leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 29.05.14 правчас Юрий Чайка о защите трудовых прав - часть 3

Стенограмма пленарное заседание ГД 29.05.14 правчас Юрий Чайка о защите трудовых прав - часть 3
Чайка Ю. Я. Спасибо большое за вопрос.
Вопросы исполнения законодательства в сфере трудовой миграции находятся у нас тоже на постоянном контроле. Особое внимание прокурорами уделяется работе миграционных
многофункциональных центров, а также других организаций, оказывающих содействие иностранным гражданам и лицам без гражданства при получении ими государственных услуг.
В ходе проверок выявляются многочисленные случаи нарушения законности и мы на них реагируем, как мы реагируем в отношении наказания непосредственных участников трудовых отношений, так и в отношении органов внутренних дел в связи с ненадлежащим государственным контролем в данной сфере.
В частности, в прошлом году мы внесли представление по этим всем вопросам Министру внутренних дел Российской Федерации, и по нашему требованию приняты меры по исправлению ситуации. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
И завершающий вопрос от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Николаев Олег Алексеевич, пожалуйста.
Николаев О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Уважаемый Юрий Яковлевич, вот одним из способов обеспечения законности и защиты прав граждан в государстве является деятельность органов прокуратуры, которые, выступая оком государевым, участвуют при осуществлении правосудия, в том числе в уголовном процессе.
Вот доля оправдательных приговоров и так низкая в Российской Федерации, в современной России, за последние годы упала более чем в 2 раза. Вот если в 2014 году было 0,54 процента, в 2015-м - 0,43 процента, в 2016-м -0,36, то в 2018-м всего лишь 0,23 оправдательных приговора.
При этом изменился подход к оправданиям. Граждан, обвиняемых в коррупционных преступлениях, суды оправдывают чаще, злоупотребление служебным положением - это 2,1 процента, превышение служебных полномочий - 1,6 процента, среди обвиняемых в служебном подлоге более 3 процентов.
Вот в связи с этим, вот как вы считаете, насколько обеспечивается законность и конституционность защиты прав граждан... (Микрофон отключён.)
Чайка Ю. Я. Спасибо большое за вопрос.
В последние годы отмечается снижение уровня преступности в стране и, как следствие, сокращение числа уголовных дел, направленных в суд.
Приговоров судов, в том числе и оправдательных, также становится меньше. При этом огромное влияние на статистику реабилитированных оказывает чрезмерное число уголовных дел, просматриваемых судами в, так называемом, особом порядке, которые, по сути, не предполагают оправдание подсудимого.
Сейчас в таком порядке рассматривается практически 70 процентов уголовных дел. Поэтому априори оправдательных не может быть приговоров. Разумеется, все судебные решения, в том числе и по делам, рассмотренных в особом порядке, тщательно изучаются прокурорами и оцениваются на соответствие законодательству. При наличии оснований мы, естественно, обжалуем приговоры, вынесенные в нарушение закона. Ну здесь надо тоже ещё правильно считать. Я бы считал удельный вес от тех дел, которые рассмотрены в обычном порядке, число оправдательных приговоров, а не от общего массива всех уголовных дел, рассмотренных судом. Я думаю, что если вы посчитаете с этой плоскости, то оправдательных приговоров будет немножко побольше. Хотя действительно с учетом сокращения преступности рост уголовных дел, падение количества уголовных дел, направленных в суд, естественно, уменьшается и количество оправдательных приговоров. Спасибо.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, переходим к обсуждению доклада.
Слово от фракции КПРФ предоставляется Синельщикову Юрию Петровичу. Подготовиться Владимиру Вольфовичу Жириновскому. Синельщиков Ю. П., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, фракция КПРФ, как и прежде, положительно оценивает деятельность прокуратуры на тех направлениях ее работы, которые определены в законе о прокуратуре.
Конечно, в деятельности этого ведомства есть недостатки, есть просчеты, но руководство прокуратуры о них знает, принимает меры...
Председательствующий. Уважаемые коллеги, обращаю внимание, что докладчик выступает. Просьба не отвлекать генерального прокурора. Если кто-то хочет пообщаться, используйте другую возможность. А сейчас, возможно, докладчик выскажет предложения, замечания по работе Генеральной прокуратуры. И Юрию Яковлевичу необходимо затем на них ответить. Пожалуйста, извините, Юрий Петрович.
Синельщиков Ю. П. Однако руководство прокуратуры принимает меры к их устранению. Мы поняли это 19 марта на расширенном заседании коллегии, посвященном итогам работы прокуратуры в 2018 году, ряд депутатов, Председатель Думы присутствовали на этом заседании.
Остановлюсь, тем не менее, на проблемах российской законности прокурорского надзора, которые прокуратура может решить лишь с участием законодателей и Президента Российской Федерации.
Прежде всего законность в предварительном следствии. О деградации предварительного следствия мы говорим уже несколько лет. Для прокуратуры это главный участок работы. Интенсивность прокурорской деятельности в данной сфере заслуживает самой высокой оценки.
Однако эффективность надзора здесь недостаточна из-за отсутствия у прокурора необходимых полномочий. Следователям многократно отказывают в возбуждении уголовного при наличии явных признаков преступления, однако прокурор не вправе сам возбудить дело. Следователи проявляют лень или предвзятость при расследовании преступлений, однако прокурор не вправе его отстранить от расследования или дать обязательные для исполнения указания.
Прокурор не вправе прекратить оконченные расследованием дела, поступившие к нему с обвинительным заключением, из материалов которого не усматривается состав преступления, а вынужден вновь и вновь направлять его следователю.
Прокурор не вправе присутствовать на месте происшествия, когда совершены террористический акт, убийство, другое преступление.
Прокурор не вправе допросить обвиняемого до того, как вопрос о заключении его под стражу будет разрешаться в суде и так далее.
Устранить эти недостатки призван законопроект, внесенный фракцией КПРФ в сентябре 2018 года. Призываю всех, от кого зависит его продвижение, депутатов, правительство, аппарат президента, принять меры к его скорейшему рассмотрению.
Второе. В поле постоянного внимания прокуратуры должна оставаться уголовно-исполнительная система. Прокуроры обязаны усилить надзор за условиями, в которых оказываются люди, лишенные свободы и добиваться строго соблюдения современных стандартов их содержания.
Я здесь процитировал слова из выступления Президента России на упомянутом мною заседании Коллегии Генеральной прокуратуры.
Сигналом о явных нарушениях законности являются бунты осужденных в Российской службе исполнения наказаний. Они являются регулярным явлением. В 2016 году массовые беспорядки учинили в Можайской воспитательной колонии воспитанники. В 2017 году массовые беспорядки произошли в колонии строго режима в Новосибирской области. В 2018 году – в Омской колонии № 6. В 2019 году аж в трех колониях уже были беспорядки.
Это Саратовская № 6, Ростовская № 12 и Самарская № 5.
На фоне этого политики и журналисты все больше говорят о дальнейшем развитии института общественного контроля в данной сфере.
Однако переоценивать значение такого контроля не следует. Единственный реальный контролер здесь прокурор, у него широкий комплекс полномочий для наведения порядка, однако, явно не хватает права в возбуждении уголовного дела, о чем я уже выше сказал. Прокурор нередко сталкивается со злоупотреблениями и превышением власти со стороны администрации, с преступлениями заключенных, которых не желает сдавать администрация, однако, возбудить уголовное дело он не может. По закону он должен направить материалы следователю, в результате решение вопроса о включение уголовно-процессуальных мер завалокичивается.
Третье. Соблюдение избирательного законодательства. Оппозиционные депутаты и политики все чаще высказывают озабоченность по поводу зависимости прокуроров от местных властей в случаях, когда приходится рассматривать сигналы о подтасовках и иных нарушениях на выборах. Ход избирательных кампаний руководителей регионов держат под особым контролем и они способны нейтрализовать прокурорское вмешательство в эту сферу до тех пор, покуда назначение прокурора на должность будет зависеть от их воли.
Необходимо убрать это правило из нашего законодательства. Прокурор был независим от губернаторов, не только по канонам, которые были прописаны Лениным в 1922 году, но и при царях.
Четвертое. Противодействие коррупции. Проблема должна вызвать озабоченность хотя бы в связи с тем, что число случаев получения взяток ежегодно сокращается, зарегистрированных имеется в виду, если в 2009 году, десять лет назад их было 7 тысяч 800, то в 2018 году только 3,5 тысячи.
Мы считаем, что прокурорская результативность могла бы быть значительно заметнее, если бы прокурор имел все те полномочия, которые ему в этой сфере необходимы.
Фракция в этой связи полагает, что в ближайшее время прокуроров следовало бы вооружить хотя бы двумя необходимыми инструментами, прежде всего, наделить полномочиями по получению в банках справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан. Надо сказать, что нами внесен соответствующий законопроект, но он пока что не рассмотрен.
Другим важным прокурорским инструментом в сфере борьбы с коррупцией мог бы стать, предложенный нашей фракцией законопроект о реализации статьи 20 Конвенции против коррупции, которая ратифицирована была в 2006 году.
И, да, я повторяю, обе ситуации нами уже прописаны в наших законопроектах.
И последнее. Настоятельно просим генерального прокурора тщательно разобраться со всеми теми противозаконными давлениями, которые оказываются, оказывались и продолжают оказываться на бывшего кандидата в Президенты Российской Федерации Грудинина, в соответствии с нашим запросом. Спасибо.
(Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Юрий Петрович.
Слово предоставляется Жириновскому Владимиру Вольфовичу, руководителю фракции ЛДПР. Подготовиться Исаеву Андрею Константиновичу. Юрий Яковлевич, у вас затем будет заключительное слово, и вы можете ответить на все вопросы, которые прозвучат в ходе выступлений от фракций, руководителей фракций, первых заместителей.
Жириновский В. В. Юрий Яковлевич правильно сказал, что прокуроры должны быть вне политики, но делать предостережения они вправе, если они увидят, что действия каких-то должностных лиц, в том числе и Государственной Думы, могут повлечь отрицательные последствия.
Чисто информационно. Мы сделали такой закон "О политических партиях", что слово "Россия" включили в название партии. Вот информация, ребенок слушает: "ЕДИНАЯ РОССИЯ" с треском провалилась в каком-то регионе на выборах. Он не понимает, он думает, что Россия "провалилась". Или растет коррупция в рядах "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", он думает опять плохо о том, что это Россия.
Запретить слово "Россия" использовать в названиях любых учреждений, никто. Партия в России, но не партия, где слово "Россия". Не только партия, это может быть, вот, Совхоз имени Ленина. Зачем брать имя человека, который повинен в гибели миллионов людей? Зачем? Это же история. Поэтому вот это тоже проблема. Мы должны вместе это делать.
Вот, прерывание беременности. Вроде бы причем здесь прокуроры? Но в этом зале помешали принять закон, по которому мы хотели уговорить женщину не делать аборт и дать ей семейный капитал. Это же Госдума. Посчитайте, сколько детей не родилось, и сделайте предостережение тем депутатам, которые голосовали против. Вы против? Имеете право. Дайте другой закон, сохраняйте народ. Нет, этого не делается. В этом плане прокуратура могла бы действовать.
Вот статистика. Вся статистика должна быть на 100 тысяч населения. У нас заключенных в 2 раза меньше, чем в США, нас это радует, всё меньше и меньше. Но в царской России было ещё меньше, больше всего было в советский период: в 10 раз больше, чем в царский. Так какой режим лучше, если в советском режиме в 10 раз было больше заключенных? Это же статистика.
И это... Вот сидят прокуроры, пусть они вам скажут, что этого не было. Количество заключенных в тюрьмах, это что, неизвестно что ли сегодня? Я не говорю о расстрелянных, а сидело в заключении - 1 тысяча 300 на 100 тысяч населения. Вот вы продолжайте лгать здесь и мешать выступать мне.
Председательствующий. Коллеги, обращаю внимание, не вступайте в дискуссию с докладчиком.
Жириновский В. В. Да, это же всё есть, статистика сегодня, архивы открыты, и вы вес продолжаете. Мало, мало, ну, расстреляли 20 миллионов, ну мало. Сталин тоже молодец, что прошляпил начало войны. Он один прошляпил, все разведки мира говорили, 22 июня, он не хочет понять, всё уперся, и получили миллионы погибших. Тоже не надо его ни в чем обвинять? Хороший Сталин, цветочки ему носите. Это же тоже проблема.
Оправдательные приговоры — меньше всего у нас в стране. Почему? Чего у нас такой жесткий режим? Во всем мире огромное количество - где-то до 20 процентов, у нас - копейки.
Амнистия. Ну что у нас в тюрьмах сидят инвалиды, дети и женщины? Ну давайте отпустим их, и вообще в тюрьмах должны остаться только убийцы, мошенники, наркодилеры. Давайте больше мер пресечения, когда подписка о невыезде, штрафы, значит, ограничение в свободе.
Давайте введем новый вид наказания, при царе это хорошо было: ссылка. Это самый легкий вид наказания, но он самый тяжелый. Вот ты уедешь, ты в Москве не будешь жить, 5 месяцев, ты уедешь вот туда - указать ему место проживания. Это хорошая мера наказания. Свобода не ограничена, там ты свободен, семью можешь перевезти.
Ну и в целом смягчение мер пресечения, я вот сказал. Смотрите, два футболиста - 1,5 года в тюрьме, другой футболист - даже уголовное дело не возбудили. При всей планете в кровь избивает человек на улице, наносит жестокие удары, заплатил 150 тысяч рублей и всё, гуляет, опять в футбол играет. Между ними какая разница? Почему прокуроры требуют, чтобы Мамаев и Кокорин сидели в тюрьме и спокойненько закрывают глаза, что Гулиев из "Спартака" отдыхает? Как он бил его — это вообще, это зверство, в кровь избил человека. 150 тысяч вынул, отдал, и дело закрыли. Прокуроры должны реагировать.
... содержание в тюрьмах. Только у нас в камере туалет стоит, этого нет такого вообще нигде. Тюрьмы сейчас, как гостиничные номера: Интернет, холодильник, душ, окно без решёток, можешь заказывать питание с ресторана. Только у нас - тюремная похлёбка и никаких прав у заключённых и сидят в старых тюрьмах, которые ещё царь построил.
Участковый Андрей Груздев вскрывает подпольное казино, так его осуждают. А в том году участковый вскрывает воровство багажа у пассажиров "Внуково" и уже отсидел. Это что такое? А где же прокуроры-то? То есть сажаем честных полицейских. И все молчат, и Госдума молчит. Я один выступаю здесь, один на 450. Я в глаза не видел этих участковых. Ну, кого вы и за что сажаете? А вы тут занимаетесь Совхозом имени Ленина. Не до этого нам сейчас.
Чёрные копатели в Якутии. Уже лес вырубили, алмазы, а теперь бивни мамонтов вывозят, и китайцы продают потом драгоценности за бешеные деньги.
Ну, лес - вырубка, как можно остановить? Прекратить вывоз кругляка вообще. Вы не можете сохранить деревья, к каждому дереву не поставишь собаку, полицейского. Одно решение - прекратить вывоз леса за рубеж. Всё, не хотят. Кто? Мафия лесная. Надо же вскрывать её. Это работа других органов, но и прокуроры могли бы действовать здесь.
В этом зале я просил, можете показать из архивов Госдумы, Николаев мэр, я говорю, ну, не выдвигайте его, весь Владивосток против - нет, нет, он наш человек. Ваш человек отработал, наворовался - в тюрьму. Хорошо. Ошибка? - Нет. Пушкарев, снова - наш, наш, я имею в виду от определённой партии. Снова проворовался, отсидел, в тюрьму. Что за кадровая политика?
А все крупные преступники, в какой партии они состояли? В своё время в КПСС, а сейчас в другой, очень похожей на КПСС. Вот в ЛДПР нет ни одного, чисто всё.
А у "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" по заграницам бегает, полфракции в федеральном розыске.
Поэтому здесь, конечно, может... Единственное, что прокурор Малянтович в 2017 году выдал ордер на арест Ленина и сам же позвонил. Вот это предатели. Вычисляйте, из своих рядов калёным железом выжигайте. Если бы Ленина арестовали бы, страна бы по-другому пошла, другая была бы страна, но прокурор Малянтович вместе с Вышинским спасают Ленина, хотя должны были арестовать его.
И надо улицу назвать, может быть, тех честных прокуроров, которые защищали страну и, наоборот, те, кто предавали, в учебниках написать о них чёрной краской. (Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Владимир Вольфович.
Слово предоставляется Исаеву Андрею Константиновичу, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", первому заместителю руководителя фракции. Подготовиться Рыжаку Николаю Ивановичу.
Исаев А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Юрий Яковлевич, уважаемые коллеги!
Основной акцент на сегодняшнем "правительственном часе" мы заранее договорились сделать на защите трудовых прав граждан. Неделю назад, выступая на съезде Федерации независимых профсоюзов России, президент Владимир Владимирович Путин подчеркнул, насколько это важно в условиях нынешней меняющейся экономики.
Безусловно, главнейшее право работника в условиях рыночной экономики — это право на своевременную и полную оплату труда. Начиная с прошлого года, по инициативе президента минимальный размер оплаты труда установлен на уровне не ниже прожиточного минимума, но до сих пор продолжаются споры о том, что может, а что не может входить в МРОТ?
Конституционный Суд Российской Федерации поставил точку в одном из этих споров в конце прошлого года, сказав, что в структуру минимальной заработной платы не могут включаться северные надбавки, они должны выплачиваться сверх. И тем не менее до сих пор в судах идут споры и по-разному решается вопрос о том, могут включаться в минимальную заработную плату стимулирующие компенсационные выплаты или нет, по всей видимости, нам совместно с Генеральной прокуратурой нужно обобщить судебную практику и принять при необходимости корректировки законодательства.
С нашей точки зрения, в Трудовом кодексе сказано достаточно определённо, что минимальная заработная плата выплачивается за обычный труд в нормальных условиях. Это означает, что, как минимум, компенсационные выплаты не должны входить в структуру минимальной заработной платы.
По вопросам заработной платы самым болезненным продолжает оставаться тема долгов по заработной плате. Я должен признать, что здесь Генеральная прокуратура очень многое сделала, и мы видим позитивную тенденцию. Потому что если, например, в 2016 году, три года назад, было выявлено 708 тысяч нарушений в этой области, то уже в прошлом году – 441 тысяча, в полтора раза меньше. Тем не менее, во-первых, это всё-таки много, за этим судьбы людей, во-вторых, остаётся нерешённой абсолютно тема задолженности по заработной плате на обанкротившихся предприятиях.
Мы многократно обсуждали этот вопрос, в том числе и в этом зале, и мы видим, что здесь правовые механизмы не срабатывают. Ситуация зачастую выглядит, как безнадёжная, а значит, вероятно, необходима законодательная достройка, необходимо вернуться к вопросу страхования занятости, рассмотреть возможность ратификации 173-й конвенции МОТ, которая напрямую защищает интересы работников этих предприятий, рассмотреть возможность конфискации имущества работодателя по иску прокуратуры для того, чтобы закрыть задолженность перед работниками.
В-третьих, когда мы говорим вот об этой позитивной статистике, мы всё-таки оперируем легальной занятостью. Мы понимаем, что мы не можем учесть невыплаты там, где заработная плата получается в конверте, где не оформляются трудовые договоры, а в нелегальной занятости, неслучайно об этом был вопрос моей коллеги Боевой, самая сложная проблема - это нелегальная трудовая миграция. Да, последнее время мы видим положительную тенденцию. Да, вступили меры, связанные с большими штрафами и административной ответственностью, и тем не менее в целом ряде регионов проблема остаётся достаточно острой. Может быть, целесообразно рассмотреть вопрос о введении прямого уголовного состава за привлечение нелегальных мигрантов к труду в бизнесе, не в личном хозяйстве, потому что в данном случае совершается преступление и против бюджета, куда не платятся полноценные налоги и взносы, и против российских работников существует демпинг на рынке труда, и против общества, потому что создается криминогенная среда. Но нелегальной занятости способствует, к сожалению, не только рабство, отсталый, архаический вид в виде трудовой миграции, но и как это не парадоксально научно-технический прогресс. Цифровизация экономики меняет систему занятости, создает более гибкие формы занятости и от этого отстает трудовое законодательство, а в эти образовавшиеся бреши, в этих брешах начинаются нарушения трудовых прав граждан.
Нам, вероятно, необходимо в кратчайшие сроки рассмотреть вопрос о новом разделе Трудового кодекса, который регулировал бы отношения в сфере труда в новых - платформенного труда, дистанционного труда.
От поручения президента подготовить законодательные инициативы, связанные с развитием цифровой экономики, Вячеслав Викторович, Министерство труда не должно отделаться только электронными трудовыми книжками.
В представленном Генеральной прокуратурой отчете на первом месте нарушений стоят нарушения трудовых договоров и это действительно так, на съезде ФНПР об этом много говорилось. Вот один из вопиющих примеров.
Компания "Нестле Россия" сокращает 85 процентов работников отдела продаж, но она не проводит сокращение в соответствии с законом, с необходимыми выплатами, она, шантажируя работников, вынуждает их заключать соглашения, расторгать договор по соглашению сторон. Об этом в Генеральную прокуратуру обратился Профсоюз работников Агропромышленного комплекса, Юрий Яковлевич, мы поддерживаем данное обращение и просим Генеральную прокуратуру рассмотреть этот вопрос.
Защита отдельных категорий граждан. Я здесь согласен с тем, что необходимы особые меры, связанные с защитой лиц предпенсионного возраста и, возможно, в отчетах о проверках и прокуратуры, и других надзорных органов следует выделить это в отдельный пункт.
Нарушения прав профессиональных союзов, президент об этом особо говорил на съезде профсоюзов.
Есть примеры. В сегодняшнем номере газеты "Солидарность" ситуация с центром "Омега" в Сочи. С 2016 года там профсоюзная организация подвергается гонениям, уволены два члена профсоюзного комитета. Людей лишают служебных квартир. Мы тоже просим вас взять на контроль данную ситуацию.
В заключение хотел бы сказать, что действительно между Генеральной прокуратурой и депутатами Госдумы сложились хорошие отношения. Мы высоко оценили приказ, непосредственно посвященный контролю за трудовыми правами граждан, о создании межведомственных комиссий при прокуратурах субъектов Федерации. И мы считаем, что депутаты также должны принять участие в работе этих комиссий для того, чтобы обобщать имеющуюся практику и вносить изменения в законодательство.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Константинович. Пожалуйста, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Рыжак Николай Иванович.
Рыжак Н. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯРОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемый Юрий Яковлевич! Уважаемые депутаты, приглашённые!
В 90-е годы по воле деструктивных сил, когда разрушалась наша великая страна, был выдвинут сомнительный, провокационный лозунг: "Армия, службы безопасности, правоохранительные структуры вне политики!".
К сожалению, сейчас спала пелена этих нападок. И мы должны понять эти несущие конструкции государства, основные несущие конструкции государства по своим действиям, по их последствиям, всё это укладывается в политический смысл, они носят подчёркнуто политический характер.
Даже отвечая на реплику Юрия Яковлевича относительно внесённого представления о лишении депутатских полномочий, это уже имело политический резонанс. Абстрагироваться и демонстрировать подчёркнутую инфантильность политическую мы не имеем право.
Почему? Потому что именно эти несущие конструкции государства обеспечивают безопасность государства, территориальную целостность, независимость, гарантируют конституционные права нашим гражданам. И центральное место в решении этих вопросов принадлежит фигуре прокурора -центральной фигуре в области защиты справедливости и законности в государстве. Это первое.
Очевидно, кому-то нравится подчеркнуто отстраненная позиция Генеральной прокуратуры по многим вопросам. И это в условиях новых технологий. Это в условиях критического вала, который обрушился на нашу страну. Именно сейчас мы должны все сделать, для того чтобы вооружить наши прокурорские структуры необходимым правовым механизмом, который позволит в новых условиях защитить все устои государства и интересы каждого нашего гражданина.
Неслучайно прозвучали здесь слова моих коллег, как реагировала прокуратура на те или иные основания. Здесь я должен полностью поддержать и вступление депутата Жириновского. Да, если нет оснований для прокурорского реагирования, в частности, на ответ, коллективный депутатский ответ в отношении писателя Быкова, но есть же эффективный механизм официального предостережения. Нет основания для возбуждения уголовного дела. Но есть же другие механизмы. Так задействуйте их! И резонно возникает вопрос - а хватит ли у нашей прокуратуры политической воли и необходимого механизма, для того чтобы по существу разобраться с теми уголовными делами, которые возникли в отношении представителей силовых структур, у которых изъяты миллиардные суммы денег? Это что-то новое в явлении современной российской державы. И мы должны ответить и на этот вопрос.
Поэтому нам представляется необходимым, что нельзя все это отдавать только прокуратуре. А и на себя часть взять информации и какие-то меры.
Надо расширять рамки парламентского контроля, государственного контроля, он должен относиться тоже здесь, и должен органически вписываться в общие контрольные функции.
В этой связи "СГТРАТЗЕДЛИВАЯ РОССИЯ" справедливо ставит вопрос, а может быть, все-таки серьезно отнестись и возвратить в уголовное законодательство институт конфискации по отдельным видам преступления. Может быть, это кого-то остановит?
Надо откровенно признать и не случайно Генеральный прокурор на выступления на коллегиях, в Совете Федерации ставил вопрос о том, что в результате проведенных реформ многие сложные дела затягиваются, и сегодня коллеги выступали, Юрий Петрович говорил о целом ряде тех полномочий, которые утрачены прокурором. Это тоже результат этих реформ. С издания 87-ГО закона в 2007 году прокурор фактически потерял возможность контролировать предварительное расследование и дознание.
Мы вносим предложение, Вячеслав Викторович, это очень важно, я не знаю, в какой форме мы будем его реализовывать, может быть, проведем слушания, может быть, межведомственные группы создадим, но прокурору надо возвращать все полномочия. Мы не говорим о том, что надо создавать специализированные следственные подразделения в рамках самой Генеральной прокуратуры, пусть Следственный комитет сам разбирается, но контрольные, надзорные функции прокурору надо возвращать на всех этапах. Он должен иметь всё то, что палитра была изложена Юрием Петровичем, в полной мере реализовывать. То есть постоянный контроль, он должен, если есть необходимость изымать, передавать другому, брать под сомнение, добиваться устранения недостатков в положенные сроки с исчерпывающим исследованием всех доказательств. Тогда у нас не будет ни вот этого, что мы сейчас говорим, в районе нуля оправдательных приговоров. А ведь к чему оправдательные приговоры, нет состязательности в суде, а ведь это часть 3 123-й статьи Конституции гласит - "судопроизводство должно основываться на основе состязательности и равноправия сторон". А у нас получается в основном обвинительный уклон идет. Следователь должен в одинаковой мере, как доказывать существо совершенного преступления, так доказывать и невиновность, он должен здесь равновесие выдерживать и роль прокурора в этом определяющая.
Я думаю, что надо еще, и третий вопрос, надо конституционный, то есть закон о прокуратуре надо сделать законом конституционным, чтобы у Генерального прокурора были права внесения законодательной инициативы, чтобы его авторитет в стране звучал громко, гласно и всем понятно. Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Николай Иванович. (Аплодисменты.) Уважаемые коллеги, мы с вами завершили выступления от политических фракций.
Слово предоставляется докладчику - Генеральному прокурору Российской Федерации Юрию Яковлевичу Чайке.
Пожалуйста, Юрий Яковлевич. У вас есть возможность ответить на вопросы, которые прозвучали в ходе выступления.
Чайка Ю. Я. Спасибо.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты.
Во-первых, мне очень комфортно сегодня находиться в этом зале и слышать выступления, потому что у всех уже наболело и все чувствуют, что дальше так нельзя. Надо совместными усилиями преодолевать эти нарушения законности, преодолевать преступность, искоренять предателей в своих собственных рядах.
Тут было сказано, что действительно значительные суммы были изъяты у работников правоохранительных органов похищенных денег, потому что те же самые работники правоохранительных органов той же Федеральной службы безопасности, то же МВД вскрывали и так далее.
Конечно, очень, скажем так, на мой взгляд, выступление было, которое действительно кричащее, что ли, значит, у Юрия Петровича Синельщикова. Человек, уважаемый в системе прокуратуры, его все знают, он глубоко знает систему прокуратуры. У нас действительно огромный объем полномочий в области вне уголовно-правовой сферы, огромный и наш опыт распространяется в мире уже.
В 2008 году была конференция Совета Европы в Санкт-Петербурге, и я выступал с докладом о нашем опыте. И в 2012 году были приняты рекомендации Совета Европы, это впервые беспрецедентный случай, о роли и месте прокуратуры вне уголовной сферы.
В то же время у нас, скажем мягко, ну, малый, смешной объем полномочий в уголовно-правовой сфере, там, где должны осуществлять надзор за расследованием преступлений и так далее.
Если подкрепить полномочия вне уголовно-правовой сферы, подкрепить полномочиями в уголовно-правовой сфере прокуратуры, то бесспорно эффект будет совершенно другой. Ведь правильно подмечено было, что мы реагируем, вносим представления, требования, а возбудить дело не можем, отменить не можем, рекомендацию дать, как расследовать, не можем.
Вот сегодня я вношу в Государственную Думу, вношу, допустим, на предмет лишения полномочий любого депутата, привлечения к ответственности, дачу согласия. И я беру на себя ответственность в соответствии с законом, Уголовно-процессуальным кодексом. В тоже время я не наделен полномочиями расследовать дальше, полномочиями по расследованию этого дела. Я не знаю, как оно будет расследоваться, хотя ответственность вся лежит на генеральном прокуроре. Я внес представление, я несу ответственность за этот документ, который здесь, я несу персональную ответственность за то, что происходить будет в этом уголовном деле. В тоже время реагировать на это полномочий у меня нет. Нет ... дать указание, куда двигаться, требования какие-то и так далее.
Поэтому бесспорно над этими вещами, есть, над чем подумать. И думаю, сегодня во всех как раз выступлениях, что меня очень, скажем так, порадовало, прозвучала именно вот такая тревога, что мы должны вместе, совместно бороться со всеми негативными явлениями, которые существуют в обществе.
И, конечно же, мы надеемся на вашу помощь и поддержку, и будем двигаться дальше с точки зрения совершенствования законодательства.
Мы буквально всё записали, все предложения, которые здесь прозвучали, все, у кого какие, записали. Естественно, мы на какие-то вещи, если в рамках нашей компетенции, мы отреагируем. Если нет, мы будем думать, как нам дальше действовать. К вам, в том числе, обратимся, если необходимо будет как-то совершенствовать законодательство.
Но ещё раз говорю, сегодняшнее участие моё в работе Государственной Думы было очень полезным, и не только моё, но и моих коллег, было очень полезным, конструктивным. И я хочу поблагодарить вас за очень хороший разговор. Спасибо.
(Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Юрий Яковлевич. Уважаемые коллеги, давайте поблагодарим Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, которые сегодня вместе с Юрием Яковлевичем здесь у нас в зале выслушали все предложения, замечания, вопросы от политических фракций. И действительно у нас сложились очень конструктивные взаимоотношения.
в основе которых лежит желание помочь людям и сделать всё, для того чтобы законность была превыше всего.
Геннадий Андреевич, вы используете свое право, полномочие. Это можно по-разному трактовать. Владимир Вольфович в зале сидит, он всё видит, а потом будет нам замечания делать.
Коллеги, поблагодарим? Завершаем рассмотрение? Спасибо, Юрий Яковлевич.
(Аплодисменты.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments