leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Вводится новая глава Бюджетного кодекса о государственных и муниципальных заимствованиях ...

Вводится новая глава Бюджетного кодекса о государственных и муниципальных заимствованиях, управлении долгом и активами РФ – первое чтение – Александр Ремезков Нет позиции ЦБ Меры запоздали но ЕР то есть СР поддерживает
22. 609452-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами РФ»
Документ внесен правительством 17.12.18.
Представил замминистра финансов Сергей Сторчак.
Зампред комитета по бюджету и налогам Надежда Максимова.
Законопроектом:
- вводится единый подход к классификации государственного (муниципального) долга на внешний и внутренний для всех публично-правовых образований, исходя из валюты долговых обязательств, и ряд новых норм, взаимоувязанных с новыми определениями внешнего (внутреннего) долга, – в положения, связанные с классификацией заимствований, источниками финансирования дефицитов бюджетов субъекта РФ, местных бюджетов, структурой государственного долга субъекта РФ, муниципального долга, раскрывается понятие «управление государственным и муниципальным долгом», предусматривается новое определение реструктуризации государственного (муниципального) долга;
- совершенствуется система оценки долговой устойчивости субъектов РФ и муниципальных образований путем закрепления более широкого перечня показателей долговой устойчивости, пересмотра установленных пороговых значений применяемых показателей и введения правил классификации указанных публично-правовых образований по группам долговой устойчивости;
- предусматривается осуществление Минфином России и финансовыми органами субъектов РФ оценки состояния долговой устойчивости субъектов РФ и муниципальных образований по установленному перечню показателей долговой устойчивости и классификация их по группам риска: заемщики с высоким, средним или низким уровнем долговой устойчивости. Классификация будет являться основанием для предъявления к ним требований различной степени «жесткости»: заемщики с высоким уровнем долговой устойчивости будут освобождены от необходимости согласования программ государственных (муниципальных) заимствований и гарантий, со средним – обязаны согласовывать с соответствующим финансовым органом программы государственных (муниципальных) заимствований и гарантий, а также представлять в этот орган проект основных направлений долговой политики, с низким уровнем долговой устойчивости – вправе осуществлять рыночные заимствования только в целях рефинансирования долга и помимо обязанности согласования программ государственных (муниципальных) заимствований и гарантий и представления проекта основных направлений долговой политики, будут обязаны утверждать и реализовывать согласованный с финансовым органом план восстановления платежеспособности;
- в БК РФ вводится новая глава «Эмиссия и обращение государственных (муниципальных) ценных бумаг» путем перенесения в нее положений ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», который предлагается признать утратившим силу. При этом уточняется, что государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены только в виде облигаций;
- предлагается закрепить в БК РФ сформированные и отраженные в актах Правительства РФ подходы к порядку и условиям оказания государственной гарантийной поддержки, сделав их едиными для гарантий всех публично-правовых образований;
- предусматривается разграничение регулирования вопросов признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и списания с учета задолженности по денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, а также закрепление права Правительства РФ устанавливать правила списания и восстановления в осуществляемом госкорпорацией «Внешэкономбанк» учете задолженности по валютным кредитам Внешторгбанка СССР и Внешэкономбанка СССР, предоставленным до 1992 года включительно;
- вводится новое понятие «государственный кредит на цели официального содействия развитию», закрепление которого позволит оказывать финансовую помощь за счет средств федерального бюджета на цели содействия развитию иностранных государств и классифицировать в соответствии с установленными нормами;
- предлагается исключить возможность предоставления государственных кредитов иностранным юридическим лицам в связи с высоким риском их невозврата, а также с тем, что оформление таких договоренностей сопряжено с организационными издержками, поскольку возможно только при условии предоставления гарантии правительства соответствующего государства.
Первое чтение 357 0 0 16:27

Стенограмма обсуждения
Пункт 22. Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования отношений в сфере государственных (муниципальных) заимствований, управления государственным (муниципальным) долгом и государственными финансовыми активами Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства замминистра финансов Сергея Анатольевича Сторчака. Пожалуйста.
Сторчак С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты!
Законопроект, о котором только что сообщил Александр Дмитриевич, разработан во исполнение ряда поручений Президента Российской Федерации, которые содержались в его бюджетных посланиях, и относящихся к процессу совершенствования бюджетного законодательства, в том числе Бюджетного кодекса Российской Федерации. Также данный законопроект разработан во исполнение программы управления государственными финансами и регулирования финансовых рынков.
Законопроект предполагает переработку... вернее, в ходе подготовки законопроекта переработаны четыре главы Бюджетного кодекса, подготовлена новая глава. В общей сложности внесены изменения и уточнения в 36 статей ранее действующего Бюджетного кодекса. Всего в процессе подготовки законопроекта было рассмотрено и были внесены предложения по четырём большим блокам, этими блоками я и хотел бы доложить содержательную сторону данного законопроекта.
Прежде всего, речь идёт о консолидации бюджетного законодательства. Мы сумели, исходя из опыта 20-летнего работы на финансовом рынке, на рынке ОФЗ, из опыта взаимодействия с бюджетными системами различных уровней, предложить новые формулировки в действующее законодательство. При этом хочу особенно подчеркнуть то обстоятельство, что изменения носят в большей степени технический характер, чем финансово-политический. Я бы сказал так. При этом сами изменения важны с точки зрения организации бюджетного процесса, организации процесса осуществления государственных и муниципальных заимствований и управления государственным и муниципальным долгом.
В частности, мы пересмотрели, предложили лучшие соответствующие современные требования формулировкам, самому определению, что такое государственный долг, что такое долговая устойчивость, что такое реструктуризация государственного муниципального долга.
Что такое государственный кредит на цели содействия международному развитию? Отчасти модификации позиций, связанных с предоставлением государственных кредитов зарубежным заемщикам, поправки в Бюджетный кодекс предусматривают, что мы разработаем на основе этого закона специальную методологию и утвердим на уровне Правительства Российской Федерации порядок предоставления и условия предоставления государственных экспортных и государственных финансовых кредитов.
В условиях постепенного увеличения масштабов использования государственных кредитов в целях поддержки национального экспорта продукции с высокой долей добавленной стоимости наличие устойчивой законодательной базы будет иметь самостоятельное значение. Поскольку в настоящее время, как вы знаете, мы работаем над каждым проектом индивидуально. Условия очень часто являются бутиковыми или конкретными, применительно к конкретному заемщику. Иногда это удобно, но при росте масштабов кредитования эти вещи будет блокировать сам процесс переговоров и разработки текста межгосударственных кредитных соглашений.
Второй раздел, связанный с подведением итогов 10-летнего опыта нашего использования государственных гарантий. В соответствующем разделе бюджетного законопроекта по поправкам содержится несколько новаций. Прежде всего, вводится обязательность проведения проверки финансового состояния принципала при получении им государственной гарантии. Введено требование об удовлетворительном финансовом состоянии принципала, как условие получения такой гарантии или условий принятия Правительством Российской Федерации решения о предоставлении такой гарантии.
На законодательном уровне закрепляется требование того, чтобы средства кредита, который был получен заемщиком под государственную гарантию, использовались исключительно целевым образом. Нецелевое использование этих средств ведет к аннулированию государственных гарантий, и теперь это будет не предметом переговоров между государством и бенефициаром, а предметом законодательного регулирования.
Также мы окончательно ставим точку в споре солидарной и субсидиарной ответственности и предлагаем закрепить позицию о субсидиарной ответственности при использовании государственных гарантий. Эти новации касаются, как уровня Федерации, так и уровня муниципалитетов и субъектов Российской Федерации.
Ещё важное значение в этой части поправок отводится получению Правительством Российской Федерации права предоставлять государственные гарантии по кредитам, которые мы привлекаем в многосторонних банках развития. Тема актуальная в связи с активным участием Российской Федерации в заимствованиях по линии нового Банка развития, или Банка БРИКС, также в перспективе Азиатского банка инфраструктурных инвестиций - двух крупнейших институтов, созданных последнее время при участии Российской Федерации.
Большой раздел поправок связан с определением государственного долга и государственного муниципального долга.
В частности, большое внимание в законопроекте уделяется системе совершенствования показателей долговой устойчивости субъектов Российской Федерации. Мы вводим, предлагаем ввести три новых коэффициента, три новых показателя, на основе которых будут решаться соответствующие вопросы.
Хочу особо подчеркнуть, что речь не идет об ужесточении регулирования заимствования субъектов Российской Федерации, скорее речь идет о том, что разработаны и внедряются меры превентивного характера, на основе которых субъекты, власти субъектов будут иметь возможность самостоятельно оценивать свою долговую устойчивость и при необходимости обращаться к федеральным органам с просьбами о соответствующей помощи методологической прежде всего... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Добавьте полминуты, минуту.
Сторчак С. А. В тех случаях, когда нужно будет приводить в соответствие долговую устойчивость требованиям, которые мы разработали, будут формироваться специальные соглашения между Министерством финансов и субъектом. Будут у нас существовать три группы субъектов в зависимости от уровня долговой устойчивости.
Сразу скажу, по состоянию на сегодняшний день мы имеем из всего числа субъектов Российской Федерации только четыре субъекта, долговую устойчивость которых по новым критериям можно считать неустойчивой. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Содоклад Надежды Сергеевны Максимовой. Максимова Н. С, фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет подробно рассматривал представленный правительством законопроект, потому что действительно затрагивается очень много вопросов и самое главное - это вопрос долговой нагрузки, долговой ситуации особенно в региональных бюджетах. Поэтому нам с вами понятно, что необходимо в Бюджетном кодексе очень четко отрегулировать все эти позиции, которые касаются регулирования государственного долга, регулирования государственных финансов, заимствований и так далее.
Поэтому очень подробно рассматривался вопрос и комитет в целом считает, что соответствующий законопроект и не только Комитет наш по бюджету и налогам, но и Комитет по финансовому рынку, и Счётная палата, и отзывы положительные многих субъектов Российской Федерации поступили о том, чтобы поддержать концепцию этого законопроекта.
Конечно, мы поддерживаем положения, выдвинутые правительством вот новые.
Это единый подход к классификации государственного муниципального долга на внешний и внутренний долг для всех публично-правовых образований, исходя из валюты долговых обязательств. То есть под внутренним долгом предлагается понимать обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации, под внешним долгом в иностранной валюте.
Вводится такое понятие, как "бюджетный кредит в иностранной валюте".
Вводится понятие "управление государственным долгом", которое даёт и понимание этого процесса, как он будет осуществляться на всех трёх уровнях, и обеспечит единство правоприменения по этому вопросу.
Исходя из многолетней практики, о чём здесь уже говорил Сергей Анатольевич, предоставление государственных гарантий Российской Федерации, предлагается в Бюджетном кодексе закрепить единые подходы к порядку и условиям оказания государственной гарантийной поддержки тоже для всех уровней государственной и муниципальной власти.
Но надо сказать, что наряду с нормами, которые здесь предусмотрены, исходя уже из правоприменительной практики многолетней, есть и другие позиции, которые меняют уже существующий, действующий порядок применения этих норм.
В частности, вводятся в статью 107 Бюджетного кодекса новые требования к объёму расходов на обслуживание государственного долга субъектов Российской Федерации или муниципального долга.
То есть действующая норма — это было 15 процентов, доля объёма расходов на обслуживание государственного долга могла составлять к общему объёму расходов, утверждённому законом, в бюджет субъекта или решением муниципального, местного органа власти, представительного органа власти. Сейчас эта норма составляет 10 процентов. То есть снижение порога на 5 процентов, очень существенное.
Годовая сумма платежей в очередном финансовом году и плановом периоде по погашению и обслуживанию государственного долга субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которая по состоянию на 1 января очередного года учитывается, не должна превышать 20 процентов, утверждённых законом субъектом или решением представительного органа местного, муниципального образования, объёма налоговых и неналоговых доходов и дотаций, которые поступают из верхнего уровня бюджетной системы.
Но надо сказать, что по отчёту за 2018 год у нас вот этот порог в 20 процентов превышен по трём субъектам Российской Федерации, а это значит, что при условии вот такого снижения пороговых значений не все субъекты Российской Федерации смогут выдерживать установленные соответствующим законодательством нормы и нормативы, а это значит, что к ним будут применяться санкции.
Поэтому мы хотим, прежде чем вводить вот эти вот, принимать эти нормативы по снижению пороговых значений по госдолгу и объемов обслуживания его, мы должны от правительства всё-таки услышать, и комитет об этом говорил неоднократно, информацию о том, какие решения будут приниматься по тем субъектам, которые из-за своей слабой доходной базы из-за запрета в Бюджетном кодексе осуществлять заимствования, не смогут осуществлять даже первоочередные расходные полномочия, в том числе и выплат зарплат и социальных... выполнять свои социальные полномочия. И, кстати говоря, это положение актуально для многих регионов, которые в соответствии с новой версией Бюджетного кодекса относятся к низкой группе долговой устойчивости.
Комитет обращает внимание и на то, что сохраняется действующая редакция статьи 130 Бюджетного кодекса, а эта норма говорит о том, что если нарушаются условия статьи 107 Бюджетного кодекса, то есть вот эти пороговые значения, о которых мы говорим, то Министерство финансов и финансовые органы могут применять к нижестоящему уровню такую санкцию, как сокращение или замедление предоставления межбюджетных трансфертов, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
И надо сказать, что мы об этом говорили, и комитет считает, что при доработке этого законопроекта ко второму чтению необходимо исключить эту статью, имея в виду, что было принято решение Государственного совета в ноябре прошлого года о персонификации ответственности за допущение нарушений в Бюджетном кодексе, и в связи с этим введение... то есть введение персональной ответственности вместо того, чтобы снижать трансферты и тем самым наказывать всё население, которое на этой территории находится, получает заработную плату, социальные выплаты и так далее.
Коллеги, у нас много предложений есть в заключениях комитетов наших - бюджета и финансовых рынков, и мы считаем, что ко второму чтению законопроект надо дорабатывать, принять в первом чтении с учетом этого.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли вопросы? Включите запись на вопросы. Покажите список.
Максимов Василий Юрьевич.
Максимов В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Сергей Анатольевич, вопрос к вам. Вот скажите, пожалуйста, вот эта введённая классификация долговой устойчивости, я так и не смог понять из вашего выступления, она вообще повлияет на доступность кредитов для регионов? Это первый вопрос.
И второй. Вот давайте рассмотрим гипотетическую ситуацию. Допустим, у региона низкая долговая устойчивость, а у муниципального района высокая, тогда каким образом будет выглядеть доступ к кредитным ресурсам у муниципального района?
Сторчак С. А. Спасибо за вопрос.
Прежде всего, хочу сказать, что доступность кредитных ресурсов зависит, прежде всего, от платёжеспособности. Те новации, которые мы предлагаем, они связаны с созданием условий для аккуратного планирования заимствований на среднесрочную перспективу. Это превентивные меры, это не меры, на основе которых кредиторы будут принимать решения о предоставлении или непредоставлении кредита или в данном случае мы в этом законодательстве упор делаем на то, что субъекты Российской Федерации основные заимствования будут осуществлять с помощью выпуска облигаций. Поэтому спрос на облигации, соответственно, продажа этих облигаций потенциальным инвесторам или доступность как раз кредитных ресурсов в меньшей степени будет зависеть от того, в какую группу входит конкретный заёмщик в конкретную дату, это особенность этого законопроекта.
Конечно, практика правоприменения может быть... скорректировать, вот такой мой вывод, но мы убеждены, что здесь ничего сверхъестественного не состоится. Это элемент превентивного управления или превентивной подготовки к возможным кризисам.
Что касается ситуации, когда вышестоящий субъект имеет слабую долговую устойчивость, а муниципалитет высокую, то здесь мы тоже не видим никаких особенностей, с точки зрения решения практической задачи по привлечению ресурсов, опять будет всё зависеть от отношений заёмщика и тех инвесторов, которые будут покупать его облигации или предоставлять кредит.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Центральную трибуну включите.
Максимова Н. С. Уважаемый Василий Юрьевич, конечно, зависимость от того, к какой группе долговой устойчивости относится субъект, безусловно, есть.
И если это высокая устойчивость, то субъект не регулируется практически ни с федерального, ни с какого уровня, его процедура по заимствованию, которую они могут себе позволить.
Если это средняя или тем более низкая устойчивость, то, конечно, здесь есть соглашение с Министерством финансов, есть пороговые значения, которые Бюджетным кодексом вводятся, которые не должны быть ими превышены.
Поэтому такая зависимость, безусловно, есть. И, конечно, субъекты должны стремиться к тому, чтобы повышать свою финансовую и долговую устойчивость, тогда они будут иметь больший доступ к кредитам, которые предоставляются и банками, и реструктурирование, и бюджетные кредиты.
Спасибо.
Председательствующий. Боева Наталья Дмитриевна. Боева Н. Д., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич.
К Сергею Анатольевичу у меня вопрос. Где можно ознакомиться с перечнем показателей долговой устойчивости, потому что в записке нет этого.
И как будет проводиться оценка состояния устойчивости, долговой устойчивости? Спасибо.
Сторчак С. А. В материалах, которые мы готовили к заседаниям на комитетах, мы предоставляли специальную таблицу, она достаточно наглядная, где видно, какие коэффициенты используются и какие субъекты Федерации попадают потенциально, повторюсь, потенциально в конкретную группу.
Если есть такая необходимость, то мы дополнительно разошлём в электронном виде или на бумажных носителях соответствующий материал. Он в принципе легко читается, легко анализируется, здесь никакой такой особенностей нет.
Спасибо.
Председательствующий. Катасонов Сергей Михайлович. Катасонов С. М., фракция ЛДПР.
Сергей Анатольевич, по поводу государственных кредитов иностранным юридическим лицам. Вот насколько я понял текст законопроекта, вводится запрет на выдачу государственных кредитов для юрлиц. А вы в своём выступлении сказали, что данным законопроектом передаются полномочия правительству по выработке условий, при которых данные кредиты будут выдаваться.
Так всё-таки для понимания: они выдаваться будут при каких-то условиях или мы запрещаем выдачу государственных кредитов иностранным юридическим лицам?
Сторчак С. А. Мы действительно запрещаем выдачу кредитов иностранным юридическим лицам по той простой причине, что просчитать их платёжеспособность, как заёмщиков, достаточно проблематично. Это, как минимум, первая причина.
Вторая. Мы считаем, что юридические лица или хозяйствующие субъекты имеют возможность кредитоваться на рынке или в банках.
А что касается порядка предоставления государственных экспортных кредитов, то всегда речь идёт о том, что кредит предоставляется от суверенного к суверенному, от Правительства Российской Федерации правительству иностранного государства.
Но для вашей информации могу сказать, что в настоящее время у нас действует 25 межправительственных соглашений о предоставлении таких кредитов. И эти кредиты играют существенную роль в поставках продукции машиностроения в зарубежные страны. Спасибо.
Председательствующий. Ламейкин Дмитрий Викторович. Ламейкин Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич.
Вопрос к докладчику. Уважаемый Сергей Анатольевич, какие органы, будет ли это регистр или реестродержатель, осуществлять контроль и непосредственно сам выпуск государственных ценных бумаг? И появится ли необходимость предоставлять отчёт об итогах эмиссий государственных муниципальных ценных бумаг в Банк России?
Сторчак С. А. В данном случае мы опираемся на самую либеральную что ли форму осуществления эмиссии и муниципальными структурами, и субъектами Российской Федерации собственных государственных бумаг. В этом смысле законопроект, который мы рассматриваем, заменяет собой закон ещё 1999 года об особенностях выпуска и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. В этом смысле реестродержателем у нас по таким инструментам является НРД, но не Банк России. И в данном случае процесс эмиссии осуществляется на более что ли упрощённой базе по сравнению с тем, как это предусмотрено для юридических лиц, выпуск бумаг которых регулируется законом "О рынке ценных бумаг", там предусматривается проспект эмиссии, отчетность такая, сякая и так далее, что администрировать намного сложнее по сравнению с тем порядком, который действует применительно к государственным и субфедеральным выпускам.
Председательствующий. Ганзя Вера Анатольевна.
Ганзя В. А. Уважаемый Сергей Анатольевич!
То, что, может быть, меньше стали говорить о внутреннем государственном долге регионов, не означает, что эта проблема перестает быть актуальной. Долг как был 2 триллиона, более 2-х триллионов, так он собственно и сохраняется. В муниципалитетах долг порядка 350 миллиардов, так он и сохраняется.
Вот ужесточение правил получения кредитов, а мы сегодня понимаем, что бюджетных кредитов для регионов практически нет, осталась одна возможность это коммерческие кредиты. Так вот, если мы сегодня на сайте Минюста видим более 60 полномочий, которые не обеспечены финансами, переданных регионам, то, как вообще они будут выполнять эти полномочия, если им абсолютно все перекрыто, не бюджетных кредитов, нельзя будет взять кредит коммерческий и нет достаточного финансового обеспечения их полномочий? Спасибо.
Сторчак С. А. Очень интересный вопрос, очень емкий.
Специально до того, как мы пришли в Государственную Думу, я поинтересовался текущей ситуацией по доходной части регионов, субъектов Российской Федерации. Данные на 1 мая показывают, что доходная часть находится в хорошем плюсе по сравнению с прошлым годом на тот же период, мне называли цифру до 20 процентов по ряду регионов. Это первая позиция.
Вторая. Все-таки у нас изменяется, изменилась тенденция и за последние полгода задолженность субъектов сократилась, я могу чуть-чуть ошибиться, по-моему, на 176 миллиардов рублей, это тоже важная тенденция, мы исходим из того, что она сохранится.
И еще самое главное. У нас постепенно меняется структура заимствований, мы исходим из того, что банковские кредиты как самый дорогой вид привлечения ресурсов для финансирования текущих расходов, будут уменьшаться и замещаться выпуском облигаций.
Плюс для регионов, которые попадут у нас в третью группу, опять же это счётная величина, это ни в коем случае не какие-то действия чиновников из министерства, для таких субъектов все-таки мы восстановим, по крайней мере, так в Министерстве финансов рассуждают, восстановим возможность привлечения дешёвых бюджетных кредитов. Спасибо.
Председательствующий. Коломейцев Николай... Центральную трибуну включите.
Максимова Н. С. Спасибо.
Коллеги, я как раз обратила внимание в своём выступлении, что комитет именно обратился к правительству, с тем чтобы они дали нам разъяснение, каким образом те субъекты, которые не смогут заимствовать, просто потому что у них уже пороговые значения превышены, которые не смогут получать бюджетные кредиты, потому что вы знаете, что бюджетный кредит у нас сейчас выдаётся только в течение года Федеральным казначейством на кассовые разрывы, а переступать за год они уже не могут, каким образом они будут выходить из положения. Будут балансировать свои бюджеты и исполнять социальные обязательства. Мы таких ответов от правительства ждём.
Председательствующий. Спасибо.
Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемые докладчики! Такой, может, сложный вопрос, но вы сложный закон представляете. Скажите, пожалуйста, всё начинается с бюджетной обеспеченности, она разрывает единство России. Есть здесь сверхбогатые, почему? Газ добывают в половине страны, а налоги платят в Питере и в Москве. Понимаете?
Поэтому не могли бы вы подсказать, вот есть 184 полномочия переданных, о чём сказала Вера Анатольевна, есть неравномерность бюджетной обеспеченности, есть отмена бюджетных кредитов. Может, все-таки вы нам дадите справочку ко второму чтению, каковы уровни задолженностей муниципалитетов, субъектов, потому что у нас же всего по одной методике семь субъектов-доноров, по другой — девять. А у нас-то субъектов 85. У нас ФНБ - 5 триллионов, а долги больше 2 триллионов у субъектов. Может, мы давайте начнём с того, что выверку сделаем всего и разберёмся, почему бюджетная обеспеченность в двух соседних субъектах разная?
Сторчак С. А. Действительно вопрос очень сложный, особенно с точки зрения бюджетной обеспеченности, поскольку сама категория зависит от многих факторов, а не только от того предмета, который является предметом обсуждения и законопроекта.
Что касается долговой нагрузки и данных по этой долговой нагрузке, то ежемесячно на 1-е число готовится вот такой документ, где прописана структура задолженности каждого субъекта, и дается итоговая балансовая величина. Мы, пожалуйста, всегда готовы поделиться и, в общем, и по каждому отдельно взятому субъекту.
Задачу я понял. Спасибо. Председательствующий. Спасибо. Центральную трибуну включите.
Максимова Н. С. Коллеги, мы получили информацию по оперативной отчетности Счётной палаты, то есть выверенные суммы по госдолгу. Вот есть таблица в разрезе регионов и даже в разрезе муниципальных образований. Поэтому заходите в СОЗД, там есть вся эта информация. Спасибо.
Хочу сказать, что действительно на 1 апреля госдолг составил 2 триллиона 103 миллиарда рублей, некоторое сокращение по сравнению с началом года - было 2,206. Но тем не менее по отдельным регионам есть увеличение государственного долга.
Поэтому информация есть. Пожалуйста, обращайтесь.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Вопросы все заданы.
Коллеги, прежде чем записаться на выступления, хочу сказать, что у нас еще в программе сегодня два законопроекта по 118 статье, и два проекта поручения Государственной Думы, которые мы тоже должны рассмотреть. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Включите запись.
Покажите список. Данчикова Галина Иннокентьевна. Пожалуйста.
Данчикова Г. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги! На самом деле нам сегодня представлен достаточно непростой законопроект.
Правительством Российской Федерации на протяжении последних лет ведется достаточно серьезная работа по совершенствованию бюджетного законодательства, в том числе невнесение изменений в Бюджетный кодекс. И сегодня мы с вами рассматриваем один из основных разделов о внесенных изменениях в Бюджетных кодекс. Это касается тех направлений по совершенствованию правового регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных заимствований, управления государственным долгом и государственными финансовыми активами в Российской Федерации.
Достаточно серьезные изменения, которые вносятся в Бюджетный кодекс, авторы законопроекта, Надежда Сергеевна, они обозначили, то, что сегодня данный законопроект внесен, исходя из Послания Президента. Ещё в 2015 году Владимиром Владимировичем Путиным была поставлена задача вывести регионы из долговой нагрузки, и сегодня, конечно, ситуация достаточно серьезно изменилась в наших субъектах Российской Федерации.
Последние годы Правительством Российской Федерации приняты существенные меры по сокращению долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации. Была проведена серьезная реструктуризация бюджетных кредитов, высвобождены обязательства у субъектов Российской Федерации на сумму около 430 миллиардов.
Достаточно серьезная проводится политика Правительством Российской Федерации по снижению коммерческого долга, то есть уменьшению коммерческих заимствований, и то, что сегодня было сказано авторами проекта, и серьезно меняется структура государственного долга. Структура государственного долга меняется в пользу выпуска облигационных займов, которые сегодня несут меньшую нагрузку на обслуживание долговых обязательств.
Вносимые законопроектом изменения позволят оптимизировать работу с государственным и муниципальным долгом, а также с государственными финансовыми активами. Расширяется перечень показателей, по которым осуществляется оценка долговой устойчивости регионов и муниципалитетов. Изменяются пороговые значения долговой нагрузки, чтобы снизить её там, где она сегодня чрезмерна.
Авторы законопроекта и Надежда Сергеевна, они сегодня обозначили, что есть всё-таки положительная тенденция по снижению государственного долга субъектов Российской Федерации. Мы, собственно говоря, на сайте можем увидеть всю динамику. Если говорить о датах, отчетных датах (на 1 января 2019 года и 1 апреля), это касается и государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.
Председательствующий. Добавьте время.
Данчикова Г. И. Появляется также классификация регионов по группам риска. Это позволит не только получить сравнительную картину, но и сделать более гибкой систему контроля. Те, у кого риски будут более низкими, получат возможность не согласовывать свои программы заимствований, программы гарантий с вышестоящим уровнем власти. Те, у кого есть группа риска высокая, конечно, им придется укреплять свою финансовую дисциплину.
Уважаемые коллеги, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект и, конечно, с учетом высказанных предложений ко второму чтению необходимо будет его доработать.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо.
Ремезков Александр Александрович.
Ремезков А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект, он посвящен регулированию одной из самых сложных сфер финансовой политики государства - это сфера привлечения заимствований, управления гос (муниципальным) долгом и, по сути, является очередным этапом подготовки новой редакции Бюджетного кодекса.
Эти позитивные и давно ожидаемые на местах новации, потому что более 70 субъектов дали положительные отклики, Счётная палата поддержала данный законопроект и профильный комитет.
Но "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что недостаточно эффективны меры и механизмы, которые предпринимает правительство для реализации этих новаций, и меры по снижению долговой нагрузки.
Например, вот такой факт, что проблему сохранения долговой устойчивости региональных и местных бюджетов, конечно же, нужно было решать гораздо раньше, когда объем госдолга субъектов и муниципалитетов в 2008 году составлял 561 миллиард рублей. Теперь, когда объем долгов к началу 2018-го достиг 2 триллионов 600 миллиардов рублей, что называется сохранять уже как бы и нечего. Так что эти меры в отношении наращивания долговых обязательств, они уже не настолько эффективны, наверное, и, скорее всего, запоздали. Но тем не менее "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает в целом эти предложения о необходимости уточнения норм Бюджетного кодекса и в результате рассмотрения этого законопроекта возник ряд замечаний.
Вот в данном случае законопроект существенно уточняет и изменяет подходы к оценке долговой устойчивости бюджетов регионов и предусматривает дополнительные ограничения в части их полномочий в зависимости от ряда показателей, которые характеризуют объём государственного и муниципального долга, расходы на его погашение и обслуживание, долю дотаций и иных перечислений из бюджетов других уровней в доходах соответствующих бюджетов.
Но при этом в пояснительной записке к законопроекту и в иных материалах нет, например, официальной позиции Центрального банка, не представлены сведения о текущем значении указанных показателей бюджетов из субъектов и муниципальных образований и оценка финансово-экономических последствий введения таких ограничений.
И хотя внесение этих изменений правительство объясняет тем, что законодательно оформленный учёт...
Пожалуйста, от фракции.
Председательствующий. Добавьте время.
Ремезков А. А. ...законодательно оформленный учёт особенностей осуществления заимствований и накопления долга в регионах создаст возможность проводить гибкую заёмную политику и не приведёт к росту долговой неустойчивости, которая предполагает последующее принятие специальных мер финансового надзора или реструктуризацию долга, но указанные вот эти схематичные предложения выглядят красиво, но однако не учитывают реального состояния региональных бюджетов.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/6295076.html
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments