leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

8. Об отчете о работе Счетной палаты в 2018 году на 459-м заседании СФ рассказал Алексей Кудрин

8. Об отчете о работе Счетной палаты в 2018 году на 459-м заседании СФ рассказал председатель Счетной палаты Алексей Леонидович Кудрин
Кудрин. Расширение полномочий СП. Расширение стратегического аудита общий тренд в мире. Мы хотим чтобы увязка целей и денег сохранялась. Содействие публичности и подотчетности. Оценка обществом качества управляющих решений. Развитие среды добросовестности. В связи с масштабностью коррупции казнокрадства. Запланирован постоянный мониторинг национальных целей. У нас появился новый аудитор, новый департамент. Должно привести к сокращению нарушений на основе профилактики. Выявили нарушений на 772 млрд руб. Почему на триллион меньше чем годом раньше? Исправленные на выносим как нарушения. Еще одна причина Роскосмос на восемьсот млрд мы надеемся таким нарушений больше не будет. 38% нарушений на триста млрд в сфере закупок. В сфере госзакупок пока не повернули тенденцию. 7,3 млрд руб. возвращены в результате проверок. Направлено 408 представлений и 28 предписаний. 81 административное дело. 402 факта дисциплинарной ответственности. 21 чиновник уволен. Исправлено 358 нормативных актов, три закона. Анализ незавершенного строительства. большинство старые больше восьми лет. кончаются субсидии регионы бросают объекты, начинаются новые субсидии и новые объекты. Надо исключить омертвление государственных средств. проверили систему 112, в некоторых регионах не передавала вызовы 01 02 03. 168 тыс детей-сирот совершеннолетние и имеют право на жилье. Пример нефинансируемого мандата. Это обязательство никто не отменял. ФЭО к законопроектам вносимым в Думу не выдерживают критики. 75% вообще не сопровождаются ФЭО, только 5% нормальные. Выясняется средства нужны. 10 мероприятий оп запросам СФ. Какого рода информацию вы хотели бы видеть. Предложим вам новые продукты они разрабатываются. Уменьшились на 14% дотации на улучшение бюджетной сбалансированности регионов.
Вопросы
Сергей Леонов. Идет реформа ТКО. ТКО за пределами государственного наблюдения. К маркировке товаров добавить вес упаковки
Кудрин. Мы ведем мониторинг.
Сергей Калашников. По данным СП в СМИ превышение стоимости строительства в среднем 30-50%. Путин дал поручение обеспечить формирование цен. Существуют четыре параллельные системы. Каково состояние? Строительство тянет все.
Кудрин. Провели проверку исполнение поручение президента о ценообразовании в строительстве. Мониторинг не выполнен. Связано и с 44-ФЗ. Доклад представим президенту.
Юрий Росляк. Поручение президента не исполнено. Новая система введена в Градостроительный кодекс но она не работоспособна. Восстановить старую систему. Устранить четыре и выстроить систему единых сметных норм.
Владимир Кравченко. В регионах исполнение 35 из 93 трансфертов на уровне 4%.
Кудрин. Мы давали обзор в рамках оперативного анализа. 411 млрд или 24% от показателей сводной росписи. Что-то изменилось и темп наращивается. 16 национальных проектов не начаты. Дороги, цифровая экономика исполнение не более 15%. Запаздывают методические документы рекомендации как реализовывать национальные проекты. Попадают расходы, связанные с вывозом мусора. Методическое обеспечение отстает. Но я бы не драматизировал. Думаю на середину года будет лучше. Деньги потратили, будет ли эффективно, вот этот мониторинг надо вести постоянно.
Валерий Семенов. Если четкое видение работы с контрольно-счетными органами субъектов. Они независимые нет вертикали.
Кудрин. Мониторинг МСП совместно. Провели работу в 3 из 45 проверенных субъектах нет в законе права составлять протоколы. Н в одном нет порядка анализа программ. Во многих субъектах не имели доступа к ресурсам и работали вручную. Мы помогаем подставили плечо контрольно-счетным органам. Провели стратегическую сессию целый день работали.
Олег Морозов. Вы уходите от контрольной функции к содействию развитию страны. Может быть более системно вам участвовать в законодательстве?
Кудрин. Очень серьезная глобальная тема. Мы не уменьшаем контрольные функции. При СП создан экспертный совет более 80 специалистов. Разработали пакет документов к анализу результатов наших проверок. По мере разворачивания экспертной работы может подойти к законодательным изменениям.
Людмила Нарусова. Регионы не заканчивают объекты и просят новых субсидий. Но вы знаете как бывший министр финансов успешный что регионы получают средства в марте. Использовать добросовестно нельзя, в Туве начинаются заморозки. Перевести на следующий год
Выступление
Сергей Иванов. Комитет предлагает принять проект постановления за основу.
Постановление за основу 155 0 0
Матвиенко. Просьба представить предложения, чтобы 5 июня могли бы принять в целом. Я считаю СП повезло. Татьяна Голикова. Кудрина я считаю рака за камень не заведешь. Многие нарушения происходят ненамеренно. Лучше предупредить чем сидеть за кустом и ловить за руку. Не могу согласиться с выступлением коллег, независимость важнее вертикали. Мы должны помогать чтобы по сути стали независимы. Есть и заказные проверки. Алексей Леонидович, быть независимым от Федерального Собрания у вас точно не получится. У вас международные (Матвиенко описала руками большую окружность) Мы вас не отпустим.

Стенограмма пленарное заседание СФ 29.05.14
Переходим к рассмотрению восьмого вопроса – об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2018 году.
Предлагаю рассмотреть этот вопрос в пределах, коллеги, 40 минут (такое время мы выделяем на этот вопрос): послушать выступление Председателя Счетной палаты Алексея Леонидовича Кудрина (Алексей Леонидович попросил 20 минут, до 20 минут дать ему возможность выступить), а остальное время – ответы на вопросы. Если кто-то захочет выступить, пожалуйста, такая возможность будет.
На нашем заседании в связи с отчетом Счетной палаты присутствуют практически все аудиторы Счетной палаты – коллеги Агапцов, Блинова, Богомолов, Зайцев, Каульбарс, Мануйлова, Мень, Орлова, Перчян, Росляк, Рохмистров, Штогрин. Поэтому, если будут вопросы к конкретным аудиторам, тоже можно будет их по ходу рассмотрения вопроса задать.
Коллеги, нет возражений против такого порядка? Нет. Принимается.
Слово предоставляется Председателю Счетной палаты Российской Федерации Алексею Леонидовичу Кудрину.
Алексей Леонидович, приветствуем Вас, и, пожалуйста, Вам слово.
А.Л. Кудрин. Спасибо большое.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации! Сегодня я представляю отчет о работе Счетной палаты за 2018 год.
Прошедший год был знаменателен тем, что прошли перевыборы президента, были определены новые цели развития страны. Наш орган государственного аудита также стал настраивать свою деятельность на мониторинг исполнения национальных целей, национальных проектов, но самое главное – выработку предложений по достижению этих целей в тех случаях, когда мы видим необходимость корректировки шагов и дополнения мер.
Соответственно, мы приняли стратегию Счетной палаты в прошлом году. Это для нас абсолютно рабочий, настольный документ. Вы можете с ним ознакомиться на нашем сайте. И мы определили основные направления деятельности работы Счетной палаты (также это публичный документ).
В новой стратегии мы обозначили миссию Счетной палаты – содействовать справедливому, ответственному государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека. Обращаю внимание, что мы скорректировали предыдущую миссию. Мы считаем, что качество государственного управления является целью как аудита, так и совершенствования. Мы сегодня более широко ставим задачи Счетной палаты, что соответствует закону о Счетной палате.
Хочу обратить внимание на то, что на первое место мы ставим выработку идей и решений, которые будут способствовать, как я сказал, совершенствованию государственного управления. Мы выделили четыре главных цели.
Первая – давать объективную информацию, анализ основных тенденций развития экономики и общества в нашей стране. Наша цель не только раскритиковать, схватить за руку, но прежде всего предложить решения, которые могут улучшить ситуацию, обеспечить профилактику нарушений, в том числе бюджетного законодательства.
Вторая – это развитие стратегического аудита. Мы исходим из того, что главной целью высших органов аудита является оценка достижения национальных целей и выполнения стратегических документов страны. Это общий тренд сейчас в мире. От анализа отдельных объектов, отдельных программ высшие органы государственного аудита идут к анализу стратегических целей, национальных целей крупных государственных программ.
Напомню, что в свое время, перейдя на программный бюджет, мы хотели лучше увязывать цели и деньги. Нам не всегда удается это сегодня делать. Иногда это просто формальный процесс. При невыполнении показателей никакой ответственности не наступает. Поэтому мы хотим, чтобы эта увязка цели и денег все-таки сохранялась, и мы четко говорили об ответственных за эффективность использования бюджетных средств. Соответственно, указ о национальных целях и национальных проектах, который был издан в прошлом году, дает нам новые объекты, почву для такой работы.
Третья задача – содействие публичности, открытости и подотчетности процессов принятия государственных решений. Это касается открытых данных, полноты данных в государственных информационных системах, потому что это основа и оценки обществом работы исполнительной власти, и принятия качественных управленческих решений. Соответственно, мы разрабатываем методы анализа информационных систем наших министерств и ведомств. И я обращу внимание, что такие информационные базы данных министерств и ведомств находятся в очень разном состоянии, не всегда полны, не всегда могут быть проанализированы удобными методами и, соответственно, быть основой качественных управленческих решений. И мы будем этим серьезно заниматься.
Наконец, четвертая задача – развитие среды добросовестности и борьба с коррупцией. Это очень деликатная задача, здесь общество требует более существенных мер с учетом масштабов коррупции и казнокрадства, поэтому мы должны отвечать на этот вызов, который, мы понимаем, существует реально. Мы разрабатываем новые методы в этой области и сейчас обновляем наши соглашения в том числе с правоохранительными структурами.
С вашей помощью на днях был принят закон о проверке "дочек" государственных корпораций. Мне кажется, это увеличит прозрачность работы наших государственных структур.
Мы запланировали в ближайшие шесть лет формирование системы регулярного мониторинга достижения национальных целей. У нас появился новый аудитор в этой сфере – в сфере стратегического аудита, новый департамент внутри Счетной палаты. Мы будем информировать вас обо всех деталях и обзорах, которые мы будем делать в отношении мониторинга национальных целей. Мы уже издали информационную панель на нашем сайте, вы можете ею уже пользоваться, а осенью она будет существенно усовершенствована.
Мы также меняем показатели эффективности нашей работы. Я говорил, что в случае нашей положительной работы у нас должно в конечном счете сокращаться количество нарушений бюджетного законодательства, мы должны способствовать лучшему регулированию и планированию, оно должно привести к сокращению нарушений на основе профилактики. Мы такую задачу себе ставим. Все-таки это цель не на один год, и, конечно, мы в конечном счете хотим в том числе путем внедрения цифровых методов, дистанционного аудита больше профилактировать и предотвращать крупные нарушения.
В прошлом году Счетной палатой проведено 419 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, которыми было охвачено 10 789 объектов, мы выявили нарушения на сумму 772 млрд рублей. Кто-то спросит: почему на 1 триллион меньше, чем годом раньше? Хочу сразу сказать о нескольких изменениях, которые произошли в том числе в регулировании и оценке этих нарушений.
Прежде всего были приняты приказы Министерства финансов, которые позволяют в ходе обнаружения нарушений, в ходе проверки их исправлять. И при представлении правительством отчета в окончательном, уже исправленном виде мы не фиксируем их как нарушения и не выносим протоколов об административных правонарушениях.
Ну, и, конечно, еще одна причина, почему у нас выявлено меньше нарушений. Напомню, что год назад среди выявленных нами нарушений были нарушения "Роскосмоса" на 800 млрд рублей. Я думаю, слава богу, что у нас по такого рода объектам в этом году нарушений не выявлено.
Отмечу, что 38 процентов выявленных нарушений – это нарушения в сфере государственных и муниципальных закупок. На 300 млрд рублей мы выявили нарушений, годом раньше это было всего 118. Это говорит о настораживающей тенденции, что в сфере госзакупок пока мы не повернули тенденцию по масштабу этих нарушений. Мы видим, что нам этому надо будет уделить особое внимание.
По результатам проверок в бюджет возвращено 7,3 млрд рублей. Обращаю внимание, что мы теперь более осторожно относимся к взысканию с субъектов Российской Федерации дотаций и субсидий.
Здесь мы обращаем внимание, что, когда мы требуем вернуть дотации, субсидии, мы наказываем не только руководство данного региона, но и, собственно, сам регион и людей. Поэтому мы сегодня более аккуратно будем налагать такого рода взыскания. Больше будем упирать на административные взыскания чиновников, чем на возврат целого ряда крупных, миллиардных субсидий и дотаций от целого ряда регионов.
В 2018 году было направлено 408 представлений и 28 предписаний нашим объектам. Представлений стало больше, выросла их доля, но при этом выросла доля их исполнения в срок. Инспекторами было возбуждено 81 дело об административных нарушениях. Привлечено к ответственности 41 ответственное лицо. Взыскано штрафов на сумму 85 млн рублей. А с учетом того, что и правоохранительные органы в рамках своих мер реагирования также обращались в суды, выносили штрафы, этих сумм существенно больше. Также мы фиксируем 402 факта дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения – 21 чиновник был уволен.
В правоохранительные органы отправлено 120 материалов, по ним вынесено 99 представлений должностным лицам. По итогам надзорных проверок и прокуратуры в следственные органы направили 70 материалов. Открыто 40 уголовных дел. Это больше, чем раньше.
По результатам предписаний исправлено 358 нормативных правовых актов, в том числе внесены изменения в три закона, в 34 постановления и распоряжения правительства.
Если говорить о конкретных проверках, обращу внимание, на слуху такие, как анализ незавершенного строительства, объектов незавершенного строительства в Северо-Кавказском федеральном округе. Мы выявили, что более 4 тысяч объектов незавершенного строительства более чем на 100 млрд рублей сегодня имеется. Конечно, большинство из них – это старые, более восьми лет, объекты, которые утратили уже способность быть даже достроенными. Но существует поручение президента по проведению инвентаризации и определению дальнейшей судьбы этого имущества и тем самым уменьшению незавершенного строительства. А новые объекты, конечно, должны достраиваться.
Должен сказать, что большинство руководителей этих республик среагировали положительно, уже дали обратную связь, уже принимают меры, в том числе в Ингушетии, в Чечне и других республиках. Но мы хотим эту работу провести в масштабе всей страны. Мы хотим развернуть тенденцию по наращиванию незавершенного строительства, когда заканчиваются государственные программы на федеральном уровне, уменьшаются субсидии, и субъекты бросают эти объекты недостроенными, но в то же время открывается другая программа, другие субсидии и начинают строиться новые объекты. Вот это мы должны исключить, и ответственность за такое омертвление государственных ресурсов должна быть выше.
И мы, конечно, будем использовать и меры общественного, публичного характера – составлять рейтинги регионов по незавершенному строительству, публиковать списки незавершенных объектов, чтобы местные депутаты и вы реагировали. И мы к вам, собственно, обращаемся в связи с этим.
Отмечу проверку, связанную с созданием "Системы-112". Мы проводили ее с помощью региональных контрольно-счетных органов. На момент завершения федеральной целевой программы в 73 регионах "Система-112" полностью не была развернута. В 17 регионах она не позволяла передавать данные экстренного вызова "01", "02", "03" в автоматическом режиме. Лишь 28 процентов граждан пока могут полноценно пользоваться этой системой. А средства потрачены немалые. Сейчас даны поручения президентом и правительством по доведению "Системы-112" до запланированных параметров.
Отмечу, допустим, такие проверки, которые прошли в части анализа обеспечения жильем разных категорий населения. Мы провели такие мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, детей-сирот. Напомню: в очереди на жилье сейчас стоит 258 тысяч детей-сирот, а 168 тысяч из них являются совершеннолетними и имеют право на жилье. Но темпы обеспечения жильем остаются крайне низкими.
Это, по сути, пример нефинансируемого мандата. Мы, коллеги, снова начинаем возвращаться к нефинансируемым мандатам, в то время как ресурсы у государства немалые. И это обязательство никто не отменял. Соответственно, мы должны более строго отнестись к ответственности за его исполнение, прежде всего субъектов Российской Федерации.
Мы будем продолжать этот мониторинг и уже провели большие совещания с участием министерств и ведомств, в том числе Министерства обороны.
Сразу хочу сказать, что Министерство обороны, допустим, предложило передать часть квартир с баланса Министерства обороны, там, где не всегда заселяются, где у них есть источник таких… где у них есть свободные квартиры. Мы хотим и другие такого рода очень острые темы держать на контроле.
Мы за этот год провели 1188 экспертиз (подготовлены заключения) проектов законодательных и иных нормативных правовых актов. Таким образом мы участвуем в законодательном процессе. Как правило, замечания Счетной палаты принимаются во внимание.
Но я хотел бы обратить внимание на очень серьезный факт. Мы видим, что финансово-экономические обоснования законопроектов, вносимых в Государственную Думу, не выдерживают критики. Наш анализ показал, что 75 процентов законопроектов вообще не сопровождаются финансово-экономическим обоснованием, 20 процентов существуют в достаточно общем виде, и только 5 процентов финансово-экономических обоснований являются реальными. При том что уже во втором чтении зачастую выясняется, что средства нужны. Когда уже концепция утверждена, когда уже не хочется сворачивать с этого пути, выясняется, что это намного больше стоит для общества и государства. Поэтому мы ищем возможность повысить ответственность за качество составления финансово-экономического обоснования. Это улучшит впоследствии исполнение этого законодательства и обязательств государства. Это часть нашей работы.
Отмечу, что в прошлом году мы провели 10 мероприятий по запросам Совета Федерации. В целом мы проводим много проверок по обращениям президента, Государственной Думы, запросам правоохранительных органов.
Мы собираемся расширить сотрудничество со Счетной палатой и, в частности, провели опрос (интервью) с членами Совета Федерации о том, какой материал и в каком виде вы хотели бы видеть от Счетной палаты, имея в виду, что мы работаем с очень подробной информацией, можем ее структурировать и передавать вам. И некоторые новые продукты такого информационного характера мы вам предложим (сейчас они разрабатываются). Например, мы выявили, что нам важно для удобства сотрудников Аппарата или членов Совета Федерации иметь более удобные рубрикаторы, поиск по нашим отчетам за последние годы, в том числе в региональном разрезе. Мы выполним это пожелание, которое мы выявили в ходе опросов. Мы собрали и другие замечания, которые будем использовать в своей работе.
Хотел бы обратить внимание на важную проблему – регионального измерения реализации наших национальных проектов.
Хочу напомнить, что на заседании совета по стратегическому развитию у президента 8 мая мы особо отметили ситуацию по трансфертам в субъекты Российской Федерации. Мы видим, что в 2019 году по сравнению с 2018 годом межбюджетные трансферты (в целом, все трансферты), с одной стороны, суммарно выросли на 14 процентов, но, с другой стороны, уменьшились на 14 процентов дотации на сбалансированность – прежде всего за счет существенного снижения (на 45 процентов) иных дотаций, включая дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
Президент в ходе обсуждения обратил на это внимание, и мы получили сейчас поручение о том, чтобы более четко проанализировать эту ситуацию, поскольку в его общении с правительством и на предыдущих совещаниях говорилось о том, что субсидии на нацпроекты должны идти сверх трансфертов, сверх средств на сбалансированность, которыми самостоятельно распоряжаются субъекты Российской Федерации, и не должны уменьшать эти дотации. Мы такой отчет на днях отправили, и президент уже с ним ознакомился и дал соответствующие поручения администрации и правительству.
Таким образом, в данном случае мы стоим здесь в том числе на страже интересов субъектов Российской Федерации.
И, кроме того, мы в своем докладе обратили внимание на то, что оценка тех ресурсов, которые потребуются для выполнения национальных проектов и которые должны быть мобилизованы самими субъектами Российской Федерации, еще не проведена. Эти цифры еще до конца не известны. И они в том числе налагают серьезные обязательства на субъекты Российской Федерации. И здесь нельзя просто оставить субъекты один на один, нужно вместе видеть эти ресурсы, которые потребуются для достижения национальных целей.
Соответственно, мы обратили внимание, что целый ряд мер, которые спускаются на уровень субъектов Российской Федерации, не всегда обеспечены соответствующими ресурсами. Например, в ходе мониторинга национальных проектов, который проводит Счетная палата, мы провели сейчас анализ пяти национальных проектов. Соответствующий доклад буквально на днях я подпишу и пришлю в Совет Федерации и в Государственную Думу.
И, например, по национальному проекту "Жилье и городская среда" был проведен опрос реальной потребности регионов в жилье: лишь 11 процентов регионов считают возможным достижение установленных показателей, которые им предложили на федеральном уровне в рамках соглашений; 15 процентов считают значение показателей недостижимыми; 38 процентов отмечают риски недостижения, при определенных обстоятельствах они будут достигнуты.
Я сразу хочу обратить внимание, что мы в Счетной палате хоть и часто говорим о сложностях достижения национальных целей национальных проектов, мы не говорим, что эти цели недостижимы. При принятии дополнительных мер они будут достигнуты, и мы хотим, чтобы они были достигнуты. Поэтому мы тем самым выясняем те факторы, которые еще не учтены, те ресурсы, которые недоучтены. И поэтому, когда мы пишем у себя "есть риски недостижения", нужно читать, что нужно исправить ситуацию для целей достижения этих показателей.
Подытоживая, хочу сказать в целом, что 2018 год показал неплохие результаты. Мы здесь для себя его считали годом настройки на новые задачи. Проводим ряд трансформаций работы Счетной палаты по методам в том числе нашей работы, обеспечения наших аудиторов, инспекторов дополнительной информацией, дополнительной аналитикой. Сейчас проводим обучение наших инспекторов новым методам анализа, более современным. И в современный мир цифровизации, конечно, нам часть такого анализа нужно делать на дистанции. (Микрофон отключен.) Завершаю. Спасибо большое.
Председательствующий. Алексей Леонидович, благодарю Вас за очень профессиональный доклад. Спасибо большое.
Сейчас мы перейдем к вопросам.
Коллеги Ольга Федоровна и Людмила Борисовна, по порядку рассмотрения отчетов мы только задаем вопросы и принимаем постановление, поэтому запишитесь тогда в вопросы, пожалуйста. У нас нет в порядке, в Регламенте, выступлений по итогам заслушивания отчетов.
Сергей Дмитриевич Леонов, пожалуйста.
С.Д. Леонов. Уважаемый Алексей Леонидович, в разделе "Охрана окружающей среды" отчета Счетной палаты Вы обращаете внимание, что объемы образующихся твердых коммунальных отходов населения остаются за пределами государственного статистического наблюдения, при этом полным ходом в стране идет реформа ТКО. Исходя из этого, прошу Вас поддержать мое предложение, направленное в Правительство Российской Федерации (в Счетную палату я его тоже направил), по совершенствованию системы маркировки товаров, дополнив сведения о товаре информацией о материале упаковки с указанием ее массы. Такая маркировка, зашитая в штрих-коде товара, позволит оперативно оценить объемы отходов и потребности в технологиях их вторичной переработки.
И вопрос: как Счетная палата осуществляет контроль за проведением реформы ТКО и есть ли у палаты предложения по механизмам снижения тарифов по вывозу мусора для населения?
А.Л. Кудрин. Спасибо.
Мы проводим мониторинг ситуации по реформе твердых бытовых отходов. Мы подготовили соответствующий доклад в прошлом году. Этот доклад изучил президент и дал по нему поручение. Соответственно мы продолжаем этот мониторинг. В нем мы предлагаем целый ряд мер.
В части того, что Вы сейчас говорите по тарифам, я не готов сразу, сходу ответить, но мы готовы в рамках работы по мониторингу ситуации с этой реформой дать свой ответ. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, у нас сейчас на заседании Совета Федерации присутствуют школьники из Костромской области, принимающие участие в проекте "Финансовая грамотность" (аплодисменты), а также слушатели и студенты Военного университета Министерства обороны Российской Федерации. Давайте их поприветствуем и пожелаем успехов в учебе. (Аплодисменты.) Спасибо.
Сергей Вячеславович Калашников, пожалуйста, Ваш вопрос.
С.В. Калашников. Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Алексей Леонидович! По данным Счетной палаты, которые были озвучены в средствах массовой информации, превышение стоимости строительства в среднем составляет 30–50 процентов, при этом речь идет именно о превышении, а не о колебании маятника в разные стороны.
В связи с этим у меня к Вам вопрос. В январе 2015 года Владимир Владимирович Путин дал указание обеспечить наведение порядка в установлении цен, государственных расценок на проектирование и нормирование в строительстве (ценообразование в строительстве).
В строительстве на сегодняшний день при государственных закупках существуют четыре параллельные системы. Я знаю, что Счетная палата обращала внимание на этот вопрос. Скажите, пожалуйста, в каком состоянии сейчас находится выполнение поручения президента 2015 года? (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Включите микрофон.
Завершайте, Сергей Вячеславович.
С.В. Калашников. И каково вообще состояние? Строительство тянет все.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, Алексей Леонидович.
А.Л. Кудрин. Спасибо.
Мы обратили внимание и провели проверку по выполнению поручения президента по ценообразованию в сфере строительства. Вы, наверное, ознакомились с этим докладом. Сегодня это поручение – по созданию новой системы ценообразования, новой системы мониторинга ценообразования – не выполнено. Оно оказалось очень… ну, новые предложения оказались очень сложными, затратными и труднореализуемыми. Поэтому сейчас пока остаемся на старом, так называемом индексном методе, который, конечно, и несет зачастую такие издержки в ценообразовании. Но я думаю, что они связаны не только с этим, но и с самой системой торгов по закону № 44.
Этот доклад мы представили президенту. Но этот вопрос остается у нас на контроле. Пока, к сожалению, эффективных методов решения этой проблемы не найдено. Но правительство и мы будем продолжать над этим работать. Мы все-таки независимый в данном случае орган, мы будем продолжать работу, не только фиксировать, но и вырабатывать предложения.
Здесь присутствует Юрий Витальевич Росляк. Может быть, он что-то добавит к этому?
Председательствующий. Юрий Витальевич, хотите что-то добавить? Или председатель достаточно изложил? Можно включить микрофон? Пожалуйста. К микрофону надо подойти. У нас такой порядок.
Пожалуйста, Юрий Витальевич.
А.Л. Кудрин. Вопрос важный, конечно.
Ю.В. Росляк, аудитор Счетной палаты Российской Федерации.
Алексей Леонидович рассказал о ситуации, которая действительно сегодня складывается. Поручение президента, которое было дано в 2015 году, не исполнено надлежащим образом. Новая система продекларирована, внесена в Градостроительный кодекс, и начато создание, но, к сожалению, она неработоспособна.
В связи с этим мы по результатам проверки, которую проводили в декабре прошлого года, отметили, что нужно привести в порядок старую систему, дать возможность всем заказчикам и подрядчикам использовать современные технологии и методы производства работ и конструкций и, самое главное, устранить те самые четыре, будем так говорить, параллельные методики счета с применением федеральных единичных расценок, территориальных и, соответственно, отраслевых, или специальных. Нужно выстроить единую систему государственных элементных сметных норм. Все основы для этого сделаны. Поэтому сегодня по результатам нашего последнего заключения Виталием Леонтьевичем Мутко принято решение ускорить этот процесс, и соответствующие изменения в том числе в Градостроительный кодекс будут внесены в пределах весенней сессии.
Председательствующий. Спасибо.
Владимир Казимирович Кравченко, пожалуйста.
В.К. Кравченко, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Алексей Леонидович, в своем докладе Вы говорили о том, что освоение финансовых средств по шести нацпроектам находится на уровне 10 процентов, а по комплексному плану развития инфраструктуры – 12,8 процента показателя сводной росписи. Не менее тревожна ситуация и в регионах: исполнение по 35 из 93 трансфертов бюджетам регионов на реализацию нацпроектов находится на уровне 4 процентов. При этом, как отмечают ваши аудиторы, на данный момент отсутствует прямая зависимость между объемами ресурсного обеспечения и достигаемыми значениями, а говоря проще – нет связи между бюджетными вложениями и достижением конкретных результатов.
Вопросы. С какими факторами, на Ваш взгляд, связана такая ситуация в региональном разрезе? И, по Вашему мнению, какие меры в сфере нормативно-правового регулирования возможно принять в этой связи? Спасибо.
А.Л. Кудрин. Спасибо за вопросы.
Мы давали этот обзор в рамках оперативного анализа выполнения бюджета за первый квартал. Сегодня могу вам привести данные на 1 мая этого года.
На реализацию национальных проектов и комплексного плана расходы исполнены в сумме 411 млрд рублей, или 24 процента показателя сводной росписи этого года. Это примерно в два раза больше, чем было на 1 апреля, то есть за месяц что-то серьезно изменилось, и темп все-таки наращивается. Тем не менее пока исполнение по национальным проектам на 6 процентов ниже, чем в среднем общее исполнение расходов по бюджету, которое сегодня достигло 30 процентов.
Пока не началась реализация 16 из 75 федеральных проектов. Вы помните, что внутри нацпроектов есть федеральные проекты, и пока 16 из них не начали реализовываться в целом вообще.
На уровне менее 15 процентов пока идет исполнение по таким национальным проектам, как "Безопасные и качественные автомобильные дороги", "Цифровая экономика", "Производительность труда и поддержка занятости" – всего 3 процента, "Экология" – 6 процентов, "Образование" – 12. Комплексный план развития магистральной инфраструктуры чуть улучшил показатель, но тоже пока составляет 10 процентов.
Конечно, запаздывают методические документы. И я обратил внимание, что вчера и Председатель Государственной Думы сказал о том, что из 20 законов, которые должны были к этому моменту пройти в обеспечение работы национальных проектов, прошел только один закон. Соответственно, и в отношении субъектов Российской Федерации сразу могу сказать, что есть примеры отсутствия своевременных методических документов, методических рекомендаций, что вставлять в проекты и как их реализовывать. Даже есть такие курьезные примеры по ряду регионов. Например, в проект "Цифровая экономика" попадают расходы, совершенно не связанные с этим, а связанные с вывозом мусора или совершенно другими посторонними расходами, потому что строго не определен список тех мероприятий, которые в рамках этих проектов могут идти на региональном уровне. Такие данные мы уже выявили в рамках мониторинга и вам эти доклады пришлем. То есть методическое обеспечение в первую очередь отстает.
Но я бы сейчас не драматизировал все-таки ситуацию. Сейчас идет только начало работы по этим проектам. Напомню, что несмотря на то что год назад озвучены цифры, сами национальные проекты… Некоторые начались в октябре, а некоторые с 1 января, поэтому сейчас еще пока, конечно, идет период выстраивания управления этими проектами. И думаю, что к середине года дела будут обстоять лучше.
Я думаю, что на следующем шаге… У нас более остро стоял вопрос об эффективности и результативности тех мер, которые запланированы нацпроектом. То есть мы деньги как раз потратим, а будут ли они эффективны? Вот этот мониторинг нужно обязательно вести непрерывно.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Леонидович.
Валерий Владимирович Семёнов, пожалуйста.
В.В. Семёнов, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Красноярского края.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Алексей Леонидович! Сегодня колоссальный объем финансовых средств из федерального бюджета идет на финансирование национальных проектов, но там есть и большая доля региональных средств, даже муниципальных. И здесь, на наш взгляд, очень важна именно координация деятельности с региональными контрольными органами.
Мы знаем, что вы сегодня предпринимаете усилия по возобновлению работы Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, но все-таки хотелось бы понимать, есть ли четкое видение работы с контрольно-счетными органами субъектов, при том что и Вы сами не один раз говорили, что они сегодня у нас независимые, то есть нет вертикали с федеральной Счетной палатой, и независимы по отношению к руководящим органам субъектов. Есть какое-то видение, чтобы были единообразный подход, единообразные методологии в работе по контролю за реализацией национальных проектов и теми средствами, которые поступают в бюджеты субъектов?

Окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/6352625.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments