leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Запрет на передачу долгов по ЖКХ коллекторам – законопроект Ирины Яровой в первом чтении

Запрет на передачу долгов по ЖКХ коллекторам – законопроект Ирины Яровой в первом чтении – Яровая Квазиправоотношения Обращаются к коллекторам, потому что в суде надо доказывать и можно снизить сумму долга Деньги переходят коллекторам и проблема долгов не решается – Павел Качкаев Вместо оплаты на содержание жилых помещений уходит в карманы коллекторов – Галина Хованская Надо прекратить издевательства над нашими гражданами Не имеют право ТСЖ УК без решения общего собрания такие действия производить Учесть во втором чтении
18. 662059-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (в части запрета на уступку права требования по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам)
Документ внесли 11.03.19. Депутаты ГД И.А.Яровая, Н.В.Панков, С.А.Пахомов, А.А.Максимов, А.А.Харсиев (ЕР), А.Г.Аксаков (СР)
Представила депутат Ирина Яровая.
Зампред комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев.
Законопроектом предлагается:
- установить запрет на уступку права (требования) по взысканию просроченной задолженности граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, за исключением случаев уступки права (требования) управляющей организации, ТСЖ, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо ресурсоснабжающей организации;
- исключить из сферы действия ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» правоотношения, связанные с передачей полномочий по взысканию просроченной задолженности физического лица кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физ. лиц в качестве основного вида деятельности.
ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первое чтение 399 0 0 14:49

Стенограмма обсуждения
Коллеги, переходим к законопроектам первого чтения.
И как мы договорились, рассматриваем законопроект, который у нас стоит под номером 18. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Ирина Анатольевна Яровая.
Яровая И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Мы рассматриваем очень важный законопроект, который напрямую затрагивает важнейшие законные права и интересы граждан. Данным законопроектом мы устанавливаем прямой запрет на взаимодействие коллекторов с гражданами Российской Федерации по взысканию долговых обязательств в сфере жилищно-коммунальных услуг.
У этой проблемы есть правовой и этический аспект. Очень хорошо, что сегодня так совпало, и мы заслушали доклад Генерального прокурора.
Я вам приведу некоторые данные, которые есть в аналитических материалах Генеральной прокуратуры по поводу нарушений законных прав и интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства. И прошу вас обратить на это внимание, потому что речь идёт о гражданах всей страны, от Камчатки до Калининграда.
300 тысяч нарушений было установлено в прошлом году, 1 тысяча уголовных дел было возбуждено, 24 тысячи исков органами прокуратуры заявлены в суды в целях защиты законных прав и интересов граждан.
Что такое договор в системе ЖКХ? Это длящиеся правоотношения, которые не носят пресекательного характера даже в том случае, если возникает задолженность по той или иной причине.
Следовательно, сам факт передачи долговых обязательств третьим лицам означает невозможность выполнения основного договора и получения целевых денежных средств ресурсоснабжающими организациями, а, значит, это, в конечном счёте, не влечёт исполнения основного договора и ущемляет права и интересы собственников по общим стоимостным долговым обязательствам, которые связаны с поставкой ресурсов в системе ЖКХ.
Но эта проблема ещё имеет сущностную и этическую проблему, потому что сегодня, к сожалению, пояснительная записка к этому закону, можно сказать, написана гражданами нашей страны, написана правоохранительными органами, написана средствами массовой информации, в которых неоднократно сообщаются совершенно ужасающие факты, как неправомерно себя ведут коллекторы по отношению к гражданам нашей страны.
Конечно, возбуждаются в ряде случаев уголовные дела, но это только верхушка айсберга. И я напомню основные составы уголовных преступлений, которые совершаются в отношении граждан. Это не только распространение информации, порочащей честь и достоинство, это не только незаконное проникновение в жилище, это не только незаконное изъятие имущества, но, к сожалению, имеют место и факты прямых насильственных действий.
С того момента, как была подготовлена данная законодательная инициатива, внесена в Государственную Думу, я приведу примеры только последних событий, которые последовали уже после того, как закон был разработан. И хочу подчеркнуть, почему граждане нашей страны написали пояснительную записку к этому закону, образно говоря. Потому что мы все работаем с обращениями граждан. И мы слышим уже давно этот сигнал не просто тревоги, а стихийного бедствия, сигнал SOS, требующий спасения.
Последние события. Если, когда мы готовили закон, такие вопиющие факты, когда к 92-летнему старику, ветерану войны, пришли коллекторы и с угрозой паяльника намеревались причинить ущерб его здоровью и все, что высказывалось и делалось по этому поводу, я думаю, не требует красочного описания с этой трибуны, то после того, как был внесен законопроект, и даже уже это сообщество коллекторское, зная о намерении депутатов поставить надежную защиту жизни и здоровью граждан и пресекательно, императивно прекратить любую возможность доступа к гражданам по формату взаимодействия в долговых обязательствах ЖКХ, мы видим, когда, даже зная это, в одном из городов они привозят гроб, ставят у подъезда и размещают на нем номер квартиры. Когда они в присутствии маленьких детей в общественном месте останавливают родителей и высказывают угрозы жизни и здоровью. Вопрос - должен ли быть предел этому беспределу? Он риторический.
И, вы знаете, наверное, что сегодня отличает парламент России?
То, что по целому ряду законодательных инициатив мы не просто даем какие-то новые подходы в расширении гражданских прав и свобод, но мы и обеспечиваем надежную защиту жизни и безопасности граждан, мы пресекаем правонарушения и упреждаем, делаем невозможным дальнейшее злоупотребление и причинение вреда нашим гражданам.
Кроме того, у граждан должно быть право, в том числе и через судебные процедуры оспаривания обоснованности тех платежей, которые им предъявляются. И в этой части, я думаю, наш профильный комитет как никто другой, но и мы, работая с обращениями граждан, знаем и неслучайно такое количество обращений у прокуратуры в пользу граждан по долгам ЖКХ. Очень не редко, это совершенно неверные исчисления.
Более того, даже в моем родном Камчатском крае, я сейчас готовила обращение в прокуратуру по поводу того, что через решение казенного предприятия были избыточно взысканы средства массово с граждан, и граждане в инициативном порядке не смогли их вернуть. Более того, представление прокуратуры было проигнорировано.
Поэтому, коллеги, речь идет о том, что мы должны применять уже более серьезные решительные меры к тому, чтобы в принципе сделать невозможным обман граждан, и невозможным насилие по отношению к гражданам.
Очень важно, что данная законодательная инициатива поддержана профильным министерством, министерством жилищно-коммунального хозяйства. Очень хочется верить и надеяться на то, что и позиция других ведомств, которая не была сформулирована, но о которой нам говорил представитель правительства, она будет в пользу справедливости, закона и граждан нашей страны.
Инициатива сегодня включает поддержку разных фракций, я думаю, это тоже очень важно, потому что наша консолидированная позиция, которая связана с жизнью и безопасностью людей, она вне политических разногласий.
Уважаемые коллеги, прошу поддержать этот закон.
Председательствующий. Спасибо, Ирина Анатольевна.
С содокладом от Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству выступает Павел Рюрикович Качкаев.
Качкаев П. Р., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ирина Анатольевна достаточно подробно доложила данный законопроект, поэтому это избавляет меня от повторения всего того, что сегодня творится в сфере взыскивания долгов за жилищно-коммунальное хозяйство, по платежам за жилищно-коммунальное хозяйство.
Ну, просто несколько примеров. Случаев очень много, когда наших граждан коллекторы пытаются угрозами выселить из квартиры или взять квартиру в собственность для покрытия долгов, но я хотел бы остановиться на одном моменте.
Вот, кроме того, о чем Ирина Анатольевна говорила, есть неоднократное решение Верховного Суда Российской Федерации, где четко установлено о том, что вот эти долги, взыскание этих долгов должно производиться теми предприятиями или теми организациями, которые предоставляют данные услуги, данные жилищно-коммунальные услуги.
И ведь то, что нам сегодня дают коллекторы, это же не бесплатная услуга. И без того у нас сегодня идет недосбор по платежам на уровне, платежи граждан составляют на уровне 95-97 процентов.
И еще, более того, если мы передаем эти долги коллекторам, еще порядка 10-15 процентов вместо того, чтобы идти на погашение долгов за коммунальные услуги, на содержание жилых помещений, на содержание общего имущества МКД уходит просто в карманы этих коллекторов.
Поэтому комитет однозначно поддерживает данный законопроект. Есть, правда, несколько замечаний не концептуального характера от нашего комитета и от Комитета по финансовому рынку, которые могут быть учтены ко второму чтению.
Что касается региональной поддержки. Мы получили 55 заключений от регионов, из них 39 регионов поддерживают данный законопроект, 19 регионов не имеют замечаний к данному законопроекту. Ну, Ирина Анатольевна сказала, что и Минстрой, и Федеральная служба судебных приставов также поддерживают данный законопроект и, я думаю, что все-таки и правительство в целом тоже данный законопроект поддержит. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Павел Рюрикович.
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.
Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Смолин Олег Николаевич. Смолин О. Н., фракция КПРФ.
Уважаемая Ирина Анатольевна, ваше красочное выступление и та информация, которая поступает, я думаю, однозначно подвигают всех депутатов поддержать законопроект. Но скажите, пожалуйста, как будут наказываться те, кто будут его нарушать?
Яровая И. А. Уважаемый Олег Николаевич, спасибо и за поддержку, и за вопрос. Дело в том, что установление запрета на передачу долга означает уже априори, что ни управляющая компания, ни ТСЖ, никто бы то ни было ещё не сможет передавать третьим лицам долговые обязательства. И, следовательно, сами правоотношения, которые сегодня формируются, потому что закон это не запрещает, они будут пресечены.
В том случае, если вдруг кем-то будут совершаться действия, связанные с вымогательством, с нарушением жилищных прав и любым из других, которые предусмотрены уголовным законодательством, субъекты будут нести установленную законом ответственность по общим правилам.
Председательствующий. Спасибо.
Тумусов Федот Семенович.
Тумусов Ф. С, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо.
У меня вопрос к авторам. Уважаемая Ирина Анатольевна, безусловно, очень нужный закон в защиту наших граждан - граждан Российской Федерации, запретить передачу долгов третьим лицам, то бишь коллекторам.
Но вот как быть с теми действиями, которые были уже совершены, то есть уже произошла передача долгов, и коллекторы уже работают? До вступления в силу данного закона, безусловно, наверное, мы его примем, как быть с этим? То есть закон будет иметь обратную силу или нет? Спасибо.
Яровая И. А. Спасибо большое, очень хороший вопрос. И я думаю, что нам здесь нужно ко второму чтению в этой части предусмотреть нормы прямого действия, которые бы касались вот тех обязательств, которые были ранее сформированы.
При этом я бы хотела внимание ваше обратить, коллеги, ещё и на тот факт, что мы об этом не говорили (ни я, ни комитет), но ведь здесь ещё идёт и нарушение закона "О персональных данных" граждан. Поэтому здесь всё, что сформировалось как квазиправоотношения, как легитимизация на самом деле противоправных действий, это, конечно, должно быть пресечено.
И здесь нам нужно, наверное, подумать над тем, чтобы даже те обязательства, которые были переданы, предусмотреть норму в законе, чтобы они были возвращены, чтобы не оставались на исполнении у коллекторов, иначе мы с вами можем получить такой шлейф мнимых продолжаемых обязательств, которые были переданы, и это позволит злоупотреблять. Поэтому спасибо вам за вопрос, мы обязательно это учтем ко второму чтению.
Председательствующий. Спасибо.
Павел Рюрикович, спасибо.
Будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список.
Хованская Галина Петровна.
От фракции поставьте, пожалуйста.
Хованская Г. П. Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Проблема есть, проблема перезрела, надо прекратить издевательства над нашими гражданами - вот если в сухом остатке. Об этом сказано уже было много правильных слов. Сказано также, что в принципе суды встают на сторону граждан, а не коллекторов вот в таких ситуациях.
И совершенно правильно говорила Ирина Анатольевна о том, что отношения здесь и договорные отношения, они длящиеся, и вот такие вот коллекторские усилия, они практически не дают возможности дальше нормально в судебном порядке рассмотреть вот эти долги или мнимые долги, о чем тоже сегодня говорилось, обращаю ещё раз ваше внимание на это.
Значит, хочу сказать ещё о нюансах, но мы их, я думаю, ко второму чтению уберем. Нужно четко понимать, что вот переуступка кроме как товариществу, это речь идет только о том товариществе, которое вновь избрано или образовано в том же самом доме, да, или о том же самом ЖСК, или... Короче говоря, нельзя передавать каким-то другим внешним силам вот эти полномочия.
Теперь ещё один нюанс, о котором тоже говорилось, это ситуация, которая сейчас сложилась в связи с обращением тех же управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК, ресурсников в суды для взыскания долгов. Вот вы понимаете, тут у них тоже есть проблемы, вот об этом сегодня не говорили мы, но эта проблема есть, и мы её уже предлагаем решить, соответствующий проект внесли. Они ограничены в обращении в судебные органы, поскольку в большинстве случаев вот в связи с изменением законодательства не обладают этими самыми персональными данными - СНИЛС, водительское удостоверение и так далее. Значит, мы соответствующую инициативу внесли 4 апреля, прошу обратить на неё внимание и прошу её поддержать, чтобы это шло всё у нас в комплексе, в совокупности.
Значит, ещё хочется сказать о том, что всё-таки, ну, это деньги граждан и не имеет право ни ТСЖ, ни ЖСК, ни управляющая организация без волеизъявления всех собственников, которое должно быть подтверждено решением общего собрания, вот такие действия производить, понимаете. Вот второй нюанс, который нужно, безусловно, нам учесть при работе над документом во втором чтении. А так, конечно, безусловно, надо поддержать.
Спасибо вам, что вы согласились перенести этот очень важный документ, что мы его рассмотрели, и через 30 дней, значит, у нас будет возможность приступить ко второму чтению, и чем скорее, тем лучше, потому что каждый день нарушаются права наших избирателей.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Галина Петровна. Пахомов Сергей Александрович.
Тоже выступление от фракции, "ЕДДНАЯ РОССИЯ". Пахомов С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, коллеги!
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддерживает концепцию законопроекта, он представлен большой группой депутатов, в том числе я среди авторов. Это наша принципиальная позиция.
Если говорить о долгах за ЖКХ, то пока эта проблема номер один в отрасли наряду с существенным износом, с гигантским износом сетей, об этом нам всем прекрасно известно. И хотел бы напомнить, что по данным Минстроя РФ на начало 2019 года общий размер долга перед ресурсоснабжающими организациями составил абсолютно гигантские цифры, это 1,2 триллиона рублей, из которых 750 миллионов рублей - это задолженность жителей, а остальное накопили управляющие компании.
С этой проблемой в ближайшие годы нам ещё предстоит разбираться и разбираться серьезно, и мы должны это делать системно и планомерно. Но вот чего мы точно делать не будем, так это оставлять один на один людей с коллекторами. Долги долгам рознь, и сегодня об этом говорилось, и причины их возникновения разные.
Оплата за ЖКХ, даже если она становится долгом, является платежом, от которого человек, по сути, не имеет возможности отказаться и это не кредит, не займ, у таких долгов иная суть возникновения и эти деньги не берут для покупок.
Три года назад мы когда принимали 230-ФЗ "О коллекторской деятельности", был установлен запрет на продажу долгов ЖКХ коллекторам, при этом лазейка осталась, и ресурсоснабжающие организации в настоящее время имеют возможность совершать уступку прав требования за конкретное вознаграждение, то есть по сути своей передавать долги коллекторам.
Какие сегодня рычаги (деньги всё равно собирать надо, об этом тоже необходимо говорить) есть у ресурсников и управляющих компаний по сбору долгов? Ну у каждой организации, работающей в этой системе, есть свои отделы по работе с дебиторской задолженностью, которые должны работать с неплательщиками и идти в суды в крайнем случае, как бы это не было сложно, далее — судебные приставы.
В любом случае цивилизованные механизмы есть, они существуют. Мы видим, что претензионная работа ведётся. Я хотел бы вам сказать, что по статистике Верховного Суда, за прошлый год было судами рассмотрено почти 7 миллионов дел по коммунальным платежам и оплате за капитальный ремонт - это речь идёт о задолженности.
Да, если есть проблема в том, что судебные приставы зачастую неспособны истребовать задолженность, но это рабочие механизмы. И если он не очень хорошо работает, то это дело сугубо ответственных за его функционирование.
Мы уже принимали некоторые решения, которые должны были сдвинуть проблему неплатежей с мёртвой точки: прямые договора, единые расчетно-кассовые центры. Отрасль выходила к нам с предложением, просила нас, предлагала механизмы, мы шли отрасли навстречу. Ну вот так пусть работают, оттачивают уже существующие в их руках механизмы, эффект от которых, прямо скажем, пока не так сильно заметен, если судить по росту динамики задолженности.
Вместе с тем мы видим, как управляющие компании и ресурсники вместо того, чтобы работать в правовом поле с задолженностью, начинают активно передавать долги населения коллекторам. Естественно, те приходят в первую очередь куда? Ну судя по количеству публикаций в средствах массовой информации, они идут в первую очередь к самым незащищённым слоям наших граждан и так или иначе всё чаще накаченные ручонки коллекторов тянутся к звонкам в квартирах наших пенсионеров.
Так, конечно же, быть не должно, это неправильно. Мы должны поставить законодательный заслон подобным действиям и решать проблему задолженности в сфере жилищно-коммунального хозяйства другими рычагами воздействия, а они, как я уже говорил, сегодня есть и пока их достаточно. А если их недостаточно, то мы готовы продолжить работать над этим, но в рамках всё-таки иных законодательных инициатив. А сейчас фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный законопроект. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Александрович.
Ирина Анатольевна, с заключительным словом будете выступать? Пожалуйста, Ирине Анатольевне Яровой.
Яровая И. А. Уважаемые коллеги, поскольку мы очень детально анализировали ситуацию, я бы хотела всё-таки привести объективные данные о том, что сегодня как раз эффективность судебной системы и взыскание долговых обязательств через службу судебных приставов - это самая правильная, прозрачная правовая процедура и эффективная. Потому что в 2017 году на исполнение было 4,5 миллиона исполнительных производств и абсолютно большая часть (2,9 миллиона) были взысканы.
А почему сегодня не всегда обращаются в суд, а проще передавать коллекторам? Потому что в суде надо доказывать и обоснованность взысканий. У гражданина появляется право доказательно, убедительно, в том числе, менять сумму взыскания. Ну и, конечно, самый главный фактор - вот этот договор, по которому, фактически, выкупаются долги, означает следующее, что зарабатывает коллектор, но с точки зрения решения проблемы долга ничего не решается. То есть у гражданина что-то отбирается, остаётся у коллектора, но общая проблема, которая связана с работой ресурсоснабжающих компаний, с общей собственностью абсолютно нарушается.
Коллеги, спасибо большое за обсуждение и спасибо за предложения ко второму чтению. Я думаю, мы вместе с вами поработаем. Огромное спасибо. Председательствующий. Спасибо. Павел Рюрикович, не будете выступать.
Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (14 час. 49 мин. 08 сек.)
Проголосовало за 399 чел 88,7 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 399 чел.
Не голосовало 51 чел 11,3 %
Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments