leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Законопроект о лицензировании оборота драгметаллов и драгоценных камней

Законопроект о лицензировании оборота драгметаллов и драгоценных камней – Алексей Моисеев Мошенничество перетекает из ломбардов в скупки
10. 643266-7 Госдума итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в части лицензирования отдельных видов деятельности, связанной с оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней)
Документ внесен правительством 12.02.19.
Представил замминистра финансов Алексей Моисеев.
Член комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Александр Ищенко.
Законопроектом предлагается дополнить перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, следующими видами деятельности:
- обработкой (переработкой) лома и отходов драгоценных металлов;
- скупкой у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.
Предусматривается, что юр. лица и индивидуальные предприниматели, осуществлявшие на день вступления в силу ФЗ деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и (или) деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, обязаны получить лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности либо прекратить ее осуществление не позднее 18-ти месяцев со дня вступления в силу ФЗ.
Первое чтение 384 0 1 13:50

Стенограмма обсуждения
Пункт 10. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Доклад официального представителя правительства заместителя Министра финансов Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста.
Моисеев А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые депутаты!
Вам предлагается очередной из серии законопроектов, направленных на исполнение поручений президента по ужесточению надзора и государственного контроля в области драгкамней и драгметаллов. В частности, законопроектом предлагается дополнить перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, которые установлены федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", скупкой у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий, а также доаффинажной переработкой, обработкой лома и отходов драгоценных металлов.
Причина, почему мы предлагаем лицензировать именно вот эти виды деятельности, связана с тем, что в части скупок сейчас, после наделения Центрального банка полномочиями по надзору за ломбардами уже прошло определённое ужесточение требований (там наводится порядок), и недобросовестные участники этого рынка переоформляются из ломбардов в скупки. Таким образом у нас случился реабилиторный арбитраж и таким образом необходимо, с нашей точки зрения, принять требования по регулированию скупок аналогичными с требованиями по урегулированию ломбардов с тем, чтобы мошеннические схемы, которые раньше использовались ломбардами и сейчас перетекли в скупки, уже можно было удалить также из скупок.
Ну и, кроме того, конечно, мы предлагаем такие меры, как запрет на работу в ночные часы, потом запрет на работу несовершеннолетним, ну и другие подобного рода лицензионные требования, которые позволят нам ограничить, по крайней мере, вот это всё, знаете, такой вот криминально-мошеннический вот этот вот флёр, который сейчас сложился из-за деятельности некоторых из таких организаций.
Это по скупкам.
Что касается при аффинажной обработке, то, к сожалению, сейчас часто под видом аффинажной обработки мы видим вброс контрафактных изделий, которые поступают из-за рубежа довольно в большом количестве. И, когда мы будем иметь возможность устанавливать лицензионные требования, по крайней мере, как одно из лицензионных требований будет наличие хотя бы какого-то оборудования и хотя бы каких-то технологических линий, которые, собственно говоря, позволяют это делать. Все-таки это сложный технологический процесс, это он кроме всего прочего химический, там используются вредные химикаты, поэтому требуются кроме всего прочего экологические требования.
Ну и, кроме того, что, конечно, мы должны понимать, знаете, сейчас есть люди, сейчас заявительный порядок, есть люди, которые стоят на учете, спецучете в апробированной палате, заявляют предаффинаж ювелирных изделий и на адрес квартир. Либо это вранье и там нет никакого аффинажа, либо если в квартире используются вредные химические препараты, то, значит, это вредит всем жильцам, которые там живут в этом доме.
Поэтому, так или иначе, здесь тоже наводить порядок и мы полагаем, необходимо это сделать путем именно введения требований о лицензировании данного вида деятельности.
Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад члена комитета по природным ресурсам Александра Николаевича Ищенко. Пожалуйста.
Ищенко А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Законопроект был внимательно рассмотрен на комитете. В целом поддерживая концепцию законопроекта, комитет обращает внимание на то, что в соответствии с пояснительной запиской существенная часть лома и отхода драгоценных металлов аккумулируется в ломбардах, скупках, комиссионных. При доаффинажной переработке накопленных лома и отходов драгоценных металлов используются химические вещества, отнесенные к первому классу опасности. В этой связи могут не соблюдаться требования по экологической безопасности и по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.
Также необходимо учитывать, что технологический процесс производства драгоценных металлов, как правило, сопровождается неотъемлемыми промежуточными процедурами, которые включают в себя, в том числе, переработку отходов данного производства.
Нередко при производстве первичных металлов в рамках общих производственных процессов с целью экономии энергии, минимизации производственных затрат и вторичного использования образующихся отходов используется вторичное сырьё. Вторичное производство драгоценных металлов включает производство металла из вторичного сырья — электронного лома, отработанных катализаторов, отходов изделий и сплавов, и так далее.
Кроме того, к законопроекту имеются замечания юридико-технического характера. Вместе с тем все эти замечания вполне устранимы ко второму чтению, и Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям просит поддержать принятие законопроекта в первом чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли вопросы?
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Ламейкин Дмитрий Викторович.
Ламейкин Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Александр Дмитриевич. Вопрос к докладчику.
На самом деле действительно отрасль теневая, и необходимо регулировать и наводить порядок, но мы должны также понимать, что в бизнесе разные бывают сегменты - малые, средние, крупные игроки - и здесь не планируется ли в перспективе все-таки сегментация и более повышенных требований, может быть, к тем, кто работает с большими объёмами, опять же какие-то требования меньшего характера в части там платежей к небольшим субъектам бизнеса, что правительство в перспективе видит?
Моисеев А. В. Что касается данного законопроекта, то, конечно, он будет в случае принятия распространяться на все два, по сути, вида форматов, которые у нас там используются. У нас там в основном малый бизнес, который в этой отрасли, ну, кроме аффинажных заводов, которые здесь не попадают, ну, скупки и ... аффинажный - это малый бизнес, который организован в форме либо юридического лица, либо в форме ИП, у нас самозанятые не допускаются. То есть должен быть какой-то формат уже сейчас в рамках действующего закона.
И с точки зрения вот требований лицензионных, то, конечно, если мы говорим про требования, которые связаны с платежами, такими как уставной капитал, и так далее, такого рода требования не предполагаются.
Если мы говорим про требования, связанные там с запретом на работу ночью, например, то какая разница, какой формат? Понятно, что он должен быть запрещён для скупки.
Если мы говорим про, ну и в целом, да, то есть мы фактически требования, которые там предполагается установить, они все носят такой характер, организационный, то есть когда можно, а когда нельзя работать, откуда можно покупать лом и отходы, а у кого нельзя покупать лом и отходы, что надо делать и где можно работать с этими опасными химикатами, о которых я говорил и коллега-содокладчик.
То есть все меры... По деньгам не планируют, нет. По деньгам у нас там никакого уставного капитала, ничего подобного не планируется, нет.
Председательствующий. Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б. Благодарю.
У меня также вопрос, Алексей Владимирович, скажите, пожалуйста, в случае принятия данного проекта федерального закона, ожидается ли сокращение рынка обработки лома и отходов драгметаллов и скупки у физических лиц ювелирных изделий или наоборот?
И как, в случае реализации данного проекта федерального закона, это скажется на доходной части бюджетной системы? Спасибо.
Моисеев А. В. Ожидается, честно говоря, может, мы, конечно, такие оптимисты излишне, но ожидается увеличение данного рынка по причине его декриминализации и обеления.
И в таком случае мы рынок, который, во всяком случае, мы видим, он будет значительно выше, а, соответственно, раз будет больше то, что мы видим, значит, доходы бюджетов, бюджетной системы также будут выше.
Председательствующий. Альшевских. Центральную трибуну включите.
Ищенко А. Н. Я хотел бы добавить, что переходный период здесь даётся для получения лицензии 18 месяцев. Это первое.
Второе, мы, наоборот, привлечём больше средств, потому что сейчас 20 процентов платят аффилированные структуры, которые аффилируют это всё. И тс, которые используют лом и отходы, не платят, уходят от налога. Поэтому вот эти 20 процентов НДС будем больше получать в бюджет.
Председательствующий. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.
Альшевских А. Г. Спасибо.
Алексей Владимирович, была информация, что выдачей лицензии скупщикам лома займётся уполномоченный орган, который будет создан на базе Пробирной палаты.
Если это так, подскажите, пожалуйста, у вас какие затраты будут по созданию? И о каком количестве сотрудников будет идти речь? Потому что в пояснительной записке и в финансово-экономическом обосновании нет ни слова об этом.
Моисеев А. В. Это наша недоработка, что нет об этом в ФЭО.
Действительно, при подготовке данного законопроекта нам было указано, что лицензировать не может федеральное казенное учреждение, которым сейчас является Пробирная палата и Гохран, это две наших организации, которые работают в этой отрасли. Поскольку речь идет — первое — о ювелирных изделиях в первую очередь и о металлах, то это полномочие Пробирной палаты, но, соответственно, как ФКУ она сделать это не сможет, придется преобразовывать её в федеральный орган исполнительной власти в виде службы. Проект указа президента мы сейчас разработали, он находится на согласовании и действительно это придется делать. Но мы, конечно... И, собственно говоря, такое решение уже почти было принято в 2008 году, но потом от него отказались в силу того, что был мораторий на создание новых ФОИВов. Сейчас мораторий закончился, мы подходим к этому снова и неизбежно мы должны это сделать, потому что президент нам прямо поручил ввести лицензирование, а для этого нужен ФОИВ. Но вот здесь у нас других вариантов нет, к сожалению, но с точки зрения численности у нас прямо написано вот в этом проекте указа, что в пределах штатной численности Пробирной палаты. Но, вообще говоря, конечно, в рамках автоматизации многих видов деятельности, которые будут реализованы при создании системы электронной прослеживаемости, там можно будет и сократить кого-то. Но это дальнейшее уже.
Но что касается денег, конечно, по всем нормативам бюджетных расходов служба стоит дороже, чем ФКУ, поэтому некоторые расходы потребуются, но ... расходы бюджета, да, я понимаю, что поскольку это сметное учреждение, то нельзя, там расход отдельно, а доход отдельно. Но пока сейчас у нас Пробирная палата стоит в районе миллиарда 200 миллионов рублей в год, при этом собирает госпошлину в районе 2 миллиардов. Но, видимо, и пошлин будет больше собирать в силу обеления рынка, да, и стоить будет больше, но не намного.
Поэтому с точки зрения общего эффекта на бюджет я думаю, что оно будет незначительным.
Председательствующий. Маринин Сергей Владимирович.
Марииин С. В., фракция ЛДПР.
Алексей Владимирович, вот лицензирование деятельности, как правило, необходимо, чтобы не допустить ущерб жизни, здоровью или прав граждан, а также окружающей среде. Какой ущерб людям или природе приносит скупка драгоценных металлов, что даже требуется лицензирование такой деятельности?
Моисеев А. В. Ущерб природе приносит незаконный аффинаж, о котором мы уже говорили, да, но вы об этом не спрашиваете, поэтому... Спрашиваете про скупки. Скупки приносят значительный ущерб людям, когда человек ночью ворует ювелирные изделия или потому что им надо где-то там выпить и купить самогон, да, ему надо принести ночью это изделие в скупку, его туда отдать. И это значительные негативные социальные последствия, о которых, собственно говоря, нам неоднократно указывали целый ряд субъектов Российской Федерации.
Председательствующий. Шулепов Евгений Борисович. Шулепов Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич.
Алексей Владимирович, ломбарды как будут в этой ситуации работать, они же тоже какой-то оборот делают по драгметаллам? Спасибо.
Моисеев А. В. Уважаемый Евгений Борисович, собственно говоря, одна из причин, почему мы предлагаем вам поддержать нас в принятии этого решения, это то, что по ломбардам уже Государственная Дума поддержала наши совместные с Центральным банком предложения о распространении на них надзора Центрального банка. И, собственно говоря, ломбарды сейчас уже зарегулированы, и что, собственно, приводит к тому, что возник регуляторный арбитраж, и мошенничество перетекает из ломбарда в скупки, которые пока, строго говоря, никак не зарегулированы, то есть заявительный порядок, и делай, что хочешь.
Поэтому для того чтобы, в том числе, и вот эту проблему тоже устранить, такой законопроект вам и предлагается.
Председательствующий. Тумусов Федот Семёнович.
Тумусов Ф. С, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯРОССИЯ".
Спасибо.
У меня тоже Алексею Владимировичу вопросу.
Сегодня те, кто работает с драгоценными металлами и с драгоценными камнями, они стоят на специальном учёте в Пробирной палате. В проекте закона написано о том, что вот теперь будет создаваться тоже Пробирная палата, где будет лицензироваться эта деятельность.
Чем отличается вот специальный счёт от лицензирования? Это первое.
Второе. В записке, в которой сказано, что не платят НДС на 20 процентов, в связи с этим появляются какие-то мошеннические схемы и прочее. Означает ли это, что после лицензирования они все будут облагаться налогом на НДС 20 процентов?
Моисеев А. В. Это связи непосредственной, прямой на НДС нет. Но в целом наоборот это наше движение по освобождению вот этих операция от НДС драгметаллов, как элементов, скорее, инвестиционных, чем народного потребления.
Но что касается: в чём разница, то разница заключается, в первую очередь, в том, что спецсчёт - это заявительный порядок, а лицензирования -это порядок, при котором надзорный орган имеет право проверить соблюдение требований, которые предъявляются к данным организациям.
Председательствующий. Бугера Михаил Евгеньевич.
Бугера М. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Александр Дмитриевич.
Вопрос к представителю правительства.
Уважаемый Алексей Владимирович, давайте возьмём нормально работающее предприятие ювелирное, у которого есть все необходимые лицензии. Поверьте, коллеги, такие предприятия тоже есть.
В результате технологических процессов там тоже образуется лом, отходы драгоценных металлов. Так что, чтобы пустить во вторичную переработку этот лом, такое предприятие должно получить еще дополнительную лицензию теперь? Спасибо.
Моисеев А. В. Уважаемый Михаил Евгеньевич, в соответствии с поправками, принятыми в закон о регулировании драгкамней и драгметаллов 41 ФЗ в 2016 году переработка собственного лома и отходов, и аффинаж собственного лома и отходов осуществляется ювелирами на собственных мощностях без каких-то дополнительных требований. Данную статью мы данным законопроектом править не предполагаем, поэтому для ювелиров ничего не изменится в этой части.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Включите запись на выступления. Покажите список. Тумусов Федот Семенович.
Тумусов Ф. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы. Конечно, нам в нашей стране в любой сфере наводить порядок надо и в том числе в сфере оборота драгоценных металлов, драгоценных камней, но в то же время, вот как говорится, как бы нам вместе с водой и ребенка не выплеснуть.
Дело в том, что вот ювелирными изделиями занимается множество мелких индивидуальных предпринимателей, малый и средний бизнес. И сегодня вот в пояснительной записке я вопросы задавал, хотя четкого и внятного ответа не получил, чем будет отличаться специальный учет в Пробирной палате и та же Пробирная палата, там немножко юридически преобразовавшись, будет выдавать лицензии, там он обеспечивает специальный учет. Это первое.
Второе. Вот когда говорят, происходят какие-то мошеннические схемы и это исчезнет, когда будет лицензирование. Ну, а вы другие методы исключения этих мошеннических схем рассматривали, может быть, есть другие более эффективные методы? Да, с мошенничеством надо бороться и, может быть, другие, более эффективные методы есть, об этом тоже ничего не сказано.
И третье. Вот малый бизнес, он вот, который занимается этим видом бизнеса, он освобожден от налога на НДС 20 процентов, и мы опять, значит, вместо того, чтобы заявлено, вот мы даем свободу бизнесу, опять будем их нагружать, значит, налогом, и опять они будут уходить в тень, и опять будет увеличиваться теневой оборот.
Поэтому для... ко второму чтению, конечно, фракция поддержит с точки зрения установления контроля и урегулирования порядка оборота драгоценных металлов и камней, но в то же время ко второму чтению надо будет внимательно посмотреть с тем, чтобы мы не нанесли ущерба малому бизнесу, и чтобы они не ушли в тень. Спасибо.
Председательствующий. Бугера Михаил Евгеньевич.
Бугера М. Е. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемые коллеги, здесь уже, наверное, прозвучали все аргументы, и совершенно понятно, что концепция данного законопроекта совершенно правильная, никаких возражений здесь быть не может. И говорить о том, что, вводя какие-то меры, которые должны упорядочить оборот в такой чувствительной сфере, как оборот драгоценных металлов, ну какие-то здесь подозревать, что произойдут негативные последствия, совершенно не имеет места, не имеет места быть. Любые здесь меры, они приведут только лишь к тому, что порядок, соответственно, и эффективность работы этой отрасли будет выше.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и предлагает голосовать за него. Спасибо. Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик?
Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". Пункт 10.
Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 50 мин. 20 сек.)
Проголосовало за 384 чел 85,3 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 385 чел.
Не голосовало 65 чел 14,4 %
Результат: принято Принят в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments