leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Северянину не дадут субсидии на выезд при наличии у его семьи жилья за пределами Севера

Северянину не дадут субсидии на выезд при наличии у его семьи жилья за пределами Севера – первое чтение – В очереди 191 тыс семей потребуется 540 млрд выделяется по пять в год
18. 632642-7 Госдума в итоге обсуждения приняла законопроект первого чтения «О внесении изменений в статьи 1, 4 и 6 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в части уточнения условий предоставления жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера)
Документ внесли 24.01.19 Депутаты ГД С.Г.Каргинов (ЛДПР), В.А.Пушкарев, В.М.Новиков, В.Н.Пивненко, А.Ф.Тихомиров, С.Н.Коткин, В.В.Рудченко, И.И.Фирюлин, О.А.Бондарь, Н.В.Говорин (ЕР), А.В.Корниенко, Н.М.Харитонов (КПРФ); Член СФ А.Д.Даллакян.
Представила депутат Валентина Рудченко.
Зампред комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Пушкарев.
Законопроектом предлагается:
- уточнить условия возникновения у граждан, выезжающих и уже выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, права на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений за счет средств федерального бюджета;
- при определении права гражданина на получение жилищной субсидии учитывать все жилые помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, принадлежащие на праве собственности и (или) предоставленные по договору социального найма, договору найма жилых помещений фонда социального использования не только гражданину, но и (или) членам его семьи, а также получение гражданином и (или) членами его семьи в установленном порядке иных предусмотренных законодательством РФ мер государственной поддержки по обеспечению жильем за пределами указанных районов и местностей;
- установить, что письменный отказ гражданина от предложенного государственного жилищного сертификата является основанием для снятия его с учета в качестве имеющего право на получение жилищных субсидий в соответствии с ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Первое чтение 339 20 1 15:32

Стенограмма обсуждения
Коллеги, переходим к рассмотрению законопроектов первого чтения. И я напомню, об этом мы вначале не сказали, что у нас ещё два проекта постановления, мы их тоже должны рассмотреть.
Итак, 18-й вопрос. Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 1, 4 и 6 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Докладывает Валентина Васильевна Рудченко.
Рудченко В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги!
Предлагаемые изменения в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" направлены, во-первых, на конкретизацию определения права граждан, имеющих жилые помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение жилищной субсидии в соответствии с федеральным законом.
Согласно действующей редакции 1-й статьи указанного федерального закона, среди прочих условий на получение жилищной субсидии имеют граждане, не имеющие жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидии на эти цели.
Так вот при реализации данного закона у правоприменителей возникает очень много вопросов. И поэтому в разные годы со времени действия этого закона, то есть с 2002 года правоприменители по-разному истолковывали, ставить ли на получение жилищной субсидии в очередь граждан, которые имеют жилье за пределами районов Крайнего Севера либо не ставить на очередь н получение жилищной субсидии.
Хочу сказать, что имеется судебная практика, есть решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 мая 2013 года, есть также постановление апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 8 августа тоже 2013 года, в которых было отказано гражданину, который имеет жилье за пределами районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей и он претендовал еще на то, чтобы остаться в очереди на получение жилищной субсидии. Так вот в соответствии с решением Верховного Суда ему было отказано в восстановлении его в очереди на получение жилищной субсидии.
Также в связи с этим в 2015-2016 году была проведена инвентаризация очереди на получение жилищной субсидии и все, кто не имел, вернее, кто имел жилье за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, были исключены из очереди. И, в общем-то, сейчас тоже продолжаются споры вокруг реализации данных положений этой статьи.
Так вот, чтобы исключить разные толкования именно в связи с этим рассматриваемым законопроектом в целях исключения неоднозначного толкования положений статьи действующего закона, предлагается привести эти статьи с общими требованиями статей 51 и 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
И предлагается установить перечень оснований для признания гражданина, не обеспеченным жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, аналогично статье 51 Жилищного кодекса.
Кроме того, учитывая, что гражданин мог обеспечиваться жильём за пределами указанных районов и местностей не только в форме предоставления субсидий на приобретение или строительство жилых помещений. Законопроектом, аналогично статье 56 Жилищного кодекса, определяется перечень, предусмотренных законодательством Российской Федерации мер государственной поддержки, которые являются реализацией гражданином права на обеспечение жилым помещением за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Таким образом, законопроектом исключается неоднозначное толкование положений действующего закона.
Во-вторых, изменения, которые предлагаются данным проектом закона, направленные на установление основания для снятия с учёта граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с федеральным законом, однако фактически не желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с чем систематически отказывающихся от предложенного им государственного жилищного сертификата.
С этой целью законопроектом предусматривается дополнить статью 4 федерального закона нормой, устанавливающей, что письменный отказ гражданина от предложенного государственного жилищного сертификата является основанием для снятия его с учёта граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
Хочу сказать, что аналогичная норма уже имеется в Законе Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", которая действует с 1992 года и не вызывает ни у кого сомнений.
Данный проект закона не потребует дополнительного финансирования за счёт средств федерального бюджета, но потребуется внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации номер 879.
Прошу поддержать данный проект закона и принять его в первом чтении. Председательствующий. Спасибо, Валентина Васильевна.
Присаживайтесь.
С содокладом от Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока выступает Владимир Александрович Пушкарев. Пушкарев В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги, комитет, в соответствии с Регламентом Государственной Думы, рассмотрел указанный законопроект, и отмечает, что предлагаемые изменения кардинально не меняют механизм предоставления субсидий северянам, имеющим право на их получение. Можно сказать, что они носят косметический характер.
Предлагаемые изменения, в случае принятия законопроекта, позволят провести инвентаризацию очереди граждан, выезжающих или выехавших с северных территорий.
Также комитет поддержал предлагаемые изменения в части снятия с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, в случае их письменного отказа от получения государственного жилищного сертификата.
Данный законопроект, его принятие, это только первый шаг в решении проблем с выделением жилищных субсидий северянам.
В комитете создана рабочая группа по совершенствованию законодательства в части выделения сертификатов северянам. Нам необходимо не только увеличить финансирование за счет средств федерального бюджета, но найти и предложить новые механизмы решения задач по переселению северян.
Данный законопроект поддержан Правительством Российской Федерации, и при этом рекомендовано доработать отдельные нормы законопроекта, с учетом высказанных замечаний.
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, как комитет-соисполнитель, поддерживает принятие законопроекта в первом чтении, при условии его доработки.
Также на законопроект поступил положительный отзыв Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
Необходимо отметить, что авторами законопроекта являются почти все члены Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Все высказанные замечания могут быть устранены ко второму чтению.
Комитет рекомендует принять в первом чтении. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Александрович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы.
Покажите список. Куринный Алексей Владимирович.
Куринный А. В., фракция КПРФ. Спасибо.
Уважаемая Валентина Васильевна, приведет ли принятие данного законопроекта к уменьшению числа лиц, стоящих сегодня в очереди? Потому что вот здесь появляется новое положение, что если ранее семья была обеспечена земельным участком, то, соответственно, она из очереди уже исключается. То есть какое количество семей может быть потенциально исключено из той очереди, которая сегодня сформирована, при принятии этого законопроекта?
Председательствующий. Депутату Рудченко включите микрофон. Пожалуйста.
Рудченко В. В. Алексей Владимирович, дело в том, что сейчас очень сложно сказать, сколько будет исключено из очереди. Это покажет инвентаризация очереди. Но я хочу сказать, что когда проводилась инвентаризация очереди в 2015-2016 годах по поручению вице-премьера Игоря Шувалова, было 10 процентов исключено из очереди, те, которые имели жилье за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Поэтому здесь очень сложно сказать.
То, что касается земельных участков, то земельных участков, к сожалению, у нас северяне получают не очень много. Больше имеют жилье за пределами районов Крайнего Севера и стараются как-то его отчуждение провести, либо какие-то другие меры принимают, чтобы вновь встать на очередь.
Вот если будет выявлено, что у северян имеется жилье за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и жилье соответствует учетным нормам на одного члена семьи, вот тогда при инвентаризации очереди, возможно, они будут исключены.
Председательствующий. Спасибо.
Шерин Александр Николаевич.
Шерин А. Н., фракция ЛДПР.
Валентина Васильевна, ставя данную категорию граждан на очередь, государство в свою очередь берет на себя определенные обязательства. Рассматривали ли вы вариант, чтобы в законе предусмотреть максимальный срок, в течение которого эти граждане могут находиться в очереди, и сколько дается государству, для того чтобы обеспечить этого человека соответствующей субсидией или жильем? Ну, там пять лет, 10? То есть максимальный срок? Я думаю, что это будет справедливо. Как вы считаете?
Председательствующий. Включите Валентине Васильевне микрофон. Рудченко В. В. Александр Николаевич, я считаю... Я совершенно с вами согласна, что хорошо бы было бы определить в законе время, в течение которого гражданин мог бы получить жилищные сертификаты, выехал из районов Крайнего Севера. Но, к сожалению, сегодня этого сделать невозможно, потому что в очереди на получение жилищного сертификата состоит 191 тысяча семей, свыше 431 тысячи человек, и на это потребуется средств 450 миллиардов рублей, а ежегодно выделяется либо менее 5 миллиардов, либо вот на 2019 год выделено 5,3 миллиарда рублей, то есть потребуется 100 лет, чтобы обеспечить всех стоящих в очереди на получение жилищных субсидий. Я представляю в Государственной Думе Чукотский автономный округ, так вот Чукотскому автономному округу, чтобы вывезти всех своих граждан, хотя их там немного, всего 1 тысяча 400 человек, потребуется 144 года.
Поэтому если даже мы бы прописали в законе определение времени, в течение которого гражданин... мы обязаны гражданину предоставить жилищный сертификат и вывезти из районов Крайнего Севера, конечно, этого сделать невозможно, это не будет соответствовать действительности.
Председательствующий. Спасибо.
Тумусов Федот Семёнович.
Тумусов Ф. С. Спасибо.
Вот у меня вопрос к авторам законопроекта. Мне очень жаль, что в числе авторов законопроекта есть очень активные члены КПРФ. Вот в советское время одним из таких стимулов, чтобы люди ехали на Север работать и жить, был такой момент как бронирование квартир, тогда не было собственности, вы помните, да. И там люди имели право бронировать, сохранить своё жильё на материке и поехать по договору работать на Север, потом, естественно, жильё... они обратно приезжали.
А вот по вашему предложению оно как бы, наоборот, если у вас есть социальное жильё, вас исключают из очереди.
Но у меня другой вопрос. Письменный отказ, вы написали в законопроекте, если вдруг он не напишет, тогда что - всё равно исключать будете или как вы будете добиваться этого письменного согласия, если человек не будет писать о том, что он отказывается, а просто не будет получать. Спасибо.
Председательствующий. Валентине Васильевне включите микрофон.
Рудченко В. В. Федот Семёнович, но дело в том, что в законе действительно прописано, что в случае письменного отказа гражданина от получения государственного жилищного сертификата, в этом случае он исключается из очереди. Если он не напишет письменный отказ, значит, он останется в очереди на получение жилищных субсидий.
Но у нас просто нет сегодня времени глубоко обсуждать вопрос. Мы этот проект закона в числе других вопросов обсуждаем на заседании рабочей группы, которая создана при комитете по проблемам Севера и Дальнего Востока, как раз вот именно всё, что касается жилищных субсидий, и то, что касается законодательства в этой сфере.
Поэтому я думаю, что мы хотели бы, чтобы вы, Федот Семёнович, тоже как представитель от Якутии приняли участие в работе этой рабочей группы, и вот там мы могли бы подробно обсуждать все другие вопросы.
Председательствующий. Спасибо.
Тихомиров Анатолий Федорович.
Тихомиров А. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо, Иван Иванович.
Уважаемая Валентина Васильевна, предложенный вами законопроект предлагает ввести норму, которая определяет письменный отказ гражданина от предложенного государственного жилищного сертификата достаточным основанием для снятия его с учета в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии. Вместе с тем я знаю, что ряд членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы высказывают мнение, что это нововведение может нарушить права граждан на получение жилищной субсидии.
Вопрос к вам. Скажите, пожалуйста, считаете ли вы, что данное мнение вот депутатов и членов Совета Федерации соответствует действительности? И нет ли необходимости разработать к процедуре второго чтения законопроекта исчерпывающий перечень случаев, в которых гражданин сможет воспользоваться правом отказа от предложенного государственного жилищного сертификата без потери права на получение жилищной субсидии? Спасибо.
Председательствующий. Валентине Васильевне Рудченко включите микрофон.
Рудченко В. В. Анатолий Федорович, вы совершенно правильно сказали, что ко второму чтению можно вот этот вопрос рассмотреть, и какие будут предложения у членов Совета Федерации, у депутатов Государственной Думы обсудить, и ко второму чтению, возможно, можно будет подготовить исчерпывающий перечень.
Хотя, как я уже говорила в своем выступлении, аналогичная норма есть в законе о ЗАТО, и норма эта действует, и как мы видим, что она не является нарушением прав человека.
Председательствующий. Спасибо. Кузьмин Андрей Альбертович. Кузьмин А. А., фракция ЛДПР.
Спасибо. Валентина Васильевна, вопросов два даже, наверное. Первый — сколько имеется сегодня семей, которые отказались от сертификата и на какую сумму? И второй — вот простая письменная форма, она как будет исполняться? Это будет нотариально заверенный документ или это будет просто написанный от руки отказ, чтобы как бы избежать злоупотреблений со стороны чиновников? Спасибо.
Рудченко В. В. Андрей Альбертович, то, что касается нотариально или нет, вот Совет Федерации, комитет Совета Федерации по делам Севера предложил определить форму, именно нотариальную форму отказа от жилищного сертификата. Как я уже говорила, ко второму чтению мы можем обсудить этот вопрос и принять решение.
То, что касается, сколько отказывается. По данным Министерства строительства при регистрации в 2018 году только заявились на получение жилищного сертификата стоящие в очереди каждый четвёртый. Только каждый четвёртый. То есть три четвёртых отказались.
Председательствующий. Спасибо.
Черкасов Кирилл Игоревич.
Черкасов К. И., фракция ЛДПР.
Спасибо, Иван Иванович.
Вопрос к уважаемой Валентине Васильевне. Ну, отказались они не только потому что им не надо, а потому что документально для того, чтобы продлиться, надо собрать очень много документов и надо приехать туда, где подаёшь. В Республике Коми самая большая очередь, и вот ситуации, которые возникали на приёмах в последнее время, наверняка вы в комитете это проговаривали. Женщина, двое детей, муж уехал на вахту, она соответственно осталась там. Он не развёлся с ней, но купил в центральной части участок земельный, и ей сейчас отказывают с детьми в постановке на учёт, то есть её снимают с очереди. Естественно, она не соглашается.
То есть разбирая вот такие ситуации, как в таком случае, вы считаете, это во втором чтении надо отдельные поправки вносить или такие вещи будут как-то регулироваться, когда Семейный кодекс вмешивается. Но мы же понимаем, что люди не только женятся, но и разводятся, есть гражданские браки, а есть, к сожалению, мужчины, которые просто бросают свои семьи и уезжают, и дети не получают алиментов... (Микрофон отключён.)
Председательствующий. Валентине Васильевне Рудченко.
Рудченко В. В. Уважаемый Кирилл Игоревич, очень много жизненных ситуаций возникает, ситуации всевозможные.
Поэтому я думаю, что все такие жизненные ситуации, во-первых, они решаются на уровне органов местного самоуправления, которые занимаются постановкой на учет, сбором документов, также региональные органы власти, исполнительные региональные органы власти, которые также занимаются очередностью, я думаю, что там люди работают с пониманием и все жизненные ситуации будут проработаны.
Если необходимо, на ваш взгляд, внести ко второму чтению какие-то конкретные случаи, мы готовы рассматривать все ваши предложения.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Есть желающие. Коллеги, пока идет запись, может быть, мы договоримся, что по всем законопроектам, которые мы будем сегодня рассматривать, всё-таки только мнение фракций выслушать. Нет возражений, коллеги? Нет возражений. Давайте у нас просто напряженная работа, в порядке исключения мы по такому пути пойдем. Вопросы, конечно, надо задавать и на них получать ответы.
Покажите список.
Тумусов Федот Семенович.
Тумусов Ф. С. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы, фракция "СГОАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" категорически против данного законопроекта. Потому что это очередной антинародный законопроект.
Ведь, что получается? Люди годами, десятилетиями ждали получения этого жилищного сертификата, а мы с принятием этого законопроекта будем их просто вычеркивать. И при этом, значит, требовать с них заявления, что вот вы там отказываетесь. Я не знаю, найдется ли такой человек с низким уровнем интеллекта, чтобы подписать такую бумагу. А причина отказа, вот в этом году, почему он отказывается, там может быть множество. Может быть, семейные обстоятельства, может быть, какие-то другие обстоятельства. Вот я понимаю, если бы там три раза подряд отказался, пять раз подряд отказался, тогда еще можно рассматривать. Вот один раз взял и отказал.
Потом вот второй вопрос. Раньше стимулировали людей, чтобы... Здесь имеют квартиры, чтобы он там забронировал, сохранил и поехал на работу, а сегодня мы не стимулируем, говорим: если у вас там что-то есть, всё, вы там уезжайте с Севера, вы нам не нужны. О чём это говорит? Это говорит о том, что у нашего государства, к сожалению, нет чётко выраженной, оформленной государственной северной политики. Вот раньше, в советское время, вот авторы из КПРФ, они прекрасно знают, такая система была, начиная с заработной платы, другими компенсациями, льготами и стимулами. А с приходом Егора Гайдара в Правительство Российской Федерации, он сказал так: люди не должны жить на Севере, пусть уезжают, вот мы будем выдавать эти самые жилищные сертификаты. И, конечно, по копейке, по крохе выделяют, и, естественно, 100 лет надо ждать, 50 лет. Просто надо вот правило такое: денег нет, но вы там держитесь, ребята, - из той же оперы вот этот законопроект.
Поэтому я предлагаю проголосовать против данного законопроекта. Фракция категорически против. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Федот Семёнович. Коткин Сергей Николаевич, пожалуйста.
У меня просьба, вы ставьте по 3 минуты, а если будет мало, мы будем добавлять.
Коткин С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, коллеги!
Очевидно, что реализация Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" является сегодня острейшей социальной проблемой. В целом по Российской Федерации порядка 200 тысяч граждан на очереди. С тем финансированием, которое сегодня федеральный центр выделяет, по две тысячи граждан в год, это действительно нам нужно не менее 100 лет, чтобы мы сняли эту проблему с повестки дня. И сегодня даже многие не доживают до того счастливого дня, которые получили эти квартиры, а те, кто и получил, то не имеет ни сил, ни здоровья, да и многие, переехав в преклонном возрасте в благоприятные климатические условия, организм, к сожалению, уже не перестраивается, и имеются очень серьёзные проблемы со здоровьем.
Депутаты Государственной Думы и члены фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" постоянно на самых различных площадках поднимают эту проблему и отмечают о том, что в современных условиях для того, чтобы эту задачу решить, нужны новые подходы и новые механизмы, которых, к сожалению, сегодня нет. Поэтому в Комитете по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока такая рабочая группа создана, работает, и мы совместно с профильными министерствами, с регионами прорабатываем вот те варианты и механизмы, которые сегодня можно было бы применить. И, я думаю, что в самое ближайшее время мы вам представим на рассмотрение решение этих вопросов.
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный проект закона, предлагает его принять в первом чтении. Мы считаем, что он, безусловно, будет повышать социальную защищённость вот этой категории граждан. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Николаевич.
Валентина Васильевна, будете выступать с заключительным словом? Депутату Рудченко включите микрофон.
Рудченко В. В. Благодарю всех за столь активное участие в обсуждении данного проекта закона. Приглашаю всех к подготовке данного проекта закона ко второму чтению, действительно есть над чем поработать.
И я хотела бы обратиться к Ольге Николаевне Епифановой. У нас, как мы говорили, уже есть рабочая группа при комитете, но, к сожалению, сегодня недостаточно привлечения только представителей из министерства строительства в работе этой рабочей группы, нам необходимо уже уровень вице-премьера, курирующего это министерство, то есть Мутко.
Поэтому хотелось бы попросить вас, чтобы мы как-то имели возможность уже выйти на вице-премьера, потому что проблема очень-очень серьёзная и требует незамедлительного решения.
Председательствующий. Спасибо.
Владимир Александрович, содокладчик? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты.
Результаты голосования (15 час. 32 мин. 33 сек.)
Проголосовало за 339 чел 75,3 %
Проголосовало против 20 чел 4,4 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 360 чел.
Не голосовало 90 чел 20,0 %
Результат: принято В первом чтении законопроект принимается. Спасибо.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments