leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Правительственный час 460 заседания СФ МЧС Евгений Зиничев стенограмма окончение

Правительственный час 460 заседания СФ МЧС Евгений Зиничев стенограмма окончание
Из стенограммы 460 заседания СФ 11.06.18
начало см. https://leo-mosk.livejournal.com/6392130.html

Председательствующий. Пожалуйста.
И.И. Кобзев, заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Разрешите?
Председательствующий. Да.
И.И. Кобзев. Уважаемая Валентина Ивановна! Действительно, эта проблема была…
Председательствующий. Вы представьтесь, пожалуйста.
И.И. Кобзев. Генерал-лейтенант Кобзев Игорь Иванович, заместитель министра, отвечающий за вопросы надзорной деятельности.
Действительно, эта проблема была в 2018 году. На сегодняшний день проведенный мониторинг показал, что все субъекты утвердили положение о региональном надзоре в области защиты населения и территорий, утвердили административный регламент. И, единственное, сейчас в Московской области, по нашим данным, готовится распоряжение губернатора о том, что должностные лица именно в этом субъекте наделены этими правами. На сегодняшний день мы считаем, что проблема снята. Это два одинаковых надзора в области защиты населения (федеральный и региональный), и мы все действуем взаимосвязанно. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Дмитрий Александрович Шатохин, пожалуйста.
Д.А. Шатохин, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Республики Коми.
Уважаемый Евгений Николаевич! Спасателям аварийно-спасательных формирований субъектов РФ, к сожалению, не назначается пенсия через 15 лет выслуги, как спасателям МЧС России, хотя они выполняют зачастую одни и те же задачи. Планируется ли выходить с инициативой о том, чтобы приравнять в части пенсионного обеспечения региональные подразделения? Спасибо.
Е.Н. Зиничев. Насколько я знаю, мы выходили с такими инициативами, но каждый раз они были отклонены. Хотя с точки зрения справедливости, безусловно, работы, связанные с риском для жизни… Я считаю, что здесь должны быть какие-то равные позиции. Это наш подход.
Игорь Иванович, Вы можете пояснить что-то еще?
Председательствующий. Да, Игорь Иванович, может быть, что-то добавите? Пожалуйста.
И.И. Кобзев. Разрешите? Действительно, эта проблема уже исторически сложилась с 90-х годов. Потому что, когда в 2002 году было принято решение о назначении такой льготной пенсии сотрудникам МЧС, я имею в виду, из числа спасательных формирований, на сегодняшний день субъектовая составляющая, которую имеют профессиональные спасательные формирования, этим не наделена. Здесь два выхода, два варианта решения вопроса. Первый – это как сделали в Краснодарском крае, Московской и Курской областях. Они осуществляют доплату за счет средств субъекта. То есть 15 лет прошло, и они вносят изменения в федеральное законодательство и доплачивают эту сумму.
И второй. Мы действительно выходили с предложением в тот период в правительство. Нас не поддержал Минфин, потому что на сегодняшний день численность этих подразделений не регулируется. И в данном случае с этим вопросом нужно выходить сейчас повторно. Если при вашей поддержке это будет… Мы заинтересованы в этом, Валентина Ивановна.
Председательствующий. Спасибо. Понятно.
Владимир Казимирович Кравченко, пожалуйста.
В.К. Кравченко, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Евгений Николаевич, Вы знаете, что сейчас действует постановление № 1340, которым вы руководствуетесь, о порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Мы вместе с субъектом подготовили изменения, чтобы дать возможность использовать эти резервы материальные и финансовые в том числе для обеспечения мероприятий, связанных с предупреждением таких ситуаций. У каждого, наверное, сенатора были обращения от жителей так называемых «висячих» домов, когда река подмывает берег, но пока дом, извините, не упадет, у субъекта нет возможности использовать средства на расселение.
Хотелось бы услышать Ваши ответ и комментарий. Спасибо.
Е.Н. Зиничев. Спасибо за вопрос.
Такой вопрос очень часто задают губернаторы. Буквально недавно мы были в Дагестане, глава республики тоже выходил с таким вопросом. С точки зрения формальной возможность разбронировать этот фонд есть – это ввести режим повышенной готовности. Но здесь могут возникнуть вопросы у надзирающих органов: почему, на каком основании вы разбронировали этот фонд до наступления ЧС? Хотя возможность в состоянии повышенной готовности сделать это есть.
Я думаю, что… Мои предложения какого плана? Когда принимается решение в субъекте о введении режима повышенной готовности, во-первых, это решение должно быть коллегиальным, во-вторых, в присутствии, например, надзирающего прокурора. Мы понимаем и вторую сторону медали, когда можно разбронировать этот же фонд под другие цели, не под цели предупреждения ЧС. Эта опасность тоже существует. Я думаю, что здесь как раз прокуратура занимает такую позицию – осторожно выверенную. Но я думаю, что пути решения есть, и мы сейчас дополнительно какие-то вопросы проработаем. Я так понимаю, что где-то и с Бюджетным кодексом…
Андрей Михайлович, поясните. Что-то, какие-то там…
Председательствующий. Да, уточните.
А.М. Гурович, заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Евгений Николаевич, уважаемая Валентина Ивановна!
Председательствующий. Погромче.
А.М. Гурович. Есть вопрос, связанный с федеральным законом № 44. Если в рамках чрезвычайной ситуации этот фонд можно реализовать буквально в два-три дня, если на предупредительное мероприятие – включается федеральный закон № 44, включаются сроки (месяц, два, три) согласно той процедуре. И поэтому эффективность применения, скажем так, проблематична. Поэтому нужно не только усовершенствовать подзаконные акты, но и в первую очередь еще необходимо предусмотреть в рамках федерального закона № 44 такую возможность. Когда это будет сделано… мы сейчас такую инициативу тоже готовим. И, если есть такая возможность поддержать…
Председательствующий. Так, может быть, перенести предупредительные работы в перечень чрезвычайных?
А.М. Гурович. Так точно. Мы так и хотим.
Председательствующий. Для этого федеральный закон не надо менять. Это, скорее всего, регулируется нормативным актом правительства. В законе это не прописано.
Давайте поактивнее. Мы поддержим. Если нужно изменение в закон – давайте предложения. Мы можем сами внести в плане законодательной инициативы. Конечно, надо на такие вещи реагировать сразу.
А.М. Гурович. Спасибо за поддержку.
Председательствующий. Готовьте предложения.
И, пожалуйста, коллега Кравченко, Вы задали вопрос – Вы отвечаете за решение этого вопроса. Доведите до конца и лично мне доложите.
Спасибо.
Коллеги, нам, к сожалению, надо завершать вопросы и перейти к выступлениям.
Владимир Михайлович Джабаров, пожалуйста.
В.М. Джабаров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Еврейской автономной области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Евгений Николаевич! В современном мире одним из наиболее эффективных инструментов решения внешнеполитических задач, включая формирование дружественных отношений с иностранными государствами и укрепление позитивного имиджа страны в глазах международного сообщества, является применение «мягкой силы». Скажите, пожалуйста, как МЧС России участвует в этой работе? Спасибо.
Е.Н. Зиничев. Спасибо за вопрос.
Основная задача министерства – это, конечно, защита населения. Мы – гуманитарная организация, и во всем мире нас воспринимают именно так. Поэтому, оказывая ту или иную гуманитарную помощь, мы демонстрируем и флаг России, и ее гуманитарную миссию.
Я просто сейчас даже справку открою. За год нами проведено 33 гуманитарных операции, доставлено более 39 тыс. тонн гуманитарных грузов. Это такие страны, как Лаос, Индонезия, Мозамбик, Зимбабве, Малави, Иран, Сирия, Таджикистан, Киргизия, КНДР, Палестина, Уганда, Йемен, Гвинея. Ну, впрочем, перечислять долго.
Совместно с международной организацией гражданской обороны реализуется 12 проектов, направленных на укрепление чрезвычайных служб Сербии, Кубы, Туниса, Камеруна, Армении, Азербайджана и Никарагуа.
Спасибо за вопрос.
Председательствующий. Спасибо, уважаемый Евгений Николаевич. Еще раз благодарю Вас и ваших коллег за конкретные ответы. Пока присаживайтесь, пожалуйста.
Кто не успел задать вопросы, просьба письменно направить в комитет, и мы попросим Евгения Николаевича лично на них ответить.
Коллеги, сейчас я предоставляю слово заместителю Председателя Счетной палаты РФ Вере Ергешевне Чистовой.
Вера Ергешевна, пожалуйста, Вам слово.
В.Е. Чистова. Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемые члены Совета Федерации, приглашенные, уважаемый Евгений Николаевич! Счетная палата разделяет озабоченность сенаторов ситуацией, складывающейся с распределением полномочий и с нормативным регулированием этого вопроса. Это следует из ваших вопросов, которые поступили до настоящего заседания, и из тех вопросов, которые вы сегодня задавали.
Скажу, что в 2017 году мы провели экспертно-аналитическое мероприятие с участием контрольно-счетных палат девяти субъектов РФ и результатам этого мероприятия направили обращение в правительство с предложением все-таки отдельные вопросы, в том числе и в части пожарной безопасности, тех же самых ландшафтных пожаров, урегулировать. Сегодня вопрос не решен.
Мы надеемся, что указ президента, связанный с Забайкальским краем, сейчас ускорит эту процедуру и будут внесены изменения в законодательство, которые четко определят, что должна делать Федерация, что должны делать субъекты.
В этой связи несколько слов о соглашениях, которые были подписаны МЧС России с субъектами восемь–девять лет назад. В 2020 году сроки их истекают. По ним тоже надо принимать определенные меры, потому что они подписывались как безденежные, но по факту они оказались достаточно затратными, в том числе и для МЧС России.
Важный вопрос, который коротко отмечу. Да, МЧС России сейчас проводит реорганизационные процедуры в части своей внутренней структуры, ликвидируются региональные центры МЧС. И здесь мы отмечаем позитивный переход в том числе и в части финансового обеспечения от четырехуровневой системы к двухуровневой. Это делает прозрачными финансовые потоки, обеспечивает более серьезный контроль над закупочными процедурами.
Вместе с тем мы предупреждаем, что все реорганизационные процедуры в федеральных структурах сопровождаются определенными нарушениями трудового законодательства, о чем я уже говорила на «правительственном часе» в Государственной Думе с участием Генерального прокурора РФ. И сейчас наступает период, когда к нам уже, в Счетную палату, поступают жалобы на снижение надбавок, на незаконные какие-то передвижки по службе и так далее. Прошу этому вопросу уделить особое внимание при этих процедурах.
И предпоследнее. МЧС, как главный распорядитель, является постоянным объектом нашего контроля. И здесь мы разделяем позицию в своих материалах о том, что обеспеченность техникой недостаточна. Техника устаревшая, надо ее обновлять. И в этой связи мы поддерживаем позицию министра, но обращаем внимание на вопросы строительства. 266 объектов в 2017 году числятся в незавершенном строительстве (23 млрд рублей сегодня заморожено), в том числе по 95 объектам проектно-сметная документация разработана – объекты бесперспективные, востребована быть не может (это 1 млрд рублей). Это неэффективные затраты предыдущих лет. На это надо обратить внимание, начиная сейчас новые стройки.
И последнее. СО НКО. Мы проверили эти организации, у них огромный потенциал организационной работы с населением в части предупреждения и участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (я заканчиваю). Но контроль самого МЧС за процедурой предоставления субсидий, за их целевым использованием крайне недостаточен. И здесь мы не понимаем позицию Министерства финансов, которое настоятельно исключает эти организации из казначейского сопровождения. Нам не удалось достигнуть с ними консенсуса, но надеемся, что при формировании бюджета на 2020 год соответствующая статья в законе о бюджете даст возможность казначейству сопровождать все субсидии, предоставляемые СО НКО. Спасибо за внимание.
Председательствующий. Благодарю Вас, Вера Ергешевна. Присаживайтесь.
Игорь Николаевич Каграманян, пожалуйста.
Коллеги, давайте кратко, чтобы больше желающих выступило.
Пожалуйста.
И.Н. Каграманян, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Ярославской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Евгений Николаевич! Прежде всего, позвольте поблагодарить Вас за глубокий и содержательный доклад. Действительно, трудно переоценить сложность и значимость тех задач, которые стоят и ответственно решаются МЧС России при предупреждении возникновения чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий. В Вашем выступлении прозвучали суровые цифры тех потерь, которые несет наша страна. И очень часто, к сожалению, здесь играет роль поведенческий фактор.
Я хотел бы в этой связи подчеркнуть исключительную важность того, что МЧС России, в рамках объявленного в МЧС 2019 года Годом предупреждения чрезвычайных ситуаций, развернуло полномасштабную просветительскую, образовательную, практико-ориентированную деятельность по повышению грамотности в области культуры безопасности как отдельного гражданина, так и общества в целом. Эти мероприятия по повышению грамотности нашего населения наполнены конкретным содержанием.
В рамках взаимодействия МЧС России с Министерством просвещения в декабре 2018 года была утверждена новая концепция преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», которая не только выходит на новый уровень подхода к его преподаванию, но и делает его более современным, интересным, а сам курс – практико-ориентированным. Эта задача нашла отражение и в рамках национального проекта «Образование» в части формирования единых подходов к преподаванию этой дисциплины.
МЧС России самостоятельно проводит большую работу в регионах по повышению культуры безопасности в рамках таких мероприятий, как движение «Юный спасатель», «Школа безопасности», «Юный водник» и другие. Десятки тысяч ребят по всей нашей стране активно участвуют в этих мероприятиях, приобретая необходимые полезные знания и навыки.
Достойна высокой оценки и инициатива Центра экстренной психологической помощи МЧС России по проведению всероссийского проекта «Научись спасать жизнь!», который направлен на пропаганду навыков первой помощи и психологической поддержки (реализуется МЧС России вместе с Минздравом России).
Хотел бы выразить уверенность, что продолжение этой важнейшей работы послужит и сокращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и, самое главное, снижению человеческих потерь при них. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Игорь Николаевич.
Елена Алексеевна Перминова, пожалуйста.
Е.А. Перминова, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Курганской области.
Спасибо, уважаемая Валентина Ивановна.
Уважаемый Евгений Николаевич! Я бы хотела от имени временно исполняющего обязанности губернатора Курганской области и жителей нашей области выразить вам огромную благодарность за своевременную и полномасштабную помощь в тушении природных пожаров, которые бушевали у нас в начале мая. Только благодаря оперативным и высокопрофессиональным действиям подразделений МЧС удалось справиться с этой бедой, предотвратить человеческие жертвы и крупный материальный ущерб. Огромное вам спасибо за это, поскольку мы бы своими силами с этим не справились. Спасибо вам большое.
Председательствующий. Спасибо, Елена Алексеевна.
Людмила Борисовна Нарусова, пожалуйста.
Л.Б. Нарусова. Уважаемый Евгений Николаевич! Вы в своем выступлении обозначили вещи, которые требует законодатель, – новое законодательство или уточнение, в частности, в том, что регионы пытаются взыскивать с вас дополнительную оплату за допуск ваших самолетов на свою территорию для тушения пожаров или для устранения других ситуаций. Нужно ли дополнительное какое-то законодательное обеспечение, чтобы этого не было? Потому что, конечно, это абсолютно не соответствует тем задачам, которые стоят перед вашим ведомством.
Председательствующий. Спасибо, Людмила Борисовна.
В конце, если нужно будет, ответит… Потому что еще много будет предложений по изменению законодательства. Спасибо большое.
Владимир Альбертович Лебедев, пожалуйста.
В.А. Лебедев, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Нижегородской области.
Большое спасибо.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемый Евгений Николаевич! По сведениям субъектов РФ, которые подтверждаются данными космического мониторинга, более половины всех весенних пожаров приходят в леса земель сельхозназначения либо земель запаса. Причина проста – эти земли сегодня выпали из зоны внимания и ответственности как государственных, так и муниципальных противопожарных служб.
Для сведения: с начала 2019 года площадь природных пожаров вне земель лесного фонда более чем в два раза превысила площадь лесных пожаров.
У меня есть такое предложение или просьба, уважаемая Валентина Ивановна, чтобы (мы знаем, что после трагедии, которая случилась в Забайкалье, есть поручение президента, и я лично еще с прошлым руководством МЧС работал в межведомственной рабочей группе, и мы вырабатывали свои предложения, но они, к сожалению, реализованы не были) на сегодняшний момент при реализации этого поручения президента предложения нашего профильного комитета как палаты регионов были учтены либо чтобы мы были включены в эту работу межведомственной рабочей группы. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, то, что Людмила Борисовна предложила, и то, что Вы, Владимир Альбертович, должно найти отражение в нашем итоговом документе, в постановлении. Поэтому отработайте и внесите предложения.
Николай Иванович Рыжков, пожалуйста.
Н.И. Рыжков, член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Белгородской области.
Спасибо, Валентина Ивановна.
Уважаемый Евгений Николаевич, я хотел бы посвятить свое короткое выступление одному вопросу вашей деятельности – это лесные пожары. Мы в Совете Федерации считаем (а мы довольно часто обращаемся к лесным делам), что в стране за последние годы, по сути дела, объявлена тотальная война против нашего национального богатства – лесов. С одной стороны, мы сжигаем, выжигаем леса, а с другой стороны, мы вырубаем эти леса. Ну, что касается рубки – это не Ваш вопрос, а что касается пожаров – это Ваш.
Мы очень внимательно следим за деятельностью вашей организации. Мы с удовольствием наблюдаем, поддерживаем и восхищаемся, когда ваши люди гасят лесные пожары, самолеты летают, сбрасывают воду и так далее. Это очень хорошо. Но ни мне, ни многим людям не понятно, почему на протяжении многих лет повторяется одно и то же. Объясните, ради бога, никто не понимает. Я понимаю, один раз погорели, но делаются какие-то выводы, а в данном случае никаких выводов не делается.
И поэтому то, о чем Сергей Калашников здесь задавал вопрос (первый вопрос), имеет место. Действительно, если с точки зрения пожарных действий пусть у вас есть недостатки, но вы делаете очень большое дело. Но с точки зрения профилактики что надо делать? Какие причины того, что мы ежегодно на протяжении 10 лет все время возвращаемся к одному и тому же? Посмотрите, как начинается лето, как будто военные сводки идут: где горит, что горит и так далее.
Все говорят: 90 процентов с лишним – это поджоги (технологические или профилактические – как их назвать). Ну, хорошо, они действуют и в других странах. Почему другие страны не горят? Они действовали в Советском Союзе, они действовали всегда. Почему не было таких пожаров, как сегодня, в лесах? Это не понятно.
В 1999 году была создана специальная организация, которая занималась как раз этими делами, она просуществовала, Валентина Ивановна, всего лишь один год и была распущена.
У меня к Вам настоятельная просьба. Если вы действительно министерство (а мы считаем, что это очень уважаемое министерство), вы должны заниматься не только тушением пожаров – вы должны заниматься профилактикой, вы должны заниматься анализом… (микрофон отключен) …вы должны правительству не давать покоя…
Председательствующий. Включите микрофон.
Завершайте, Николай Иванович, пожалуйста.
Н.И. Рыжков. И последнее.
Валентина Ивановна, я знаю, что Вы очень много уделяете этому внимания, мы до сих пор восхищены, как Вы тут расправились один раз с заместителем министра по лесу (я забыл, как его фамилия), мы это хорошо помним до сих пор. Но мне кажется, сейчас кругом, чувствуется, идет разговор о том, чтобы все-таки очень серьезно подойти к корректировке Лесного кодекса.
Валентина Ивановна, я был свидетелем, когда в этом зале рассматривали Лесной кодекс (мало здесь нас осталось – тех, которые в то время рассматривали). Мы были категорически против. С этой трибуны многие специалисты-лесники, академики предупреждали: «Куда вы идете? Куда вы ведете страну?» – но их не послушали и приняли этот Лесной кодекс. Мы сегодня видим, что во многом…
Председательствующий. Я прошу прощения. Николай Иванович, хочу Вас остановить.
Вопрос этот решен. По поручению председателя правительства создана рабочая группа по доработке Лесного кодекса, она будет работать на площадке Совета Федерации.
И эту работу я поручила возглавить Юрию Леонидовичу Воробьёву. Он, естественно, будет нас держать в курсе того, как идет работа над уточнением Лесного кодекса, новой редакцией. Ваши пожелания уже в работе.
Н.И. Рыжков. Это хорошо. Только убедительная просьба к руководителю, учитывая, что он близко связан с МЧС, все-таки сделать упор не только на МЧС, а сделать упор на профилактику, как нам дальше жить. Ну, просто это пожелание мое. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Николай Иванович.
Я хочу извиниться перед Валерием Петровичем Усатюком, но Юрий Леонидович Воробьёв должен выступить, как основатель, создатель министерства по чрезвычайным ситуациям, а регламент уже завершается. Извините, Валерий Петрович. Если есть предложения, передайте их в письменном виде.
Пожалуйста, Юрий Леонидович Воробьёв.
Ю.Л. Воробьёв, заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти Вологодской области.
Благодарю Вас, Валентина Ивановна.
Уважаемые Евгений Николаевич, коллеги! МЧС – это министерство, о котором не все хорошо знают, и многие ошибаются в определении задач, которые перед ним стоят, но это министерство, которое имеет самый широкий спектр ответственности. И инструменты, которыми оно пользуется, находятся не только в самой системе МЧС, в тех институтах, кстати говоря, научно-исследовательских различных, которые создают технические нормативы (тут об этом спрашивали) и формируют технические регламенты, но и министерство управляет системой так называемой гражданской обороны и РСЧС. То есть в военное и в мирное время защитой населения, всего гражданского населения РФ занимается и отвечает за это министерство по чрезвычайным ситуациям. И поэтому оно управляет деятельностью как министерств, так и исполнительной власти регионов и муниципалитетов даже. Понятно, что сферы ответственности многие разделены, не все они находятся в сфере федеральной или на уровне федеральном, они находятся и на региональном, и на муниципальном уровнях.
И поэтому, когда мы оцениваем деятельность министерства, мы, конечно же, должны обязательно учитывать, как в этих огромных, гигантских масштабах планомерно ведется работа и с населением по его образованию и подготовке. Потому что основы безопасности жизнедеятельности в школах, работа с молодежью – это тоже деятельность МЧС. 12-мильная морская зона, то есть до государственной границы на всех морях (а вы знаете, нас окружают моря и океаны), – ответственность за безопасность людей в водах на этих территориях тоже несет министерство по чрезвычайным ситуациям. На всех реках и озерах – министерство по чрезвычайным ситуациям. Природные риски, риски, связанные с технологиями современными, риски, связанные с опасностями для людей, живущих в городах (урбанизация растет быстрее, чем численность населения на планете), – это все тоже задачи МЧС. И силы, которыми они располагают, – это не только пожарные и спасатели федеральные, но это и пожарные и спасатели субъектов РФ, в некоторых случаях – муниципалитетов, добровольные спасатели, частные компании, которые занимаются этой деятельностью, – и все это сфера регулирования министерства по чрезвычайным ситуациям.
Я хочу сказать… Здесь Евгений Николаевич назвал одну очень важную цифру. Когда я работал, каждый день у нас погибало на пожарах, сгорало примерно 60 человек. В праздники это было 120–140 человек, особенно в новогодние праздники. Сейчас, он сказал, – 20 человек. И он называл эту цифру ужасной, а я думаю: «Господи, как нам за эти годы удалось так существенно снизить количество людей, гибнущих в пожарах».
Я очень не рекомендую только, Евгений Николаевич, эту статистику менять. Пожары и возгорания, кажется, Вы сказали, хотите разделить. Ни в коем случае, иначе вы утонете в гигантском количестве поджогов, всяких горений свалок. Там, где это не связано с рисками для людей и материальными ресурсами, их не нужно соединять, эти случаи, с рисками для людей и материальных ресурсов, иначе вы не сможете правильно распределить свои силы и акцентировать внимание самой системы.
Я хочу сказать, что за год работы, которую я вижу, за которой наблюдаю тщательно, Евгений Николаевич и его команда существенно изменили подходы к организации деятельности этого сложного министерства. Определены приоритеты. Готовится к принятию стратегия развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года – вот такой документ, очень важный. Все это говорит о том, что министерство развивается в правильном направлении, показатели работы министерства не снижаются, ресурсы, которые они привлекают, увеличиваются.
В законодательной сфере, конечно же, нужно тоже осуществить некоторое регулирование. Но вообще я вам хочу сказать, что многие вопросы, которые вы задаете, отрегулированы законодательством.
В том числе, Николай Иванович, и тот вопрос, который Вы задали. Евгений Николаевич ответил на Ваш вопрос. Не занимается министерство по чрезвычайным ситуациям обеспечением пожарной безопасности в лесах, потому что это работа в лесах. Это приведение в порядок, уборка сухостоя, это создание минеральных полос, это огромная работа в самих лесах, которую должны вести и служба лесного хозяйства министерства природных ресурсов, а также собственники этих лесов.
Что касается пожаров в лесах, то в Советском Союзе было 110 тысяч сотрудников авиалесоохраны, была авиация, как вы знаете, были все необходимые средства, чтобы в пожароопасный период (он же ведь не всегда, зимой леса не горят, как правило) можно было реагировать. Сегодня нет ни авиации у этой службы охраны лесов, нет никаких ресурсов вовремя на них реагировать. И нет лесников, из 110 тысяч их всего 20, по-моему, тысяч. Вот в чем причина пожаров в лесах. Мы с вами обязательно наведем порядок в этом. Знаем эти проблемы, мы обязательно их решим. Нам нужно время.
Большое Вам спасибо, Евгений Николаевич, за службу.
Председательствующий. Спасибо, Юрий Леонидович.
Коллеги, после такого профессионального выступления Юрия Леонидовича я все-таки несколько слов добавлю (он многое уже сказал).
Коллеги, значение министерства по чрезвычайным ситуациям, вообще, трудно переоценить, и в этой аудитории вы все это хорошо понимаете. Это одно из самых авторитетных министерств. Авторитет этот дался нелегко. И уважение в обществе к сотрудникам министерства по чрезвычайным ситуациям также очень высокое. И люди благодарны сотрудникам министерства, всем службам за ту огромную работу, которую они проводят. И, честно говоря, мы не редко, а постоянно восхищаемся героизмом пожарных, других сотрудников, которые спасают людей, которые ликвидируют последствия различного рода аварий. И вот за это надо людей всегда благодарить, ценить и помнить о том, что они часто идут на эти работы, рискуя собственной жизнью. И в этой связи, конечно же, министерству нужны помощь и поддержка.
Первое. Я хочу согласиться с Юрием Леонидовичем, что с приходом нового министра ситуация в министерстве кардинально поменялась. Вот он жесткой рукой наводит порядок – убирает избыточность в тех или иных формах, которая существовала, наводит финансовый порядок, выделяет приоритеты.
И, Евгений Николаевич, Вам за это спасибо. Это чувствуется – что вот появилась в хорошем смысле этого слова свежая рука, свежая голова и выстраивает по-новому, под новые задачи работу министерства. И многое уже за этот год сделано.
Но в то же время, коллеги, я предлагаю включить обязательно это в наше постановление и Комитету по обороне и безопасности, Комитету по бюджету и финансовым рынкам просто взять эти вопросы на контроль. Министр справедливо ставит вопрос о необходимости повышения заработной платы. Ну, самая низкая зарплата из всех министерств и ведомств, где предусмотрены военная и приравненные к ней службы, как ни странно, в МЧС. Министр вышел с предложением, есть поручение соответствующее президента – выделить 22 миллиарда в течение двух лет, для того чтобы поднять зарплату хотя бы до 32 тыс. рублей.
В итоге сказали: «Нет, 21 миллиард 900 не можем выделить, выделим 11». В итоге вместо 11 миллиардов… Министерство финансов на этапах согласования сказало, что выделим 5 миллиардов 400. В итоге это свелось в чистых 3 302 миллиона. Ну, это что? Это же не решает вообще никак проблему повышения заработной платы, коллеги.
Поэтому давайте при формировании бюджета на 2020, 2021 и 2022 годы принципиально этот вопрос поставим. Я попрошу министерство представить нам предложения.
И, Виктор Николаевич и Сергей Николаевич, пожалуйста, как первоочередную задачу… И на поправках этого года тоже надо посмотреть, что можно еще дополнительно сделать.
Дальше. Справедливо: с 2013 года не осуществлялась закупка оборудования, экипировки, снаряжения и специального имущества для проведения аварийно-спасательных работ. Ну что это такое? Как мы можем требовать?.. Пожарных машин 2 процента от штатной положенности предлагают заменить. У пожарных машин – износ высокий, у оборудования – износ высокий. Я знаю по региону, мы уделяли этому внимание… И в регионах такая же проблема. Нет достаточного количества пожарных лестниц, высотных пожарных лестниц нет, пожарных машин, современно оборудованных. Ну, нельзя требовать эффективности и качества от министерства при таком уровне оснащения. Поэтому я попрошу тоже это и в наше постановление вставить и заняться этим, коллеги.
Евгений Викторович, Вам персональное поручение в рамках и трехсторонней комиссии… И я лично буду разговаривать и в правительстве, и с министром финансов. Нельзя по остаточному принципу относиться к финансированию такого важного министерства. Это никуда не годится.
Что касается недостроенных объектов – это наследство, которое получил министр. А где раньше были и наша уважаемая Счетная палата, и другие? Почему допустили, что на 23 миллиарда замороженных недостроев? Это же полное безобразие! Это же заморожены бюджетные деньги! Поэтому давайте помогать разгребать эту историю как-то, чтобы повысить эффективность. Новое строительство тоже надо развивать, нельзя же остановиться. Значит, надо как-то серьезно разобраться с недостроем.
И последнее. Юрий Леонидович сказал, что все отрегулировано, тем не менее есть вопросы, требующие дополнительного законодательного, нормативного регулирования. Те же пенсии, те же, еще раз, четко прописанные полномочия по сохранению лесов, противопожарной безопасности, кто за что отвечает. Потому что что ни случись – МЧС. На самом деле министерство по природным ресурсам отвечает за профилактику, сохранение, противопожарную работу в лесах. О них все молчат.
Поэтому Юрий Леонидович будет заниматься, Николай Иванович, не по линии МЧС, он будет в целом заниматься проблемой коррупции, воровства, уничтожения леса, регулированием полномочий. Уверена, что под руководством Юрия Леонидовича новый Лесной кодекс будет соответствовать всем новым задачам, и старым, и новым, и главное – сохранению леса.
Поэтому давайте все-таки посмотрим необходимость сейчас усиления юридической службы в министерстве на этапе… чтобы разгрести те острые вопросы, которые требуют дополнительного регулирования. Мы рядом. Дайте нам предложения, мы готовы активнейшим образом продвигать предложения МЧС с точки зрения усиления законодательного регулирования, если нужно, нормативного регулирования. Этим тоже надо предметно и системно заниматься. Прошу, чтобы эти вопросы нашли отражение в постановлении.
Еще раз спасибо большое министерству, Вам, уважаемый Евгений Николаевич, за ту огромную работу, которая ведется. И желаем самых добрых успехов.
А теперь Виктор Николаевич Бондарев, председатель Комитета по обороне и безопасности.
Пожалуйста, Виктор Николаевич.
В.Н. Бондарев, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти Кировской области.
Уважаемая Валентина Ивановна, уважаемая Вера Ергешевна, уважаемые коллеги, Евгений Николаевич! Нашим комитетом совместно с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий подготовлен проект постановления Совета Федерации, который мы сегодня предлагаем принять за основу. Комитет и далее будет его дорабатывать с учетом всех тех замечаний и дополнений, которые были высказаны в ходе обсуждения доклада, ответов на вопросы, и мы представим на следующее пленарное заседание 26 июня этого года.
Попрошу с учетом этого все комитеты, вас, уважаемые коллеги, представить до 14-го числа свои дополнения, предложения для окончательного формирования постановления. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо, Виктор Николаевич.
Коллеги, есть ли вопросы, замечания?
Этот проект требует серьезной доработки, Виктор Николаевич, с учетом высказанных предложений и финансового, и материального характера, правового регулирования. Пожалуйста, как следует поработайте вместе с министерством.
Евгений Николаевич, пусть Ваши коллеги тоже поработают, чтобы это был серьезный документ, чтобы и мы, и вы потом отвечали за его реализацию в полном объеме. Спасибо.
Коллеги, поступило предложение принять проект постановления за основу. Кто за то, чтобы принять проект постановления Совета Федерации «Об обеспечении защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (документ № 230) за основу? Прошу голосовать. Идет голосование.
Результаты голосования (12 час. 11 мин. 27 сек.)
За 159 чел. 93,5%
Против 0 чел. 0,0%
Воздержалось 0 чел. 0,0%
Голосовало 159 чел.
Не голосовало 11 чел.
Решение принято единогласно.
Еще раз благодарю министра, благодарю заместителей министра за участие, Вера Ергешевна, Вас. Желаю вам дальнейших успехов. Просьба до 20 июня всем представить предложения, и на следующем заседании окончательно утвердим решение. Спасибо большое. Успехов! (Аплодисменты.)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments