leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

законопроект о праве частному партнеру интеллектуальной деятельности на объекты информтехнологий

Принят в первом чтении законопроект о праве частному партнеру интеллектуальной деятельности на объекты информационных технологий – Николай Николаев Интеллектуальные права их ресурс поэтому не торопятся – Андрей Андрейченко Переходят интеллектуальные права на то что уже на рынке существует Не случайно Сбербанк занялся автобусами Государство будет постоянно платить своему интеллектуальному партнеру
11. 553118-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и отдельные законодательные акты РФ» (о предоставлении частному партнеру исключительных прав на объекты информационных технологий)
Документ внесли 24.09.18 Депутаты ГД С.И.Крючек, О.А.Николаев, Л.Л.Левин, Д.А.Ионин, Д.А.Свищев (СР), Н.П.Николаев, К.Г.Слыщенко, Н.Т.Антошкин, А.Б.Василенко, А.Г.Кобилев и др. (ЕР), новая редакция 01.04.19.
Представил председателя Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
Законопроектом предусматривается, что элементом соглашения о ГЧП также может являться наличие у публичного партнера обязательства по отчуждению частному партнеру исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности, входящие в состав существующих объектов информационных технологий, подлежащих переработке (модификации) для создания объекта соглашения
Первое чтение 374 0 1 14:47

Стенограмма обсуждения
Переходим к рассмотрению 11 -го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 33.1 Федерального закона "О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Доклад Николая Петровича Николаева. Пожалуйста, Николай Петрович.
Николаев Н. П., Председатель Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
С июля прошлого года действует принятый нами федеральный закон, который распространил законодательство о государственно-частном партнёрстве на объекты IT-инфраструктуры и составляющие их элементы:
это информационно-телекоммуникационные системы, программы для электронно-вычислительных машин, базы данных и так далее, и так далее. Таким образом, государство у нас получило возможность привлекать частных партнеров и экономить средства для реализации вот таких очень важных проектов, которые особенно становятся актуальны в свете необходимости реализации национального проекта "Цифровая экономика".
С этого момента, вот с 1 июля прошлого года уже заключено более 40 проектов на федеральном и региональном уровне, привлечено более 50 миллиардов инвестиций, и прямая экономия государства дополнительно составила ещё где-то 1,5 миллиарда рублей. Но много это или мало? Дело в том, что в настоящее время на федеральном уровне у нас работает более 400 государственных информационных систем, а на региональном уровне - ещё более 1,5 тысячи, и это всё составляет, только вот поддержание этих систем составляет где-то 45 миллиардов рублей бюджетных средств ежегодно, только на поддержание.
Я напомню, что согласно законодательству о государственно-частном партнерстве в рамках таких соглашений частный партнер должен за собственные или привлеченные средства реализовать или модифицировать некий объект IT-инфраструктуры и в дальнейшем обеспечивать эксплуатацию этого объекта. При этом все исключительные права на интеллектуальную собственность переходят государству.
В данном законопроекте, который мы представляем, есть самое главное, что в его концепции, то, что мы предлагаем дать право публичному партнеру, именно право, а не обязанность, в определенных случаях передавать исключительные права и права на результаты интеллектуальной деятельности частному партнеру. Очень важно, что в этом случае аспекты использования вот этих вот прав, они оговариваются заранее в соглашении, которое заключается между государством и частным партнером.
Для чего это нужно? Мы проанализировали ситуацию вот за почти год, как работает закон о ГЧП, который распространяется на IT-технологии. Мы видим, что интерес к этой сфере на сегодняшний день в основном высказывают крупные компании, крупные телекоммуникационные операторы, государственные корпорации и ведущие банки, у которых есть очень серьёзные возможности для вложений в реализацию крупных проектов. При этом небольшие компании, специализированные компании, где как раз и концентрируются все и стартапы, и наиболее прогрессивные информационные решения, они остаются за бортом и предпочитают роль подрядчика. Почему? Дело в том, что как раз вот права на разработки, как раз вот эти интеллектуальные права это самое главное, что есть у этих компаний, это основной их ресурс. И поэтому они не торопятся вступать в соглашение с государством, понимая, что в дальнейшем они эти разработки не смогут использовать.
Мы на комитете серьёзно рассматривали этот законопроект, мы видим, конечно же, и слышим возражения, которые звучат о том, что, да, есть те виды информации, которые было бы нежелательно передавать частному партнёру. Мы считаем, что ко второму чтению, и комитет это отметил, можно доработать, включив в законопроект критерии, по которым мы сможем определять, какую информацию мы ни в коем случае не можем передавать частному партнёру.
Мы рассмотрели на комитете и предлагаем поддержать данный законопроект. Также получили положительное заключение правительства на данный законопроект.
Прошу обсудить и поддержать данный законопроект при принятии в первом чтении. Спасибо.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков
Председательствующий. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы?
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Андрейченко Андрей Валерьевич.
По-моему, рук было больше немножко.
Андрейченко А. В. Николай Петрович, законопроект такой многострадальный, он перевносился, и как раз все документы, которые по нему существуют, ну, вот ряд замечаний есть, и одно из замечаний всегда именно к терминологии. Так вот, хотелось бы всё-таки ещё раз вернуться, разобраться.
А будет ли императивно реально вместе с правами на интеллектуальную собственность, ну, грубо говоря, на код, передаваться и право на объекты материального мира?
Ну то есть, например, там разработали систему по автобусам, по оплате, предположим, то есть так, в разном варианте.
Соответственно, вот турникеты, например, они были закуплены, в автобусы установлены, они будут передаваться или нет? Или там в вычислительный центр, который тоже в таком случае будет создаваться.
То есть, потому что если вот закон 2018 года посмотреть, то есть в какой увязке вот эти поправки именно с ним существуют? Потому что если двигаться вот согласно тому закону, то передаётся, как я понимаю, всё. Ну вот если всё, то тогда возникает вопрос. Спасибо.
Николаев Н. П. Нет, здесь речь идёт только об интеллектуальных правах. Понятно, что интеллектуальные права на турникеты, в этом случае они как бы находятся отдельно от турникетов, да? А в соответствии с законом "О государственно-частном партнёрстве", вот эти вот материальные объекты, они не передаются, они остаются в собственности публичного партнёра.
Здесь речь идёт только об исключительно определённых случаях передачи интеллектуальных прав на вот эти разработки.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли желающие выступить?
Включите запись на выступления.
Покажите список.
Слыщенко Константин Григорьевич, пожалуйста.
Слыщенко К. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предусмотрено, что при заключении соглашения о государственно-частном партнёрстве, муниципально-частным партнёрством, в котором объектом соглашения выступает информационно-телекоммуникационная система и составляющие её элементы IT-инфраструктуры, публичный партнёр предоставляет частному партнёру исключительные права на объекты информационных технологий, входящих в состав объекта соглашения.
Я напомню, что сейчас предоставляются только права использования интеллектуальной деятельности, входящие в состав созданного им объекта IT-технологий и права на эксплуатацию технических прав.
Считаю, что данный законопроект очень нужен, бизнес его ждёт. Партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо.
Андрейченко Андрей Валерьевич.
Андрейченко А. В. Уважаемые коллеги!
Фракция ЛДПР также поддерживает данный законопроект, мы также выступаем за развитие институтов и законодательства ГЧП.
Но хотелось бы сказать про государственно-частное партнерство именно в данном случае. Существует все-таки ряд опасений, хотелось бы их озвучить и проработать их уже во втором чтении, чтобы выйти на третье. Потому что, если рассматривать этот законопроект абстрактно, то, конечно, здесь одни плюсы, но если наложить его на российские реалии, когда в целом ряде регионов все равно так или иначе коррупционная ситуация такова, что зайти на государственно-частное партнерство предпринимателю одному возможно, мелкому, среднему практически невозможно. То есть, в принципе, этот сектор является неким закрытым клубом и соответственно это может привести к тому, что, например, государство вкладывается, вкладывается предприниматель, а потом этому предпринимателю, несмотря на, может быть, его небольшие вложения, переходит в собственность, причем часто в собственность переходит интеллектуальное право на то, что, в принципе, на рынке уже существует и может применяться, но в силу того, что не все субъекты бизнеса равны, делает именно эта компания.
Например, как пример могу привести, понятно, с уважением отношусь к Сбербанку, ко всем его структурам, компания показывает действительно технологический рост, например, она сейчас разрабатывает систему оплаты для автобусов, предположим, хотя на рынке уже существуют уже работающие совершенно механизмы, интеллектуальные продукты. То есть, я думаю, что неспроста именно Сбербанк так или иначе этим занимается.
Поэтому хотелось бы все-таки поговорить о том, что возможно, например, в процентном соотношении, что, если частный партнер вкладывается таким-то процентом, то, конечно, он тогда в любом случае получает, либо соответственно определить какую-то сумму, что, если им вложена вот такая сумма, тогда он получает право на эту интеллектуальную собственность. Потому что может произойти то, что, по сути, частный партнер вложит абсолютно минимальную сумму, практически копеечную, а потом получит это в интеллектуальную собственность, а дальше мы понимаем, что может произойти что, что соответственно государство будет постоянно платить своему бывшему партнеру за то, что он будет оказывать эту интеллектуальную услугу государству, бюджету.
То есть, по сути, здесь появляется такая схема, что какой-нибудь чиновник, который может повлиять на заключение с бизнесом таких соглашений, может заранее создать какую-то компанию, аффилированность в судах у нас доказывается очень тяжело, потом соответственно государственно-частное партнёрство, и потом из бюджета этой компании каждый год выплачивать некую сумму за обслуживание, за использование её интеллектуального ресурса. Поэтому, я думаю, ко второму чтению нужно все эти вопросы проработать, мы поддерживаем, но работать и обсуждать, есть что. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Пожалуйста.
Николаев Н. П. Уважаемые коллеги, спасибо за обсуждение. Мы, несомненно, учтём все замечания и предлагаем поработать ко второму чтению. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 331 Федерального закона "О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 47 мин. 06 сек.)
Проголосовало за
374 чел.
83,1 %
Проголосовало против
0 чел.
0,0%
Воздержалось
1 чел.
0,2 %
Голосовало
375 чел.
Не голосовало
75 чел.
16,7 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments