leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят правительственный законопроект первого чтения по обнулению НДС для авиаперевозок минуя Москву

Принят правительственный законопроект первого чтения по обнулению НДС для авиаперевозок минуя Москву, на Москву остается 10% – Виталий Пашин Перед праздниками билеты в Крым дороже Турции – Илья Трунин Там и так ноль Авиакомпании могут снизить цены на билеты или увеличить полеты – Олег Нилов Положат в карман Надо снижать цены на топливо – Федот Тумусов Из Якутии 40 тыс, средняя зарплата 35 – Александр Шерин Трамп запретил ввозить телефоны Huawei В России одобрена покупка ста Боингов Даете льготы, дайте обременения – Сергей Катасонов У нас все завязано на одном городе, вопрос национальной безопасности Встанет вся страна – Вера Ганзя Должен отвечать Минтранс и правительство в целом Льготы не помогут Нужна государственная программа реанимации региональной авиации Много вопросов вызывает подготовка летного состава – Александр Старовойтов Готовы дать экономику одного рейса? Почему в четыре раза дороже Турции
16. 689141-7 Госдума в итоге острой дискуссии приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса РФ» (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах)
Документ внесен правительством 16.04.19.
Представил замминистра финансов Илья Трунин.
Зампред комитета по бюджету и налогам Глеб Хор.
Законопроектом предлагается установить на бессрочной основе «нулевую» ставку НДС в отношении операций по реализации услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления и пункт назначения, а также все промежуточные пункты маршрута перевозки (в случае их наличия) расположены вне территории Москвы или Московской области.
ФЗ вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.
в настоящее время «нулевая» ставка НДС по внутренним пассажирским авиаперевозкам установлена для случаев, когда пункт отправления или пункт назначения расположены:
- на территории Республики Крым или г. Севастополя (действует до 01.01.2025);
- на территории Дальневосточного федерального округа (действует до 01.01.2025).
- на территории Калининградской области.
Для остальных случаев внутренних пассажирских авиаперевозок до 01.01.2021 г. установлена ставка НДС в размере 10%, а после этой даты – 20%.
Первое чтение 408 0 1 15:20

Стенограмма обсуждения
16-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах).
Докладывает Илья Вячеславович Трунин. Пожалуйста. Официальный представитель Правительства заместитель Министра финансов.
Трунин И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации.
Спасибо большое.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Правительство Российской Федерации предлагает вашему вниманию законопроект, который разработан во исполнение указа президента о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации.
Напомню, одним из пунктов этого указа установлено в целях повышения связанности и транспортной доступности территории Российской Федерации, доведение авиаперевозок на рейсах, минуя Москву, до 50 процентов от общего количества авиаперевозок.
Одновременно напоминаю, что у нас сейчас действуют льготные ставки НДС для внутренних российских авиаперевозок, 10 процентов в целом и 0 процентов для авиаперевозок в Дальневосточный федеральный округ, Крым и Севастополь, и Калининградскую область.
Правительство предлагает установить на бессрочной основе нулевую ставку НДС по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления и пункт назначения, а также промежуточные пункты маршрута такой перевозки расположены вне территории Московского авиационного узла.
Мы полагаем, что такие изменения направлены и будут направлены на развитие пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах. И, поскольку для авиакомпаний осуществление таких авиаперевозок будет обходиться дешевле с точки зрения затрат на совершение подобных рейсов, это будет служить увеличению необходимых средств и повышению стимулов для развития авиационной и аэропортовой инфраструктуры в региональных аэропортах.
Соответственно все остальные ставки НДС в отношении авиаперевозок, указанные в законопроекте, остаются без изменений, и предлагается оставить без изменений, просьба поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Илья Вячеславович, присаживайтесь.
С содокладом выступает Глеб Яковлевич Хор - первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам. Хор Г. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Как сказал уже предыдущий докладчик, представитель Правительства Российской Федерации, законопроект разработан в связи с майским указом президента. Комитет по бюджету и налогам внимательно рассмотрел данный законопроект и полностью его поддерживает. Считает, что ко второму чтению необходимо уточнить терминологии по поводу 102-й статьи данного законопроекта и уточнить само правоприменение этой нулевой ставки.
Второе. Необходимо будет уточнить терминологию, потому что у нас нет понятия "региональный маршрут".
И, третье - предложение Счётной палаты. Счётная палата всё-таки предлагает сделать закон не бессрочным, а срочным, то есть, и какой-то установить длительный период времени, в течение которого можно будет понять, что, как он выполняется, и дальше уже понимать - продлевать его или не продлевать.
Просим поддержать законопроект. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Глеб Яковлевич.
Вопросы есть? Задержитесь, Глеб Яковлевич.
Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Катасонов Сергей Михайлович.
Катасонов С. М., фракция ЛДПР.
Уважаемый Илья Вячеславович!
Мы понимаем поручение президента, как не точечное изменение, например, то, что в силах Минфина это изменения там, Налогового кодекса там, представление других льгот. Мы понимаем задачу, поставленную президентом - это развитие авиации региональной.
Вот скажите, делалась ли правительством (всё-таки вы у нас представитель правительства сегодня) оценка, насколько сегодня НДС является критической составляющей в структуре себестоимости?
Насколько мы облегчаем ситуацию с региональными перевозками? И самое главное, оценивалось ли по критериям конкретно, пассажирооборот насколько увеличится, насколько увеличится количество самолётов, рейсов и так далее? То есть что мы получим на выходе? То есть то, что вы нам сейчас предлагаете, мы поняли. Но депутаты хотели бы, наверное, знать, что в результате мы получим. Или это только ваше минфиновское вот решение, позиция президента?
Трунин И. В. Спасибо большое, Сергей Михайлович.
Да, действительно для того, чтобы развивались региональные, межрегиональные авиаперевозки необходима реализация этого целого комплекса мер. И часть из них сводится к налоговым решениям, да, часть из них может быть неналоговой. Мы полагаем, что любая, даже самая большая дорога начинается с первого шага, и один из этих шагов - это обнуление ставки НДС на авиаперевозки, минуя Москву. Уже сам этот шаг, принятие этого решения, как указано в пояснительной записке, приведёт к тому, что авиакомпании получат в случае совершения, продолжения совершения таких авиаперевозок при прочих равных условиях порядка 15 миллиардов рублей в год. Это может отразиться, как в снижении стоимости. Ну, это скорее всего не произойдёт, потому что тарифы формируются на несколько других основаниях, но может на отдельных маршрутах и привести, где высока конкуренция.
Но помимо всего прочего авиакомпании получат этот ресурс, чтобы, например, уплачивать повышенные, ну, по сравнению с московским авиаузлом, аэропортовые сборы. Потому что если количество взлётов и посадок в региональном аэропорту не очень высокое, соответственно каждый взлёт и посадка стоит дороже.
Поэтому нам кажется, что это создаёт дополнительные стимулы. Далее вопросы развития частно-государственного партнёрства, для развития аэропортов. Дальше вопросы повышения привлекательности и приобретения авиапарка, например, да, развитие отечественного авиастроения и так далее. Мне кажется, что наш законопроект, налоговый законопроект действительно вносит определённый вклад в развитие региональной авиации, естественно, является не единственным шагом, который будет предлагать правительство, а у правительства есть целая программа действий, направленная на реализацию указа президента. И полагаю, что в целом это приведёт к выполнению национальной цели, поставленной перед нами. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Пашин Виталий Львович.
Пашин В. Л., фракция ЛДПР.
Спасибо. Уважаемый Илья Вячеславович, перед праздниками у нас, как всегда, билеты взлетели в разы. Получилось так, что билеты в Крым на семью стоят гораздо больше, чем поездка в Турцию. И многие граждане были вынуждены воспользоваться этим. Объясните, почему так происходит? Мы, граждане, этого не понимаем. Почему бы не установить границы подорожания на время этих праздников?
Также вопрос. При принятии данного законопроекта какой прогноз удешевления билетов для граждан планируется? Или это делается только для авиаперевозчиков? Спасибо.
Трунин И. В. Спасибо за вопрос. Но дело в том, что я в своем докладе сказал, что в Крым уже установлена нулевая ставка НДС. То есть за счет снижения налогов снизить цены на авиабилеты в Крым уже возможности нет. Устанавливает ли ограничения колебание стоимости авиабилетов в периоды повышенного спроса, вопрос дискуссионный, он не вполне находится в сфере регулирования данного закона, но могу предположить, что если мы ограничим предельную стоимость, то билеты могут стоить дешевле, но их просто не будет, поскольку их выкупят. Сейчас хоть и по высокой цене, но в период высокого спроса они есть. Это принципы ценообразования. Главное, чтобы не было сговора и не было нарушения конкуренции при формировании цен на авиабилеты.
Что касается закона, который сейчас рассматривается, это законопроект, который направлен на установление нулевой ставки для авиаперевозчиков. Как я уже сказал, осуществление рейсов, минуя Москву, ну, например, из Екатеринбурга в Сочи, например, будет обходиться авиаперевозчику при прочих равных условиях дешевле, и дальше вопрос авиаперевозчика, куда эти ресурсы потратить, либо на снижение стоимости авиабилетов, либо на увеличение количества рейсов, например, при снижении маржинальности каждого из этих рейсов.
Полагаем, что дальше - это уже вопрос регулирования транспортной отрасли, аэропортовой инфраструктуры, каким образом это должно сказываться на развитии региональных авиаперевозок. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Шерин Александр Николаевич.
Шерин А. Н. Илья Вячеславович, понижение ставки НДС до нуля - это очень положительно. Но, как сказали коллеги, понижение цены на авиаперевозки, к сожалению, это в лучшую сторону никак не влияет.
Вот сегодня в "Новостях" весь день объявляют о том, что плохой Дональд Трамп вводит ограничение на ввоз китайских телефонов Huawei, для того чтобы защитить собственного производителя.
Вот мы такие хорошие, боремся за конкуренцию. Скажите, у нас есть закон, который бы обязывал этих авиаперевозчиков, за такую нулевую ставку НДС, не менее половины авиапарка иметь отечественного производства, потому что в своём ответе вы сообщили о том, что это также будет влиять на обновление авиапарка и поддержку отечественного авиапроизводства. Каким документом их это обязывает делать? Есть ли в стране в нашей такие нормативные документы и есть нет, то почему? Спасибо.
Трунин И. В. Александр Николаевич, это в ответе на вопрос вашего коллеги Сергея Михайловича Катасонова. Я лишь сказал, что на развитие региональных авиаперевозок влияет масса факторов, в том числе и меры по пополнению авиапарка и пополнению за счёт отечественных воздушных судов.
Каким образом это делать? Например, скажу лишь, что в правительстве уже находится на рассмотрении другой проект федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс, направленный на развитие авиаперевозок, который, в случае его одобрения, установит нулевую ставку НДС, в том числе и на реализуемые самолёты. То есть сейчас у нас самолёты облагаются по ставке 18, отечественные самолёты, в случае принятия этого закона и постановки в отечественный в российский реестр, будут облагаться по ставке 0 процентов.
Это тоже в копилку тех шагов, которые направлены на развитие, в том числе, и отечественного авиастроения.
Что касается того, насколько обязывать авиакомпании указывать направления расходования получаемых средств, не думаю, что это целесообразно, поскольку даже вот то, что сегодня обсуждается, то, что я называл, уже есть несколько направлений, их можно потратить как на развитие собственного авиапарка, так и на развитие аэропортовой инфраструктуры, так и на снижение стоимости авиабилетов. Вот какое из этих трёх направлений выбрать уже большой вопрос, поэтому такого закона, который обязывает авиакомпании этого делать, не существует, он не планируется и вряд ли целесообразен. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Савельев Дмитрий Иванович.
Савельев Д. И., фракция ЛДПР.
Спасибо, Иван Иванович.
Илья Вячеславович, авиакомпании будут развивать сеть региональных маршрутов лишь в том случае, если это будет им выгодно. Так вот вопрос: достаточно ли снизить до нуля ставку НДС, чтобы простимулировать авиакомпании развивать региональные маршруты. Есть ли у вас прогнозы по повышению активности авиакомпаний на это направление. Это первое.
И второе. По расчётам Центра стратегических разработок, до 2024 года потребуется более 230 миллиардов рублей бюджетных инвестиций для развития аэропортов России, в том числе 80 миллиардов рублей федеральным узловым аэропортам, кроме Москвы. Около 84 миллиардов региональным аэропортам и около 18 миллиардов местным. Без этих инвестиций реализация предлагаемого законопроекта будет неполной. Прокомментируйте, пожалуйста.
Трунин И. В. Спасибо большое за вопрос. Я, честно говоря, не очень понял, в чём вопрос. Я лишь могу с вами согласиться, что действительно обнуление НДС не может являться единственным фактором развития региональных авиаперевозок, поскольку для того, чтобы региональные авиаперевозки осуществлялись, необходимы не только свободные средства авиакомпаний, но и как минимум аэропорт, способный принимать воздушные суда и пассажиропоток, который будет способен наполнить те или иные маршруты.
Мы полагаем, что в случае хотя бы принятия даже этого закона, то есть снижения стоимости для авиакомпаний и региональных авиаперевозок, в финансово-экономическом обосновании цифры приведены, это само по себе может увеличить на несколько миллионов человек в год пассажиропоток на региональных маршрутах. Это приведёт и к созданию новых рабочих мест, и собственно к развитию сети региональных аэропортов, региональных аэромаршрутов.
Но вы совершенно правы, нужны ещё и дополнительные меры, нужны инвестиции, нужны меры, которые создают стимулы для инвестиций, в том числе и в аэропортовую инфраструктуру. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Тумусов Федот Семёнович.
Тумусов Ф. С, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Спасибо. У меня вопрос к представителю правительства.
Уважаемый Илья Вячеславович, понятно, что законопроект направлен на стимулирование авиакомпаний, чтобы они обходили Москву. То есть видимо это снизит нагрузку на московские аэропорты, и видимо будет повышать безопасность работы аэропортов. Наверное, самолёты будут летать через Санкт-Петербург, ну, ещё не знаю, ещё через какие аэропорты.
Но самый главный вопрос-то у нас - пассажир и стоимость авиабилетов. Насколько всё это мероприятие будет влиять на цены авиабилетов, и будут ли снижаться для пассажиров цены на авиабилеты? Спасибо.
Трунин И. В. Федот Семёнович, спасибо за вопрос.
Прокомментирую то, что законопроект не направлен на то, чтобы авиарейсы не летали, чтобы авиакомпании не летали в Москву. В Москву как рейсы совершаются, так и будут совершаться, это выгодное направление.
Проблема лишь в том, что у нас зачастую чтобы добраться с помощью самолёта, авиатранспорта из одного субъекта, например, в соседний, может быть, и не настолько близлежащий, если мы говорим о территории за Уралом, например, необходимо использовать авиаперелет через Москву, потому что самолет летает не каждый день, либо в неудобное время, либо вообще не летает.
Вот законопроект направлен на то, чтобы такие прямые межрегиональные перевозки сделать более выгодными.
Соответственно, если они вообще не летают, то снижение финансовой нагрузки на рейс может послужить стимулом для того, чтобы такой рейс запустить. Если билет стоит слишком дорого, то опять же снижение налоговой нагрузки на такой межрегиональный рейс приведет к снижению стоимости авиабилетов, если ситуация там полностью конкурентна.
Поэтому вот ответ на ваш вопрос. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Илья Вячеславович.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список.
Нилов Олег Анатольевич.
Нилов О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", конечно же, поддержит представленный законопроект правительства, ну о практически обнулении ставки НДС для внутренних авиаперевозок.
Еще бы нам не поддержать, потому что ровно четыре года назад с этой трибуны я докладывал ну практически один в один эту инициативу об обнулении ставки НДС для внутренних авиаперевозок.
Правда тогда заключение правительства было негативным, крайне отрицательным. Ну конкретно в этом заключении говорилось, что, ну, благое намерение, но это же создаст прецедент и для других транспортников, которые внутри России осуществляют перевозки грузопассажирские, туристические и так далее, и так далее.
Вот прошло 4 года, медленно, но камень, что называется, сдвигается. И я считаю, что как раз нужно создавать такой прецедент и развивать его дальше и на другие транспортные отрасли.
А теперь, коллеги, вот по тому, что мы получили во время общения "вопрос — ответ" с представителем правительства.
Я считаю как раз не надо стесняться, во втором чтении либо решениями правительства ограничить направление этих самых средств.
Да, какие-то миллиарды, десятки миллиардов рублей будут направлены теперь внутрь авиакомпаний, а вот дальше пусть они, мол, сами решают, что с ними делать. Зачем такую вольность предоставлять? Они решат положить их в карман, допустим, в виде прибыли, сверхприбыли.
Вот это я предлагаю ограничить, уважаемые коллеги, правительство.
Да, новый авиапарк. Замечательно. Улучшить инфраструктуру, повысить безопасность. Но самое-то главное, снизить цену на билеты. Почему этого приоритета нет? А мы как раз считаем, что этот главный приоритет должен быть достигнут различными реформами, поправками в закон и так далее, и так далее.
Поэтому, уважаемые члены правительства, надо, во-первых, идти дальше, нужно разбираться с ценами на топливо, которое является главной ключевой составляющей, которую точно нужно снижать.
В России, в стране, добывающей самое большое количество нефти, мы имеем цены выше иногда даже, чем в Европе на авиакеросин. Нужно идти дальше, но с главным приоритетом.
Вот этого, к сожалению, не услышали. Надеемся на то, что поправками мы это поправим вместе с вами. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Олег Анатольевич. Тумусов Федот Семёнович.
Тумусов Ф. С. Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Для нашей страны, для нашей огромной Российской Федерации вопрос снижения цен на авиабилеты, он очень актуален.
Мы надеемся, что вот одна из мер, которая сегодня предлагается, снижение нагрузку на авиакомпании, она тоже будет стимулировать с тем, чтобы снижать цены на авиабилеты.
И снижение цен на авиабилеты, особенно актуально для Дальнего Востока и для моей родной Якутии.
И при этом она состоит из двух аспектов. Первое - это полеты с Дальнего Востока в европейскую часть страны. Да, там по заданию Президента Владимира Владимировича Путина принимаются меры, которые я считаю недостаточными, выделяются субсидии, и снижаются, субсидируются билеты и снижаются цены на авиабилеты с Дальнего Востока на европейскую часть страны.
Но при этом внутрирегиональные перевозки, вот Якутия - это 1/5 часть страны, если с севера на юг полететь, это полететь через всю Россию, и там цены очень огромные. Если можно с Якутска до Москвы за 6 часов полета купить билет за 15 тысяч, а если повезет, даже по каким-то акциям за 7 тысяч рублей, то если полететь из Якутска в Черский, то это надо в один конец 40 тысяч рублей надо платить, и туда и обратно это получается 80 тысяч.
Вот недавно Министерство экономики Якутии объявило, выпустило такой бюллетень, по которому средняя заработная плата в Якутии больше, чем 66 тысяч рублей, и в социальных сетях взорвалась такая бомба, да. Где эти 66 тысяч рублей? Кто получает столько зарплаты? Понятно, Вася получает, значит, 100 тысяч рублей, Петя получает 20 тысяч рублей, в среднем они получают 60 тысяч рублей. Или, там, Вася кушает мясо, Петя кушает капусту, в среднем они кушают голубцы, понимаете? Значит, по моим расчетам заработная плата для большинства населения республики, она составляет где-то 30-35 тысяч, и вот представьте себе, в один конец 40 тысяч надо лететь.
Поэтому я обращаюсь к правительству, вот эти меры, которые принимаются к тому, чтобы снижать нагрузку на авиакомпании, она ещё и стимулировала авиакомпании снижать цены на авиабилеты для наших граждан, для граждан Российской Федерации. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Федот Семёнович.
Шерин Александр Николаевич.
Шерин А. Н. Уважаемые коллеги, второй день подряд не могу получить ответ на вопрос по поводу поддержки российского авиапрома. Но ещё раз напоминаю, что и в этом зале неоднократно, и в средствах массовой информации Владимир Жириновский, партия ЛДПР обозначала свою позицию о необходимости создания министерства гражданской авиации.
Вот привожу вам ещё раз пример, этой вот загнивающей Америки, в которой Дональд Трамп, который не понимает, что хочет, почему-то, в нарушение всех экономических свобод запрещает ввозить телефоны китайской компании "Huawei", потому что очень хотел бы, чтобы развивалась промышленность американская.
Значит, 24 апреля 2019 года Правительство Российской Федерации одобрило закупку Аэрофлоту 100 самолётов Boeing и Airbus. То есть мы о чём говорим? О том, что лоббистские возможности импортных авиапроизводителей в Российской Федерации колоссальны. И глава Минпромторга говорит, что каждая вторая машина к 2030 году в Российской Федерации будет отечественной. Я задаю вопрос: с чего это вдруг произойдёт? То есть если бы вы нам сказали - мы освобождаем от НДС только те компании, которые там ежегодно будут обновлять авиапарк и к 2030 году 50 процентов будет только отечественного производства, мы будем понимать, что эти деньги, которые они сэкономили и недоплатили в бюджет нашей страны в виде 15 миллиардов рублей, они пойдут на приобретение отечественного самолёта. И тогда будет отечественная авиапромышленность развиваться.
Я как представитель Комитета Государственной Думы по обороне периодически присутствую на вопросах, которые мы рассматриваем на комитете о том, как же наши оборонные предприятия будут переходить на гражданскую продукцию. Хорошо, что наша промышленность получает гособоронзаказ, но как им переходить постепенно на гражданскую продукцию, если в нашей стране упорно не хотят принимать этот закон? То есть если вы делаете какие-то льготы для авиаперевозчиков, это хорошо. Но вы тогда на них налагайте какие-то обременения, обязательства, что они должны иметь, ну, как минимум половину отечественного авиапарка. А если этого не будет, то, соответственно, глупые непонятные америкашки будут принимать законы, которые будут защищать их промышленность, а наша продвинутая Россия-матушка, которая выступает исключительно за конкуренцию, будет одабривать приобретение 100 самолётов на сотни миллионов долларов, а наш отечественный авиапром будет довольствоваться тем, что осталось на рынке, может быть, кто-то что-то приобретёт, и на эти деньги мы будем развивать нашу авиапромышленность.
Конечно, хорошо, что мы освобождаем авиаперевозчиков от этого налога - НДС, делаем нулевую ставку, но непонятно, какие обязательства на них возлагаются, то ли стоимость на билет будет понижаться, то ли они обязаны закупать отечественные самолеты, вот этот вопрос остается открытым. Но то, что на эти деньги можно было за 3 года закрыть вопрос очередью ветеранов боевых действий на жилье, я тоже, честно говоря, тоже понимаю. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Александр Николаевич. (Аплодисменты.) Юрков Дмитрий Васильевич. Юрков Д. В. Уважаемые коллеги!
Ну конечно, можно много спорить достаточно или недостаточно мер для того, чтобы развивать региональную авиацию, но принимаемое сегодня нами решение как раз способствует расширению сети межрегиональных регулярных авиационных маршрутов, а это позволит человеку летать из одного объекта в другой, минуя московские аэропорты, что будет способствовать, в том числе, и развитию внутреннего туризма.
Основываясь на этом, что закон нужный, необходимый фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Дмитрий Васильевич. Катасонов Сергей Михайлович.
Катасонов С. М. Сегодня в вопросах, которые прозвучали к правительству и в выступлениях, мне показалось, все депутаты выражали определенное ну не то, что сомнение, а желание как-то посмотреть на конечный результат, как-то системно понять, что мы получим в итоге, и в вопросах, и в выступлениях мы это слышали. И я думаю, что это не случайно, потому что получается так, что есть поручение правительства, есть поручение правительству президентом, в котором не ставятся какие-то точечные по министерствам задачи, а ставится глобальная проблема - это переход на региональную авиацию не связанную с Москвой.
Если мы с вами возьмем любую страну, хоть в Европе, хоть в Америке и просто откроем, и посмотрим маршруты самолетов, знаете, такой рисунок, то мы увидим такие цветы вокруг каждого города.
А если мы откроем Россию, то у нас практически всё, вся страна замыкается на один единый центр — на Москву, и, конечно, здесь не только следует говорить о проблемах доступности, о проблемах времени, о проблемах затрат, это проблема национальной безопасности. Мы сегодня все завязаны на одном городе. И если возникнут проблемы с аэропортами, у нас встанет вся страна.
Поэтому, когда президент нам говорит о региональной авиации, он же не ставит задачу конкретно там, снизить налоги, снизить топливо и так далее.
Почему у депутатов так много вопросов?
Мне кажется, если бы правительство, а сегодня мы слушаем представителя правительства, пришли с комплексными мерами, и мы бы увидели в технико-экономическом обосновании и понимали, да, 15 миллиардов, Илья Вячеславович, это достойная сумма, которая, конечно, не скажется на стоимости билетов, о чём говорили мои коллеги, но она скажется на экономике компаний регионально, мы поддержим региональные компании, но, если не будет снижение цены, не изменится.
Я вот сужу по Оренбургской области, у нас ЛТ-410, самолёты мы там приобретали-приобретали, у нас были маршруты из Оренбурга и в Казань, и в Свердловск, и в Уфу, и это всё схлопнулось. То есть, у нас остался, по-моему, один город, куда летает этот самолётик и всё.
Так что мы хотим? Мы хотим всё-таки отчитаться, что мы какие-то меры, каждый в своём министерстве делает, или мы хотим запустить эту вот махину?
Мне кажется, если бы правительство пришло в Государственную Думу с пакетом законопроектов, с комплексным, потому что, посмотрите, мы слышим вице-премьера Козака, который говорит: давайте будем регулировать цены, население не должно страдать от, скажем так, конъюнктуры внешней, внутренней.
Минуту, минуту.
Председательствующий. Минуту добавьте.
Катасонов С. М. Давайте, вы покажите депутатам, что произойдёт. То есть, есть программа, есть национальные проекты, наверняка есть индикаторы, давайте послушаем региональные компании — а что нам нужно?
Да, эта мера, она даёт, но результат-то будет или нет? Или просто это в какой-то мере удлинит, скажем так, процесс банкротства и гибели наших региональных компаний?
Давайте посмотрим в структуре себестоимости, сколько у нас НДС составляет? 15 миллиардов - это хорошо, но сколько?
Я думаю, что реально мы понимаем, что топливо - там главная составляющая в структуре.
Если мы хотим изменить ситуацию и при снижении доходов населения запустить всё-таки региональные, то мы должны говорить и о цене на топливо, мы должны говорить о субсидировании, мы должны говорить о лизинге, мы обо всём, и тогда у депутатов будет ясная картина. Раз. У правительства будет понимание, что мы делаем комплексно, и есть индикаторы, по которым мы потом будем спрашивать. И тогда мы все будем принимать взвешенные правильные решения. Но мы поддержим данный законопроект. Председательствующий. Спасибо, Сергей Михайлович.
Ганзя Вера Анатольевна. Приготовиться Старовойтову Александру Сергеевичу.
Ганзя В. А., фракция КПРФ.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, полностью согласна с предыдущим выступающим, Сергей Михайлович абсолютно правильно поставил вопросы. Жаль, что сегодня все эти вопросы, адресованные представителю Минфина, потому как сегодня Минтранс должен отвечать в большей степени на эти вопросы и Правительство в целом Российской Федерации. Это действительно так. Безусловно, сегодня состояние региональной авиации вызывает тревогу и огромную тревогу. Почему? Потому что устарел парк воздушных судов, они все старьте и держатся, честно говоря, действительно на честном слове. Никакой или серьёзной, я бы так сказала поддержки государственной вот этой проблемы тоже практически нет.
Себестоимость вот этих авиаперевозок очень высокая. И ещё много можно перечислять подобного рода проблемы. Но эти проблемы все решаемые, и их можно решить. Но однако та мера, которая сегодня предлагается, это, как говорится, первый шаг к решению всех этих проблем, это мера явно недостаточная.
Я могу сказать, что сама жила в городе Барабинске, и собственно моя семья там, город Барабинск в Новосибирской области, 300 километров от Новосибирска и есть, был точнее аэропорт в этом городе Барабинске. Количество жителей там всего 29 тысяч человек. Но тем не менее был аэропорт. И можно было соседним городам небольшим в течение 50 минут добраться до областного центра. И есть у нас ещё в Новосибирской области Колывань, там 25 километров до областного центра, до аэропорта областного центра. Так вот в 70-е годы три рейса в день были для того, чтобы людям можно было добраться до областного центра очень быстро и без всяких проблем. И стоимость билетов была, кстати, достаточно приемлемая. Можно было летать.
Сегодня мы этим похвалиться не можем. То есть мы разрушили и уничтожили все, что только было можно. Региональную авиацию, в том числе.
Вот совсем недавно прошел первый конгресс всероссийский, правда, там присутствовали представители малой авиации, легких воздушных судов, но тем не менее проблемы затрагивались те же самые.
Какие проблемы? Это проблемы, которые сегодня убивают практически региональную авиацию. И никакие налоги, снижение налоговых ставок, думаю, что эти проблемы не решат. Нужна очень хорошая государственная программа реанимации региональной авиации. Или, например, тот же самый федеральный проект. У нас есть множество, 73 вот федеральных проекта, а то, что сегодня необходимо сделать, выполнить, решить проблемы, к сожалению, такого проекта у нас нет. А жаль. Нужно это делать.
Какие ещё проблемы? Кадры. Сегодня очень много вопросов вызывают и последние аварии, и, вообще, подготовка летного состава авиации. И проблему эту поднимали на уже обозначенном мною конгрессе. Дело в том, что эта серьезная проблема ведет к тому, что какие бы мы налоговые льготы ни предпринимали, ни вводили, она, собственно, вот решить все проблемы этой авиации не сможет, в том числе и кадровую проблему, в том числе проблемы себестоимости. То есть нужна государственная поддержка, реальная государственная поддержка.
Наша фракция, безусловно, поддержит данный законопроект, но принимать такие решения только для того, чтобы разгрузить московские аэропорты, а не решить проблему развития региональной авиации, думаю, что очень мало, нужно более серьезные меры предпринимать, для того чтобы эти проблемы решить.
Председательствующий. Спасибо, Вера Анатольевна.
Старовойтов Александр Сергеевич.
Старовойтов А. С, фракция ЛДПР. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Фракция ЛДПР, как сказали мои уже коллеги по партии, поддержит, конечно, данный законопроект, потому что мы поддержим любые меры, которые могли бы способствовать удешевлению, в первую очередь, перелётов для наших граждан Российской Федерации.
Вот приближается летний период, увеличивается количество людей, которые прилетают из точки А в точку Б. В прошлом году, в позапрошлом году вот с приближением летнего периода мы начинаем поднимать тему насчёт стоимости авиационных билетов, а между тем мы вынуждены констатировать факт, что правительство совершенно не контролирует ситуацию по этой стоимости. И вот почему.
Я приведу совершенно простые примеры, и всё-таки хочу напомнить, что мы постоянно говорим, что мы социально-ориентированное государство, в котором должны выдерживаться социально-ориентированные цены, в том числе на процесс перевозки.
Не так давно я был в командировке в Турции, мне нужно было купить билет из аэропорта Тазипаша" в Анкару, билет стоил на турецкие лиры, переведу сразу на русские рубли, так будет всем понятней, 1 тысяча 700 рублей, диапазон этих билетов был от 900 рублей до 1 тысячи 800 рублей, причём эти билеты можно было купить за два дня, за три дня, за четыре дня, за пять дней, то есть ценник практически не менялся. Перелёт из Анкары в Стамбул стоил приблизительно такие же деньги. Вот я вам скажу, что перелёт из Газипаша в Анкару - это, приблизительно, 450 где-то километров по прямой, но, в общем, чуть-чуть меньше 500-т.
Каждый месяц мы с вами, коллеги, посещаем наши регионы, и, естественно, каждый месяц я летаю в Белгородскую область. Я могу сказать, что ценник Москва-Белгород или Белгород-Москва... Ну, найти ниже 4 тысяч крайне тяжело, то есть в среднем ценник варьируется где-то в 4,5, 5, 6, 7, 8, 9, 10 тысяч.
Вот скажите, пожалуйста, с учётом того, что авиационный керосин продаётся по рыночным деньгам, по рыночной стоимости, я очень сомневаюсь, что в Турции есть какие-то другие механизмы приобретения рыночного авиационного керосина. Аэропортовые сборы, как я предполагаю, тоже, наверное, в среднем по мировым расценкам одинаковы.
Вот правительство, выходя с такой инициативой, с которой вы вышли сегодня, в частности, Министерство финансов, коль уж скоро вы вышли, давайте тогда отдувайтесь, готово ли нам дать экономику процесса перевозки на примере одного авиарейса?
Вы изучали, сколько, например, зарабатывает авиационная компания, перевозя пассажиров при полной загрузке самолёта из Москвы в Белгород с минусом расходов керосина и за минусом аэропортовых сборов? Ну, если ещё какие-то расходы есть в части, типа оперативный лизинг, в котором находятся самолёты, вопросов нет, давайте приплюсуем. Или вы как рассматриваете ситуацию? Приходит к вам уважаемый, допустим, Аэрофлот и говорит: вы знаете, по сравнению с прошлым годом наша доходная часть уменьшилась на 10 процентов.

Окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/6279928.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments