leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Законопроект первого чтения об упрощении порядка декларирования доходов сельских депутатов

Законопроект первого чтения об упрощении порядка декларирования доходов сельских депутатов на непостоянной основе
12. 680571-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» (в части упрощения порядка декларирования доходов депутатов сельских поселений, осуществляющих полномочия на непостоянной основе)
Документ внесли 03.04.19 Члены СФ А.А.Турчак, О.В.Мельниченко, А.А.Шевченко, В.С.Тимченко, А.А.Клишас, В.В.Рязанский; Депутаты ГД Р.В.Кармазина, В.Б.Кидяев, О.Ю.Баталина, В.В.Бахметьев, Н.Г.Брыкин, Е.В.Ревенко, Р.Ю.Романенко, Г.К.Сафаралиев, Б.Х.Сайтиев и др. (ЕР); Н.Д.Ковалев (в период исполнения им полномочий депутата ГД).
Представил член СФ Андрей Шевченко.
Зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев.
Законопроектом предусматривается, что лица, замещающие муниципальные должности депутатов представительных органов сельских поселений и осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, предоставляют сведения о своих (своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей) доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за каждый год, предшествующий году предоставления сведений (отчетный период) в случае совершения в отчетном периоде сделок, предусмотренных ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (т.е. сделок по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду).
В случае, если в отчетном периоде таких сделок не совершалось, указанные выше лица сообщают об этом высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в порядке, установленном законом субъекта РФ.
Первое чтение 391 0 0 16:06

Стенограмма обсуждения
Пункт 12-й. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции". Доклад члена Совета Федерации Андрея Анатольевича Шевченко. Пожалуйста.
Шевченко А. А., член Совета Федерации.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги! Проект направлен на упрощение процедуры представлениями депутатами сельских поселений, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе сведений о доходах. Проектом предусматривается представление депутатами, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о своих супругах и несовершеннолетних детях только в случае совершения в течение отчетного года сделок на сумму, превышающую общий доход депутата и его супруги или супруга за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
В случае же, если в отчетном периоде таких сделок не совершалось, указанные лица просто должны будут сообщить об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, который будет установлен принятым в регионе законом. Хочу отметить, что эта тема не раз поднималась на различных мероприятиях как нашего комитета, на заседаниях комиссии Совета законодателей по делам федерации, региональной политики, местного самоуправления, а также на заседаниях Совета Федерации.
Практика осуществления депутатской деятельности сельскими депутатами показала, что заполнение необходимых документов становится для таких депутатов проблемой. В частности, трудности вызывает, например, получение выписок с банковского счета из-за значительной удаленности от крупных населенных пунктов. Особенно остро данная проблема стоит в сельских поселениях, расположенных в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Это приводит к тому, что число граждан, желающих взять на себя депутатскую ответственность, снижается. Предлагаемые проектом изменения упростят порядок декларирования доходов, будут способствовать повышению статуса сельского депутата и развитию местного самоуправления в стране. Спасибо. Прошу поддержать. Председательствующий. Спасибо. Содоклад, Эрнест Абдулович Валеев, пожалуйста.
Валеев Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот те положения, в которые предлагается внести изменения, действуют в нашей стране с 2015 года, то есть 4 года. При этом в 2016 году, когда впервые заполняли депутаты муниципальных образований на непостоянной основе, не представили декларации в установленные сроки около 4 тысяч депутатов органов местного самоуправления.
Это в основном было вызвано тем, что в субъектах не успели своевременно принять нормативные документы, которые регламентировали бы порядок предоставления декларации. Уже на следующий год, вот в 2017 году количество лиц, которые не представили декларации, сократилось на половину, а в 2018 году не представили декларации всего 1300 депутатов, это 0,7 от общего количества всех депутатов.
Что касается этого года. В этом году не представили декларации всего 684 человека, депутата, и их них большая часть, 560, это депутаты именно сельских поселений.
Мы пытались разобрать в причинах, почему это происходит, и выяснили для себя, что основная масса лиц, которые не представили декларации, это работники бюджетной сферы: врачи, учителя, в других бюджетных организациях работающие лица, и всего 34 депутата, которые занимались коммерческой деятельностью. То есть непредоставление декларации никак не связано с попыткой скрыть доходы или скрыть какие-то коррупционные правонарушения.
И поэтому с учетом того, что мы не предлагаем, авторы не предлагают отменить в целом декларирование доходов и расходов, а просто упрощают порядок именно для сельского поселения. Комитет, рассмотрев законопроект, решил поддержать и предлагает принять законопроект в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Есть ли вопросы? Включите запись на вопросы. Покажите список.
Коллеги, нам неплохо бы еще 13-й вопрос рассмотреть, потому что третий день уже мы до него не доходим. Это для сведения. И еще у нас два по 118 статье.
Боева Наталья Дмитриевна, пожалуйста.
Боева Н. Д. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Я хотела, вот совсем недавно проходили в сельских советах, обсуждали эту проблему, и хотела вот задать такой вопрос. А нельзя ли это вообще отменить?
Ну вы понимаете, они не получают заработную плату там, на местах. А в селе немножко по-другому к этому относятся. Относятся таким образом, что надо переписать всё имущество, тогда все в селе обсуждают, а что ты имеешь, а зачем ты имеешь. Поэтому я думаю, что мы перегибаем здесь палку. Спасибо.
Председательствующий. Вопрос кому? Пожалуйста, Эрнест Абдулович. Центральная трибуна.
Валеев Э. А. Во-первых, я уже говорил про динамику. На сегодняшний день по городским округам не представили декларации всего 17 депутатов, по стране это в целом, а по муниципальным районам — 56 депутатов. То есть проблемы как таковой не существует для всех территорий. На сегодня наибольшее количество лиц, которые не представили, это по Алтаю, по Красноярскому краю, Забайкалью. Как раз то, о чем говорили авторы, где большие расстояния, где сложности есть разного порядка.
Что касается вопроса вообще упразднения представления декларации о доходах, расходах по всем муниципальным депутатам, мы такие законопроекты рассматривали сами уже неоднократно по инициативе разных областей и, в том числе, на пленарных заседаниях. Мы их отклонили по одной простой причине. Полномочия депутата определяются законом "О статусе депутата", и они не зависят от того, на постоянной или не на постоянной основе работает депутат. А здесь же мы предлагаем поддержать совершенно по иным мотивам, которые были изложены в докладе и в моем выступлении.
Мы не видим необходимости вообще упразднить декларирование доходов, расходов в отношении депутатов. Здесь речь идет только об упрощении порядка. А что касается по всем остальным территориям, как я уже доложил, сегодня этой проблемы в принципе не существует.
Надо иметь в виду, что когда ввели обязанность депутатов Государственной Думы декларировать доходы в своё время, в первый год 30 депутатов Государственной Думы не представили декларации. На следующий год это количество уменьшилось вдвое, а сегодня этой проблемы вообще не существует. Поэтому, если мы дальше будем требовать исполнение закона, то в будущем эта проблема исчезнет для всех других депутатов.
Председательствующий. Смирнов Юрий Валентинович.
Смирнов Ю. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Александр Дмитриевич.
У меня вопрос к Шевченко Андрею Анатольевичу.
Считаете ли вы возможным распространить данный проект закона на депутатов небольших городских поселений с численностью населения до 30 тысяч человек? Спасибо.
Шевченко А. А. Спасибо за вопрос.
Юрий Валентинович, но я думаю, что я присоединюсь к ответу, который только что мой коллега сказал. Не стоял вопрос совсем упразднить декларации. Стоял вопрос в упрощении именно по поселениям. Дело в том, что в городских округах сегодня не существует той проблемы, которую мы в основе этого положили, - это удаленность, это проблема сегодня вот связи, допустим, с банками и так далее, поэтому данный вопрос мы вот в этой связи пока не рассматривали. Спасибо.
Председательствующий. Кузьмин Андрей Альбертович.
Кузьмин А. А., фракция ЛДПР.
У меня... Добрый день, у меня вопрос к обоим докладчикам.
Изучая материалы по данному вопросу, я сделал вывод, что мы пришли не к упрощению, а к усложнению этой ситуации: кроме декларации, которая остается, они ещё обязаны сообщить о совершаемых ими покупках, где... сумма которых превосходит трехгодовой совместный доход. Это первый момент.
И второй момент. Я не увидел решения вопроса о декларировании вот этой именно покупки, то есть сам механизм вообще законодателем не определен. Спасибо.
Председательствующий. Центральную трибуну включите.
Валеев Э. А. Вы невнимательно прочитали законопроект, ведь речь идет о чем? При избрании депутат заполняет декларацию о своих доходах, расходах, имущественных обязательствах — о своем имущественном положении. В последующем у него обязанность декларировать появляется только тогда, когда у него прибавляется имущество или какие-то другие доходы по конкретным сделкам, поэтому упрощение здесь весьма значительное.
Если же он такие приобретения не производит, то он просто докладывает, что у него имущество за это время не прибыло, за отчетный год. Это значительное упрощение. А что касается вопросов порядка, то они регламентируются законами субъекта Федерации и актами местного самоуправления.
Председательствующий. Иванов Николай Николаевич.
Иванов Н. Н., фракция КПРФ.
Спасибо.
У меня вопрос к Андрею Анатольевичу. Ваша инициатива заметно упростит работу сельских депутатов и, надеюсь, повысит эффективность их работы. А вот в связи с активным развитием телекоммуникационной сферы - Интернета в регионах, не лучше ли предусмотреть в законопроекте инструмент электронной подачи отчётности, а также сбора информации об удовлетворённости населения работой представителей власти на местах? Подобные инструменты успешно реализованы в бизнес-сообществе при подаче отчётности в налоговую службу, например.
Спасибо.
Шевченко А. А. Спасибо, Николай Николаевич.
Всё-таки я надеюсь, что у нас именно цифровизация дойдёт до любого уголка любого населённого пункта, но в любом случае, даже если случится это и должно случиться на самом деле, мы всё равно предлагаем упростить именно для депутатов сельских поселений. Я думаю, что одно с другим необязательно будет связано, но если такая возможность будет и необходимость декларирования опять же доходов, о чём говорим мы с коллегой, то, что больше... то есть то, что необходимо будет декларировать, то уже в новой форме, конечно, будет проще всё это делать.
Спасибо.
Председательствующий. Осадчий Николай Иванович. Осадчий Н. И. Спасибо большое.
Уважаемый Эрнест Абдулович, я вынужден повторить вопрос, который коллеге вашему, автору законопроекта задавался, всё-таки насчёт городских поселений. Нельзя ли посмотреть на эту ситуацию вот с какой стороны: у нас многие городские поселения это, по сути, такие же сёла, о которых мы говорим, это посёлки городского типа, которые назвали городскими поселениями, они небольшие, там те же самые проблемы с трудоустройством, те же самые вопросы состава депутатского корпуса и так далее. Может быть, действительно вернуться и посмотреть по численности каким-то образом, глянуть на эти городские поселения? Спасибо.
Валеев Э. А. Развитие законодательства антикоррупционного шло по такому пути, что мы расширяем, во-первых, круг лиц, которые должны подчиняться антикоррупционным стандартам, во-вторых, эти принципы должны быть едиными для всех.
Почему принимается сегодня решение по сельским поселениям, достаточно подробно было объяснено. То, что сегодня по городским поселениям нет такой необходимости свидетельствует хотя бы статистика о том, что сегодня этих нарушений по городским округам, по районным структурам уже нет и поэтому в этой части делать шаг назад и уходить от прозрачности власти, вряд ли есть необходимость.
А что касается передачи в электронном виде, то с развитием цифровизации эта проблема она сама собой будет решена.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В. Эрнест Абдулович, я может быть третью попытку предприму. Поясните, о чём идёт о речь? Мы не говорим о городских округах, о городах в классическом варианте, мы говорим о городских поселениях, которые часто состоят из пяти-шести сёл таких же самых, но их, в силу там разных причин, взяли и назвали городским поселением.
Такие же проблемы со связью, такие же проблемы с отсутствием там банковских учреждений, они точно такие же. И было бы логично, наверное, весь третий уровень вывести сегодня вот из-под действия жёсткого, то есть и городские, и сельские поселения как таковые и, может быть, даже там, как предлагал Николай Иванович, ограничив их число.
Они ни чем не отличаются совершенно ни по уровню жизни, ни по инфраструктуре, просто вот назвали их так.
Валеев Э. А. Так уже получилось по службе, я в своё время 10 лет прослужил в сельских районах и поэтому разницу между городскими поселениями и селом прекрасно знаю.
Что же касается различий, то они существенные, они есть. Я не случайно рассказал, вот перечислил те субъекты, в которых сегодня эти нарушения распространены - это именно территории, вот Алтайский край, это в основном сибирские края, где именно сложности в коммуникации, сложности в получении информации. И только поэтому мы пошли вот на упрощение порядка декларирования в этом случае расходов.
А что же касается по городским поселениям, мы с вами совсем недавно, буквально несколько недель назад приняли закон, по которому городские округа непременно с центром должны иметь город, так?
А что же касается вот тех попыток в ряде областей, когда посёлки признавали городскими округами с центром, посёлком, всё, эта практика будет изжита сегодня.
Председательствующий. Емельянов Михаил Васильевич. Емельянов М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Андрей Анатольевич, закон своевременный, фракция "СПРАВЕДЛРЮАЯ РОССИЯ", конечно, его поддержит. Но вопрос следующий. Надо ли нам эти декларации и сообщения об отсутствии сделок подавать главе субъекта Федерации, всё-таки это исполнительная власть.
Может быть стоит усилить в этом процессе роль избирательных комиссий в субъектах Федерации, подавать их в облизбиркомы? Это будет более логично.
Шевченко А. А. Спасибо за вопрос, Михаил Васильевич.
Ну на самом деле для усиления роли возможно, но мы всё-таки думаем, что сегодня именно глава субъекта Российской Федерации должен определять правила и порядок подачи вот этих заявлений. Мы считаем, что именно на этом этапе это необходимо сделать заявление на имя губернатора субъекта. Спасибо.
Председательствующий. Центральную трибуну.
Валеев Э. А. Мы внесли изменения в закон о противодействии коррупции и возложили полномочия по контролю на глав субъектов Федерации, именно исходя из того, что в муниципалитетах, особенно в сельских поселениях, просто нет возможности создавать комиссии, чтобы они эту работу проводили.
У главы субъекта Федерации есть возможность создать соответствующий аппарат, который будет заниматься именно этой работой, и именно в связи с этим в 2017 году были внесены соответствующие изменения.
Председательствующий. По ведению - Тумусов Федот Семёнович. Тумусов Ф. С. Нет, нет, Александр Дмитриевич, если я правильно понял, вы сказали, что мы ещё будем рассматривать 13-й вопрос. Я понимаю, что это такой, непопулярный законопроект и поэтому вот как-то так, скомкано, мы хотим его рассмотреть. Я предлагаю завтра его поставить первым среди законопроектов первого чтения и 13-й вопрос рассмотреть завтра. Это очень важный законопроект для северян.
Председательствующий. Обсудим, на Совете Думы обсудим мы. Хорошо.
Так, коллеги, есть ли желающие выступить? Включите запись на выступления. Покажите список.
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.
Гартунг В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Я выражу позицию фракции. Мы, естественно, поддержим этот законопроект, но я вышел на эту трибуну вот для чего. Насколько я понимаю, мы заставляем депутатов всех уровней декларировать свои доходы и расходы только для того, чтобы преодолеть такое явление, как коррупция.
Скажите мне, пожалуйста, а где коррупционной возможности больше, в госкомпании например, в департаменте, который ежегодно распределяет закупки на там 400-500 миллиардов рублей или в сельском поселении, где весь годовой бюджет от 1 до 10 миллионов рублей, скажите мне, пожалуйста?
Самое интересное, что в первом случае мы не заставляем никого декларировать доходы и расходы, а во втором заставляем, причем таких людей, которые декларируют свои расходы и доходы уже миллионы по стране. Просто затраты на проверку этих деклараций гораздо больше, понимаете, чем бюджеты, которые они утверждают. Но это же, ну я даже не знаю, как это сказать, какая же это борьба с коррупцией.
Когда мы вам предлагаем, давайте мы уберем дыру из закона, по которой на десятки триллионов рублей выводятся из-под госконтроля сделки, вы говорите: нет, не надо, взаимозависимые лица, это внутреннее дело там компании. Подождите, это государственные, в общем-то, средства на десятки триллионов рублей.
В то же время мы заставляем сельских депутатов декларировать свои доходы, у них весь бюджет там 10 миллионов рублей на всех депутатов, понимаете, там 2 или 3 должностных лица всего. Зачем мы это делаем? Надо вообще убирать это декларирование. Мы считаем, что нужно оставить только тех, кто на постоянной основе работает, вот те должны декларировать, с этим мы согласны, а если депутаты на непостоянной основе, у них есть право зарабатывать деньги. Зачем это декларировать?
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо. Выборный Анатолий Борисович.
Выборный А. Б. Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Рассматриваемый проект федерального закона это яркий пример тонкой настройки антикоррупционного законодательства.
Как известно, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" всегда стояла у истоков развития антикоррупционного законодательства и принятие базового закона "О противодействии коррупции", и всех последующих законодательных инициатив на этот счет, в том числе, становление и развитие института декларирования доходов и расходов.
И сегодня предлагаемые новеллы не отменяют базовых принципов антикоррупционного законодательства и не разрушают института декларирования доходов и расходов, а лишь упрощают его, развивают его.
Они упрощают его с одной стороны, но делают более ответственным с другой. По сути, предлагаемые новеллы предлагают упростить порядок декларирования доходов и расходов депутатами из сельских поселений, которые осуществляют свои полномочия на непостоянной основе. Эта инициатива назрела давно.
Как вы знаете, за последние годы мы рассматривали ряд законодательных инициатив на этот счёт, но они все были ориентированы на снятие тех антикоррупционных ограничений, которые мы принимали ранее. По этой причине они отклонялись.
Сегодня же мы рассматриваем вопрос не отмены антикоррупционных обязанностей в части, касающейся данной категории парламентариев, а лишь упрощение процедуры на этот счёт, развивая, таким образом, базовые принципы антикоррупционного законодательства и, прежде всего, принцип единства ограничений запретов и обязанностей.
Они будут обязаны отчитываться обо всех сделках по приобретению недвижимости, транспортных средств и другого имущества на общую сумму, превышающую за последние три года.
Таким образом, как вы сами видите, предлагаемые новеллы являются логическим развитием государственной антикоррупционной политики, согласуются с базовыми принципами антикоррупционного законодательства, а их реализация позволит, с одной стороны, упростить саму процедуру, а, с другой стороны, усилить контроль на более ответственных участках правоприменительной практики по реализации антикоррупционного законодательства.
По этим основаниям фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный проект федерального закона поддерживает. Благодарю за внимание. Председательствующий. Спасибо.
Представитель президента, правительство, докладчик, содокладчик? Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12.1 Федерального закона "О противодействии коррупции". Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (16 час. 08 мин. 11 сек.)
Проголосовало за 391 чел 86,9 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 391 чел.
Не голосовало 59 чел 13,1 %
Результат: принято Принимается.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments