leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Принят в первом чтении законопроект об уполномоченных по правам человека в регионах

Принят в первом чтении законопроект об уполномоченных по правам человека в регионах – Людмила Бокова Мы не сторонники чтобы уполномоченным был чиновник – Алексей Куринный Для людей ничего не изменится если не будут независимы от губернаторов Есть право иска от неопределенного круга лиц, ни один уполномоченный им не воспользовался
9. 573725-7 Госдума в итоге досконального обсуждения приняла законопроект первого чтения «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ»
Документ внесли 25.10.18 Члены СФ А.А.Клишас, Е.В.Афанасьева, Л.Н.Бокова, Э.В.Исаков, В.В.Полетаев, А.А.Салпагаров; В.А.Петренко (в период исполнения полномочий члена СФ); новая редакция от 27.03.19.
Представила член СФ Людмила Бокова.
Председатель комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов.
Законопроектом предусматривается следующее:
- должность уполномоченного по правам человека в субъекте РФ (далее – Уполномоченный) может учреждаться в целях обеспечения дополнительных гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина на территории соответствующего субъекта РФ и является государственной должностью субъекта РФ;
- порядок назначения (избрания) на должность Уполномоченного устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и (или) законом субъекта РФ с учетом требований настоящего ФЗ и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»;
- на должность Уполномоченного может быть назначен гражданин РФ, достигший возраста 30 лет, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование, а также познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты; законом субъекта РФ минимальный возраст для кандидата на должность Уполномоченного может быть увеличен, но не более чем на 5 лет;
- Уполномоченный назначается (избирается) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок, установленный конституцией (уставом) субъекта РФ, законом субъекта РФ, но не более чем на 5 лет; одно и то же лицо может занимать должность Уполномоченного не более двух сроков подряд;
- до рассмотрения кандидатур на должность Уполномоченного законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ согласовывает их с Уполномоченным по правам человека в РФ, а в случае если это предусмотрено законом субъекта РФ, проводит по ним консультации с иными органами государственной власти субъекта РФ и организациями;
- определяются требования, ограничения и запреты, связанные с замещением должности Уполномоченного (запрет на занятие предпринимательской и другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности; недопустимость наличия гражданства иностранного государства, вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства; запрет на членство в политических партиях и др.);
- конституцией (уставом) субъекта РФ Уполномоченному может быть предоставлено право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе гос. власти субъекта РФ;
- определяется порядок подачи Уполномоченному и рассмотрения им жалоб, предложений или заявлений;
- предусматривается, что по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
направить соответствующему органу власти, организации или должностному лицу свои рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению нарушенных прав и свобод человека и гражданина;
обратиться в суд с административным иском в защиту нарушенных прав и свобод человека и гражданина (в т ч. неограниченного круга лиц);
обратиться в соответствующие компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного производства, производства по делу об административном правонарушении или уголовного дела в отношении должностного лица, в действиях (бездействии) которого усматривается нарушение прав и свобод человека и гражданина;
обратиться в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу приговора суда в целях использования прокурором права обратиться в соответствующий суд с представлением о пересмотре вступившего в законную силу приговора суда;
- предусматриваются гарантии деятельности Уполномоченного, в том числе: предоставление ему органами власти и должностными лицами по его запросам необходимой информации; право безотлагательного приема руководителями и иными должностными лицами органов власти и администрациями мест принудительного содержания; «свидетельский иммунитет» Уполномоченного по всем категориям дел; решение о возбуждении уголовного дела в отношении Уполномоченного, привлечении его в качестве обвиняемого принимается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по субъекту РФ;
- общественные наблюдательные комиссии, сформированные в субъектах РФ, ежегодно не позднее 30 дней после окончания календарного года направляют Уполномоченному материалы по итогам осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;
- не позднее 3-х месяцев после окончания календарного года Уполномоченный направляет ежегодный доклад о своей деятельности в законодательный (представительный) орган гос. власти субъекта РФ, губернатору, а также Уполномоченному по правам человека в РФ, председателю суда субъекта РФ, прокурору субъекта РФ и в иные органы, если это предусмотрено законом субъекта РФ.
В настоящее время основы правового статуса Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ определяются статьей 161Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (введена Федеральным законом от 06.04.2015 г. № 76-ФЗ).
Первое чтение 406 0 0 15:33

Стенограмма обсуждения
9-й вопрос. Проект федерального закона "Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации". Докладывает член Совета Федерации Людмила Николаевна Бокова.
Бокова Л. Н., член Совета Федерации.
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
В настоящее время основные положения, которые регламентируют деятельность уполномоченных, действительно содержатся в статье 16 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Этот закон был введен в свое время в 2015 году президентом страны и действительно, закрепив на федеральном уровне основы правового статуса уполномоченных, действительно повысилась сегодня возможность их работы и способствование распространения этого института во всех субъектах Российской Федерации.
Вместе с тем, такие различные подходы в правовом обеспечении деятельности региональных уполномоченных ставят жителей наших регионов в неравные условия при получении полноценной помощи в защите либо в восстановлении нарушенных прав. Проблема заключается и в недостаточно имеющихся у уполномоченных по правам человека в субъектах юридических, организационных возможностей для защиты прав и свобод граждан.
Рассматриваемый законопроект был подготовлен как раз-таки рабочей группой с учетом мнения всех региональных уполномоченных, Уполномоченного по правам человека федерального Российской Федерации Татьяной Николаевной Москальковой. Законопроект неоднократно обсуждался на заседаниях Совета уполномоченных по правам человека, Координационного совета российских уполномоченных. И законопроектом, если говорить по сути, устанавливаются единые принципы организации деятельности региональных уполномоченных, а также закрепляется общая основа их взаимодействия с органами публичной власти и институтами гражданского общества.
В законопроект включены положения, которые действительно восполняют обнаруженные пробелы правовой регламентации и усиливают гарантии независимости уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Я остановлюсь на более важных положениях законопроекта. Так установлено, что порядок взаимодействия всех территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти с уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, в том числе порядок оказания содействия уполномоченному, определяется нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
То есть каждое федеральное ведомство должно чётко действительно прописать правила взаимодействия, которые будут распространяться на всю территорию Российской Федерации.
Сейчас этот порядок в отдельных случаях регламентируется соглашениями, которые в большинстве своём не решают проблемы взаимодействия.
Регламентирован порядок рассмотрения жалоб уполномоченного в отношении организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями. Это, например, государственные и муниципальные учреждения, больницы, школы, управляющие компании.
Законопроект очень чётко регламентирует формы обращений к региональным уполномоченным и меры его реагирования. Жалобы к уполномоченному рассматриваются в особом порядке.
Права и обязанности уполномоченного при их рассмотрении также достаточно чётко прописаны в законодательстве. Определено, что требование ограничения запрета для уполномоченного может быть установлено только федеральным законом.
Установлена также гарантия деятельности уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации в той части обязанностей должностных лиц, которые предоставляют запрашиваемую информацию для регионального уполномоченного.
Конечно же, законопроектом закреплено право уполномоченного лично представлять доклад на рассмотрение государственной власти субъекта Российской Федерации.
Предусмотрено право регионального уполномоченного использовать правовые средства защиты, принимать меры, предусмотренные законом не только при рассмотрении жалоб, но и при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод человека и гражданина, либо в случаях, имеющих особое общественное значение при защите интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты.
Установлено также право уполномоченного иметь помощников, которые осуществляют деятельность на общественных началах и создавать общественные приемные на территориях субъектов Российской Федерации.
Ну и, конечно же, следует отметить, что нами подготовлены ещё дополнительно в развитие этого закона 4 проекта федеральных законов. Они уже внесены в Государственную Думу, находятся на рассмотрении комитетов, которые в настоящее время действительно представляют полную картину комплексного регулирования и создания единых принципов работы наших уполномоченных в субъектах Российской Федерации.
Уважаемые коллеги, с учетом изложенного я прошу поддержать данный законопроект в первом чтении и, соответственно, с учетом тех замечаний, тех пожеланий, которые были высказаны вами в ходе рассмотрения этого законопроекта на площадке комитетов.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Людмила Николаевна. Присаживайтесь.
С содокладом выступает Сергей Анатольевич Гаврилов.
Уважаемые коллеги, я обращаю внимание ваше на то, что у нас на рассмотрении этого вопроса присутствует Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова.
Гаврилов С. А., председатель Комитета ГД по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений, фракция КПРФ, Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги!
Действительно очень важный закон, который сегодня представлен для рассмотрения. Более того скажу - он довольно сложный для обсуждения и в нашей среде, и с регионами. Почти год разные варианты этого закона обсуждались на нашем комитете. В том числе, с вашим участием на международных слушаниях в конце прошлого года.
И перед нами ставилась следующая задача. Прежде всего мы хотели бы, чтобы в регионах были созданы эффективные именно государственные органы в лице уполномоченных по правам человека и их аппаратов с достаточными полномочиями в рассмотрении жалоб в отношении прав людей, чьи интересы, чьи права были нарушены различными органами федеральной власти на местах, органами местного самоуправлениями, региональными предприятиями с госучастием.
И, в том числе, нам бы хотелось, чтобы права наших граждан во всех регионах были, по сути дела, в одинаковом статусе, одинаково защищены. И для этого необходимо было, конечно, понятным образом жестко прописать единообразие всей системы, правозащитной системы в Российской Федерации.
И кроме того нам бы хотелось, чтобы всё-таки в результате решений, которые, я надеюсь, будут приняты сегодня вами, была создана система, не вертикаль, а учитывая федеративное устройство нашей страны, именно система уполномоченных по правам человека, с тем, чтобы ситуация вышла из нынешнего положения, когда львиная доля обращений наших граждан, чьи права нарушены, шла в Москву, на федеральный уровень, хотя вполне могла бы решаться и в регионах.
И в этих целях мы предусмотрели механизм взаимодействия между регионами и федеральным уровнем, механизм распределения ответственности и полномочия. На наш взгляд вполне корректно прописаны полномочия федерального уполномоченного по правам человека в отношении согласования кандидатур региональных уполномочий. На наш взгляд, то, что мы сейчас, наверное, примем, я надеюсь, это есть завершение создания в России полноценной и органичной системы защиты прав человека.
Напомню, что на региональном уровне у нас уже почти 10 лет существует этот институт, он в разной степени финансируется, в разной степени признается. После сегодняшнего принятия законодательного акта, который сегодня рассматривается, я считаю, что вопрос будет в значительной части, во многом решен окончательно. И я хочу сказать, что качество законодательного обеспечения защиты прав человека на федеральном уровне и в регионах позволяет заявить, что наша законодательная система является во многом примером в том числе для тех стран, которые уже более 40 лет, со времен Хельсинского акта, упрекают, обвиняют Россию (Советский Союз в прошлом) в нарушении прав человека, при этом не замечая массовые нарушения прав человека в соседних с нами странах, в Прибалтике, на Украине.
Я хочу сказать, что более 50 регионов, 50 законодательных собраний высказали одобрение и поддержку нашего предложения, и я думаю, что он может быть доработан ко второму чтению в части, как высказывали депутаты предложение, уточнения механизма выдвижения кандидатов на эту должность, и характера голосования. Потому что наши коллеги, депутаты всех фракций полагают, что решающая роль законодателей региональных, в том числе в рамках тайного голосования существенным образом укрепило бы авторитет и полномочия, и влияние этого института на региональном уровне.
Прошу от имени комитета поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Анатольевич. Задержитесь, Сергей Анатольевич. Вопросы, я уже вижу, что есть. Включите режим записи на вопросы.
Покажите список.
Альшевских Андрей Геннадьевич.
Альшевских А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Людмила Николаевна, подскажите, пожалуйста, вот в рамках подготовки данного законопроекта у нас норма есть в действующем законе и в данном проекте закона есть, это полномочие уполномоченного обращаться в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц.
Подскажите, пожалуйста, у вас есть информация, может быть, Татьяна Николаевна, если нет, поможет, есть статистика, насколько эффективно, насколько пользовались уполномоченные по правам человека в регионах, вот именно выходили в суды с исковыми заявлениями, насколько они пользовались и насколько эффективно, и какие решения принимались или есть какая-то проблема здесь? Потому что мы же прекрасно понимаем, почему уполномоченные не идут в суды. Потому что, ну, боятся испортить отношения с региональной властью, например.
Председательствующий. Пожалуйста, Людмила Николаевна.
Бокова Л. Н. Спасибо за вопрос.
Не готова по стране сказать, какая эта статистика, но, на мой взгляд, как раз возможность правовая сейчас, которая дает такое право уполномоченному выступить в защиту с административным иском, она только позволит более целенаправленно защитить права там, где требуется не только консультация гражданину, который обратился за защитой своих прав, но и реальная помощь.
Мы прекрасно понимаем, что сегодня не все граждане владеют возможностями составления исковых требований, а мы знаем, что административные иски - это самый большой блок, который рассматривается в судах, и здесь как раз роль регионального уполномоченного не только проконсультировать о возможности обращения в суд, но и реально помочь и подготовить исковое заявление и вместе с гражданином, обратившимся, выступить на его стороне в защиту нарушенных прав, либо восстановления его права.
Председательствующий. Спасибо. Тихомиров Анатолий Федорович.
Тихомиров А. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович.
Уважаемая Людмила Николаевна, в ходе выступления сегодня вот говорили о том, что многие субъекты поддержали законопроект. Вместе с тем есть субъекты, которые не поддерживают его в связи с тем, что законопроект предусматривает создание аппарата Уполномоченного по правам человека в субъекте, обладающего правом юридического лица.
Действующее законодательство Российской Федерации сегодня предусматривает, когда можно создать единый аппарат для уполномоченных и по правам человека, по правам ребенка, по правам предпринимателей. И, соответственно, создание вот такого органа повлечет дополнительные расходы субъектов. Вот ваша позиция по этому вопросу всё-таки: нужно создавать или не нужно создавать? Или можно объединить действительно всё это? Спасибо.
Бокова Л. Н. Анатолий Федорович, спасибо большое за вопрос.
Учитывая то, что норма, касающаяся аппарата Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации в той редакции, которая повторно внесена, она ушла. Действительно, она вызывала спорные моменты, и мы посчитали необходимым услышать субъекты и сделать таким образом, чтобы те традиционные меры работы, которые были в аппаратах в наших субъектах, оставить в неизменном виде и на усмотрение самого субъекта Российской Федерации.
Председательствующий. Сергей Анатольевич, хотели добавить? Центральную трибуну включите, пожалуйста.
Гаврилов С. А. Я хотел бы просто добавить, что у нас государственной должностью является только должность Уполномоченного по правам человека. И, кроме того, мы предусматриваем возможности, чтобы Уполномоченный по правам человека решал, в том числе, вопросы защиты и прав детей, и предпринимателей.
В тоже время мы считаем, что эта норма необходима для того, чтобы решить, в том числе, первый вопрос, который сегодня задавался, - обеспечение независимости, независимости и достаточных полномочий Уполномоченного по правам человека в регионах. Мы считаем, что это вполне такой разумный компромисс.
Председательствующий. Спасибо.
Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И., фракция КПРФ.
Благодарю.
Уважаемая Людмила Николаевна, мой вопрос в связи с тем, что в настоящее время региональные институты уполномоченных по правам человека действуют во всех субъектах Российской Федерации. Есть ли у вас оценка того, какие правовые последствия могут быть в случае принятия данного законопроекта? Придется вносить изменения в региональные законы или нет, в какой срок? Что будет с полномочиями действующих уполномоченных по правам человека и так далее? Может быть, следовало бы эти вещи как-то оговорить в дополнительной статье в законе, переходные положения или что-то в этом роде? Спасибо.
Бокова Л. Н. Коллеги... Спасибо, Николай Иванович, за вопрос. Коллеги, если помните, у нас был аналогичный же закон об общих принципах работы и организации деятельности общественных палат Российской Федерации. Приблизительно в такой же парадигме мы работаем и в отношении уполномоченных субъектов Российской Федерации, то есть, естественно, какие-то изменения потребуется внести в региональные законы, но при этом после этих изменений уже те уполномоченные, которые будут назначаться на новые сроки, они как раз и пойдут по новым правилам, которые уже прописаны здесь.
Ну и в отношении, конечно, позиций, связанных, например, с работой с обращениями граждан, в частности, мы прописали достаточно четкий порядок, конечно же, он будет взят на вооружение уполномоченными, так как они очень давно ждали этой нормы, на вооружение уже после вступления данного закона в силу.
Ну и, конечно же, уполномоченные субъектов Российской Федерации, мы также с ними обсуждали этот момент, они не видят рисков для субъекта Российской Федерации вот как раз в новых позициях, потому что они носят общий, но принципиальный характер.
Председательствующий. Спасибо.
Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Спасибо.
Уважаемая Людмила Николаевна, ну вот очередной институт, который сейчас пытаетесь вы систематизировать, имеет смысл только в случае, если этот человек действительно будет независим: независим от органов исполнительной власти, прежде всего, независим от губернатора. И тот механизм, который вы предлагаете, когда губернатор предлагает законодательному собранию утвердить или группа депутатов предлагает утвердить без привлечения общественных организаций, даже вот, скажем так, для вида, он, на мой взгляд, этот институт превратит опять в очередную чиновничью структуру, которая будет только отчеты плодить.
Как вы считаете, необходимо ли всё-таки ввести другие механизмы альтернативного отбора, либо такие, которые позволят действительно неравнодушным и активным людям пройти на эту должность, а не ещё одного чиновника создать?
Бокова Л. Н. Спасибо за вопрос, Алексей Владимирович.
Но вот как раз сегодня и существует в некоторых субъектах такая ситуация, когда уполномоченный - он же и чиновник. Мы как раз не сторонники такого подхода и максимально стремимся к тому, чтобы создать этот институт в субъектах Российской Федерации полноценным, независимым и полноформатно оказывающим защиту прав граждан, либо восстановление.
Поэтому, конечно же, право субъекта Российской Федерации своим региональным законом устанавливать какие-то дополнительные меры. Тем более, если у вас конкретно есть какие-то предложения, мы точно так же готовы их выслушать и принять в ходе рассмотрения на втором чтении, они звучали. Мне кажется, вполне уместно здесь вместе поработать, совместно над усовершенствованием этого института.
Председательствующий. Спасибо.
Синяговский Владимир Ильич.
Синяговский В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Сергей Анатольевич, требования к назначению и к работе уполномоченного по правам человека высокие - это качества, это коммуникабельность и выстраивание отношений в регионе, сроки выполнения. Не рассматривался ли вопрос по разработке оценочных показателей уполномоченных и постоянной информации ежемесячной населения региона, в котором он работает? Это будет и контакт, и будут видеть, а чем же он занимается.
Спасибо.
Гаврилов С. А. Спасибо, Владимир Ильич, за ваш очень, мне кажется, очень принципиальный вопрос. И я думаю, здесь надо нам как поступить, я думаю, может, ко второму чтению вместе с вами подумать этот вопрос, но мы должны делать всё, чтобы, во-первых, деятельность его была максимально прозрачная народу, не только, может быть, ежегодный отчёт законодательному собранию, с другой стороны, мы хотели бы, чтобы эти категории, критерии — "порядочность" и "опыт работы", "безупречная репутация" всё-таки доминировали в этой работе. Мы думаем, что с точки зрения ответственности, вот об этом нужно подумать. Вот наш коллега Куринный об этом задавал вопрос, чтобы общественные организации контролировали.
И главное для нас, вот принятие этого закона — это серьёзное предложение всем законодательным собраниям регионов внимательно, с помощью общественности, оценить, насколько эффективно в их регионах вообще работают. В некоторых регионах работает, в некоторых вообще его никто не знает. И для того чтобы человек, которого рекомендуем на должность государственного служащего, который отвечает за права населения, были эффективны и известны, нам нужно, конечно, воспользоваться принятием этого закона, а также, возможно, изменениями в региональное законодательство для того, чтобы всё-таки оценить итоги работы и при необходимости, я думаю, тут это же всё-таки не пожизненно мы там прописываем возможность второго срока, а для того, чтобы предложить другую кандидатуру человека, который был бы, абсолютно пользовался и доверием населения, и был бы известен, и был бы понятен на федеральном уровне и мог строить отношения, в том числе и с федеральным органом, и с федеральным уполномоченным по правам человека. Мне кажется, это очень важная задача. И, я думаю, что для всех регионалов это серьёзное предложение.
Председательствующий. Спасибо. Фаррахов Айрат Закиевич.
Фаррахов А. 3., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемая Людмила Николаевна, в финансово-экономическом обосновании к данному проекту федерального закона отмечается, что новых расходных обязательств нет и не потребуются дополнительные ассигнования федерального бюджета.
Но в пояснительной записке указано, что очень много обращений из субъектов по недостаточности штатов, которые устанавливают субъекты. Так всё-таки будут дополнительные расходы и нет ли необходимости всё-таки поменять финансово-экономическое обоснование к данному проекту федерального закона?
Бокова Л. Н. Спасибо за вопрос.
Ну опять же мы говорим, что предмет данного закона - это как раз создание общих принципов организации деятельности уполномоченных в субъектах Российской Федерации. Это прежде всего некие правовые моменты, связанные с назначением на должность, с рассмотрением жалоб и так далее.
А всё, что касается расходных обязательств — это всё-таки право субъектов Российской Федерации исходить уже из своей ситуации.
То есть у нас разные субъекты, где-то уполномоченный нужен действительно очень серьёзный, серьёзный штат на работу, серьёзная общественная приёмная, потому что количество населения и плотность населения высокая. Где-то достаточно совместить, например, два аппарата уполномоченного, мы тоже такое видели в субъектах Российской Федерации.
И этого достаточно для того, чтобы полноценно осуществлять деятельность. Поэтому наш принципиальный подход - это всё-таки право субъекта Российской Федерации, исходя из того, что они действительно у нас разные.
Председательствующий. Спасибо. Тумусов Федот Семёнович. Тумусов Ф. С. Спасибо. У меня вопрос к авторам.
Уважаемая Людмила Николаевна, вот известно, что впервые такой законопроект был разработан рабочей группой под руководством Татьяны Николаевны Москальковой - Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. И этот законопроект обсуждался во всех регионах страны с уполномоченными по правам человека субъектов.
Даже губернаторы принимали участие в обсуждении этого законопроекта. И вы в своём докладе сказали, что многие предложения, и я так, по крайней мере... многие предложения из регионов, они включены в ваш законопроект, но вот у меня такой, необычный вопрос. Л что вы не включили из тех предложений, которые поступили из регионов, субъектов Российской Федерации? Спасибо.
Бокова Л. Н. Действительно, Федот Семёнович, необычный вопрос. Но, наверное, мы всё-таки при обсуждении этого законопроекта ориентировались на практику, которая уже сложилась в субъектах Российской Федерации. И вопросы, когда или попытки обсудить, что нужно принять лучшую практику или иную какую-то, наверное, вызывал какие-то сомнения и споры. Поэтому мы пришли, на мой взгляд, к очень удачному решению, и прописали это в законе, о том, что всё-таки дать больше полномочий и прав субъектам Российской Федерации включить какие-то позиции именно в регионах и оставить те традиционные вещи, которые работали у них изначально.
Поэтому вот какие-то, может быть, новые веяния и тенденции, может быть, остались за бортом, но это коммуникация не последняя, конечно. Мы очень тесно работаем с аппаратом Уполномоченного, Татьяной Николаевной Москальковой, очень внимательно относимся к докладу и те позиции, в том числе по усовершенствованию института региональных уполномоченных, замечаем, видим, и, соответственно, готовы здесь, в данном случае принять возможность и включить в законодательство действующее. Сегодня мы делаем первый шаг, по сути своей, но надеюсь, что не последний в развитии этого института.
Председательствующий. Спасибо.
Смолин Олег Николаевич.
Смолин О. Н. Уважаемая Людмила Николаевна, я буду голосовать за этот законопроект, но, как и большинство законов последнего времени, он очень рамочный, я бы сказал. В частности, вы назвали две конкретные позиции — это право уполномоченных региональных представлять доклады и иметь общественных помощников. Насколько я понимаю, эти права сейчас в большинстве регионов и так реализуются.
Вопрос. Какие ещё новые права и гарантии получат региональные уполномоченные? Изменится ли взаимодействие между федеральными и региональными уполномоченными? В частности, будет ли происходить согласование кандидатур с федеральным уполномоченным?
И самое главное, может быть, что конкретно даст этот закон гражданам Российской Федерации? Спасибо.
Бокова Л. Н. Спасибо, Олег Николаевич. Начну с последнего вопроса.
Ну это самый принципиальный вопрос в этом законе - это все-таки единые правила оказания поддержки и защиты, или восстановления прав граждан. Вот это, на мой взгляд, самое, самое важное, что заложено в этом законе, потому что мы прекрасно понимаем, что, если уполномоченный сильная личность, то в регионе идут люди с обращениями к ним, и он получает дополнительные гарантии для защиты, в частности, в том числе, обратиться с административными исками в судебную систему, то есть не просто проконсультировать и направить туда, а еще и оказать реальную помощь. Поэтому действительно нужен и штат профессиональных общественных помощников, который в этом отношении помогает.
Конечно же, есть новые позиции по рассмотрению жалоб. То есть действительно этот механизм очень четко прописан, он правомерный и позволяет не подменять какие-то позиции, которые уже оказываются по защите прав граждан нашими должностными лицами, но тем не менее создают возможность независимо работать уполномоченному с теми людьми, которые обращаются, в том числе, в массовом порядке. Мы знаем с вами примеры, когда такие вопиющие, это и наши дольщики, которые в массовом порядке обращаются за защитой прав, вот эти механизмы они принципиально правильно прописаны в этом законопроекте. Мы, конечно, настаиваем, чтобы они были приняты в том формате, в котором они легли в основу этого закона.
Ну и, конечно, мы рады каким-то еще идеям, они звучат на площадке и, в том числе, от вас, Олег Николаевич, это действительно очень важно услышать сегодня и что-то, то, что еще не прописано, дополнить с учетом того, что вы очень часто общаетесь и в регионах, в том числе, с институтом уполномоченных.
Председательствующий. Спасибо.
Сергей Анатольевич, спасибо. Присаживайтесь.
Коллеги, будут ли желающие выступить. Есть.
Включите режим записи на выступления.
Покажите список.
Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Уважаемые коллеги, но смысл введения очередного систематизирующего закона есть только в одном случае, я уже об этом говорил, в случае, если эта должность, если этот аппарат будет реально независимым и будет работать в интересах людей.
Гарантирует ли сам законопроект подобную схему? Нет, не гарантирует. Поэтому отвечая на вопрос Олега Николаевича Смолина, а что изменится для людей? В принципе, ничего не изменится, если на региональном уровне не будут приняты соответствующие законы, определяющие порядок назначения или избрания данного должностного лица, гарантирующего его независимость, полную независимость от губернатора, ну или от структуры власти как таковых.
Пока в большинстве регионов, в подавляющем большинстве регионов губернатор представляет, а, соответственно, большинство в законодательном собрании утверждает.
Кого представляет губернатор? Губернатор представляет, естественно, удобную себе кандидатуру: тот, кто не будет задавать лишних вопросов, тот, кто не будет поднимать каких-то скандалов, тот, кто не будет, кстати, и обращаться, используя своё право, недавно нами представленное, в суд в защиту неопределённого круга лиц. Это самое, на мой взгляд, эффективное право, которым, по моим данным, сегодня не воспользовался пока ни один уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.
Вот право есть, есть дети, группа детей, которые не получают лекарств, ни одного обращения с административным исковым заявлением, оспаривающим незаконность отказов им в предоставлении лекарств, незаконность выделения, в отсутствии выделения необходимых средств, нет.
Дольщики, да, хорошо про дольщиков сегодня сказали, но я не видел и не слышал ни одного случая, когда бы уполномоченный по правам человека в регионе обратился в защиту прав вот этих вот, скажем так, дольщиков, как таковых.
Если такой уполномоченный работает, его имя известно, известно в регионах. А вы уточните, вот я думаю, не каждый из вас вспомнит, кто в вашем регионе является уполномоченным по правам там ребёнка или по правам человека в целом, кто он был, чем он занимается.
Кроме регулярных отчётов, которые здесь тоже предусмотрены, раз в год там по итогам деятельности он отчитается, да, мы приняли 600 обращений, в соответствии с новым порядком мы их рассмотрели, отправили в прокуратуру, поработали почтальонами. А, к сожалению, сегодня, наверное, процентов 99 всех этих обращений так и заканчиваются, то есть рассылкой соответствующей чаще всего в прокуратуру, но, может быть, ещё в какие-то дополнительные органы. И на этом всё закончится.
Эффекта от создания таких уполномоченных, от формирования их аппаратов, от вот разного рода попыток систематизировать не будет абсолютно никакого.
И, скажем так, никакой мы не достигнем цели. А цель сегодня ставится в том, чтобы это лицо стало независимым на территории региона должностным лицом, защищающим права граждан не только индивидуально, но коллективно, повторяю, вот такие группы сегодня есть, которые нуждаются.
Поэтому предложение первое. Включить в систему, точнее, исключить из системы назначения и из порядков назначения губернатора, как лицо, представляющее его в данном случае, соответствующее лицо.

окончание стенограммы см. https://leo-mosk.livejournal.com/6351812.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments