leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Заседание Комитета Госдумы по образованию и науке - окончание материалов

Геннадий Онищенко: Такой оголтелый прагматизм – комитет по образованию и науке обсудил информатизацию образования, электронного университета пока нет
21 мая 2019 года в зале 706 состоялось очередное заседание Комитета Госдумы по образованию и науке. Провел зампред комитета Геннадий Онищенко
Окончание материалов, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/6287217.html
Информация по вопросу реализации рекомендаций, содержащихся в пункте 3 решения Комитета Государственной Думы по образованию я науке от 20 февраля 2018 г. № 40-5 «Развитие информатизации системы образования. Совершенствование законодательства в области электронного обучения я дистанционных образовательных технологий»
По вопросам рассмотрения возможности внесения в нормативные правовые акты Минобрнауки России изменений, предусматривающих в полной мере учет специфики требований к осуществлению образовательной деятельности с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, Министерство в части своей компетенции сообщает.
Основные такие требования изложены в части 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). Так, при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
В соответствии с указанными требованиями в Порядке применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденном приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 (зарегистрирован Минюстом России 18 сентября 2017 г., регистрационный № 48226) (далее - Порядок), установлено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять реализацию образовательных программ или их частей с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся независимо от их места нахождения и организации, в которой они осваивают образовательную программу, достижение и оценку результатов обучения путем организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».
При этом ряд федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования содержит требование, что в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
—Учет специфики—требований к осуществлению образовательной деятельности с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обеспечивается также при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования и при проведении государственной итоговой аттестации.
Так, в соответствии с Порядком приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 октября 2015 г. № 1147 (зарегистрирован Минюстом России 30 октября 2015 г., регистрационный №39572), организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе проводить вступительные испытания с использованием дистанционных технологий при условии идентификации поступающих при сдаче ими вступительных испытаний.
Также в Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636 (зарегистрирован Минюстом России 22 июля 2015 г., регистрационный №38132), и в Порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2016 г. № 227 (зарегистрирован Минюстом России 11 апреля 2016 г., регистрационный № 41754), установлено, что особенности проведения государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. При проведении государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает идентификацию личности обучающихся и контроль соблюдения требований, установленных указанными локальными нормативными актами.
Кроме того, согласно пункту 9 Порядка при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации, осуществляющие образовательную деятельность, ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот, в том числе в электронно-цифровой форме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Возможность обозначенных в решении Комитета выдачи электронных документов об образовании и (или) о квалификации, формирования регламентов государственной экспертизы и регистрации электронных изданий образовательного назначения, используемых при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, действующей редакцией Федерального закона не предусмотрена.
По вопросу о возможности образовательных организаций при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий самостоятельно устанавливать начало учебного года (курса), в том числе индивидуально для каждого обучающегося, необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность, в том числе в осуществлении образовательной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Согласно порядкам и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам различных уровня и (или) направленности или по соответствующему виду образования учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября. При этом организация может перенести срок начала учебного года в соответствии с положениями указанных порядков. Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона обучающимся предоставляются академические права, в том числе на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами организации. При этом под индивидуальным учебным планом согласно пункту 23 статьи 2 Федерального закона понимается учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Таким образом, предлагаемые в решении Комитета рекомендации по указанным вопросам на законодательном уровне уже урегулированы.
По рекомендации Комитета о внесении в перечни профессий, специальностей и направлений подготовки (далее - перечни), профессий, специальностей и направлений подготовки, обеспечивающих развитие и функционирование системы электронного обучения, необходимо отметить следующее.
В соответствии с пунктом 2 Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1059 (зарегистрирован Минюстом России 3 октября 2013 г., регистрационный № 30088) (далее — Порядок формирования перечней), перечни формируются и пересматриваются Минобрнауки России в соответствии с актуальными и перспективными потребностями в кадрах общества и государства. При этом внесение изменений в перечни осуществляется после принятия Минобрнауки России соответствующего федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования (далее - ФГОС) (пункт 3 Порядка формирования перечней). Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 г. №434 (далее - Правила). В соответствии с пунктом 5 Правил разработанные в установленном порядке проекты ФГОС рассматриваются советом по федеральным государственным образовательным стандартам. В настоящее время указанный совет формируется.
Одновременно необходимо отметить, что в настоящее время начата реализация проекта «Университет национальной технологической инициативы 20.35», целью которого является создание нового формата обучения, в котором необходимые обучающемуся образовательные модули будут индивидуально собираться в тех образовательных организациях, которые обладают наилучшими курсами. Университет национальной технологической инициативы 20.35 является цифровой платформой, представляющей собой совокупность информационных систем, основным направлением деятельности которой является обеспечение привлечения заинтересованных юридических лиц, в том числе образовательных организаций, и физических лиц к формированию персональных траекторий развития физического лица в целях обеспечения его участия в реализации Национальной технологической инициативы.
Кроме того, в документах стратегического планирования Российской Федерации предусмотрены мероприятия по развитию цифровой образовательной среды.
Так, в настоящее время в рамках национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 20IS г. № 16) начата реализация федеральных проектов «Цифровая образовательная среда» и «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», в соответствии с которыми, в том числе запланированы: разработка и внедрение федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды, набора типовых информационных решений в целях реализации в образовательных организациях целевой модели цифровой образовательной среды; обеспечение свободного (бесплатного для пользователей) доступа по принципу «одного окна» для всех категорий граждан, обучающихся по образовательным программам высшего образования и дополнительным образовательным программам, к онлайн-курсам, реализуемым различными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и образовательным платформам.
Также в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации (утверждена президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) начата реализация федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», в соответствии с которым запланированы создание и обеспечение функционирования сети центров на базе образовательных организаций высшего образования для разработки моделей «Цифровой университет», под которым понимается совокупность методологических подходов, цифровых технологий и технологических решений (в том числе информационных ресурсов, сервисов и инфраструктуры), обеспечивающих соответствие образовательной и научно-исследовательской деятельности, а также управленческих процессов образовательной организации высшего образования требованиям цифровой экономики.
Задачей Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды» обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Дополнительно следует отметить, что вопрос, связанный с предложением внесения изменений в Федеральный закон «Об образовании в Россий Федерации), направленных на установление новой категории образовательных организаций высшего образования «Открытый университет» («электронный университет»), рассматривался в рамках поручения Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2019 г. № ДМ-П8-2706Др. По результатам рассмотрения Министерством было предложено рассмотреть данный вопрос в рамках проектного комитета национального проекта «Образование».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments