leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 29.05.14 правчас Юрий Чайка о защите трудовых прав - часть 1

Стенограмма пленарное заседание ГД 29.05.14 правчас Юрий Чайка о защите трудовых прав - часть 1 Коллеги, переходим к рассмотрению 2-го вопроса нашей повестки. Это формат "правительственного часа". В рамках "правительственного часа" мы с вами заслушаем состояние законности и
правопорядка в Российской Федерации, в том числе, о соблюдении законности в сфере защиты трудовых прав граждан в Российской Федерации.
С информацией по данному вопросу выступит Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Яковлевич Чайка.
Юрий Яковлевич, пожалуйста, вам предоставляется слово.
Уважаемые коллеги! Юрий Яковлевич пришел к нам вместе со своими заместителями. Мы с вами, необходимо сказать, очень активно взаимодействуем с прокуратурой и прежде, чем вы начнете выступать, давая, в том числе, и оценку, хочется сказать слова благодарности, потому что, наверное, большей нагрузки ни один не испытывает орган власти, как прокуратура, рассматривая обращения депутатов Государственной Думы, фракций и отдать должное, очень профессионально работает в этом направлении.
Поэтому, коллеги, давайте скажем спасибо тем, кто нас слышит. (Аплодисменты.)
Это очень важно и очень важная часть нашей работы.
Пожалуйста, Юрий Яковлевич.
Чайка Ю. Я., Генеральный прокурор Российской Федерации. Большое спасибо.
Добрый день, уважаемые депутаты! Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты Государственной Думы!
Благодарю, прежде всего, вас за приглашение принять участие в заседании Государственной Думы в рамках "правительственного часа".
В преддверии данного мероприятия от парламентариев к нам поступило много вопросов, можно сказать, большое количество вопросов, в первую очередь, касающихся социальной сферы.
Разделяя эту заботу депутатского корпуса, мы на постоянной основе проводим надзорные мероприятия, направленные на обеспечение стабильности в обществе, соблюдение прав и свобод граждан.
В результате в 2018 году и в первом квартале 2019 года пресечено более 5 миллионов 300 тысяч нарушений закона. По требованию прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности привлечено свыше 1 миллиона виновных лиц, возбуждено 27 тысяч уголовных дел.
Практика прокурорского надзора свидетельствует, что наиболее острой проблемой для граждан остаётся несоблюдение их трудовых прав. Данного вопроса касались 165 тысяч обращений, разрешённых в органах прокуратуры в прошлом году, больше половины которых, 85 тысяч, признаны обоснованными.
Наибольшее число нарушений зафиксировано в сфере оплаты труда. Прокуроры реагировали на случаи невыплаты заработной платы в установленный законом срок, факты отказов работодателей от оформления трудовых отношений. Например, только после прокурорского вмешательства свыше 400 работников Дарасунского рудника в Забайкальском крае прекратили акцию протеста из-за задержек зарплаты и получили положенные им 32 миллиона рублей.
Принимались меры в связи с заключением гражданами договоров подряда и оказания услуг вместо трудовых соглашений, выплат серой зарплаты, нарушений иных законных интересов при приёме на работу и расторжения трудовых отношений.
Надзорными средствами мы добивались правильного расчёта стимулирующих надбавок, справедливого соотношения выплат руководству и работникам организаций, своевременной индексации зарплаты в связи с ростом потребительских цен, установлению её размера не ниже минимального.
Так в Красноярском крае по требованию прокурора в одной из организаций произведён перерасчёт заработной платы, которая была ниже МРОТ и почти 200 работникам, 200 работникам доначислено 3,6 миллиона рублей.
Привлекались к ответственности должностные лица, предприятия, не сообщившие в Росстат о просроченной задолженности по зарплате. В Ханты-Мансийском автономном округе за сокрытие долгов перед 70 работниками руководитель коммерческой организации по инициативе прокурора привлечен к административной ответственности в виде штрафа.
Как показывает практика, проблема скрытой задолженности стоит достаточно остро. Только в Приволжском и Сибирском федеральных округах прокурорами выявлено 1 миллиард 400 миллионов рублей таких долгов, в связи с чем осуществлено необходимое реагирование.
Под особым контролем прокуроров находилась ситуация с выплатой зарплаты на предприятиях-банкротах, на долю которых приходится больше половины всей задолженности по стране перед трудовыми коллективами.
Выявлялись случаи вывода руководителями таких обществ ликвидных активов, бездействие конкурсных управляющих, что негативно сказывалось на экономическом состоянии и не позволяло обеспечить погашение долгов по зарплате. Например, в Республике Калмыкия по постановлению прокурора арбитражным судом дисквалифицирован управляющий, который не принимал мер по реализации имущества предприятия-должника.
К сожалению, неудовлетворительно сказывались на состоянии законности в указанной сфере недостатки в деятельности ряда государственных органов. Судебными приставами не принималось достаточных мер по установлению имущества должников, несвоевременно обращалось на него и взыскание.
Органами Роструда допускались нарушения при проведении проверок по обращениям граждан, не в полной мере реализовывались контрольные полномочия. Во всех таких случаях прокурорами принимались меры реагирования.
Прокурорскими проверками также охвачены вопросы содействия занятости населения, создание на производстве безопасных условий труда. Выявлялись факты непроведения специальной оценки условий труда, допуска к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, не обеспеченных средствами индивидуальной защиты.
Осуществлялось реагирование в связи с нарушением сроков извещения уполномоченных органов о несчастных случаях на производстве и порядка их расследования. Всего в сфере трудового законодательства защищены права более чем 620 тысяч работников. По требованию прокуроров погашена задолженность по заработной плате в размере 26 миллиардов рублей.
В связи с допущенными нарушениями почти 115 тысяч виновных лиц привлечено к дисциплинарной и административной ответственности. Остаток долга по зарплате на 1 мая текущего года составляет 2,9 миллиарда рублей.
Кроме того в рамках исполнения поручения Президента страны по обеспечению законности при оплате государственных контрактов, прокурорам в прошлом году удалось добиться погашения задолженности перед предпринимателями в размере более 34 миллиардов рублей. А всего за последние три с половиной года эта цифра равняется 120 миллиардам рублей. Это не только защита малого и среднего бизнеса, но выплаты тех же самых долгов по заработной плате и сохранение рабочих мест.
С целью более эффективной защиты трудовых прав граждан, в марте текущего года мной подписан приказ, определяющий основные задачи прокуроров в указанной сфере. В нем акцентировано внимание на наибольшее чувствительных направлениях, в том числе обеспечение занятости граждан предпенсионного возраста, инвалидов, молодежи, ликвидации задолженности на предприятиях-банкротах, индексация оплаты труда.
Отдельно хотел бы отметить, что обращения граждан предпенсионного возраста о нарушениях при приеме на работу и увольнении в Генпрокуратуру до сегодняшнего дня не поступали.
Безусловно, при наличии таких жалоб, прокурор будет добиваться восстановления прав и привлечении виновных лиц к ответственности, вплоть до уголовной.
Исключительно важное значение для граждан имеет полноценная реализация их конституционного права на охрану здоровья. Сегодня на первый план выходят вопросы, связанные с обеспечением населения качественными медицинскими услугами. Во многих регионах потребовалось прокурорское вмешательство для укомплектования медицинским оборудованием автомобили скорой помощи. Создание патронажных бригад для выезда к тяжелобольным, проведение профилактических осмотров, возобновление работы фельдшерских пунктов в отдаленных районах.
По нашей инициативе региональными властями за счет средств бюджета организована перевозка граждан от места проживания до клиник гемодиализа и обратно. Благодаря принятым мерам сведены к минимуму случаи неправомерного завышения цен на жизненно-важные препараты.
Принципиально реагировали прокуроры на несоблюдение прав наименее защищенных категорий населения, это, прежде всего, инвалидов, пенсионеров, в том числе в сфере социальной защиты, транспортного обслуживания, жилищного обеспечения.
Например, в Саратовской области по результатам рассмотрения судом иска прокурора к региональному министерству коммунального хозяйства, приняты меры к обеспечению жильем ряда граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
Пресекались нарушения законодательства при признании граждан инвалидами, случаи уклонения от предоставления им льгот, рецептов, санаторного лечения, технических средств реабилитации.
Под пристальным вниманием прокуроров остаются вопросы соблюдения прав граждан с ограниченными возможностями, проживающих в учреждениях социального обслуживания. К сожалению, в них далеко не всегда соблюдается законодательство об охране здоровья, санитарно-эпидемиологические нормы, правила пожарной безопасности.
По требованию органов прокуратуры устранялись нарушения при назначении, перерасчете и выплате пенсий, в том числе связанные с неправомерным снижением их размера, необоснованным отказам гражданам о включении в трудовой стаж периодов работы и военной службы, восстанавливались права получателей пенсий по случаю потери кормильца, по инвалидности и старости.
В результате в прошлом году в сферах пенсионного законодательства, здравоохранения, соблюдения социальных гарантий инвалидов были защищены права 42 тысяч человек, а к виновным должностным лицам применены строгие меры взыскания, 37 тысяч из них привлечены к дисциплинарной и административной ответственности, возбуждено 280 уголовных дел.
Наше здоровье зависит от многих факторов, одним из главных является благоприятная экологическая обстановка. В первую очередь людей волнует решение глобальной проблемы уничтожения мусора. Результаты надзорных проверок показывают, что, несмотря на трехгодичный подготовительный период не во всех регионах смогли своевременно перейти на новые формы работы с твердыми коммунальными отходами. Отсутствует достаточное количество сортировочных комплексов, полигонов и мусоросжигательных заводов, наиболее пагубное влияние на природу оказывают отходы первого и второго класса опасности.
В связи с этим прокуроры постоянно контролируют ситуацию с обеспечением безопасности обращения с ними. Вскрываются факты несоблюдения законной деятельности хозяйствующих субъектов, которые зачастую работают без утверждённых лимитов на образование опасных отходов, положительного заключения экологической экспертизы, отсутствие лицензий. Эти недостатки во многом обусловлены ненадлежащей организацией госконтроля. Поэтому среди наказанных по актам прокурорского реагирования в дисциплинарном и административном порядке почти 36 тысяч виновных лиц, значительную часть которых составляют сотрудники контрольных ведомств, привлечены к ответственности.
Судами удовлетворено более 8 тысяч исковых требований прокуроров о возложении обязанности по разработке схем очистки от мусора земель населенных пунктов, рекультивации загрязненных участков и другие. Всего за 2 последних года ликвидировано свыше 10 тысяч несанкционированных свалок, включая места складирования ядовитых отходов.
По нашей инициативе во многих субъектах утверждены программы стимулирования предприятий по переработке вторичных ресурсов, проведены конкурсы по отбору региональных операторов, по обращению с отходами и заключены соглашения с ними.
В начале мая вопрос о состоянии законности прокурорского надзора на данном направлении был обсужден на совещании в Екатеринбурге. Через неделю (4 июня) мы приведём аналогичное мероприятие в Ростове. О состоянии законности в области обращения с отходами, о наших предложениях по улучшению ситуации регулярно информируется глава государства и председатель правительства.
В частности, в настоящее время в правительстве прорабатываются вопросы стимулирования жителей многоквартирных домов глубокой сортировки бытового мусора, установления для региональных операторов нормативов, направленных на уменьшение объемов захоронения отходов путем увеличения доли в переработке и ряд других. Кроме того, реализуются предложения Генеральной прокуратуры по усилению административной ответственности за правонарушения в рассматриваемой сфере.
Ещё один вопрос повышенной социальной значимости, которым на протяжении последних лет вплотную занимаются органы прокуратуры, это обеспечение законности в сфере долевого строительства жилья. Принимаемые совместно с органами государственной власти меры приносят результаты, ситуация постепенно меняется. Так в 2018 году восстановлены права почти 10 тысяч пострадавших, урегулирована ситуация в отношении 239 долгостроев. Вместе с тем проблема пока не решена.
По всей России на начало 2019 года насчитывалось 894 объекта с сорванными сроками строительства. Почти 39 тысяч наших сограждан ждут обещанного жилья. В этой связи Генеральной прокуратурой совместно с Минстроем реализуются меры, выработанные на совещании по жилищно-коммунальной тематике, проведенном в прошлом году в Хабаровске и Москве с прокурорами всех субъектов, а также с участием представителей Государственной Думы.
Прежде всего, организован сбор сведений обо всех домах, официально не подпадающих под критерии проблемных, но по разным причинам так и не сданных в эксплуатацию. В прокуратурах открыты "Горячие линии", к этой работе привлечены объединения дольщиков. Указанные меры позволяют сформировать уточненный реестр долгостроев, сократить время реагирования на нарушения. По каждому объекту определяется конкретный план действий, контролируются все этапы его выполнения. При участии прокуроров совершенствуется региональное законодательство для привлечения на льготных условиях частных инвестиций и достройки проблемных домов — это Краснодарский край, Свердловская область и ряд других регионов. Мы нацелены на активную совместную работу с органами власти субъектов для полного восстановления интересов пострадавших людей.
Хотел бы отметить значительное внимание к проблемам жилищного строительства со стороны депутатов Государственной Думы. Мы полагаем, что принятые в прошлом году изменения в законодательстве о долевом строительстве с участием банка, будут способствовать защите вложений граждан и очистят рынок от проявлений недобросовестности.
Обеспечение жилищных прав граждан, безопасности и комфорта их проживания во многом зависят от соблюдения требований законодательства при проведении капитального ремонта многоквартирных домов. Эти вопросы находятся под пристальным вниманием прокуроров. Результаты надзора свидетельствуют о распространенности нарушений в данной сфере.
Программы капремонта ежегодно в полном объеме не выполняются, собранные с населения на данные цели денежные средства не используются. Сами программы формируются местными органами власти с существенными недостатками. Нередко планируется модернизация домов, которые надо было бы уже давно снести, при этом с жильцов собираются средства на капремонт. После вмешательства прокуратуры в Республике Адыгея, в Ростовской области начисление взносов прекращено, приняты меры к возврату денег гражданам.
Отбор подрядных организаций проводится с нарушением конкурсных процедур, контроль за выполнением ими работ со стороны региональных операторов ослаблен. В результате при осуществлении капремонта нередко используются некачественные материалы, нарушаются технологии, не соблюдаются сроки его выполнения.
Наряду с этим прокурорами выявлялись факты хищения средств, предназначенных для капремонта, в связи с чем в Липецкой, Орловской, Самарской, Ульяновской областях и ряде других регионов возбуждены уголовные дела. Нами совместно с Минстроем реализуются меры по усилению контроля за работой региональных операторов, эффективным использованием средств капремонта с соблюдением графиков его проведения.
По-прежнему актуальным для граждан остается вопрос безопасности пассажирских перевозок. Произошедшая недавно авиакатастрофа самолета авиакомпании "Аэрофлот" в Шереметьево вновь обозначила серьезные проблемы в авиационной отрасли, решение которых Генеральная прокуратура требует от уполномоченных государственных органов и авиапредприятий уже несколько лет.
Так, Государственная программа обеспечения безопасности полетов не соответствует международным требованиям.
Обязательства, предусмотренные Конвенцией о международной гражданской авиации, не выполнены. До настоящего времени не определены целевой и приемлемый уровень безопасности полётов, а также лицо, ответственное за реализацию программы, которая не актуализирована с 2008 года. Министерством транспорта до настоящего времени не разработаны в полном объёме необходимые нормативные правовые акты, в том числе регламентирующие вопросы сертификации авиатехники и её производителей, подготовки персонала. Не утверждены правила наземного технического обслуживания воздушных судов, требования к их лётной годности, типовые профессиональные программы в области подготовки авиаспециалистов.
Контроль за деятельностью авиакомпаний со стороны Росавиации зачастую осуществляется формально. Допускались случаи принятия неправомерных решений о соответствии требованиям Федеральных авиационных правил авиаперевозчиков, находившихся в предбанкротном состоянии, имевших нехватку воздушных судов. Данным агентством не принимаются надлежащие меры по пресечению фактов эксплуатации судов, не отвечающих требованиям воздушного законодательства, в том числе в вопросах безопасности. В частности, в ходе проведённой Генеральной прокуратурой проверки выявлено более 400 гражданских воздушных судов, в которых произведены изменения типовой конструкции без проведения необходимых исследований и выполнения сертификационных работ в Российской Федерации.
По-прежнему остро стоит вопрос качества профессиональной подготовки пилотов. В ходе надзорных проверок нами раскрывались факты неполного прохождения лётным персоналом программ подготовки, отсутствия в образовательных организациях необходимого кадрового и материального обеспечения и другие. В связи с этим в 2017 году по результатам принятых прокурорами мер от выполнения полётов отстранено 550 пилотов, прекращена деятельность двух авиационных учебных центров, аннулировано 160 лётных свидетельств.
Кроме того, пристальное внимание органов прокуратуры уделялось соблюдению прав пассажиров в связи с задержками и отменами авиарейсов, сбоями в доставке багажа, повышение доступности объектов транспорта для маломобильных граждан, осуществлялось реагирование в связи с нарушением при формировании стоимости авиаперевозок, навязыванием потребителям невыгодных условий, манипулированием ценой при применении многочисленных тарифов.
Состояние законности во всех отмеченных областях тесно связано с результатами работы прокуроров в сфере противодействия коррупции. Считаю, что в данном направлении на сегодня есть положительная динамика. Совместно с правоохранительными органами продолжена работа по пресечению так называемых откатов, фактов нецелевого использования средств, выделенных на реализацию социально-экономических проектов, более полному возмещению ущерба, причинённого коррупционными преступлениями.
Совершенствуется практика привлечения к административной ответственности, по постановлению прокуроров, за совершение правонарушений в указанной сфере.
Отработан механизм предъявления прокурорами в суд заявлений и об обращении в доход государства имущества, приобретённого на незаконные средства. В период с 2016 года направлено несколько десятков исков на сумму 25 миллиардов рублей, на 11,5 миллиарда рублей они уже удовлетворены сегодня. Убеждён, что наши усилия в сфере противодействия коррупции и впредь будут нарастать.
В завершение я хотел бы отметить, что с учётом поставленных главой государства задач в области социально-экономического развития страны, принятых в этих целях в национальных проектах, мною подписан специальный приказ, в нём определены основные направления работы прокуроров для обеспечения законности защиты прав граждан при их реализации.
Особое внимание акцентировано на правомерности расходования выделенных бюджетных средств.
Уважаемые коллеги, полная письменная версия доклада о состоянии законности и правопорядка в стране направлена в Государственную Думу в апреле текущего года.
С учётом отведённого времени я озвучил далеко не все направления, по которым органами прокуратуры осуществляется надзор. Полагаю, что сегодняшнее обсуждение позволит повысить уровень защищённости наших граждан.
В завершение выражаю признательность депутатам Государственной Думы за конструктивное сотрудничество в вопросах укрепления законности и правопорядка в поддержку многих наших инициатив.
Спасибо за внимание. Готов ответить на ваши вопросы. Председательствующий. Спасибо, Юрий Яковлевич.
Мы переходим к выступлению, которое сейчас сделает представитель Счётной палаты Российской Федерации - заместитель Председателя Счётной палаты Российской Федерации Вера Ергешевна Чистова. Подготовиться председателю Комитета по контролю и Регламенту.
Пожалуйста, Вера Ергешевна.
Чистова В. Е., заместитель Председателя Счётной палаты Российской Федерации.
Спасибо за предоставленное слово.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Уважаемый Юрий Яковлевич и его заместители!
Остановлюсь на трёх основных моментах. Первое. Вы знаете, что мы утвердили новую Стратегию в 2018 году и одним из направлений данной Стратегии является укрепление взаимодействия с правоохранительными органами.
И в этой связи в настоящее время на площадке межведомственной рабочей группы Счётной палатой и Генеральной прокуратурой проводится активная работа по поиску и внедрению, повышению эффективности новых компетенций в нашем взаимодействии. И непосредственно новая редакция Соглашения о сотрудничестве сегодня готова и в самое ближайшее время будет с Генеральной прокуратурой подписана.
По решению коллегии в Генеральную прокуратуру мы систематически направляем материалы контрольных экспертно-аналитических мероприятий, которые, по нашему мнению, содержат факты, требующие реакции надзорных органов.
По итогам 2018 года Счётной палатой в Генеральную прокуратуру для принятия, предусмотренных законодательством мер реагирования, направлено 76 материалов, в том числе, уважаемые депутаты, и по интересующим вас вопросам, с которыми мы внимательно ознакомились на предварительной стадии подготовки сегодняшнего заседания. Это и проблемы Байкала, охрана лесов от пожаров, жилые помещения, дети-сироты, по всем этим направлениям мы направляли соответствующие материалы реагирования. В том числе, конечно, и вы эти материалы сегодня имеете.
По результатам рассмотрения материалов, направленных Счётной палатой, по информации органов прокуратуры соответствующим должностным лицам вынесено 99 представлений об устранении выявленных нарушений закона, объявляется предостережение о недопустимости нарушений закона. Прокурорами возбуждено 21 производство об административных правонарушениях по нашим фактам.
Кроме того, органы прокуратуры по результатам надзорных мероприятий, проведенных по материалам Счётной палаты, в рамках уголовно-процессуального законодательства в следственные органы направляют материалы. Сегодня таких 70 фактов. По указанным материалам в 2018 году возбуждено 16 дел и по предварительным, предыдущим годам, ещё 15 дел.
По всем направлениям у нас имеется информация, но я остановлюсь на второй позиции и сосредоточусь только на той повестке, которая касается соблюдения законности в сфере защиты трудовых прав граждан.
Счётная палата по данной теме отдельных мероприятий не проводила. Вместе с тем в рамках плановых мероприятий мы сталкиваемся постоянно с этими проблемами, особенно критичными в эту зону я бы отметила в части, когда идет изменение структуры федеральных органов исполнительной власти.
В частности, мы знаем об упразднении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной миграционной службы. Положениями соответствующих указов определено, что сотрудники в погонах, федеральные государственные гражданские служащие и работники упраздненных ведомств по желанию могут продолжить трудовые отношения в МВД России, которому переданы соответствующие функции, полномочия. Но по факту оказалось, что не все так гладко. В Счётную палату поступали и продолжают поступать обращения по неурегулированным вопросам трудовых отношений в ликвидируемых органах, которые в отдельных случаях становились предметом судебных разбирательств.
В Счётную палату также обращаются граждане...
Председательствующий. Коллеги, обращаю внимание, мы с вами заслушаем вопросы, извините Вера Ергешевна, и нам необходимо выслушать докладчиков, потому что мешаете, во-первых, и Генеральному прокурору, а речь идет как раз об оценке Счётной палаты, многих вопросов, на которые затем, возможно, Юрий Яковлевич будет отвечать. Поэтому давайте не будем мешать ни Юрию Яковлевичу и не будем соответственно мешать Вере Ергешевне своими хождениями, а послушаем. Пожалуйста, извините.
Чистова В. Е. Спасибо, Вячеслав Викторович.
В Счётную палату также обращаются граждане по вопросам, связанным с нарушением Трудового кодекса. В 2018 году было 86 обращений, за 4 месяца текущего года уже 19 обращений и в 2018 году более половины обращений были связаны с вопросами выплаты заработной платы, иных соответствующих выплат, другие нарушения трудового законодательства, в основном необоснованные увольнения, перемещение по службе и так далее. Таких обращений было больше 50 процентов.
Завершившаяся в апреле процедура ликвидации ФАНО также не избежала указанных нарушений и мы до сих пор получаем претензии к бывшим сотрудникам соответствующего министерства по задержке расчётов. И столкнулись с очень удивительной ситуацией, что нормативная база сегодня ликвидационную процедуру до конца не регламентирует. Например, руководствуется ещё постановлением 1930 года, утверждённым Народным комиссариатом труда, который ориентирован на рабочих и колхозников.
И в связи с этим сегодняшние нормы не ложатся на те основания, которые сегодня у нас в законодательстве при реорганизации присутствуют. Здесь надо работать и над нормативной базой, чтобы уменьшить такие прецеденты обращений и нарушений трудовых прав.
И здесь я бы ещё отметила вопрос чисто технический, что также не урегулировано и бюджетное законодательство в части бюджетной классификации, в части ликвидационных процедур.
Вторая позиция, на которой бы я остановилась, это взаимодействие прокуратуры в части Трудового кодекса с Федеральной службой по труду и занятости.
Она являлась объектом нашей проверки. И мы выявили достаточно удивительные вещи, что, например, в 2018 году только в центральный аппарат данной службы поступило 45 тысяч обращений граждан о нарушениях трудового законодательства. Вырос показатель на 13 тысяч.
Поступающие обращения фиксируются в автоматизированной системе управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере трудовых отношений. К сожалению, пока обработка данной информации является только основанием для принятия процедур к проведению проверки.
Основными темами, как я уже сказала, является приём, увольнение с работы и так далее. Рострудом ведётся тоже реестр организаций, имеющих задолженность по заработной плате, формируемой на основании данных проверок.
И что удивительно, что по данным данного реестра сумма просроченной задолженности по выплатам заработной платы, по состоянию на середину апреля этого года, составила почти 5 миллиардов рублей, это 97 тысяч человек, тогда как по данным Росстата данный показатель составляет почти в 2 раза меньше. Здесь расхождения недопустимы, и над этим ещё надо работать.
Количество проверок. Роструд жалуется на то, что у него идет резкое сокращение численности — за последние годы 25 процентов действительно просто уволилось. Идет неукомплектованность, низкая зарплата. И так далее. И здесь одним повышением численности инспекторов не обойдешься. На наш взгляд, проведение цифровизации в данной сфере является первоочередной задачей, а также пусть не считать это просто модным термином, потому что на самом деле у него глубокое содержание. Надо проводить к риск-ориентированному подходу в проведении контрольных мероприятий. И здесь, на наш взгляд, взаимодействие прокуратуры и Роструда ещё имеет значительные перспективы.
И последнее. Несколько слов о Генеральной прокуратуре как главном распорядителе бюджетных средств, поскольку Генеральная прокуратура такой же объект контрольных мероприятий, как и все остальные главные распорядители. И здесь отрадно, могу сказать совершенно объективно, что в течение трех лет Генеральная прокуратура с внутренним своим хозяйством навела достаточно хороший порядок. Например, по итогам исполнения бюджета за 2018 год мы констатировали небольшие, обращаю внимание, не нарушения, а недостатки, которые, соответственно, в ходе проверки были устранены. Надеемся, что такая тенденция продлится и в дальнейшем.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Вера Ергешевна.
Особенно важным является ваше заключение в плане законности и правильности расходования бюджетных средств. Это серьезная оценка, потому что вы все время всех критикуете.
Чистова В. Е. Вы получите наше заключение в установленном порядке.
Председательствующий. Коллеги, будет возможность ознакомиться в письменном виде.
Пожалуйста, председатель Комитета по контролю и Регламенту Ольга Викторовна Савастьянова. Подготовиться Василию Ивановичу Пискареву.
Севастьянова О. В. Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги, приглашенные!
Мне в своем выступлении хотелось бы остановиться прежде всего на тех проблемах и вопросах, которые ставят наши граждане.
Тем более тема законности и правопорядка, она всегда была и является чувствительной для всех нас.
Первое. За всё это время во взаимодействии с прокуратурой рассматривались те вопросы, которые находились в общественной повестке. По тем просьбам и запросам, которые парламент направлял в Генеральную прокуратуру, замечаний и просроченных сроков в документах у нас на сегодняшний день не имеется.
Что касается непосредственно нормативно-правовых актов. Здесь на сегодняшний день у нас два приказа, которые на контроле, где прокуратура является соисполнителем, один из них, связанный с мерами пресечения, перенесен ровно на год, на второй квартал 2019 года.
Второе. Что касается обращений. За прошедший год в Государственную Думу поступило более 2 тысяч обращений, порядка одного процента - это те обращения, которые связаны с деятельностью прокуратуры Российской Федерации. Этот процент и количество за 5 месяцев 2019 года увеличился, и основная доля замечаний порядка 20 процентов связана с тем, что обращения, направленные в прокуратуру, направляются тем структурам и органам, действия которых обжалуются. Наше предложение - привести эту практику в соответствие с Федеральным законом.
Насколько наши граждане готовы обращаться в органы прокуратуры. За последние 15 лет этот кредит доверия не меняется и как говорят наши граждане, в первую очередь, когда нарушаются их права, они готовы обратиться, прежде всего, именно в органы прокуратуры.
Далее. Что касается парламентского контроля и системных проблем в этой части. На протяжении последних лет, с 2012 года, в каждом Послании Президентом Российской Федерации поднимаются различные аспекты, связанные с деловым климатом. Проблемы эти поднимаются и, как мы видим, проблемы эти остаются и практически не решаются. 37 тысяч реабилитированных дел, 3 тысячи из которых находились под стражей, и ни один человек за это время, за прошедшие два года, не понес наказание. Мы видим, что 299-й закон в этой части на сегодняшний день не исполняется. Эта проблема, она непосредственно связана и с судопроизводством.
Что беспокоит наших граждан в этой части. Как мы видим по многочисленным опросам, вопросы доверия к сегодняшней системе у граждан очень серьезные, в обществе идет дискуссия, и мы часто слышим оценки о том, что это не соответствует действительности.
Мы не должны менять в данном случае позицию наших граждан. Мы должны знать те проблемы, которые их волнуют, слушать, прислушиваться к ним и принимать те меры с тем, чтобы эта ситуация менялась.
И как показывает официальная статистика, те претензии, которые наши граждане на сегодняшний день высказывают, она этой статистикой подтверждается, потому что практически порядка 70 процентов дел, которые рассматриваются в неособенном (особенном) порядке, где не требуется доказательств, 97-99 процентов решений, которые принимаются судами, они принимаются на основании тех предложений, которые сделаны правоохранительными органами.
Начиная с 2014 года, лишь за исключением 2017-го, у нас снижается доля оправдательных приговоров и это все не может нас на сегодняшний день не беспокоить.
И если мы возьмем опять-таки по тем официальным опросам, которые проведены, 84 процента предпринимателей на сегодняшний день заявляют о том, что они не защищены от необоснованного преследования уголовного, 37 процентов заявляют о том, что дела заводились по личному интересу представителей правоохранительных органов.
Если мы с вами посмотрим, какие последствия это на сегодняшний день имеет, то мы видим, что это достаточно серьезные проблемы, на которые мы не можем не обращать внимание.
И если в данном случае не поменять подходы в части того, что оправдательный приговор это не плохое качество, если не поменяется система оценки следователей и дознавателей, если не будет наступать ответственность за нарушение закона людей, которые используют свое служебное положение и мер ответственности за это, мы вряд ли эту ситуацию поменяем. В связи с этим комитетом предлагается несколько предложений.
Привести в соответствие практику работы с обращениями.
Включить в совместную повестку дня наиболее актуальные вопросы и связанные, в том числе с национальными проектами.
Третье. Создать совместную группу по наиболее актуальным вопросам в части парламентского контроля...
Председательствующий. Добавьте минуту.
Севастьянова О. В. ...где предусмотреть, в том числе рассмотрение вопросов по системе оценки дознавателей и следователей, и изменение законодательства, и провести мониторинг. Мы с вами очень много проводим мониторингов.
А почему бы нам не отмониторить ситуации? Что происходит, что не выполняется 299-й закон? Почему люди, которые его нарушают, и мы знаем об этих делах, почему они на сегодняшний день не привлечены к ответственности? И мы предлагаем провести мониторинг, и я предлагаю начать его с Рязанской области. Почему с Рязанской области?
К нам поступило обращение от Маслова Евгения Александровича, которому по суду на основании поддельного документа принято решение вернуть 67 миллионов рублей. Несмотря на то, что Следственным комитетом Российской Федерации проведена экспертиза и доказано, что подпись поддельная, никаких мер по тому, чтобы восстановить законность, на сегодняшний день не принимается.
У меня три вопроса. Почему после неоднократных обращений во все правоохранительные органы Рязанской области никем не были приняты меры с тем, чтобы не допустить это нарушение?
(Аплодисменты.)
Председательствующий. Уважаемые коллеги, я обращаю внимание на соблюдение регламента, тем более мы продлевали уже время. Ольга Викторовна, вы сами, как руководитель комитета, должны это понимать. Пожалуйста, ещё добавьте минуту, но неправильно, коллеги. Потому что мы с вами, понятно, будем уходить, в том числе, в частности, их возможно задать в виде вопросов. Пожалуйста.
Севастьянова О. В. Извините, сама действительно нарушила.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments