leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Инициативу ФАС уничтожить унитарные предприятия в СФ не приняли – Совет Галины Кареловой по жилстрою

Инициативу ФАС уничтожить унитарные предприятия в СФ не приняли – Совет Галины Кареловой по жилстрою и развитию ЖКХ
Заместитель Председателя СФ Галина Карелова провела в к.700 заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса на тему «Государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства: законодательные новации и правоприменительные практики»
Рассмотрены проблемы деятельности ГУПов и МУПов в области тепло- и водоснабжения, водоотведения, управления жилищным фондом и способы совершенствования законодательства об унитарных предприятиях в сфере ЖКХ.
Конспект в 16:00
Карелова. По мнению ФАС унитарные предприятия отрицательно влияют на конкуренцию и необходимо их преобразование в АО. Задолженность РСО больше триллиона. Низкий уровень специалистов. В Госдуму внесены несколько законопроектов. Они неоднозначны. Требуют ликвидации таких предприятий. Противоречат Конституции, вмешиваются в компетенцию органов власти. Многие регионы не поддержали. Регионы сами должны решать, какие организационные формы им больше подходят. В малонаселенных зонах унитарные предприятия являются единственными исполнителями коммунальных услуг. Проблема не решается введением законодательных ограничений. Закрепить в законодательстве применение различных форм ГЧП. Вопросы которые мы обсуждаем затрагивают жизнь граждан.
Никита Стасишин, замминистра строительства и ЖКХ. Вы практически все сказали. У нас объем недофинансирования отрасли пятьсот млрд руб. в год. Государственными деньгами не решить. Большинство концессионных соглашений не имеют инвестиционных обязательств. Малые города для них непривлекательны, остаются только МУПы и ГУПы. Ликвидация ГУП Мосгортранс не принесет положительного эффекта. Непрофессиональные люди работают и их придется обучать, может быть так, но люди не поменяют при реорганизации. Законопроект подготовлен
Гилев. Законопроект подготовлен мы его согласовываем.
Сергей Пузыревский, замруководителя ФАС. С приходом унитарных предприятий создается монополия на их основе с высокими ценами. Возможность передачи имущества. Частный бизнес уходит. Субсидии в разы перекрывают прибыль. Говорить о равных условиях на конкурентных рынках не приходится. Необходимость запрета унитарных предприятий на конкурентных рынках. Отчетность закрыта. Им передается государственное муниципальное имущество которое не учитывается. Реформа должна привести к тому чтобы государство понимало сколько этого имущества. Частных унитарных нет, их запретили. У нас 18 тыс унитарных предприятий из них 15 муниципальные. Те которые существовали могут продолжить свою деятельность новые создавать будет нельзя. Управление МКД конкурентный рынок.
Павел Качкаев. Вы пишите недостатки УПов отсутствие отчетности низкая производительность труда. Кто за это отвечает?
Пузыревский. Имущество не учтено.
Аркадий Чернецкий. Вы правительство запугали так что они поддерживают все ваши инициативы. Производительность труда в 4,5 раза. Откуда взялась эта цифра, вы ей размахиваете как жупелом.
Стасишин. Если отражается на жизни гражданина, отвечайте за это.
Пузыревский. Задача не состоит в том чтобы ухудшить ситуацию. Когда вы помогаете одному и не помогаете другому, конкуренции не получится.
Карелова. Новых проблем не нужно. Запросим расчеты. Нам надо понять на основании какого алгоритма, какой базы.
Ирина Бургакова, Ассоциация водоснабжения и водоотведения. 75% воды обеспечиваются УПами. Такое впечатление до сих пор руководствуемся пролетарским правосознанием. Вся отрасль нерентабельная. Тонну питьевой воды мы делаем из нечистот за 24 руб. более эффективной нет. Не можем пробиться в банк. У нас нет альтернативы унитарное или казенное предприятие. Нам навешивают новые обязательства и никакого тарифного регулирования. Вместо него игра в тарифы. Минфин против наших предложений.
Наталья Невмержицкая, Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.
Марина Файрушина, Интер РАО. Есть проблемы с имуществом. Тоже не от хорошей жизни. У нас есть приказ Минэка. Когда мы ограничиваем платеж граждан, богатые получают больше.
Карелова. Выступают одни женщины. Может быть изменить подходы к решению проблемы
Лидия Смолина, Департамент ЖКХ Москвы. УП Москоллектор Мосгортранс.
Карелова. Сергей Собянин отреагировал очень быстро.
Мария Шилина. Тема профессиональных стандартов. Нормативная база вся есть. Никто работу в УП не организовывает. Повысить и подтвердить квалификацию работников в сфере ЖКХ.
Ирина Генцлер, Институт экономики города. Конфликтные дома стараются уйти потому что там работать очень сложно. Москва и Севастополь большое количество домов в руках ГУПов. Возможность выбрать и поменять очень ограничена. Развивать конкурентную среду, реализовать приоритетность решения собственников.
Павел Качкаев. Мы приняли в первом чтении законопроект с большим количеством замечаний. Четыре комитета рассматривали и все указали что в рамках стратегии сокращения ГУПов и МУПов. Альтернативный законопроект Минстроя. Ближе нормативный акт а не федеральный закон. По Водоканалу надо решать. Акционирование проще.
Карелова. У нас нет противоречий с Госдумой. Чтобы мы не принимали решений противоречащих Конституции. Не нарушить то что есть.
Приостановить действие постановление 773 которое ограничивает включение в тариф прибыль УПов.
Чернецкий. Тему обсудили. Надеюсь этот закон нам мешать не будет. Мы создаем какие-то искусственные условия для созданию конкурентной среды. Морочили друг другу голову по поводу концессий. Наконец пришел министр который сказал правду. Концессии инструмент с ограниченной эффективностью. Вы посмотрите какой тарифный скачок произошел даже в хороших концессиях. Давайте заниматься нормальной экономику. Все замечания в адрес УП это действительно вопросы правоприменения. Не надо говорить что в УП воруют больше и там люди глупее чем в частных предприятиях. Не нагнетайте вы обстановку и не ищите рыжих и виноватых. Отрасль который год работает с отрицательной рентабельностью. Так не бывает. Если там платят зарплату значит трубы не меняют. Или надеются что за пределами действующего правительства. Приходили и говорили будем банкротить водоканалы. Кто бы мне объяснил как это.
18:02
В ответ на вопрос МП о резком увеличении УП перед внесением законопроекта об их ликвидации. Чернецкий сказал, что по своему региону он увеличения не видит и не исключает что это лукавая статистика.

Лидия Смолина. У нас у всех Жилищник. Обращения в Жилищник все регистрируют. Жаловаться надо на сайт мэра. Самостоятельно подводить проводку к счетчику нельзя, бездоговорные штраф на миллионы.

РЕШЕНИЕ
на тему «Государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства: законодательные новации и правоприменительная практика»
Заслушав и обсудив выступления участников заседания Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации Федерального Собрания РФ (далее – Совет) на тему «Государственные и муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства: законодательные новации и правоприменительная практика», Совет отметил следующее.
Правовое положение унитарных предприятий как самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица, закреплено в Гражданском кодексе РФ (часть первая) и Федеральном законе от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Однако вопрос о целесообразности сохранения в структуре российской экономики государственных и муниципальных унитарных предприятий, их количественного соотношения с предприятиями иной формы собственности на имущество в настоящее время стоит особенно остро.
Следует отметить, что направления деятельности законодателя по выработке необходимых современных механизмов правового регулирования унитарных предприятий определяются содержанием разрабатываемых политико-правовых концепций.
Указом Президента РФ от 21 декабря 2017 года №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (вместе с «Национальным планом развития конкуренции в РФ на 2018 – 2020 годы»), которым в качестве одного из приоритетов развития конкуренции в ближайшие годы провозглашено сокращение доли участия государства и муниципалитетов в экономике, прежде всего посредством уменьшения количества государственных и муниципальных предприятий, работающих в тех отраслях, где может развиваться конкуренция.
По оценкам Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) (Письмо заместителя руководителя ФАС России Пузыревского С.А. в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 14 марта 2019 года № СП/19909-ПГ/19) анализ факторов, сдерживающих развитие экономики в России, показал, что участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и влечет их монополизацию. Среди основных факторов были выделены следующие: отсутствие прозрачности и публичной отчетности об экономической деятельности унитарных предприятий;
исключение антимонопольного контроля за предоставлением преференций в виде передачи государственного или муниципального имущества и субсидированной деятельности;
низкий уровень производительности труда работников унитарных предприятий (в 4,5 раза ниже, чем у работников организаций иных организационно-правовых форм);
отсутствие полной и достоверной информации об имуществе унитарных предприятий;
отсутствие эффективных инструментов корпоративного контроля над деятельностью унитарных предприятий, систем управления рисками и внутреннего контроля;
наличие многочисленных фактов ухода заказчиков от применения норм законодательства о закупках и приватизации.
В настоящее время федеральными органами исполнительной власти РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления проведена инвентаризация унитарных предприятий и оценка возможностей их реформирования. (Поручение Правительства РФ от 29 октября 2018 года № СА-П13-7438) Также Министерством экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службой подготовлен и представлен в Правительство РФ сводный план мероприятий, направленных на сокращение количества унитарных и муниципальных предприятий. По мнению ФАС России, реализация таких мероприятий обеспечит учет и регистрацию государственного и муниципального имущества, приведет к увеличению доходной части бюджета. При этом преобразование унитарных предприятий в хозяйственные общества позволит устранить имеющиеся различия в статусе хозяйствующих субъектов на рынках жилищно-коммунального хозяйства, расширить возможности доступа на рынки частных компаний и инвесторов, повысит прозрачность системы управления, обеспечит открытость финансовой отчетности. (Письмо заместителя руководителя ФАС России Пузыревского С.А. в Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 14 марта
2019 года № СП/19909-ПГ/19)
Одной из сфер, где роль государственных и муниципальных унитарных предприятий продолжает оставаться преобладающей, является жилищно-коммунальное хозяйство.
Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 января 2016 года № 80-р (далее – Стратегия), в целях создания благоприятных условий, направленных на привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства для решения задач модернизации и повышения энергетической эффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства, в качестве основных мероприятий названы следующие:
передача имущества государственных и муниципальных предприятий, управление которыми признано неэффективным, в концессию;
стимулирование консолидации активов инвестиционно-непривлекательных предприятий, контролируемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, на уровне субъектов РФ с последующей их передачей в управление частным операторам.
В Стратегии подчеркнуто, что к 2020 году станет возможным передача около 80 процентов объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в управлении унитарных предприятий, частным операторам, что, в свою очередь позволит увеличить оборот предприятий, снизить текущие расходы и повысить привлекательность указанных предприятий для инвесторов.
В развитие этих положений в Государственную Думу были внесены проекты федеральных законов № 508673-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу бесперебойного тепло-, водоснабжения и водоотведения», № 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)'', которые вызвали неоднозначную оценку органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и экспертного сообщества.
Принимая во внимание предложения, содержащиеся в докладах и выступлениях участников заседания, СОВЕТ РЕШИЛ:
1. При реализации государственной политики по снижению доли государственных и муниципальных предприятий на конкурентных рынках, в том числе в сфере жилищно-коммунального комплекса, ПОДДЕРЖАТЬ следующие концептуальные подходы:
1.1. Об учете географических, демографических, экономических, социальных и иных особенностей субъектов РФ при принятии решения о создании (ликвидации) унитарных предприятий с учетом особенностей осуществления ими хозяйственно-экономической деятельности.
1.2. О необходимости проведения анализа основных барьеров, препятствующих росту экономической привлекательности объектов жилищно-коммунального хозяйства и привлечению в нее рыночных игроков.
1.3. О создании специального института развития в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечивающего процесс модернизации систем и объектов коммунальной отрасли.
1.4. Об установлении возможности применения форм государственно-частного партнерства в водоснабжении и водоотведении.
2. Рекомендовать профильным Комитетам Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Совета Федерации Федерального Собрания РФ:
2.1. При доработке проекта федерального закона № 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)» учесть следующие предложения:
о закреплении права органов исполнительной власти субъектов РФ на создание и (или) продолжение деятельности унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сферах, установленных нормативными правовыми актами субъектов РФ;
об установлении допустимости создания унитарных предприятий для осуществления деятельности в случаях, если на отдельных территориях в рамках определенного товарного рынка конкуренция отсутствует в силу объективных географических и экономических особенностей данной территории (в том числе в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, а также на малонаселенных сельских территориях).
2.2. При доработке проекта федерального закона № 508673-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу бесперебойного тепло-, водоснабжения и водоотведения» учесть следующие предложения:
о закреплении перечня критериев отнесения унитарных предприятий к неэффективным и подлежащим дальнейшему преобразованию, в том числе:
наличие подтвержденной задолженности за энергетические ресурсы;
наличие отрицательного финансового результата за отчетный период (год);
наличие признаков банкротства и оснований для возбуждения дела о банкротстве;
уменьшение чистых активов по сравнению с предыдущим периодом;
нарушение финансовых показателей в течение двух/кварталов подряд (коэффициент текущей ликвидности, оборачиваемость общей величины дебиторской задолженности и кредиторской задолженности).
3. Рекомендовать Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ:
3.1. Рассмотреть предложения о законодательном закреплении различных форм управления имуществом в водохозяйственном комплексе, предусматривающие:
управление имуществом, находящимся в уставном капитале хозяйственного общества (акционирование, создание межмуниципальных хозяйственных обществ);
управление на основе права хозяйственного ведения (в переходный период с целью предотвращения дробления технологически связанных имущественных комплексов);
аренду централизованных систем водохозяйственного комплекса и отдельных объектов таких систем (в переходный период в целях ликвидации существующей раздробленности имущественных комплексов);
строительство и реконструкцию объектов водохозяйственного комплекса на основе всех форм государственно-частного партнерства.
3.2. Рассмотреть возможность разработки законопроекта, направленного на реструктуризацию накопленного долга в сферах водохозяйственного комплекса и теплоснабжения с участием бюджетной системы РФ и предусматривающего:
создание «дорожной карты», утверждаемой Правительством РФ и финансовые механизмы государственной поддержки процесса реструктуризации долгов теплоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение как регулируемых организаций, осуществляющих социально значимую деятельность;
требование о проведении мероприятий по реорганизации унитарных предприятий в казенные предприятия в соответствии с утвержденной дорожной картой субъекта РФ, предусматривающей реструктуризацию имеющейся задолженности и источники ее погашения, учитываемые в бюджетном процессе.
3.3. Рассмотреть предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность унитарных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, предусматривающие введение субсидиарной ответственности арендодателя (концедента) по долгам за энергетические ресурсы в случае, если объекты жилищно-коммунального хозяйства, являющиеся государственной или муниципальной собственностью, передаются в аренду или концессию.
4. Органам государственной власти субъектов РФ, руководителям государственных или муниципальных унитарных предприятий
4.1. Активизировать работу по исполнению пунктов 1 и 3 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности», включая:
разработку и реализацию планов по организации применения профессиональных стандартов на предприятиях с государственным участием;
внесение изменений в нормативные правовые акты и документы, требующие учета положений профессиональных стандартов.
4.2. Активизировать работу по созданию центров независимой оценки квалификации, предусмотренных Федеральным законом от 3 июля 2016 года №238-Ф3 «О независимой оценке квалификации», обеспечивающих проведение оценки квалификации по : всем необходимым квалификациям (включая создание и вовлечение существующих площадок для проведения практической части экзамена).
4.3. Повысить интенсивность информационной и разъяснительной работы по вопросу перехода и применения профессиональных стандартов, в том числе с использованием создаваемой Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном комплексе системы информационно-методологической поддержки предприятий отрасли по вопросам, связанным с переходом и применением профессиональных стандартов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments