leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

8. Об отчете о работе Счетной палаты в 2018 году на 459-м заседании СФ - окончание стенограммы

8. Об отчете о работе Счетной палаты в 2018 году на 459-м заседании СФ рассказал председатель Счетной палаты Алексей Леонидович Кудрин
окончание стенограммы, начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/6342188.html

А.Л. Кудрин. Спасибо за вопрос.
Мы действительно видим свой долг и свою миссию в том, чтобы работать с контрольно-счетными палатами субъектов и целый ряд мероприятий проводить совместно.
Например, большое увеличение объектов для проверок в прошлом году связано с тем, что мы целый ряд проверок проводили совместно с контрольно-счетными палатами субъектов, а, например, мониторинг национального проекта по малому и среднему бизнесу в этом году будет осуществляться со всеми контрольно-счетными палатами, они дадут свои данные, потому что зачастую это затрагивает полномочия субъектов Российской Федерации. И мы таким образом будем иметь полноценную картину по такому мониторингу.
Кроме того, мы провели уникальную работу благодаря и Татьяне Алексеевне Голиковой. Были получены согласия от 45 субъектов Российской Федерации (прежде всего от законодательных собраний) с правом проверить контрольно-счетные палаты, провести аудит работы этих контрольно-счетных палат. И хочу просто назвать несколько цифр, которые сегодня уже исправляются или эти уточнения в местные нормативные акты проводятся.
Например, в законах о контрольно-счетных палатах девяти из 45 проверенных субъектов не было предусмотрено и даже декларировано независимости этих органов. В трех не было права составлять протоколы об административных правонарушениях.
Например, в законе о стратегическом планировании, нашем федеральном, указано, что контрольно-счетные органы субъектов являются субъектами стратегического планирования. При этом в законодательстве ни одного из 45 регионов не был предусмотрен порядок анализа региональных программ развития. И только в 23 регионах из 45 контрольно-счетные органы не анализируют местные и региональные программы на их результативность и эффективность, хотя многие другие это делают, и это сегодня считается хорошей практикой.
Поэтому по результатам наших проверок мы обратились к законодательным собраниям и губернаторам, чтобы такая практика была урегулирована, были внесены изменения в соответствующее законодательство и это был постоянный процесс. И, должен сказать, все ответили согласием, положительно на это.
Например, еще один момент – это доступ контрольно-счетных органов к информационным ресурсам органов государственной власти, в том числе к таким, например, информационным ресурсам, как по планированию, исполнению региональных бюджетов, учету имущества, планированию расходов на закупки, информационным системам, связанным со сбором местных налогов. Во многих субъектах местные КСО просто не имели доступа к этим информационным ресурсам, то есть они работали вручную с документами при выходе на саму проверку. Сегодня это уже прошлый век.
И мы обратились ко всем субъектам, с тем чтобы подключили контрольно-счетные органы. Хотим внести в том числе и поправку в закон о контрольно-счетных органах, который обязал бы открывать информационные системы.
Я сегодня назвал целый ряд вопросов, по которым мы помогаем и подставили плечо контрольно-счетным органам и будем тем самым с ними вместе с учетом уже более серьезной нормативной и информационной базы вести проверку ключевых проблемных зон, которые есть в субъектах Российской Федерации. Так что мы будем с ними работать.
Провели стратегическую сессию. То есть целый день работали, оценивали в том числе методы анализа региональных программ в рамках национальных проектов, и продолжим это делать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, у нас осталось три минуты. За 40 минут мы с вами проголосовали.
Людмила Борисовна, я так понимаю, что Вы настаиваете на выступлении.
Коллеги, не будете возражать, если сенатор настаивает? Тогда предлагаю, чтобы Олег Викторович Морозов задал вопрос и кратко – Людмила Борисовна, если у нее есть какое-то настойчивое желание выступить. Нет возражений? Нет. И дальше примем постановление.
Пожалуйста, Олег Викторович Морозов.
О.В. Морозов. Спасибо, Валентина Ивановна. А то думал, что точно "пролечу".
Алексей Леонидович, добрый день! Очень здорово, что появился документ, который Вы представили нам, презентовали (его действительно можно прочитать, он в открытом доступе), – стратегия развития Счетной палаты. Я его просмотрел. И очень важно, что там вы действительно уходите от традиционной контрольной функции и больше говорите о роли вашей организации как содействующей стратегии развития, главным приоритетам экономики нашей страны.
В этой связи мой вопрос. Готовит ли Счетная палата комплексные предложения по совершенствованию российского законодательства не только в части тех контрольных функций, которые вам нужны (и об этом Вы сегодня говорили), но и более системно, в части, может быть, тех изменений в законодательство, которые позволили бы и вам, и нам более эффективно работать на главную задачу – и выполнение национальных проектов, и в том числе реализацию национальных целей нашей экономики? (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Включите микрофон.
Олег Викторович, у Вас минута на вопрос.
О.В. Морозов. Я закончил.
Председательствующий. Вопрос задали?
О.В. Морозов. Я задал вопрос, да.
Председательствующий. Спасибо большое.
А.Л. Кудрин. Спасибо. Постараюсь быть кратким по очень серьезной и глобальной теме.
Мы не уменьшаем нашего внимания к финансовому контролю и к аудиту достоверности, эффективности, но чуть больше делаем теперь акцент на результативности и достижении стратегических целей. Очевидно, что не каждый инспектор сегодня знает все вопросы и факторы достижения таких национальных целей, а, чтобы это аудировать, нужно обладать такой информацией, знанием и экспертным потенциалом.
Соответственно, при Счетной палате создан экспертный совет, в который уже вошло больше 80 ведущих специалистов нашей страны. И открыта панель формирования экспертного потенциала, в которую входит уже больше 200 человек, которые не только в экспертный совет, как я сказал, входят, а они будут по какому-то принципу периодически привлекаться. Мы расширим этот потенциал.
Мы разработали пакет документов по привлечению экспертов к анализу результатов наших проверок, и оценке выводов, и формированию этих выводов. Это и станет нашим базовым потенциалом, для того чтобы оценивать и стратегические цели, и их достижение, отсутствие каких-то мер или разработку дополнительных мер, потому что только своим инспекторским потенциалом мы не всегда могли бы это сделать.
По мере разворачивания вот этой системы экспертной поддержки наших выводов мы сможем шаг за шагом формировать и предложения, и законодательные предложения и изменения в закон.
Председательствующий. Спасибо, Алексей Леонидович. Присаживайтесь, пожалуйста. Действительно, очень профессиональный доклад, с глубоким знанием предмета ответы. Спасибо.
Да, Людмила Борисовна Нарусова, пожалуйста.
Л.Б. Нарусова, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Тыва.
Буквально одну минуту.
Алексей Леонидович, Вы совершенно справедливо в своем докладе сказали о Ваших претензиях к регионам, о том, что есть недостроенные объекты по результатам проверки, и при этом регионы еще просят какие-то субсидии. Но Вы прекрасно понимаете, как в прошлом очень успешный министр финансов, что регионы получают бюджетные средства в начале марта. Пока пройдут тендеры на строительство, начинается лето. Например, в Туве в сентябре оно уже заканчивается, начинаются заморозки. И освоить эти средства просто физически невозможно, если добросовестно их осваивать. Поэтому-то и возникает вопрос о дополнительных субсидиях.
Не кажется ли Вам (в продолжение вопроса коллеги Морозова), что нужно законодательно все-таки изменить эту систему или дать возможность каких-то послаблений регионам в таких ситуациях – средства на строительство осваивать в этом году, если они не освоены, то не возвращать в федеральный бюджет, а продолжать осваивать на следующее строительное лето?
Председательствующий. Спасибо, Людмила Борисовна.
Просто для информации. Мы приняли вместе с вами на прошлом заседании изменения к федеральному закону № 44, где в основном и в большинстве случаев все эти вопросы учтены – упрощена система, сроки сокращены и так далее. Если останутся вопросы после этого закона, тогда давайте отдельно обсудим.
Спасибо большое.
Сергей Павлович Иванов, первый заместитель председателя комитета по бюджету. Пожалуйста.
С.П. Иванов, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Магаданской области.
Спасибо.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые коллеги! Мы рассмотрели отчет Счетной палаты на заседании Комитета по бюджету и финансовым рынкам и предлагаем признать работу Счетной палаты в 2018 году удовлетворительной.
Комитет подготовил соответствующий проект постановления Совета Федерации. И мы благодарим все комитеты, откликнувшиеся на нашу просьбу и направившие свои предложения. Часть из них уже включена в представленный текст.
Комитет рекомендует Совету Федерации сегодня принять проект постановления за основу и с учетом состоявшегося обсуждения продолжит его доработку и подготовит для принятия в целом на следующем заседании. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, есть ли вопросы к Сергею Павловичу, замечания по предложенному проекту? Нет.
Кто за то, чтобы принять проект постановления Совета Федерации "Об отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2018 году" (документ № 192) за основу? Прошу голосовать.
Результаты голосования (12 час. 38 мин. 39 сек.)
За 155 чел. 91,2%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 155 чел.
Не голосовало 15 чел.
Спасибо. Проект постановления принят за основу.
Коллеги, естественно, просьба представить свои предложения, с тем чтобы мы 11 июня могли принять уже постановление в полном виде.
И, Алексей Леонидович, несколько слов буквально. Прежде всего, спасибо за доклад.
Уважаемые коллеги, всегда очень важно, чтобы каждым делом – малым или большим – занимались профессионалы. Я считаю, Счетной палате в последние годы повезло: Татьяна Алексеевна Голикова – большой специалист высокой квалификации по бюджету, и, конечно, сегодня Алексей Леонидович Кудрин, которого (рака за камень не заведешь) никак не обманешь, потому что он до деталей, до нюансов знает, что такое бюджет, бюджетный процесс, его реализацию. Поэтому и появляется и новизна, и свежесть, и новые подходы в работе Счетной палаты, в чем мы Вам желаем больших успехов, Алексей Леонидович.
В то же время хотелось бы, чтобы как можно больше внимания Счетная палата уделяла в том числе и профилактике. Ведь те нарушения, которые происходят, далеко не всегда злонамеренные, далеко не всегда связаны с хищением (то, о чем говорили коллеги, и Людмила Борисовна, и другие), они происходят от незнания, от невозможности… И, мне кажется, лучше предупредить преступление, профилактировать, обучить, подсказать, нежели сидеть за кустом и ждать, когда совершат это преступление, и потом хватать за руку. Мы все вместе отвечаем за эффективность нашей работы, поэтому хотелось бы, чтобы и вы больше внимания уделяли именно профилактике.
И кто-то из наших коллег выступал, говорил, что нужна вертикаль всех органов. Коллеги, вот не могу согласиться, это тот случай, когда независимость контрольно-счетных органов ценнее и лучше, нежели пресловутая вертикаль. В определенных моментах вертикаль нужна. У нас действительно региональные контрольно-счетные палаты независимы, и это можно и нужно приветствовать. Но при этом, хочу сказать, они независимы от органов власти. Еще раз: это хорошо, но, к сожалению, они не все по сути независимы и часто являются инструментом и заказных проверок, и недобросовестных действий. Поэтому в этом смысле и мы, сенаторы, и все остальные все-таки должны помогать в том, чтобы контрольно-счетные палаты регионов стали по сути независимы, а не только по форме, от органов власти. Конечно же, и наша федеральная Счетная палата тоже должна обращать на это внимание.
Спасибо Вам. Спасибо всем аудиторам, которые очень часто принимают участие в наших заседаниях, очень квалифицированно, профессионально выступают. Мы, еще раз, делаем общее дело.
И, Алексей Леонидович, не рвитесь быть независимыми от Федерального Собрания. Вот это у вас точно не получится, потому что вам хочется, как международные контрольные структуры (Pricewaterhouse Coopers и другие)… Нет, вы – все-таки орган Федерального Собрания, и поэтому просьба это иметь в виду. Это крыша хорошая, надежная, правильная. И мы вас не отпустим ни вправо, ни влево, а вы все-таки будете под контролем, в хорошем смысле этого слова.
Спасибо еще раз всем аудиторам, всей команде Счетной палаты. Вам новых успехов! Благодарю Вас. (Аплодисменты.)
Спасибо всем за участие.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments