leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

законопроект об обратной закачке вод при разведке добыче калийных и магниевых солей

Принят законопроект первого чтения об обратной закачке вод при разведке, добыче и первичной переработке калийных и магниевых солей – Евгений Киселев Образуется рассол который негативно влияет на гидросферу
24. 631451-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и статью 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (в части возможности размещения вод в пластах горных пород при разведке и добыче, а также первичной переработке калийных природных и магниевых солей)
Документ внесен правительством 23.01.19.
Представил замминистра природных ресурсов и экологии РФ – руководителя Федерального агентства по недропользованию Евгений Киселев.
Член комитета по природным ресурсам, собственности и земельным Александр Ищенко.
Законопроектом предлагается:
- ввести новый вид пользования недрами – размещение в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных природных и магниевых солей (сырье для производства минеральных удобрений);
- предоставить пользователям недр, осуществляющим разведку и добычу калийных природных и магниевых солей или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу калийных природных и магниевых солей, а также их первичную переработку в границах предоставленных горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта право размещать в пластах горных пород образующиеся у них воды в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр.
В целях сокращения негативного воздействия на окружающую среду размещение указанных вод будет осуществляться только в случае выполнения пользователем недр следующих требований:
- проведение геологического изучения и получение положительного заключения государственной экспертизы геологической информации о пригодности испрашиваемого участка недр для размещения данных вод;
- утверждение в установленном порядке проектной документации на строительство подземных сооружений по размещению в недрах указанных вод, получившей положительное заключение государственной экспертизы, предусмотренной градостроительным законодательством, в ходе которой проверяется соответствие проектной документации требованиям охраны окружающей среды;
- утверждение согласованного в установленном порядке технического проекта на размещение в недрах вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных природных и магниевых солей.
ФЗ вступает в силу по истечении 120 дней после дня его официального опубликования.
Первое чтение 350 48 1 15:51

Стенограмма обсуждения
Коллеги, давайте мы, наверное, ещё один законопроект рассмотрим, а потом перейдем к постановлениям и по сокращенной процедуре.
24-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Докладывает Евгений Аркадьевич Киселев.
Киселев Е. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты, следующий законопроект, он тоже отчасти направлен на регулирование тех вопросов, которые связаны с использованием и рациональным использованием отходов недропользования, касается проблем действующих предприятий по добыче природных солей. Вы знаете, наиболее крупные предприятия у нас находятся в Пермском регионе, в Волгоградской области. Сейчас формируются центры добычи в Калининграде. При этом основная проблема заключается в негативном воздействии солеотвалов и шламохранилищ на окружающую среду, неизбежно при этом формируются рассолы, которые негативно влияют на гидросферу и поверхностные водоемы.
Предлагаемый законопроект с учетом положительного мирового опыта вводит в законодательство о недрах новый вид пользования недрами, размещение в пластах горных пород вод, образующийся у пользователей недрами, осуществляющих разведку, добычу и обогащение природных солей и магниевых солей.
В настоящее время такие правовые основания в российском законодательстве отсутствуют, что влечет возникновение необоснованно высоких административных барьеров для недропользователей и неоднозначность, и нерациональность принимаемых управленческих решений.
Вместе с тем я хотел бы напомнить, что в 2014 году нами были приняты поправки к закону "О недрах", которые урегулировали, по сути дела, аналогичные вопросы в сфере утилизации или захоронения в глубоких горизонтах так называемых "подтоварных вод", или вод, которые добываются совместно с ресурсами углеводородного сырья. Этот законопроект апробирован и не понес никаких дополнительных негативных воздействий.
В мировой практике обратная закачка высокоминерализованных вод в подземные коллекторы рассматривается как один из наиболее перспективных и безопасных для окружающей среды методов их удаления. Тем более, что такие воды, так же, как в случаях подтоварных вод, имеют аналогичный состав, и не несут с собой рисков негативного влияния на ту же среду, из которой извлечены.
Изменения в закон об отходах производства и потребления носят корреспондирующий характер, поэтому я прошу вас поддержать этот законопроект.
И, Иван Иванович, у меня просьба. У меня три законопроекта, если это будет возможно.
Председательствующий. Ну, если мы этот вопрос завершим быстро, то можно будет и третий рассмотреть.
Киселев Е. А. Спасибо большое.
Председательствующий. Спасибо.
С содокладом выступает Александр Николаевич Ищенко. Пожалуйста.
Ищенко А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Представитель правительства подробно доложил о законопроекте, повторяться не буду.
Законопроектом предлагается на основании утверждённого технического проекта предоставлять права пользователям недр размещать в пластах горных пород образующиеся у них воды в порядке, установленном федеральными органами управления Государственного фонда недр.
Законопроект был внимательно и всесторонне рассмотрен на заседании комитета, ещё раньше на рабочей группе. Учитывая представленные пояснительные записки и обоснования, комитет считает предлагаемые изменения целесообразными. Основной спецификой калийного и магниевого производства является накопление значительного количества отходов на поверхности, шламохранилищах и солеотвалах с сольносборниками. Помимо негативного воздействия на окружающую среду, размещение солеотвалов и шламохранилищ на поверхности требуют строительства дополнительных накопительных ёмкостей, использование земельных участков, что приводит к изъятию значительных площадей из хозяйственного оборота.
Внедрение новых технологических схем закладки отходов калийной и магниевой промышленности позволит не только увеличить добычу руды, но и сократить изъятие плодородных земель под солеотвалы, уменьшить объём образования избыточных рассолов в районе размещения отходов обогащения калийных и магниевых руд, и тем самым существенно снизить экологический риск. Предложенная схема широко используется в мировой практике.
К законопроекту получены положительные отзывы. Имеются некоторые замечания юридико-технического характера, которые вполне устранимы ко второму чтению.
Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддерживает законопроект и предлагает принять рассматриваемый законопроект в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Александр Николаевич.
Коллеги, будут ли вопросы? Не вижу... А, есть вопросы. Депутат Андрейченко. Ещё есть вопросы? Есть, да? Тогда запись включим на вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список.
Андрейченко Андрей Валерьевич.
Андрейченко А. В. Евгений Аркадьевич, вопрос к вам. Вот мы сейчас с коллегами тут, например, обсуждаем и вспомнили, что в свое время какая ситуация в Перми сложилась, а она как раз... Ну, в частности, были и другие эпизоды, но по сути же мы сейчас идем на то, чтобы всё это непосредственно вот, ну, то, что последствия, это когда подмывает, легализовать в этом законе, представляется.
Поэтому вопрос такой. А почему, например, здесь нет содокладчика -комитета по экологии? И, получается, будет ли вообще с экологами здесь оценка регулирующего воздействия, то есть проведена работа? Потому что уже же были спорные эпизоды, которые отрицательно сказались на экологии, вызвали серьезный резонанс, и теперь, как представляется, этот закон может все вот эти споры просто-напросто урегулировать, то есть сделать эту ситуацию законной. В частности, напоминаю вам про Пермь. Спасибо.
Киселев Е. А. Да, Андрей Валерьевич, важный очень вопрос, но я хотел бы обратить ваше внимание, что негативные воздействия, по всей вероятности, связаны с природными И техногенными катастрофами, произошедшими на уральских месторождениях калийных солей. Но там проблема другая была: там соляные залежи попали в пресные подземные воды, что привело к размыванию в том числе горнотехнических сооружений и затоплению рудников СКРУ-1 и БРУ-2. Мы эти процессы, безусловно, учитываем. Мы участвуем в комиссии по ликвидации аварий в Березниках и Соликамске.
Вместе с тем, обращаю внимание, законопроектом предусмотрено техническое регулирование этих проектов на уровне проектов геологического изучения, обязательного геологического изучения, на уровне технических проектов по захоронению отходов. При этом в обязательном порядке проводится экологическая экспертиза.
У меня нет сомнений, что мы эти вопросы ликвидируем. При этом закачка этих вод и рассолов будет осуществляться в пласты, которые уже на текущий момент содержат такие рассолы, а не в пресные подземные воды. Наша задача — как раз развести эти два источника подземных вод: минерализованные и пресные.
Председательствующий. Спасибо.
Максимов Василий Юрьевич.
Максимов В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Евгений Аркадьевич, а вы мне скажите, вот что вам мешало как бы до принятия этого законодательного акта закачивать обратно использованные уже воды?
Киселев Е. А. Василий Юрьевич, это мешала практика работ, ну и здравый смысл. Если мы начнём закачивать рассолы в подземные выработки по добыче соли, у нас все горные выработки поплывут. Коэффициент использования залежей калийных солей составляет 18 процентов. Любой рассол приведёт к тому, что поплывут все соляки и горные выработки.
Мы ставим другой вопрос - закладка твёрдыми цементирующими смесями выработанного пространства. Да, этот вопрос мы рассматриваем, у нас осуществляются по нашему настоянию такие научные исследования в Уралкалии и в других предприятиях.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. А, есть, депутат Андрейченко. Ещё есть кто, тоже хотел бы? Тогда депутату Андрейченко включите, пожалуйста, микрофон.
Андрейченко А. В. Я коротко. Просто про то, что сейчас уважаемый Евгений Аркадьевич нам рассказывает, вопрос в целом, один большой: кто всё это сможет проконтролировать, что все эти экспертизы пройдут вовремя соответственно, что потом ничего, никаких негативных последствий не будет? Вот именно это вызывает вопросы, потому что уже случаи соответственно были, и практика — главный критерий. То есть вообще как бы, в принципе, то, что в предыдущем законопроекте, стремление понятно. Но вот его дальнейшее развитие, в частности, вот этим законопроектом, это уже на самом деле большие вопросы у экологов, они уже их сформулировали, ну и соответственно мы знаем, как у нас часто надзорные органы на местах работают, и к чему это приводит. Поэтому вопрос контроля здесь законопроектом всех этих процессов, я думаю, никак не урегулирован.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Валерьевич.
Евгений Аркадьевич, заключительное слово, если желаете, пожалуйста.
Киселев Е. А. Ну, очень коротко.
Я услышал, Андрей Валерьевич, ваши предложения. Я думаю, мы их обсудим во втором чтении, тем более, что вы видели, 120 дней на разработку подзаконных актов, мы уже приступили к их разработке, в том числе в вопросах, которые вы задали. Приглашаем к участию. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Александр Николаевич, будете выступать? Нет.
Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 51 мин. 34 сек.)
Проголосовало за 350 чел 77,8 %
Проголосовало против 48 чел 10,7 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 399 чел.
Не голосовало 51 чел 11,3 %
Результат: принято Принимается в первом чтении законопроект.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments