leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Стенограмма пленарное заседание ГД 30.05.14 Эльвира Набиуллина Отчет ЦБ за 2018 год – часть 1

Стенограмма пленарное заседание ГД 30.05.14 Эльвира Набиуллина Отчет ЦБ за 2018 год – часть 1
СТЕНОГРАММА двести семнадцатого заседания Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Здание Государственной Думы. Большой зал.
30 мая 2019 г. 12 часов.
Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин
Председательствующий. Уважаемые коллеги, начинаем работу. Просьба зарегистрироваться.
Включите, пожалуйста, режим регистрации. Коллеги, идет регистрация, обращаю ваше внимание. Покажите результаты регистрации.
Результаты регистрации (12 час. 01 мин. 08 сек.)
Присутствует 415 чел 92,2 %
Отсутствует 35 чел 7,8 %
Всего депутатов 450 чел.
Не зарегистрировано 35 чел 7,8 %
Результат: кворум есть В зале присутствуют 415 депутатов. Кворум есть. Пожалуйста, Ольга Викторовна Савастьянова.
Савастьянова О. В., председатель Комитета ГД по контролю и Регламенту, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
На сегодняшнем заседании по уважительной причине отсутствуют 30 депутатов Государственной Думы, присутствовать должно 420. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, прежде чем мы с вами приступим к регистрации, давайте поздравим Казакову Ольгу Михайловну с днем рождения. (Аплодисменты.)
Коллеги, нам необходимо принять за основу проект порядка работы. Пожалуйста, включите режим голосования. Кто за?
Покажите результаты.
Результаты голосования (12 час. 02 мин. 39 сек.)
Проголосовало за 401 чел 89,1 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 0 чел 0,0 %
Голосовало 401 чел.
Не голосовало 49 чел 10,9 %
Результат: принято
Принимается единогласно порядок работы на сегодняшний день за основу.
Кто хотел бы высказаться по порядку работы? Есть желающие. Пожалуйста, включите запись.
Покажите список.
Пожалуйста, Лысаков Вячеслав Иванович.
Лыса ко в В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Комитет просит пункт 12 повестки, замена докладчика. Вместо Крашенинникова Павла Владимировича Байгускаров Зариф Закирович будет докладывать. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Резник Владислав Матусович.
Резник В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Глубокоуважаемые коллеги!
Я, к сожалению, шестое заседание подряд не успеваю доложить в первом чтении поправки в закон "Об охоте", связанные с исключением двойного налогообложения охотпользователей. В регионах сейчас рассматриваются десятки судебных дел, которые прокуратура согласна отложить, если Дума примет соответствующий законопроект в первом чтении.
Поэтому просьба 28-й номер перенести первым в блок законов, рассматриваемых в первом чтении. На доклад потребуется не более минуты. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Уважаемые коллеги, поступило предложение Лысакова Вячеслава Ивановича по вопросу 12 - замена докладчика на Байгускарова. Нет возражений? Нет возражений. Принимается решение.
Коллега Резник Владислав Матусович предложил вопрос 28 перенести для приоритетного рассмотрения в блок законопроектов первого чтения? Первого чтения. Учитывая, что у нас ранее принимались решения Советом, и они достаточно долго обсуждались, итогом этих решений было вынесение на приоритетное рассмотрение восьми законопроектов, так, Александр Дмитриевич, Иван Иванович? Так.
Мы с вами могли бы рассмотреть ваше предложение, поставив 28-й вопрос сразу после законопроектов, по которым вынесено решение о приоритетном рассмотрении, учитывая, что это была просьба настоятельная и фракций, и комитетов, 9-м вопросом после этих законопроектов, вот именно в блоке законопроектов первого чтения. Иное решение, безусловно, депутаты могут принять, но информирую о ранее принятом решении.
Владислав Матусович! Включите микрофон Резнику.
Резник В. М. Спасибо, Вячеслав Викторович. Для меня самое главное, чтобы это было рассмотрено сегодня. Спасибо.
Председательствующий. А вот, коллеги, об этом давайте также поговорим, обменяемся. Соответственно, 28-й вопрос повестки, он перейдет после 25-го, это будет 26-й вопрос.
Пожалуйста, Александр Дмитриевич и Иван Иванович, сориентируйте наших коллег, исходя из приоритетной повестки, которую мы обсуждали, каким вопросом нам необходимо сегодня завершить заседание с тем, чтобы все вопросы, связанные с приоритетным рассмотрением, внесенные правительством, внесенные у нас фракциями и комитетами, мы смогли бы рассмотреть.
Пожалуйста, Жукову включите микрофон.
Жуков А. Д., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Ну, как раз, если мы 26 пунктов с учетом переноса, который мы сейчас сделали, рассмотрим. Это будет очень хорошо с учетом повестки, которая сегодня есть. Потому что отчет Центрального банка займет достаточно много времени.
Председательствующий. Уважаемые коллеги, иными словами, если мы сегодня поработаем эффективно, а, возможно, придется задержаться. Александр Дмитриевич предлагает нам минимальный объем вопросов в рамках повестки, которую мы для себя формируем на сегодняшний день, сформировать до 26-го вопроса включительно.
26-й вопрос - вопрос, который сейчас нам предложил для рассмотрения в приоритетном порядке Владислав Матусович Резник.
И таким образом у нас программа минимум будет выполнена, даже если она потребует нам увеличить продолжительность рабочего времени. Если же, соответственно, мы с вами сможем рассмотреть большее количество вопросов, ну, только можно будет это приветствовать. Но программа минимум - 26-й вопрос включительно.
Нет возражений, коллеги? Нет возражений.
Учитывая, что мы будем в регионах две недели и, причем это региональная неделя, которая потребует от нас и командировок, и руководство Государственной Думы, руководители фракций 12 июня будут в Москве, 7-го будут на питерском экономическом форуме, поэтому давайте мы сегодня поработаем по максимуму, ну, и с пониманием отнесёмся к тому, что у нас первая пленарная неделя также, возможно, будет более напряжённой. Нет возражений? Нет возражений.
Уважаемые коллеги, с учётом принятых решений ставится на голосование в целом порядок работы на сегодняшний день.
Просьба включить режим голосования.
Покажите, пожалуйста, результаты.
Результаты голосования (12 час. 08 мин. 49 сек.)
Проголосовало за 399 чел 88,7 %
Проголосовало против 0 чел 0,0 %
Воздержалось 1 чел 0,2 %
Голосовало 400 чел.
Не голосовало 50 чел 11,1 %
Результат: принято Принимается порядок работы на сегодняшний день.
Уважаемые коллеги, прежде чем мы перейдём к рассмотрению 2-го вопроса нашей повестки, у нас годовой отчёт Центрального банка, разрешите вас проинформировать о решениях, которые состоялись на заседании Совета Думы, мы его провели до пленарного заседания, это было внеочередное заседание Совета Государственной Думы. Принято решение по ряду вопросов, и о них хотелось бы вас проинформировать. Нет возражений? Нет возражений.
Уважаемые коллеги, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин внёс законопроект в Государственную Думу. Речь идёт о федеральном законе "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединёнными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности".
Предлагается принять решение приостановить действие Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединёнными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности, подписанного в городе Вашингтоне 8 декабря 1987 года.
2-й статьёй данного законопроекта предлагается решение о возобновлении Российской Федерацией действия Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединёнными Штатами Америки о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности принимается Президентом Российской Федерации, иными словами, мы право такое в рамках этого закона предоставляем нашему главе государства. Вот две статьи, которые данный законопроект содержит.
Уважаемые коллеги, Советом Государственной Думы принято решение направить законопроект в рассылку до 10 июня.
Профильный комитет - Комитет по международным делам. Два комитета определены соисполнительными по этому закону: Комитет по обороне и Комитет по безопасности. И мы предложили рассмотреть этот законопроект в приоритетном порядке, в первый день работы Государственной Думы - 18 июня. Это первое решение, которое было принято.
Также мы приняли ряд решений сегодня на Совете Государственной Думы, рассмотрев три законопроекта, которые внесло нам Правительство, по корректировке бюджета на текущий год и последующие годы, учитывая что доходы растут и это требует внесения определённых изменений в бюджет.
Могу вас поздравить, у нас доходы, исходя из предложений, которые правительство внесло по текущему году, должны вырасти до 20 триллионов 174 миллиардов 900 миллионов рублей. Мы с вами перевалили, преодолели 20-триллионный рубеж.
И если вы помните, бюджет, который принимала Государственная Дума в 2000 году, составлял всего лишь 1 триллион рублей. Страна развивается, экономика развивается. Нам хотелось бы, чтобы она развивалась большими темпами, быстрее и быстрее рос бюджет, но, коллеги, за это время у нас бюджет вырос в 20 раз.
И, собственно, учитывая что появились средства, правительство предлагает их направить в регионы, на поддержку региональных бюджетов. А всего мы с вами рассмотрим распределение в объёме 525 миллиардов 300 миллионов рублей.
Эту работу поручено Комитету по бюджету и налогам провести на протяжении вот ближайших двух недель, направив законопроект также в регионы до 10 июня соответственно, до 18-го рассмотреть на комитете, после чего также мы с вами в приоритетном порядке 18-го рассмотрим эти законопроекты с тем, чтобы как можно быстрее средства поступили в регионы.
Вот такие решения были приняты.
Коллеги, нет замечаний по принятым решениям? Вы все их получите, учитывая, что они пошли в рассылку и во фракции, и в комитеты. Хотелось бы о них проинформировать, учитывая их важность и приоритетность.
А сейчас, коллеги, переходим к рассмотрению нашей повестки.
2-й вопрос. О проекте постановления Государственной Думы "О годовом отчете Центрального банка Российской Федерации за 2018 год".
Доклад сделает Председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Сахипзадовна Набиуллина. Содоклады сделают руководители наших профильных комитетов.
Пожалуйста, Эльвира Сахипзадовна.
Набиуллина Э. С, Председатель Центрального банка Российской Федерации.
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые депутаты! Добрый день!
Сегодня я представляю отчет от деятельности Банка России в 2018 году. Отчет был направлен в Государственную Думу 3 недели назад, мы с вами общались в рамках рабочих групп, встреч с фракциями, объединенного заседания профильных комитетов и позвольте поблагодарить вас за столь внимательное отношение и глубокое погружение в нашу работу.
Я остановлюсь на приоритетных направлениях нашей деятельности, которые определены Конституцией и Законом "О Центральном банке...", связаны с достижением национальных целей развития в соответствии с майским указом президента и стратегическими задачами Банка России.
Я начну с денежно-кредитной политики. Основная цель инфляции вблизи 4-х процентов, она также обозначена в указе президента. Низкая инфляция это залог развития долгосрочных инвестиций и роста благосостояния граждан.
Цель по инфляции мы впервые достигли в 2017 году, в тот срок, когда и обещали.
С этого момента наша политика - удерживать инфляцию постоянно вблизи этого уровня.
Если в 2017-ом и в начале 2018 года и внутренний, и внешний факторы складывались благополучно, мы могли понижать ключевую ставку, то во второй половине прошлого года проявили существенные инфляционные риски. В их числе рост цен на бензин, ослабление обменного курса рубля, как из-за оттока капитала с развивающихся рынков, так и вследствие обострения геополитического фона, решения о повышении НДС.
В денежно-кредитной политике мы действовали на упреждение, на упреждение реализации этих рисков. Наша ключевая ставка влияет на будущую, а не на текущую инфляцию.
В результате, мы повысили ставку на 0,5 процентного пункта. Этого было достаточно, чтобы инфляция отклонилась от целей незначительно по нижней границе нашего прогноза и быстро начала возвращаться к цели. Более того, именно оперативное реагирование позволило нам обойти не таким существенным повышением ставки. Это показало, в частности, и что инструментарий нашей денежно-кредитной политики работает так, как и планировалось: справляется с вызовами и позволяет сохранять стабильные условия для развития экономики.
Данные за март и апрель уже этого года говорят, что месячные темпы роста цен с поправкой на сезонность по всем основным группам товаров и услуг уже опустились до уровня нашей цели. Годовая инфляция вернётся к цели в первой половине 2020 года.
Сейчас, когда требовавшие нашего вмешательства проинфляционные факторы в основном себя исчерпали, мы считаем возможным вернуться к понижению ставки во втором-третьем квартале.
Теперь о финансовой стабильности. Здесь, как вы знаете, могут быть и внутренние, и внешние риски. Один из инструментов в руках Центрального банка для контроля внешних рисков - это золотовалютные резервы.
С учётом геополитического фона, нестабильности нефтяной конъюнктуры мы накапливаем золотовалютные резервы. Сейчас уровень резервов составляет 491 миллиард долларов США, что уже очень близко к ориентиру 500 миллиардов долларов, которые мы указывали несколько лет назад.
Мы проводим политику диверсификации резервов, чтобы обеспечить и надежность хранения резервов, и возможность воспользоваться ими в любой момент. Мы нарастили долю золота и юаня, снизили долю доллара США.
Мы продолжаем политику дедолларизации или правильнее сказать - девалютизации финансовой системы. Доля валютных кредитов и депозитов снижается. Внешний долг также продолжает снижаться. За год он сократился на 12,4 процента. В отношениях с основными торговыми партнерами развиваются расчеты в национальных валютах.
Эти меры в совокупности снижают для нашей страны внешние риски и экономической и политической природы.
На внутреннем рынке меры по укреплению финансовой стабильности связаны с охлаждением наиболее рискованных сегментов рынка, недопущением формирования пузырей.
В фокусе нашего особого внимания находится ипотека с низким первоначальным взносом до 20 процентов. Как вы помните, именно рискованная ипотека стала причиной финансового кризиса в США, который затем распространился на весь мир.
Мы ввели повышенные коэффициенты для банков по выдаче такой ипотеки.
Для рынка потребительского кредитования с осени этого года вводится показатель долговой нагрузки граждан. Это отношение долга к доходу, который должны будут учитывать и банки, и микрофинансовые организации, когда выдают займы.
Такая мера должна ограничить рост закредитованности граждан. Если человек набрал больше кредитов, чем может обслуживать, это угрожает его личному благосостоянию, а для банков это угроза их устойчивости.
Мы считаем такой шаг своевременным. Потому что рынок потребительского кредитования растет быстро, быстрее, чем кредитование предприятий, и мы не должны упустить контроль над ситуацией с розничным кредитованием.
Если мерить в среднем по стране уровень долговой нагрузки населения, то он может показаться небольшим. Сейчас это около десяти процентов. Это та часть своего дохода, которую люди в среднем направляют на выплаты по кредитам.
Но, если рассмотреть этот показатель только для тех, кто берет кредиты, то им приходится направлять на погашение кредитов уже 44 процента своего дохода. И поэтому нужен расчет долговой нагрузки каждого конкретного заемщика.
Теперь о развитии банковского сектора. В прошедшем году банки наращивали кредитование, снижали ставки по кредитам. Кредитование экономики выросло на 5,8 процента против 3,7 процента в 2017 году.
За первые четыре месяца этого года корпоративные кредиты выросли на 2,5 процента. Напомню аналогичный период прошлого года, это было 2,3 процента. Ставки по кредитам снижались большую часть года до того, как начали расти инфляционные риски, и Банк России повысил ключевую ставку.
Сейчас мы ожидаем, что ставки вновь начнут уменьшаться на базе снижения инфляции. Банки имеют возможность дальнейшего наращивания кредитования. У них есть и капитал, и ликвидность. Мы внедряем меры стимулирующего регулирования, которые должны сделать кредитование именно реального сектора более привлекательным. Повышенное внимание мы уделяем кредитованию малого бизнеса, упрощаем для банков регуляторные требования именно в том, что касается выдачи кредитов для малого и среднего бизнеса. Это, в том числе, и возможности для секьюритизации, и пониженные коэффициенты риска для хороших ссуд для малого бизнеса, и возможность для банков оценивать состояние клиента малого бизнеса, основываясь на широком круге данных, не заставляя малые предприятия готовить сложный пакет документов.
Также было введено страхование средств на счетах малого и среднего бизнеса в банках. Спасибо большое депутатам за принятие этого закона. Это тоже фактор развития малого предпринимательства.
В прошлом году мы перешли к пропорциональному регулированию в банковской сфере. 142 банка сейчас имеют базовые лицензии. Приоритетная задача для таких банков как раз кредитование малого или среднего бизнеса. Мы на площадках банковских ассоциаций и на площадке Банка России обсуждаем с этой категорией банков их проблемы. Будем готовы донастраивать наше регулирование, чтобы создать для них оптимальные условия для работы с малым и средним бизнесом.
Теперь об ипотеке. Это самый социально значимый вид кредитования. Ипотека росла высокими темпами в прошлом году. Ставки по ипотеке также снижались большую часть года. Сейчас, после короткого периода роста с исторически низкого уровня в 9,4 процента, у нас рост был до 10,4 процента ставок, банки вновь начали объявлять о снижении ставок. Ипотека — это долгосрочные кредиты, и ставки по ним зависят и от инфляции, и от инфляционных ожиданий. Поэтому наша денежно-кредитная политика как раз направлена на сохранение стабильно низкой в долгосрочном плане инфляции. Это основной фактор снижения ставок по ипотечным жилищным кредитам. И мы считаем совершенно реальным достижение уровня ставок по ипотеке до 8 процентов в срок, определённый указом президента.
Банковское кредитование - это, конечно, важный, но не единственный источник финансовых ресурсов для бизнеса. Для решения национальной задачи по повышению инвестиций в основной капитал до 25 процентов, важны и долговые заёмные, и долевые - это участие в капитале, инструменты привлечения финансирования для компаний. Линейку таких инструментов мы уже расширили, мы меняем регулирование с тем, чтобы процесс выпуска ценных бумаг становился и проще, и быстрее для эмитентов. Уже есть возможность регистрировать программы облигаций, что значительно снижает процедурные издержки. В ближайшем будущем появится возможность электронной регистрации эмиссий.
Облигации сейчас составляют уже 18 процентов в общем объёме заимствований предприятий - это больше 7 триллионов рублей. Поэтому, когда мы говорим о доступности заёмных средств для наших предприятий, нужно иметь в виду не только банковское кредитование, но и возможности роста корпоративных облигаций.
Но кроме заёмного финансирования, конечно, очень важно привлекать предприятиям деньги в капитал.
И здесь, для того чтобы привлекать акционерное финансирование, принципиальное значение имеет улучшение корпоративного управления. Инвесторы будут вкладывать деньги в те предприятия, которые они понимают как устроены, понимают, что права их защищены, понимают, как они могут зарабатывать. И в публичных компаниях в связи с этим усилена и дальше будет усиливаться контрольная и стратегическая роль советов директоров, потому что член совета директоров — это не должность свадебного генерала, как иногда воспринимают, это реальная ответственность за развитие компании. Создаются и институты управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, лучшим образом защищаются дивидендные права акционеров.
И последнее про банковский сектор - результаты санации крупных кредитных организаций по новому механизму. В прошлом году мы фактически завершили санации трех крупных банковских групп и "Азиатско-Тихоокеанского Банка". С созданием Банка непрофильных и проблемных активов все санированные банки уже работают на рынке, соблюдая все нормативы.
Можно сказать, что наиболее сложный этап оздоровления банковского сектора пройден. Конечно, он не был безболезненным и бесплатным. В прошлом году Банк России показал убытки, связанные с проведением санации и формированием Банка непрофильных активов, но убытки на балансе Банка России - это, по сути, отсутствие потерь вкладчиков и банкротств предпринимателей, которые держали деньги на счетах в этих банках. Мы избежали больших потерь для экономики и эффекта домино на финансовом рынке. Сейчас наша задача - вернуть как можно большую часть потраченных средств через продажу этих банков и работу с непрофильными активами.
Несколько слов о страховом рынке. В прошлом году началась реформа ОСАГО. Первый её этап — а это расширение тарифного коридора, совершенствование применения коэффициента бонус-малус, уточнение категорий водителей — уже привел к некоторому снижению стоимости ОСАГО практически во всех регионах. Среднее по стране снижение стоимости полиса составило почти 4 процента.
Следующий этап - это индивидуализация тарифов для водителей, что должно окончательно решить те проблемы, с которыми люди сталкиваются в ОСАГО. В первую очередь - покончить с несправедливостью, когда аккуратные, ответственные водители платили за тех, кто водит рискованно и часто попадает в аварии.
О микрофинансовых организациях. Рынок микрофинансирования в прошлые годы, да и сейчас был и является объектом вполне справедливой критики: ростовщические проценты, невообразимые штрафы и пени. Здесь мы значительно ужесточили регулирование микрофинансовых организаций. Сейчас на рынке в два раза меньше таких организаций, чем было пять лет назад. Ставки теперь по закону будут ограничиваться одним процентов в день, полная стоимость займа с учётом всех возможных штрафов и пени — полуторами суммами займа. При таких условиях люди действительно смогут решать свои временные финансовые трудности с помощью микрофинансирования, не оказываясь в итоге в худшей ситуации.
Далее, мы считаем одной из своих приоритетных задач предотвращение потерь экономики от незаконных операций, а граждан от мошенничества.
Объём сомнительных операций в финансовой системе в прошлом году продолжал снижаться, это устойчивый тренд последних лет. И вы здесь видите на слайдах именно данные за несколько лет. Объём обналичивания снизился в два раза, незаконного вывоза средств за рубеж на 20 процентов. Это цифры прошлого года.
По мере развития цифровых технологий увеличиваются и потенциальные киберриски. Мы контролируем киберустойчивость финансовых организаций. У Банка России налажен постоянный мониторинг кибератак, есть система информационного обмена и поддержки участников рынка.
В том, что касается защиты граждан от мошенничества, наша задача — сократить до минимума время от выявления финансовой пирамиды или организации, которая нелегально предоставляет финансовые услуги, до их ликвидации. Это требует масштабного мониторинга.
В прошлом году мы создали два специализированных центра на базе наших отделений в Краснодаре и в Хабаровске, что позволило повысить оперативность выявления мошеннических организаций. В прошлом году так было выявлено 168 пирамид, что на четверть больше, чем годом ранее.
Мы активно здесь сотрудничаем с правоохранительными органами, в том числе в регионах именно на правоохранительных органах лежит функция пресечения деятельности этих незаконных организаций.
Большую опасность для граждан представляют черные кредиторы, которые часто под вывеской микрофинансовых организаций, почему такая критика на микрофинансовые организации, под этой вывеской предлагают займы, иногда под залог жилья, а потом требуют с людей безумные деньги. В основном черные кредиторы действуют через Интернет. И нам надо остановить этот процесс, поэтому мы просим дать полномочия Центральному банку, в том числе по оперативной блокировке сайтов, где рекламируются незаконные финансовые организации.
Соответствующий законопроект уже направлен в Государственную Думу. Мы очень рассчитываем на вашу поддержку.
Чтобы снизить вероятность того, что человек попадет в ловушку черных кредиторов, с прошлого года мы ведем проект с Yandex по маркировке сайтов легальных микрофинансовых организаций, у них специальные значки, которые заслуживают доверия, которые в реестре Центрального банка. Мы обсуждаем аналогичные проекты сейчас и с другими поисковыми системами.
Теперь о развитии карты "Мир". На настоящий момент выпущено уже более 59 миллионов карт. Доля карты "Мир" и эмиссии, и в безналичных операциях постоянно возрастает. Люди по всей стране пользуются картами ежедневно, в том числе более, чем в половине регионов на базе карты "Мир" работают транспортные карты, а в нескольких регионах и социальные карты жителей. И мы рассчитываем, что это будет развиваться. Прием карты "Мир" обеспечивается в государствах Евразийского экономического союза, стартовал в Турции, мы в прошлом году говорили о том, что мы ведем переговоры. А сейчас в ближайших планах прием в популярных у туристов странах дальнего зарубежья, расширение приема в странах СНГ. Развитие безналичных платежей не ограничивается картами "Мир".
В прошлом году мы завершили разработку, а в начале этого года запустили специальный проект "Система быстрых платежей" Банка России. Сейчас к системе подключены 14 банков, ещё 114 подали заявки на подключения. В начале следующего года, по нашим оценкам, будут подключены более 250 банков, позднее будут подключаться только совсем небольшие банки с базовой лицензией, которым нужно больше времени для того, чтобы внедрять изменения.
По нашим оценкам, внедрение этой Системы быстрых платежей позволит снизить более чем в два-три раза тарифы на переводы средств между физическими лицами.
Следующий этап развития системы, над которым мы работаем, это возможность оплаты товаров и услуг через Систему быстрых платежей. Эта возможность, во-первых, поддержит тренд на рост безналичных платежей, тем более что тарифы через Систему быстрых платежей для торгово-сервисных предприятий будут ниже, чем эквайринговой. Вы помните, как остро эта тема обсуждается.
В прошлом году также была создана система единой биометрической идентификации для получения финансовых услуг. Сейчас сдать биометрию можно в отделениях 146 банков, к концу года будет нужно и в соответствии с нормативными документами во всех банках с универсальной лицензией. В скором времени появится возможность сдавать биометрию и через многофункциональные центры - МФЦ, чтобы получать не только финансовые, но и государственные услуги, другие государственные услуги в цифровом виде. И с учётом этих факторов мы ожидаем значимого роста использования биометрии в следующем году.
В прошлом году на базе технологии блокчейн мы совместно с Ассоциацией финансовых технологий, участниками рынка запустили проект "Мастерчейн", это усовершенствованная система записи транзакций. На "Мастерчейне" уже реализуется проект электронной закладной совместно с Росреестром. И мы, конечно, будем и дальше развивать поддержку новых технологий, в финансовом секторе они развиваются достаточно активно, и регулятор здесь оказывает всяческую поддержку, конечно, ограничивая риски для наших граждан.
И теперь о защите прав граждан. Это одна из наиболее болезненных для потребителя ситуация на финансовых рынках, хотя и более редкая. Какая? Когда люди теряют незастрахованную часть вкладов в банках, у которых мы отзываем лицензию.
Если смотреть, я хотела бы здесь привлечь ваше внимание, потому что этот вопрос много ставился в ходе наших обсуждений, по изменению системы страхования вкладов, вот если смотреть по количеству счетов вкладчиков, то 99,5 процента полностью покрывается страховой защитой в рамках системы страхования вкладов в размере миллион 400 рублей, но по объёму это только 57,4 процента вклада.
Это показывает, что с одной стороны, существующий объём, уровень страховых выплат обеспечивает защиту всех средств массового вкладчика, ещё раз: 99,5 процента.
А с другой стороны, что люди, в общем-то, хорошо информированы и обычно не держат на депозитах суммы, превышающие миллион 400. Должны ли мы увеличивать страховое покрытие в такой ситуации? Конечно, речь не может идти об очень богатых людях, на мой взгляд, они могут сами управлять своими рисками.
Но мы считаем обоснованным более внимательно посмотреть на ситуацию, когда у человека на счету в одном банке оказалась большая сумма, в силу стечения обстоятельств он не имел возможности и времени распорядиться средствами, а у банка была отозвана лицензия.
И для подобных случаев, мы считаем правильным, увеличить сумму страховых возмещений. С такой инициативой выступили депутаты, мы её поддерживаем. Каких жизненных ситуаций это касается: наследство, страховые или социальные выплаты, выплаты по решению суда, средства от продажи недвижимости и ряд других. В этих случаях мы считаем возможным увеличить сумму страхового возмещения до 10 миллионов рублей.
Следующий аспект защиты прав граждан — это поведенческий надзор, это система контроля за добросовестностью финансовых организаций при продажах, при заключении договоров и выполнении своих обязательств.
Всю ли информацию раскрывает продавец о потенциальных рисках, когда продает продукт? Честно ли говорит о доходности? Не навязывает ли ненужных услуг клиенту?
В прошлом году мы были вынуждены так обратить внимание на то, как продают полисы страхования жизни. Было очень много жалоб, когда людей заманивали обещаниями высокой доходности, а в итоге они получили меньше, чем, если бы положили деньги на депозит в банке.
Инвестиционное страхование жизни росло опережающими темпами и объем собранных страховых премий достиг больших сумм. Сейчас на этом рынке происходит снижение минус 27 процентов, это I квартал 2018 года и к I кварталу 2019 года, это вполне ожидаемо, это и следствие разочарования людей в этом продукте, и ужесточение требований с нашей стороны. Мы хотим здорового роста финансового рынка, а не такого, который основан на обмане. Поэтому пусть будут более умеренные темпы, но рынок будет развиваться абсолютно здоровым способом.
В прошлом году был создан Институт финансового уполномоченного -финомбудсмена, был принят специальный закон, который мы много лет с вами обсуждали и сейчас его деятельность разворачивается, и она должна повысить уровень защиты прав потребителей. Для граждан это будет более простая и короткая процедура разрешения спорных ситуаций с финансовыми организациями, мы понимаем, что в спорах с финансовыми организациями человек обычно наказывается слабой стороной и здесь у него появляется защитник.
Мы продолжаем развивать программы по финансовой грамотности, тоже было много вопросов на эту тему. Без информирования и просвещения населения защита прав граждан со стороны регулятора она не будет достаточно эффективной. Мы взаимодействуем и с Министерством просвещения, модуль по финансовой грамотности вошел в школьную программу, уже 29 тысяч учебных заведений, это около 70 процентов от всех средних школ, имеют этот модуль. Мы проводим и онлайн и очные семинары, лекции для населения.
У нас действуют и специальные программы для детей-сирот, пожилых людей, и здесь мы размещаем и рекламный материал, в том числе в транспорте. Большая работа развёрнута на площадке наших региональных подразделений, считаем, это очень важно.
И в завершение несколько слов о развитии финансовой доступности.
Вопрос, который волнует многих депутатов, ставился нам на встречах практически с каждой фракцией, потому что эта тема волнует избирателей.
В целом проникновение, если брать в среднем по стране, проникновение финансовых сервисов у нас на достойном уровне. Новые технологии у нас развиваются быстрее, чем во многих странах мира, и это, конечно, расширяет возможности для граждан и для бизнеса, но это в среднем, и прежде всего, происходит в больших городах.
Но в ряде регионов с большим числом труднодоступных, малонаселённых пунктов, сельской местности уровень доступности финансовых услуг невысок, и проблема там остаётся острой. Мы поэтому в прошлом году приняли специальную программу, рассчитанную на три года, по повышению финансовой доступности, и разворачиваем работу по каждому региону с учётом специфики регионов.
Наши основные меры. Это взаимодействие с крупнейшими банками, которые имеют филиальную сеть по всей стране с тем, чтобы они сохраняли присутствие в таких населённых пунктах до появления альтернатив, в том числе через мобильные офисы, многофункциональные автоматические устройства, новые форматы — это простые операции через отделения почты, возможность выдачи наличных через торговые точки (это теперь разрешено), и развитие дистанционных услуг. Здесь у нас тоже проект вместе с Ростелекомом, мы подписали соглашение для того, чтобы в эти точки в приоритетном порядке проводить Интернет.
У нас был запущен в прошлом году пилотный проект по повышению финансовой доступности в Дальневосточном федеральном округе, сейчас запускается в Южном федеральном округе. В этих округах проблемы, мы видим, в финдоступности острее, чем в других.
Дальнейшее расширение возможности для граждан мы, конечно, связываем в целом с развитием новых технологий. Сейчас дистанционными финансовыми услугами пользуются 45 процентов потребителей, и показатель вырос за три года в 2 раза.
Это хороший показатель, потому что были сомнения, все ли люди готовы пользоваться дистанционными услугами? И мы видим, что готовность такая растет.
И поэтому мы так много усилий прилагаем к развитию технологий финансов. Я уже называла и биометрическая идентификация, и система быстрых платежей и маркетплейсы финансовых услуг.
И здесь благодарны Думе за работу по этим проектам, они сложные проекты, но, на наш взгляд, абсолютно необходимые для развития технологий, и в том числе для повышения доступности финансовых услуг, чтобы у нас не было этого разрыва между продвинутыми городами и регионами и между теми, где даже базовые услуги не доступны.
И, подводя итог своему выступлению, я хотела бы сказать, что мы продолжим последовательную работу по всем направлениям, за которые отвечает Центральный банк, и по денежно-кредитной политике, и по оздоровлению и укреплению финансовых рынков, формированию конкурентной среды, развитию необходимой национально-финансовой инфраструктуры, повышению качества и снижения финансовых услуг для граждан и для бизнеса.
Еще раз я хотела бы поблагодарить Государственную Думу за взаимодействие с Банком России, большую работу по совершенствованию законодательства на финансовом рынке. Это значительный вклад в укрепление нашей финансовой системы, ее способности поддерживать экономический рост и повышать благосостояние наших граждан. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Спасибо, Эльвира Сахипзадовна. Уважаемые коллеги, переходим к обсуждению доклада. Слово предоставляется председателю Комитета по финансовому рынку, Анатолию Геннадьевичу Аксакову.
Подготовиться Макарову Андрею Михайловичу.
Аксаков А. Г., председатель Комитета ГД по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, действительно была создана рабочая группа из представителей трех профильных комитетов. Провели обстоятельную большую работу с руководством Центрального банка, с руководителями департаментов.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments