leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Стенограмма пленарное заседание ГД 30.05.14 Эльвира Набиуллина Отчет ЦБ за 2018 год – часть 3

Стенограмма пленарное заседание ГД 30.05.14 Эльвира Набиуллина Отчет ЦБ за 2018 год – часть 3
Действительно проблема для банков по кредитованию совсем молодых, новых малых предприятий, потому что они по формальным признакам неотличимы от фирм-однодневок, от специально созданных фирм, с которыми мы боремся, с техническими фирмами. И всем понятно, почему мы боремся с этим, потому что через них часто выводятся средства. Поэтому, конечно, нужно иметь вот этот механизм различения. Но мы пошли здесь навстречу тоже банкам. Вот, например, для того чтобы кредитовать малый и средний бизнес, не обязательно банку анализировать данные официальной финансовой отчётности, это могут быть и движения остатков на счёте, другие признаки, которые позволят классифицировать именно такой малый, средний бизнес.
Вопрос о том, чтобы давать кредит физическому лицу, не индивидуальному предпринимателю, как я вас слышу, потому что индивидуальный предприниматель, он всё-таки включён в эту систему, и они часто получают кредиты, как физические лица. Давайте мы рассмотрим этот вопрос. Пока не готова сказать, насколько эта мера может сработать, потому что как физическое лицо и сейчас могут получать руководители малого, среднего бизнеса эти кредиты. Конечно, там ставки повыше и, действительно, ответственность разная, посмотрим, что можно здесь, как можно расширить эту сферу. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Осадчий Николай Иванович.
Осадчий Н. И., фракция КПРФ.
Благодарю.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вопрос касается такой темы как валютный контроль. Его либерализация означает отмену обязательной репатриации выручки, снимает ограничение на получение физлицами средств нерезидентов на свои зарубежные счета, отменяется налоговая отчётность физлиц по использованию фиксированной суммы на зарубежных счетах, плюс там отмена уголовного наказания за уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте и так далее. В результате, по нашему мнению, по имеющимся данным, отток частного капитала из России в прошлом году вырос в 2,7 раза, по сравнению с предыдущим годом и достиг 67,5 миллиарда долларов, а в первом квартале текущего года чистый отток капитала составил более 25 миллиардов.
Вопрос. Почему же Центральный банк согласился с предложением Минфина о либерализации валютного контроля, ведь она, по сути, ведёт к повальному бегству капитала из страны. Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо большое.
Мы очень аккуратно подходим к реформированию системы валютного контроля, потому что много усилий приложили для того, чтобы финансовая система не была проводником незаконного вывода средств за рубеж.
И вот вы сейчас назвали цифры оттока капитала, но действительно у нас они называются часто оттоком капитала, но это не суммы незаконного оттока капитала. Незаконный отток капитала, по сомнительным основаниям, у нас сейчас минимальный, я цифры показывала.
В этом оттоке капитала в цифрах сидит и покупка людьми иностранной валюты, например, которую... и открытие валютных счетов и, соответственно, банки держат валютные счета в корсчетах. Это всё учитывается в сальдо финансового счёта.
Наша задача с помощью инструментов валютного контроля бороться с незаконными операциями по выводу за рубеж. Мы здесь согласились вместе с Минфином постепенно, плавно изменять эту систему, потому что много добросовестных экспортёров жалуются на обременительность этой системы.
И это может препятствовать наращиванию наших экспортных возможностей. Поэтому наша задача снять нагрузку с добросовестных экспортёров и поэтому мы согласились в первоочередном порядке убрать вот эти формы валютного контроля для тех, кто производит несырьёвой экспорт и у кого валютная выручка в рублях. Это будет стимулировать в том числе расчёты в национальной валюте в наших внешнеторговых операциях.
А то, что касается сырьевых компаний и возврата валютной выручки, мы договорились проработать меры, которые до 2024 года позволят это сделать плавно с тем, чтобы мы не создавали вот этих лазеек для незаконного вывода средств за рубеж.
Председательствующий. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. Савельев Д. И., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович! Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!
Скажите, пожалуйста, а почему Центральный банк руководствуется правилом высоких процентных ставок, которые не дают развиваться абсолютного всем секторам экономики и это происходит уже в течение 30 лет после того, как стали выполняться инструкции МВФ, направленные на ослабление стран конкурентов?
И далее. Мы постоянно гонимся в части регулирования банковского сектора за Европой, за США, вводим Базель И, Базель III, в итоге зарегулировали так, что банки уже просто не могут кредитовать реальные секторы экономики, а без кредита, как известно, экономика развиваться не может.
Кстати, США, которые так ратуют за стандарты Базеля, сами к ним не присоединились, так вот... при этом, кстати, постоянно вводя самые разнообразные санкции против нас. Так вот, зачем нам стремиться к унификации с теми, кто, по сути, нас блокирует? Давайте введем свои правила, нормативы без оглядки на Запад и на благо нашей страны. Спасибо.
Набиуллина Э. С- Первое, хотела уточнить. Мы не руководствуемся политикой высоких ставок, мы руководствуемся политикой низкой инфляции. И мы прошлый год проводили политику снижения ставок, но контролируя инфляцию.
Что касается применения разного рода международных стандартов.
Во-первых, система регулирования наша национальная и у нас значительная часть норм регулирования вообще в Базеле не отражена и Базель мы тоже внедряем плавно с учетом специфики нашего финансового сектора. Но в базе своей... мы, кстати, участвуем в формировании этих требований, но в базе своей Базельские требования защищают интересы вкладчиков, кредиторов - это требования по капиталу, по ликвидности, по управлению рисками, это то, что нужно финансовым институтам.
И плюс к этому, конечно, соблюдение международных стандартов дает возможность полноценно на равных условиях нашим финансовым институтам взаимодействовать и с другими финансовыми институтами.
Наша страна много торгует на зарубежных рынках: и экспорт, и импорт, и, конечно, это обслуживается нашими финансовыми организациями, и они должны быть понятными партнёрами для других стран. И в этом отношении международные стандарты — это способ различить, насколько ваш партнёр из той или иной страны соответствует общепринятым стандартам, и поэтому это позволяет нашим институтам работать, финансовым институтам, на международных рынках. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Кудрявцев Максим Георгиевич.
Кудрявцев М. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!
В годовом отчёте Центрального банка Российской Федерации за 2018 год сказано, что существенно увеличилось количество пластиковых платёжных карт "Мир", в значительной степени увеличился объём финансовых операций по ним, что говорит об устойчивом развитии национальной платёжной системы.
В этой связи, Эльвира Сахипзадовна, хотелось бы услышать, какие меры предпринимаются для того, чтобы карты "Мир" в полном объёме были интегрированы в современные инновационные технологии финансового рынка, такие как бесконтактная оплата при помощи мобильного телефона в другие технологии? Спасибо.
Набиуллина Э. С. Спасибо.
Мы с вами, когда вместе запускали карту "Мир", понимали, что карта "Мир" должна быть конкурентоспособной, чтобы люди хотели пользоваться этим. Кстати, карта "Мир" используется в конкурентных условиях. У нас и карты других международных платёжных систем работают, и, конечно, все сервисы должны развиваться. Люди будут пользоваться этой картой только тогда, когда есть сервисы. А иначе, даже, если будет бюджетник или пенсионер получит деньги на эту карту, он может легко сейчас перевести на другую карту, важно для нас, чтобы он хотел этим пользоваться. Поэтому все новации внедряются, и бесконтактные платежи - "Мир" Pay запущен в марте этого года, сейчас подключено 16 банков, и мы видим, будут подключаться остальные. Бесконтактные карты "Мир" принимаются уже на 60 процентах нашей платёжной инфраструктуры, и до конца года вся инфраструктура должна быть готова к тому, чтобы принимать бесконтактные карты.
"Мир" Accept создан для того, чтобы оплачивать интернет-платежи, профаммы лояльности работают, то есть, карта развивается и будет развиваться, и, поверьте, это предмет пристального внимания и регулятора, ну и сама НСПК в этом тоже заинтересована. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
И заключительный вопрос. Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста. Тумусов Ф. С, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вы хрупкая, но мужественная женщина, и вашей твердой железной рукой проведено, так называемое, оздоровление банковской системы.
Но в этом шторме хорошие нормальные региональные банки выжили, и вы проводите политику поддержки нормальных региональных банков, вам за это огромное спасибо.
Но у меня совершенно другой вопрос. В финансовом мире, в финансовом рынке давно уже совершенно новая реальность, я имею в виду криптовалюту, его эмитируют, его продают, покупают и проводят разные операции. Но Госдума как-то так медлит с принятием закона о криптовалюте в нашей стране.
И вот вы, как Центробанк, главный регулятор финансовой системы страны, когда готовы будете взять под контроль рынок криптовалюты и как вы вообще к нему относитесь? Спасибо.
Набиуллина Э. С.
Действительно криптовалюты так бурно развивались, хотя в целом... кстати, объем криптовалют в мире не такой большой, 20 крупных криптовалют составляют около 250 миллиардов долларов США, и в масштабах пока он не очень большой, пока не угрожает нашей денежной системе, объем небольшой держания. Но наша позиция здесь однозначна — мы против легализации криптовалюты именно официальной денежной системы, как платежного средства. Мы считаем, что здесь большие риски для тех, кто держит криптовалюты. Мы видим, как скачут цены на криптовалюты.
Поэтому мы здесь относимся, еще раз, отрицательно к их легализации и, наоборот, считаем, что нужно наших граждан от рисков вложения в такие волатильные активы уберегать.
Но, что мы поддерживаем, технологии. Потому что это всё технологии, люди хотят быстрых платежей. Почему, кстати, биткоины и криптовалюты стали развиваться? Потому что очень быстро через них можно осуществлять платежи, в том числе.
Поэтому мы развиваем систему быстрых платежей, то есть абсолютно легальными, прозрачными способами удовлетворить потребности добросовестных участников финансового рынка. Вот это наша задача.
И мы надеемся также, что законодательство, которое давно обсуждается, про цифровые финансовые активы, будет принято и позволит развиваться вот таким легальным формам финансовых инноваций на рынке и огородит граждан от рискованных операций, от рискованных сделок.
Да, и криптовалюта используется для отмывания, безусловно. Это огромный риск.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, переходим к выступлениям представителей фракций. От фракции КПРФ выступает Арефьев Николай Васильевич. Приготовиться Катасонову Сергею Михайловичу. Арефьев Н. В., фракция КПРФ.
Уважаемые коллеги, я начну с того, что Президент Российской Федерации поставил задачу в ближайшие 10 лет вывести страну в пятерку экономически развитых государств и сократить бедность в два раза. Вот этой цели должны подчиняться практически все институты власти в нашей стране.
Однако уже несколько лет правительством и Центральным банком осуществляется умеренно жесткая денежно-кредитная политика, которая заключается в том, что замедляется темп развития экономики, и снижается уровень жизни населения ради снижения инфляции.
Все эти задачи, в общем-то, выполняются довольно успешно. Если инфляцию удалось остановить на уровне двух с половиной процентов, рост экономики где-то от отрицательных значений до полутора процентов, ну а уровень жизни населения снижается уже шестой год. Так что выполнение отличное. Но это выполнение идет вразрез с указами Президента Российской Федерации.
Вообще-то, с инфляцией борются по-другому. Инфляция во всем мире гасится увеличением товарной массы на внутреннем рынке, а это значит не замедлять нужно экономику, а наоборот, разворачивать. И не понижать уровень жизни населения, а увеличивать потребительский спрос. Именно так делают во всем мире.

Но имеется множество примеров по данному вопросу. Так, например, за последние пять лет среднегодовые темпы экономического роста в Индии достигали 7 процентов, при среднегодовой инфляции — 5, в Индонезии рост экономики был 5, а инфляция — 5,3, экономика Турции росла на 6 процентов при уровне инфляции — 8,6.
Если взять Россию, давайте посмотрим. В 2010 году инфляция была 8,7, рост экономики был 4,5, промышленный рост — 7,3, обрабатывающий сектор — рост на 10,6 процента, а в 2017 году инфляция снизилась до 2,5 процента, но экономика выросла на 1,5, промышленность — на 1, обработка дала результат - минус 2. Какой же смысл бороться с инфляцией, если инфляция падает и с ней падает всё остальное?
Борьба с экономикой привела к тому, что ежегодно число ликвидированных предприятий в 2,7 раза превышает число зарегистрированных, только в январе 2018 года, я взял вот предприятия промышленности, зарегистрировано было 1,5 тысячи единиц, ликвидировано -4,5 тысячи, в строительной отрасли зарегистрировано 3900, а ликвидировано 7400. Такими же темпами примерно ликвидация шла и в других отраслях. Не удивительно, что преуспевающее предприятие - совхоз имени Ленина Грудинина, также сегодня пытаются раздарить, прибрать к рукам подмосковные земли, причём на службу этой идее поставлена, в общем-то, вся правоохранительная машина. Именно таким способом ежегодно ликвидируются от 300 до 400 крупных промышленных предприятий в России.
Если годами экономика рушится, если снижаются доходы населения, если в стране миллионы обманутых вкладчиков и обманутых дольщиков, то, значит, в экономической и финансовой политике что-то не так. А не так расставлены приоритеты.
Во всём мире цель государства - это повышение уровня жизни народа посредством развития экономики и повышения потребительского спроса. А у нас в России? Борьба с инфляцией — это главное, причём методом замедления развития экономики и понижением уровня жизни населения.
Замечаете разницу? Вот отсюда у нас такие успехи, следовательно, все институты власти, в том числе и Центральный банк, должны идти к одной цели: к повышению благосостояния народа посредством развития экономики и повышения уровня жизни населения.
Что нам дала вот эта денежно-кредитная политика? Я вот тут составил такую табличку с 2010 года по 2018 год. Вот смотрите, инфляция была в 2010 году 8,78, ну, стала, будем говорить по 2018 году, 4,3, то есть инфляция сократилась в 2 раза, значит, все остальные макроэкономические показатели должны идти хотя бы на улучшение, я уж не говорю, там, на удвоение какое-то. Но давайте посмотрим, как они улучшались. ВВП в 2010 году было 4,5, в 2011-м - 4,3, дальше 3,7, 1,8, 0,7, минус 3,7, минус 0,2, и последние годы 1,5. Это что, развитие?
Возьмем промышленность, росла 7,3 процента в год, потом 5, потом 3, 0,4, 1,7, минус 3, 1,1, 1 и в прошлом году 2 процента. Обрабатывающие производства росли 10 процентов в год, потом 8, 5, 0,5, 2, минус 5, 0,1, минус 2, 2,7 в прошлом году.
Сельское хозяйство, ну, там банковская система, можно сказать, отсутствует, оно зависит исключительно от погодных условий, поэтому я и приводить пример даже не буду. Кредитные ресурсы остаются недоступными, а инвестиционная активность, в общем-то, у нас на нуле. Вот смотрите, банковские активы - 90 процентов в Москве, около 3 процентов в Питере, 6,6 на всю Россию. Откуда же тогда на селе возьмутся банковские кредиты?
Вот импортозамещение объявили, за четыре года создали 1 тысячу 132 небольших производства, но после войны при Сталине 1,5 тысячи предприятий в год выпускали, и страна вылезла из разрухи за пять лет, а при сегодняшних темпах, ну, в общем-то, всё то, что создано ради импортозамещения, никакого влияния на макроэкономические показатели не даёт.
И вот на что бы я хотел обратить ваше внимание. Нам как-то очень удачно ввернули идею, что инфляцию должен останавливать Центральный банк. На самом деле Центральный банк может косвенно повлиять на инфляцию, но останавливать рост цен — это, в общем-то, задача правительства. И замедляется рост цен исключительно увеличением товарной массы на внутреннем рынке. Но это задача не ЦБ, а правительства. При этом замедление роста экономики в этом плане вообще выглядит абсурдно, и тем более понижение уровня жизни населения.
Вообще всё это придумано исключительно для одной цели — выкачать как можно больше денег из экономики и народа. Вот, судите сами. Правительство тормозит экономику, снижает уровень жизни населения, добивается инфляции 2,5 процента. Отлично. Что дальше делает правительство? А дальше вводит новые налоги, повышает старые, увеличивает коммунальные платежи, вводит бюджетные правила и добивается инфляции 5-6 процентов. Затем снова начинает понижать развитие экономики, понижать жизненный уровень населения и так до бесконечности.
Значит, при такой схеме мы окончательно развалим и экономику, и вгоним в нищету всё наше население. Отказываться от этой карусели правительство пока что не хочет. Именно в этой карусели роль Центрального банка не очень большая, разве что влияние кредитных ставок на ценообразование. Но это далеко не так значимо, как налоги и обязательные платежи.
Центральный банк должен отвечать именно за развитие экономики, потому что он регулирует финансы, а без финансов никакая экономика работать не будет. Поэтому ключевая ставка не может быть выше уровня инфляции больше, чем на 2 процента. Мне могут возразить — а кто же будет оплачивать эту ключевую ставку? Ну, ответ простой. Если для банковской системы нашли 2,6 триллиона рублей, то найдут и на экономику, потому что спасать экономику важнее, чем банковский сектор.
Необходимо решить вопрос по обманутым вкладчикам, которые стоят у нас в пикете сегодня. Надо изменить закон "О страховании вкладов" и выплачивать вкладчикам практически утраченные денежные средства полностью, а не 1,4 миллиона рублей. Люди потеряли деньги из-за того, что несовершенно законодательство, из-за того, что нет контроля за банковской системой, ну, а действие, бездействие государственных органов ведет к определенным последствиям.
Поэтому государство должно раскошелиться, к тому же АСВ сегодня обладает довольно огромным имуществом, которое можно использовать на компенсацию утраченных вкладов.
У КПРФ есть несколько предложений по данному вопросу. Я хотел бы только три сказать.
Нужно сменить приоритеты денежно-кредитной политики и главным приоритетом должно быть повышение уровня жизни населения нашей страны, а не борьба с инфляцией, которую должно проводить правительство.
Установить государственное регулирование курса рубля и внести изменения в закон "О Центральном банке" в части обязанности стимулировать экономическое развитие. Всё. Спасибо.
(Аплодисменты.)
Председательствующий. Спасибо, Николай Васильевич. От фракции ЛДПР выступает Катасонов Сергей Михайлович.
Катасонов С. М., фракция ЛДПР.
Фракция Jl^TTP критически оценивает работу Центрального банка в 2018
году. Мы считаем, что при том наборе инструментов, при той мега, мегасиле, которой сегодня обладает Центральный банк, никаких существенных изменений в экономике, в уровне жизни нашего населения, вообще, в нашей стране не произошло.
Да, мы читаем, знаем по закону "О Центральном банке" и сегодня многие нам озвучивали, что является основными задачами, которые попадают в зону деятельности Центрального банка. Это там таргетирование инфляции, сегодня это первая задача развития платежной системы, финансовые рынки и так далее. Нет в тех задачах, которые прописаны сегодня в законе "О Центральном банке" главной задачи - это качество жизни в нашей стране.
Можно по-разному называть, можно назвать "развитие экономики", "рост ВВП", но принципиально это вот в этом выражается, и этого в законе "О Центральном банке..." нет. И наша фракция неоднократно уже поднимала этот вопрос, и, кстати, мы вносили законопроект, в котором пытались такой момент урегулировать и узаконить.
Вместе с тем, если мы с вами посмотрим вот отчёт 2018 года Центрального банка и сравним его с отчётом 2017 года, то там есть очень интересные моменты. Я хотел бы обратить внимание тех, кто, я думаю, что мало кто читал этот документ, но исходя из того, что по роду деятельности мне приходится этим заниматься.
Поменялась риторика Центрального банка в двух ключевых моментах. Первое, в прошлом году Центральный банк здесь, с этой трибуны, говорил, что в силу решаемых задач Центральным банком нет задачи развития и ответственности за экономику России, это главный был посыл. Почему?
Потому что в 2017 году у нас был рост - ноль ВВП, и Центральный банк сказал: не трогайте меня, я к этому вообще не имею отношения и не пытайтесь меня сюда притащить.
В этом году посмотрите, что в отчёте написано, что Центральный банк считает, что его усилия были направлены на стимулирование экономического роста - 2 процента, 2,3 процента рост, то есть поменялось. А что произошло за год? Ничего не произошло. Мы Основные направления денежно-кредитной политики приняли 2018-2020 годы. У нас год прошёл - координация.
Давайте посмотрим по 4 процентам. У нас в 2017 году процент инфляции был 4, в 2018 году по отчёту — 4,3, ну, будем считать 4. Смотрим оценку Центральным банком результата таргетирования инфляции: 2017 год задача — переход населения на сберегательную модель, 4 процента - это обоснование, люди стали больше откладывать в банки, и это задача. В этом году те же 4
процента, но, к сожалению, у нас отрицательный результат по сберегательной модели, и Центральный банк эти же 4 процента описывает - переход к стимулированию потребительского спроса, потому что сберегательная модель [...]
То есть вот два вопроса, два момента. То есть, первое, это рост ВВП по сравнению с прошлым годом и рост потребления, потому что у людей не хватает, они не могут экономить и Центральный банк моментально меняет своё, скажем так, положение, своё отношение и свои задачи.
Я считаю, что это, по меньшей мере, несерьёзно. Мы же понимаем, что реальная задача Центрального банка должна быть совершенно другой. И когда нам здесь рассказывают, что Центральный банк - это где-то там на небесах и его задача не только над схваткой, но и наблюдать за теми, кто наблюдает за схваткой, но это сказки, однозначно.
Посмотрите, как работают у нас центральные банки в других странах, в Китае. Только Америка объявила о росте заградительных пошлин, там 20 процентов, в зависимости от товара, как отреагировал Центральный банк Китая: он моментально снизил курс юаня. То есть если башмак, который китайцы шили, и он заходил в Америку, там его на 20 процентов подняли, что сделал Центральный банк? Он сделал так, чтобы башмак был в этой же Америке конкурентоспособным.
Что у нас, вообще, что ли мы на Луне, что ли находимся? А какой Центральный банк в какой стране работает по-другому? Что, ФРС, что ли по-другому работает, ЕЦБ, что ли по-другому? Да они все так работают.
И только у нас вот это вот происходит манипулирование походов. Сегодня у нас 4 процента инфляции — это сберегательная модель, 2017 год, в этом году у нас это оказывается стимулирование потребительского спроса.
В прошлом году у нас, мы не отвечаем за экономику, у нас отрицательный рост, а в этом году 2 процента, теперь, оказывается, мы за это отвечаем. Надо с этим заканчивать. Мы уже про это говорили и предлагали законодательно это закрепить.
Мы много говорим последние, наверное, лет пять о переходе на государственные программы. И если вы обратили внимание, мы каждый год меняем объём, то есть у нас было там 30 процентов госпрограммы (про бюджет я сейчас говорю), потом 50, сейчас там 70 процентов. И Андрей Михайлович очень много говорит об этом, он говорит, что, ребята, давайте работать по программам. Почему?
Да, потому что по этим программам мы можем оценить вообще влияние того или иного действия, которые ФОИВ там выполняет на результат, у нас сейчас есть и государственные программы, и целевые, и есть даже национальные проекты более укрупненные. Но, если вы спросите ФОИВ любой: что для них самое тяжелое? Они даже не госпрограмму назовут, они назовут Целевую государственную программу. Почему? Да, потому что там четко прописаны мероприятия, что они должны получить в конце.
Вот в конце мы вам всегда говорим: вы поставьте нам рост доходов населения, поставьте там реально. Ну 5 лет падают доходы. Ну что вы нам написали в 2018 году 0,1 процента рост. А вы знаете, что в I квартале 2019 года 2,3 процента падение. Ну у нас 6-й год падение доходов, что вы нам рассказываете про эту инфляцию.
Возвращаясь к идее. Вот любой ФОИВ взять, возьмем, например, задачу ставит президент о снижении, допустим, травматизма на дорогах. Что Минтранс? Вот ему ставят задачу, вот на участках снизить с 1000 человек до 800, вот ему в голову не придет (Минтрансу), чтобы добиться этого целевого показателя, потратить средства на радио там, на телевидение, какие-то брошюры там выпускать, он реально понимает, что нужно сделать. Надо развести потоки, значит, они начнут ставить барьерные ограждения, чтобы развести потоки. Следующий элемент - надо развести потоки машин и населения, они начнут делать подземные и надземные переходы. Вы понимаете, почему? Да, потому что у него стоит индикатор на 200 понизить, а у Центрального банка ничего такого нет.
Пока мы к такой целевой программе не перейдем, у которого будет прописано мероприятие, и вот этот результат, и в качестве индикатора у ЦБ будет экономика, будут рабочие места. Нам все равно. Вы говорите, что кредитование это не главное, да ради бога, вы добейтесь роста рабочих мест. Инструменты, да, вы мега регулятор, у вас вообще все в руках.
А когда вы нам говорите о том, что у нас сегодня по карте "МИР" такой результат, так, а 20 лет назад кто вас заставлял сюда заводить эти Visa, Master Card, вы что не знали, что это будет средство давления на Россию.
Почему мы все знали, а вы не знали? Поэтому, когда вы исправляете свои ошибки, это не нужно ставить, как достижение. Хватит уже про это говорить, давайте перейдём к конкретике, а конкретика эта здесь.
Следующий момент - денежная масса. Мы же вам говорим: ну выросла она на 10 процентов. Мировая практика: рост 10 процентов - ноль роста ВВП, 20 процентов роста денежной массы - это рост на уровне мировых. Ничего не делая, ну не будет роста денежной массы, не будет ничего здесь двигаться.
Ключевая ставка. У нас 2018-й и 2020 год вы вышли по ДКП 6-7 процентов. У нас за 2018 год ничего не поменялось. Два шага вверх, два шага вниз. И всё это результат, хоть вы и обосновываете там рост НДС и так далее, но правительство и ЦБ, они должны работать в одной упряжке.
А сегодня в результате, я считаю, в том числе, и политики Центрального банка, население наше нищает, у нас 50 процентов населения, 50, тратят средства на еду и одежду. Жить так очень сложно.
И поэтому, когда Центральный банк говорит, что он над схваткой, что он ни за что не хочет отвечать, и карта "Мир" - всё больше их, больше, это демагогия.
Позиция фракции ЛДПР. Нужно менять закон о Центральном банке, нужно его целевыми показателями привязывать к уровню жизни населения, и тогда, мы считаем, квалификации достаточно, специалистов достаточно, мы вам доверяем. Вперёд! Покажите результат!
Председательствующий. Спасибо, Сергей Михайлович.
От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает Неверов Сергей Иванович. Приготовиться Гартунгу Валерию Карловичу.
Неверов С. И., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович, Эльвира Сахипзадовна, коллеги!
Мы сегодня достаточно подробно обсуждали и продолжаем обсуждать итоги работы Центрального банка за 2018 год.
Эльвира Сахипзадовна и наши профильные комитеты уделили внимание основным стратегическим задачам Банка России - обеспечение ценовой стабильности и финансового рынка, развитие национальной платёжной системы, развитие технологий на финансовых рынках.
Для выполнения этих задач в прошлом году мы все вместе приняли здесь более 70 законопроектов.
Качество работы Центрального банка играет огромную роль для экономики государства, это большая глобальная задача.
Но за такими терминами, как инфляция и ключевая ставка, финансовые условия для малого бизнеса, кредитование населения, страховой рынок, работа микрофинансовых организаций, за этим всем интересы наших граждан, их повседневная жизнь.
Мы поддерживаем развитие национальной платежной системы, и здесь уже прозвучало, что выдано 59 миллионов карт "Мир". Всё большее количество стран принимают "Мир" и к оплате и по другим вопросам, но, коллеги, по-прежнему, остается острой проблема — доступность финансовых услуг в сельской местности, в труднодоступных наших регионах.
У нас 133 тысячи таких населенных пунктов. Я могу сказать, что только по Смоленской области буквально за последнее время закрыто 21 отделение и офисов банков, более 20 банкоматов, которые стояли в каких-то отдельных помещениях, тоже убраны. И речь идет не о каких-то очень мелких населенных пунктах, речь идет о районах, часто крупных селах. Ну, вы представляете, что если закрывается банкомат в большом селе, то рядом лежащие деревни, они тоже практически лишаются доступа к этим финансовым услугам.
Очень много обращений жителей о том, что даже в оставшихся банкоматах по несколько дней не бывает наличных денег. А приезжающие раз в неделю какие-то автомобили с банкоматами, делают это в не очень удобное время, когда люди находятся на работе, и практически снять наличные деньги невозможно.
Сегодня это очень острая проблема. И, с учетом того, что практически переведены, пенсионеры наши перешли и бюджетники на карту "Мир", но, чтобы воспользоваться, как я уже сказал, необходим банкомат или офис, куда можно прийти и снять наличные деньги.
Да, сегодня очень много говорят о том, что развивается приложение "мобильный мир", "мобильный банк", где можно оплатить услуги, коммунальные, например. Но иногда просто требуется обыкновенных 100-200 рублей, которые нужно прийти, и с компьютера уже их никаким образом не возьмешь.
Поэтому для нас, я считаю, что главнейшей задачей, которую должен поставить Центробанк в этом году, и мы ждем это в отчете за 2019 год, это обеспечение реальной доступности всех финансовых услуг в нашей стране.
С 2020 года, и здесь уже звучало, коллеги, начинается реализация программы комплексного развития сельских территорий. Буквально 21 мая эта тема обсуждалась на правительственной комиссии, и большая роль в ней отведена банковскому сектору. Речь идет о доступной ипотеке для жителей сельской местности. Предлагаемые меры беспрецедентны. Процентная ставка от 0,1 процента до трех. Но первоначальный 20-процентный взнос от стоимости приобретенного жилья может сделать эту программу не такой востребованной, как мы хотим. И мы говорили об этом на правительственной комиссии, сегодня здесь уже эта тема прозвучала. И я просто хочу ещё раз подчеркнуть, Эльвира Сахипзадовна, крайне важно дать возможность снижения первоначального взноса до 10 процентов, чтобы не получилось так, что люди будут брать потребительские кредиты для первоначального взноса, увеличивая тем самым свою закредитованность. Но это противоречит даже тем задачам, которые ставит перед собой Центральный банк. Я имею в виду закредитованность.
Коллеги, говоря о закредитованности населения, мы неизбежно приходим к теме безопасности. И в центре нашего внимания находятся микрофинансовые и микрокредитные организации. Значительное их количество действует вне правового поля.
Здесь, когда выступала Эльвира Сахипзадовна, она говорила о "черных кредиторах" а это значит, что все сдерживающие, регулирующие меры, которые были приняты, в том числе и здесь, в Государственной Думе, работают недостаточно эффективно.
Мы приняли в первом чтении закон, который запрещает передавать коллекторским агентствам долги по жилищно-коммунальному хозяйству, услугам, и очень часто можно услышать замечания о том, что не совсем понятен вообще коллекторский рынок, в каких условиях он должен работать, когда есть служба судебных приставов.
При этом, коллеги, мы понимаем, что судебные приставы могут осуществлять исполнительное производство только при наличии решений суда. Поэтому актуален вопрос: как защитить от полубандитских методов коллекторов наших граждан? Их задолженность, как правило, сложилась или связана с тем, что они потеряли работу или оказались в сложной жизненной ситуации. Нам необходимо вместе с Центральным банком вернуться к проработке мер более эффективной защиты людей от кабальных условий микрокредитных организаций и следующих за этим действий коллекторов, которые правдами и неправдами пытаются выбить эти долги. Позиция по этому вопросу должна быть очень жёсткая. И мы поддерживаем то решение, которое вы здесь озвучили, о том, чтобы дать полномочия Центральному банку по блокировке сайтов "черных" кредиторов и просто-напросто прекратить эту деятельность.
В рамках программы развития сельских территорий, развития экономики в целом, важнейшим аспектом являются те возможности, которые предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства. И, конечно, помимо указанного роста объёма кредитов, предоставляемых предпринимателям, важны и комфортные условия, которые бы стимулировали малый бизнес расширяться, обеспечивая, в том числе, и новые рабочие места.
Уважаемая Эльвира Сахипзадовна, вы привели данные о том, что с января этого года в среднем снизилась стоимость полисов ОСАГО почти на 4 процента - это хорошо, и это всегда хорошо, когда снижается стоимость подобных услуг, но это в среднем. Если говорить, то в ряде территорий мы видим рост тех же полисов ОСАГО, и очень важно продолжить работу, чтобы это снижение шло. И мы за то, чтобы продолжив такую индивидуализацию тарифов и по полису ОСАГО продолжать работать дальше, но мы бы хотели ещё раз всё-таки попросить вернуться к вопросу, которые мы озвучивали здесь Дмитрию Анатольевичу Медведеву на отчёте правительства, о возможности создания для желающих объединённого полиса КАСКО и ОСАГО, я повторю, для желающих, который стоил бы дешевле, чем КАСКО и ОСАГО в отдельности. На наш взгляд, от этого выиграют и автомобилисты, и страховщики, и такая практика международная есть, поэтому мы надеемся, что Центральный банк сможет предложить сбалансированное решение.
Подводя итоги, я хочу ещё раз подчеркнуть, что наша фракция готова к дальнейшему сотрудничеству с Центральным банком по законодательному обеспечению стратегических целей и задач, но, вместе с тем, мы рассчитываем, что Центральный банк уделит обозначенным "ЕДИНОЙ РОССИЕЙ" приоритетам повышенное внимание, потому что за всем этим качество жизни наших граждан, а это самый важный критерий оценки любой организации. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Сергей Иванович. От фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступает Гартунг Валерий Карлович.
Гартунг В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемые коллеги! Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!
Сегодня мы обсуждаем вот этот документ, 399 страниц. Да, безусловно, он написан профессионалами, здесь очень много умного написано, но, как говорится, нет предела совершенству, поэтому сначала начну с этого документа.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments