leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Стенограмма пленарное заседание ГД 30.05.14 Эльвира Набиуллина Отчет ЦБ за 2018 год – часть 2

Стенограмма пленарное заседание ГД 30.05.14 Эльвира Набиуллина Отчет ЦБ за 2018 год – часть 2
Ну, и хотел бы, прежде всего, отметить, что замечания и предложения, которые мы изложили в своем заключении в прошлом году, во многом учтены.
Ну, например, мы говорили о рисках, которые существуют для нашей страны, в связи с тем, что долларовые резервы в общем объеме международных резервов в предыдущие периоды составляли значительную долю. Так вот, за год только доля долларовых резервов сократилась в два раза.
Она была 45,8 процента, сейчас 22,7 процента. Мы просили Центральный банк более детально, подробно говорить о прогнозах движения ключевой ставки, для того чтобы экономические агенты могли реагировать на эту информацию и планировать свою финансовую деятельность более эффективно. И вот Центральный банк в прошлом году активно информировал, в том числе в пресс-релизах, в выступлениях Председателя Центрального банка о ситуации на финансовом рынке, и давал такие сигналы, которые позволяли участникам финансового рынка, да и не только финансового рынка, понимать, как будет развиваться ситуация с ключевой ставкой, и, исходя из этого, опять же, принимать выверенные решения.
Я бы здесь предложил Центральному банку уже перейти к публикации прогнозов ключевой ставки, среднесрочных прогнозов, конечно, они должны быть такими неутвердительными, но учитывающими обстоятельства на рынке. И это позволяло бы нашим экспертам и нашим экономическим агентам более правильно прогнозировать свою политику.
Мы на заседаниях рабочей группы и заседаниях комитета отметили большую работу Центрального банка по обеспечению финансовой стабильности, стабильности национальной валюты, развитию финансового рынка. Вот хотел бы отметить, что совокупные активы профучастников на рынке ценных бумаг выросли в прошлом году на 60 процентов, а стоимость чистых активов паевых инвестиционных фондов выросла на 13,7 процента.
Количество участников выросло более чем на 30 процентов. Это все работа и наша с вами. Мы с вами приняли в прошлом году закон о структурных облигациях, упростили выпуск ценных бумаг, сократили сроки выпуска таких бумаг, ну и при этом, конечно, это работа и Центрального банка.
Есть резервы. Прежде всего, я вижу эти резервы по развитию конкуренции на финансовом рынке. Мы видим, идет огосударствление рынка, идет увеличение крупнейших финансовых институтов на рынке. И здесь мы провели большую работу.
И, кстати, в заключении прошлого года мы отмечали, что необходимо при допуске финансовых институтов в государственные и муниципальные программы, к различным закупкам компаний, госкомпаний, учитывать рейтинги, и договорились о том, что уберём везде требования к капиталу. Сейчас, Эльвира Сахипзадовна, мы направили в адрес Центрального банка документ, который как раз убирает из всех законодательных и нормативных документов требования к капиталу и заменяет их требованиями к рейтингу.
Просьба: просто быстрее проанализировать этот документ, мы бы учли ваши замечания и внесли его бы на рассмотрение в Государственную Думу, и, соответственно, многие-многие вопросы по допуску небольших финансовых институтов к разным программам решили бы.
Цифровые технологии. Здесь Центральный банк является драйвером. Мы активно взаимодействуем, только вчера на комитете поддержали законопроект о маркетплейс, о совершении сделок с использованием электронных платформ. Вчера же во втором чтении поддержали то, что все банки должны подключаться к системе быстрых платежей, но при этом, конечно, важно, чтобы была обеспечена безопасность этих платежей, чтобы не было утечек персональных данных. Рассчитываем на то, что Центральный банк своей мощью, технологической мощью вместе с НСПК обеспечит.
Но учитывая заканчивающееся время, ещё одно предложение, оценка регулирующего воздействия. Многие решения Банка России увеличивают нагрузку на финансовые институты, и иногда это, с нашей точки зрения, не оправданно, и иногда это можно было бы сопровождать снижением других, скажем так, принятием других решений, которые снижают нагрузку. И вот надо, на мой взгляд, внедрять вместе с банковским сообществом оценку регулирующего воздействия для того, чтобы нагрузка была разумной и учитывающая мнение рынка. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.
Слово предоставляется председателю Комитета по бюджету и налогам Андрею Михайловичу Макарову, подготовиться Сергею Александровичу Жигареву.
Пожалуйста.
Макаров А. М., председатель Комитета ГД по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо!
Уважаемый Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!
Основные цели деятельности Банка России - защита и обеспечение устойчивости рубля. При всех тех факторах, которые сейчас действуют, надо признать, рубль устойчив.
Развитие и укрепление банковской системы. Я думаю, что действительно системная работа по расчистке вот этой... того, что было у нас, от того, что происходило, я думаю, эта работа была очень важна и дала очень хорошие результаты.
Обеспечение стабильности развития национальной платежной системы, я думаю, сегодня мы прекрасно понимаем, как важно то, что было сделано, для того чтобы обезопасить страну от рисков, связанными с платежными системами, там, той же Visa, MasterCard с учетом санкций.
Ну и развитие финансового рынка, обеспечение его стабильности, я думаю, здесь очень подробно Эльвира Сахипзадовна остановилась о деятельности Центрального банка, и здесь нет необходимости повторяться, это действительно огромная работа, которая дала положительные результаты.
Я хотел бы остановиться только на последней фразе, которой Эльвира Сахипзадовна закончила. Она сказала, что Банк России и впредь будет принимать все меры, относящиеся к его компетенции, для обеспечения экономического роста и для повышения благосостояния людей. Вот всё здорово, только вот с экономическим ростом, да и с благосостоянием что-то не так. И когда мы смотрим на эти вопросы, вдруг неожиданно выясняется, что всё то, что мы говорили о том, что не хватает кредитования, да вот нам показали данные, как растет кредитование, а рост экономики практически останавливается.
Вот давайте посмотрим, на самом деле ведь стимулирование инвестиционной активности, создание новых производительных рабочих мест, повышение эффективности за счет внедрения новых технологий дают гораздо больше, чем любые кредиты. Кстати, и с точки зрения борьбы с инфляцией они дают гораздо... открывают гораздо больше возможностей. Но очевидно совершенно, что всё это носит немонетарный характер и не находится в рамках тех полномочий, которыми наделен Банк России.
Кстати, хочу напомнить, что на 1 мая, на 1 мая, давайте задумаемся, на депозитных счетах организаций, то есть вот того самого нашего бизнеса находится 26,9 триллиона рублей. Это то, что можно без всяких процентов было бы вкладывать, а бизнес не вкладывает. На 1 января их было ещё больше, правда, - 28 триллионов... Не миллиарда, я сказал, триллионов, конечно, триллионов. Бизнес их не вкладывает.
Мы говорили уже о том, что нежелание рисковать для бизнеса, оно достаточно типично для нашего бизнеса. Но сейчас, к сожалению, оно усиливается страхом, страхом перед действиями силовых структур, которые обирают бизнес. И вот тут Центральный банк совершенно бессилен. Это проблема не Центрального банка, это проблема инвестиционного климата.
Что хотелось бы сказать на самом деле, то, что касается Центрального банка, потому что на самом деле здесь есть вещи, на которые хотелось бы обратить внимание. Ну вот, посмотрите, мы говорим в каждом Интернет-каналах, в СМИ — отток капитала увеличился, чуть ли не утроился и так далее. Ну, разбираем мы структуру того, что называется, и видим, что по структуре-то ничего этого нет. Вот хотелось бы очень, чтобы, может быть, я не знаю, вот наверное "высокомерие" - это не то слово. Чтобы Центральный банк опустился до простой информационной работы, отвечая на вот эти бессмысленные, не имеющие основы обвинения. Потому что на самом деле если Центральный банк скажет об этом, станет ясно, что на самом деле вывоза капитала, вот то, что есть, просто не существует.
Не могу не остановиться ещё на одном вопросе, который, честно говоря, даже не знаю, как решить. Вот я неслучайно сказал об инвестиционном климате. Но в последнее время очень много сигналов, причём реальных, и к сожалению приходится констатировать, что это действительно факт, некоторые банки, относящиеся, кстати, к очень крупным банкам, используя такой инструмент как досрочное требование погашения кредитов, по существу встраиваются в систему рейдерских атак. Я не предлагаю отменять это право. Понятно, что оно связано с правом любого заёмщика на досрочное погашение кредита. Но мы прекрасно знаем, как в существующей системе правоохранительных органов возможности защититься от злоупотребления правом нет. Может быть, тут посмотреть, что может сделать Центральный банк? Это реально серьёзная опасность, потому что когда банки начинают взаимодействовать с этими структурами, становится совсем страшно.
А деятельность банка следует признать не просто удовлетворительной, это хорошая деятельность.
Но только единственное, что хотел бы добавить, лишний раз деятельность Центрального банка доказывает: проблемы экономики России лежат во внеэкономической плоскости.
Председательствующий. Спасибо, Андрей Михайлович. (Аплодисменты).
Пожалуйста, Сергей Александрович Жигарев, председатель Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.
Жигарев С. А., председатель Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, фракция ЛДПР.
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, уважаемая Эльвира Сахипзадовна, разрешите представить вам доклад комитета. Рассмотрев годовой отчет Банка России за 2018 год, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству отмечает, что в отчетном периоде регулятором была проведена значительная работа по ряду направлений его деятельности. Так, в 2018 году Банку России удалось удержать годовую инфляцию вблизи целевого показателя 4 процента в условиях усилившихся внешних шоков и запланированного с начала 2019 года повышения ставки НДС.
Банк России также в целом справился с задачей обеспечения стабильного функционирования финансового сектора, а также устойчивости и надежности его институтов. В частности не возникло необходимости в реструктуризации крупных финансовых институтов, с которыми регулятор столкнулся в 2017 году.
Кроме того, Банк России продолжил работу по внедрению концепции стимулирующего банковского регулирования, установив в 2018 году особый порядок формирования резервов по кредитам и займам, предоставленным в рамках механизма проектного финансирования с участием Внешэкономбанка. А также по ссудам, предоставляемым застройщикам в ходе долевого строительства с использованием эскроу-счетов.
В рамках внедрения стимулирующего регулирования Банк России также принял меры по повышению доступности кредитов для малого и среднего бизнеса, благодаря чему российские банки в 2018 году выдали кредитов малым и средним компаниям на 11,5 процента больше, чем в 2017 году.
В то же время у комитета имеется ряд замечаний к выполнению Банком России отдельных возложенных на него функций, остановлюсь на наиболее серьезных из них.
Первое. В условиях продолжающейся стагнации российской экономики и недостаточного уровня инвестиционной активности, представляется, что некоторое превышение целевого ориентира по инфляции необходимо, если в масштабах всей страны становится задача ускорения экономического роста.
В этой связи показателем являются примеры стран, динамично развивающиеся в последние годы при среднегодовых темпах инфляции выше российских.
Так в 2013-2017 годах среднегодовые темпы экономического роста в Индии достигали 7,1 процента при среднегодовом темпе инфляции 5,7 процента, рост экономики в Индонезии составлял 5,1 процента при темпе инфляции 5,3.
Второе. В отчётном периоде наблюдалась существенная волатильность курса российского рубля, которая резко усилилась после введения Правительством США 6 апреля 2018 года нового пакета санкций против целого ряда российских компаний и физических лиц и возникновения в августе того же года вероятности введения дополнительных жёстких санкций. При этом регулирование валютного курса де-факто осуществляло Минфин России в рамках бюджетного правила, а функция Банка России сводилась в технической покупке иностранной валюты в интересах Минфина.
В этой связи комитет отмечает, что подобная модель может быть вполне эффективной в условиях растущего курса рубля, когда, таким образом, сдерживание его чрезмерного укрепления, но она не работает при возникновении давления в сторону снижения курса рубля на фоне стабильных цен на нефть. Именно такая ситуация сложилась в августе-сентябре 2018 года, и на тот момент единственным доступным решением стал отказ Банка России от покупок иностранной валюты, которое можно рассматривать как одну из форм валютных интервенций, позволившей в некоторой степени ограничить курсовую волатильность и сопряжённые с ней риски для финансовой стабильности в стране.
И, наконец, комитет считает, необходимо отметить, что в отчёте недостаточное внимание уделено анализу кредитной политики Банка России в контексте ускорения экономического развития страны и оценки деятельности коммерческих банков по кредитованию реального сектора экономики. А проводимый Банком России анализ деятельности банкового сектора в свою очередь зачастую ограничивает констатации фактов прироста или снижения тех или иных показателей в отчётном периоде по сравнению с предыдущим, однако причины происходящих изменений не вскрываются.
В то же время несомненно заслуживает одобрения тот факт, что в обращении Председателя Банка России к читателям отчёта подчёркивается нацеленность Банка России на решение стратегических задач по повышению эффективности финансового сектора и усилению его роли в развитии российской экономики.
В этой связи хотелось бы выразить надежду то, что регулятор будет решать указанные стратегические задачи не только за счёт обеспечения ценовой стабильности и устойчивости финансового рынка, но и посредством стимулирования инвестиций кредитования.
С учётом изложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять к сведению годовой отчёт Банка России за 2018 год.
И отдельно, Эльвира Сахипзадовна, хотелось бы пожелать не стесняться вводить новые технологии и новые цифровые решения в работу Банка России. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Александрович. Переходим к вопросам. Пожалуйста, вопрос от фракции КПРФ, Щапов Михаил Викторович.
Щапов М. В., фракция КПРФ. Спасибо.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, российская экономика продолжает находиться в кризисе: количество вновь созданных коммерческих организаций, по итогам 2018 года, сократилось почти на 20 процентов, количество компаний, которые прекратили свою деятельность, увеличилось на 10 процентов, количество компаний, закрывшихся в результате банкротства, увеличилось на 4 процента.
И одной из причин такой ситуации и, как следствие, причиной кризиса в российской экономике в целом является недоступность кредитных средств для производителей: предприятия подчас не могут взять кредит не то, что на развитие, но даже на пополнение оборотных средств. По утверждению нобелевских лауреатов в области финансового кредита, процентная ставка по кредиту не может быть выше половины рентабельности, если она выше, то она разорительна.
Среднероссийская рентабельность сейчас составляет 7,7 процента, а ключевая ставка Банка России составляет 7,75, что не только снижает стимулы для предприятий привлекать кредиты и развиваться, но подчас просто разорительна, что мы видим из статистики, которую я привёл выше.
Какие меры предлагает принять Центробанк Российской Федерации в части смягчения кредитно-денежной политики?
Набиуллина Э. С. Спасибо большое за вопрос, он действительно один из ключевых.
По поводу того, как наша политика денежно-кредитная влияет на доступность кредитов? Мы понимаем, что доступность кредитов - это один из факторов экономического развития, хотя не единственный.
И наша политика заключается в том, чтобы снижать инфляцию и на этой базе повышать доступность кредитов. И мы видели определённые результаты этой политики, в том числе в росте ипотеки. Когда снижается инфляция и рынок начинает верить, что это надолго, то граждане, кстати, достаточно чувствующие эту сферу кредитования, готовы брать больше длинные кредиты.
Именно снижение инфляции, не за счёт повышения инфляции, не за счёт граждан, которые будут платить за товары и услуги повышенную цену, а за счёт контроля над инфляцией и снижения процентных ставок.
Но, конечно, не могу не упомянуть, и в этом контексте говорил Андрей Михайлович Макаров, другие источники развития.
Вот у нас прибыль финансового сектора в прошлом году составила... не финансового сектора, всей экономики, прибыль составила 13,8 процента, рост на 53 процента. Основной источник развития это во всем мире и у нас собственные средства, собственные средства, за которые не надо платить процентной ставки ни кому, ни какому банку, какие бы они не были, это прибыль. И вопрос в том, почему эта прибыль не вкладывается в экономику, у нас средства в экономике есть, в том числе, заработаны нашими предприятиями и эти средства растут.
Тем не менее мы видим, что кредитование растет и корпоративное кредитование и я уже говорила о цифрах, больше 5 процентов в год, больше темпов экономического роста, но наше регулирование мы настраиваем на то, чтобы банкам было выгоднее как раз осуществлять корпоративное кредитование и, прежде всего, новых производств.
Проектное финансирование. Мы внедряем подходы в регулирование, которые сделают для банков более эффективными эти способы.
Малый и средний бизнес. Мы прекрасно понимаем, что не только наша денежно-кредитная политика по снижению инфляции, но и регулирование финансового сектора, поддержание его здоровья, являются основой для развития кредитов и фактором экономического роста.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция ЛДПР, Пайкин Борис Романович. Подготовиться Шулепову. Пайкин Б. Р., фракция ЛДПР. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!
По итогам 2018 года крупные российские банки получили прибыль, исчисляемую сотнями миллиардов рублей, а вот экономика растет очень медленно. В промышленности и сельском хозяйстве, строительстве и на транспорте почти треть компаний имеют убытки, у других недостаточно своих доходов даже для пополнения оборотных средств.
Вопрос. Считаете ли вы экономически оправданной высокую прибыль банков при слабом развитии реального сектора экономики и выполняют ли банки свою основную функцию — инвестирование в основной капитал или они только зарабатывают сами?
Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо.
Действительно, в прошлом году банки показали рост прибыли, но этот рост, рост прибыли был связан и с тем, что в предыдущем году прибыль была гораздо меньше и из-за санаций банков, были показаны убытки в банковском секторе.
Мы не считаем, что здесь сверхприбыли. Кстати, к сожалению, для нас это иллюстрируется отсутствием значимого интереса инвесторов к инвестициям в банковский сектор. Если бы там были сверхприбыли, у нас бы была большая очередь тех инвесторов, которые готовы вкладывать в этот бизнес, что он даёт большую отдачу. Мы пока этого не видим. Поэтому, да, прибыль есть, прибыль позволяет расширять кредитование.
Я хочу ещё раз обратить внимание на особенность банковского бизнеса и регулирование банковского бизнеса. Банк может расширять кредитование, если у него есть капитал, если у него этот капитал увеличивается. И в условиях отсутствия внешних инвесторов, которые готовы вкладывать в банки, прибыль - это есть источник увеличения капитала, который поддерживает кредитование. Поэтому мы считаем, что именно наличие прибыльности банков, это не сверхприбыли, это и поддержка и кредитование экономики, которую мы видим. Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Шулепов Евгений Борисович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Подготовиться Емельянову. Шулепов Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Вячеслав Викторович.
Эльвира Сахипзадовна, мы все помним историю с Бинбанком, с банком "Открытие", на оздоровление которых было направлено более 800 миллиардов рублей бюджетных денег, сотни банков, которые ушли с рынка и унесли с собой вклады россиян, предпринимателей, юридических лиц.
Вопрос заключается в следующем. Почему всё-таки не сработала надзорная функция Центрального банка, которая прописана в Федеральном законе "О Центральном банке"? Произведена, по сути, ликвидация региональной системы банков. И что необходимо всё-таки сделать в дальнейшем, чтобы наша финансовая, банковская система работала устойчиво, чтобы её не лихорадило: то ли это внутренние проблемы в Центральном банке нужно решить, то ли федеральное законодательство необходимо поправить и добавить вам функционал. Спасибо. Прокомментируйте, пожалуйста.
Набиуллина Э. С. Спасибо.
Также этот вопрос задавался у нас на многих фракциях по эффективности наших надзорных действий, почему эти случаи банковских крахов случаются.
Но мы, когда начинали эту политику финансового оздоровления, понимали, что она будет проходить в течение нескольких лет, потому что имели дело с масштабными накопленными проблемами в банковском секторе.
Мы сейчас уже можем сказать, что действительно значительную часть этого пути прошли, и особенно 2017 год у нас был важный при решении проблем крупных банков. Мы их могли решить только благодаря тому, что было принято законодательство соответствующее.
Что мы делаем для того, чтобы такое накопление рисков не грозило нам в будущем? Конечно, мы меняем и внутренний надзор наш тоже, организацию надзора. Эта работа происходит параллельно.
Для нас очень важно ранее выявление проблемы. Что мы для этого сделали? Мы для этого создали службу отдельную внутри Банка России по анализу рисков, она отделена от службы, которая принимает надзорные решения, это повышает ее профессионализм и независимость.
Второе. Мы очень внимательно смотрим и вводим регулирование надзорных действий, чтобы предотвратить кредитование банками бизнеса своих собственников. Потому что в значительном числе случаев, особенно громких, это кредитование банками бизнеса собственников.
Третье. Мы вводим консолидированный надзор, потому что часто в рамках финансовых групп, банки прячут риски на балансах других организаций, которые входят в одну группу. Поэтому консолидированный надзор.
Четвертое. Мы проводим стресс-тесты. То есть, если будет неблагоприятное развитие ситуации, выдержит ли банк и что он должен сделать, чтобы подготовиться к неблагоприятному развитию ситуации?
Следующее. Мы провели централизацию банковского надзора. Действительно эту функцию забрали из регионов, но это повысило и профессионализм надзора и независимость, извините, от местных иногда интересов.
После каждого случая проводим расследование, чтобы выявить, что случилось с банком и какие надзорные действия нужно улучшать.
Обновили кадры. У нас в системе текущего банковского надзора обновление прошло больше, чем на 20 процентов людей, их обучаем.
Что для нас важно и что еще не до конца сделано? Это своевременность получения информации, мы для этого делаем проекты "операционный день", чтобы получать каждый день информацию, по сути, и достоверность информации.
Поэтому я здесь обращаюсь, подтверждение достоверности, реформа аудиторской сферы, законопроект давно обсуждается, его надо принимать, потому что у нас большой класс аудиторов, которые удостоверяют достоверность информации. Мы с ней должны работать.
И неотвратимость. Понимаете, мы надзорными действиями не остановим мошенничество. У нас нет функции и механизма борьбы с мошенничеством. (Микрофон отключен.)
Председательствующий. Вам добавить время, да? Добавьте, пожалуйста.
Набиуллина Э. С. Две минуты. Потому что это важная тема. Мы укрепляем надзор, мы вводим требования, но работа совместная с правоохранительными органами и соответствующие полномочия должны быть.
Почему? Вот мы тему ставим, и я постоянно ее ставлю, выезд банкиров за рубеж, где они избегают ответственности. Это первое. И вывод активов. Нам нужен механизм, как во многих странах, обеспечительных мер на активы контролирующих собственников. Потому что если процедуры идут год, полтора, два, там уже по любым цепочкам не найти, где эти активы. Нужны обеспечительные меры, для того чтобы нам вернуть эти активы. И здесь мы без законодателей и без взаимодействия с правоохранительными органами эти проблемы не сможем решить. Поэтому здесь просьба ко всем вам нас поддержать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Емельянов Михаил Васильевич.
Подготовиться Ганзя Вера Анатольевна.
Емельянов М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯРОССИЯ".
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, на страховом рынке сложилась ситуация, когда крупные банки с госучастием аффилированы со страховыми компаниями, и те кредиты, которые эти банки выдают, принудительно страхуются в их же, по сути дела, страховых компаниях. Естественно, нарушаются при этом принципы конкуренции, деформируется рынок, монополизируется. В конечном счете, страдают потребители финансовых услуг.
Вопрос следующий. Готовы ли поддержать меры по запрету банкам быть аффилированными со страховыми компаниями? Либо вы видите какой-то другой путь решения этой проблемы? Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо большое за вопрос. Действительно, он очень острый. И мы обсуждали, в том числе, достаточно жесткие меры, их целесообразность, возможность вот такого отделения, например, банковской деятельности от страховой. Но наши оценки и расчеты показывают, что это может привести к росту процентов по кредитам. Если не застрахован будет кредит, то это выльется в процентную ставку для людей.
Но порядок, конечно, здесь нужно наводить. Поэтому период охлаждения.
Вот когда навязанная страховка, у человека должна быть возможность при периодах охлаждения, и не только по индивидуальной страховке, но при участии вот в таких коллективных формах страхования, тоже депутаты этот вопрос поднимали, мы поэтому вот здесь поддержим. Период охлаждения, чтобы человек мог отказаться от этой навязанной услуги.
Полное раскрытие информации. Здесь мы действуем и через наши рекомендации, и через, собственно, саморегулируемые организации, чтобы это было в стандартах, и человек понимал, что он страхует. Но вот основное — это, конечно, мы полагаемся на меру по периоду охлаждения, когда человек может отказаться от этой услуги, как, кстати, во многих странах это действует и действует эффективно, и мы тоже будем здесь мониторить, чтобы эта мера работала.
Председательствующий. Спасибо.
Пожалуйста, фракция КПРФ. Ганзя Вера Анатольевна.
Подготовиться Шилкову.
Ганзя В. А., фракция КПРФ.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, у нас огромный профицит ликвидности. В банковской системе, по мнению некоторых экспертов, накоплено порядка 40 триллионов рублей, которые не востребованы экономикой из-за высоких процентных ставок. Более того, недавно мы продлили амнистию капитала, которая, по мнению правительства, приведёт в страну ещё несколько триллионов рублей.
Так вот, с какой целью проводится политика накопления денежных средств, если пользоваться ими невозможно, а за триллионные депозиты требуются колоссальные процентные выплаты. Более того, искусственно созданный дефицит денег в экономики, да и ограничения эмиссии, на наш взгляд, противоречат национальным экономическим интересам страны, и целенаправленно душит российскую экономику. Вот коэффициент монетизации за 2018 год — 43,2. Так вот почему монетизация у нас такая необоснованно низкая, и как вы планируете изменить в политике Банка, чтобы решить эту проблему? Что планируете изменить? Спасибо. Набиуллина Э. С. Спасибо.
Монетизация у нас, действительно, вот приблизительно на том уровне, о чём вы говорите. Что показывает и наш опыт, и опыт других стран? Монетизация растёт, когда снижается инфляция, тогда растут кредиты и так далее, поэтому... У нас нет дефицита ликвидности в экономике, мы управляем процентной ставкой таким образом, чтобы инфляция не выходила из-под контроля, мы... У банков есть и ликвидность, и есть капитал, чтобы они наращивали кредитование. Рост кредитования происходит, в потребительском кредитовании даже слишком большими темпами, корпоративное кредитование растет нормальными темпами, на наш взгляд, но структура кредитования должна меняться, и мы тоже об этом говорили, чтобы была большая заинтересованность у банков кредитовать прирост производств и прирост экономики. Поэтому мы вводим стимулирующее регулирование, чтобы эти процессы поддержать и банки кредитовали. Я здесь действительно не вижу проблем с ликвидностью. Спасибо.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников
Председательствующий. Спасибо. Шилков Данил Евгеньевич. Шилков Д. Е., фракция ЛДПР.
Да, спасибо большое, Иван Иванович.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, у меня вопрос в продолжение вопроса коллеги Шулепова. В большинстве случаев банкротство банков связано с выводом активов, которые в дальнейшем легализуются через фиктивные сделки родственникам, либо через подконтрольные им компании. При этом закон, как мы знаем, не позволяет конфисковать имущество у этих новых владельцев, хотя совсем несложно проследить так называемый "цифровой след" этих активов. В связи с этим вопрос: какие меры предпринимает Банк России, чтобы исключить подобные явления? Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо.
Это, действительно, острая проблема. Цепочки, во-первых, не всегда возможно раскрыть, они иногда уходят за рубеж, и там мы не видим, мы не получаем информацию от регуляторов, куда дальше пошли эти деньги, и в любом случае вот такое расследование занимает много времени. Поэтому ещё раз я повторю две меры, которые, на наш взгляд, необходимы: это запрет на выезд контролирующих лиц банков, которые принимали решения и привели банк к плачевному состоянию, и максимально оперативное наложение ареста на их активы, пока они не были выведены.
Мы, кстати, со своей стороны сделали шаг тоже навстречу. Вы помните, что Центральный банк всегда отказывался, но это и по закону, предоставлять банковскую тайну. Мы сейчас правоохранительным органам в соответствии с законодательным регулированием, это была наша инициатива, передаем данные, которые составляют банковскую тайну, в случае признаков вот таких правонарушений.
Поэтому здесь мы информацию предоставляем, но у нас нет возможности оперативно-розыскных действий, а здесь криминал, мошенничество и нужны оперативно-розыскные действия, конечно, вместе с нами, и мы готовы здесь взаимодействовать при изменении законодательства и обеспечительных мерах.
Председательствующий. Спасибо.
Лоор Иван Иванович, пожалуйста.
Лоор И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вновь задаю вопрос. С 2020 года начнётся реализация государственной программы комплексного развития сельских территорий. Её очень ждут на селе. В проекте программы предусмотрена льготная ипотека для сельских жителей, где предусматривается первоначальный взнос от 20 процентов стоимости жилья. Объективно и зная реальное положение дел на селе, это для многих, если не большинства, будет просто неподъёмная сумма. Банки на снижение первоначального взноса не пойдут из-за нормативных требований Центрального банка.
Ещё раз вопрос задаю: как вы относитесь к предложению именно для сельской ипотеки, которая будет выдаваться в рамках государственной программы, всё же снизить первоначальный взнос до 10 процентов? Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо. Действительно, такая проблема существует. И мы ввели регулирование банков, которое ограничивает выдачу кредитов ипотечных, когда первоначальный взнос меньше 20 процентов.
Я ещё раз поясню, почему мы это сделали. Потому что само накопление первоначального взноса показывает способность человека дальше обслуживать ипотечный займ. Ещё раз — проблема не в том, чтобы взять ипотеку, проблема в том, чтобы человек мог её обслужить. Это длительный кредит. И во многих странах такая ипотека с таким низким первоначальным взносом даже запрещена. Поэтому мы такое регулирование ввели, видя, кстати, что наши банки стали выдавать опережающими темпами именно такую ипотеку. А это источник будущих рисков.
Но вы поставили вопрос про сельскую ипотеку, понимая, что там особая ситуация, и предполагается государственная программа субсидирования ставок по этой ипотеке. Мы рассмотрим этот вопрос.
Председательствующий. Спасибо.
Хованская Галина Петровна.
Хованская Г. П., председатель Комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Спасибо. Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, средства собственников, открывших спецсчёт на капремонт дома, не защищены от банкротства и изъятия лицензии у банка, то есть и возмещение будет в общем порядке. Нами внесён сегодня законопроект, позволяющий обеспечить сохранность таких средств путём страхования взносов как для вкладов малого и среднего бизнеса.
Не решена и проблема льготного кредитования капремонта. То есть условия, предлагаемые банками, не позволяют собственникам спецсчетов привлечь такие кредиты.
Дмитрий Анатольевич Медведев давал поручение о проработке данных вопросов и интересует ваше отношение к инициативе о распространении системы страхования на владельцев спецсчетов? И какие перспективы повышения всё-таки доступности кредитов на капремонты домов, где граждане открыли спецсчет? Это стратегическое направление, выход из общего котла и переход на спецсчета.
Пожалуйста, прокомментируйте вашу позицию.
Набиуллина Э.С. Спасибо. Действительно, тоже острая проблема сохранность средств, которые граждане собирают на капремонт и они ими не могут управлять. Мы, поэтому поддерживаем законопроект, который распространит систему страхования на спецсчета, владельцами которых являются и товарищество собственников жилья, и жилищные кооперативы, как в рамках страхования средств малого и среднего бизнеса.
Что касается доступности кредитов, нам надо еще проработать, как эту систему можно развить. Я слышу эту проблему про доступность кредитов на капремонт, но мы должны будем посмотреть, что в регулировании мешает, не мешает, чем это обосновано? Дополнительно проработать. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Шайхутдинов Рифат Габдулхакович. Шайхутдинов Р. Г. Спасибо, Иван Иванович.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, кредитование малого бизнеса одна из подпрограмм национального проекта по малому и среднему предпринимательству. Но уже сегодня мы видим проблемы по реализации кредитования субъектов МСП, ну, действительно, как кредитовать малое предприятие, как предприятие без капитала, а именно они таковыми являются. И сегодня банки опасаются, уже в разговорах с ними мы это обсуждали, что появляются недобросовестные заемщики, которые под каждый кредит создают свое малое какое-нибудь предприятие, пользуясь вот этими льготами.
Как вы относитесь к такой инициативе, чтобы, может быть, субъектом кредитования сделать не юрлицо, а физлицо и банки бы делали профайлы таких физических лиц, обменивались бы ими, чтобы убрать эту недобросовестность. Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо.
Первое, я хотела бы подчеркнуть, что всё-таки кредиты малому бизнесу начали достаточно активно расти, и это хорошая тенденция, мы будем ещё поддерживать. Объёмы выдачи в 2018 году увеличились на 1,4 процента. Но, конечно, стартует этот рост кредитов с очень низкой базой, мы это понимаем.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments