leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Из контроля финансирования терроризма и отмывания нелегальных доходов исключаются неактуальные виды

Из контроля финансирования терроризма и отмывания нелегальных доходов исключаются неактуальные виды операций
20. 582426-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в целях совершенствования обязательного контроля)»
Документ внесли 08.11.18 Депутаты ГД А.Г.Аксаков, О.А.Николаев (СР), И.Б.Дивинский, М.В.Гулевский, А.Б.Выборный, А.В.Ситников, А.А.Гетта, М.В.Романов (ЕР); Член СФ Н.А.Журавлев.
Представил зампред Комитета по финансовому рынку Игорь Дивинский.
Законопроектом предлагается:
1) Актуализировать перечень подлежащих обязательному контролю операций (сделок):
- в части операций с денежными средствами и движимым имуществом – исключить неактуальные виды операций: обмен между юридическими и физическими лицами банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства, перевод денежных средств за границу (из-за границы) на счет (вклад), открытый на анонимного владельца;
- в части операций с недвижимым имуществом – уточнить характер таких операций, определив, что юр. лица, оказывающие посреднические и консультационные услуги по сделкам с недвижимостью будут предоставлять сведения только в отношении самой сделки по переходу права собственности на недвижимость, а сведения по банковским операциям в рамках таких сделок будут предоставлять кредитные организации;
- в части операций некоммерческих организаций – исключить операции по получению (расходованию) денежных средств, совершаемые следующими видами некоммерческих организаций: органами гос. власти, иными гос. органами, органами управления государственными внебюджетными фондами, госкорпорациями, госкомпаниями и публично-правовыми компаниями, потребительскими кооперативами, ТСЖ, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан;
- в части операций, связанных с выполнением гос. оборонного заказа – снизить с 50 млн. до 10 млн. руб. пороговую сумму операций по второму и последующему зачислению (списанию) денежных средств в рамках операций, связанных с осуществлением расчетов по гос. оборонному заказу;
2) Установить особенности подлежащих обязательному контролю операций (сделок) организаций федеральной почтовой связи, операторов связи, факторинговых компаний;
3) Определить для каждой конкретной организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень подлежащих обязательному контролю операций (сделок), информация о совершении которых подлежит предоставлению в Росфинмониторинг.
Первое чтение 406 0 0 15:41

Стенограмма обсуждения
20-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в целях совершенствования обязательного контроля)".
Докладывает первый заместитель председателя Комитета по финансовому рынку Игорь Борисович Дивинский.
Дивинский И. Б., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Базовым элементом функционирования российской системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения является институт обязательного контроля операций с денежными средствами или иным имуществом, действующий уже более 15 лет на базе законодательно закрепленного закрытого перечня таких операций.
С даты начала функционирования "отмывочного" Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", хорошо всем известного как 115-й ФЗ, внесено значительное количество точечных изменений, расширивших перечень операций, на которые распространяется обязательный контроль. При этом действующие операции, подлежащие обязательному контролю, достаточно продолжительное время не пересматривались с точки зрения их актуальности. В то же время необходимо отметить, что в настоящее время в систему обязательного контроля по сей день вовлечены не все финансовые организации, в связи с чем нагрузка между ними распространена неравномерно и зачастую не совсем оправданно.
Основным поставщиком сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, являются, конечно, банки (в 2017 году - более 10 миллионов сообщений, в 2018-м - более 11 миллионов), иные организации обязаны по закону осуществлять обязательный контроль операций с денежными средствами и недвижимостью - всё вместе взятое представляет лишь 1/10 от объема информации, которую направляют кредитные организации в 2017 и 2018 годах. Это страховые организации, лизинговые компании, организации ювелирного сектора, риелторские организации и прочие. За 2018 год в сравнении с 2017-м рост сообщений от кредитных организаций вырос на 10 процентов, а сообщения от операторов связи и негосударственных пенсионных фондов показали сокращения на 25 процентов.
Мои коллеги и я на основе проработанных с Банком России и Росфинмониторингом предложили внести проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" (в целях совершенствования обязательного контроля)", который существенно реформирует систему обязательного контроля операций с денежными средствами и иным имуществом.
Законопроект обновляет перечень операций, подлежащих обязательному контролю с учётом результатов мониторинга правоприменения.
Для каждой финансовой организации указываются, какие сведения будут подлежать направлению в Росфинмониторинг, исключается задвоение информации об одних и тех же сделках. Например: об одних и тех же операциях с недвижимостью сейчас сообщают и риелторские компании, и банки, и другие.
Законопроект вводит разделение операций, подлежащих обязательному контролю на операции и сделки. Следовательно, банки уже не будут запрашивать документы по сделкам, у них сохраняется обязанность контролировать только операции, что существенно снизит нагрузку как на банки, так и на клиентов.
Также законопроектом предлагается скорректировать перечень операций, подлежащих обязательному контролю, исключив операции органов государственной власти, иных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных корпораций, госкомпаний, потребительских кооперативов, товариществ, собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
Как показал анализ правоприменительной практики, за период с 2001 года (это начало мониторинга) сделок по отмыванию доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма эти организации не осуществляют. Так зачем, как говорят, огород городить?
Кроме того, это позволит в разы сократить количество направляемых сообщений от банков и некредитных финансовых организаций. Законопроект позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности за исполнением отмывочного закона, поэтому мы с коллегами инициировали этот законопроект, исключающий неактуальные виды обязательного контроля и устанавливающий контроль в части почтовых переводов денежных средств и операций, осуществляемых оператором подвижной радиотелефонной связи.
Профильный комитет и Правительство Российской Федерации поддерживает этот законопроект при условии его доработки ко второму чтению, применительно к обязательному контролю не только единичных сделок, но и связанных между ними операций.
Помимо этого прорабатывается вопрос об увеличении порогового значения суммы операций сделок, подлежащих обязательному контролю. Действующая редакция 115-го федерального закона предполагает базовую сумму операций, равной, напоминаю вам, 600 тысячам рублей.
Однако, исходя из ... поправок за предыдущие годы, разрабатывается предложение поправками ко второму чтению. И если мы с вами примем этот законопроект, увеличить пороговую сумму до одного миллиона.
Только вдумайтесь, коллеги, да одно только это изменение сократит поступление сведений от финансовых организаций на одну треть.
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Борисович.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Шилков Данил Евгеньевич.
Шилков Д. Е., фракция ЛДПР. Да, спасибо большое.
Игорь Борисович, в пояснительной записке сказано, что операционные расходы, связанные с мониторингом финансовой деятельности, клиентов и их операций закладываются в стоимость услуг для своих клиентов.
В связи с этим два вопроса. Первый. Насколько сократится или же наоборот увеличится стоимость услуг в связи с принятием данного законопроекта? И ожидается ли сокращение сотрудников, которые занимались мониторингом финансовой деятельности клиентов и организаций? Спасибо.
Дивинский И. Б. Спасибо, Данил Евгеньевич, за вопросы, правильные вопросы, актуальные.
Безусловно, стоимость услуг, конечно, на этот законопроект повлияет, она сократится. Меньше затрат, как говорится, В кредитной организации, дешевле потребительские услуги для клиентов, то есть для нас с вами, для граждан Российской Федерации.
Что касается штатной численности, наверное, и сотрудников будет меньше для задействования в обслуживании этого контроля. Ну только положительные моменты.
Председательствующий. Спасибо. Нилов Олег Анатольевич.
Нилов О. А. Игорь Борисович, очередная такая шокирующая находка двенадцати миллиардов рублей у одного из полковников, очередных "чёрных", ФСБ, полковника Захарченко девять миллиардов свидетельствует о том, что по принципу верхушки айсберга у нас эшелоны денег перемещаются украденных, отмытых по стране, эшелоны денег. В этих условиях, где Росфинмониторинг, где предложения и какие должны быть предложения для того, чтобы минимизировать этот вред? А вред этот, можно образно сказать, и не снился никаким шпионам и террористам, который наносят вот эти деятели такие. А вы говорите о том, что нужно уже упростить, снизить, а что, мы уже победили эту беду?
Дивинский И. Б. Спасибо, Олег Анатольевич, за вопрос.
На самом деле вы поднимаете гораздо большую проблему - это вопрос воровства, вопрос укрывательства. А 115-й федеральный закон говорит о финансировании терроризма и финансировании распространения оружия массового уничтожения, то есть противодействии и отмывании доходов в этой сфере. Поэтому немножко область другая и признаки квалификации тоже другие.
И вопрос, конечно, о появлении незаконно полученных денег хороший, его надо изучать, но в другом законодательстве, а не в противодействии терроризму.
Председательствующий. Спасибо. Гусева Ирина Михайловна. Гусева И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович.
Игорь Борисович, я вот за этот законопроект. Он актуальный, он важный. Но обращаю ваше внимание, что в правоприменительной практике организации, занимающиеся этой деятельностью, после принятия законопроекта должны будут внести целый ряд не технических, а очень важных изменений в свои уставные документы и срок прописывается 90 дней. Вот я думаю, тут нужно вспомнить о той процедуре, которая 45 дней и подача, регистрация документов, изменение внесения. Может быть, не 90, а больше времени дать для того, чтобы, уж если мы принимаем закон, то он был живым.
Дивинский И. Б. Спасибо, Ирина Михайловна.
Вы абсолютно правы, мы вели переговоры с правоприменителями, они давно ждут этот законопроект, поэтому они, в принципе, готовы на то, что там 90 дней может быть недостаточно, я с вами согласен, поэтому они уже заблаговременно подготовились, это изменение методички, изменение инструкции, скорее всего, это все-таки такая работа техническая, она менее затратная и это один раз.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Присаживайтесь, Игорь Борисович.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть.
Включите режим записи на выступления.
Покажите список.
Шулепов Евгений Борисович.
Шулепов Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемые коллеги! Уважаемый Иван Иванович!
Наша фракция будет голосовать за принятие данного законопроекта. Мы с вами шаг за шагом выстраиваем положение 115-го федерального закона. Институт обязательного контроля, как жизнь показывает, требует постоянно совершенствования, потому что, как говорится, враг тоже не дремлет и мы обязаны оперативно реагировать на все отклонения, которые существуют в нашей экономике, прежде всего, налаживание контроля за теневыми секторами, в том числе, как сказал Игорь Борисович, за риелторским сектором нашей экономики, где мы все с вами знаем, что серьезная часть денег находится в тени.
Этот законопроект он, конечно же, облегчает работу некоторых отраслевых институтов, в том числе, и государственных, но в то же время и усиливает контроль за почтовыми переводами и за работой мобильных операторов.
В целом этот законопроект, безусловно, повысит эффективность работы 115-го федерального закона, ну и в то же время снимет излишнюю регуляторику.
Наша фракция будет голосовать за принятие данного законопроекта. Коллеги, прошу поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Евгений Борисович. Бортко Владимир Владимирович. Бортко В. В., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович.
Вот замечательный закон, название его: "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём". Замечательное название, знаете, и оно сразу нас отправляет посмотреть на вещи несколько пошире, чем просто конкретный закон. Единожды солгав, кто тебе поверит, вспомним Козьму Пруткова.
Я к чему это всё говорю? Мы все летим в Москву, столицу нашей Родины, и когда самолёт начинает снижаться, мы видим замечательные постройки, просто дворцы, окружающие наш замечательный город. Сколько же стоят они, так пролетая, я думаю, ого, сколько, а где же он взял эти деньги? Откуда же нашёл? Где они? И в то же время есть у нас замечательная статья, которая не принимается... ООН, которую приняли практически все страны, которая звучит так, значит, предусматривающее увеличение активов чиновника при, значит, увеличении его доходов, и он не может объяснить, где он их взял.
Ведь просто, как воздух: парень, ты где взял эти деньги? Украл. Это значит что? А это значит, извини, пожалуйста, я занимался преступной деятельностью, намывал себе деньги, которые пойдут туда или сюда, неважно. Но я подумал, не дай бог, слушайте, а если их всех сажать, так кто же тут останется? Страшно становится, пустыня. Но тем не менее всё равно же нужно что-то делать, обращать внимание на причину всего происходящего, на то, что, извините, воруют, как я сказал, и воруют много.
Поэтому мы, конечно, да, фракция КПРФ вносила подобный закон, и не один раз, но, к сожалению, он не принимается. Почему бы это, интересно стало. Я сейчас обращаюсь даже не к сидящим в зале, а, может быть, там к СМИ, которые сидят рядом. Напишите об этом. Вот это причина всего, в том числе и, значит, всего остального.
Еще такое есть слово замечательное - паллиатив. То есть плащ, прикрытие чего-либо. Вот остальные законы, которые мы принимаем против коррупции, являются в какой-то степени паллиативом самого главного: парень, ты откуда взял деньги? Вот это самое главное. Поэтому, конечно, мы примем... фракция за принятие этого закона, бесспорно, но понимаю, что это не решает проблемы, а проблему решает, еще один раз повторяю, парень, откуда ты взял деньги, объясни, вот это я хотел бы услышать.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Владимирович.
Игорь Борисович, будете выступать с заключительным словом?
Пожалуйста, депутату Дивинскому включите микрофон.
Дин и некий И. Б. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Я благодарю всех за столь активное участие в обсуждении этого законопроекта. И всем большое спасибо. Благодарю.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Борисович.
Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование.
Включите режим голосования.
Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 41 мин. 27 сек.)
Проголосовало за 406 чел 90,2 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 406 чел.
Не голосовало 44 чел.
.9,8 %
Результат: принято
Принимается в первом чтении единогласно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments