leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Комитет Думы по образованию и науке рекомендовал на 19 июня законопроект о производственной практике

Комитет Думы по образованию и науке рекомендовал на 19 июня законопроект о производственной практике, предлагая распространить ее на допобразование и развивать совместительство в вузах
В понедельник 17 июня состоялось очередное заседание Комитета Госдумы по образованию и науке.
Повестка заседания:
1.Тематический вопрос: «О докладе Правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования в 2018 году».
Докладчики: статс-секретарь, заместитель Министра просвещения РФ Зенькович Павел Станиславович, представители Минобрнауки России, Рособрнадзора
Содокладчик: Никонов Вячеслав Алексеевич
2. О проекте федерального закона № 695427-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования и науки». Внесен Правительством РФ 24.04.2019 (первое чтение)
Докладчик: статс-секретарь, заместитель Министра науки и высшего образования РФ Лукашевич Марина Борисовна
Содокдадчик: Касаева Татьяна Викторовна
3. О проекте федерального закона № 269874-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» в части совершенствования деятельности государственных научных центров РФ». Внесен Правительством РФ 21.09.2017
Докладчик: Онищенко Геннадий Григорьевич
4. О проекте федерального закона № 607448-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части совершенствования практической подготовки обучающихся». Внесен депутатами Государственной Думы В.А.Никоновым, Г.Г.Онищенко, Г.К.Сафаралиевым, Л.Н.Духаниной, Г.А.Балыхиным, Е.А.Митиной, Л.Н.Тутовой, Т.В.Касаевой, В.В.Субботом, З.Я.Рахматуллиной, В.Н.Плотниковым, В.М.Кононовым, С.В.Чижовым, В.П.Водолацким, М.Т.Гаджиевым, А.А.Кавиновым, В.В.Ивановым, А.Г.Кобилевым, И.М.Гусевой, А.Ф.Тихомировым, А.Е.Загребиным, Н.В.Говориным, А.Б.Выборным, А.В.Жарковым 13.12.2018 (первое чтение)
Докладчик от авторов: Духанина Любовь Николаевна
Содокладчик: Никонов Вячеслав Алексеевич
5. О проекте федерального закона № 684090-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» в части совершенствования порядка проведения экспертизы учебников». Внесен депутатами Государственной Думы С.М.Мироновым, М.В.Емельяновым, А.А.Ремезковым, С.И.Крючеком, О.А.Николаевым, А.В.Терентьевым, Г.З.Омаровым, А.В.Чепой, О.Н.Епифановой, М.И.Щаблыкиным, В.П.Водолацким 09.04.2019 (внесение)
Докладчик: Смолин Олег Николаевич
6. Разное.

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ
17 июня 2019 года Протокол № 75-4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона № 607448-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования практической подготовки обучающихся»,
внесенный депутатами Государственной Думы В.А. Никоновым, Г.Г. Онищенко, Л.Н. Духаниной, Г.К. Сафаралиевым, Г.А Балыхиным, Е.А. Митиной, Л.Н. Тутовой, Т.В. Касаевой и другими депутатами Государственной Думы
Целью рассматриваемого проекта федерального закона является совершенствование регламентации практической подготовки обучающихся по основным профессиональным образовательным программам.
Для этого вносятся изменения в статью 2 (пункты 9, 10, 24), статью 13 (части 1, 6, 7, 8), в статью 15, статью 27, статью 29, статью 51 (часть 5), статью 72 (часть 2), статью 82 (части 4, 5. 6), статью 91 (части 4, 15), статью 92 (части 5, 9, 29) Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Основные концептуальные положения сводятся к следующему.
1. Вводится понятие «практическая подготовка обучающихся», под которой понимается форма организации учебной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных- с будущей профессиональной деятельностью и направленных на закрепление, развитие
практических навыков и компетенции по профилю соответствующей образовательной программы.
При этом практика рассматривается в качестве компонента образовательной программы, т.е. включена в комплекс основных характеристик, определяющих понятие «образовательная программа».
Использование вводимого понятия распространено на правоотношения, возникающие при реализации всех профессиональных образовательных программ.
2. Вводится норма, в соответствии с которой практическая подготовка может быть организована в том числе в организации, осуществляющей образовательную деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.
3. Определяются федеральные органы исполнительной власти, наделенные полномочием по утверждению положений о практической подготовке обучающихся, осваивающих различные образовательные программы.
4. Вводится норма об учете _в Положении о лицензировании образовательной деятельности особенностей требований к строениям, сооружениям, помещениям, используемым для практической подготовки обучающихся.
5. С целью расширения возможностей получения обучающимися практической подготовки предусмотрена возможность реализации образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практик, иных компонентов образовательной программы посредством использования сетевой формы.
6. Определяется федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочием по утверждению порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ различных уровня и (или) направленности, а также примерные формы договоров о сетевой форме реализации образовательных программ.
7. Вводится норма о порядке использования имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при сетевой форме реализации образовательной программы.
8. Вводится норма о размещении информации на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» адресов мест осуществления практики и практической подготовки при сетевой форме реализации образовательной программы.
9. Регулируются вопросы исполнения должностных обязанностей по совместительству в государственных или муниципальных образовательных организациях.
10. Устанавливается, что реализация образовательных программ осуществляется _ организацией, осуществляющей __образовательную деятельность, также посредством зачета в установленном ею порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, предусмотренных образовательными программами, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
11. Вносятся необходимые корреспондирующие изменения в статью 82 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предусматривающую особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке поддерживает концепцию данного законопроекта и считает законопроект актуальным и соответствующим целям и задачам национального проекта «Образование».
Правительство Российской Федерации поддерживает данный законопроект с учетом замечаний, представленных в официальном отзыве.
Так, по мнению Правительства Российской Федерации, в законопроекте необходимо:
- закрепить положения, касающиеся регулирования отношений между организацией, осуществляющей образовательную деятельность и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, а также синхронизировать положения, касающиеся ответственности этих организаций в целях защиты жизни и здоровья обучающихся, недопущения их дискриминации в сфере труда и обеспечения равных возможностей для реализации их трудовых прав;
-урегулировать вопрос о практической подготовке обучающихся, осваивающих дополнительные профессиональные программы;
- уточнить федеральные органы исполнительной власти, наделенные полномочием по утверждению порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ различных уровня и (или) направленности;
- сохранить особенности организации практической подготовки лиц, получающих медицинское образование или фармацевтическое образование;
- пересмотреть с учетом положений статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федераций» норму о зачете организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
- пересмотреть норму об исключении из общих правил процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации филиала, в котором осуществляется исключительно практическая подготовка обучающихся.
На данный законопроект имеется заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы с аналогичными замечаниями.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) поддерживает данный законопроект при условии сохранения действующих положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», регламентирующих особенности организации практической подготовки лиц, получающих медицинское и фармацевтическое образование.
Законопроект рассмотрен на заседаниях Экспертного совета по среднему профессиональному образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке и Экспертного совета по высшему образованию при Комитете Государственной Думы по образованию и науке. Экспертные советы поддерживают законопроект, отмечая его направленность на развитие практико-ориентированного обучения в Российской Федерации и расширение системного взаимодействия образовательных организаций с работодателями на всех этапах подготовки и выпуска студентов, и предлагают при его подготовке ко второму чтению рассмотреть следующие вопросы:
- о приемлемости формулировки практической подготовки (изменения в пункт 24 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») для основных и дополнительных общеобразовательных программ;
- о возможности при внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указания наряду с основными профессиональными образовательными программами основных программ профессионального обучения, сохранения положения об организации практики на основе договора с организациями, осуществляющими деятельность по профилю соответствующей образовательной программы;
- об уточнении формулировки относительно лицензионных требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, используемым при осуществлении практической подготовки обучающихся;
- о внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования в связи с введением законопроектом нового понятия «практическая подготовка».
Комитет Государственной Думы по образованию и науке поддерживает отмеченные замечания и вопросы и полагает, что они не умаляют значимости рассматриваемого законопроекта и могут быть отработаны при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Кроме того, Комитет Государственной Думы по образованию и науке отмечает, что для обеспечения реализации положений рассматриваемого законопроекта при условии его принятия потребуется принятие и изменение ряда нормативно-правовых актов, что, по всей видимости, повлечет введение переходных положений и установления нового срока вступления федерального закона в действие.
Комитет Государственной Думы по образованию и науке поддерживает отмеченные замечания и вопросы и полагает, что они не умаляют значимости рассматриваемого законопроекта и могут быть отработаны при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Кроме того, Комитет Государственной Думы по образованию и науке отмечает, что для обеспечения реализации положений рассматриваемого законопроекта при условии его принятия потребуется принятие и изменение ряда нормативно-правовых актов, что, по всей видимости, повлечет введение переходных положений и установления нового срока вступления федерального закона в действие.
На данный законопроект поступили отзывы:
- от законодательных (представительных) органов государственной власти 31 субъекта Российской Федерации, в том числе 1 отрицательный;
- от высших исполнительных органов государственной власти 30 субъектов Российской Федерации, в том числе 1 отрицательный.
Исходя из изложенного, Комитет считает целесообразным рекомендовать Государственной Думе проект федерального закона № 607448-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования практической подготовки обучающихся» принять в первом чтении.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments