leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Category:

Рабочая группа назвала дискуссионным взыскание с осужденного расходов на защитника по назначению

Рабочая группа назвала дискуссионным проект о взыскании с осужденного расходов на защитника по назначению - Крашенинников
В Государственной Думе состоялось очередное заседание Рабочей группы по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуального законодательства, созданной по распоряжению Администрации Президента РФ.
Руководитель Рабочей группы – председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что на заседании было рассмотрено 9 вопросов повестки, из которых отдельно выделил следующие.
1. Проект федерального закона № 703384-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части возмещения процессуальных издержек по уголовному делу».
Законопроект уточняет обязанность по выплате процессуальных издержек по оказанию юридической помощи защитником по назначению в рамках уголовного дела. Предлагается установить, что сумма таких издержек подлежит возмещению осужденным, по аналогии с процедурой возмещения вреда, причиненного преступлением. В случае неисполнения этого требования осужденный может быть лишен права на условное осуждение и условно-досрочное освобождение. В связи с этим следователей предлагается обязать в обвинительном заключении указывать сумму издержек на защитника по назначению, а в случае несоблюдения этого правила предлагается возвращать дело на доследование.
На предыдущем заседании Рабочей группы законопроект был назван дискуссионным. Отмечалось, что предложенные меры нуждаются в более тщательной проработке, в связи с чем была запрошена дополнительная информация по теме законопроекта и получены отзывы Генеральной прокуратуры и Верховного Суда.
В отзывах, в частности, указывается, что назначение уголовного судопроизводства предусматривает не только защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, но и защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, а также соблюдение конституционного принципа на доступ граждан к правосудию в разумный срок. В этой связи отсутствие в материалах уголовного дела сведений о процессуальных издержках не является препятствием для рассмотрения уголовного дела по существу предъявленных обвинений. Если вопрос о процессуальных издержках не был решен при вынесении приговора, то он может быть разрешен по ходатайству заинтересованных лиц этим же судом, как до вступления в силу приговора, так и в период его исполнения. Поэтому предлагаемая законопроектом норма о возврате дела на доследование в случае отсутствия в обвинительном заключении сведений о процессуальных издержках на защитника по назначению не может быть поддержана.
Кроме того, требует дополнительного обсуждения норма о возможности отказа осуждённому в праве на условное осуждение и условно-досрочное освобождение в связи с неуплатой им процессуальных издержек на защитника по назначению.
На заседании отмечалось, что предложенная норма может ухудшить положение отдельных категорий осужденных. Стоит учитывать, что неуплата процессуальных издержек осужденным не всегда связана с его уклонением от исполнения этой обязанности, но также может быть вызвана объективными причинами, повлиявшими на его материальное положение – такими как инвалидность, длительное лечение, потеря работы или отсутствие возможности трудоустроиться в местах лишения свободы. Нельзя обуславливать осуществление правосудия возмещением судебных издержек, - отметил Павел Крашенинников.
По итогам обсуждения члены Рабочей группы заключили, что в настоящее время законопроект не может быть поддержан. В связи с этим решено продолжить его обсуждение в период осенней сессии.
2. Проект федерального закона № 596417-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования порядка рассмотрения требований о защите прав и законных интересов группы лиц».
Законопроектом вводится возможность для граждан обращаться в суд общей юрисдикции с групповыми исками, а также уточняются положения о групповых исках для дел, подсудных арбитражным судам.
Так, в ГПК РФ вводится новый правовой институт рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц. Возможность обращения в суд с групповыми исками появится у граждан при наличие схожих требований при сходных обстоятельствах в отношении общего ответчика. Например, при рассмотрении требований о защите прав потребителей или о возмещении вреда; по спорам в сфере ЖКХ; спорам, вытекающим из нарушений антимонопольного законодательства, - сообщил Павел Крашенинников.
Законопроектом предусматривается порядок ведения дел о защите прав и законных интересов группы лиц; присоединения к заявленному требованию заинтересованных лиц; процессуальные права участников группы лиц; порядок замены лица, которое ведет дело в интересах группы лиц; порядок распределения судебных расходов, а также рассмотрения судами данной категории дел. Также вносятся соответствующие изменения в закон о защите прав потребителей.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в АПК РФ в части установления порядка рассмотрения корпоративных споров по требованиям о защите прав и законных интересов группы лиц, и соответственно глава 28.2 излагается в новой редакции.
Ранее законопроект неоднократно рассматривался Рабочей группой, которая дала рекомендации по его доработке ко второму чтению.
На состоявшемся заседании были рассмотрены положения проекта, касающиеся соглашения о судебных расходах. В соглашении может быть предусмотрено несение судебных расходов лицами, его заключившими, пропорционально количеству этих лиц, а также в зависимости от вида таких расходов.
Рабочей группой было рекомендовано установить нотариальное заверение соглашения о судебных расходах, вместо утверждения соглашения судом (как предлагается в редакции первого чтения). Это позволит предоставить членам группы более удобные условия участия в групповом иске и распределения расходов, с учетом возможности присоединения к групповому иску до перехода суда к судебным прениям, - отметил Павел Крашенинников.
3. Проекты федеральных законов:
- № 573725-7 «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации»;
- № 573732-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».
Предлагается расширение и закрепление функций уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации. В том числе, обращение региональным омбудсменом в прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда; участие в заседаниях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в работе его комитетов и комиссий при рассмотрении ими законопроектов субъекта, связанных с правами и свободами человека; обращение с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке, предусмотренном статьями 40, 218 КАС РФ, и др.
Кроме того, предлагается распространить свидетельский иммунитет при производстве по уголовному делу на Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Рабочая группа в целом поддержала предложения законопроектов.
Полный перечень вопросов, рассмотренных Рабочей группой, будет представлен в протоколе заседания, который размещается на сайте Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству (http://www.komitet2-10.km.duma.gov.ru/).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments