leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

9. Правительственный час О развитии спорта высших достижений - начало

9. Правительственный час О развитии спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва
Министр спорта РФ Павел Анатольевич Колобков

Стенограмма 458-го заседания СФ 22.05.19
Переходим к рассмотрению вопроса «правительственного часа» – «О развитии спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва».
В нашем заседании принимают участие Светлана Юрьевна Орлова, аудитор Счетной палаты РФ, Паршикова Наталья Владимировна, статс-секретарь – заместитель Министра спорта РФ.
Коллеги, предлагается традиционный порядок рассмотрения: предложить Павлу Анатольевичу Колобкову, Министру спорта РФ, возможность выступить до 15 минут, далее ответы на вопросы, затем выступление аудитора Счетной палаты, выступления членов Совета Федерации. Нет возражений? Нет. Принимается.
Слово предоставляется Министру спорта РФ Павлу Анатольевичу Колобкову.
Павел Анатольевич, прошу Вас.
П.А. Колобков. Добрый день, уважаемые Валентина Ивановна, коллеги! Я хочу вас поблагодарить за возможность сегодня выступить перед вами и доложить о развитии спорта высших достижений, о развитии системы подготовки спортивного резерва. В своем выступлении я постараюсь осветить те вопросы, которые поступали нам при подготовке к сегодняшнему выступлению. И также я освещу основные, главные моменты нашей деятельности в этом направлении.
Вопросы развития спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва находятся в центре внимания и спортивной общественности, и государственных органов власти, и, безусловно, руководства государства. Темы совершенствования подготовки спортивного резерва и вовлечения населения в спорт в 2018 году вошли в майский указ Президента РФ. И это стало основой для старта федерального проекта «Спорт – норма жизни» по направлениям «массовый спорт» и «подготовка спортивного резерва», который вошел в национальный проект «Демография».
Отмечу, что подготовка резерва остается одним из приоритетных направлений нашей работы, она ведется Минспортом России с момента утверждения в 2009 году Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года. Утвержден комплексный план по модернизации системы подготовки. Поэтапно вносились необходимые изменения как в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в РФ», так и в Федеральный закон «Об образовании в РФ». Сегодня мы можем говорить о практически сформированной отраслевой системе организации спортивной подготовки, в которой участвует порядка 5 тысяч организаций, и это 3 200 тысяч человек. В 2018 году финансирование этих организаций увеличено на 15 процентов и составило 167 млрд. рублей консолидированного бюджета.
Координирующую роль на федеральном уровне осуществляет Федеральный центр подготовки спортивного резерва. Сейчас наибольшее количество занимающихся в РФ наблюдается по следующим видам спорта (наиболее массовым) – это футбол, спортивная борьба, волейбол, плавание, легкая атлетика, баскетбол. Во всех видах спорта количество занимающихся больше 200 тысяч человек, а футболом – 419 тысяч.
Мы оказываем адресную финансовую поддержку спортшколам, которые готовят резерв, они получают субсидию. В 2019–2021 годах она составит 775 млн рублей ежегодно. Начиная с 2011 года отдельно поддерживаем и учреждения по адаптивной физической культуре и спорту.
В 2018 году Правительством РФ была утверждена Концепция подготовки спортивного резерва в РФ до 2025 года. В ней предусмотрены мероприятия по координации методической работы, по созданию системы спортивных интернатов, разработке новых методик тренировочного процесса, которые реализуются и внедряются в жизнь при активной поддержке регионов. Концепция также направлена на решение вопросов по повышению уровня квалификации тренерского состава, разработке и внедрению типовых отраслевых норм труда тренеров, инструкторов, методистов и других специалистов в этой области, совершенствованию системы оплаты труда и социальной защиты.
Предполагается введение добровольной аккредитации на установление соответствия деятельности организаций, осуществляющих спортивную подготовку, любой ведомственной принадлежности и форм собственности требованиям федеральных стандартов спортивной подготовки. Сейчас этот законопроект находится на согласовании.
В настоящее время Минспортом утверждено более 100 федеральных стандартов спортивной подготовки по всем видам спорта, за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных и национальных видов спорта. И уже в 2018 году на программы спортивной подготовки полностью перешли 2300 организаций, а частичный переход осуществили 803 организации. Мы ежегодно ведем мониторинг по переходу на федеральные стандарты спортивной подготовки всех организаций.
«Дорожные карты» по доведению финансирования услуг по спортподготовке в соответствии с федеральными стандартами утверждены в 60 субъектах. В остальных регионах проекты «дорожных карт» находятся на согласовании. Многое будет зависеть от того, насколько оперативно организации спортподготовки перейдут на федеральные стандарты, и это, конечно, повлияет на усиление состава сборных команд РФ.
Проект «Спорт – норма жизни» предусматривает ряд мероприятий по спортивной подготовке, в том числе и переподготовку и повышение квалификации порядка 45 тысяч специалистов нашей сферы.
В РФ сейчас работает порядка 384 тысяч штатных работников в сфере физической культуры и спорта, из которых 89,3 процента имеют специальное образование.
Кадровое обеспечение отрасли осуществляют 54 училища олимпийского резерва, более 100 образовательных организаций высшего образования, в том числе 10 федеральных училищ олимпийского резерва и 14 вузов, которые подведомственны Министерству спорта.
Сейчас по программам физической культуры и спорта обучается порядка 50 тысяч человек. Мы внимательно следим за заработной платой преподавателей, и она сейчас составляет 200 процентов от средней по региону.
Вопрос социальной защиты тренеров и специалистов находится в сфере нашего пристального внимания. У нас есть инструменты для стимулирования работы тренеров, утверждены единые рекомендации по оплате труда и соответствующее отраслевое соглашение. Сегодня тренеры и организации спортивной подготовки обеспечены различными льготами и стимулирующими выплатами.
Минспортом ведется работа по созданию общероссийской модели отбора спортивно одаренных детей в рамках экспериментальной площадки по проекту «Стань чемпионом», в котором на сегодняшний день участвуют восемь регионов.
Ежемесячно спортсменам предоставляются денежные гранты на время их обучения в вузах по итогам всероссийских соревнований. По результатам учебного года по направлению «спорт» гранты предоставлены 535 студентам.
Также по поручению Президента РФ мы разрабатываем совместно с министерством науки и образования межведомственную программу по спортивной подготовке и вместе намерены реализовать положения концепции развития студенческого спорта до 2025 года. Это, с одной стороны, должно помочь нам улучшить материальную базу вузов и в том числе вовлечь вузы в систему спортивной подготовки и, как следствие, в усиление спортивного резерва сборной команды страны. Аналогичную работу мы планируем провести и с Министерством просвещения.
Если говорить о проблематике, то вы знаете, что Минспорт осуществляет государственную политику в сфере спорта и координирует межведомственное взаимодействие, в регионах же действуют свои органы управления, а вот на муниципальном уровне существуют сложности. Местное самоуправление в своих полномочиях самостоятельно по реализации государственной политики в сфере спорта, и сейчас по статистике в ней не участвует порядка 16 процентов муниципальных образований. Основная же проблема заключается в том, что там нет либо лиц, либо отдела специального, которые отвечают за развитие спорта. И, конечно, я просил бы обратить на это внимание руководителей регионов и вас, членов Совета Федерации.
Проделанная работа в рамках существующей системы планомерно укрепляет спортивный потенциал нашей страны. За прошедший год сборные команды приняли участие в более чем 2 тысячах международных спортивных мероприятиях.
Если говорить о летнем сезоне 2018 года (он, по сути, предолимпийский, а, значит, показательный), то результаты нас радуют. В 2018 году проведены чемпионаты по большинству летних олимпийских видов спорта (по 29). Мы завоевали 48 медалей, среди них 17 золотых медалей. Российские спортсмены вслед за Китаем заняли второе общекомандное место в неофициальном общекомандном зачете по общему количеству наград наравне с Соединенными Штатами Америки.
Что касается же зимнего сезона, то в прошлом году у нас закончились Олимпийские и Паралимпийские игры. Наши спортсмены завоевали шестой результат в общем зачете на Олимпиаде, и паралимпийцы заняли второе место. Но вы все помните, с какими сложностями столкнулась наша сборная команда при заявке на участие и во время самого участия а Олимпийских играх.
После Олимпиады начался зимний спортивный сезон, и наши спортсмены приняли участие во всех чемпионатах, в 16 чемпионатах мира, в 191 этапе кубка мира, в семи чемпионатах Европы и в 21 первенстве мира. И наша сборная заняла второе общекомандное место в медальном зачете по общему количеству медалей. Это 36 медалей. По золотым мы сейчас остаемся на пятом месте неофициального командного медального зачета. Но общее количество медалей нас радует – 36 медалей различного достоинства.
Нельзя не отметить итоги Универсиады в Красноярске. Это ближайший резерв наших сборных команд. Российские спортсмены заняли первое место в общекомандном зачете.
Что хотел бы отметить? Большие успехи наших неолимпийцев. Мы в прошлом году завоевали более 300 золотых медалей, 200 серебряных и 170 бронзовых на всех чемпионатах мира.
Отдельно отмечу уверенную победу наших ребят на III Летних юношеских Олимпийских играх в Буэнос-Айресе, где было завоевано 59 медалей, из них 29 – золотых. И это точно наш ближайший резерв – те, кто через год и в следующем олимпийском цикле будут представлять нашу страну на летних олимпиадах. Сейчас они осуществляют подготовку в соответствии с ранее утвержденной программой.
Одновременно мы уже после Олимпийских игр в Пхенчхане обеспечили подготовку к зимним Олимпийским играм 2022 года в рамках ведомственного проекта «Пекин-2022». Спортсмены полностью обеспечены необходимыми инвентарем и экипировкой, которые закупаются в рамках выделенной Минспортом субсидии, а общую же координацию осуществляет Министерство спорта совместно с Центром спортивной подготовки сборных команд России.
В РФ выстроена многоуровневая система соревнований. Все подобные соревнования включены в единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных спортивных мероприятий.
В 2018 году Федеральный центр подготовки спортивного резерва провел более 220 мероприятий, направленных на выявление потенциально лучших спортсменов для включения в сборную команду РФ.
Отмечу, конечно, здесь это две спартакиады – летняя Спартакиада молодежи России и II Всероссийская зимняя Спартакиада спортивных школ. Мы возродили всю линейку спартакиад, утвердили план-график проведения. Еще раз: спартакиада – это главное, самое важное соревнование в линейке всех спортивных соревнований, которые направлены на участие всех категорий населения: инвалидов, пенсионеров, трудящихся, спортсменов, сильнейших спортсменов, ну и, конечно, молодежи и учащихся. Все мы, конечно, помним значимость этих соревнований в Советском Союзе.
В общей сложности согласно единому календарному плану в 2018 году за счет бюджетов всех уровней прошло 838 чемпионатов России, а также 745 юношеских и юниорских первенств России.
Значительную роль в развитии спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва играют крупные спортивные соревнования, которые проходят на территории РФ. В прошлом году и в начале этого года мы провели два самых крупных соревнования, к которым готовились на протяжении последних семи-восьми лет, – это, конечно, чемпионат мира по футболу и универсиада в Красноярске, которые оставили очень богатое как спортивное, так и инфраструктурное наследие. Благодаря таким масштабным мировым соревнованиям в России, конечно, растет интерес к спорту.
Безусловно, мы продолжаем курс на проведение в России международных мероприятий. Сейчас мы готовимся к проведению чемпионата Европы по футболу в 2020 году в Санкт-Петербурге. Мы получили право на проведение чемпионата мира по волейболу. В конце мая – в июне определимся с городами, которые будут проводить чемпионат мира (их будет около 10). Чемпионат мира по боксу проведем в этом году как среди мужчин, так и среди женщин. Чемпионат мира по плаванию проведем в Казани в 2021 году.
Конечно, хотел бы отметить регионы, которые подают заявки на проведение и проводят такие соревнования на самом высоком уровне.
В 2018 году мы продолжили практику проведения также соревнований и уже получили право на проведение шести чемпионатов мира, двух этапов (финальных этапов) кубка мира, сравнимых по уровню с чемпионатами мира.
В этом году в Уфе пройдут летние Международные детские игры.
Мы подали заявку на проведение в 2023 году (в год 300-летия Екатеринбурга) летней универсиады. Заявка будет рассмотрена в июне – июле.
Россия действительно очень привлекательна как организатор соревнований, но проводить соревнования, удовлетворять интерес граждан и развивать массовый спорт было бы невозможно без развитой инфраструктуры.
В 2018 году уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями составил 54,2 процента. В этот год за счет различных источников открылось более 6 тысяч новых спортивных объектов, и общее количество спортивных сооружений достигло 312 тысяч. Более того, на различных стадиях реализации находится более 70 проектов государственно-частного партнерства, более 35 регионов вовлечено в этот процесс. И мы считаем, что на этом все больше и больше с каждым годом мы будем делать акцент.
В настоящее время все олимпийские, паралимпийские и сурдлимпийские виды спорта обеспечены необходимой спортивной инфраструктурой на территории России. Подготовка сборных команд осуществляется на территориях как федеральных, так и региональных баз высших учебных заведений. Часть мероприятий мы, конечно, проводим за рубежом в соответствии с планами подготовки сборных.
2020 год – очень важный. Мы получили в наследие от универсиады так называемый кластер «Сопка». Там мы создадим всероссийский центр по развитию… федеральный центр таких видов спорта, как фристайл и сноуборд. Будем проводить там крупные всероссийские и международные соревнования, а также учебно-тренировочные мероприятия сборных команд, с приглашением в том числе иностранных спортсменов.
Всего за период с 2016 по 2019 год в рамках наших инвестиционных программ на развитие спорта и инфраструктуры было потрачено 40 700 млн рублей.
В целях дальнейшего обеспечения спортивными объектами в РФ создаются региональные центры с долевым участием Министерства спорта России. В рамках данной работы запланировано строительство 39 объектов спорта в 35 регионах на общую сумму 12 млрд рублей. Также мы в 2019 году в рамках нашего федерального проекта «Спорт – норма жизни» начали реализацию двух программ – развития футбола и хоккея… (Микрофон отключен.) Можно еще минуту?
Председательствующий. Сколько Вам нужно?
П.А. Колобков. Минуту-полторы минуты.
Председательствующий. Да, пожалуйста, завершайте, Павел Анатольевич.
П.А. Колобков. Честно говоря, я хотел сказать несколько слов про антидопинговую работу. Очень много вопросов было, вы все очень внимательно следили.
Была проведена очень сложная и системная работа, мы внесли много изменений в законодательство, в нормативную правовую базу, мы дополнили перечень запрещенных в спорте субстанций и методов, утвержденных для целей Уголовного кодекса, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, провели рекордное количество информационных образовательных мероприятий среди родителей и детей в детско-юношеских спортивных школах. Также мы завершили реализацию совместного плана работы с Советом Европы по совершенствованию нашей антидопинговой системы.
Главное, что у нас сейчас восстановлен статус соответствия российской антидопинговой организации, и мы сейчас уже можем переходить к аккредитации наших лабораторий, но это достаточно сложный процесс. Поэтому такая работа ведется, ведется, по сути, в ежедневном режиме.
Несколько слов о массовке. Несмотря на то что сегодня основной акцент в выступлении я делал на спорт высших достижений и спортивный резерв, все-таки массовый спорт напрямую связан с этими двумя направлениями, и благодаря успехам наших спортсменов осуществляется привлечение граждан к занятиям спортом. Таким образом, сейчас у нас 54 200 тысяч человек организованно занимаются спортом. Если говорить более детально, то в сельской местности таких 12 миллионов, работающих граждан – 20 миллионов, учащихся и студентов – 33 миллиона, инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья – 1 300 тысяч. Если говорить про цели указа президента, то нам необходимо к 2024 году увеличить количество занимающихся еще на 20 миллионов человек, и на это направлен федеральный проект.
Таким образом, к 2019 году мы подошли с достаточно серьезными показателями, мы знаем, чем мы занимаемся, и у нас большие планы. Приступили к разработке Стратегии-2030 по поручению Президента РФ. Большое спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо Вам, Павел Анатольевич, за хороший, содержательный и информативный доклад.
Переходим к вопросам. Первым задает вопрос Максим Геннадьевич Кавджарадзе. Коротко вопрос и кратко ответ по возможности.
Пожалуйста.
М.Г. Кавджарадзе, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Липецкой области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Павел Анатольевич, сейчас мир цифровых технологий, и мы видим, как развивается киберспорт, и в этом виде уже участвуют в мире 400 миллионов человек, в России – от 10 до 20 миллионов. Очень быстро развивается, прирост участников – 35 процентов. И выплаты только в чемпионатах мира составили больше 20 млн долларов (призовые выплаты я имею в виду). Как Вы считаете, насколько Россия должна уделить этому внимание? Создать ли столицу киберспорта, возможно ли это? И как, соответственно, вся поддержка, которая может идти от вас, может выражаться в финансовом плане? Спасибо.
П.А. Колобков. Я хочу сказать, что этот вид спорта у нас признан видом спорта, это было сделано несколько лет назад. У нас активно работает федерация киберспорта, разработан весь пакет документов, в том числе и включающий необходимые для сдачи нормы ГТО для киберспортсменов. Скажу, что этот вид спорта (конечно, очень много привлеченных денег и коммерческих денег) в России очень активно развивается. На уровне Международного олимпийского комитета многократно рассматривался вопрос в том числе о признании этого вида спорта олимпийским.
Конечно, и международной федерации, и РФ предстоит проделать еще очень большую работу по структурированию этого вида спорта, но надо сказать, что наши спортсмены неплохо участвуют.
Надо сказать, что финансово вид спорта достаточно самодостаточный, потому что очень много возможностей для привлечения внебюджетных источников финансирования. Конечно, мы основной акцент делаем на финансировании олимпийских, сурдлимпийских, паралимпийских видов спорта и видов спорта, которые для России являются основными и приоритетными, такие как самбо, хоккей с мячом и ряд других видов спорта, приоритетных для России в первую очередь и имеющих такие серьезные традиции.
Председательствующий. Спасибо.
Андрей Николаевич Епишин, пожалуйста.
А.Н. Епишин, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Тверской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Павел Анатольевич! Рассматривается ли Министерством спорта РФ возможность освобождения от НДФЛ доходов тренеров, полученных за победы их подопечных как на международных, так и на всероссийских спортивных соревнованиях? Спасибо.
П.А. Колобков. Да, такое поручение было. Такой законопроект у нас разрабатывается. Планируем освободить от налогов.
Председательствующий. Спасибо. Только разрабатывать надо быстрее и принимать быстрее, Павел Анатольевич.
П.А. Колобков. Да. Ну, поручение совсем недавно дано было.
Председательствующий. Как в спорте, на такую дистанцию надо выходить, быструю.
Владимир Владимирович Полетаев, пожалуйста.
В.В. Полетаев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Алтай.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Павел Анатольевич! В Республике Алтай при Горно-Алтайском государственном университете с 90-х годов создана команда по рафтингу. Уже с начала 2000-х годов, почти 20 лет, наша команда выигрывает чемпионаты России, Европы, мира по рафтингу. Буквально три дня назад в Австралии закончился чемпионат мира по рафтингу, где наша команда, представлявшая Россию, заняла почетное призовое серебряное место.
Но для поддержания высоких спортивных достижений требуются серьезное внимание и материальное обеспечение. В данном случае именно на тренерском и преподавательском энтузиазме практически безвозмездно они многие годы бьются за развитие рафтинга, привлекая спонсоров.
В связи с чем вопрос, как на федеральном уровне планируется стимулировать развитие данного спорта. И планируется ли оказывать им поддержку?
И еще одна просьба от меня лично. Прошу принять меня в удобное для Вас время для обсуждения вопроса строительства легкоатлетического зала в Республике Алтай. Спасибо.
П.А. Колобков. Хорошо.
Конечно, как я говорил, приоритет у нас – олимпийские, паралимпийские, сурдлимпийские виды спорта и виды спорта, включенные в так называемый… признанные Международным олимпийским комитетом и входящие в соревнования всемирных игр. Но и в отношении тех видов спорта, где у нас есть серьезные успехи, где есть инициатива со стороны федераций, мы, конечно, будем помогать. И я рассматриваю это как поручение от вас.
Председательствующий. Спасибо.
Александр Юрьевич Пронюшкин, пожалуйста.
А.Ю. Пронюшкин, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Владимирской области.
Спасибо.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Павел Анатольевич, уважаемые коллеги! Воздушно-силовая атлетика – это новый вид спорта, с декабря 2018 года, включающий группу дисциплин – воздушная атлетика, пилон, троеборье, – который родился в России и активно развивается. Он популярен среди молодежи, упражнения подходят для подготовки к выполнению нормативов ГТО и могут служить базой в подготовке спортсменов других видов спорта. Учитывая тенденции в обновлении олимпийских видов спорта, воздушно-силовая атлетика в будущем имеет все шансы стать олимпийским видом спорта.
Сегодня воздушная атлетика во многих странах поддерживается на уровне государства. В России этот вид спорта развивается только за счет ресурсов Федерации воздушно-силовой атлетики и энтузиастов. Поэтому прошу не оставлять без внимания данный вид спорта, ведь это физическое воспитание нашей молодежи, и существует необходимость развития этого вида спорта, что возможно лишь при наличии государственной поддержки.
Предлагаю рассмотреть возможность оказания системной административной поддержки на государственном уровне. Если что-то уже делается в данном направлении, прошу рассказать.
П.А. Колобков. Да, вы знаете, что мы совсем недавно включили этот вид спорта в перечень видов спорта. Рассматриваем его как спорт массовый, молодежный. Такие меры мы, конечно, предусмотрим.
Ну а с точки зрения подготовки к сдаче норм ГТО, я скажу, все-таки ближе к этому вид спорта – так называемый полиатлон, который, кстати, и сформировался на базе нормативов ГТО еще в советское время.
Но воздушно-силовая атлетика… Действительно, мы вместе с федерацией, с инициаторами включения ее в перечень видов спорта и признания разработали необходимый перечень документов, но будем дальше развивать и поддерживать, конечно.
Председательствующий. Спасибо.
Иван Николаевич Абрамов.
И.Н. Абрамов, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Амурской области.
Уважаемый Павел Анатольевич! Хочу поднять вопрос субсидий на расходы по проезду спортсменов к местам соревнований. Для нас, дальневосточников, это очень актуальный вопрос. Вы знаете, цены на билеты немаленькие. В субъекте средств не хватает на эти дела.
Так вот, чтобы получить данные субсидии, необходимо, чтобы спортсмен относился к спортивной школе. У нас в большинстве районов просто этих спортивных школ нет, и спортсмены занимаются в обычных секциях. Соответственно, они просто не имеют возможности участвовать в соревнованиях.
Хотелось бы, чтобы Вы посодействовали решению данного вопроса.
П.А. Колобков. Вы говорите про Приморье, наверное, да?
И.Н. Абрамов. Амурская область.
Председательствующий. Амурская область.
П.А. Колобков. Амурская область, да? В принципе на самом деле, я вам скажу, мы из федерального бюджета ежегодно предусматриваем субсидии и на приведение в нормативное состояние детско-юношеских школ, на поддержку спортивных школ олимпийского резерва и также спортивных школ по базовым видам спорта. Там эта статья – на компенсацию расходов – не предусмотрена, потому что это не является нашим полномочием. Я думаю, что на самом деле вопрос проезда спортсменов, так же как и для любых категорий, должен решаться все-таки в рамках другого законодательства и других вещей – как в принципе проезда из дальневосточных регионов.
Но надо сказать, что мы всё больше и больше увеличиваем количество соревнований, проводимых в дальневосточных регионах, как международного, так и федерального уровней и понимаем, что необходимо задействовать регионы в проведении соревнований. Мы сейчас продумали в том числе за счет средств федерального проекта проведение соревнований на уровне округов, за счет наших средств, чтобы спортсмены далеко не ездили. И хотим провести еще одни соревнования, являющиеся отборочными, для того чтобы спортсмены получили еще одну соревновательную практику. Поэтому пока вопрос о компенсации проезда не стоит, потому что он должен решаться все-таки более комплексно.
Второй вопрос. Конечно, создание детско-юношеских школ, отделений по видам спорта – это прерогатива регионов. Я Вам обещаю в рамках своих поездок и в Амурскую область, и в другие дальневосточные регионы, которые, безусловно, для нас являются приоритетными сейчас, мы проговорим и с вашим губернатором как раз по комплексному развитию подобных видов спорта и созданию соответствующих учреждений, организаций.
Председательствующий. Павел Анатольевич, это не только для Амурской области важная тема, но и для практически всех субъектов. Мы ведь хотим, чтобы спортсмены встречались, соревновались, не «варились только в собственном соку». Детские спортивные школы – мы же знаем их финансовое положение. Перелеты, к сожалению, сокращают возможность общения спортсменов, соревнований даже внутри округа, не говоря уже за пределами округа. Поэтому вопрос поставлен правильно, надо его как-то комплексно посмотреть и подготовить предложения.
Я прошу это включить в проект нашего постановления.
Спасибо.
Вячеслав Степанович Тимченко, пожалуйста.
В.С. Тимченко. Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемый Павел Анатольевич, какие принимаются меры для поддержки отечественных производителей спортивной формы, спортивного инвентаря и запасных частей к инвентарю?
П.А. Колобков. Вы знаете, что Минпромторг сейчас разработал проект концепции импортозамещения в рамках производства спортивных товаров. Процесс актуален. Спортивный рынок очень большой – порядка 600 млрд рублей, и всего 10 процентов – это наша, российская продукция.
Если говорить сейчас… Пока качество нашей продукции только по некоторым видам изделий соответствует требованиям участия в крупных соревнованиях, даже всероссийского уровня. Конечно, с каждым годом процент российских товаров увеличивается, пока он недостаточен. Думаю, с министерством промышленности нам предстоит серьезно поработать, тем более что мы по нашей линии обеспечиваем в том числе и финансирование, как я уже говорил, и субсидируем закупку инвентаря для детско-юношеских спортивных школ и таким образом можем обеспечить определенный постоянный заказ.
При этом надо сказать, что у международных федераций по видам спорта все-таки есть определенные требования к продукции, в части получения соответствующих разрешений. Поэтому, например, многие виды тренажеров используются пока только западного производства. Конечно, наша задача – в том числе и продвигать нашу продукцию на международный рынок.
Сейчас у нас, если так можно отметить, например, в моем виде спорта – фехтовании – производство клинков на самом высоком уровне. Вы знаете, в Татарстане развивается производство… делают потрясающие клюшки, несколько человек из нашей сборной в Пхенчхане играли клюшками, произведенными в Татарстане. Лодки стали неплохими, мы повысили качество. Но рынок пока небольшой, пока они делают порядка 200–300 лодок, но они могут довести до 1 тысячи (это для гребного спорта).
Форма сейчас… Вы знаете, несколько компаний перевели производство в Россию, кстати, при поддержке Минпромторга и его программ. В принципе сейчас и в Калуге открылось большое производство.
Поэтому действительно потенциал есть, и, главное, объем рынка спортивных товаров очень большой.
В.С. Тимченко. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Владимир Васильевич Литюшкин, пожалуйста.
В.В. Литюшкин, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Мордовия.
Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Павел Анатольевич, с 2013 по 2016 год в Республике Мордовия была успешно реализована федеральная экспериментальная площадка «Внедрение программ спортивной подготовки, разработанных на основе федеральных стандартов спортивной подготовки», разработанных министерством.
Итогом проделанной работы стал перевод с 1 января 2016 года 17 учреждений, подведомственных министерству спорта Мордовии, на программы спортивной подготовки. В связи с этим тренеры, инструкторы и методисты перестали относиться к категории педагогических работников и, соответственно, утратили возможность проходить аттестацию на присвоение им квалификационных категорий.
Павел Анатольевич, когда Минспорт России планирует утверждение порядка присвоения квалификационных категорий тренеров и специалистов в области физической культуры и спорта? Спасибо.
П.А. Колобков. Это, наверное, сейчас является одним из самых важных вопросов. У нас было поручение президента на этот счет. Мы разработали новый приказ и порядок присвоения квалификационных категорий, сейчас с Минюстом внесли изменения в этот порядок дополнительно. Похоже, придется вносить изменения в федеральный закон. Я думаю, что сейчас мы доработаем этот порядок. Но я хочу сказать, что все те льготы, которые есть (мы сейчас с регионами работаем), будут за этими тренерами сохранены в рамках возможностей, утвержденных едиными рекомендациями, отраслевым соглашением. Это мы сделаем. Но до конца года, я думаю, все вопросы по квалификационным категориям мы решим – и по порядку присвоения, кто присваивает, какие категории.
Председательствующий. Спасибо.
Игорь Николаевич Каграманян.
И.Н. Каграманян. Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Павел Анатольевич, спасибо за содержательный доклад. Действительно, прослеживается преемственность во всех этапах подготовки резерва для профессионального спорта. В этой связи в части финансового обеспечения хотелось бы задать вопрос.
В 2017 году вступил в силу одобренный Советом Федерации Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части формирования механизмов увеличения доходов субъектов детско-юношеского спорта и субъектов профессионального спорта», устанавливающий, что средства, полученные в виде целевых отчислений от лотерей, направляются на развитие детско-юношеского и профессионального спорта. Как реализуется данное положение? И какой размер в общей сумме расходов на профессиональный и детско-юношеский спорт составляют доходы от лотерей? Спасибо.
П.А. Колобков. Я скажу, у нас доходы всевозможные, из разных источников, так назовем, внебюджетных, – от лотерей, а также от букмекерской деятельности. Ежегодно операторы лотерей перечисляют в Минфин средства – порядка, я так понимаю, около 2 млрд рублей (это налоги они перечисляют). Эти средства учитываются при формировании федерального бюджета.
Но если мы говорим о другом источнике финансирования – так называемом букмекерстве, в 2017 году были внесены изменения в федеральный закон о спорте и в ряд других нормативных актов. У нас сейчас заключено между организаторами букмекерской деятельности, спортивными федерациями и спортивными лигами порядка 220 соглашений с 35 организациями. Общая сумма отчислений сейчас (ежеквартально мы ее мониторим) порядка от 220 до 270 млн рублей, таким образом – около 1 миллиарда. 20 процентов средств идет на развитие детско-юношеского спорта, 80 процентов – профессионального.
В этом году мы внесли изменения в федеральный закон. Мы предусматриваем в том числе получение финансирования за счет интерактивных ставок. Это увеличит поступления в том числе на развитие спорта.
Сейчас по поручению Президента РФ предусмотрен целый комплекс законов и подзаконных актов в том числе и на получение средств не только от спортивных мероприятий, но и от развлекательных мероприятий.
А тотализаторы – это остаются только бега, на это мы как раз не претендуем. Это бега и конный спорт.
Поэтому надеюсь, что с каждым годом количество средств, полученных из внебюджетных источников, на развитие спорта будет увеличиваться. Кстати, Минспорт постоянно мониторит целевое использование этих средств непосредственно федерациями и спортивными лигами. Процент средств даже выше, который тратят федерации и лиги на развитие массового и детско-юношеского спорта.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Владимирович Белоусов, пожалуйста.
С.В. Белоусов, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Алтайского края.
Уважаемый Павел Анатольевич! В марте этого года в Пекине на заседании Международной федерации по гребле на байдарках и каноэ по итогам голосования второй этап кубка мира в июле 2021 года решено провести в Барнауле.
Участвовали, заявлялись шесть стран, как Вы знаете. Планируется, что приедут около 600 гребцов более чем из 50 стран, в том числе 150 спортсменов с ограниченными физическими возможностями.
Столь крупные международные соревнования в Алтайском крае не проводились. Рассчитываем, что международные и всероссийские соревнования будут в дальнейшем проходить на нашем гребном канале, единственном за Уралом. Такой уровень соревнований предполагает значительные финансовые вложения в инфраструктуру, спортивный инвентарь международного уровня и формирование доступной среды для инвалидов. Цена вопроса – около 200 миллионов.
Прошу Вас, Павел Анатольевич, оказать содействие по выделению таких средств из федерального бюджета в 2020 году.

окончание стенограммы см.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments