leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят в первом чтении законопроект о двух новых условий по репатриации выручки

Принят в первом чтении законопроект о двух новых условий по репатриации выручки с использованием трансферабельных аккредитивов
8. 644109-7 Госдума приняла законопроект второго чтения «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)
Документ внесен правительством 13.02.19.
Представил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Зампред комитета по финансовому рынку Игорь Дивинский.
Законопроект направлен на обеспечение возможности использования резидентами при осуществлении валютных операций с нерезидентами в рамках внешнеторговой деятельности такой формы расчетов, как переводные (трансферабельные) аккредитивы, и предусматривает следующее:
- признание исполнения резидентом установленной законом обязанности по репатриации выручки, если он обеспечил получение на свои банковские счета в уполномоченных банках или банках за пределами территории РФ экспортной выручки в соответствии с условиями заключенных с нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов) или возврат в РФ средств за неполученные товары (работы, услуги) за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, взимаемых банками – корреспондентами за осуществление операций по переводу денежных средств;
- признание исполнения резидентом, являющимся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом договора (контракта), обязанности по обеспечению получения соответствующих денежных средств, в случае если он обеспечил в сроки, предусмотренные таким договором (контрактом), получение иностранной валюты и (или) валюты РФ на свои банковские счета в уполномоченных банках или на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств – резидента, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива;
- определение перечня документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.
Первое чтение 394 0 1 13:17

Стенограмма обсуждения
Переходим к рассмотрению 8-го пункта повестки. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)".
Доклад официального представителя Правительства заместителя Министра финансов Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста.
Моисеев А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты!
Вашему вниманию предлагается законопроект, направленный на дальнейшую либерализацию норм валютного контроля с целью облегчения реабилиторной нагрузки, которая сейчас накладывается этим регулированием на российских экспортёров. В частности, законопроектом предлагается обеспечить возможность использования российскими экспортёрами такой формы расчётов, как переводной аккредитив.
Законопроект предусматривает три основных группы изменений. Во-первых, вводится признание резидентом экспортёром, исполнившим обязанность при репатриации экспортной выручки при использовании им такой формы расчётов, как переводной аккредитив, если часть экспортной выручки переводится на банковский счёт другого резидента, поставщика экспортного товара.
Второе - это вводится призвание исполнения резидента экспортёра обязанности по репатриации валютной выручки или резидента импортёра обязанности по возврату аванса по импорту, если такой резидент обеспечит получение денежных средств на свой банковский счёт в банке за вычетом сумм комиссионного вознаграждения.
И, в-третьих, законопроектом предусматривается перечень документов, которые имеют право запрашивать органы и агенты валютного контроля резидентов для того, чтобы они подтвердили данные операции.
То есть, таким образом, при использовании агентской схемы, когда экспортеры не самостоятельно выходят на внешний рынок, а используют для этого посредника, в том числе, в случае, если это идет в рамках государственной программы поставки продукции по государственным контрактам и для этого используются специально созданные организации посредников, то в случае, если удерживается комиссионное вознаграждение и в случае, если расчеты идут не напрямую на счет компании, которая привезла товар, а через вот этого агента посредника, то такая операция сейчас является невозможной.
Принятие данного законопроекта сделает ее возможной, что в текущих тяжелых для российских экспортеров условиях будет являться важным подспорьем. Прошу поддержать.
Председательствующий. Содоклад Игоря Борисовича Дивинского, пожалуйста.
Дивинский И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Как вы уже слышали, я хочу обратить ваше внимание, что законопроект предполагает дополнить статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" двумя новыми основаниями, позволяющими считать резидента, исполнившим свои обязательства по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.
В первом случае такая обязанность будет считаться исполненной, если резидент обеспечил получение от нерезидента на свои банковские счета денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги или возврат в Российскую Федерацию уплаченных нерезиденту денежных средств за непоставленные им товары, невыполненные работы, неоказанные услуги за вычетом сумм комиссионного вознаграждения уплаченных банком корреспондентом за осуществление операций по переводу денежных средств.
Второе изменение направлено на обеспечение полноценной возможности использования резидентом при осуществлении внешнеторговой деятельности такой формы безналичных расчетов, как переводные, то есть трансферабельные аккредитивы.
В силу статьи 870 Гражданского кодекса исполнение такого аккредитива может осуществляться лицу, указанному получателем средств, если возможность такого исполнения предусмотрена условиями этого аккредитива и исполняющий банк выразил своё согласие на такое исполнение. При этом получатель средств вправе указать лицо конкретное, которому должно производить исполнение этого переводного (трансферабельного) аккредитива.
Согласно проектируемым нормам в случае осуществления безналичных расчётов между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов резидент российский, посредник, экспортёр будет считаться исполнившим обязанность по репатриации, если он обеспечил поступление на счёт поставщика экспортного товара, а именно российского производителя экспортной продукции, второго получателя средств по аккредитиву части суммы контракта, равной стоимости поставленного на экспорт товара, а на свой счёт суммы своего комиссионного вознаграждения.
Уважаемые коллеги, расчёты с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов востребованы российскими экспортёрами, поскольку дают им возможность защитить свои интересы, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки. Принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит резидентам широко применять данную форму расчётов и обеспечить сближение условий ведения бизнеса в Российской Федерации со сложившейся международной практикой и обычаями делового оборота во внешнеэкономической деятельности.
Законопроект прошёл все необходимые согласования. В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли вопросы? Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б. Благодарю.
Уважаемый Алексей Владимирович, согласно пояснительной записке взимание банковской комиссии обусловлено обычаями делового оборота и не может быть признано неправомерным. Уточните, пожалуйста, о какой именно банковской комиссии, как обычае делового оборота, применительно к данному проекту федерального закона идёт речь и в целом насколько это согласуется с действующим законодательством?
И правильно ли я понимаю, что единственным способом избежать штрафных санкций при репатриации выручки, когда банк-корреспондент взимает комиссию, является использование такой формы расчёта как трансферабельный аккредитив. Не могли бы вы на конкретном примере разъяснить, как предлагаемые новеллы будут работать на практике? Заранее благодарю. Моисеев А. В. Спасибо большое.
Ну смотрите, ситуация, ну вот её, там несколько вариантов возможны, но с учётом того, что вы сказали про комиссию и про аккредитив, то расскажу такой полный вариант.
Предположим, есть экспортёр, который что-то производит, но экспортирует не сам. Допустим, есть вот какой-то наш завод, который экспортирует через своего агента или агента своей там госкорпорации, которая находится за границей. И есть банковские счета, два получается, один - это банковский счёт этого экспортёра, собственно, самого завода-производителя, и банковский счёт вот этого агента.
Получается так, что идёт продукция на экспорт, открывается, но сейчас у нас нет паспорта сделки, сейчас у нас это называется "уведомление о проведении экспортной поставки товара на экспорт". Открывается это уведомление. Таможня, в соответствии с декларируемой стоимостью, это дело фиксирует, стоимость. Идёт поставка.
Продаёт физически за границей это вот этот агент, который мы в примере привели. И деньги от покупателей иностранной продукции поступают на счёт агента.
Потом эти деньги переводятся в случае, если эта поставка идёт траншами, допустим, если какая-то сложная поставка, она там идёт траншами. Деньги зачисляются на вот этот вот счёт, который открывает агент, который имеет форму трансферабельного аккредитива, то есть он открывается в пользу уже непосредственно поставщика продукции тогда, когда будет полностью исполнен весь контракт. Ну, соответственно, такая вот.
И после этого, во-первых, происходят две вещи. Во-первых, не происходит сразу возврат валютной выручки, потому что она накапливается в течение определённого периода, деньги накапливаются в течение определённого периода, и поэтому, может быть, подвергнут административному взысканию экспортёр, потому что вовремя валютная выручка не поставлена. То есть она получена физически, но находится на счёте за пределами Российской Федерации, на счёте вот этого другого экспортёра, первое.
Второе, что при вот этих всех операциях возможно взимание комиссии. Мы говорим про стандартную банковскую комиссию. Понятно, что Центральный банк, Росмониторинг будут внимательно следить за тем, чтобы они не превышали там разумные, как мы написали в пояснительной записке, размеры, установленные в обычном коммерческом обороте. Но просто дело в том, что формально сейчас надо вернуть 100 процентов.
То есть даже если вы одну сотую процента заплатили в виде комиссии, это вы должны взять эту одну сотую откуда-то из другого места и её вернуть. Понятно, что вот эти все вопросы, понимаете, они, вот эти все вещи, они не мешают поставлять сырьё, потому что там это всё давно отработано и всё нормально.
Они всегда мешают поставлять сложную продукцию, которая идет, знаете, по специальным контрактам, которые имеют длительное время, когда какие-то межправительственные соглашения. Вот такие вещи, которые и... Ровно то, что мы хотим развивать, мы здесь сами же сейчас и ограничиваем. Вот для того, чтобы этого не было, мы такие нормы и предлагаем.
Председательствующий. Спасибо.
Центральную трибуну включите.
Дивинский И. Б. Анатолий Борисович, я ещё могу дополнить, чтобы было понятно. Вот, смотрите, мы в прошлом году приняли закон о репатриации валютной выручки, но в нем не предусмотрели вот эти комиссионные, которые могут оставаться там за рубежом, чтобы было. А предусмотрели, чтобы валютная выручка, вся репатриация в Российскую Федерацию. Следовательно, потом как переводить вот эти комиссионные было невозможно. Теперь мы это вставили, всё предусмотрели и действуем согласно международных норм.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли желающие выступить? Нет.
Представитель президента? Докладчик, содокладчик? Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов)". Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 17 мин. 02 сек.)
Проголосовало за 394 чел 87,6 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 394 чел.
Не голосовало 56 чел 12,4 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments