leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Во втором чтении принят законопроект об электронном голосовании на цифровых участках

Во втором чтении принят законопроект об электронном голосовании на цифровых участках, в случае сбоя компьютера избирком напечатает бюллетени для КОИБ Третье чтение 21 мая
11. 655192-7 Госдума в итоге обсуждения поправок приняла законопроект второго чтения «О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва и выборах высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), проводимых 8 сентября 2019 года»
Документ внесли Депутаты ГД О.В.Савастьянова, И.Е.Марьяш, В.Н.Карамышев, А.А.Авдеев, Д.В.Ламейкин, А.С.Грибов, Д.Ф.Вяткин, С.М.Боярский (ЕР), М.В.Дегтярев (ЛДПР); М.В.Емельянов (СР)
Он принят в первом чтении 16.04.19 с названием «О создании в городе федерального значения Москве цифровых участков для голосования на выборах в субъектах РФ».
Представил член Комитета по контролю и Регламенту Виктор Карамышев.
Законопроектом предусматривается проведение эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в г. Москве, в целях создания дополнительных условий для реализации активного избирательного права граждан РФ, находящихся в день голосования на выборах за пределами избирательного округа, в котором они обладают активным избирательным правом, и предоставляет им возможность реализовать такое право путем голосования на цифровых участках, т.е. избирательных участках, определенных ЦИК России и оснащенных техническими средствами, в соответствии с перечнем таких средств, утвержденным ЦИК России. Цифровыми избирательными участками также являются избирательные участки, дополнительно образованные Московской городской избирательной комиссией в целях создания максимальных удобств для избирателей не позднее чем за 55 дней до дня голосования на территории г. Москвы, если это предусмотрено решением ЦИК России об утверждении перечня цифровых избирательных участков, на срок, установленный указанным решением.
Такой порядок голосования будет применяться при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва и выборов высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) 8 сентября 2019 г.
Для участия в голосовании на цифровом участке избирателю нужно будет не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за 3 дня до дня голосования подать через портал «Госуслуги» заявление о его включении в список избирателей на цифровом участке. Избиратель, подавший такое заявление, вправе отозвать его через портал «Госуслуги» в порядке, установленном ЦИК России. В этом случае такой избиратель включается в список избирателей по месту своего жительства. Избиратель, подавший заявление о голосовании на цифровом избирательном участке и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей по решению участковой избирательной комиссии в порядке, установленном ЦИК России.
ЦИК РФ наделяется полномочием не позднее чем за 60 дней до дня голосования принять решение об утверждении перечня цифровых участков на основании предложений Московской городской избирательной комиссии, представленных в ЦИК РФ не позднее чем за 75 дней до дня голосования.
Право назначения наблюдателей в участковую комиссию цифрового участка предоставляется политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, зарегистрированным кандидатам-самовыдвиженцам, а также Общественной палате РФ и общественным палатам субъектов РФ (каждому – не более 2-х наблюдателей (с учетом всех выборов, голосование на которых осуществляется на данном цифровом избирательном участке), которые поочередно осуществляют наблюдение в помещении для голосования).
Второе чтение 353 38 0 14:20

Стенограмма обсуждения
А сейчас 11-й вопрос. О проекте федерального закона "О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), проводимых 8 сентября 2019 года". Второе чтение.
Доклад Виктора Николаевича Карамышева. Пожалуйста. К л рамы ш ей В. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, данный законопроект был внесен депутатами трех фракций.
Целью его является предоставление права Центральной избирательной комиссии наделения ряда избирательных участков в городе Москве статусом цифровых участков с целью реализации, с целью развития уже хорошо зарекомендовавшей себя технологии "Мобильный избиратель", а также для создания дополнительных условий для реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права.
Законопроект был принят в первом чтении 16 апреля текущего года.
Так как этот вопрос является предметом совместного ведения, были отправлены запросы в субъекты Российской Федерации, получены 72 отзыва, 71 из них положительный.
Также были внесены 10 поправок в данный законопроект.
Основная из них указывает на то, что данный законопроект носит однократный, неуниверсальный и экспериментальный характер, то есть он действует на голосовании именно 8 сентября 2019 года, и соответствующие изменения произошли в названии нашего законопроекта, и соответственно, в его тексте.
Также поправки касаются вопросов регламентации определения и функционирования цифровых участков, формирования состава участковых избирательных комиссий, подачи заявлений о голосовании на цифровом избирательном участке, и также вопросы внесения юридико-технических правок в данный законопроект.
Уважаемые коллеги, все поправки, которые к нам поступили, еще раз подчеркну, нашли свое место в поправках к законопроекту. Все они сведены в таблицу номер 1 и Комитет по контролю и Регламенту просим вас утвердить таблицу поправок номер 1 и соответственно принять данный законопроект во втором чтении.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, по таблице поправок 1, предложенной ответственным комитетом к принятию, есть вопросы? Есть. Включите запись.
Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В., фракция КПРФ.
Спасибо, Вячеслав Викторович. У меня по трем поправкам, 5-му, 6-му, 10-му вопросам. Можно их сразу коротко сформулировать?
Председательствующий. 5-я, 6-я и 10-я. Вы автор, да?
Куринный А. В. Нет, не автор. Там изменилось немножечко.
Председательствующий. Обоснование в любом случае автор должен делать. Хорошо.
Коллеги, нам необходимо с вами вначале принять таблицу поправок номер 1 за исключением 5, 6 и 10-ой.
Ставится на голосование таблица поправок номер 1, предложенная ответственным комитетом к принятию, за исключением 5, 6 и 10-й. Кто за?
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 08 мин. 02 сек.)
Проголосовало за
312 чел.
69,3 %
Проголосовало против 35 чел.
7,8 %
Воздержалось
0 чел.
0,0 %
Голосовало
347 чел.
Не голосовало
103 чел.
22,9 %
Результат: принято Принимается таблица поправок номер 1.
Уважаемые коллеги, Куренный Алексей Владимирович по 5, 6 и 10-й сделает общий доклад. Пожалуйста.
Куринный А. В. Короткие вопросы буквально. Я думаю, просто пояснит председатель комитета. Дело в том, что по 5-й поправке избиратель, который подал заявление о голосовании на цифровом участке, может явиться и на свой участок и проголосовать второй раз. И непонятно каким образом будет производиться сверка, каким образом эти данные можно будет потом проконтролировать.
По 6-й поправке избирательные бюллетени могут быть изготовлены самой комиссией. Чужие избирательные бюллетени, которые у нас, я напомню, являются бланками строгой отчетности, комиссией в городе Москве смогут изготавливаться самостоятельно. Это к вопросу о доступе к таким документам, как это будет нивелировано?
И третий момент, 10-я поправка. Цифровые участки финансируются теперь за счет средств субъектов, где проходят выборы. До этого это были только средства Центральной избирательной комиссии, а поправкой предлагается внести в том числе и средства субъектов. Как эти деньги будут контролироваться из субъектов, потому что это члены комиссии, это оплата, это зарплата? Вот как это технически вообще возможно осуществить?
Карамышев В. Н. Начну с последнего вашего вопроса.
У нас поправками к данному законопроекту предусматривается, что цифровые избирательные участки могут создаваться как только цифровые избирательные участки, а могут формироваться на базе действующих избирательных участков.
Одновременно будут проходить выборы в Мосгордуму, и если цифровой участок сформирован на базе действующего избирательного участка, то, соответственно, оплата для членов избирательной комиссии идет из бюджета города Москвы. И поэтому, для того чтобы у нас не было противоречий, здесь прописано, что не только из федерального бюджета, который предусматривает выделение средств на довыборы в Государственную Думу, но и субъектов Российской Федерации, в частности, города Москвы.
Никто не будет... будут у нас выборы 16 глав субъектов, где будут проходить голосования на цифровых избирательных участках, естественно, никто с шапкой не будет проходить и собирать эти средства. Это только для того, чтобы возможность была... не было разночтений в законе и противоречий, так как финансирование будет и в том числе из бюджета города Москвы.
По второму вопросу... Какой он у вас был, не напомните? Теперь на избирательной комиссии по решению... на участковой избирательной комиссии по решению ТИКа могут изготавливаться в печатном виде бюллетени, для того чтобы, если произошел какой-то сбой, условно, с компьютерами или ещё с чем-то, могут изготовиться непосредственно бюллетени там, и проголосовать уже с помощью КОИБов.
Из зала. (Не слышно.)
Карамышев В. Н. Да, то есть не будет голосования непосредственно электронного, а будет для... ну, на КЭГах, а будет именно на КОИБах, на напечатанных бюллетенях.
Ну и 3-й вопрос у вас был... Да, значит, гражданин, прежде всего, если он хочет принять участие и проголосовать удалённо на цифровом участке, он должен через портал предоставления государственных, муниципальных услуг зарегистрироваться максимум за 45 дней и минимум за 3 дня. Также если у него поменялись планы и он возвращается к себе, он может также подать заявление и убрать свою регистрацию. Я договорю. Он обращается также на портал госуслуг и отзывает своё заявление.
Но если же он не отозвал заявление, а приходит к себе на избирательный участок, то участковая избирательная комиссия принимает отдельное решение по данной персоне, и он исключается из "Мобильного избирателя"...
Председательствующий. Добавьте время, пожалуйста, Виктору Николаевичу.
Карамышев В. Н. ...и списков голосующих на избирательном участке цифровом. И это оформляется отдельным решением, где также смотрят наблюдатели за этим, и этот голос учитывается, там он вычитается, здесь может проголосовать. Но для этого должно быть отдельное решение участковой избирательной комиссии.
Председательствующий. Насколько понимаю, что вы хотели уточнение получить. Пожалуйста, Алексей Владимирович, вот в отношении заявления вы сказали, что, соответственно, ответ правильный, но норма закона не предусматривает заявление. В этом? Пожалуйста.
Куринный А. В. Я уточню. Да, действительно, тут просто два закона, они в принципе похожи. Но вот во втором законе в Москве для того, чтобы отозвать свой электронный или дистанционный вариант, надо будет написать заявление отдельное — отзываю. А здесь просто пришёл на участок и всё, пожалуйста, проголосуй. Кто проверит потом, проголосовал он два раза или один раз, совершенно механизм нигде не прописан, как это будет. Нет, я всё выслушал. Я сравнил со вторым точно таким же законом, мы сейчас будем обсуждать. Там требуется в Москве вот при дистанционном голосовании отдельный ещё документ, отзыв отдельный на этом участке, если он пришёл, а здесь не требуется: пришёл - пришёл, участковая комиссия приняла решение - приняла, проголосовал.
Председательствующий. Включите микрофон.
Карамышев В. Н. Мы друг друга не до конца поняли. Я говорю, что в процессе гражданин может подать заявление, если он передумал, он может отозвать свое заявление и он исключается из списков, голосующих на цифровом избирательном участке. Но если же он не отозвал свое заявление, а все-таки пришел по месту жительства, то в этом случае, уникальном случае решение принимает участковая избирательная комиссия отдельным решением по данному гражданину, но прежде они его могут изъять из списков голосующих на цифровом избирательном участке и тогда предоставить ему право проголосовать там. Но это происходит не автоматически, этот уникальный случай, а через отдельное решение участковой избирательной комиссии, но право такое есть и решение принимает комиссия.
Председательствующий. Виктор Николаевич, а у нас таких уникальных случаев может быть много? Они не поставят под сомнение результаты?
Карамышев В. Н. Вячеслав Викторович, ну для этого у нас и эксперимент.
Председательствующий. Эксперимент, понимаете, если вот такой эксперимент в медицине, то долго будем искать желающего лечь на операционный стол с неизвестными последствиями. Может быть, вы эти вопросы проработаете, у нас в любом случае будет возможность при рассмотрении в третьем чтении вернуться к этой теме. И если вот вы сейчас проведя дополнительный анализ, посчитаете правильным внести уточнение, мы можем это сделать, понимая, что здесь риски мы обязаны просто свести к нулю, несмотря на то, что как вы говорите это эксперимент.
Коллеги, просто наверняка вы будете предлагать рассмотреть этот законопроект в ближайшее время, но хорошо было бы все-таки на эти вопросы ответить, они касаются не только всех участников избирательного процесса, но самое главное эти вопросы формируют отношение к доверию, к чистоте выборов, понимаете, о чем речь идет.
Карамышев В. Н. Вячеслав Викторович, позволите, я зачитаю именно это предложение из нашего законопроекта. Если будет поручение, мы тогда отдельно его отработаем.
Председательствующий. Нет, вы, знаете, лучше проработайте, мы, понятно, что сейчас выйдем на принятие решения (наверняка вас поддержат, учитывая, что мнение сформировано), но вопросы, которые прозвучали, они требуют от нас ещё раз проанализировать данные нормы и выйти при рассмотрении этого закона в третьем чтении либо на ответы, которые снимут вопросы, прозвучавшие, возможно, мы тогда получим поддержку всех политических фракций, либо выйти на предложение корректировки этих норм, и в этом случае мы опять-таки с вами получим поддержку. Но вопросы, которые звучат, они заставляют задуматься, потому что здесь нет чётких норм, и нет понимания всё-таки масштаба рисков, и какие эти риски.
Коллеги, выносится на отдельное голосование 5-я поправка из таблицы поправок номер 1. Комитет предлагает её поддержать. Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 17 мин. 48 сек.)
Проголосовало за 318 чел 70,7 %
Проголосовало против 30 чел 6,7 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 348 чел.
Не голосовало 102 чел 22,7 %
Результат: принято Принимается поправка под номером 5 из первой таблицы. Выносится на отдельное голосование поправка под номером 6. Пожалуйста, включите режим голосования. Комитет предлагает её поддержать. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 18 мин. 23 сек.)
Проголосовало за 312 чел 69,3 %
Проголосовало против 32 чел 7,1 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 344 чел.
Не голосовало 106 чел 23,6 %
Результат: принято Принимается поправка под номером 6 из таблицы 1. Выносится на отдельное голосование поправка под номером 10 из таблицы номер 1.
Включите, пожалуйста, режим голосования. Комитет предлагает её поддержать.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (14 час. 18 мин. 56 сек.)
Проголосовало за
314 чел.
69,8 %
Проголосовало против 34 чел.
7,6 %
Воздержалось
0 чел.
0,0%
Голосовало
348 чел.
Не голосовало
102 чел.
22,7 %
Результат: принято
Принимается поправка под номером 10 из таблицы номер 1.
Уважаемые коллеги, мы с вами рассмотрели таблицу поправок. Поправки, вынесенные на отдельное голосование. Ставится во втором чтении на голосование законопроект под номером 11 в нашей повестке. О проекте федерального закона "О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), проводимых 8 сентября 2019 года" (второе чтение). Пожалуйста, включите режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (14 час. 20 мин. 09 сек.)
Проголосовало за
353 чел.
78,4 %
Проголосовало против 38 чел.
8,4%
Воздержалось
0 чел.
0,0%
Голосовало
391 чел.
Не голосовало
59 чел.
13,1 %
Результат: принято Законопроект во втором чтении принят.
Вы хотите предложить дату рассмотрения третьего чтения? Пожалуйста.
Карамышев В. Н. Да, на 21-е, Вячеслав Викторович, просим включить на 21-е в порядок работы. А тот аспект, на который вы указали, мы доработаем.
Председательствующий. Коллеги, нет возражений? Нет возражений. Принимается решение о включении в порядок работы рассмотрения данного законопроекта в третьем чтении на 21-е число. Но обращаю внимание наших коллег, которые вносят предложения по дате рассмотрения законопроекта. Мы это делаем в исключительных случаях, когда у нас, как правило, между первым, вторым или вторым и третьем чтением нет заседания Совета Государственной Думы. Поэтому исходите из этого. Вы, в общем-то, ломитесь в открытую дверь, потому что в любом случае на заседании Совета, если комитет внесёт такие предложения, Совет в 99,9 случаях принимает решение о поддержке.
Но, уважаемые коллеги, мы договорились, что по данному вопросу Виктор Николаевич Карамышев, когда будет идти обсуждение законопроекта в третьем чтении, доложит экспертную оценку и ещё раз нас вернет к темам, которые здесь были подняты по 5, 6-й и 10-й поправкам, принятым сегодня во втором чтении.
Коллеги, нет возражений? Нет возражений.
Ну и, соответственно, если потребуется для этого, комитет может предложить послушать экспертов. Мы можем пригласить Председателя Центральной избирательной комиссии, кого посчитаете нужным. Нам, ещё раз подчеркиваю, необходимо качество принимаемых решений обеспечить, тем более, риски очень большие. Мы должны это с вами понимать.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments