leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Законопроект о допустимости соглашения между органами власти и АО «Авиакомпания «НордСтар»

Законопроект о допустимости соглашения между органами власти и АО «Авиакомпания «НордСтар» об особом режиме авиаперевозок для Норильска – Александр Шерин Требование к компании 50% парка отечественное
14. 658644-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О защите конкуренции» (в части расширения случаев допустимости соглашений)
Документ внесен правительством 05.03.19.
Представил замруководителя ФАС Сергей Пузыревский.
Член комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Евланов.
Законопроектом предлагается наделить Правительство РФ полномочиями, на основании предложений ФАС России, определять случаи допустимости соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов-конкурентов между собой и с органами государственной власти и местного самоуправления, если такими соглашениями и согласованными действиями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений и согласованных действий, а также если их результатом является или может являться: совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса либо повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; получение покупателями преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным хозяйствующими субъектами в результате соглашений и согласованных действий.
Президентом РФ дано указание от 6 июня 2018 г. № Пр-958 о внесении изменений в ФЗ «О защите конкуренции» в целях определения допустимости соглашения между федеральными органами исполнительной власти, Правительством Красноярского края, Аэропортом г. Норильска и АО «Авиакомпания «НордСтар» об особом режиме осуществления хозяйственной деятельности при организации авиасообщения с г. Норильском, в соответствии с которым может быть ограничен доступ на рынок авиаперевозок по соответствующим маршрутам.
Первое чтение 400 0 0 15:44

Стенограмма обсуждения
Пункт 14. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции".
Доклад официального представителя правительства заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергея Анатольевича Пузыре вс ко го. Пожалуйста.
Пузыревский С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы.
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы!
В соответствии с указанием Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации подготовлен и внесён в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции".
Указание президента дано по результатам рассмотрения обращения правительства Красноярского края о ситуации с воздушным сообщением в аэропорту города Норильска. Аэропорт города Норильска является единственным авиатранспортным узлом в Норильском промышленном регионе. В 2017 году было обслужено более 460 тысяч пассажиров, и 64 процента этих перевозок осуществлялось авиакомпанией "НордСтар". После реконструкции взлётно-посадочной полосы аэропорта планируется увеличение числа авиакомпаний. И предполагается правительством Красноярского края, что, конечно, основная масса этих компаний будет летать только в высокодоходный сезон, летний период, и обеспечить стабильность перевозок в течение всего года, предоставить... возможность предоставлена быть не может.
В связи с этим было предложено в целях обеспечения устойчивого сообщения заключить соглашение между Росавиацией и Правительством Красноярского края, аэропортом и авиакомпанией и определить базового пассажирского перевозчика. При этом соглашение должно предусматривать обязательства по круглогодичным перевозкам, а также положения о рассмотрении базовым перевозчиком заявок иных авиакомпаний на свободные слоты в аэропорту города Норильска.
При этом хочу отметить, что статья 16 Закона "О защите конкуренции" запрещает соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов, органами местного самоуправления или между ними и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции.
Хочу обратить ваше внимание, уважаемые депутаты, что в действующем антимонопольном законодательстве есть исключения для соглашений между хозяйствующими субъектами в тех случаях, когда они могут быть признаны допустимыми. К сожалению, вот в случаях, когда в этих соглашениях участвуют органы государственной власти, такие соглашения изъятий не делают.
В связи с этим и подготовлен законопроект, суть его сводится к следующему: законопроект предлагает предоставить правительству право определять случаи допустимости соглашений, которые формально запрещены статьей 16, если соблюдаются обязательно три условия.
Первое - эти соглашения не должны создавать возможность для отдельных лиц полностью устранять конкуренцию на соответствующем товарном рынке.
Второе - соглашения не должны налагать на участников или третьих лиц, в том числе потребителей, ограничения, которые не соответствуют целям таких соглашений.
И третье — в результате реализации таких соглашений потребители должны получить соразмерное преимущество, не менее тех, которые получают участники таких соглашений.
Значит, для реализации предлагаемого законопроекта Правительство Российской Федерации получает... при принятии законопроекта правительство получит право определить, отмечу, на определенный только срок сформулировать требования к виду заключаемого соглашения, определить условия, которые ни в коем случае не должны включаться в эти соглашения, и обязательные условия, которые должны обеспечить стороны соглашения для обеспечения конкуренции.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров.
Принятие законопроекта позволит обеспечить устойчивость и стабильность перевозок в отдельных территориях нашей страны. И в связи с этим прошу вас, уважаемые депутаты, поддержать принятие предлагаемого законопроекта. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад члена комитета по экономической политике Владимира Лазаревича Евланова. Пожалуйста.
Евланов В. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги!
Основная концепция закона полностью изложена в докладе заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы.
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству в целом поддерживает данный законопроект, но в своём заключении отмечает, что предлагаемые изменения части второй статьи 13 закона "О защите конкуренции" предоставят Правительству Российской Федерации право определять отдельные случаи допустимости соглашений, которые могут создавать возможность ограничения конкуренции, но при этом соответствовать условиям, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 11 закона "О защите конкуренции", то есть направлены на совершенствование производства и получение покупателями преимуществ, выгод соразмерных преимуществам, выгодам, полученным хозяйствующим субъектом в результате соглашений или согласованных действий.
С учётом действующего в законодательстве запрета на подобные соглашения авторы законопроекта предлагают допустить исключение из правил на определённый срок во имя достижения очевидных преимуществ для социально-экономического развития региона.
При принятии решения комитет обратил внимание, что подобное прецедентное изменение законодательства открывает возможности для признания допустимыми соглашений, в результате которых может быть ограничен доступ на рынок, изменены тарифы и применены иные нерыночные и неконкурентные решения. Но думаю, что ко второму чтению поступят дополнительные предложения, по которым законопроект может быть доработан.
Учитывая, что законопроект поддержан профильным комитетом Совета Федерации, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы и Государственно-правовым управлением при Президенте Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять его в первом чтении.
Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли вопросы?
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. Шерин А. Н., фракция ЛДПР.
Сергей Анатольевич, вот такого плана вопрос. Ну, допустим, принимается закон в благих интересах какой-то конкретной компании и, соответственно, граждан. А в свою очередь к этой компании будут предъявляться требования, чтобы у неё, допустим, не менее 50 процентов авиапарка было отечественного производства?
Спасибо.
Пузыревский С. А. Уважаемый Александр Николаевич, хочу сказать, что в любом случае соглашение, я уже сказал, должно отвечать определённым требованиям.
При этом эти требования, самое главное, наверное, из них, оно состоит в том, что участники соглашений не должны получать больших преимуществ, чем потребители. И в этом отношении, естественно, конечно, могут быть предъявлены требования, в том числе к участнику соглашения, касающиеся качества оказываемых услуг, их стоимости, бесперебойности и так далее.
Поэтому, естественно, в каждом конкретном случае этот вопрос должен быть рассмотрен.
Председательствующий. Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. У меня к Сергею Анатольевичу вопрос.
Сергей Анатольевич, ну мы понимаем, что это связано с проблемой загрузки и функционированием малых аэропортов, но правительство не рассматривало другие варианты поддержки аэропортов, нежели ограничение конкуренции? Потому что ну это путь тупиковый. Вы ограничив конкуренцию, вряд ли вы сможете, скажем так, соблюсти баланс интересов и получатели услуг, и компании, которые предоставляют эти услуги.
Ведь ограничение конкуренции именно направлено на то, чтобы создать преимущество для одной компании перед другими участниками рынка. Вот другие варианты вы рассматривали или нет? Спасибо.
Пузыревский С. А. Валерий Карлович, спасибо большое за вопрос.
Конечно, я полностью хочу поддержать ваш тезис по поводу того, что ограничение конкуренции, которое ведет к стагнации, это тупиковый путь и поэтому естественно в очень усеченном варианте принимается решение, которое предоставляет возможность ввести некоторые ограничения по доступу на аэропорты малых городов, авиакомпаний при определенных обстоятельствах, нельзя полностью закрывать.
Вот первое условие — полностью закрыть нельзя.
Второе. Можно определить правила, которые будут равные для всех. Если вы вводите высокодоходный период, например, в летний сезон и в зимний сезон, значит, соответственно все авиакомпании на равных условиях должны в этом отношении участвовать.
И третье. Это мера применяется только на определенный период, она не может быть бессрочна.
Поэтому мы сейчас обсуждаем изменения в закон "О защите конкуренции" и определенные механизмы, которые не позволяют полностью закрыть конкуренцию в законопроекте и в предполагаемом проекте акта правительства они предусмотрены. Естественно другие меры они тоже могут быть предусмотрены, но это за рамками рассматриваемого законопроекта.
Председательствующий. Андрейченко Андрей Валерьевич.
Андрейченко А. В. Сергей Анатольевич, у меня тоже вопрос в продолжение предыдущего про определенные меры. Например, существует же субсидирование авиаперевозок, потому что здесь законопроект он все равно открывает некоторые врата для ограничения конкуренции, ограничение конкуренции в свою очередь может привести к удорожанию авиабилетов, соответственно это можно было бы покрыть субсидированием точечным, потому что здесь в пояснительной записке данные все-таки 2017 года и соответственно говорится об одном случае.
Поэтому, первый вопрос. Все-таки были ли еще какие-то случаи обращения конкретных авиакомпаний, конкретных территорий, потому что в пояснительной повторюсь, только один случай, по сути, рассматривается и мы на основании одного случая работаем с федеральным законом, который распространяется на всю территорию РФ.
И второй. Почему все-таки не решили вот именно этот вопрос с субсидированием авиаперевозок, как обычно делается на территории Российской Федерации.
Спасибо.
Пузыревский С. А. Уважаемый Андрей Валерьевич, спасибо большое за ваш вопрос.
Хочу сказать, что это не единственный, наверное, случай, который мы должны здесь в рамках общей нормы рассматривать, потому что эта проблема касается многих отдаленных территорий, которые связаны с трудной доступностью и с авиаперевозчиком, где нет большого пассажиропотока и куда сложно привлечь авиацию в том числе. Поэтому соответственно это одна из мер, которая может быть использована наряду с другими, в том числе и с субсидированием.
Но хочу отметить, что элемент субсидирования - это тоже элемент, который при неправильном использовании может привести к ограничению конкуренции, когда одни авиакомпании получают субсидию, другие не получают, это тоже неравные условия. Поэтому здесь важно соблюдать общие принципы, которые не позволяют даже правительству в этом случае изменить правила игры. Должны быть обеспечены равные условия, а если и вводятся ограничения, эти ограничения должны приносить пользу потребителю. Если эти условия будут соблюдены, тогда цель будет законопроекта достигнута. Спасибо.
Председательствующий. Есть ли желающие выступить? Нет.
А, Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. Включите запись на выступление, несколько желающих есть. Идёт запись на выступление. Покажите список.
Кармазина Раиса Васильевна, пожалуйста.
Кармазина Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
С места.
Уважаемые коллеги! Я считаю, что данный законопроект правильный по одной простой причине (я с этой территории, депутат от Норильска) – это экстремальные условия. Бывает так, что две недели нелётная погода. И если определён здесь конкретный перевозчик, он вынужден будет (неважно, что он теряет доходы), он всё равно будет перевозить наших жителей.
Когда начинается летняя кампания, конечно, самолёты из Норильска загружены, а в Норильск они пустые отсюда летят, это нерентабельно. И приходят авиаперевозчики, которые "сливки слизывают", а дальше проблемы -бывает так, что из Норильска вот в летнее время ну нет, июль месяц, всё, уже люди меньше летают, и они отказываются от перевозки, потому что им невыгодно: и туда мало, и оттуда мало. В данном случае эта мера вынужденная, и тем более она будет регулироваться и контролироваться, в том числе антимонопольными службами.
Мы заинтересованы в том, чтобы перевозить северян, другого нам не дано. И я на себе это знаю, когда две недели невозможно вылететь. Вот вы все летаете, а я не могу полететь, потому что сегодня там минус, метель, пурга метёт, 9-10 градусов, и пурга. A NordStar - тот, который определён перевозчик, он все равно будет летать, его заставят. И дело тут не в эксплуатации аэропорта. Конечно, это тоже важно. Но он будет все равно эксплуатироваться, потому что там и грузовые перевозки есть.
Уважаемые коллеги, я прошу вас поддержать. А ко второму чтению, если будут какие-то конкретные поправки, прошу поучаствовать, и мы будем к этому прислушиваться. Я думаю, такая же проблема по всем северным территориям, арктическим.
Хочу обратить внимание, что Норильск, Таймыр - это Арктическая зона.
Для нас очень важно, чтобы эти перевозки осуществлялись. Прошу поддержать данный законопроект.
Председательствующий. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. От фракции.
Гартунг В. К. Уважаемые коллеги, уважаемый Александр Дмитриевич, я хотел бы Раису Васильевну попросить, будьте внимательны. Дело в том, что вот эти заключения соглашений, да, вопрос - кто за них будет платить. За любое ограничение конкуренции платит потребитель. Я вас уверяю, что когда оно будет действовать, это соглашение, и когда граждане, жители Норильска вынуждены будут больше платить за билеты, они спасибо нам с вами не скажут, и вам в первую очередь, обращаю ваше внимание, есть другой путь. Я, вообще, считаю, что путь ограничения конкуренции тупиковый. И, слава богу, что представитель антимонопольной службы с этим согласен. Но зачем же мы тогда будем искать выход из этого тупикового пути? Надо в другом месте поискать.
Да, действительно есть проблема с малыми аэропортами, с вылетами, с перелетами, с экономической целесообразностью. Но тогда это нужно делать по-другому. Если мы как государство или субъект Федерации заинтересован, чтобы авиасообщение было, да, он должен экономическими методами поддерживать авиасообщение, нужно датировать, давать дотацию, причем любому перевозчику, понимаете. Если в одно направление выгодно, его не надо дотировать. Если в этот период выгодно летать, не надо дотировать, а дотируйте в тот период, когда невыгодно летать. Но неважно, кто будет летать, понимаете. То есть за эту субсидию будут бороться все участники рынка.
И тогда что произойдёт? Снижение издержек и, соответственно, покупатель услуги будет платить меньше. Вот какой путь должен быть, то есть доступ к этой субсидии, к поддержке государства должен быть равный у всех, а не как сейчас — правительство определит тех, кто ровнее. Это опасный тупиковый путь, он неправильный.
Действительно, есть проблема, её нужно решать, но решать её нужно по-другому — не ограничивать конкуренцию, а субсидировать те периоды либо те направления, которые сегодня нерентабельны, скажем так, там не отобьются деньги, но вот в этом направлении нужно двигаться, лучше выделить средства. Потому что в первом случае, если по этому пути пойдём, будет платить потребитель, причём не факт, что он заплатит адекватно. Вот нам говорят: баланс интересов должен быть соблюдён, да, то есть авиакомпания должна получить не больше, чем получит, скажем так, преимуществ покупатель этой услуги - авиапассажир. Не уверен. Где этот баланс будет? Кто будет его потом контролировать? Понимаете? Мы сейчас полномочия эти отдадим, и всё, за это будет платить потребитель, то есть наш с вами избиратель. Это не тот путь, коллеги.
Поэтому наша фракция этот закон не поддержит. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Кравченко Денис Борисович.
Кравченко Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Практически все государства на законодательном уровне выступают в защиту конкуренции и сдерживания монополизации экономики. Российская Федерация в этом плане не исключение, и нашим правительством принят целый ряд мер для развития свободного рынка в нашей стране.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" последовательно выступает за монополизацию... за модернизацию нашей правовой базы и развитие современных и эффективных инструментов защиты прав потребителей. Одновременно с этим, укрепление нашей страны на основе реализации внутреннего потенциала регионов, обеспечение их экономической самодостаточности - это один из ключевых программных пунктов в партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", в связи с чем мы считаем допустимым исключение из правил на определённый срок, во имя достижения очевидных преимуществ для социально-экономического развития регионов нашей страны.
Поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит законопроект.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Нет. Содокладчик?
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О защите конкуренции". Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 44 мин. 02 сек.)
Проголосовало за 400 чел 88,9 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 400 чел.
Не голосовало 50 чел 11,1 %
Результат: принято
Принят в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments