leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Дорога смерти от режиссера к зрителю: следующая станция трибунал

12.05.19 Наталья ВАКУРОВА, Лев МОСКОВКИН
Кино по выходным
Дорога смерти от режиссера к зрителю: следующая станция трибунал
Нынешний взлет патриотизма вызвал к жизни новую волну фильмов о войне. По сути эта волна определила и новую систему жанров экранной продукции, зарожденную картиной «Олимпиус Инферно» (Olympius Inferno) о войне на Южном Кавказе. Фильм был сделан очень быстро в ответ на фактор трех восьмерок 08.08.08 и вызвал соответствующую реакцию противодействия (версионное отрицание) быстрее, чем наступило понимание аудитории, что же тогда произошло. Дальше события развивались сложно и диверсифицировано. В итоге к настоящему времени россияне получили возможность вернуться в кинотеатры для просмотра фильмов, продолжающих традиции советской киноиндустрии.
Советский кинозритель имел кино хорошее и не очень, победное и трофейное, иностранное и отечественное. Современного российского зрителя имеет кино голливудских катастроф и североамериканских спасателей мира, оральное-генитальных мультфильмов. Также кино условно говоря перестроечное, окрепшее и утвердившееся в двух жанровых линиях: Россия дерьмо или вообще все дерьмо, но мы-то живы. Если бы не было отечественного суверенного ответа, Россия бы развалилась и не было бы Крымской весны. Ленин теперь не так велик, как Сталин, но он все же был прав, хотя цитируют его неполностью. Он прав и в том, что не цитируют, потому что современный зритель по факту опять неграмотный. Точнее, грамотный однобоко. Он читал, что в СССР патриотизма или науки не было, а были пьянство и серая тупая масса.
Социология регистрирует победное возвращение Homo soveticus. При отсутствии базы это удивительно. Заводной паровоз ушел по деревянным рельсам. В итоге эклектичного единства и свирепой борьбы противоположностей на экран-2019 выплеснулся удивительный компот: «Т-34», «Балканский рубеж», «Братство», «Война Анны», «Коридор бессмертия».
Это только малый сегмент, но и он показывает полную несовместимость.
Поскольку в свободной России в отличие от советской информирование замещено раскруткой в сочетании с черными списками, между зрителем-читателем и автором-режиссером пролегла дорога смерти. Если до назначения Мединского министром новое русское кино показывали разве что в Доме кино, то сейчас увидеть его иногда можно не только в прокате, но и на ТВ где-то после часу ночи.
Наверно, совпадение.
Наша цель в данном тексте описать феномен фильма «Коридор бессмертия», который ранее был показан в Думе без анонса и вот теперь идет в прокате без зрителя. На сеанс было продано четыре билета и кроме нас в зале был один человек.
Вообще-то мы считаем себя продвинутыми зрителями, уступая во вкусах разве что зрителям №1 товарищу Сталину и №2 господину Мединскому, которые согласно купленным билетам имеют право первой ночи. Отсюда наша смелость иметь собственное мнение, что народу нужно и что нет.
Например, без «Братства» или «Войны Анны» можно было бы обойтись, депрессухи с лихвой хватает в реальной жизни с множеством запретов и ограничений. С «Т-34» спорить невозможно, но по нашему мнению, сходный фильм «Несокрушимый» более реалистичный и без штампов полной неуязвимости. В сказке главный герой не гибнет. Патриотического кино про войну стало так много, что министр Мединский рулить не успевает. Глупо напоминать, что некоторые картины типа «Викинг», «Коловрат» или «Т-34» взыскательного зрителя скорее оттолкнут. Ну и правильно, их задача – заместить тупеющий Голливуд изнутри для специфического сегмента аудитории. Блаженны нищие духом ибо их есть царствие небесное.
Отдельная линия ленты вроде «28 панфиловцев». Рецензируемая картина «Коридор бессмертия» из той же жанровой линии. Удивительно прежде всего то, что из замыленной и затоптанной темы Великой Отечественной войны прорастают свежие факты.
Создатели фильма «Коридор бессмертия» успели посоветоваться с признанным авторитетом Даниилом Граниным. Выяснилось, о предмете описания он не знает.
Это удивительно: дорога жизни по льду Ладоги известна всем, а дорога смерти по рельсам через Неву – никому. Рельсы дороги 33 км женщины-блокадницы уложили за 17 дней. Дорога не сохранилась, но по ее просеке ничего не растет, столько осталось металла после обстрелов.
Главным действующим персонажем фильма стал паровоз. Чтобы современный зритель понял, вести паровоз очень трудно и для этого необходима недюжинная физическая сила. Угля не было, только сырые дрова. Для преодоления обстрелов и подъемов требовалось виртуозное мастерство машиниста. Связь на линии осуществлялась по запискам, которые передавались на ходу в будку паровоза. Ключевым фактором стал песок на рельсы. Когда песок кончался, надо было бежать рядом с паровозом, подбрасывая совковой лопатой грунт под колеса. Иначе колеса паровоза прокручиваются на месте, не в силах сдвинуть состав.
Фильм «Коридор бессмертия» несомненно из того же ряда шедевров, где «Они сражались за Родину. В нем прекрасная игра актеров и есть такие философские моменты, как сравнение приоритетов – дети или циклотрон для будущей атомной бомбы.
Для нас существенным стал экранный образ главного героя Георгия Фёдорова. Облик типичен, в точности таким был Владимир Николаевич Вакуров.
Ниже приведены две рецензии с анализом как фильма, так и собственных чувств от его просмотра. Многое становится понятным.
Остается только сожалеть, что «Коридор бессмертия» выстрелил на экран без необходимой словесной артподготовки. Он принадлежит к магистральной жанровой линии о войне подобно «Несокрушимому» или «28 панфиловцев». Война – это прежде всего работа, причем весьма квалифицированная на основе навыков и компетенций, которые не наберешь согласно ФГОСам. Только в бою. Или еще хуже в строительстве под обстрелом, как на Донбассе.
Новое русское кино основывается на классике советских традиций в сочетании с новыми технологиями включая гуманитарные. Первое впечатление от фильма «Коридор бессмертия» – игра актеров и работа оператора.
Фильм сложный для восприятия, но познается в сравнении. Разумеется, у нас сейчас все есть и войны нет. Магазины ломятся от колбасы из сои с отходами и сыра из пальмового масла. Технологии растут не только на экране. Рассуждая о своих впечатлениях от фильмов о войне, мы как-то забываем, что зверства фашистов в СССР до сих пор так же непоняты и неизвестны, как зверства современного террористического интернационала на Украине, в Донбассе, Сирии и во множестве других стран, о которых вообще ничего не передают.

https://www.kinopoisk.ru/film/893835/
Коридор бессмертия
Вчерашняя ленинградская школьница Маша Яблочкина после лютой блокадной зимы 1941-1942 года приходит на железнодорожные курсы в надежде выжить и набраться сил. Оттуда девушку отправляют на строительство Шлиссельбургской магистрали, соединяющей город с Большой землей и находящейся в прямой видимости немецкой артиллерии. Так героиня попадает в 48-ю паровозную колонну особого резерва НКПС, которой ценой смертельного риска предстоит доставить в Ленинград 75% всех грузов и военного снаряжения.
год 2019
режиссер Федор Попов
сценарий Дмитрий Каралис, Федор Попов
продюсер Федор Попов, Александр Броварец
оператор Максим Шинкоренко, Игорь Гринякин
композитор Андрей Головин
художник Александр Батенев
монтаж Александр Хачко
жанр драма, военный, история
бюджет 197 000 000 руб.
время 125 мин. / 02:05 (2 ч 20 м)
В ролях:
1. Артем Алексеев – Георгий Фёдоров
2. Анастасия Цибизова – Маша Яблочкина
3. Игорь Ясулович – Петрович
4. Артём Мельничук – Кеша
5. Александр Яценко – Багдадский
6. Дарья Екамасова –
7. Анатолий Горячев – Иванов-Стальной
8. Александр Обласов – Собакин
9. Светлана Смирнова-Кацагаджиева – Соня Вишневская
10. Тагир Рахимов – Кошелев
11. Хавьер Кальво – Родригес
12. Саара Кадак -
13. Лидия Копина – напарница Родригеса
14. Татьяна Лялина -
15. Иван Шибанов – капитан НКВД
16. Дмитрий Гудим – начальник станции
17. Василий Игнатич – солдат
18. Алексей Шутов – офицер НКВД
19. Елена Тепляшина – санитарка
20. Михаил Хмуров – Саламбеков
21. Екатерина Миронова – эвакуированная девочка
22. Сергей Васильев – Руденко
23. Анастасия Грибова – Аня
24. Александр Коротков – Кузнецов
25. Ксения Золотухина –
26. Ксения Мон Сор – Лида
27. Алексей Алёшкин – комиссар

Знаете ли вы, что...
* Первоначальную версию сценария фильма прочитал писатель-фронтовик Даниил Александрович Гранин, его комментарии учтены в финальной версии сценария. В декабре 2015 года Даниил Александрович посетил съемочную площадку фильма в Санкт-Петербурге.
* Отец соавтора сценария фильма Дмитрия Каралиса был политруком-начальником поезда на Шлиссельбургской магистрали «Коридор смерти».
* Фильм получил народную поддержку: на платформе Boomstarter в декабре 2015 года было собрано 601 200 рублей, которые частично покрыли затраты на сооружение масштабной декорации железнодорожного моста-переправы через Неву. Декорация была возведена на берегу озера Ильмень, недалеко от города Шимска Новгородской области.
Прототипом главной героини фильма Маши Яблочкиной стала Мария Ивановна Яблонцева, работавшая кондуктором на Шлиссельбургской магистрали «Коридор смерти».

рецензии (309)
ashwell 10 мая 2019 | 05:53
За последнее время, фильмы про войну так или иначе набили оскомину. В этом нет ничьей вины, это закон жизни. Рано или поздно, даже самые хорошие вещи надоедают до жути. Вторая мировая в целом и Великая отечественная в частности – оказались невероятным пластом материала для съемок разных мастей. Фашисты и Гитлер – стали объектом абсолютно любой дичи на экране, начиная от стандартных исторических и заканчивая фильмами ужасов и пародий.
Снять что-то интересное и уникальное о Второй Мировой пытаются регулярно с попеременным успехом, однако событиями становятся единицы. Не в последнюю очередь благодаря качеству материала. Оглянувшись назад, только за прошлый год в наш прокат выходило три отечественные картины про танки. Причем, абсолютно все из них, даже хваленный Т 34, на поверку оказались довольно сомнительным зрелищем. С точки зрения ценности для жанра, так уж точно.
Про Ленинград и его блокаду, у нас снимают еще чаще. Буквально несколько месяцев назад выходил Спасти Ленинград, но зритель не особенно заинтересовался. И тут на день победы выходит Коридор Бессмертия, а в зале в довольно удобный дневной сеанс заглядывает две калеки. Это ли не показатель интереса данной тематики или все-таки сила пиара Первого и Второго канала столь велика?
Перед походом, признаюсь, не ждал абсолютно ничего будоражащего, поскольку уже на стадии дурацкого трейлера, было не особо понятно о чем нам хочет рассказать автор, кроме как в очередной раз напомнить о больном – о голоде, о стойкости советского народа, об ужасах войны. Для чего необходимо тревожить старые раны, выяснится в самом конце, когда наши герои мужественно и местами нелепо будут спасать важный груз. Хочется подчеркнуть, что в сем отзыве я не берусь оценивать кино с точки зрения истории и проверять насколько факты правдивы. Просто в данном контексте, это не так уж и важно, благодаря качеству материала.
По сюжету, вчерашняя ленинградская школьница Маша Яблочкина после лютой блокадной зимы 1941-1942 приходит на железнодорожные курсы в надежде выжить и набраться сил. Вся магия кино начинает рушиться буквально с первых кадров. Поскольку, не видно, что главная героиня хоть сколько-нибудь голодала. Более того, тема голода, постоянно поднимаемая по поводу и без, совершенно не чувствуется и никак не отражается на героях. А сцены, в которых герои постоянно что-то едят, настолько часты, что складывается ощущение, что жилось на Руси не дурно. Вместе со своей подругой, они попадают в 48-ю паровозную колонну особого резерва НКПС. И тут вскрывается еще одна проблема фильма – не запоминаемость образов героев. Кроме главного с усиками и Александра Яценко (давно состоявшегося актера), тяжело определить кого нам показывают. А все просто, нам даже не пытаются раскрыть характеры героев, мол »people схавает». После того, как ты четко осознаешь, насколько не близки тебе персонажи, сразу пропадает интерес. И оставшуюся часть картины, приходиться буквально заставлять себя досматривать.
Зачем картине понадобилось аж два оператора, тоже не ясно. Постановка происходящего, как ни крути, не дотягивает даже до кабельного телевидения. А благодаря невнятному монтажу, порой крайне тяжело понимать, что только что произошло на экране. Искусственные диалоги, вкупе с невнятным сюжетом, в котором без видимых причин, в какой-то момент один персонаж из команды, вдруг начинает кому-то мстить, добавляет вистов тем, кто решил пропустить данную картину. Попытки же обойти общепринятые клише, связанные со смертями персонажей, смотрятся чужеродно. Но это пол беды. Поощрение глупых поступков героев, для серьезного кино, недопустимо.
В заключении, хотелось бы отметить, что чтобы создать действительно стоящее кино, тем более про войну, необходимо подходить к производству с огнем в глазах и диким желанием. В случае с Коридором бессмертия, видно, что команда выполняла рутинную работу, отчего и зрителю будет трудно найти данное кино хоть сколько-нибудь интересным.

abolox 11 мая 2019 | 18:09
Накануне Дня Победы сходила на новый фильм о блокаде Ленинграда, опасаясь, что это окажется очередной зрелищный блокбастер о войне, и одновременно надеясь, что это всё-таки не так. Это, действительно, не так, но с похвалами фильму придётся быть очень осторожной, ибо недостатков в картине хватает. Так и лезет на язык: «Снимали люди в наше время, не то что нынешнее племя»…
Однако, по порядку. Фильм затрагивает малоизвестные события 1943 года, создание так называвшегося «коридора смерти», когда после прорыва блокады в районе Шлиссельбурга, за 17 дней преимущественно женщинами было создано 33 километра железнодорожных путей в непроходимой болотистой местности, грунт возили на санках, можете себе представить, что это такое. А ещё выстроили ледово-свайный мост шириной более километра – прямо через Неву. И всё это под непрерывными авиационными обстрелами, так что работа в районе строительства железной дороги считалась не менее опасной, чем фронтовая. Об этом, действительно, мало кто знает, даже Даниил Гранин, который был консультантом фильма, признался, что не слышал об этой дороге. Этот материал всплыл почти случайно. Дмитрий Каралис писал статью, готовя которую, узнал подробности службы своего отца на железной дороге. Тема, конечно, благодатная и многообещающая для фильма, так что по документальным событиям Каралисом был подготовлен художественный сценарий для Фёдора Попова, который как раз искал сценаристов для проекта о »второй Дороге жизни». А РЖД, тем временем, выделило деньги на съёмки.
Сценарий, имхо, самое слабое место фильма. Возможно, его следовало поручить другому автору. А может быть, Попов перестарался с правками – Каралис так рассказывал о своей работе: «В итоге я писал варианты сценария, а Федор Попов, как режиссер и мой соавтор, безжалостно отсекал все лишнее». То ли он отсёк с ветками и ствол, то ли этого ствола изначально не существовало, но сценарий получился слабым – уж лучше бы он был документальным, без претензий на художественность, которая в фильме почти отсутствует. Основная проблема сценария – он неудачно фрагментирован и собран.
По сюжету две девушки-блокадницы – главные героини – Маша Яблочкина и Соня Вишневская устраиваются обучаться на кондукторов. Кондуктор на эшелоне – это не то же, что кондуктор на электричке, как сначала думали девушки – им предстоит не билетики проверять, а сперва строить эти самые 33 км путей, а затем в составе поездной бригады из 10 человек сцеплять-расцеплять вагоны, дежурить на обдуваемой ледяной подножке состава, заниматься самой разнообразной, но преимущественно тяжёлой работой, и даже в трудную минуту управлять локомотивом. Под активным авиаобстрелом, ибо железнодорожные пути перед фашистами лежали как на ладони, а что может машинист? Его возможности небогатые: затормозить, дать полный вперёд, задымить путь, если удастся выменять у зенитчиков денатурат на дымовые шашки. Состав отправляет в путь начальник, который каждому желает вернуться живым, хотя, кажется, что это как-то чрезмерно, не передовая же, не линия фронта. Однако, из поездок бригада возвращается с потерями.
В фильме показаны две поездки: самая первая, в которую отправляются девушки, и другая – засекреченная, а почему засекреченная, расскажут в конце.
Я бы оставила только одну поездку, и неважно какую – потому что драматизм присутствует в обоих маршрутах: однако, первый показан совершенно хаотично и непонятно, второй – получше, но всё равно сыроват. Может быть, железнодорожникам там всё понятно, вполне, возможно, что даже и большинству мужчин будет всё ясно, но я, седая блондинка, не поняла многих сцен, ну, например, когда все дружно едут на поезде, а потом вдруг героини оказываются на двух отцепленных вагонах, идущих НАВСТРЕЧУ своему же локомотиву. Возможно, они там отцеплялись, но это не оговорено, а если оговорено, то настолько невнятно, что непонятно совершенно. И конечно, скопище этих непоняток вызывает раздражение. Лучше снять не 15 сцен, из которых половина заводит ум за разум, а 3-4, сделанных добротно – от и до, где зритель сможет прочувствовать всё, что авторы хотели показать.
Персонажи. Образы сырые, по большей части штампованные. Интриги между ними нет изначально, что совершенно размывает сюжет. А это реально ощущается, ибо живой немец на экране появится только один, и то в начале, а сюжет держать надо, и сценаристы с этим не справились. Короче, по уровню это не «В бой идут одни «старики» про железнодорожников. И ни что подобное. Это на два порядка слабее. В основном из-за слабой фабулы, сценарных штампов и неудачного монтажа фрагментов.
Однако, есть кое-что, за что фильм стоит похвалить. Во-первых, по большей части, актёрская игра очень даже неплоха. Радует в роли начальника поезда актёр Артём Алексеев – у него хоть и стереотипный, но вполне симпатичный персонаж, за которого переживаешь, да и девочки очень неплохи. Испанский паренёк, добавленный, вероятно, для интернациональности, тоже создаёт вполне привлекательный образ. Во-вторых, есть несколько отдельных хороших сцен, а одна так очень сильная – где героиня читает в клубе стихотворение Ольги Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов», а оно не маленькое, аж семь строф, и до костей пробирает. Откровенно говоря, я бы этот фрагмент из фильма выдернула и вставила в школьную программу, он сам по себе очень хорош.
Ещё очень неплоха сцена, где начальник поезда и капитан-гэбист меряются характерами («следующая станция – трибунал») и, кстати, гэбист не такая уж сволочь, у него есть своя правда, в том, что он говорит и делает, так что понять его можно. А вот – где женщины лопатами забивают фрица – это как-то не очень. Может, и исторический факт, но не для героического кино. Мы ж знаем, что были и случаи людоедства в Ленинграде, но это не значит, что их надо обязательно на экран выставлять. Если б фильм был об ужасах войны – другое дело. А тут как-то не совсем, мне кажется, уместно. Ну, авторам видней, но мне определённо не понравился этот момент.
Ну, и поскольку освещается, действительно, практически неизвестная широким массам тема о блокаде, можно говорить о познавательности, ради которой, может быть, и стоит сходить на это кино, но на особую художественность лучше не рассчитывать. Фильм откровенно слабоват, но уйти с него не тянет, что, в общем, тоже плюс, ибо далеко не каждая отечественная лента может этим похвастать. За попытку, как говорится, спасибо. Да, и ещё – слава Богу, обошлись совсем без пафоса.
Если кому фильм понравился во всём, уж извиняйте. Пишу, как вижу.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments