leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 21.05.14 заявления от фракций

Стенограмма пленарное заседание ГД 21.05.14 заявления от фракций Владимир Поздняков Владимир Жириновский Петр Толстой Вячеслав Володин
СТЕНОГРАММА двести двенадцатого заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Здание Государственной Думы. Большой зал.
21 мая 2019 г. 12 часов. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин
Председательствующий. Добрый день, уважаемые коллеги! Просьба зарегистрироваться.
Пожалуйста, включите режим регистрации. Коллеги, идет регистрация. Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты регистрации (12 час. 01 мин. 13 сек.)
Присутствует 422 чел 93,8 %
Отсутствует 28 чел 6,2%
Всего депутатов 450 чел.
Не зарегистрировано 28 чел 6,2 %
Результат: кворум есть Кворум есть. В зале присутствует 422 депутата. Пожалуйста, Ольга Викторовна Савастьянова.
Севастьянова О. В., председатель Комитета ГД по контролю и Регламенту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! По уважительной причине сегодня на пленарном заседании отсутствует 25 депутатов, соответственно, присутствовать должно 425. Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, прежде чем приступим к работе, давайте поздравим Вяткина Дмитрия Федоровича с днем рождения (аплодисменты) и Петрова Александра Петровича. (Аплодисменты.) Он здесь.
Коллеги, и сегодня с замечательным праздником давайте поздравим человека, которого вы хорошо все знаете, сегодня День полярника, Артура Николаевича Чилингарова. Он у нас к этому дню имеет отношение. (Аплодисменты.) Артур Николаевич, счастья, здоровья, политического долголетия вам, чтобы у вас всё было хорошо.
Уважаемые коллеги, и обращаю ваше внимание на то, что почему-то безынициативна фракция ЛДПР, сегодня День военного переводчика.
Депутатам фракции ЛДПР необходимо учить биографию своего лидера.
Владимир Вольфович часть своей жизни отдал работе военного переводчика. Владимир Вольфович, вас с праздником. Коллеги, давайте поаплодируем. (Аплодисменты.)
Коллеги, аплодируя руководителю фракции ЛДПР, мы аплодируем всем военным переводчикам, которые сегодня находятся в различных горячих точках, в Сирии. Поэтому с этим именно связано такое доброе отношение. Думаю, что вы согласитесь с этим.
Есть предложение принять за основу проект порядка работы. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (12 час. 04 мин. 22 сек.)
Проголосовало за 417 чел 92,7 %
Проголосовало против О чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 417 чел.
Не голосовало 33 чел 7,3 %
Результат: принято Принимается за основу единогласно порядок работы на сегодняшний день.
Коллеги, есть ли вопросы по порядку на сегодняшний день? Нет.
Ставится в целом порядок работы на сегодняшний день. Пожалуйста, включите режим голосования. Кто за?
Раиса Васильевна, вам вот микрофон не нужен. Мы слышим хорошо. Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 05 мин. 05 сек.)
Проголосовало за 413 чел 91,8 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 414 чел.
Не голосовало 36 чел 8,0 %
Результат: принято
Принимается порядок работы в целом на сегодняшний день.
Уважаемые коллеги, в соответствии с нашим Регламентом выступления по актуальной повестке представителей политических фракций.
Фракция КПРФ - Поздняков Владимир Георгиевич.
Пожалуйста, Владимир Георгиевич.
Подготовиться фракции ЛДПР - Жириновскому Владимиру Вольфовичу. Поздняков В. Г., фракция КПРФ.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты, коллеги!
Мое сегодняшнее выступление вызвано неординарной ситуацией вокруг законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон "Об энергетике", о перечне регионов, в которых установлены льготы по тарифам на электроэнергию — это простое название, а по-полному — это в части ограничения перечня отдельных частей ценовых зон оптового рынка, в которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков.
Льготы по тарифам установлены для особо избранных регионов, таких регионов у нас в стране девять. За период 2009 года правительство определило перечень регионов Российской Федерации, но по каким-то своим параметрам. Для них установлены регулируемые, сниженные цены на электроэнергию для
потребителя. На сегодняшний день это республики Бурятия, Карелия, Тыва, регионы Северного Кавказа - республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия - Алания, Чечня... Чеченская.
Однако перечень критериев, параметров, повторяю, не определен, они для широкой общественности неизвестны. А критерии в то же время необходимы для определения эффективности действия режима регулирования цен на электрическую энергию в регионе, например, для выполнения важных государственных программ, указов президента, развития региона, строительства крупных объектов и так далее, и так далее. Отсутствие критериев анализа выполнения поставленных задач порождает правовую неопределенность и не позволяет включить те или иные регионы в перечень или вынести их из списка на основе ротации.
Как вы понимаете, льготы для вышеперечисленных регионов идут за счет всех остальных субъектов - 76 из 85. Ответов на поставленные мною вопросы не получено ни от правительства, ни от Комитета по энергетике. Имеются лишь некоторые высказывания, мол, требовалось восстановить порушенный войной субъект на Кавказе, поддержать кандидата на избрание главой в другом субъекте, погасить задолженность населения по платежам в третьем и так далее.
Имеется также неясность и в самом законопроекте, внесенном правительством. В пояснительной записке отмечается, цитирую: "Предлагаемые проектом изменения не связаны с реализацией государственной программы Российской Федерации и не влияют на достижение цели". Странно, льготные тарифы на электроэнергию для регионов установлены, а задачи не поставлены. Правительство действовало и продолжает действовать, я так понимаю, в ручном управлении.
Не получен ответ также, для чего именно законом утверждается перечень регионов, в которых действуют льготные тарифы. Чтобы снять ответственность с правительства и возложить её на Государственную Думу?
Более того, особенности функционирования ценовых зон в девяти регионах будут продолжать действовать до 1 июля 2027 года, ещё на восемь лет. Почему? Ответа тоже нет. На мой взгляд, провал заявленного ранее посыла - "рынок всё отрегулирует", нет, рынок не справился.
В высказываниях депутатов на двух заседаниях Комитета по энергетике, на пленарном заседании, когда обсуждался закон в первом чтении, высказывались просьбы по оказанию помощи многим регионам по снижению цен на электроэнергию для потребителя, по справедливому регулированию тарифов. Это Ставрополье, Республика Алтай, Нижегородская область, регионы Центральной России, Забайкальский, Хабаровский край и в целом субъекты Дальнего Востока.
Говорилось также, что сложившаяся ситуация регулирования цен и тарифа вот таким ручным управлением это тупиковый путь для нашей экономики.
Товарищи депутаты, учитывая рекомендации Председателя Государственной Думы Вячеслава Викторовича Володина о максимальной приближённости заявлений депутатов, выступающих от фракций, по обсуждаемым на пленарных заседаниях законопроектам, то есть они должны быть приближены к жизни, а не вообще заявления. Тем более что предстоящее обсуждение по тарифам, о котором я сейчас говорю, будет 23 мая, и во втором чтении на пленарном заседании без предварительного вас информирования вопрос не решить.
Предлагаю при рассмотрении законопроекта во втором чтении вернуть законопроект в первое чтение, перечень регионов Российской Федерации, в которых установлены льготные тарифы на электроэнергию, отменить, а не откладывать ещё на восемь лет и либо сформулирует новый перечень регионов и уже для реализации государственных программ в них.
Далее. Для выполнения указа Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 7 мая 2018 года номер 204 о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года, в котором записано: "Вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического развития выше мировых".
И вот исходя из роли энергетики, как основы экономики, предлагаю перевести отрасль в государственное управление, возродить единый электроэнергетический комплекс, функционирующий в интересах и в потребностях общества.
Федеральный закон "Об электроэнергетике" должен быть коренным образом преобразован, для этого создать соответствующую рабочую группу в Государственной Думе.
Министерство электроэнергетики России должно быть собственником всех генерирующих предприятий, линий электропередач, научных, проектных, изыскательских, строительно-монтажных организаций, потому что электростанции и линии электропередач - это дорогостоящие объекты и они непосильны частным компаниям. А научно-технический прогресс с элементом унификации и стандартизации возможен только при едином государственном управлении.
В отрасли сегодня идёт нерегулируемый рост цен и тарифов на электрическую энергию. Расширяется экспансия крупных западных транснациональных компаний, скупивших значительную часть отраслевых активов, износ оборудования в электроэнергетике порядка 60 процентов, в отрасли немало и других проблем.
Упомянутый мною указ президента номер 204 не выполняется по многим направлениям. Главное: темпы роста инфляции выше предусмотренного, рост экономики ниже среднемирового, Россия в рейтинге по величине номинального валового внутреннего продукта занимает 12-13 место.
По данным Международного валютного фонда, с 2012 года доля России в мировом ВВП, по сравнению с 2017 годом, сократилась. Чистый отток денежных средств из России за 2018 год составил почти 154 миллиарда долларов, что в полтора раза превышает среднемасштабную утечку капиталов в России за предыдущий десятилетний период 2008-2017 годы, а это эквивалентно 10 триллионам рублей, то есть вместо развития, налицо стагнация экономики.
Несколько слов о современном положении электроэнергетики в России. Электроэнергетика - это основа экономического развития страны, более того это основа жизнедеятельности человека. Однако по выработке и потреблению электроэнергии, а это интегральный показатель развития страны, с 1990 года по 2018-й рост составил всего 0,9 процента. Это означает, что за 28 лет в России никакого развития нет, увеличения ВВП в течение 28 лет нет. В Китае за эти годы ВВП вырос в 6,5 раза. Даже Штаты увеличили свой ВВП на 65 процентов. Вопрос. Что мешает социально-экономическому развитию России? Кардиальных мер в указе президента номер 204, ни в Послании Президента 20 февраля 2019 года ничего не предложено.
Вывод. В нашей стране отсутствует правильная социально-экономическая политика. Правительство, которое не обеспечивает развитие страны... а законотворческая деятельность является крайне несостоятельной, надо не вносить бесконечно поправки к действующим, не действующим, плохим законам, а срочно разработать основные принципы и положения новой социально-экономической политики, обеспечивающей выживание и развитие страны. Ну начнём хотя бы с введения государственного регулирования электроэнергетической отрасли. Депутаты фракции КПРФ готовы предоставить соответствующие предложения.
И ещё один вопрос, о котором я хотел вам сообщить. Сейчас идёт рейдерский захват совхоза имени Ленина, руководитель Павел Грудинин. Принято обращение в народно-патриотические силы России "Руки прочь от Грудинина!" "Защитим народное предприятие!" Подписало это обращение более 50 руководителей общественных организаций. Направлено обращение Президенту Путину, Генеральному прокурору, Председателю Верховного Суда, руководителю ФСБ с просьбой рассмотреть. Наш лозунг, КПРФ, "Руки прочь от Грудинина!" Спасибо. Я выступление закончил.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Георгиевич, спасибо. Слово предоставляется Жириновскому Владимиру Вольфовичу, фракция ЛДПР, руководителю фракции.
Подготовиться Толстому Петру Олеговичу. Жириновский В. В., руководитель фракции ЛДПР.
Спасибо, что вспомнили про день военных переводчиков, они на очень опасной работе, чаще всего именно они и гибнут, потому что они должны быть там, где, может быть, еще наших войск нет, там, где нет системы ПВО, но есть необходимость быстро перевести на русский язык или на местный язык.
Я хочу коснуться самой злободневной темы - это возможный удар по Ирану. 10 лет назад в этом зале я сказал, что решение об этом принято. Когда Владимир Владимирович здесь сидел и, комментируя выступления лидеров фракций, он сказал, что ему пока об этом ничего неизвестно. Ну вот сейчас ролик покажут вам, чтобы напомнить, что мы об этом предупреждали.
(Идет демонстрация видеоролика.)
Вот это 10 лет назад было. Почему тогда не был нанесен удар? Поскольку другие были конфликты и Ирак еще не закончился, Афганистан и Сирия, создавалась ситуация известная нам, теперь подходы к Ирану обеспечены, в том числе, и новый режим в Ереване. Базу пока Ереван не дает американцам, но, возможно, даст разрешение на использование аэродромов, а там отличные бывшие советские аэродромы, и прямо рядом Иран, если потребуется это американцам.
И американцам надо вывести свои войска из Афганистана и из Ирака, там население уже готово поднять восстание против них. А куда их выводить? Вот и дадут им сухопутную операцию. Как начнётся конфликт? Израиль нанесёт удар по тем объектам, где, ему кажется, его разведке, есть центры ядерные - по обогащению урана, а, возможно, и по, так сказать, производству ядерных зарядов. Ракеты есть у Ирана, носители, до 2 тысяч километров, а там достаточно 200.
Вот после нанесения удара Иран обязательно ответ ответит, какие-то небольшие разрушения в Израиле, и тогда старший брат придёт на помощь. США мобилизуют НАТО и сами начнут бомбить Иран, в том числе применяя очень страшное оружие локального действия, но зачищает территорию полностью, можно всю страну снести применением одного этого локального ядерного... удара ядерного. Поэтому это опасно.
Нам чем это опасно? Ну, во-первых, почему здесь обязательно произойдёт? В Ираке почему Буш-младший дал команду вторгнуться и уничтожить режим? Потому что постоянно палестинцы забрасывали ракетами Израиль, Саддам Хусейн за каждую ракету платил 20 тысяч долларов. Ну, сколько можно терпеть им, Израилю? Я про них говорю, не про себя.
Вот вторжение, Саддама Хусейна нет, и Ирак полностью переформатирован, но, к сожалению, в худшую сторону. Если раньше было суннитское руководство, то после свержения их пришли шииты, а в Иране тоже шииты. И сейчас в случае удара по Ирану шиитский Ирак может встать на стороне шиитского Ирана. Это Израилю тоже выгодно. Выгодно всем суннитским арабским странам, ибо шиитов 10 процентов. Вот как мы, православные в христианском мире, нас 10 процентов, вот так и шииты в мусульманском мире, их 10. И на них озлоблен весь суннитский мусульманский мир.
Там разница в пророках, одни ведут исчисление своё и родословную от одного пророка, другие от другого. Шииты - от Али, которого никто не видел никогда, но вот таковы уже религиозные эти воззрения и прошлое. Поэтому, так сказать, суннитская часть арабского мира поддержит. Они счастливы будут. Они рады, они ждут разгрома Ирана. И вот эта ненависть страшная. Ну как на Украине, чтобы было понятно. Вот там захватывают храмы православные. И может дойти до кровавых разборок. Это вот как гражданская война, красные и белые. Допустим, если шиитский Иран - это красные, то все остальные - белые. И здесь белые выиграют, их большинство.
Нам в чем проблема? Это обязательно появятся миллионы беженцев. И куда они хлынут? Только на север. Ибо на юг — это суннитская часть мусульманского мира. Там их будут уничтожать. Вынуждены будут двигаться на север. На севере Азербайджан, Армения, Грузия. Они будут смяты. И уже беженцы не только из Ирана, но из Азербайджана, Армении, Грузии попрут на наш Северный Кавказ. И там взрывоопасная обстановка. Там они найдут тоже своих друзей, сторонников и противников — всё вместе. И всё это подойдет к Астрахани, Волгограду и Ростову. Вот здесь мы должны будем их остановить.
Там я дальше выступал и говорил, что надо начинать строить уже бараки для приема беженцев. Куда вы расселите миллионы людей. Мы же можем их встречать заградительными огнем. Мы обязаны их принять всех и накормить. И лечение. Я продолжу там разговоры, давайте, пора уже строить. Вот Астраханская область, Волгоградская, Ростовская. Где принять-то, лагеря переселенцев? Посмотрите, Европа к чему пришла. Кругом колючая проволока, они не знают, как остановить потоки беженцев. Мы же не будем так делать.
То есть вот это нужно предугадать. Я был бы рад, если этого не произойдет. Это не моя идея. Это я говорю о том, что может быть. И достижение наше, и мое, многие из вас этим не занимаются, я этим занимаюсь 55 лет. Наверное, полвека работы на одном направлении дает какой-то результат. Как хирург, который полвека делает тысячу операций, и так далее. Так и здесь. Ближний Восток - это то направление, которое сегодня опять бурлит.
После войны мы стояли в Северном Иране, Сталин не стал оставлять нашу армию. Надо было оставить и объединить Азербайджан - был бы большой Азербайджан. Там иранских азербайджанцев больше, их до 12 миллионов, а наш здесь 8, был бы сегодня 20-миллионный большой Азербайджан.
Можно было бы города Каре и Ардаган передать Армении, и турки были согласны. Опять Сталин не захотел, мы же не знаем, о чем они думали. Думали, направление Европа, а через 50 лет мы эту Европу всю потеряли, а на юге мы бы ничего не потеряли, там нас всегда ждали с радостью. И в Иране азербайджанцы не очень себя уютно чувствуют, ибо господствуют персы, а наш Азербайджан им больше нравится, где действительно Азербайджан. И армяне не имеют своей родины и полностью окружены практически мусульманскими странами. Но не учли.
Мы не можем возвращаться в 1945 год, но хотя бы в Восточной Европе, что нужно было сделать? Советскую армию поставить обязательно, ещё и в Румынию ввести, и, может быть, даже в Югославию, но не надо было навязывать режим наш. За это мы должны их кормить были, и они всё равно от нас ушли. А если бы мы сосредоточились на своей стране, всю промышленность забрали бы из Восточной Европы, ибо они все были участниками гитлеровской коалиции против нас - и венгры, и поляки, и чехи, словаки, румыны, болгары, кроме греков.
Вся Европа была у нас. Мы имели полное право всех европейцев гнать подальше в Сербию. Там хорваты были против нас. Я имею в виду Югославию, сербы за нас, хорваты против, тут как бы серединка на половинку. А так в чистом виде не принимала участие во Второй мировой войне против нас только Греция. Португальцы под вопросом, там был Салазар фашист, и отдельные соединения всё-таки участвовали. Португалия не участвовала, но добровольцы, как сегодня добровольцы, мы видим, "Азов" батальон, это ещё хуже, чем украинская армия.
Вот эту идеологию мы отстаивали. Она слишком дорога. Она, может быть, прекрасная, пусть коммунисты на меня не обижаются, но это слишком дорого. Сегодня Америка не выдержала, глобализм - тоже дорого.
Если вся планета это рынок, надо покупать дешевый товар, дорогой — никому не хватит денег. Вот дешевый товар, заниматься собственной страной, так сказать, чтобы не было в Архангельске инцидентов, не был в Свердловской области инцидент, конкурс детский "Голос" не был инцидент, газета "Коммерсант" начинается там определенная ситуация не самая хорошая, то есть собственной страной. Можно иметь левую идеологию, можно проводить семинары, но строить страну под какие-то знамена это дорого. Просчитайте сперва, будут деньги - давайте строить, нет денег - оставьте как было в царской России или сегодня оставьте как в советской России. Мы дважды проиграли, третий раз мы этого не должны допустить. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Владимир Вольфович.
Все знают вашу прозорливость и способность предвидеть, но в ситуации с Ираном был прав Владимир Владимирович Путин, исходя из того ролика, который вы показали.
Из зала. (Не слышно.)
Председательствующий. Да.
Пожалуйста, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", Толстой Петр Олегович. Подготовиться Шеину Олегу Васильевичу.
Толстой П. О., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я пообещал продолжить мысль Владимира Вольфовича Жириновского. Я так понимаю, что Владимир Вольфович говорил о том, что нужно смотреть в будущее, быть бдительным и заниматься собственной страной.
Я хочу вам сообщить, что буквально на днях в общий доступ попали персональные данные 2 миллионов граждан России, в том числе паспортные данные членов правительства, вице-премьеров, министров, заместителей министров статс-секретарей, вице-спикера Государственной Думы, нашего с вами коллеги Александра Дмитриевича Жукова. Все эти данные оказались открыты в общем доступе. Речь идет о персональных данных, которые вытекли за пределы восьми государственных систем. Это не сворованные хакерами данные, это системы реестра Минфина, Минюста, Минтруда, электронные торговые площадки.
Это говорит об отсутствии защиты этих данных, и, в принципе, большая часть информации о нас с вами сегодня находится в открытом доступе, её надо просто найти, систематизировать и использовать. А теперь о том, как она используется.
Значит, я думаю, что многие из вас видели или слышали об истории, как у человека... лишили его права собственности на квартиру, подделав его электронную подпись.
Имея персональные данные любого из нас, с помощью фиктивной доверенности получается электронная подпись, а дальше этой электронной подписью удостоверяются любые сделки с вашей собственностью, уважаемые коллеги, с недвижимостью, с любой собственностью граждан России.
Конкретный пример могу привести.
У меня у знакомых на их сына без его ведома, с помощью поддельной электронной подписи оформили строительную компанию в Краснодаре, а потом выяснилось, что она 300 миллионов рублей должна бюджету. Доказать, что это не он, практически невозможно.
На сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует механизм, эффективный механизм защиты прав граждан в таких случаях. Через суд очень сложно и крайне дорого, и проблематично.
Собственно, сначала утекают данные людей, потом утекает их собственность, деньги с банковских счетов, ну а дальше абсолютно понятно, что нужно принимать меры по защите персональных данных.
Как вы знаете, у нас существует национальный проект "Цифровая экономика", который должен работать, как не раз подчёркивал Президент России Владимир Владимирович Путин, в интересах всех граждан России. Естественно, работа этого проекта в интересах граждан России предусматривает и адекватную защиту прав граждан, их свобод, в том числе, свободы выбора, защиту их коренных интересов.
На сегодняшний день, по данным экспертов, 80 процентов преступлений, которые совершаются в Интернете, они про деньги, они имеют экономический характер. Сейчас не надо банки грабить, не надо ничего взламывать, есть фактически менее рискованные методы - с помощью кибермошенников. По данным исследовательского центра американского, 900 миллионов человек из 20 стран мира в 2018 году потеряли 172 миллиарда долларов. Это большая сумма, это деньги, которые были у людей украдены, в том числе с их счетов, мошенничество с платежами, с картами, взлом аккаунтов в социальных сетях.
И, казалось бы, с развитием цифровой экономики жизнь наша должна упрощаться. Можно в одном месте заплатить налоги, записаться к врачу, посмотреть оценки ребенка в школе, но стремительное расширение перечня электронных услуг влечет за собой как раз накопление вот этих персональных данных, наших с вами персональных данных граждан России.
Считаю, что сбор всей информации о человеке в одном файле - это информация, которая объединяет данные помимо паспортных о вашей собственности, ваши медицинские данные и так далее, так вот сбор всей информации о человеке в одном файле под одним, пускай уникальным, номером противоречит 5-й статье 153-го Федерального закона "О персональных данных" и является крайне опасной идеей.
Если, допустим, такой файл исчезнет, каким образом человек докажет, что он вообще существует, в отсутствие всяких бумажных документов? Паспортов нет, водительских удостоверений нет, ничего нет. Как доказать, что ты есть? А сбои такие, от них никто не застрахован. Сегодня самые передовые банковские системы, которые там изобретают умные чайники, те говорят нам о том, что у них постоянно так или иначе часть персональных данных обрушивается и утекает.
На самом деле мне кажется, что очень важно нам с вами найти всё-таки ответ на вопрос, каким образом при реализации национального проекта по цифровой экономике защитить права граждан, их интересы. Эти права гарантированы Конституцией, и я хотел бы коротко остановиться на нескольких проблемах.
Вот в феврале в Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему "Большие данные и защита прав пользователей", мы говорили о необходимости разработки цифрового законодательства, и, мне кажется, сегодня эта проблема особую актуальность приобретает. Но мы видим стремление наших коллег, в том числе из правительства, принять рамочные законы, как можно скорее, а потом уже подзаконными актами регулировать развитие этой сферы. Это что означает? Конечно, нужно побыстрее это делать. Понятно, стремление поскорее отчитаться о реализации, хотя бы частично, законодательного обеспечения национального проекта, но при этом абсолютно непонятно, каким образом будут решены те проблемы, о которых я сказал выше: проблемы безопасности людей, проблемы наличия у них альтернативного выбора и проблемы неприкосновенности частной жизни человека.
Мне кажется, что к тем проектам, которые сейчас находятся в разработке в правительстве, в других субъектах законодательной инициативы, должны прибавиться идеи по защите интересов граждан в случае незаконного, например, использования их электронной подписи и в случае сбора и использования их данных со стороны третьих лиц.
Любая обработка данных гражданина должна производиться только с его согласия, и это согласие должно быть осознанным, добровольным и заявленным в определённом порядке. И это не означает, что человек, который такого согласия не даёт, лишается определённых благ и возможностей, такого быть не должно, и это противоречит Конституции.
Мне кажется, что мы как законодатели не имеем морального права давать в руки мошенникам вот эти новые высокотехнологичные орудия преступления.
Помимо несовершенства законодательства есть ещё одна тема, это компьютерная грамотность и доступность цифровых услуг для населения. Вы знаете, вот в цифрах отчётов всегда очень благостно звучит, что у нас везде, там во всех сельских поселениях есть Интернет, что всё это вот очень хорошо так происходит. Ну, я вам могу привести один простой пример цифрового неравенства. Почему, допустим, на рейс самолёта одной крупной компании живущий в сельской местности без Интернета, он всегда будет оказываться в последнем ряду, у туалетов зарегистрированным, потому что у него нет возможности регистрироваться онлайн. А почему у него меньше прав, чем у жителей крупных городов?
У нас очень разная страна. И если те, кто живут в городах-миллионниках, имеют сегодня доступ ко всему спектру цифровых услуг, то те, кто живут в отдалённых поселениях, в маленьких сёлах, у них не то, что Интернета, у них сотовой связи нет, они на бугор выходят и подбрасывают вверх, в небо сотовый телефон, чтобы получить эсэмэску из Пенсионного фонда.
Мы с вами должны обеспечить права всех граждан России, уважаемые коллеги, и мы не можем вот так вот просто благостно смотреть на то, каким образом эти технологии внедряются. Они должны быть доступными всем, вне зависимости от места нахождения человека.
Поэтому, мне кажется, что защита прав граждан и доступность цифровых технологий - это две проблемы, которые должны быть рассмотрены одновременно с теми прогрессивными законодательными инициативами, которые сейчас прорабатываются нашими коллегами в правительстве и в Совете Федерации.
Без этого не будет чувства справедливости. Невозможно бесконечно ссылаться на то, что эти системы и так работают в больших городах и могут заменить собой, допустим, опросы или там общественные слушания. Практика показывает, что это не так. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Петр Олегович.
Уважаемые коллеги, мы с вами все согласны с тем, что в своём выступлении сказал Петр Олегович? Все согласны. Петр Олегович, как заместитель председателя, отвечает за взаимодействие с комитетом профильным, который имеет отношение как раз непосредственно к этим вопросам.
Поэтому, коллеги, так как эта тема будет не одного дня и не одного года, эта тема будет нас постоянно сопровождать в ситуации, когда цифровая экономика развивается, есть предложение создать рабочую группу, Петр Олегович, во главе с вами. В эту рабочую группу мы могли бы пригласить представителей правительства.
Я думаю, что наши коллеги из правительства поддержат такую инициативу, пригласить экспертов. Можно будет к этой работе пригласить представителей и Совета Федерации. Учитывая, что нам принимать законы, нам вырабатывать решения и от нас зависит качество во многом принимаемых решений, было бы правильно обеспечить вот такой системный подход.
И, если вы, коллеги, не будете возражать, давайте мы такое решение примем. Пётр Олегович, соответственно, проведёт консультации со всеми политическими фракциями, и можно будет делегировать в состав рабочей группы своих представителей, кто хорошо знаком с этой темой. А также, наверное, войдут профильные комитеты, кто имеет к этому отношение. Понятно, что не только один комитет по информационным технологиям и связи, но и комитет по финансам, комитет по промышленности и технологиям.
Поэтому наверняка это будет именно такое решение, потому что здесь много плоскостей и граней у этой темы, скорее всего и комитет по безопасности.
Вот если нам поступить таким образом, коллеги, не возражаете? Пётр Олегович, мы вас поздравляем. И, если можно, через месяц, пожалуйста, предложите уже конкретные шаги для того, чтобы нам с вами вот эти проблемы начать более активно решать. Потому что за это время вы разберётесь, ну и, понятно, уже выработаете предложения и посмотрите инициативы. Тем более у нас как раз эти вопросы будут рассматриваться на совете по развитию цифровой экономики буквально в пятницу и в субботу на этой неделе, и вас приглашаем. Учитывая, что многие примут участие, это могла бы быть одна из тем. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments