leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Принят закон об электронных участках в Москве для голосования на региональных выборах

Принят закон об электронных участках в Москве для голосования на региональных выборах – Вячеслав Володин Приглашенных экспертов никто не спрашивает, политические выступления – Михаил Дегтярев Блокчейн защитит – Николай Коломейцев Кодов мне так и не дали
4. 655192-7 Госдума без обсуждения приняла закон «О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ седьмого созыва и выборах высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), проводимых 8 сентября 2019 года»
Документ внесли Депутаты ГД О.В.Савастьянова, И.Е.Марьяш, В.Н.Карамышев, А.А.Авдеев, Д.В.Ламейкин, А.С.Грибов, Д.Ф.Вяткин, С.М.Боярский (ЕР), М.В.Дегтярев (ЛДПР); М.В.Емельянов (СР)
Он принят во втором чтении 16.05.19.
Представила председателя Комитета по контролю и Регламенту Ольга Савастьянова.
Законопроектом предусматривается проведение эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в г. Москве, в целях создания дополнительных условий для реализации активного избирательного права граждан РФ, находящихся в день голосования на выборах за пределами избирательного округа, в котором они обладают активным избирательным правом, и предоставляет им возможность реализовать такое право путем голосования на цифровых участках, т.е. избирательных участках, определенных ЦИК России и оснащенных техническими средствами, в соответствии с перечнем таких средств, утвержденным ЦИК России. Цифровыми избирательными участками также являются избирательные участки, дополнительно образованные Московской городской избирательной комиссией в целях создания максимальных удобств для избирателей не позднее чем за 55 дней до дня голосования на территории г. Москвы, если это предусмотрено решением ЦИК России об утверждении перечня цифровых избирательных участков, на срок, установленный указанным решением.
Такой порядок голосования будет применяться при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы седьмого созыва и выборов высших должностных лиц субъектов РФ (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) 8 сентября 2019 г.
Для участия в голосовании на цифровом участке избирателю нужно будет не ранее чем за 45 дней и не позднее чем за 3 дня до дня голосования подать через портал «Госуслуги» заявление о его включении в список избирателей на цифровом участке. Избиратель, подавший такое заявление, вправе отозвать его через портал «Госуслуги» в порядке, установленном ЦИК России. В этом случае такой избиратель включается в список избирателей по месту своего жительства. Избиратель, подавший заявление о голосовании на цифровом избирательном участке и явившийся в день голосования на избирательный участок по месту своего жительства, может быть включен в список избирателей по решению участковой избирательной комиссии в порядке, установленном ЦИК России.
ЦИК РФ наделяется полномочием не позднее чем за 60 дней до дня голосования принять решение об утверждении перечня цифровых участков на основании предложений Московской городской избирательной комиссии, представленных в ЦИК РФ не позднее чем за 75 дней до дня голосования.
Право назначения наблюдателей в участковую комиссию цифрового участка предоставляется политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, зарегистрированным кандидатам-самовыдвиженцам, а также Общественной палате РФ и общественным палатам субъектов РФ (каждому – не более 2-х наблюдателей (с учетом всех выборов, голосование на которых осуществляется на данном цифровом избирательном участке), которые поочередно осуществляют наблюдение в помещении для голосования).
Третье чтение 368 42 0 13:47

Стенограмма обсуждения
Переходим к рассмотрению 4-го вопроса. О проекте федерального закона "О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), проводимых 8 сентября 2019 года". Доклад Ольги Викторовны Савастьяновой.
Пожалуйста, Ольга Викторовна.
Савастьянова О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
По итогам той дискуссии, которая развернулась в этом зале при рассмотрении данного законопроекта во втором чтении, хотелось бы отметить несколько моментов.
Первое. Проведение данного эксперимента разового на предстоящих выборах не повлияет на легитимность и результаты выборов. Его подходы и принципы сформированы таким образом, что то количество участников, которое будет принимать участие, на результаты выборов не повлияет.
Второе. Все необходимые нормы, которые могли бы быть предусмотрены в федеральном законе, они в данном законе нашли отражение. Очень много вопросов было по процедуре проведения голосования. Данные вопросы предусмотрены соответствующим документом, который принимает Центральная избирательная комиссия. Проект данного документа был предоставлен в Государственную Думу при рассмотрении законопроекта в первом чтении. В этом документе предусматривается, что, если гражданин изменил свое намерение и собирается голосовать по месту своего жительства, он обязан написать заявление, в данном заявлении он обязан подтвердить о том, что он не голосовал на цифровом участке, он подтверждает о том, что он проинформирован о той ответственности, которую он понесет в случае двойного голосования. Данное заявление направляется в вышестоящую избирательную комиссию, которая занимается проверкой, на основании проведенной проверки принимается коллективное решение избирательной комиссии.
Более того, по итогам проведенных выборов Центральная избирательная комиссия в течение 10 дней проводит проверку всех поступивших заявлений на все избирательные участки, насколько они соответствуют реальной действительности.
Я хочу отметить, что на выборах Президента Российской Федерации по технологии мобильного избирателя, здесь действует именно такая технология, заявилось 5 миллионов 690 тысяч наших граждан. Приняло участие 84 процента, это порядка 4 миллиона 800 тысяч человек, ни одной жалобы по данной технологии ни в территориальную, ни в Центральную избирательную комиссию не поступили. Избирательная комиссия центральная сама проверила все заявления, нашла 5 нарушений, это примерно десятитысячная доля от всех участников, по трем которым были приняты решения.
Здесь есть вопрос открытости и учета всех наших мнений и позиции. Поэтому в проекте постановления к данному документу, Вячеслав Викторович, мы предлагаем пункт, который обязывает комитет на площадке Государственной Думы до момента принятия нормативно-правовых актов и городом Москвой, и Центральной избирательной комиссией провести обсуждение с участием и фракций, и экспертного сообщества данных документов.
Все необходимые процедуры проведены, прошу поддержать данный законопроект.
Председательствующий. Спасибо, Ольга Викторовна. По мотивам от фракций есть желающие выступить? Есть. Включите запись.
Покажите список.
Куринный Алексей Владимирович, фракция КПРФ. Подготовиться Дегтяреву Михаилу Владимировичу, фракция ЛДПР.
Куринный А. В. Уважаемые коллеги, чтобы сразу не было сомнений или там каких-то отдельных комментариев, которые звучали, что вот фракция КПРФ против современных технологий, против того, чтобы повышать удобства граждан, нет. Мы как раз двумя руками за, но при одном существенном условии - при том, что процедура цифрового голосования, дистанционного голосования, какого угодно будет абсолютно прозрачной, понятной и контролируемой со стороны наших членов избирательных комиссий, как бы они туда ни назначались, со стороны наблюдателей, со стороны средств массовой информации и со стороны профессионалов, я имею в виду, прежде всего, программистов.
Для этого код должен быть открытым, если мы уж говорим о голосовании как таковом, для этого должна быть возможность проверки на всех этапах. Сегодня единственной гарантией того, что вся процедура будет честной и прозрачной, является только вот якобы авторитет Центральной избирательной комиссии. Потому что весь порядок подсчёта, порядок передачи информации, порядок подведения результатов отдан на откуп Центральной избирательной комиссии. Именно она будет определять, каким образом это всё будет происходить, как это будет всё считаться Мы присутствовали на рабочих группах соответствующих, и наши товарищи из московского городского комитета присутствовали, к сожалению, гарантий открытости, честности процедуры сегодня не представлено, и обсуждать это после принятия закона, обсуждать это после рассмотрения соответствующих документов Центральной избирательной комиссии неправильно, тем более что к Центральной избирательной комиссии есть тоже огромное количество на сегодня нареканий.
Если бы это был орган, скажем так, с внушительной репутацией, ничем не запятнанной, был бы один разговор. Но после событий в Приморском крае, после того как оказались переписанными на 20 участках 20 протоколов, более того, эти протоколы были повторно введены в систему ГАС "Выборы", которая как бы защищена, и соответствующие выводы до сих пор, кстати, не последовали в виде соответствующих уголовных дел и привлечения к ответственности, говорить об авторитете, говорить о том, что Центральная избирательная комиссия - это орган прямо вот идеальный - не приходится.
Тем более после того как Павлу Николаевичу Грудинину было отказано в передаче соответствующего мандата. У Центральной избирательной комиссии была одна функция - просто передать мандат. Но она взяла на себя функцию и прокуратуры, и суда одновременно, пытаясь там каким-то образом обосновать своё решение.
И вот сегодня нам говорят - пускай Центральная избирательная комиссия разберется со всем этим делом. Пускай печатаются бюллетени. Так и непонятно, зачем им печатать на соответствующем участке. Пускай, возможно, дважды проголосуют, проверить это может тоже опять только Центральная избирательная комиссия, и только если захочет проверить. В то время как политические партии, наши представители от реального контроля в данном варианте будут отстранены.
Фракция КПРФ видит огромные риски при принятии этого законопроекта, поэтому будет голосовать категорически против.
Спасибо. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Алексей Владимирович.
Уважаемые коллеги, для информации. Когда мы с вами обсуждали законопроект во втором чтении, звучали конкретные замечания. Сейчас эти замечания не звучат. Больше идет разговор уже в политической плоскости. Я к тому, что никто не обращается к экспертам в области безопасности, которых мы пригласили, ну и представителям Московской городской избирательной комиссии, председатель здесь присутствует, и Центральной избирательной комиссии.
Что же касается доверия нашей Центральной избирательной комиссии, уважаемые коллеги, мы сами должны их поддерживать, с тем чтобы у них было больше возможностей. А когда мы начинаем говорить о том, что они виновны в том, к чему отношения не имеют, зачем это?
Пожалуйста, Дегтярев Михаил Владимирович, фракция ЛДПР.
Дегтярев М. В. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Фракция ЛДПР поддержит принятие обсуждаемого законопроекта по многим причинам.
По поводу парткомов. Самые честные, объективные парткомы в ЛДПР. Это известно. К парткомам других партий у нас, конечно, есть вопросы. И здесь главное дать партиям право менять членов участковых избирательных комиссий.
Ну а с деятельностью парткомов КПСС столкнулся лично Председатель ЛДПР в 1987 году. 15 мая были объявлены первые открытые выборы в Дзержинский райсовет, ну и в другие, конечно, советы города Москвы. И от трудового коллектива издательства "Мир" Владимир Вольфович Жириновский, тогда работавший там юристом, был выдвинут кандидатом в Дзержинский райсовет депутатов, это был 1987 год. Но потом партком "задвинул" кандидата в депутаты Владимира Вольфовича Жириновского. Вот такого во фракции ЛДПР и в ЛДПР в целом нет.
По поводу "электронной демократии". Мы полностью поддерживаем курс на "электронную демократию". Мне, как представителю во фракции ЛДПР, особенно почетно быть в числе соавторов этого законопроекта. И практика нам показывает, что все участки, оборудованные комплексами обработки избирательных бюллетеней (попросту КОИБами), всегда дают ЛДПР больший результат. Это как раз-таки статистика, и это наводит нас на определённые мысли по поводу того, как считают на местах и под чьим давлением. Поэтому при развитии "электронной демократии" ЛДПР имеет все шансы сохранить свой реальный высокий результат. И "цифровая демократия" - это будущее, которое уже наступило.
Мы сегодня доверяем полностью электронным средствам связи и коммуникации данные своих банковских счетов, карт, оплачиваем услуги. И придет время, это уже будет на нашем веку, когда мы сможем и голосовать, и "окрашивать" налоги, на какие государственные задачи наши деньги, которые мы перечисляем в бюджет, направлять, и решать другие важнейшие задачи и на уровне местного самоуправления, и на уровне государственного управления.
По поводу безопасности у нас, конечно, есть вопросы. Но технология блокчейна будет применена, и данные будут храниться в разных источниках о тех, кто голосует, и то, как голосует. Это полностью обезопасит итоги голосования и самое главное тайну голосования. Фракция ЛДПР поддерживает принятие этого законопроекта. Большое спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, Карамышев Виктор Николаевич.
Карамышев В. Н. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, жизнь не стоит на месте, она становится всё более цифровой. И внедряются передовые технологии, и странно, если бы мы не реагировали на эти изменения.
Наши граждане имеют право на свободное перемещение по всей стране.
По месту жительства, а не по месту регистрации можно зарегистрировать автомобиль, поменять права, оформить детские пособия или оформить загранпаспорт, всё это возможно и только в области избирательного права по-прежнему действует крепостное право. Мы должны наконец-то поставить на этом точку.
Уважаемые коллеги, здесь звучали слова о том, что... Да, кстати, здесь, а не на комитете, о том, что должна быть ясность, прозрачность. Коллеги, ещё раз повторимся: технология "Мобильный избиратель" себя зарекомендовала, она действует с 2017 года. Нет ни нареканий, нет сбоев. Цифры, данные приводились Ольгой Викторовной, всего лишь пять моментов по пяти гражданам голосование было рассмотрено, причем это не жалобы были, это сама комиссия Центральная избирательная обнаружила и проверила. По трем из них возбуждено административное производство, больше не было и жалоб не поступает. Так что это только развитие дальнейшее "Мобильного избирателя", который, повторюсь, себя зарекомендовал.
Уважаемые коллеги, здесь ещё звучали такие обвинения в адрес Центральной избирательной комиссии Приморья. А давайте вспомним, а кто опротестовал, рекомендовал опротестовать результаты в Приморье? Центральная избирательная комиссия. Очень приятно.
Итак, коллеги, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает этот закон необходимым, прогрессивным, он даст нам возможность проанализировать ход избирательной кампании в этот день, 8 сентября 2019 года, сделать дальнейшие выводы. За "Мобильным избирателем", за цифровыми участками, конечно же, будущее и мы должны, по крайней мере, сейчас накопить опыт и сделать так, чтобы, как и сейчас, к избирательной комиссии, к избирательному процессу не было нареканий, а было только доверие.
"ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект.
Председательствующий. Спасибо, Виктор Николаевич.
Пожалуйста, по ведению Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В., фракция КПРФ.
Уважаемый Вячеслав Викторович, во втором чтении мы конкретизировали по поправкам все вопросы. Нам обещали к третьему ответы. Ответов нет. Поэтому если вы готовы, мы готовы повторить те вопросы, которые были во втором чтении, но думаю, что это займёт слишком много времени, потому что, если вот предыдущий выступающий не в курсе дела, то я лично обращался от участковой до Центральной избирательной комиссии с просьбой получить код доступа к КОИБ, к комплексам электронного голосования, в Ростелеком, но однако мне везде последовал отказ и по линии избиркомов, и по линии прокуратуры. Поэтому никакой вообще открытости в данной ситуации нет, и никто проверить не может.
По поводу Приморья, дай Бог вам, когда вы выиграете на 97 процентах участков, 3 процентами чтобы у вас отняли мандат. И вы бы тогда оценивали все ситуации... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Спасибо, Николай Васильевич.
Пожалуйста, Ольга Викторовна Савастьянова, прокомментируйте, учитывая, что к вам была обращена первая часть выступления Николая Васильевича.
Савастьянова О. В. Спасибо.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении от фракции КПРФ поступило по данному законопроекту три вопроса.
Первый вопрос связан был с финансами, почему внесено изменение и предоставление субъектам Российской Федерации на софинансирование.
Виктор Михайлович объяснил, я могу повторить, он абсолютно прав, в связи с тем мы привели в соответствие данную норму 67-м федеральным законом, так как в городе Москве во время выборов будут цифровые участки созданы не только новые, но будут проводиться на базе существующих и с тем, чтобы Московская городская избирательная комиссия имела возможность профинансировать, такое право этим федеральным законом предоставляется.
Второе. Речь шла о том, каким образом будут голосовать те люди, насколько будет обеспечена открытость и прозрачность тех граждан, которые откажутся от голосования на цифровом участке и захотят проголосовать по месту жительства. Я достаточно подробно в своём выступлении об этом сказала.
Более того, это была, и есть, коллеги, у нас очень чётко распределены все полномочия. Если у нас есть Центральная избирательная комиссия, то это не чья-то придумка или чье-то желание, а в соответствии со своими полномочиями она и принимает соответствующие нормативно-правовые документы.
Тот порядок, который был подготовлен, утвержден и апробирован на прошедших избирательных кампаниях, он ни у кого нареканий не вызвал, но мы вам предложили, что он на сегодняшний день по данным цифровым участкам подготовлен, и до того, как он Центральной избирательной комиссией будет утвержден, мы предлагаем на площадке Государственной Думы данный проект документа обсудить, высказать все свои замечания и, соответственно, утвердить.
Председательствующий. Спасибо, Ольга Викторовна.
Ставится на голосование 4-й вопрос нашей повестки, о проекте федерального закона о проведении эксперимента, коллеги, подчеркиваю, "О проведении эксперимента по голосованию на цифровых избирательных участках, образованных в городе федерального значения Москве, на дополнительных выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и выборах высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), проводимых 8 сентября 2019 года".
Включите, пожалуйста, режим голосования. Третье чтение.
Покажите результаты.
Результаты голосования (13 час. 47 мин. 22 сек.)
Проголосовало за
368 чел.
81,8 %
Проголосовало против 42 чел.
9,3 %
Воздержалось
0 чел.
0,0 %
Голосовало
410 чел.
Не голосовало
40 чел.
8,9 %
Результат: принято
Федеральный закон принят.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments