leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Регламентация отношений РФ и ЕСПЧ– ратификация – Антон Морозов К чему ограничения?

Регламентация отношений РФ и ЕСПЧ– ратификация – Антон Морозов К чему ограничения? Надо ратифицировать полностью, ограничиваем свои – Михаил Гальперин Ограничения для суверенитета чтобы не напрямую работали – Сергей Железняк Ограничения для иностранных
12. 683904-7 Госдума в итоге обсуждения приняла закон «О ратификации Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам»
Документ внес президент 08.04.19.
Представил Уполномоченный РФ при Европейском Суде по правам человека – замминистра юстиции Михаил Гальперин.
Член комитета по международным делам Сергей Железняк.
Законопроектом предлагается ратифицировать Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Протокол направлен на повышение эффективности механизмов сотрудничества в рамках Конвенции путем модернизации и дополнения ряда ее положений, в частности расширения круга обстоятельств, дающих основания для направления запроса о правовой помощи, а также упрощения и ускорения процедуры оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам, придания этой процедуре большей гибкости:
- определяются федеральные государственные органы, уполномоченные на направление и получение запросов о правовой помощи и информации, передаваемой без запроса, а также их компетенция (компетентным органом, уполномоченным на рассмотрение и направление просьб о представлении копий документов о судимости и принятии мер на национальном уровне, является Минюст России);
- исполнение запросов о правовой помощи обусловливается направлением оригиналов этих запросов в центральный орган, а в неотложных случаях – в компетентный орган с одновременным направлением их копий в центральный орган;
- уточняется порядок направления запросов о правовой помощи, касающихся основных прав и свобод человека и гражданина и требующих решения суда или прокурора;
- определяются условия, согласно которым Российская Федерация готова принимать и исполнять запросы, полученные по телексу, факсу, электронной почте или другому подобному виду связи;
- указываются органы, которые для целей Конвенции рассматриваются в качестве судебных органов;
- конкретизируется порядок проведения слушаний посредством видеоконференции или телефонной конференции, также предлагается ввести возможность запросить проведение допроса потерпевшего по уголовному делу.
- уточняются условия использования информации, добровольно предоставленной другой Стороной, а также условия для заключения соглашения о временной передаче лица, содержащегося под стражей, запрашивающей Стороне;
- заявляется, что персональные данные, переданные другой Стороне, для целей судопроизводства, осуществляемого в рамках Конвенции или любого протокола к ней, либо связанных с ним других судебных или административных процедур, а также для предотвращения угрозы общественной безопасности не могут использоваться без предварительного согласия РФ.
Законопроектом предлагается сделать при ратификации оговорки, предусматривающие, что:
- РФ оставляет за собой право не принимать положения следующих статей Протокола: ст. 16 «Вручение документов по почте», ст. 17 «Трансграничное наблюдение», ст. 19 «Негласные расследования»;
- РФ оставляет за собой право применять положения ст. 18 «Контролируемая поставка» и ст. 20 «Совместные следственные группы» Протокола при условии достижения договоренности о том, что должностные лица Стороны, иной, чем Сторона проведения операции, пользуются иммунитетом от юрисдикции Стороны проведения операции в отношении действий, совершенных ими при исполнении своих официальных обязанностей.
Ратификация 404 0 0 14:16

Стенограмма обсуждения
Коллеги, переходим к блоку — ратификация.
12-й вопрос. Проект федерального закона "О ратификации Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам".
Докладывает официальный представитель Президента Российской Федерации Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместитель министра юстиции Михаил Львович Гальперин.
Пожалуйста, Михаил Львович.
Гальперин М. Л., официальный представитель Президента Российской Федерации Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека - заместитель Министра юстиции Российской Федерации.
Спасибо большое.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляется на ратификацию Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о правовой помощи по уголовным делам.
Протокол подписан 1 декабря 2017 года. Он уже ратифицирован 39-ю странами, в том числе странами Совета Европы, а также Израилем и Чили. Протокол устанавливает порядок взаимодействия между правоохранительными органами государств в части расследования уголовных дел, расширяет возможности и объём соответствующей правовой помощи, возможности использования новых технологий в целях допроса соответствующих лиц, в том числе с помощью видеоконференцсвязи.
На настоящий момент ратификация протокола не требует внесения изменений в российское законодательство. Но вместе с тем будем также отслеживать его реализацию и, возможно, если потребуются соответствующие изменения, с ними выходить для их внесения.
С учетом того, что протокол касается защиты прав человека, поэтому требует ратификации, в связи с указанным вносится на ваше рассмотрение. Кроме того, к протоколу имеется ряд оговорок, который сделается Российской Федерацией в целях обеспечения нашего суверенитета. В связи с указанным просим проект поддержать.
Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Михаил Львович. Присаживайтесь.
С содокладом от Комитета по международным делам выступает Сергей Владимирович Железняк.
Железняк С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Михаил Львович уже доложил суть проекта федерального закона, который предлагается к ратификации. Со своей стороны я хочу сказать, что Комитет по международным делам внимательно рассмотрел данный проект и предлагает его к принятию.
Действительно, Второй протокол серьезно расширяет возможности для взаимной правовой помощи с теми государствами, которые входят в конвенцию, и при этом оговорки, которые мы официально принимаем к этому Второму протоколу, защищают наши права, в том числе в отношении недопущения деятельности иностранных официальных лиц на территории Российской Федерации со следственными и другими специальными действиями.
Поэтому комитет предлагает поддержать данный законопроект и ратифицировать его. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Владимирович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Морозов Антон Юрьевич, пожалуйста. Морозов А. Ю., фракция ЛДПР.
Вопрос докладчику. Уважаемый Михаил Львович, мы на заседании Комитета по международным делам уже поднимали этот вопрос. Хотелось бы зафиксировать ваши позиции по изъятиям статей 16, 17 и 19. Формулировка этих статей не подразумевает их обязательного и автоматического применения, там прописано, что судебные решения могут направляться почтой и там дальше - 17-я, 19-я статья применяется по соглашению сторон, то есть, изымая эти статьи, мы по сути ограничиваем в деятельности наши правоохранительные органы при взаимодействии с иностранными государствами.
Соответственно, вопрос: к чему эти самые ограничения?
Гальперин М. Л. Спасибо за вопрос.
Эти ограничения, оговорки делаются в отношении, соответственно, применения этих правил на территории Российской Федерации, касаются, конечно, и это последовательная позиция, которой и Советский Союз придерживался, и Российская Федерации, в части того, что вручение документов иностранных государств официальных на территории России осуществляется не напрямую официальными органами, а через соответствующие органы Российской Федерации.
Поэтому здесь, скорее, эти оговорки есть... просто явное отражение этой позиции. Многие страны, я хочу подчеркнуть, также сделали такие же оговорки, в том числе и многие европейские страны, и здесь мы не являемся единственными. Поэтому мы надеемся, что именно эти оговорки позволят всё-таки на равноправной основе осуществлять это правовое взаимодействие с правоохранительными органами других стран.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления. Покажите список.
Ганиев Фарит Глюсович, пожалуйста. Приготовиться Морозову. Ганиев Ф. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Мы рассматриваем ратификацию Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам.
Я коротко скажу, что применяется ко Второму протоколу. Это изменения, дополнения.
Европейскую конвенцию 50 стран подписали: 47 европейский и три страны примкнувших - это Чили, Республика Корея и Израиль. А Второй протокол подписали 39 стран, из них... европейских, из них двое - это Израиль и Чили.
Какие новшества делаются?
Первое - это создание следственных групп в разных странах, вот кто подписал. В стране, например, два, может, три страны, четыре, пять, шесть, где совершены на территории преступления. Руководителем группы назначается тот страны, где проводятся следственные действия, а другие страны только присылают как второстепенные участники расследования. Процесс, если на территорию перемещается в другую сторону, назначается другой руководитель группы, тот руководитель группы, который должностное лицо этой страны.
Когда... в дополнение идет, когда сторона запрашивает обязательное присутствие при применении следственных действий стороны, которая запрашивает, то есть должностное лицо присутствует при принятии следственных действий на территории другой страны.
Новшества такие дополнительные, что это проведение оперативно-розыскных мероприятий, это новшества дополнительные, новые, предусматривающие, - это наблюдение за передвижениями и ряд оперативно-розыскных мероприятий, которые будут осуществляться на территории другого государства по запросу. Россия сделала оговорку, что на территории своей территории только могут свои правоохранительные органы это выполнять по запросу другой страны и в отношении контролируемой поставки тоже.
Плюс в дополнение допрос. Допрос можно будет в видеоконференции. Это означает, что видеоконференция, допрашиваемое лицо с его согласия можно допросить путем видеоконференции, если национальное законодательство это устраивает, есть в нашем законодательстве. Но при этом, если допрос осуществляется на территории другой страны, должна присутствовать запрашиваемая сторона, представитель этой стороны, а также может быть и телефонная конференция, главное, чтобы не противоречило национальному законодательству.
Есть ещё понятие временной передачи лица, содержащегося под стражей, но это не относится к экстрадиции, не относится для исполнения приговора, только для допроса или проведения следственных действий, и то с согласия самого лица перемещаемого.
Ну и реституция. Реституция означает, что если предметы получены преступным путем, то должны возвращать лицам, у кого их похитили, или возместить.
Это основные положения, нюансов полно. Спасибо за внимание. Председательствующий. Спасибо, Фарит Глюсович. Морозов Антон Юрьевич, пожалуйста.
Морозов А. Ю. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Фракция ЛДПР поддержит президентский законопроект "О ратификации Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам". Мы считаем, что этот протокол и сама конвенция, действительно, являются действенным инструментом, в том числе в защите интересов Российской Федерации при взаимодействии с иностранными государствами по уголовным делам. Но мы считаем, что необходимо ратифицировать этот протокол полностью, безо всяких изъятий, потому что, по сути, изымая 16, 17, 19-ю статьи, мы не только препятствуем иностранным государствам в осуществлении правоохранительной деятельности на территории Российской Федерации, но и ограничиваем свои правоохранительные органы в осуществлении подобных действий на территории иностранных государств. При этом, как я уже обращал внимание, статьи 16, 17 и 19 не предполагают автоматически использование соответствующих положений.
В статье 16 говорится, что судебные органы могут направлять по почте решения, наши суды не любят направлять по почте решения. Но почему мы ограничиваем иностранные суды? Пожалуйста, пускай направляют. Что за тайны мадридского двора?
Трансграничное наблюдение - статья 17: разрешается продолжить наблюдение, если стороны разрешили вести трансграничное наблюдение. Почему наши следователи, наши правоохранители не могут вести наблюдение, если иностранное государство позволяет это делать, с какой стати?
И 19-я статья, то же самое, касается негласных расследований, что стороны могут согласиться помогать друг другу в проведении расследований преступлений должностными лицами, действующими негласно или под прикрытием.
У нас бывают инциденты, когда на территории иностранных государств скрываются лица, совершившие преступления на территории России. Бывает, что наших граждан необоснованно в чём-то обвиняют и привлекают к ответственности. Поэтому фракция ЛДПР считает, что необходимо дать больше прав и возможностей для наших правоохранительных органов, а не заниматься ограничением их деятельности.
Председательствующий. Спасибо, Антон Юрьевич. Михаил Львович, вы можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста.
Гальперин М. Л. Спасибо большое. Буквально одну секунду.
Хотел сказать, что эти оговорки свободно могут быть сняты Российской Федерацией в дальнейшем в случае, если действительно в правоохранительных органах появится необходимость в использовании этих механизмов. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Владимирович. Депутату Железняку включите микрофон.
Железняк С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Хочу ещё раз уточнить, что все оговорки, которые делаются в нашем сегодняшнем протоколе, касаются ограничений на деятельность иностранных официальных органов на территории Российской Федерации. Это не ограничивает возможности деятельности российских официальных органов на территории других государств, если они соответствующий протокол ратифицировали.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Владимирович.
Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 16 мин. 51 сек.)
Проголосовало за 404 чел 89,8 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 404 чел.
Не голосовало 46 чел 10,2 %
Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments