегодня в рамках организации работы как в субъекте внутри, так и с нашей помощью мы как раз и отлаживаем те механизмы, когда банкиры должны начать слушать застройщиков, застройщики должны начинать обращаться в банк.
К сожалению, на тех совещаниях, которые мы проводим в режиме селектора, когда вся страна на связи, все жалуются, что проектное финансирование невозможно, это дорого, это забюрократизировано и так далее. Когда мы проводим такие совещания на местах, то оказывается, что с заявками застройщики обращаются пока еще очень редко. И когда просто предлагаешь в аудитории поднять руку тем, кто уже ходил за проектным финансированием, то, как правило, оказывается, что из 40 приглашенных для беседы застройщиков один или два обращались сегодня за проектным финансированием.
Вот это главная проблема, которая на сегодняшний день существует. И мы сегодня, скажем так, в ручном режиме побуждаем всех обращаться в коммерческие банки для того, чтобы пройти этот путь и четко понять, сможет ли сегодня тот или иной застройщик под свой проект получить или не получить проектное финансирование. Этим мы занимаемся.
Еще раз повторяю: Крым и Севастополь находятся в зоне особого внимания. Мы, естественно, за этим будем предметно следить, потому что действительно там всего лишь два кредитных учреждения. С одной стороны, это плохо. С другой стороны, гораздо проще в двух кредитных учреждениях создать необходимый стандарт по проектному финансированию, чем когда таких банков много.
Поэтому мы с себя ответственность не снимаем. Будем дальше работать, чтобы не нагнетать ситуацию ни в Крыму, ни в Севастополе.
Председательствующий. А почему «ДОМ.РФ» не работает в Крыму?
В.В. Якушев. Что касается «ДОМ.РФ», у них… Ну, я могу сам ответить.
Председательствующий. Пожалуйста, у нас руководитель присутствует.
Александр Альбертович, пожалуйста. Почему вы в Крыму не работаете, а только два финансовых учреждения?
А.А. Плутник, генеральный директор акционерного общества «ДОМ.РФ».
Валентина Ивановна, здравствуйте. Мы готовы работать и работать с банками. Мы и с банками проводим эту работу. Просто мы работаем на вторичном рынке и сейчас обсуждаем с банками продукты, которые мы можем для этих банков предоставить, конкретно – банку РНКБ, для того чтобы они могли экономить свой капитал, работая с заемщиками на территории Республики Крым.
Председательствующий. Вопрос конкретный. Лекцию не надо читать. В Крыму вы работаете или нет? Будете работать или нет?
А.А. Плутник. В настоящий момент мы не работаем на территории Крыма.
Председательствующий. А вы что, санкций боитесь, может быть? Вы же государевы деньги получаете. А почему вы не работаете?
А.А. Плутник. Нет, у нас просто был еврозаем, который мы выгашивали, и выгашивание его завершилось в декабре 2018 года. И мы не могли, имея этот заем, там работать. Но мы с банками работали, и непосредственно с юридическими лицами будем эту работу продолжать.
Председательствующий. Владимир Владимирович, посмотрите, надо подключить и «ДОМ.РФ». Это у нас такая самая ответственная территория – Крым и Севастополь. И надо, чтобы там были дополнительные инструменты, механизмы для развития строительной отрасли.
В.В. Якушев. Да, они готовы. И этот вопрос в ближайшее время будет решен положительно.
Председательствующий. Спасибо большое.
Сергей Дмитриевич Леонов, пожалуйста.
С.Д. Леонов, член Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Смоленской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Владимир Владимирович! Вопрос не менее важный, чем программа «Жилье», – это «мусорная» реформа. И вопрос об услуге по вывозу ТКО. В постановлении правительства коммунальные услуги начисляются либо на собственника, либо на прописанного человека, а тариф на вывоз ТКО рассчитывается по нормативу. Например, для Смоленской области это 1,82 куб. метров мусора на человека.
Председательствующий. Сергей Дмитриевич, я вынуждена Вас прервать. Это не относится к компетенции министерства строительства и ЖКХ. Это в ведении министерства природных ресурсов. Это первое. Второе – Вы задаете вопрос абсолютно не по теме, не по повестке.
Пожалуйста, коллеги, готовьтесь по повестке.
Извините. Спасибо.
Иван Николаевич Абрамов.
И.Н. Абрамов, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации исполнительного органа государственной власти Амурской области.
Уважаемый Владимир Владимирович, у меня вопрос, который касается высокодотационных регионов. У нас в этих регионах есть программы льготного ипотечного кредитования. И мы все понимаем, что они наполняются по остаточному принципу. В связи с этим как вы относитесь к идее федерального субсидирования данных программ хотя бы для высокодотационных регионов?
В.В. Якушев. Что касается вопросов, связанных с субсидированием, я постарался этой темы коснуться в своем докладе.
На данный момент мы с вами имеем достаточно серьезный показатель роста ипотеки по итогам 2018 года, и в 2019 году ипотека продемонстрировала рост как по количеству выданных ипотечных кредитов, так и по объему денег, которые граждане взяли. Поэтому мы очень много обсуждали эту тему, эта тема была одной из основных на расширенном заседании президиума Государственного совета в Казани, и многие субъекты РФ (а там присутствовало порядка 40 губернаторов) высказались о том, что ставка по ипотеке должна быть 5–6 процентов годовых. И, когда мы подводили итоги, глава государства дал следующее поручение. Во-первых, необходимо сделать все для того, чтобы ипотека вернулась в русло… В данный момент это менее 10 процентов. Никто не снимал задачи в части того, что к 2024 году ипотека должна быть в процентном отношении менее 8 процентов. И, если макроэкономика нам не будет позволять занять этот коридор, правительство должно принять все необходимые меры для того, чтобы это сделать.
Что касается региональных программ, у нас действительно много регионов, которые субсидируют свои процентные ставки. И мы прекрасно понимаем, что дотационные территории сегодня связаны по рукам и ногам теми соглашениями, которые заключены с Министерством финансов, и Министерство финансов пока такие программы не поддерживает. Но что касается нас, как министерства, которое заинтересовано в поддержании спроса, для нас, конечно, такие инструменты, которые используются на территориях регионов, качественно интересны, потому что там, на земле, гораздо лучше понимаешь и знаешь, какая категория нуждается сегодня в более низкой ставке по ипотечным кредитам и какую категорию сегодня лучше определить.
Поэтому мы продолжаем находиться в дискуссии, но вполне возможно, что нам удастся убедить, что регионы, где такие программы есть, в этот непростой период для строительной отрасли надо поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Вячеслав Владимирович Наговицын.
В.В. Наговицын, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Бурятия.
Уважаемый Владимир Владимирович! В 2012 году согласно указу президента № 600 планировалось снизить на 20 процентов стоимость 1 кв. метра к 2017 году. Какие результаты достигнуты в части реализации этого указа? И какие меры вы сейчас планируете принять, чтобы продолжить эту работу и к 2024 году снизить также стоимость 1 кв. метра?
В.В. Якушев. Начну с последнего. Что касается уменьшения стоимости 1 кв. метра, набор мероприятий, которые я назвал, я очень быстро перечислю.
Это, естественно, поддержка с точки зрения социальной и коммунальной инфраструктуры. И если сегодня государство будет в этом плане оказывать поддержку… Опять же сошлюсь на заседание президиума Государственного совета в Казани. Такое поручение глава государства тоже дал. В нашей программе (я цифру обозначил) – 20 миллиардов. Конечно, на 85 субъектов это не такая великая поддержка, и, конечно, нужно деньги туда дополнительно направлять. В противном случае мы не подготовим площадки и объемы не увеличим. Но при этом мы обязательно должны учитывать это и устанавливать определенный мониторинг того, по какой цене будет продаваться, потому что, по большому счету, это внебюджетные инвестиции (а если быть точнее – это государственные инвестиции) и это должно влиять на стоимость 1 кв. метра.
И второй момент – это, естественно, ввод в оборот (я тоже здесь ссылался на это) земельных участков. Земельные участки должны тоже бесплатно вводиться в оборот. Соответственно, за счет этого мы не допустим удорожания.
Ну и, конечно же, это новые технологии, потому что новые технологии дают нам на сегодня возможность строить жилье, которое по своей цене тоже должно быть дешевле.
Что касается первого вопроса, если мы считаем стоимость 1 кв. метра и коэффициент-дефлятор за предыдущие годы действия указа № 600, то можно сказать, что с этой задачей правительство справилось.
Председательствующий. Спасибо.
Эдуард Владимирович Исаков.
Э.В. Исаков, член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Уважаемый Владимир Владимирович, благодарю Вас за объемный и содержательный доклад.
Минстроем совместно с экспертным сообществом завершены большие работы по подготовке методики определения индекса качества городской среды. Какие основные принципы оценки городской среды в итоге вошли в методику? Спасибо.
В.В. Якушев. Действительно, в понедельник данное постановление было подписано.
Что касается индекса качества городской среды, туда вошло 36 показателей. И если изначально предполагалось, что индекс качества городской среды должен включать в себя только общественные территории, которые мы благоустраиваем сегодня за счет тех денег, которые предусмотрены в федеральном проекте, который администрирует наше министерство (это городская среда), то это не так.
В этих 36 показателях у нас есть показатели, которые характеризуют сегодня все национальные проекты, которые работают в том или ином муниципалитете. И задумка была именно такой, чтобы простимулировать муниципальные и региональные власти, чтобы местом сборки был конкретный муниципалитет. И в этих 36 показателях у нас есть моменты, связанные с наличием или отсутствием аварийного фонда, есть вопросы, связанные с тем, какая социальная инфраструктура сегодня присутствует, есть вопросы, связанные с качеством дорог, а это как раз характеризует национальные проекты, связанные с дорожным строительством, и есть показатели, которые характеризуют безопасность на территории, сколько совершено преступлений, сколько произошло дорожно-транспортных происшествий. То есть это такой широкий набор, который как раз будет стимулировать, еще раз повторю, муниципальные и региональные власти собрать все национальные и федеральные проекты у себя на территории, от каждого из них получить эффект и после этого провести рейтингование и определить индекс качества городской среды, который каждый год у нас по указу президента № 204 должен расти с положительным эффектом.
Председательствующий. Спасибо.
Вячеслав Степанович Тимченко.
В.С. Тимченко, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Кировской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Владимир Владимирович! В поручении Президента РФ поставлена задача о необходимости совершенствования системы ценообразования путем создания единой базы государственных сметных нормативов, а также сметных цен строительных ресурсов. В какой стадии находится данная работа и каковы перспективы? Спасибо.
В.В. Якушев. Что касается вопросов ценообразования, я считаю, что это одна из сложнейших тем. Понятно, национальный проект, но тема ценообразования – одна из горячих тем, которая волнует всех, потому что, когда мы приступили к реализации национальных проектов (я имею в виду не только Минстрой, но и всех моих коллег), столкнулись с тем, что сегодня в цены контрактов, по которым нужно отторговывать те или иные объекты (а объем капитальных вложений в рамках национальных проектов у нас составляет более 70 процентов), мы начинаем уже не укладываться. И, естественно, возникает вопрос – почему.
Это связано с тем, что в 2015 году была поставлена задача перехода на ресурсный метод. В рамках этого перехода мы не решили одну из главных задач – не наполнили информационную систему, куда должно было быть внесено более 100 тысяч наименований строительных материалов. Сегодня порядка 13 процентов эта система имеет наполнение. И, конечно, в тот период, который был отведен, перейти на ресурсный метод невозможно. А базисно-индексный метод, с помощью которого раньше жила вся страна, когда в силу изменившихся обстоятельств давались новые индексы и таким образом мы реагировали на изменившиеся обстоятельства, на стоимость строительных ресурсов, на коэффициент-дефлятор, – такой возможности за последние годы не было. В результате мы «высушили» сметы и на сегодняшний день подошли к той ситуации, когда работать стало предельно сложно.
Мы работаем в этом отношении и свою работу разделили на три этапа. Первый этап – разморозить базисно-индексный метод и дать возможность сегодня субъектам РФ и всем, кто работает на бюджетных объектах, получить все-таки дополнительную возможность, для того чтобы уложиться в те цены, которые должны стать более реальными при строительстве того или иного объекта. Второй этап у нас будет переходным, мы называем его ресурсно-базисным методом, где у нас уже появится некоторая база данных по субъектам РФ, более серьезно будет наполнена система ФГИС ЦС. Где-то мы будем работать уже экспериментно с применением ресурсного метода. И в 2022 году мы должны полностью перейти на ресурсный метод, заполнив нашу систему и получив более серьезные данные с территорий, для того чтобы ресурсный метод стал основным на территории всей РФ.
Поэтому в этом плане предстоит достаточно серьезная работа. Мы понимаем сложность этой задачи, но готовы к тому, чтобы пройти этот непростой путь.
Председательствующий. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments