leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

о предоставлении культнаследия в безвозмездное пользование федеральным органам госвласти

Принят законопроект первого чтения о предоставлении объектов культурного наследия в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти
20. 673020-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в статью 52.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (в части предоставления объектов культурного наследия в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти)
Документ внесен правительством 23.03.19.
Представила статс-секретарь – замминистра культуры Алла Манилова.
Член комитета по культуре Ольга Германова.
Законопроектом предлагается дополнить перечень организаций, которым могут предоставляться в безвозмездное пользование на основании договора безвозмездного пользования находящиеся в государственной собственности объекты культурного наследия, включив в этот перечень федеральные органы государственной власти.
Первое чтение 341 0 0 15:27

Стенограмма обсуждения
Председательствующий. Пункт 20. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 521 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Пункт 20.
Доклад официального представителя правительства статс-секретаря -заместителя министра культуры Аллы Юрьевны Маниловой. Пожалуйста.
Манилова А. Ю. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты, закон "Об объектах культурного наследия" содержит исчерпывающий перечень юридических лиц, которым можно предоставить в безвозмездное пользование объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, например, общественным организациям инвалидов, детским благотворительным, религиозным организациям.
Указанная норма не позволяет передавать объекты культурного наследия, находящиеся в госсобственности по договору безвозмездного пользования федеральным органам государственной власти.
Вместе с тем актуальность такого рода гражданско-правовых отношений подтверждается обращениями органов власти. Скажем, Министерство обороны и губернатор Ленинградской области очень просили закрепить за военным комиссариатом объекты культурного наследия в рамках договора безвозмездного пользования. Увы, закон не позволяет сделать ни это, ни удовлетворить другие обращения наших коллег из федеральных органов исполнительной власти и губернатора.
Росимущество также в своих письмах неоднократно указывало, что возможность размещения федеральных органов власти в объектах культурного наследия имеет высокую актуальность.
Почему? Потому что очень часто в регионах нет свободных федеральных площадей для размещения подразделений территориальных органов, федеральных органов власти и, напротив, есть свободные площади в объектах, которые находятся в региональной собственности и которые субъекты готовы предоставить федералам, но не имеют такой возможности по действующему законодательству.
Почему так происходит? Это связано с большим количеством обременении, которые ложатся на того, кто берёт и въезжает в эти объекты культурного наследия. Поэтому бизнес не очень охотно берёт в аренду ОКН (объекты культурного наследия) и памятники зачастую не имеют пользователя.
А мы знаем с вами, коллеги, множество, увы, множество печальных примеров, когда оставшиеся без пользователя памятники были утрачены. Поэтому это нужно, этот закон нужен не только, уважаемые депутаты, для решения прагматической задачи, размещение федеральных органов власти там, где нет федеральных площадей, но и для того, чтобы объекты культурного наследия попали в имущественный оборот, чтобы у них появлялись постоянные пользователи, которые отвечали бы за сохранность памятника и проводили все необходимые работы в строгом соответствии с охранным обязательством. Согласитесь, что федеральные органы власти будут ответственными пользователями.
Наконец, это правильное и осмысленное решение ещё и потому, что освобождает от необходимости брать объекты культурного наследия в аренду, тратить при этом бюджетные средства. Сегодня около 500 объектов культурного наследия закреплены на праве оперативного управления за подведомственным Министерству культуры агентством по управлению и использованию памятников истории и культуры (кратко АУПИК).
Объекты культурного наследия сегодня, объект может быть передан, конечно, органу власти, но только на праве оперативного управления, а для этого необходимо провести целый ряд трудоёмких и длительных процедур. Сначала передать объект культурного наследия в казну с предварительным прекращением права на него оперативного управления со стороны нашего профильного профессионального агентства, затем издать сразу несколько последовательно актов Росимущества, и только после этого возможно закрепить объекты культурного наследия за федеральным органом власти на праве оперативного управления.
И как раз те новации закона, которые предлагает правительство, позволят уйти от этих ненужных процедур. При этом наше профессиональное агентство, я хотела бы обратить на это внимание, сохранит право оперативного управления объектами культурного наследия и будет строго контролировать соблюдение федеральными органами государственной власти всех требований к сохранению объектов культурного наследия. Требования установлены 73-м федеральным законом "Об объектах культурного наследия Российской Федерации".
Очень просим поддержать. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад члена Комитета по культуре Ольги Михайловны Германовой, пожалуйста.
Германова О. М., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Алла Юрьевна очень детально довела до вас суть законопроекта. Мы на Комитете по культуре рассмотрели во всех подробностях предлагаемый законопроект и просим вас его принять по следующим основаниям.
Первое. Принятый законопроект позволит сегодня субъектам пустующие площади объектов культурного наследия передавать федеральным органам власти, тем самым включая их в хозяйственный оборот, а это значит, субъекты смогут привлекать финансовые средства федеральные для сохранения объектов культурного наследия для реконструкции, для ремонта, для содержания, это важный очень путь для сохранения объектов культурного наследия.
Также предлагаемый законопроект и об этом Алла Юрьевна говорила, позволит избежать трудоемких организационных затрат на передачу в безвозмездное пользование объектов культурного наследия, которые находятся в оперативном управлении федеральных учреждений, то есть их надо изъять, поставить помещение на кадастровый учет и только потом мы имеем право передать их на праве опять же оперативного управления. А данный законопроект позволяет это сделать очень быстро, по согласованию с собственником передать в безвозмездное пользование федеральным органам государственной власти.
Законопроект поддержали субъекты - 31 субъект, 47 органов законодательной власти субъектов и, конечно, 7 субъектов прислали предложения дополнить статью 52 и включить туда органы государственной власти субъектов. Для рассмотрения во втором чтении это предложение мы учтём. Поэтому сегодня я очень прошу поддержать вас данный законопроект в первом чтении.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли вопросы, уважаемые коллеги?
Включите запись на вопросы.
Покажите список.
Бортко Владимир Владимирович, пожалуйста. Бортко В. В. Спасибо.
Алла Юрьевна, фракция КПРФ близка к тому, чтобы поддержать этот законопроект, хотелось бы только спросить вас, нельзя ли привести какой-нибудь конкретный пример, чтобы окончательно склонить нас на вашу сторону?
Манилова А. Ю. Конкретный пример, Владимир Владимирович, конкретный пример чего? Отсутствия площадей, запросов или памятников? Потому что я говорила о трёх аргументах.
Первое. Мы решаем проблему размещения, в первую очередь, в регионах вне Москвы территориальных органов, федеральных органов власти, территориальных управлений.
Второе. Мы перестаём тратить деньги на то, чтобы... федеральных органов, то есть деньги бюджета российского на то, чтобы оплачивать аренду.
Пусть лучше, Владимир Владимирович, согласитесь, эти деньги уйдут на восстановление памятников, чем просто на арендные платежи. И этот закон, эту закон задачу решает.
И, в-третьих, и, в-главных, как нам кажется, это то, что у памятников региональных, которые многие сегодня умирают, что там греха таить, появится ответственный пользователь, который начнёт этими памятниками заниматься. Вот три наших аргумента.
Председательствующий. Драпеко Елена Григорьевна.
Драпеко Е. Г. Спасибо большое.
Дорогая Алла Юрьевна!
Несколько лет назад мы закончили разграничение прав собственности на памятники между субъектами Российской Федерации и Федерацией Российской. Можем ли мы с вами признать, что это разграничение не решило все вопросы, которые тогда вставали? И, возможно, нам нужно будет одновременно с тем, что вы предлагаете, и возражений здесь у нас нет, это короткий путь, пойти все-таки по пути передачи ряда памятников из субъектов Российской Федерации в собственность Федерации, именно потому что в субъектах Российской Федерации сегодня нет средств на их содержание.
Кроме того, я с удивлением слышу, что орган власти согласится въехать в разрушенное нереставрированное помещение. Вот поэтому Бортко прав — приведите нам такой пример, какой орган власти мы поселим, допустим, в Астрахани в разрушенных казармах.
Манилова А. Ю. Спасибо, Елена Григорьевна, но я не помню, чтобы я говорила о казармах, тем более разрушенных. Я говорила о том, что отсутствие пользователя у объектов культурного наследия постепенно, Елена Григорьевна, очень постепенно, но годы летят быстро, приводят к тому, что они угасают, и мы их теряем. Поэтому речь идет о будущем, а не о том, что мы вселяем Правительство Российской Федерации в разрушенные казармы. Конечно, это образ, наверное.
Что касается вашего предложения о том, чтобы расширить сейчас взор на предмет этого закона, то мы за то, чтобы принять его, и просим принять его в том виде, и вы поддерживаете, как он есть. И на площадке Государственной Думы давайте обсудим отдельно те вопросы разграничения полномочий в собственности, которые вы поднимаете.
Конечно, жизнь богаче самых разных решений. Она задает нам все новые и новые вопросы, вы абсолютно правы. И то, что те решения, которые были приняты несколько лет назад, наверное, сегодня нуждаются в нашей новой инвентаризации, новых выводах.
Мы согласны, если Комитет по культуре пригласит нас для такой дискуссии.
Спасибо большое.
Председательствующий. Тумусов Федот Семенович. Тумусов Ф. С. Спасибо.
Уважаемая Алла Юрьевна, из вашего доклада я понял, что действующее законодательство не позволяет передавать на безвозмездное пользование объекты культурного наследия государственным учреждениям. Тогда возникает вопрос — если они всё-таки там находятся, они выделяют средства на то, чтобы содержать эти объекты культурного наследия каким-то образом? Или когда только передадим в безвозмездное пользование, они будут выделять средства на то, чтобы сохранить эти объекты культурного наследия? Спасибо.
Манилова А. Ю. Федот Семенович, собственник по законодательству, собственник несет ответственность, пользователь в нашем случае. Ну, конечно, органы власти заботятся об охране культурного наследия, это очень большой разговор.
Сейчас мы говорим о том, что федеральный орган власти, становясь пользователем этого объекта, конечно, будет заниматься его сохранением, потому что 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" - очень жесткий. У нас в России, коллеги, очень жесткое законодательство для пользователей и для собственников в отношении объектов культурного наследия.
Поэтому, безусловно, все будут этому подчиняться, этим требованиям, требованиям исполнения охранного законодательства, той охранной грамоты, которая на каждый объект культурного наследия выдается собственнику и пользователю. Это очень жестко, спасибо.
Председательствующий. Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемая Алла Юрьевна, скажите, пожалуйста. Сегодня у нас профицит, точнее ФНБ 5 триллионов. Наверное, на следующей неделе мы будем пересматривать вопрос о перераспределении дополнительных доходов. Сегодня всем известно, что субъекты Федерации (консолидированные бюджеты) имеют задолженность 2,5 триллиона.
Не проще ли вашему агентству через Минкульт всё-таки централизованно выбивать деньги для того, чтобы восстанавливать памятники? Потому что памятники культурного наследия, нельзя делать перепланировку. И какие органы власти смогут там что сделать? И у меня большие сомнения о том, что это для этой цели делается, может, я в чем-то заблуждаюсь? Вот в каких объектах, сколько их, раз, два, три, четыре, пять, 100, 200, вот сегодня есть те, которые планируются, есть желающие взять их, чтобы восстановить? Спасибо.
Манилова А. Ю. Николай Васильевич, предмет нашего закона не отбор тех инвесторов, которые будут восстанавливать памятники. Мы говорим о том, чтобы дополнить норму закона, разрешив, в том числе, не только общественным, благотворительным, религиозным и иным организациям, но и федеральным органам власти получать право безвозмездного пользования объектами культурного наследия. Вот и всё.
Мы сейчас с вами не говорим о целой системе, о целой огромной системе вопросов, проблем, связанных с сохранением культурного наследия. Это не предмет этого закона. Спасибо большое.
А что касается ваших сомнений, но мне кажется, что в том, что органы власти будут сохранять те памятники, которые они будут занимать, те объекты культурного наследия, нам представляется, что для этих сомнений нет основания, мы смотрим очень позитивно на этот процесс с точки зрения сохранения памятников. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Из зала. (Не слышно.) Председательствующий. Есть. Включите запись на выступления. Покажите список.
Шеин Олег Васильевич, пожалуйста.
Шеин О. В. Лаконично. Наша фракция считает возможным принятие решения, но вот, Алла Юрьевна, прозвучали же золотые слова о том, что данный закон не носит комплексного характера и направлен на урегулирование отдельной частной задачи.
У нас как раз главная беда заключается в том, что мы не имеем попытки предпринять все-таки некие комплексные меры, о чем мы много раз в этом зале говорили. У нас есть проблема с охранными зонами в городах исторических поселениях, поскольку эти охранные зоны, хотя, казалось бы, они охраняют объекты федерального значения, они являются предметом полномочий и финансирования со стороны местных органов власти, которые разводят руками и говорят: а денег нет.
У нас нет единых федеральных устойчивых методик и работы со стороны федерального профильного министерства в отношении муниципалов и субъектов, чтобы ограничили засилье наружной рекламы в исторических зонах исторических поселений и тот хороший опыт, который есть, скажем, в Казани, чтобы он мог быть распространен на другие субъекты Российской Федерации. Соответствующая комплексная работа, она не осуществляется.
У нас нет достаточным образом или хотя бы полу, четверть достаточным образом финансируемой федеральной программы... Я же помню наш с вами разговор, когда я к вам уже после предыдущего пленарного заходил, мы общались и это условие, когда в федеральном бюджете денег-то хватает. И мы теряем эти объекты.
Больше того, мы имеем множественные ситуации, когда появляется частный хозяин, который сносит объекты историко-культурного значения без относительно позиции местных органов власти и нет адекватных санкционных мер по отношению к таким собственникам.
Вот нам нужен нормальный, хороший закон. Нам нужна хорошая рабочая группа, а без вас она невозможна, которая бы этим занялась, потому что в противном случае на самом деле следующее поколение россиян будет жить в безликой совершенно стране, в стране, от которой не осталось ничего, кроме стекла, бетона и металла образца начало XXI века.
Председательствующий. Савченко Светлана Борисовна.
Савченко С. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Добрый день, высокое собрание!
Вашему вниманию предлагается законопроект, который касается именно расширения уже составленного списка тех учреждений и организаций, которые имеют право на безвозмездное пользование объектами культурного наследия. И мы предлагаем расширить этот список органами, федеральными органами власти.
Вы знаете, для Крыма это имеет особое значение, потому что у нас по сути дела федеральных органов власти не было. И когда мы вернулись домой -в Россию, нам понадобились, собственно говоря, помещения, здания, где могли бы размещаться эти органы власти.
Здесь просили конкретный пример.
Вы знаете, у меня один такой конкретный пример для Крыма есть.
Здание банка. Архитектор Краснов. Здание принадлежало Национальному банку Украины. Понятно, что после 2014 года встал вопрос о здании. Сейчас судебные тяжбы идут. В течение уже практически пяти лет по сути дела никто не занимает это здание. И понятно, что объект культурного наследия, который даже просто стоит и не используется, он всё равно медленно разрушается.
Я хочу сказать, что инициатором открытия, построения этого банка был депутат Государственной Думы Владимир Винберг ещё в прошлом веке, что история открытия здания была драматической. В 1911 году только строящее здание - у него обрушался фасад, и его ремонтировали, открыли только в 1913 году к 300-летию дома Романовых. И сегодня это здание стоит и не используется.
Нам бы, конечно, было бы очень интересно, если бы мы могли передать федеральным органам власти, скажем, каким-то кредитным, финансовым, это здание, для того чтобы его содержали, потому что здание очень красивое, очень достойное, и, конечно, на его содержание нужны очень большие средства. К сожалению, не все республиканские или тем более местные органы власти могут себе это позволить, а уж федеральные, тем более финансовые организации, я думаю, будут содержать это великое историческое здание великого архитектора, я думаю, в прекрасном виде.
Поэтому, дорогие коллеги, от имени фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а я вас очень прошу, пожалуйста, давайте поддержим этот законопроект в первом чтении, а ко второму чтению, если необходимо, внесем поправки.
Благодарю за внимание. Спасибо. Председательствующий. Спасибо.
Так, представитель президента? Докладчик? Содокладчик? Нет.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52.1 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 27 мин. 08 сек.)
Проголосовало за
341 чел.
75,8 %
Проголосовало против
0 чел.
0,0%
Воздержалось
0 чел.
0,0%
Голосовало
341 чел.
Не голосовало
109 чел.
24,2 %
Результат: принято Принимается в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments