leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Законопроект о механизме признания недействительными деклараций и сертификатов соответствия

Законопроект первого чтения о механизме признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия – Савва Шипов Декларация будет не как бумажка а запись в реестре
13. 658661-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» (по вопросу установления правовых механизмов признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия)
Документ внесен правительством 16.02.19.
Представил замминистра экономического развития Савва Шипов.
Зампред комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Альфия Когогина.
Законопроектом:
- вводятся понятия «недействительность декларации о соответствии» и «недействительность сертификата соответствия»;
- устанавливаются случаи, в которых декларации о соответствии или сертификаты соответствия подлежат признанию недействительными;
- органы государственного контроля (надзора) наделяются полномочиями по признанию недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, а также уточняются другие полномочия указанных органов;
- устанавливается обязанность органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия на серийно выпускаемую продукцию, проводить инспекционный контроль за объектами сертификации в порядке и с периодичностью, которые предусмотрены законодательством о техническом регулировании;
- предусматривается возможность передачи на основе договора прав и обязанностей органа по сертификации в отношении сертификата соответствия, выданного на серийную продукцию (например, по выполнению инспекционного контроля), другому органу по сертификации, аккредитованному в национальной системе аккредитации;
- Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению порядка признания недействительными деклараций о соответствии и сертификатов соответствия, порядка проверки действительности деклараций о соответствии или сертификатов соответствия органами государственного контроля (надзора), а также порядка проведения обязательной сертификации продукции, подлежащей обязательному подтверждению.
ФЗ вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Первое чтение 413 0 0 15:24

Стенограмма обсуждения
Пункт 13. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании".
Доклад официального представителя правительства замминистра экономического развития Саввы Витальевича Шилова.
Пожалуйста.
Шипов С. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра экономического развития Российской Федерации.
Добрый день! Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Вашему вниманию предоставляется законопроект, который прошёл достаточно серьёзное обсуждение, в том числе был предметом рассмотрения правительственной комиссии по борьбе с контрафактом.
Законопроект очень важный, который решает давно наболевшую проблему. Дело в том, что сейчас одной из серьёзных проблем технического регулирования является невозможность и отсутствие процедуры отмены сертификатов соответствий и деклараций о соответствии.
Напомню, что именно эти документы являются подтверждением безопасности товаров, которые обращаются на рынке. И, к примеру, если сейчас орган, осуществляющий на рынке контроль, выявляет опасность какого-либо товара, например, детских игрушек, возможности отменить сертификат, которым сопровождается данный товар, у него нет. На это уходят многие месяцы, иногда такая процедура занимает более года.
И аналогичная ситуация возникает в случаях, когда Федеральная служба по аккредитации закрывает недобросовестные органы по сертификации, испытательные лаборатории. Документы таких организаций, которые они выдали, также продолжают действовать и их можно отменить только по суду.
Предлагаемые поправки не только наделяют органы по контролю за оборотом продукции на рынке полномочиями по отмене таких сертификатов и деклараций, но и предусматривают ряд других важных нововведений, которые позволят эффективней бороться с нарушениями, связанными с обеспечением безопасности товаров на рынке.
В частности, вводится так называемая "реестровая модель" сертификатов и деклараций, которая означает, что все записи о таких документах, содержащиеся в электронных реестрах, будут иметь юридическое значение. Это позволит более оперативно обмениваться информацией и принимать решение органам по контролю. Это позволит и гражданам, и всем участникам рынка получать оперативно достоверную информацию о безопасности товаров на рынке.
Кроме того, решается ряд других важных проблем, связанных с прекращением аккредитации органов по сертификации и решением вопросов о том, что делать с сертификатами, которые таким закрывающимся органом были выданы, добросовестным участникам рынка, ряд других вопросов, которые связаны с полномочиями правительства по установлению порядка оценки соответствия.
Надо сказать, что этот законопроект подготовлен сейчас к рассмотрению в первом чтении, но уже правительством проведена работа по подготовке подзаконных актов необходимых для его реализации и такие документы размещены для общественного обсуждения.
Просим поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад Альфии Гумаровны Когогиной, пожалуйста.
Когогина А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги!
Вопросы взаимодействия... противодействия незаконно выпущенной в обращение продукции являются одними из наиболее острых проблем, препятствующих развитию, как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и промышленности в целом.
Согласно стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года одной из системных проблем при анализе развития отраслей промышленности с повышенной долей незаконного оборота продукции является изготовление и использование заведомо ложных поддельных деклараций соответствия, сертификатов соответствия, а также протоколов испытаний промышленной продукции, в том числе, с нарушением процедур проведения испытаний, подтверждающих соответствие обязательным требованиям к безопасности, установленным техническими регламентами.
В настоящее время отсутствие законодательно закрепленных механизмов, признание недействительными деклараций о соответствии и сертификации соответствия, существенно затрудняет своевременное изъятие такого рода продукции из обращения.
Добавлю еще, что отсутствие механизмов аннулирования поддельных деклараций и сертификатов соответствия, а также протоколов испытаний приводит к ситуации, когда организации, использующие подобные заключения при получении предписания о необходимости его аннулирования, оспаривают вышеуказанные предписания в судебном порядке.
В результате загруженности судебной системы и использования механизмов обжалования неудовлетворительных судебных решений в судах более высоких инстанций, владельцы поддельных деклараций и сертификатов соответствия получают возможность их использования на протяжении всего судебного процесса, обычно длящегося примерно один год. И даже после признания судом имеющихся деклараций и сертификатов соответствия недействительными, недобросовестные организации по истечении года с момента получения предыдущих деклараций и сертификатов соответствия получают очередные поддельные документы, тем самым избегая последствий от вышеуказанных судебных решений.
В этой связи проектируемыми изменениями предлагается закрепить понятие "недействительность декларации о соответствии" и "недействительность сертификата соответствия".
Также давно назрела необходимость закрепить полномочия их контролирующих ведомств по отмене сертификатов соответствия.
Предлагается, что порядок признания сертификатов и деклараций недействительными определит Правительство РФ, и мы до принятия законопроекта во втором чтении должны этот порядок рассмотреть.
В него планируется включить также положение об информировании органов по сертификации и заявление заявителя о том, что сертификат соответствия или с декларацией были признаны недействительными.
Более того, законопроект включает в обязанности органов сертификации, выдавших сертификат соответствия на серийную выпускаемую продукцию, проведение инспекционного контроля за объектами сертификации в порядке и с периодичностью, которые предусмотреннными правилами сертификации, определёнными соответствующими техническими регламентами.
Сведения о прохождении инспекционного контроля подлежат включению в единый реестр сертификатов соответствия. В противном случае, сертификат соответствия в течение 30 дней прекратит своё действие.
В дополнение к вышеперечисленному, законопроектом предусматривается возможность передачи на основе договора прав и обязанностей органа по сертификации в отношении сертификата соответствия, выданного на серийную продукцию, в том числе по выполнению инспекционного контроля, другому органу по сертификации, аккредитованному в национальной системе аккредитации.
Тем самым предполагается, что законопроект при его принятии будет способствовать сокращению незаконного оборота промышленной продукции на территории Российской Федерации в целом и по отдельным отраслям, а также будет являться инструментом пресечения противоправных действий, совершаемых в сфере потребительского рынка.
На основании вышеизложенного, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству поддерживает предложенный правительством законопроект, считает его целесообразным, и предлагает коллегам голосовать за принятие его в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли вопросы?
Включите запись.
Покажите список.
Катасонов Сергей Михайлович.
Катасонов С. М., фракция ЛДПР.
Уважаемый Савва Витальевич, мы, конечно, понимаем актуальность данной темы, и согласны, что за этими бумагами и безопасность продукции, и здоровье, и жизнь наших граждан.
Вместе с тем, есть новелла у вас во втором пункте, которая предусматривает в случае, если серийно производится продукция, необходимость инспектировать ее в положенный срок и делать соответствующие отметки. И получается так, что если по причине, не зависящей от производителя, орган, который обязан проводить эту выборочную проверку, ее не совершил, или совершил, но не сделал отметку в соответствующем реестре, то, получается, что по данному законопроекту данный сертификат в течение 30 дней утрачивает свою силу. Не кажется ли вам, что здесь это положение необходимо дополнительно урегулировать?
Шипов С. В. Уважаемый Сергей Михайлович, спасибо большое за вопрос. Ну, напомню, что отношения между органом по сертификации и производителем в данном случае также регулируются договором, и производитель сам выбирает, с каким органом по сертификации заключать соответствующее соглашение, и во многом это вопрос добросовестности производителя, работать с тем органом по сертификации, который, соответственно, имеет деловую репутацию устоявшуюся, и не преподнесет вот таких неожиданных сюрпризов.
В то же время, если ситуация произошла, есть возможность заключить договор с другим органом по сертификации и провести процедуру, связанную с унификационным контролем в этом органе по сертификации.
С точки зрения сроков и рисков, о которых вы говорите, надо посмотреть дополнительно, может быть, по процедурам ещё раз ко второму чтению что-то нужно будет подкорректировать. Давайте обсудим. Спасибо.
Председательствующий. Водолацкий Виктор Петрович.
Водолацкий В. П. Уважаемый Савва Витальевич, участники договора в ЕврАзЭС будут ли принимать аналогичные законодательные инициативы и подзаконные акты, когда будут готовы, потому что мы приняли год назад новый Таможенный кодекс ЕврАзЭС, а подзаконные акты до сих пор ещё ни одно ведомство не предложило Государственной Думе для изменений в части, касаемо данного закона.
Шипов С. В. Уважаемый Виктор Петрович, спасибо за вопрос.
Такие процедуры уже существуют в наших странах, в наших партнёрских странах по ЕврАзЭС. Кроме того, подзаконная база разработана, проекты нормативных правовых актов буквально недавно были размещены Министерством экономического развития на портале "regulation.gov.ru" для общественного обсуждения, поэтому в принципе можно сказать, что высокая степень готовности. Я думаю, что к рассмотрению во втором чтении мы уже не только проекты эти представим, но и представим результаты их обсуждений, то есть акты высокой степени готовности. Спасибо.
Председательствующий. Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста.
Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Александр Дмитриевич!
У меня вопрос к Савве Витальевичу. Закон, я очень верю в то, что он поможет бороться с фальсифицированной продукцией. Но скажите, пожалуйста, какие требования в случае принятие данного закона будут применяться к предприятиям, которые работают в системе, сертифицированной системе ХАССП - это международная система качества, которая контролирует каждую точку производственного процесса выпуска пищевой продукции. Спасибо.
Шипов С. В. Спасибо за вопрос.
Наталья Дмитриевна, дело в том, что система ХАССП - это добровольная система сертификации, и те сертификаты, о которых идёт речь в законопроекте, это сертификаты в обязательной сфере оценки соответствия.
Что касается сертификатов ХАССП, являющихся сертификатами добровольной системы, то у органов контроля не будет права отмены таких сертификатов. В то же время мы знаем, что все добровольные системы, особенно те, которые имеют серьёзные традиции, основанные на международном опыте, они, как правило, имеют более строгую систему оценки или подтверждения соответствия установленным требованиям, чем, скажем так, обязательные требования, потому что все добровольные системы - это о более высоких требованиях, чем те, которые установлены законодательством.
Поэтому будут действовать те процедуры, которые установлены международными документами и системой ХАССП.
Спасибо.
Председательствующий. Ситников Алексей Владимирович. Ситников А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Савва Витальевич, подскажите, пожалуйста, существенно меняется пункт 6 статьи 24, где исключается возможность подачи декларации на бумажном носителе с подписью уполномоченного лица. Так ли это? И после вступления в действие этого закона не будет возможности подачи обычной декларации?
И второй вопрос относительно дополнения статьи 25-ой пунктами 2.1 и 2.2 по инспекционному контролю. Будет ли подвергаться инспекционному контролю продукция, сертифицированная у нас в стране, но производимая за ее пределами, и как и кем?
Шипов С. В. Спасибо. Спасибо за вопрос.
Ну безусловно, подача декларации остается, просто декларация будет уже не как бумажка, а как запись в реестре Это принципиально важный момент, потому что именно юридическая запись в реестре позволяет всем контролерам убедиться в том, что этот документ не поддельный, не фальсифицированный, и главное, привязать его внесение в реестр к юридически значимой электронной подписи лица, которое эту декларацию подает.
Сейчас, к сожалению, на рынке встречаются случаи, когда есть бумага, на которой тоже написано слово "декларация", есть какие-то записи, но в силу того, что не установлено юридическое преимущество электронной записи перед бумажной, возникают споры о том, является ли эта декларация подлинной.
Вот как раз для этого вводится процедура внесения записи в реестр, подача декларации, как процедура, подтвержденная электронной подписью.
Если говорить об инспекционном контроле, то здесь правила подтверждения соответствия, они одинаковы. Они должны распространяться как на продукцию, производимую в Российской Федерации, так и на продукцию, изготовленную за рубежом. Почему? Потому что безопасность, она одинаковая, и процедура подтверждения соответствия тоже.
Может отличаться вопрос в лицах, которые имеют право обратиться за выдачей такого сертификата соответствия, но инспекционный контроль будет как за отечественной, так и за импортной продукцией, которая была сертифицирована.
Председательствующий. Яровая Ирина Анатольевна, пожалуйста.
Яровая И. А. Савва Витальевич, будьте добры, очень важным является момент изъятия из реализации продукции, которая не имеет надлежащей сертификации. В этом смысле вопрос информирования для того, чтобы не поступала на реализацию продукция, которая уже признана фактически несертифицированной, какой будет публичный механизм работать, чтобы субъекты предпринимательской деятельности, принимающие на реализацию, могли быть защищены от вступления в правовые отношения с теми, кто имеет фальшивый сертификат?
Шипов С. В. Спасибо большое за вопрос.
Дело в том, что именно процедура изъятия продукции поправками, которые предлагаются в закон "О техническом регулировании", не регламентируется.
Сейчас есть два инструмента работы.
Первый инструмент - это предписание органа контроля на рынке о приостановлении в силу опасности реализации продукции. Такое решение, принятое органом по контролю, является в силу поправок, предлагаемых законопроектом, безусловным основанием признания недействительным сертификата либо декларации.
Соответственно, второй механизм - это решение суда об изъятии продукции. И если такое решение принимается, также это даёт право органу контроля незамедлительно принять решение о недействительности сертификата, декларации.
Если необходимо обсуждать какие-то дополнительные новые инструменты изъятия продукции с рынка, в принципе, это можно делать, но я не уверен, что это предмет именно вот этого законопроекта.
Спасибо.
Председательствующий. Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И., фракция КПРФ.
Спасибо.
Уважаемый Савва Витальевич, в своём обосновании о необходимости принятия закона вы сказали о том, что в настоящее время по сути нет правовой возможности своевременного изъятия опасной и незаконно выпущенной продукции из обращения, приводили примеры, что процедуры порой затягиваются на целый год и так далее. Вопросы.
Насколько в случае принятия закона может ускориться нужная процедура? Насколько может быть повышена оперативность реагирования? Спасибо.
Шипов С. В. Спасибо. Спасибо, уважаемый Николай Иванович.
Вот если по процедурам разложить, то сейчас для отмены сертификата, даже если установлено, что продукция представляет опасность, и даже если приостановлена её реализация, отмена сертификата может осуществляться только через суд. Ну, понятно, а судебные процедуры - это возможность обжалования и всё остальное.
Сейчас решение контрольного органа о приостановке реализации опасной продукции может приниматься одновременно с решением о недействительности сертификата. То есть мы с годового лага снижаем до нулевого. Это могут быть фактически одновременные решения контрольного органа сразу, как только установлено, что продукция представляет опасность, незамедлительно.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании". Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 24 мин. 22 сек.)
Проголосовало за 413 чел 91,8 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 413 чел.
Не голосовало 37 чел 8,2 %
Результат: принято Принят в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments