leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Усиление ответственности за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных

Усиление ответственности за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биоресурсов из Красной книги – Виктор Пинский Человека вылечил беркутов пытались осудить беркуты погибли
19. 653568-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 258.1 Уголовного кодекса РФ» (об усилении ответственности за незаконную добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ)
Документ внесен правительством 26.02.19.
Представил статс-секретарь – замминистра юстиции Вадим Федоров.
Член комитета по государственному строительству и законодательству Виктор Пинский.
Законопроектом предлагается увеличить размеры отдельных видов наказаний, которые могут быть назначены за совершение следующих преступлений:
- за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами, их частей и дериватов (производных) – до 4-х лет принудительных работ (в настоящее время – до 3-х лет) либо до 4-х лет лишения свободы (в настоящее время – до 3-х лет);
- за те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо с публичной демонстрацией, в т.ч. в СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»), – до 6-ти лет лишения свободы (в настоящее время – до 5-ти лет), а если они были совершены группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой – лишение свободы на срок от 5-ти до 8-ми лет (в настоящее время – от 5-ти до 7-ми лет и только в отношении организованной группы);
- за незаконные приобретение или продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами, их частей и дериватов (производных) с использованием СМИ либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. сети «Интернет», – до 5-ти лет принудительных работ (в настоящее время – до 4-х лет) либо до 5-ти лет лишения свободы (в настоящее время – до 4-х лет);
- за те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, – лишение свободы на срок от 3-х до 7-ми лет (в настоящее время – от 3-х до 6-ти лет), а если они совершены группой лиц по предварительному сговору – лишение свободы на срок от 6-ти до 9-ти лет со штрафом в размере от 1,5 млн. до 3 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 3-х до 5-ти лет или без такового, с ограничением свободы на срок до 2-х лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 7-ми лет или без такового (в настоящее время так наказывается совершение указанных деяний организованной группой).
Верховный Суд РФ замечаний по законопроекту не имеется.
Первое чтение 398 1 0 14:51

Стенограмма обсуждения
Коллеги, 18-й временно пропустим законопроект.
К 19-му переходим.
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 2581 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель Министра юстиции Вадим Витальевич Федоров.
Федоров В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь — заместитель Министра юстиции Российской Федерации.
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты и коллеги!
Представленный законопроект разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 18 марта 2018 года. Законопроект направлен на совершенствование правового регулирования мер ответственности за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесённых в Красную книгу Российской Федерации.
Необходимость внесения изменений в статью 2581 Уголовного кодекса Российской Федерации обусловлена несовершенством действующей редакции данной нормы, о чём свидетельствует правоприменительная практика.
В настоящее время остаются высокими масштабы незаконной добычи редких животных и контрабанды их дериватов. Такие преступления, как правило, совершаются группами лиц, в том числе действующими по предварительному сговору либо в составе организованной группы. Так, по экспертным оценкам, незаконная добыча животных и сбыт их дериватов профессиональными скупщиками и контрабандистами совершается группами браконьеров, сговорившихся на совершение единичного преступления. Однако в рассматриваемой статье УК квалифицирующий признак совершения преступления группой лиц по предварительному сговору отсутствует, что не позволяет привлечь участников преступной группы к ответственности соразмерной тяжести содеянного.
Кроме того, конструкция части второй и второй прим. статьи 2581 УК РФ значительно сужает круг субъектов преступления, не позволяя привлечь к ответственности лиц, использующих служебное положение, но не относящихся к числу должностных.
В этой связи законопроектом предлагается расширить круг субъектов преступления, предусмотренных пунктом "а" части второй, частью второй прим статьи 2581 путём исключения указания на должностное лицо, а также дополнить части третью и третью прим. статьи 2581 наряду с уже имеющимся квалификационным признаком "организованная группа" новым квалифицирующим признаком "группа лиц по предварительному сговору".
Одновременно законопроектом предлагается в части первой статьи 2581 усилить наказание в виде принудительных работ и лишения свободы на срок до четырёх лет взамен предусмотренного трёхлетнего срока, отнеся тем самым данное преступление к категории средней тяжести.
Полагаем, что предлагаемые законопроектом меры будут являться действенным правовым механизмом, направленным на пресечение незаконного оборота особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащим к видам, занесённым в Красную книгу и охраняемым международными договорами Российской Федерации.
Прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Вадим Витальевич. Присаживайтесь.
С содокладом выступает Виктор Витальевич Пинский от Комитета по государственному строительству и законодательству.
Пинский В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Спасибо Вадиму Витальевичу за подробный доклад, я не буду повторяться. Хочу просто напомнить, что данную статью 258 прим. мы вводили в Уголовный кодекс по инициативе президента в 2013 году с целью защитить особо ценных краснокнижных животных и водных биологических ресурсов.
К сожалению, правоприменительная практика показала некоторые моменты этой статьи, которые позволяли виновным лицам избежать заслуженного наказания.
Поэтому комитет поддерживает все предлагаемые законопроектом подходы по расширению круга субъектов этого преступления в части второй на лиц, использовавших своё служебное положение, по ужесточению ответственности практически по всем частям данной статьи и по дополнению новым квалифицирующим признаком совершения данного преступления группой лиц но предварительному сговору.
На данный проект получены положительные отзыва Верховного Суда. У Правового управления замечаний нет. Комитет просит данный проект поддержать.
Коллеги, но не всё. Я хотел бы всех вернуть к 2017 году, к началу нашей работы в этом созыве, когда Вячеслав Викторович Володин обозначил такую проблему нашего российского законотворчества - это не вовремя изданные подзаконные акты. Они всегда нужны для того, чтобы закон начал работать вовремя и начал работать на людей, которым он необходим.
Если таких актов нет, естественно, закон либо не работает, либо работает против людей. И вот как именно отсутствие качественных подзаконных актов влияет на судьбы людей, я хочу рассказать на одном примере.
Как я уже говорил, в 2013 году был введён новый состав статьи 258 прим. в Уголовный кодекс Российской Федерации. Я от комитета в 2013 году докладывал этот закон, и наш коллега Дмитрий Иванович Савельев задал мне вопрос: а что будет с людьми, которые спасают животных, которые их лечат и вынуждены их содержать? Я тогда ответил, что поскольку у нас концепция закона направлена на сохранение животных, то эти действия лиц не должны быть криминализированы и их нельзя привлекать к уголовной ответственности.
Ну вот прошло уже шесть лет и возникает именно такая ситуация, она возникает в городе Брянске, где орнитолог-любитель, который всю жизнь занимался птицами, выходил, вылечил трёх краснокнижных беркутов, одного ему принёс охотник, другого, раненого люди, третьего он забрал из зоопарка, который расформировался, и буквально через некоторое время к нему приезжают органы полиции, возбуждают уголовное дело, изымают этих краснокнижных беркутов. Есть кадры, когда их заматывают лентой-скотчем, перевозят. При транспортировке несколько беркутов погибает. Как я уже сказал, в отношении этого человека возбуждается уголовное дело. Полгода идёт следствие, полтора месяца длится судебное заседание, и вот буквально недавно всё это закончилось.
Я думаю, вы представляете состояние 60-летнего человека, который родился в СССР, который всю жизнь отдал спасению, лечению птиц, и здесь его привлекают к уголовной ответственности.
Сегодня мы уже об этом деле можем говорить открыто, без риска быть обвинёнными в давлении на суд, поскольку приговор вступил в законную силу.
И к чести судьи, который разобрался в этом деле, этот приговор оправдательный.
Причиной, на мой взгляд, вообще возникновения такого дела стало как раз отсутствие простой, понятной и реальной, выполнимой процедуры, которая бы описывала, как поступать людям, которые находят таких краснокнижных животных, спасают их, вынуждены их содержать.
Я вам скажу, что в Приморском крае люди боятся таких животных спасать. Они их подбрасывают в коробках в соответствующие организации, но, как правило, до утра не доживают эти животные. А существующий административный регламент на выдачу разрешений на содержание этих животных, он несовершенен. Поэтому вся процедура, которая регулировала бы этот вопрос, по моему мнению, в настоящее время отсутствует.
Завершая своё выступление, я хочу обратиться к нашим коллегам в правительстве, что наша общая задача - это по производству законов. Каждый раз эта работа должна быть выполнена до конца, выполнена под ключ для того, чтобы этот закон работал для наших людей, я здесь говорю уже не о животных, я говорю о судьбах людей на данном примере.
Мы, конечно, постараемся в комитете какие-то изменения внести в данную статью, чтобы избежать вот таких случаев правоприменения данной статьи.
Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо, Виктор Витальевич.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Максимов Василий Юрьевич.
Максимов В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Вадим Витальевич, вопрос к вам.
Скажите, пожалуйста, с 2013 года работает закон, вообще каково количество преступлений, хотя бы ориентировочную цифру назовите, было совершено в этой сфере для того, чтобы вот сейчас ужесточать наказание?
Федоров В. В. Спасибо большое за вопрос.
Вот у нас статистика есть за 2016, 2017, 2018 годы. В 2016 году - 361 преступление совершено, в 2017 - 340, в 2018 - 304. То есть более менее стабильное триста с небольшим.
Председательствующий. Спасибо. Смолин Олег Николаевич.
Смолин О. Н. Уважаемый Владимир Витальевич!
Средства массовой информации и Интернет обошла история так называемой китовой тюрьмы на Дальнем Востоке. Дело дошло до президента, Владимир Владимирович давал поручение губернатору, губернатор заявил, что то ли в июне, то ли в июле вопрос решится. А недавно сообщили о заявлении собственника, который сказал, что это моя частная собственность и никого, никуда выпускать не будет.
В курсе ли Минюст и поможет ли законопроект, который сегодня обсуждается в подобных случаях?
Спасибо.
Федоров В. В. Спасибо большое за вопрос.
Тот законопроект, который мы сегодня представляем, он направлен на исполнение конкретного поручения президента от 2018 года. Та ситуация, которая сложилась сейчас на Дальнем Востоке, она, скажем так, с данным законопроектом напрямую не пересекается.
Поэтому я думаю... ну, это уже будут определять правоприменители и наш судебный, если до этого дойдёт, корпус, но напрямую данный законопроект с той ситуацией, которая сложилась на Дальнем Востоке на сегодняшний день, не связан.
Председательствующий. Спасибо.
Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста.
Иванов С. В. Большое спасибо.
Уважаемый Вадим Витальевич! Вы полагаете, что данный проект, я вот цитирую вас, станет действенным правовым механизмом, для того чтобы преступления подобного рода не повторялись. Мне вот все-таки очень хочется понять, почему вы так полагаете?
В среднем по всем статьям у вас, ну, за исключением там одних... нового состава, на год увеличивается срок заключения. Неужели вы думаете, что браконьеры такие юридически грамотные люди, что переход этого преступления в категорию преступлений средней тяжести скажется на количестве? 300 случаев в год вы фиксируете, отлавливаете, но ведь остальные преступления совершают, потому что знают, что их просто-напросто не поймают.
Я не понимаю, вот у вас это похоже на какую-то, знаете, правовую инфляцию. Что, у нас содержание в тюрьмах уже так улучшилось, да, что можно годик добавить, чтобы там подержали вот за подобные преступления?
Федоров В. В. Спасибо большое за вопрос.
Мы, когда готовили данный законопроект, в том числе основывались на той статистике, которая уже представлена в части как возбуждения уголовных дел, так уже и привлечения к ответственности. Как показывает статистика, в среднем только в районе 30 процентов тех, в отношении кого возбуждались уголовные дела, были осуждены. Почему вот мы переводим, как я уже сказал, данные преступления в категорию в том числе средней тяжести.
Указанное соответственно предложение, новелла, она позволит следственным органам в полной мере использовать все возможности, которые предоставляются, в том числе оперативно-розыскные, когда у нас преступление уже категории средней тяжести. Поэтому мы надеемся, что результаты правоприменения данной нормы в случае принятия законопроекта позволят следственным органам при возбуждении по указанной статье доводить до логического завершения, направлять материалы в суд с большее результативным выходом. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Вадим Витальевич.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.
Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 51 мин. 19 сек.)
Проголосовало за 398 чел 88,4 %
Проголосовало против 1 чел 0,2 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 399 чел.
Не голосовало 51 чел 11,3 %
Результат: принято Законопроект в первом чтении принимается. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments