leo_mosk (leo_mosk) wrote,
leo_mosk
leo_mosk

Categories:

Законодательные аспекты рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения

РЕКОМЕНДАЦИИ расширенного заседания Научно-экспертного совета на тему: «Законодательные аспекты рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения»
18 июня 2019 г. Государственная Дума, Малый зал
Проведя с участием депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение законодательных аспектов рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, участники заседания отмечают следующее.
По данным Доклада о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации в 2017 году, по состоянию на 1 января 2018 года общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составляла 383,2 млн. га, в том числе сельскохозяйственных угодий - 197,8 млн. га. Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составляет 185,4 млн. га. При этом более 26% (101,4 млн. га) несельскохозяйственных угодий составляют земли, предоставленные и предназначенные для северного оленеводства, значительная часть которых (28%) занята лесом.
Устойчивое социально-экономическое развитие России без рационального и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения невозможно. Они выступают основным средством сельскохозяйственного производства, ключевым фактором обеспечения продовольственной безопасности как одной из главных составляющих национальной безопасности страны, поступательного роста и развития экономики, а также являются сферой существования и средством повышения качества жизни значительной части населения страны.
Отсюда следуют главные цели и задачи эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения: необходимость сохранения и рационального, эффективного использования сельскохозяйственных угодий и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной и экологичной сельскохозяйственной продукции при условии сохранения плодородия почв, соблюдения требований в области охраны окружающей среды.
В этой связи приоритет охраны земель сельскохозяйственного назначения как важнейшего компонента окружающей среды перед использованием земли в качестве недвижимого имущества является одним из базовых принципов земельного законодательства.
Следует отметить, что правовой режим земель сельскохозяйственного назначения сформирован достаточно обширной нормативно-правовой базой — более десятка федеральных законов (в т.ч. Гражданский, Земельный, Лесной, Водный кодексы, федеральные законы «О развитии сельского хозяйства», «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», «О землеустройстве», «О мелиорации земель», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О личном подсобном хозяйстве» и др.) и еще более значительным количеством подзаконных актов.
Основные направления государственного регулирования в сфере рационального использования земель сельскохозяйственного назначения сформулированы, в частности, в Основах государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы (далее - Основы государственной земельной политики), Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 и иных документах стратегического планирования.
Действует масштабная Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, ведомственные проекты - «Устойчивое развитие сельских территорий» и «Развитие мелиоративного комплекса России»
С 1 января 2020 года начнется реализация Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», в рамках которой предусмотрены мероприятия по сохранению и восстановлению природных ландшафтов.
Однако, несмотря на обширную регулятивную базу, острота проблем в сфере использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, не снижается.
На значительной площади указанных земель действуют различные негативные процессы - интенсивное развитие эрозии, заболачивание, засоление, опустынивание, подтопление, зарастание сельскохозяйственных угодий малоценными лесными насаждениями, а также сорными и карантинными растениями, что приводит к деградации земель, потере плодородия сельскохозяйственных угодий и выводу их из хозяйственного оборота.
При этом по данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, в период с 2010 по 2017 г. произошло сокращение общей площади земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации на 16,8 млн. га или более чем на 4%. Следует отметить, что действующее законодательство не обеспечивает достаточную защиту земель сельскохозяйственного назначения, используемых для сельскохозяйственного производства. В частности, допускается включение таких земель, в том числе особо ценных, в границы населенных пунктов, а также размещение на таких землях объектов транспорта, энергетики и связи.
В связи с появлением большого количества собственников земли и наличием сельскохозяйственных товаропроизводителей различных форм собственности проблемы управления сельскохозяйственным производством в целом и землями сельскохозяйственного назначения в частности стоят как никогда остро.
По данным Росреестра, по состоянию на 1 января 2018 года земли сельскохозяйственного назначения находились:
• в государственной и муниципальной собственности - 255,5 млн. га, или 66,7 % земель категории;
• в частной собственности 127,8 млн. га (33,3 %), в том числе:
- в собственности граждан - 108,5 млн. га (28,3 % земель категории), причем 83,6 млн. га этих земель (77%) находились в общей долевой собственности, из них около 18 млн. га составляют невостребованные земельные доли, собственники которых в установленный законодательством срок не передали их в аренду либо не распорядились иным образом;
- в собственности юридических лиц - 19,3 млн. га (5%).
По данным Минсельхоза России, на начало 2018 года в целом в России не использовалось 46,4 млн. га земель сельскохозяйственного назначения (12% от общей площади земель сельскохозяйственного назначения), из них - 32,7 млн. га сельскохозяйственных угодий (16,4% от их общей площади).
По оценкам Счетной палаты Российской Федерации, всего около 14,5% земель сельскохозяйственного назначения (примерно 56 млн. га) не используются по целевому назначению (по итогам проверки состояния и использования сельхозземель в 2014-2015 годах).
Из общей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения более половины составляют земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, свободные от прав третьих лиц. Остальную площадь составляют земли сельскохозяйственного назначения, не используемые по целевому назначению, находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, а также земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение и аренду.
Таким образом, площадь неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, согласно официальным данным, превышает показатель площади неиспользуемых земель находящихся в частной собственности, поэтому этой проблеме в рамках государственного управления следует уделять особое внимание.
Сравнение общей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственных угодий с данными о невостребованных долях (около 50% от неиспользуемых земель) показывает, что этот фактор во многом обуславливает отсутствие положительной динамики данного показателя.
По результатам государственного учета показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения, осуществляемого федеральными государственными бюджетными учреждениями центрами и станциями агрохимической службы, центрами химизации и сельскохозяйственной радиологии, подведомственными Минселъхозу России, площадь неиспользуемой пашни составляет 19,4 млн. га, из них около 9 млн. га заросло древесно-кустарной растительностью, около 0,5 млн. га подверглись заболачиванию и подтоплению. При этом площадь пашни, пригодной для введения в сельскохозяйственный оборот, составляет более 11 млн. га, или 55% от всей неиспользуемой пашни.
По данным Россельхознадзора, в 2018 году обследовано 9,8 млн. га земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Проведено более 42 тыс. контрольно-надзорных мероприятий, выявлено 16,9 тыс. нарушений обязательных требований земельного законодательства на общей площади более 1 млн. га.
Наибольшее количество установленных нарушений (более 11,5 тыс. на площади более 923 тыс. га) связано с невыполнением землепользователями установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, в том числе более 9,6 тыс. нарушений, связанных с зарастанием сорной, древесной и кустарниковой растительностью на площади более 713,6 тыс. га.
Выявлено несанкционированных свалок на площади 1,3 тыс. га (ликвидировано из них на площади 0,4 тыс. га), несанкционированных карьеров по добыче общераспространенных полезных ископаемых - на площади около 1 тыс. га (рекультивировано - на площади около 0,1 тыс.га).
В результате работы территориальных управлений Россельхознадзора в 2018 году устранены нарушения требований земельного законодательства на площади более 412 тыс. га, в сельскохозяйственный оборот вовлечено свыше 237 тыс. га.
Остаются актуальными следующие проблемы в сфере земельных отношений:
- определение надлежащих субъектов по использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения;
- совершенствование управления земельными ресурсами из состава земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в части проведения землеустройства, кадастрового учета, государственной регистрации прав на земли сельскохозяйственного назначения, государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;
- совершенствование механизмов предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения и изъятие неиспользуемых или используемых с нарушением земельного законодательства земель;
- охрана сельскохозяйственных угодий, в том числе защита особо ценных сельскохозяйственных земель;
- повышение залоговой ликвидности земель сельскохозяйственного назначения.
Необходимо учитывать, что в последнее время на законодательном уровне предпринят ряд мер, направленных на вовлечение неиспользуемых земельных участков, в том числе земельных участков сельскохозяйственного назначения, в хозяйственный оборот.
Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» определил соответствующий правовой механизм.
Необходимо подчеркнуть, что исходя из результатов анализа правоприменительной практики, можно сделать вывод, что само по себе изъятие земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, в связи с его неиспользованием по целевому назначению, не всегда позволяет достичь результата по вовлечению такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот. Так, на практике нередко возникают случаи, когда продажа земельного участка на публичных торгах не осуществляется ввиду отсутствия лиц, желающих приобрести данные земельные участки на условиях, предложенных организатором таких торгов. При этом органы государственной власти или органы местного самоуправления также далеко не всегда обладают бюджетными средствами, необходимыми для приобретения земельного участка в государственную или муниципальную собственность в соответствии с пунктом 10 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Таким образом, несмотря совершенствование законодательства, в настоящее время оборот земель сельскохозяйственного назначения (земельных участков и земельных долей) затруднен.
Кроме того, следует учитывать отдельные недостатки правоприменительной практики, связанные с избыточными требованиями, предъявляемыми к добросовестным землепользователям на этапе освоения новых земельных участков, нуждающихся в культуртехнической мелиорации либо земельных участков из состава залежных земель.
В настоящее время большая часть качественных пахотных земель сельскохозяйственного назначения распределена и используется сельскохозяйственными предприятиями, поэтому расширение землепользования зачастую происходит за счет вовлечения в оборот залежных, заросших древесно-кустарниковой растительностью земель, которые не обрабатывались и не использовались по назначению в течение ряда лет. Вовлечение в сельскохозяйственное производство таких земельных участков за 2-3 года практически невозможно. Подготовка таких земельных участков к использованию требует, как правило, как дополнительных финансовых вложений, так и отвлечения техники и работников предприятия в сезон сельскохозяйственных работ. При этом фактически нигде документально не закрепляется, в каком состоянии был приобретен земельный участок, но имеют место случаи привлечения указанных землепользователей к административной ответственности по статьям 8.7, 8.8. КоАП РФ.
Также необходимо отметить, что неиспользование земельных участков сельскохозяйственного назначения во многих случаях является следствием отсутствия на региональном уровне сбалансированных экономических условий для развития сельского хозяйства и эффективной работы сельхозтоваропроизводителей (отсутствие доступа к кредитным ресурсам на выгодных условиях, стабильного рынка сбыта, необходимой производственной и транспортной инфраструктуры, административные барьеры при получении государственной поддержки).
Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления фактически в дальнейшем не лишены возможности перевода таких земельных участков в земли иных категорий, изменения вида разрешенного использования, в том числе для продажи земельных участков на аукционах, например, для строительства объектов различного назначения в целях пополнения своих бюджетов, а не в целях развития сельского хозяйства. В таких условиях само по себе изъятие земель сельскохозяйственного назначения не сможет обеспечить достижение целей вовлечения их в сельскохозяйственный оборот.
В этой связи, разработка законодательных механизмов, направленных на вовлечение в оборот неиспользуемых земельных участков, в том числе земельных участков сельскохозяйственного назначения, требует более комплексного и системного подхода и не может сводиться только к упрощению порядка изъятия таких земельных участков. В частности, нуждаются в дальнейшем совершенствовании, в том числе с учетом региональной специфики, предусмотренные Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 354-ФЗ особенности приобретения прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, принудительно изъятые в связи с неиспользованием по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации.
Необходимо в очередной раз обратить внимание на проблемы в системе земельно-ипотечного кредитования. Широкое распространение ипотеки земельных участков сельскохозяйственного назначения сдерживается во многом из-за неоформленности права собственности на земельные участки и невозможности их использования в качестве залоговой базы для получения кредитных средств.
Федеральным законом от 06 июня 2019 г. № 138-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования залога земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» в законодательство внесены изменения, направленные на создание условий для привлечения дополнительных кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Отдельной проблемой является отсутствие порядка определения разрешенного использования сельскохозяйственных земель. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года № 540, не решает этой проблемы. Кроме того, не определено правовое значение землеустроительной документации. Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ "О землеустройстве" в связи с постоянными изменениями законодательства в области кадастрового учета и государственной регистрации недвижимости нуждается в актуализации.
Заявительный принцип осуществления государственного кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки разрушил систему информационного обеспечения управления земельными ресурсами. По оценкам экспертов, учтено и зарегистрировано не более 15 процентов земельных участков сельскохозяйственного назначения. Не разграничены земли, находящиеся в государственной собственности, отсутствует актуальная планово-картографическая основа. Сложившаяся ситуация усугубляется неопределенностью границ земельных участков, что порождает нелегитимность сделок, криминализацию земельного рынка, высокий уровень коррумпированности в сфере земельных отношений.
Необходимо проработать вопрос об уточнении состава сведений государственного кадастра недвижимости в части земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, поскольку в настоящий момент содержащиеся в нем сведения не позволяют учесть специфику земель сельскохозяйственного назначения как природного ресурса, используемого в качестве главного средства производства в сельском хозяйстве.
Следует отметить, что продолжающаяся реформа земельного законодательства также недостаточно учитывает специфику земель сельскохозяйственного назначения.
Разработанные Минэкономразвития России законопроекты «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации (в целях совершенствования определения видов разрешенного использования земельных участков)», «О землеустройстве», «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в целях перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию) и в связи с принятие закона «О землеустройстве», по мнению Минсельхоза России и многих экспертов в области земельных отношении предусматривают необоснованно радикальное изменение правового регулирования использования, оборота и охраны земель сельскохозяйственного назначения, при этом нивелируются существующие в настоящее время законодательные гарантии сохранения целевого назначения этих земель и земельных участков в их составе.
В целом принятие указанного пакета законопроектов, сформулированных в парадигме отмены деления земель на категории, исключения из законодательства принципа приоритета охраны земель и их использования в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием в качестве недвижимого имущества, установления приоритета законодательства о градостроительной деятельности над земельным законодательством при решении вопросов территориального планирования, перехода от определения общего целевого назначения и, исходя их него, непосредственно правового режима земельных участков на основе принадлежности к категории земель - к точечному определению правового режима конкретного земельного участка на основании установления его разрешенного использования, являющегося исключительно административной и во многом усмотренческой процедурой, создаст многочисленные риски утраты земель сельскохозяйственного назначения ввиду упрощения их выбытия из сельскохозяйственного производства и изменения их основного предназначения в пользу другого использования, в частности, застройки, и отрицательно-скажется на развитии всей отрасли сельского хозяйства.
С учетом изложенного, участники заседания обращают внимание на необходимость более тщательной проработки не только указанных законопроектов, но и в целом концепции данной реформы законодательства, с учетом вышеназванных рисков и отрицательной позиции Минсельхоза России, а также отраслевого научного и экспертного сообщества по предложенным ими подходам.
Далее, наряду с совершенствованием правовых механизмов оборота земель сельскохозяйственного назначения, необходимы меры экономического стимулирования целевого и рационального их использования.
Следует отметить, что большая часть территории России характеризуется сложными природно-климатическими условиями и относится к так называемой «зоне рискованного земледелия». Поэтому высокий и стабильный уровень производства сельскохозяйственной продукции может быть обеспечен в значительной степени на основе развития мелиорации земель.
В России имеется 9,47 млн. га мелиорированных земель, в том числе 4,69 млн. га орошаемых и 4,78 млн. га осушенных, из них фактически в сельскохозяйственном производстве для выращивания сельскохозяйственных культур используется 7,08 млн. га мелиорированных земель (75% от имеющихся), в том числе 3,89 млн. га орошаемых и 3,13 млн. га осушенных. При этом в неудовлетворительном мелиоративном состоянии находятся 0,9 млн. га орошаемых земель (19%) и 1,78 млн. га осушенных земель (37%).
В этой связи весьма актуальной остается проблема повышения эффективности использования мелиорированных земель.
В последние годы в мелиорации все большее распространение находят экономически выгодные эффективные системы орошения, нашедшие широкое применение в сельхозпредприятиях и особенно в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Из применения в практике разнообразных способов полива сельскохозяйственных культур (дождевание, полив по бороздам и другие) особенно эффективно капельное орошение.
В рамках ведомственной программы «Развитие мелиоративного комплекса России» предусмотрено оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим мероприятия по вовлечению в оборот сельскохозяйственных земель (возмещение затрат, связанных с осуществлением агролесомелиоративных, фитомелиоративных и кулътуртехнических мероприятий).
Альтернативными мерами, направленными на обеспечение надлежащего использования земель сельскохозяйственного назначения и вовлечение неиспользуемых земель в хозяйственный оборот, могут служить иные меры экономического стимулирования, например, компенсация части затрат на проведение работ, необходимых для вовлечения в оборот новых земель путем создания современных эффективных систем орошения, либо предоставление сельскохозяйственной техники сельскохозяйственным товаропроизводителям, обеспечившим вовлечение новых земель в оборот.
Также резервы повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения могут быть реализованы путем применения гибких фискальных инструментов.
Так, пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации для земель сельскохозяйственного назначения предусмотрена пониженная (не более 0,3% кадастровой стоимости) налоговая ставка, но необходимым условием для этого является факт использования таких земель для сельскохозяйственного производства. В противном случае должна применяться общая ставка (не более 1,5%). Для более эффективного использования этого инструмента необходимо совершенствовать межведомственное взаимодействие органов государственного земельного надзора и налоговых органов.
Кроме того, заслуживает рассмотрения вопрос о введении льготной (0%) налоговой ставки на период освоения и введения в полноценный хозяйственный оборот заброшенных (не используемых более 5 лет для производства сельскохозяйственной продукции) земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения.
Помимо перечисленного, в соответствии с Основами государственной земельной политики, решение задачи обеспечения эффективности использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения требует также реализации комплекса мер правового, организационного и управленческого характера, включающих:
- завершение формирования субъектами РФ перечней особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, отнесенных к землям, использование которых для других целей не допускается;
- выполнение работ по определению местоположения границ особо ценных сельскохозяйственных земель и границ зон их охраны с включением соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости;
- совершенствование порядка установления и изменения видов разрешенного использования земельных участков в составе сельскохозяйственных земель;
- ограничение случаев размещения объектов, не связанных с сельскохозяйственным производством, на сельскохозяйственных угодьях;
- выполнение комплекса мероприятий, обеспечивающих увеличение доли мелиорируемых земель в составе сельскохозяйственных угодий;
- завершение процесса выдела земельных участков в счет земельных долей;
- совершенствование порядка оформления земельных долей;
- уточнение видов работ по землеустройству, их состава и порядка проведения таких работ;
- уточнение требований к порядку проведения работ по землеустройству;
- уточнение требований к подготовке и составу землеустроительной документации;
- установление обязанности для правообладателей земельных участков в составе сельскохозяйственных земель проводить работы по охране сельскохозяйственных земель, повышению плодородия земель и организации их рационального использования.
Необходимо отдельно остановиться на вопросах совершенствования института землеустройства. В связи с упразднением государственной землеустроительной службы, созданием саморегулируемых организаций в области землеустройства и кадастровой деятельности, возникновением стихийного рынка землеустроительных услуг, практически полным отсутствием в последние десятилетия государственного финансирования землеустроительных мероприятий, роль землеустройства как инструмента планирования необоснованно уменьшилась в решении вопросов рационального, эффективного использования и охраны как земель сельскохозяйственного назначения, так и земель других категорий.
Подготавливаемый Минэкономразвития законопроект «О землеустройстве» необоснованно сужает сферу применения землеустройства как института территориального планирования. Кроме того, законопроектом выхолащиваются из законодательства требования по охране земель сельскохозяйственного назначения, землеустроительные работы фактически сведены к кадастровым работам. В связи с чем законопроект также нуждается в существенной переработке с учетом мнения отраслевого сообщества.
Решение вопросов упорядочивания земельных отношений необходимо осуществлять на основе комплексного подхода к землеустройству, в том числе путем формирования актуальной генеральной схемы землеустройства Российской Федерации, правил землепользования межселенных территорий (карт землеустроительного (сельскохозяйственного зонирования).
Минсельхоз России считает необходимым такую работу проводить с учетом всей совокупности задач по землеустройству, включая важнейший и сложнейший вопрос инвентаризации земель, без которой практически невозможно осуществить полноценное землеустройство, и, как следствие, эффективное вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в оборот.
Для проведения инвентаризации требуется изучение не только государственного кадастра недвижимости; но и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; материалов государственной кадастровой оценки земель, государственного мониторинга земель; государственного земельного надзора, муниципального земельного контроля, материалов почвенных и геоботанических обследований, и изысканий и др.). Инвентаризация должна включать проведение полевых обследований, а также составление актов землеустроительного обследования.
Таким образом, очевидно, назрела потребность в проведении полной инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения, включающей оценку качества земель, актуализацию природно-сельскохозяйственного районирования, возврат и усиление требований к проведению, а не исключение всего комплекса землеустроительных работ на всей территории России, результатом которого должно явиться сельскохозяйственное зонирование территорий на землях сельскохозяйственного назначения по классам земель по степени их пригодности для вовлечения в оборот.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, поступившие в Государственную Думу в рамках подготовки к заседанию Научно-экспертного Совета Комитета, его участники считают необходимым рекомендовать:
1. Правительству Российской Федерации и профильным федеральным органам исполнительной власти:
1. Рассмотреть вопрос о корректировке Распоряжения Правительства РФ
от 03.03.2012 N 297-р «Об утверждении Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы» в части отказа от исключения из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории.
2. Пересмотреть подходы к проведению реформы земельного законодательства с учетом сохранения и усиления принципа приоритета охраны земель сельскохозяйственного назначения и их использования в качестве средства производства в сельском хозяйстве перед другими видами использования, а также межсекторального значения и потенциала института землеустройства.
3. Ускорить доработку и внесение в Государственную Думу законопроектов, направленных на:
- установления порядка проведения государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий;
- определение полномочий общего собрания участников долевой собственности и органа местного самоуправления по определению размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах, в виде простой правильной дроби;
- уточнение понятия земельной доли;
- расширение перечня случаев, когда земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться без проведения торгов;
- установление возможности предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства;
совершенствования процедуры изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения;
совершенствования порядка признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, в том числе с применением механизмов, используемых для выморочного имущества;
- установление прогрессивной шкалы повышающего коэффициента к ставке земельного налога за сельскохозяйственные земли в зависимости от продолжительности их неиспользования;
- усиления административной ответственности за порчу земли.
4. Рассмотреть вопрос о проведении сплошной инвентаризации земельных ресурсов страны.
5. Рассмотреть возможность внесения изменения в федеральное законодательство в части предоставления права субъектам Российской Федерации утверждать Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в целях охраны земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в целях предотвращения и ликвидации загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, в целях восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года№ 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
6. В целях оптимизации процедуры принудительного изъятия земельных участков рассмотреть возможность сокращения с 5 до 3 лет периодов между плановыми проверками в зависимости от категории риска, в том числе для земельных участков, отнесенных к категории умеренного риска.
7. Рассмотреть целесообразность установления срока 5 лет для освоения вновь приобретаемых землепользователями земельных участков, которые по критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ», можно отнести к неиспользуемым земельным участкам на дату приобретения права на земельный участок.
8. Продолжить наращивать уровень государственной поддержки в целях обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, развития мелиорации земель (в том числе с использованием механизма единой субсидии, иных финансовых и нефинансовых инструментов).
9. Создать условия для привлечения инвестиций в мелиоративный комплекс в целях увеличения объема производства продукции растениеводства на мелиорированных землях.
10. В целях модернизации мелиоративных фондов разработать меры по стимулированию при проектировании, строительстве и реконструкции гидромелиоративных объектов применения инновационных технических решений и современных технологий, обеспечивающих экономию водных и энергетических ресурсов и охрану окружающей среды.
11. Рассмотреть возможность разработки мер, направленных на проведение комплексных мелиоративных мероприятий на невостребованных, необрабатываемых земельных участках сельскохозяйственного назначения, в целях вовлечения таких земель сельскохозяйственное производство.
12. Реализовать меры, направленные на восстановление системы профессиональной и научной подготовки кадров в области земельных отношений, землеустройства и кадастра.
13. Рассмотреть вопрос о формировании единого информационного ресурса о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения, содержащего пространственную основу, сведения о характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, на основе интеграции с информационным ресурсом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

окончание см. https://leo-mosk.livejournal.com/6414384.html
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments