leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Вводится ответственность работодателя за право работника на изменение кредитной организации

Вводится ответственность работодателя за право работника на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена зарплата – Николай Коломейцев Уволят и найдут за что Банки маржу вводят по зарплатной карте ввести уголовную ответственность Зарплатное рабство никуда не делось – первое чтение
14. 677255-7 Госдума без обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменения в часть третью статьи 136 Трудового кодекса РФ» (в части увеличения срока, в течение которого работник должен сообщить работодателю в письменной форме о замене кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата)
Документ внесен правительством 29.03.19.
Представил замминистра труда и социальной защиты Алексей Вовченко.
Председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов.
Законопроектом предлагается увеличить срок, в течение которого работник должен сообщить работодателю об изменении кредитной организации, в которую должна перечисляться заработная плата, с 5-ти рабочих дней до 15-ти календарных дней до дня выплаты заработной платы.
Первое чтение 398 0 0 15:19

15. 677227-7 Одновременно принят сопутствующий законопроект «О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях» (в части установления административной ответственности за воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата)
Документ внесен правительством 29.03.19.
Представил замминистра труда и социальной защиты Алексей Вовченко.
Член комитета по государственному строительству и законодательству Николай Брыкин.
Законопроектом предлагается установить административную ответственность за воспрепятствование работодателем осуществлению работником права на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата.
За совершение указанных деяний предусматривается административное наказание в виде предупреждения или штрафа: для должностных лиц – в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 тыс. до 5 тыс. руб.; для юр. лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Первое чтение 397 0 0 15:20

Стенограмма обсуждения двух законопроектов
Коллеги, 14-й и 15-й вопросы мы рассматриваем с одним докладом и двумя содокладами совместно.
14-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменения в часть третью статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации".
И 15-й вопрос.
Проект федерального закон "О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Докладывает Алексей Витальевич Вовченко.
Вовченко А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты!
Данные законопроекты разработаны в соответствии с планом мероприятий по развитию конкуренции, ну и, соответственно, с планом законопроектной деятельности правительства направлены на недопущение воспрепятствования работодателем осуществлению работником гарантированного Трудовом кодексом Российской Федерации права на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата.
В настоящее время у нас есть 136-я статья Трудового кодекса, которой предусмотрено право работника заменить кредитную организацию, в которую должна быть перечислена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об этом за пять дней.
Что же предусматривают законы. Первое. В части Административного кодекса административную ответственность работодателя за воспрепятствование осуществления работником права на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата.
И второе. В части Трудового кодекса как раз таки увеличение вот этого срока предупреждения работником работодателя о выборе кредитной организации с пяти рабочих дней до 15 календарных дней.
Таким образом законопроект обеспечивает баланс прав и работников на выбор кредитной организации, и обязанности работодателя выплаты заработной платы.
Законопроекты прошли широкое обсуждение, действительно в Российской трёхсторонней комиссии мы обсуждали, и вот именно к этому балансу пришли на рассмотрение данных норм с нашими социальными партнёрами.
В установленном порядке всё согласовано. Просьба рассмотреть и поддержать.
Председательствующий. Спасибо. Присаживайтесь, Алексей Витальевич.
По 14-му вопросу с содокладом выступает Ярослав Евгеньевич Нилов.
Нилов Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты!
В соответствии с Трудовым кодексом, работник имеет право выбрать ту кредитную организацию, куда бы он хотел, чтобы ему перечислялась заработная плата. Он должен выполнить определённую норму - пять дней до получения заработной платы, когда необходимо передать соответствующие реквизиты той структуре, которая отвечает за начисление заработной платы.
Но как показала правоприменительная практика, в зависимости оттого, какое количество людей работает, в зависимости оттого, насколько география обширна, у конкретного предприятия не всегда появляется такая возможность в данный срок уложиться.
Поэтому предлагается этот срок в сторону увеличения изменить и одновременно с этим вводятся изменения в Административный кодекс, который предполагает административную ответственность работодателю за нарушение установленной в Трудовом кодексе нормы, позволяющей работнику самостоятельно определять кредитную организацию.
Комитет просит поддержать в первом чтении данную инициативу. Председательствующий. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.
По вопросу номер 15 по проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" с содокладом выступит Николай Гаврилович Брыкин. Мне сказали, что он движется по направлению к залу, сейчас он зайдет, немножко задержит он нас всех.
Мы не можем, к сожалению, не заслушав содоклад, двигаться дальше.
Сергей Владимирович может доложить? Коллеги, нет возражений, если от комитета доложит Сергей Владимирович... А вот Николай Гаврилович зашел.
Николай Гаврилович, ваше время уже идет. Пожалуйста. Брыкин Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Еще раз извиняюсь.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Как уже в своем выступлении Алексей Витальевич отметил, законопроект направлен на установление административной ответственности за воспрепятствие работодателем к осуществлению работником права на изменение кредитной организации, в которую должна быть переведена заработная плата.
Основополагающей материально-правовой нормой по отношению к вводимой ответственности является уже существующее с 5 ноября 2014 года положение в части 3 статьи 126 Трудового кодекса.
В данной связи законопроект согласуется с Трудовым кодексом Российской Федерации и соответствует базовым концептуальным положениям Кодекса об административных правонарушениях.
При этом Комитет по государственному строительству и законодательству не считает существенным различие терминологического обозначения гарантированной названной нормы Трудового кодекса права работника на замену, как вот у нас в концепции закона, который предлагает правительство, кредитные организации в предлагаемые законопроекты установлением административной ответственности за воспрепятствование в осуществлении права работником на изменение кредитной организации. То есть, это слова как бы синонимы, они не меняют, по сути, суть в корне.
Вместе с тем, комитет не считает обоснованным исключение проектируемой нормы повышенных административно-правовых санкций при повторном воспрепятствовании работодателем осуществления работником права на изменение кредитной организации. Тем более что уголовная ответственность в случае повторности или многократности таких деяний, согласно действующего Уголовного кодекса, не наступает.
Учитывая, что данный недочёт не снижает основных содержательных достоинств, представленные законопроекты направлены на защиту прав работников, Комитет по государственному строительству и законодательству отмечает его важность, поддерживает его, и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Николай Гаврилович.
Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Швыткин Юрий Николаевич.
Швыткин Ю. Н., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ". Спасибо большое.
Алексей Витальевич, у меня к вам вопрос.
Вы доложили по двум вопросам в качестве докладчика, воспрепятствование.
Во-первых, что вы подразумеваете в данном случае под воспрепятствованием: физическое, психологическое, моральное? Это первая составляющая.
И как будет осуществляться сбор доказательственной базы для привлечения к административной ответственности? Спасибо.
Вовченко А. В. Воспрепятствование может быть в различных формах, но просто не переводят деньги туда, куда заявляет работник, вот и воспрепятствование, не предоставляют эти счета.
Соответственно есть заявление за 15 дней, есть сроки перечисления зарплаты. Зарплата у нас не реже, чем 2 раза в месяц должна получаться, вот и доказательная база. Сроки не совпадают, значит, воспрепятствие, либо не перевели счета. Всё.
Председательствующий. Понятно. Спасибо.
Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Благодарю. У меня также вопрос к докладчику.
Уважаемый Алексей Витальевич, учитывают ли предлагаемые новеллы те случаи, когда работодатель по объективным причинам не может в предлагаемый период в 15 рабочих дней учесть переход работника на обслуживание в другую кредитную организацию? По разным причинам. Например, сбой программного обеспечения, большой штат сотрудников и так далее. И подпадает ли работодатель в такой ситуации под предлагаемую проектом федерального закона административную ответственность? Заранее благодарю.
Вовченко А. В. Вот спасибо за вопрос. В этом-то как раз таки и суть законопроекта. То, что сейчас норма 5 дней всего-навсего. И много случаев, когда большие коллективы там, какие-то технические трудности, но не укладываются. В этом-то, собственно говоря, и были требования самих работодателей, когда мы обсуждали эту норму, увеличить эти 5 дней до 15 дней, чтобы действительно успевали в любом случае. Но там же тоже при... Ну, там по независящим обстоятельствам если, значит, от работодателя всё это, конечно, будет доказано. Мы с работодателями договорились именно по такому сроку.
Председательствующий. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К. У меня очень простой вопрос к представителю правительства. Скажите, пожалуйста, часто же работодатели, скажем так, вынуждены выплачивать заработную плату через те банки, которые кредитуют? Потому что банки часто включают в кредитные договора такое условие, как зарплатные проекты. Вот обсуждали ли вы с регулятором, с ЦБ эту ситуацию? Каким образом мы сможем промышленные предприятия защитить от, скажем так, навязывания этой нормы в договорах со стороны банков? Как мы знаем, у нас практически крупные банки доминируют на рынке.
Спасибо.
Вовченко А. В. В данном случае речь идёт о волеизъявлении самого работника. Именно он пишет заявление и указывает соответственно, на какой счёт должна быть переведена зарплата. Поэтому я вот тут, если честно, не уловил связи между там крупными банками и так далее, если человек в такой ситуации, что ему в этот банк, ну, вот он и пишет это заявление.
Председательствующий. Спасибо.
Иванов Сергей Владимирович.
Иванов С. В. Уважаемый Алексей Витальевич, по первому законопроекту в пояснительной записке вы пишете, что трудности возникают у предприятий с большим количеством работников. Что вот такие случаи носят такой массовый характер, что бухгалтерия должна переводить сразу там, не знаю, тысячу или 500 человек на облуживание в другой банк.
С другой стороны, вы вторым законопроектом усиливаете ответственность работодателя за несвоевременное перечисление заработной платы в ту организацию, которую работник указывает.
Я уже на комитете задавал этот вопрос. Вот вы представляете, что будет потом с работником, администрацию которого оштрафуют вот по этому законопроекту, пусть даже и в течение 15 дней, насколько он защищен будет после этого? Потому что мы же знаем, что действительно огромное количество предприятий перечисляют зарплату именно в те банки, с которыми они работают, под различными бонусами получения. Здесь, мне кажется, что работник, который не смог себя защитить вот... (Микрофон отключен.)
Вовченко А. В. Ну, насколько массово или не массово - это трудно судить. Все равно могут возникнуть какие-то сложности.
Вот, смотрите, у меня, допустим, у нас в министерстве из более чем 400 сотрудников где-то, по-моему, 60 - в других банках. То есть в основном у нас там один из крупных банков, и 60 - в другом крупном банке. Потому что постоянно идет прием на работу, увольнение и работы. Соответственно, понятно, что одновременно все это заявление не пишут, но движение кадров, постоянно оно идет. Соответственно, действительно это были требования самих работодателей по поводу этого срока.
Соответственно, как будет выглядеть работник, в случае если его администрацию оштрафуют? Ровно так же, как и в любом ином нарушении, где наступит административная ответственность. То есть тут никакого отличия от любого другого нарушения совершенно нет. Это называется трудовой спор, может быть. Может быть, конфликт и так далее, и тому подобное. Но применительно к этой ситуации это чувство, оно совершенно одинаковое и распространяется на все любые взаимоотношения, связанные с нарушением.
Председательствующий. Спасибо.
Коломейцев Николай Васильевич.
Коломейцев Н. В. Алексей Витальевич, ну, вы, вероятно, не хотите понять, что работа в министерстве и работа в условиях колоссальной безработицы на единственном предприятии в малом городке - это разные вещи. И вопрос заключается в следующем. Что вам Валерий Карлович, Сергей Владимирович сказали, что, как правило, в кредитный договор банк включает, что вы обязаны и зарплатную карту открывать в нашем банке. Понимаете? И если только работник начинает нарушать, его просто уволят и найдут причину за что.
Но, мало того, ещё и по зарплатной карте повышенная маржа — банки ставят. Понимаете? Давайте мы в законе во втором чтении запишем ограничение маржи и уголовную ответственность за принуждение к открытию зарплатной карты в другом банке.
Вовченко А. В. Николай Васильевич, уголовная - это уже другой кодекс.
Мы в КоАП, сейчас о КоАПе говорим.
Председательствующий. Было высказано пожелание, профильный комитет посмотрит ко второму чтению, можно ли реализовать это пожелание.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть Включить режим записи на выступления. Я видел, Швыткин Юрий Николаевич поднимал руку. Покажите список. Павлова Ольга Ивановна.
Павлова О. И. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
В 2014 году Государственной Думой был принят закон, отменяющий, так называемое "зарплатное рабство", положение, по которому работодатель обладал единоличным правом выбирать банк для перечисления заработной платы работнику. С тех пор прошло пять лет, работник самостоятельно определяет удобный ему банк и может сменить его в любое время. Однако, процедура такой смены, как показала практика, несовершенна. Ведь именно риск невыполнения работодателем норм трудового законодательства из-за короткого установленного срока как раз и влияет на то, что появляется риск работнику несвоевременно получить заработную плату, а изменения 2014 года могут стать неэффективными.
И именно в таких целях предотвращения таких негативных последствий правительством был внесён данный законопроект.
Руководствуясь именно такими доводами фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие законопроекта и голосует за.
Председательствующий. Спасибо, Ольга Ивановна.
Коломейцев Николай Васильевич, с места. Включите микрофон.
Коломейцев Н. В. Спасибо.
Уважаемый Алексей Витальевич! Я всё же в коротком выступлении хочу обратить ваше внимание, что вы докладывали два закона. И второй, он не Уголовный кодекс, но Административный, это тоже правовая ответственность.
Согласны ли вы с тем, чтобы во втором чтении, во второй, 15-й закон, внести поправочку о том, чтобы ответственность и банка за повышенную маржу и работодателя за принуждение всё же к тому, чтобы быть в банке, в котором обслуживается работодатель? Потому что мне кажется, вы просто практику не изучали, а реально эта практика - никуда никакое рабство не делось, потому что у нас, если вы возьмёте стенограмму, почитаете, Шеина я сейчас не вижу, он, наверное, на съезде профсоюзов, но он на 10-минутке позавчера или вчера как раз рассказывал о количестве сокращённых рабочих мест. А в условиях колоссальной безработицы и сокращающихся рабочих мест большая часть работодателей не будет вступать... То есть наёмных работников не будет вступать в конфликт с работодателем.
Поэтому, с моей точки зрения, учитывая крайне низкий охват профсоюзами малых и средних предприятий защита наёмного работника должна быть выше. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Швыткин Юрий Николаевич, с места. Включите микрофон. Швыткин Ю. Н. Спасибо большое, Иван Иванович.
Алексей Витальевич, я тоже буквально коротко, с места, если позволите. Значит, вопрос в чём? Я неслучайно сказал про воспрепятствование. На мой взгляд, положение воспрепятствования носит расплывчатый характер. Вот у нас есть Павел Владимирович, он заслуженный юрист России, очень грамотный человек, профессионал в этой области.
А я почему исхожу из практики? Как председатель комитета по законности в Законодательном Собрании края, я очень часто сталкивался с правоприменительной практикой и невозможностью привлечения к административной ответственности того или иного нарушителя. Поэтому здесь, я считаю, перед вторым чтением, я думаю, концептуально, конечно же, он не меняет законопроект, более точное определение. Например, неисполнение требований работника, к примеру, или более точно ещё какое-то. Но для того, чтобы тот орган, который будет привлекать, это в данном случае, я так понимаю, трудовая инспекция, чтобы они четкое имели понимание, чтобы мы потом не прыгали влево-вправо и не шарахались.
Председательствующий. Спасибо, Юрий Николаевич.
Алексей Витальевич, можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста.
Вовченко А. В. Безусловно, спасибо за такое пристальное рассмотрение данных законопроектов. Можем над терминологией ко второму чтению, действительно, посмотреть и подумать.
Я лишь хочу сказать, что, и предложение Николая Васильевича тоже, мы не можем в одном лице принимать какие-то, либо такие глобальные решения об ответственности, только в рамках трехстороннего партнерства. Мы тут должны договориться и с работодателями, и с работниками в рамках РТК. Это был предмет договоренности. Вот на троих мы можем принимать какие-то решения.
Взять ответственность, сказать, что согласен ли я, согласно ли министерство, вот там что-то внести, мы, конечно же, не можем.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Витальевич. Ярослав Евгеньевич? Не будете выступать.
И, Николай Гаврилович, будете с заключительным словом? Тоже нет. Коллеги, переходим к голосованию. Обсуждение завершено.
Ставлю на голосование 14-й вопрос - проект федерального закона "О внесении изменения в часть третью статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 19 мин. 50 сек.)
Проголосовало за 398 чел 88,4 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 398 чел.
Не голосовало 52 чел 11,6 %
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно.
И ставлю на голосование 15-ый вопрос - проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 20 мин. 23 сек.)
Проголосовало за 397 чел 88,2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 397 чел.
Не голосовало 53 чел 11,8 %
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments